Танк Т-90: вес, тактико технические характеристики (ТТХ), толщина брони, транспортировка, экипаж, расход топлива

Краткая история создания

Парк бронетехники советских войск в восьмидесятые годы отличался разнообразием. В строю одновременно оказались: старший сын советского ОБТ Т-64, более дешевый и технологичный конкурент Т-72, ​​представитель нового поколения Т-80 с газотурбинным двигателем и его «родственник» дизель. «Т-80УД, и это только основные.

Фото Т-90

Помимо них в строю остались модернизированные «старые» Т-55 и Т-62.

Т-80 считался самым современным и эффективным — в то же время он оказался дорогим, сложным в производстве и использовании. В 1988 году начались работы по доведению надежного и безотказного Т-72 до требуемой эффективности.

Весной 1991 г было рекомендовано принять на вооружение опытный «Объект 188.

Предполагалось, что он будет называться «Т-72БУ», но в Советскую армию он так и не поступил. Он стал новейшей машиной российской армии и получил название Т-90.

Смена названия связана с желанием президента России Бориса Ельцина иметь совершенно новый танк. Также возможно, что после войны с Ираком в 1991 году репутация Т-72 была серьезно запятнана, и новое обозначение могло помочь продавать технику на экспорт.

Компоновка боевого танка Т-90 «Владимир»

 

Макет танка Т-90 «Владимир»

Конструкция Т-90 выполнена по классической для советской школы танкостроения схеме:

  • отделение управления вместе с сиденьем водителя расположено в передней части машины;
  • боевое отделение и башня — по центру;
  • двигатель и трансмиссия — в корме корпуса.

Компоновку танка можно было бы назвать удачной, если бы не одно «но» — пули внутри танка не помещаются в отдельные контейнеры или ящики, что увеличивает вероятность гибели экипажа при подрыве боеприпасов.

Особенностью машины, как и всех танков советского производства, начиная с Т-64 с зарезервированным объемом всего 11,0 м3, является высокая плотность упаковки, а также меньшие размеры магистрального резервуара, особенно его высота.

Сравнение размеров танков «Абрамс» и Т-90

Уменьшение внутреннего объема и высокая плотность компоновки были достигнуты за счет компактной схемы МТО с поперечным расположением двигателя, исключения заряжающего из состава экипажа, т.е использования А3 и ряда других конструкций меры.

Сравнение размеров танков «Абрамс» и Т-90

Корпус Т-90 сварной и по конструкции идентичен корпусу Т-72БМ. Дно — набивное, верх — многослойный лоб со встроенной реактивной броней. На резинотканевых боковых экранах установлены прямоугольные стальные экраны со встроенными элементами реактивной брони (ДЗО). У машины по три таких экрана с каждой стороны.

Особенности размещения реактивной брони на танках Т-90 (Российская Федерация) и Т-84 (Украина)

Механик-водитель расположен в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк, крышка которого находится в крыше. Его сиденье прикреплено к крыше корпуса, что увеличивает выживаемость водителя при подрыве мин под днищем автомобилей.

Место водителя в танке Т-90А образца 2004 года 19-й мотострелковой бригады. Владикавказ, Северная Осетия, 28 апреля 2011 г. (фото — Денис Мокрушин).

Для наблюдения за дорожными условиями на нем установлен призматический прибор наблюдения ТНПО-168 с большим полем зрения. Для ночного вождения возможна установка активно-пассивного прибора ночного видения ТВН-5.

Призменный наблюдательный прибор ТНПО-168Б Прибор ночного видения ТВН-5

Два других члена экипажа размещены в башне: стрелок слева и командир танка справа.

Пост наводчика танка Т-90А образца 2004 года 19-й ОМСБр. Владикавказ, Северная Осетия, 28 апреля 2011 г. (фото — Денис Мокрушин)

 

Командирское кресло в танке Т-90А образца 2004 года 19-й мотострелковой бригады. Владикавказ, Северная Осетия, 28 апреля 2011 г. (фото — Денис Мокрушин)

Башня танка заплавляется, имеет комбинированную броню спереди с углами курса до 35 °. Конструктивно она идентична башне Т-72БМ, но выполнена под установку огневого комплекса 1А45Т. Передняя часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты.

Новая сварная башня Т-90М по сравнению со сварной башней Т-90А

 

Комплекс ЗУР «Контакт-5» второго поколения (лоб корпуса) и самый современный ЗУР на башне модификации танка Т-90

Для повышения радиационной защиты экипажа машины, корпус и башня на рабочем месте покрываются покрытием, состоящим из водородсодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Водительское сиденье также покрыто крышей из того же материала.

При обстреле танка бронебойными подкалиберными снарядами прочность лобовой части корпуса эквивалентна ламинированной броневой стали толщиной 800-830 мм. Когда машина поражена кумулятивными боеприпасами и у танка есть встроенная реактивная броня, срок службы корпуса и башни такой же, как у брони 1150-1350 мм. В то же время у Т-90 есть и свои ослабленные зоны. В основном это зона возле устройства индикации механика-водителя, где толщина брони снижена из-за необходимости вывести устройство на крышу, а также место на башне возле пушки.

Башня Т-90 имеет довольно низкую высоту, а командирский купол сдвинут вправо. На крыше башни могут быть установлены навесные бронеблоки, обеспечивающие дополнительную защиту от атак с воздуха. Носовая часть машины оснащена остроугольным отвалом, на котором находится держатель для трала КМТ (4-10)

Устройство танка

Корпус Т-90 сварен из бронелистов, у первых моделей башня литая. Длина корпуса (без орудия) — 6,8 м. Последующие модификации башни стали сварными. Лобовая броня корпуса (верхняя часть) состоит из комбинированной брони, установленной с уклоном 680. Борта толщиной 70-80 мм вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя так же плохо защищает от попадания бронебойной пули).

Борта обшиты резинотканевыми экранами, частично — блоком динамической защиты. Для дополнительной защиты можно установить противонакопительные сетки, которые распространились за последнее десятилетие.

В конструкции башни Т-90 комбинированная броня использовалась для защиты лобовой проекции, частично — борта и крыши.

Высота достигает 2,2 метра, а вес Т-90 составляет около 46 тонн.

На Т-90 была установлена ​​система активной защиты «Штора». При попадании прицельного лазера «Штора» предупреждает экипаж и стреляет аэрозольными гранатами. Образовавшаяся дымовая завеса не только визуально скрывает танк, но и рассеивает лазерный луч.

Первая реактивная броня, появившаяся на Т-90, имела обозначение «Контакт-5». Он не защищал от тандемных зарядов и не работал на повышение сопротивления бронебойным снарядам. Новейшая модель комплекса защиты «Реликт», полученная на Т-90АМ, снижает бронепробиваемость вражеских снарядов на 40% и защищает от тяжелых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, обновленные блоки системы «Контакт» повышают ее эффективность почти до «реликтового» уровня.

Конструкция Т-90

Узкая компоновка негативно сказывается на выживаемости — топливные баки необходимо размещать в боевом отделении. Однако в более поздних модификациях они были изолированы от экипажа стальными переборками. Автомат заряжания остается уязвимым — он сидит за слабо защищенным бортом чуть ниже экипажа. Можно сказать, что на выстрелах сидят командир и оператор вооружения.

Расположение экипажа осталось неизменным с момента появления Т-64. Сиденье водителя расположено по центру передней части кузова. Стрелок находится в левой половине башни, а командир колесницы — справа от пушки.

Силовая установка Т-90 унаследовала от Т-72.

Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объемом 38,8 л, развивающий 840 л.с. В модификации Т-90А двигатель был заменен на улучшенную версию В-92, основанную на том же блоке. Его мощность достигает 1000 л. С. Коробка передач 7-ступенчатая, в комплекте раздельные планетарные коробки передач. Для удобства управления используются гидроприводы. Т-90 имеет торсионную подвеску, гидроамортизаторы.

Вооружение Т-90

Основным калибром танка является 125-мм пушка Rapier, «традиционная» для советской, а затем и российской техники. Т-90 получил модификацию 2А46М-5, точность которой (по сравнению со старыми версиями) была увеличена на 15-20%. Стабилизатор орудия был двухэтажным.

Танки Т-90

Карусельный автомат заряжания «достался» от Т-72, ​​но теперь им можно управлять с места командира. «Карусель» содержит 22 выстрела, остальные (всего до 43) — пачками в корпусе. Экипаж самостоятельно заряжает ими само орудие или может перезарядить автомат заряжания.

Для поражения бронетехники противника на Т-90 используются бронебойные подкалиберные снаряды, например 3БМ46 с урановым сердечником. Дальность прицеливания при стрельбе такими пулями составляет до 3000 м. Система заряжания танка Т-90С переработана и позволяет использовать новейшие пули с большим удлинением, такие как 3БМ60. Для повышения эффективности поражения пехоты в укрытиях был разработан осколочный снаряд с возможностью подрыва в воздухе и готовые элементы атаки.

Альтернативой подкалиберным холостым патронам может стать кумулятивная пуля 3БК31, тройная боевая часть которой может преодолевать двойную реактивную броню.
Через ствол орудия Т-90 может запускать управляемые ракеты. ПТРК 9М119М «Инвар» с лазерной наводкой имеет тандемную кумулятивную боевую часть с бронепробиваемостью (нормальная) до 700 мм. Боекомплект может быть дополнен ракетами с фугасными и термобарическими зарядами. Ракеты позволят поражать движущуюся цель на дальностях до 5000м.

Орудие, как и на предыдущих танках, спарено с 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Боекомплект — восемь лент по 250 патронов, практическая скорострельность до 250 выстрелов в минуту. Машины первых выпусков в качестве зенитной установки имели дистанционно управляемый крупнокалиберный пулемет НСВТ. Позже он был заменен на пулемет КОРД по внешнему виду, но другой по конструкции.

Двигатель ОБТ Т-90 «Владимир»

На Т-90 первых модификаций установлен четырехтактный четырехтактный дизельный двигатель В-84МС модели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и центробежным нагнетателем. V-84MS развивает максимальную мощность 840 л.с при 2000 об / мин.

12-цилиндровый дизельный двигатель В-84МС
Источник: http://www.uralmixtorg.ru/

На Т-90 более поздних модификаций Т-90А, С установлен двигатель модели В-92С2, который является обновленным В-84 и отличается от него установкой турбонагнетателя и улучшенной конструкцией, которая позволил увеличить мощность, развиваемую двигателем, до 1000 л.с при 2000 об / мин.

V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-92С2

Новая модификация танка Т-90М оснащена форсированным V-образным двигателем с обозначением В-92С2Ф (он же В-93) мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизельного двигателя В-99 (разработка серии 2Б) мощностью 1200-1400 л. С.

форсированный V-образный двигатель В-92С2Ф (он же В-93)

Технические характеристики двигателей для ОБТ Т-90

Характерная черта Мотор
Модель двигателя Б-92С2 В-92С2Ф (В-93)
Тип двигателя 4-тактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом
Система смешивания Прямой впрыск топлива
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 736 (1000) 831 (1130)
Запас крутящего момента, % 25
Частота вращения, с-1 (об / мин) 33,3 (2000)
Диаметр цилиндра, мм 150
Ход поршня главный (прицепной), мм 180 (186,7)
Рабочий объем, л 38,88
Удельный расход топлива, г / кВтч (г / л.с.ч), (не менее) 212 (156) 215 (158)
Ресурс, сейчас 1200 1000
Вес (кг 1020 1100
Удельная мощность, кВт / кг (л.с. / кг) 0,72 (0,98) 0,78 (1,07)
Максимальный крутящий момент, Нм (кг.м) 3920 (400) 4521 (461)
Минимальная температура холодного пуска -20 ° С
Окружающая рабочая температура от — 50 ° С до +50 ° С
Относительная влажность 98% при 20 ° C
Высота над уровнем моря, м до 3000

 

Хороший «ценник»

Успех Т-90 на мировой «танковой арене» можно объяснить рядом причин. Одно из главных преимуществ — оптимальное соотношение цены и качества. Согласно открытым источникам, экспортная стоимость Т-90С составляет около 2,5 млн долларов, модернизированного Т-90МС достигает 4,3 млн долларов. «Цена» на современные зарубежные аналоги начинается от 6 млн долларов минимум 8 миллионов долларов, немецкий Leopard — больше 10.

Волейбол
Волейбол на «Армате»: почему западные СМИ «обожают» новый российский танк

При этом, по словам военного эксперта Сергея Суворова, за последние 20 лет из танков, за исключением российского Т-90, практически ничего не продано. «Что ж, может быть, немцы продали Катару около 60 танков Leopard», — говорит он.

Основным покупателем российских танков является Индия. Первый контракт на поставку танков Т-90 был подписан в 2001 году. Согласно документу, компания УВЗ должна была поставить Министерству обороны Индии 124 готовых машины, а также комплекты машин для сборки еще 186 танки вооружены. В 2004 году Россия и Индия подписали дополнительный контракт на лицензионное производство тысяч танков Т-90, а спустя три года заключили договор на поставку еще 124 готовых машин, а также комплектов машин для сборки из 223 машин танки

Индийские военные любят наш Т-90, конечно, по каким причинам. Уже 30 лет они управляют танками Т-72, ​​и, поскольку Т-90 во многом унифицирован, его легче обучать, обслуживать и обслуживать. Кроме того, в Индии был построен завод по производству Т-72, ​​на котором тогда была организована сборка Т-90, Сергей Суворов, кандидат военных наукТанки Т-90 во время парада в честь Дня независимости Индии, 2016 EPA / HARISH TYAGI
Танки Т-90 во время парада в честь Дня независимости Индии, 2016 г. © EPA / HARISH TYAGI

Даже среди покупателей Т-90:

  • С 2013 года Азербайджан получил 94 Т-90С, контракт был подписан в 2011 году.
  • Алжир в 2006-2012 годах получил 308 танков Т-90СА по двум контрактам. В 2014 году «Рособоронэкспорт» подписал третий контракт на поставку еще около 200 автомобилей. По этому соглашению в 2015-2016 годах из России было поставлено около 100 боевых машин.
  • В 2009 году Туркменистан получил 10 Т-90С. Летом 2011 года был подписан контракт на поставку еще 30 единиц, о ходе его реализации в СМИ не сообщалось.
  • Уганда в 2011 г поставила 44 Т-90С (контракт 2010 г).

Потенциальными покупателями Т-90 эксперты также назвали Вьетнам, Индонезию, Казахстан, Кувейт и Таиланд. По данным Forbes, в ближайшие годы будет продано не менее 1000 новых танков этого типа, и, учитывая продолжающиеся переговоры с Кувейтом (146 танков Т-90МС) и Индией (464 танка Т-90МС), есть перспективы у увеличение портфеля заказов до более 1600 машин этого типа.

Иран рассчитывает на собственное производство такой бронетехники. «Производство танков в стране налажено, и на данный момент нет необходимости закупать их за границей», — сказал командующий иранскими сухопутными войсками бригадный генерал Ахмад Реза Пурдастан, отвечая на вопрос о перспективах закупок российскими танки. «Генеральный штаб вооруженных сил Ирана объявил, что танк Т-90 будет предпочтительнее для любых закупок. Но, исходя из возможностей страны, о приобретении танков Т-90 в настоящее время не может быть и речи, и мы хотим производить бронетранспортеры транспортных средств в нашей стране », — объяснил Пурдастан решение иранского штаба.

Конструкция боевой машины

Т-90 — основной танк. Это означает, что он может стать единой универсальной моделью, подходящей для оснащения всех частей Сухопутных войск. Конструкция машины и ее вооружение позволяют использовать танк Т 90 в любой климатической зоне и успешно решать все задачи, поставленные командованием.

Компоновка

Кресло водителя-механика Т-90С
Место водителя танка Т-90С первой серии. Крупный план — рулевые рычаги

Перед Т-90 находится диспетчерская, где расположено рабочее место механика-водителя танка. Изначально машину нужно было поворачивать с помощью «традиционных» рычагов. Начиная с модификации Т-90М, в отделении управления появилось гораздо более удобное рулевое колесо.

Центральная часть танка отведена под боевое отделение. Башня вращающаяся, справа — место командира экипажа, слева — место наводчика. Кроме того, внутри боевого отделения размещено основное вооружение танка и почти весь боекомплект.

В задней части Т-90 находится моторный отсек. В нем размещены дизельный двигатель и гидромеханический редуктор.

Поэтому компоновка Т-90 классическая. Он отличается от танков западного производства главным образом небольшим внутренним объемом, который составляет всего 11 кубометров. Для этого конструкторам пришлось значительно увеличить плотность размещения различных узлов и агрегатов. В результате Т-90 стал намного компактнее танков НАТО или Израиля.

Бронирование

Корпус танка Т-90 выполнен из высокопрочной стали особого качества, все элементы соединены между собой сваркой. Толщина брони нестандартная, наиболее защищенной является лобовая проекция. Башня, начиная с модификации Т-90А, также была сварной, но на экспортной серии Т-90С она была литой.

Верхняя лобовая броня наклонена под углом 68 градусов (другие танки, разработанные в послевоенные годы в СССР, отличаются такой же характеристикой).

Башня Т-90А
Расположение элементов защиты на башне танка Т-90А

Следует отметить, что на Т-90 использовалось комбинированное многослойное бронирование лобовой части корпуса и башни. Боковые свесы и крыша защищены несколько слабее. Они лишь частично состоят из композитной брони.

Уровень защиты лобовой проекции Т-90 от попадания бронебойной пули меньшего калибра эквивалентен таковой, обеспечиваемой однородной стальной пластиной толщиной 830 миллиметров. Это далеко не так много, как, например, на танке M1 Abrams, но у Владимира есть еще и дополнительная реактивная броня. Его элементы установлены на верхней лобовой части корпуса, на верхней части башни и на бортовых юбках. Динамическая защита предотвращает поражение танка как кумулятивными боевыми частями современных гранатометов и противотанковых управляемых ракет, так и бронебойными подкалиберными снарядами.

Силовая установка

«Оригинальный» двигатель танка Т 90 — Б-84С. Его максимальная мощность составляла 840 лошадиных сил. Появившийся в 2004 году Т-90А получил более современный двигатель В-92С2. Использование турбонагнетателя и ряда других доработок позволило довести мощность силовой установки до 1000 л.с.

В 2011 году на Т-90СМ впервые был установлен опытный двигатель В-92С2Ф (первоначальное название — В-93). Мощность двигателя составляла 1130 л.с. «Тюнинг» этой силовой установки завершился в 2017 году. Судя по всему, этим же двигателем будут оснащаться танки Т-90АМ для российской армии (или даже его более поздняя версия Б-99.

Все эти двигатели многотопливные. Они бывают 12-цилиндровыми и четырехтактными, с V-образной конструкцией и непосредственным впрыском.

Двигатель В-92С2
Двигатель В-92С2

Трансмиссия и ходовая часть

Первые танки Т-90 оснащались гидромеханической коробкой передач. Сообщается, что Т-90МС оснащен «роботизированной коробкой» — более совершенным устройством, автоматически выбирающим оптимальный режим передачи. При этом сохранен прежний набор передач — семь передних и одна задняя.

Шасси Т-90 было скопировано с танков Т-72Б без доработки. Со времени модификации Т-90А были внесены улучшения. Подвеска — индивидуальная торсионная. На трех его узлах установлены гидравлические амортизаторы, обеспечивающие плавное движение даже при движении по очень пересеченной местности. Расположение ведущих колес заднее (как у Т-72).

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за окружающим пространством командир экипажа может использовать прицельно-наблюдательный комплекс Т01-К04, входящий в систему управления огнем. У водителя есть прибор ТНПО-168, обеспечивающий достаточно широкий угол обзора, что облегчает управление танком. Допускается замена ТНПО-168 на активно-пассивный прибор ночного видения ТВН-5.

Последующие модификации Т-90 оснащались телевизионной системой, предназначенной для отображения задней полусферы. Это позволяет водителю двигаться задним ходом без посторонней помощи, в то время как другие члены экипажа могли оперативно заметить угрозу с непосредственного «тыла».

Радиостанция «Балестра-50К»
Радиостанция «Арбалет-50К» для командирских вариантов танка Т-90

Связь на обычном танке осуществляется с помощью ультракоротковолновой радиостанции (Р-163-50У). Максимальное расстояние 20 километров. Командные машины оснащены коротковолновой радиостанцией «Арбалет-50К» с дальностью действия 50 км.

Сравнение с иностранными аналогами

Главное, что отличает Т-90 от большинства зарубежных танков, — это относительно небольшие габариты и масса. Боевая масса одной из последних модификаций российской боевой машины Т-90МС не превышает 48 тонн, а ее главный «потенциальный противник» — американский M1 Abrams — более 63 тонн.

Примерно столько же имеют два других известных западных танка, немецкий Leopard 2 и английский Challenger. Израильская «Меркава» выглядит своеобразным «чемпионом» — 70 тонн.

Основная причина столь значительного разрыва в массе — отсутствие у зарубежных танков автомата заряжания. По этой причине необходимо включить в экипаж еще одного человека и значительно увеличить забронированный объем.

Французский танк «Леклерк» в этом контексте является исключением: он также оснащен автоматом заряжания и поэтому весит намного меньше своих «натовских аналогов» — 54,6 тонны (более поздние модификации — до 57 тонн).

Огромная масса и большие размеры могут, конечно, произвести сильное внешнее впечатление на плохо подготовленного противника, но на самом деле такие качества нельзя считать положительными.

Танк
Израильский танк «Меркава 4». Боевая масса — более 70 тонн

Западные танки гораздо сложнее перевозить по любой дороге, перебрасывая их по фронту или с одного театра боевых действий на другой. Неудивительно, что логистическим специалистам стран НАТО, прекрасно зная, сколько весит танк Т 90, таким показателям можно только позавидовать.

Большие габариты иномарок, особенно в боковой проекции, являются настоящим подарком партизанским формированиям, вооруженным гранатометами и ПТУР — следует учитывать, что именно с таким противником приходится бороться современным армиям.

Вообще, традиционные заявления в западной прессе о подавляющем технологическом превосходстве американских или немецких танков над российскими плохо сочетаются с необходимостью перезаряжать орудие вручную. В ближайшем будущем, когда на поле боя появятся машины с необитаемой башней или полностью беспилотные танки, отсутствие штурмовой винтовки нельзя будет выдавать за преимущество, как это делается сегодня в пропагандистских целях.

На Западе по неизвестной причине широко распространено мнение, что их танки обладают большей огневой мощью, чем Т-90. Действительно, баллистические характеристики зарубежных 120-мм орудий практически ничем не отличаются от 125-мм орудия 2А46М-5. Единственным реальным плюсом можно считать наличие в боекомплекте американских «Абрамсов» подкалиберных пуль с сердечником из обедненного урана.

Еще одно характерное отличие Т-90 (как и других российских ОБТ) — возможность запуска управляемых ракет через ствол пушки. В серийных западных автомобилях сегодня такого нет. Совершенно очевидно, что это дает Т-90 некоторое преимущество в дальнем бою.

Танк «Леклерк»
Французский «Леклерк» — самый легкий и самый дорогой западный танк

Электронное оборудование

Система управления огнем «Иртыш» была унаследована от первых танков их предшественника Т-80. Но уже доработанный танк Т-90А получил новую систему управления огнем (СУО) 1А42. Включает в себя прицельное устройство наведения дальномера (объединяющее лазерный дальномер с прицелом) и автоматический электронный баллистический вычислитель 1В528-1.

Фото внутри танка т 90

Прибор наблюдения Т01-К04 позволяет вести огонь не только из зенитного пулемета, но и из основного оружия. В ночное время может работать как в пассивном, так и в активном режиме (с подсветкой цели ИК-осветителем.

В более поздних сериях СУО была модернизирована, и модификации танка AM (SM) получили новую систему Kalina. Этот многофункциональный комплекс объединяет в себе не только прицелы и компьютеры: он интегрирует танк в электронную систему управления дивизионом, повышая эффективность взаимодействия с другой бронетехникой и пехотой.

Тепловизоры первых машин относились к первым моделям и значительно уступали аналогичным зарубежным.

В более поздних сериях (и некоторых экспортных версиях) устанавливались тепловизионные камеры французского производства. Для связи используется радиостанция Р-163-50У, работающая в диапазоне УКВ. Командирские модели также получили коротковолновую радиостанцию ​​с дальностью действия до 50 км.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены технические характеристики Т-90А, как наиболее распространенной модели, и его ближайших аналогов и конкурентов.

Т-90А Леопард 2А6М Challenger 2

Длина / Ширина, мм 9530/3780 6670/3700 11570/3520
Боевая масса, т 46,5 68,5 62,5
Экипаж, чел 3 4 4
Основное вооружение, боеприпасы 125-мм гладкоствольный пистолет 2А46М-5, 43 выстрела 120-мм гладкоствольная пушка РХ-120, 42 выстрела 120 нарезная пушка L30E4, 52 выстрела
Автоматический загрузчик Там есть
Вспомогательное оружие 1х 7,62-мм пулемет ПКТ, 1х 12,7-мм пулемет КОРД 2 7,62-мм пулемета MG3 2 х 7,62-мм пулемета L94 и L37
Управляемое оружие Рефлекс-М
Приостановка Торсионный стержень Торсионный стержень Гидропневматический
Тип двигателя 12-цилиндровый дизельный двигатель В-92С2 12-цилиндровый дизель MB 873 12-цилиндровый дизельный двигатель CV-12
Мощность силовой установки, л.с вместе с. 1000 1500 1200
Максимальная скорость, км / ч 70 72 56
Запас хода, км (по трассе) 550 550 400

Судя по цифрам, российский танк не уступает конкурентам по скорости и запасу хода. С точки зрения стратегической мобильности он превосходит его благодаря своему весу и меньшим габаритам, что облегчает транспортировку. Не исключено, что более совершенный автомат заряжания Leclerc может дать ему некоторые преимущества в бою из-за высокой скорострельности.

Т-90 дисплей

Также стоит упомянуть, что систему заряжания Т-90 пришлось доработать, чтобы использовать новые (более длинные) снаряды, ограничивающие боевые возможности первых танков.

Преимущество российских танков (не только Т-90) — наличие обыкновенной осколочной пули.

Большинство западных конкурентов считают осколочный снаряд HEAT «многоцелевым» боеприпасом, а британцы по-прежнему используют осколочно-фугасные бронебойные боеприпасы. С другой стороны, американцы разработали для «Абрамса» как картечь, так и бронебойные пули.

Управляемое оружие пока широко не используется (за исключением, пожалуй, израильских ракет LAHAT). При этом до сих пор неизвестны случаи, когда танку приходилось применять в бою ПТУР.

Модификации

За танками линейки Т-90 последовала версия командира — Т-90К, оснащенная дополнительной радиостанцией и системой навигации. В 2004 году начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной броней и улучшенными тепловизионными камерами. В 2006 году на этом танке был также командирский вариант Т-90АК, также с более мощным радионавигационным оборудованием.

Фото танка Т-90

Проект «Прорыв» привел к появлению серьезно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительных боеприпасов, другие модификации включают рулевое колесо вместо рычагов управления и трансмиссию, автоматически переключающую передачи.

А вариант Т-90М получил новую пушку 2А82 и другую компоновку — топливные баки и боеприпасы были перенесены для увеличения выживаемости.

Особо следует отметить танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК в целом были похожи на оригинальный Т-90, но проекторы Штора на них не устанавливались. Модели Т-90СА и Т-90СКА производились специально для Алжира. Т-90, доработанный для санкционированной сборки в Индии, даже получил собственное название «Бишма”.

Т-90СМ

Самый последний танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ и соответствует по его данным танку Т-90АМ. На шасси Т-90 строилась инженерная техника: «самоходки» артиллерии и РСЗО. Особого упоминания заслуживает оригинальная боевая машина огневой поддержки, прикрывающая танки в бою.

Abrams не помеха

Американские военные, которые всегда заявляли, что их танки Abrams — лучшие в мире, теперь более довольны своими рейтингами и называют Т-90 аналогичной техникой.

Я считаю, что Abrams по-прежнему одни из лучших в своем классе по боевым системам. Так что паритет есть. Подобные машины есть в Израиле, Великобритании и России. Я думаю, что Т-90, вероятно, очень близок (к «Абрамсу»): люди говорят о танке «Армата», но, насколько я понимаю, он еще не сдан в эксплуатацию Джон Мюррей, начальник штаба армии США, генерал-лейтенантТанк M1 Abrams EPA / VALDA KALNINA
Танк M1 Abrams © EPA / VALDA KALNINA

Мюррей также отметил, что сейчас технологическое развитие танка Abrams уже «достигло предела». «Итак, нам пора задуматься о танке нового поколения. Меня беспокоит, что сейчас, в обозримом будущем, я не вижу никаких прорывных технологий, которые позволили бы нам получить более легкий танк. Чтобы построить новый 75-й калибр. «Танк танк, я полагаю, было бы ошибкой, если бы требования к его защите остались прежними», — резюмировал он.

Т-72Б3: Секреты основного танка российской армии
Т-72Б3: Секреты основного танка ВС РФ ТАСС рассказывает о характеристиках и боевом потенциале самого спортивного танка ВС РФ

Российский танк был выбран не случайно. Это самый низкий профиль в мире, и, более того, он намного легче, чем все современные западные аналоги. У Т-90 46,5 тонны: на 12 тонн меньше, чем у французского Leclerc и немецкого Leopard; На 10,7 меньше, чем у американского Abrams. «Рахичность» позволяет танкам быть не только незаметными на поле боя, но и, как шутят сами нефтяные танкеры, «удобно путешествовать поездом по Европе». Иностранные танки на платформах цепляются башнями за верхние края железнодорожных тоннелей.

Т-90 — основной танк для получения тактического преимущества на поле боя. Запас хода более 500 км, для сравнения у Abrams — 410 км. «Я бы не осмелился утверждать, что чьи-то тактико-технические характеристики превосходят Т-90. Во многом даже проигравший», — заявил ТАСС военный эксперт Суворов.

Т-90 имеет превосходство в огневой мощи благодаря наличию противотанкового комплекса. Что касается мобильности, у нас превосходный запас хода. По условиям действия в пустынной пыли Абрамс вообще «стоит на месте». Фильтры забиты. По надежности и ремонтопригодности Т-90 намного выше Сергея Суворова, кандидата военных наук

Более современный Т-90 имеет четырехтактный многотопливный 12-цилиндровый дизель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. (831 кВт) с жидкостным охлаждением. Его установка позволила получить самую большую удельную мощность двигателя для танков этого типа в мире. Это позволяет машине успешно перемещаться как по бездорожью, так и по пересеченной местности со скоростью до 70 км / ч на расстояние более 500 км без дозаправки.

Т-90 способен преодолевать водную преграду глубиной 5 метров, ров шириной 3 метра, вертикальную стену высотой 1 метр. За эту прыгучесть танк получил прозвище «летающий». Он способен подниматься и спускаться под углом до 30 градусов.

Индия — страна слонов и танков

Поставки Т-80УД в Пакистан во многом способствовали экспортному успеху Т-90С. Давний соперник Пакистана, Индия, не могла остаться равнодушной к приему от беспокойного соседа новой танковой дивизии, что нарушило военный паритет в регионе. С другой стороны, надежды на соблюдение сроков программы разработки своего индийского танка Arjun уже не было. Поэтому, учитывая значительное количество советских танков Т-72М и Т-72М1, имеющихся в наличии в Индии, индийцы, естественно, проявили интерес к Т-90. Предварительные переговоры, консультации и соглашения тянулись более двух лет, пока в апреле 1999 года не было достигнуто соглашение об испытаниях трех Т-90 в Индии. Все три танка отличались друг от друга. Тепловизионные изображения были разные: «Ноктюрн» или «Эсса», только один танк был оснащен системой «Штора», два танка имели оплавленные башни, а третий — сварной.

В мае-августе Т-90С прошел программу испытаний в пустыне Тар, в экстремальных условиях: днем ​​здесь жара достигала 50 ° C. В этой жаркой пустыне машины проехали 2000 км и затем произвели 150 выстрелов. Индийские военные остались довольны результатами испытаний и начали длительный процесс согласования условий контракта. На востоке любят и умеют договариваться, поэтому окончательное подписание контракта состоялось почти через полтора года — 15 февраля 2001 года в Дели. По его условиям Россия обязалась поставить Индии 310 танков Т-90С, которых было достаточно для перевооружения танковой дивизии (к тому времени Пакистан уже получил все 320 танков Т-80УД). Из них 124 были собраны в России и доставлены заказчику в готовом виде, а 186 танков должны были быть собраны сборочными единицами в самой Индии на государственном заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в городе Авади (штат Тамил Наду). Общая стоимость контракта составила 800 миллионов долларов, поставки были завершены в 2003 году.

Так что же индейцы получили за свои деньги? В результате постоянных запросов в 1992 году они получили не только экспортный Т-90С в исходной комплектации, но и машину, объединившую (по их мнению) все лучшее из трех предложенных для испытаний образцов. Интересно, что этот «индийский» Т-90С значительно превосходил Т-90 образца 1992 года, поставленный Уралвагонзаводом для российской армии. На индийских танках вместо ночного прицела БуранПА, который устанавливался на российских машинах, был установлен более совершенный тепловизионный прицел совместного франко-белорусского наводчика «Эсса». Командир получил прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С «Агат-С». Индийцы отказались от оптико-электронного комплекса подавления «Штора-1», а вместо его осветителей в передней части башни установили дополнительные трапециевидные контейнеры комплекса динамической защиты «Контакт-5», в результате чего защита башни увеличилась по сравнению с танки россияне. Примечательно, что индийцы призвали к усилению противоатомной защиты. По их просьбе толщина антинейтронного заряда была увеличена почти вдвое, несмотря на то, что антиядерная защита российских Т-90 уже считалась достаточно мощной. Учитывая, что вечные противники — Индия и Пакистан — оба являются членами ядерного клуба, это требование предполагает, что индийские военные не исключают применения тактического ядерного оружия в возможном вооруженном конфликте с Пакистаном. Все индийские Т-90С (кроме первых сорока машин) были оснащены сварными башнями, усиленным шасси и дизельным двигателем В-92С2 мощностью 1000 лошадиных сил (напомним, что российские Т-90 в то время имели дизельный двигатель В-84 с двигателем мощностью 840 л.с.).

Применение в боях и след в истории танкостроения

Есть заявления о танках Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. Но его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии используются танки Т-90 российской армии.

За более чем два года было потеряно только 2 танка и еще 2 были выведены из строя.

На известном видео запечатлен Т-90, который остался невредимым после попадания ракеты TOW в башню. Но опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остается его уязвимой зоной.

Т-90 с оторванной башней

Пожалуй, будет справедливо сказать, что сам Т-90 — «след в истории танкостроения». След, оставленный идеями, впервые материализовался в Т-64. Т-90 вобрал в себя все лучшее от своих предшественников: надежность Т-72, ​​технический «прогресс» Т-80.

Танк Т-90 стал лучшей и самой мощной машиной в этом масштабе развития. И в то же время он ознаменовал свое завершение, когда был разработан совершенно новый танк Т-14. При этом по боевому качеству Т-90 продолжает поддерживать себя на высоком уровне и не рискует быть выведенным из эксплуатации в ближайшее время.

очень легко отругать Т-90, назвав его «просто модернизацией Т-72». Но и Abrams, и Leopard — это отнюдь не новые танки, а модификации самих себя 30 лет назад.

Ирония: Если бы за танком осталось обозначение Т-72БУ, никто бы не сказал, что старую машину выдавали за новую.

Конечно, Т-90 не предназначался для контрпартизанских войн, но, в первую очередь, ни один из его конкурентов (кроме, пожалуй, танка «Меркава») для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 достойно показывает себя. А преемственность конструкции позволила выпустить танк в тяжелые для страны годы. Сегодня это один из лучших образцов танков, и это бесспорно.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии