Танк Т-54

Характеристики среднего танка Т-54/Т-54Б

Боевая масса, т 36,5
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм:
длина с ружьем вперед 9000
длина 3270
рост 2400
разрешение 425/468
Броня, мм
передняя часть корпуса 100
перед башней 115-190
Вооружение:
Нарезная пушка Т-54 100 мм Д-10Т; два 7,62-мм пулемета СГ-43; 12,7-мм пулемет ДШК-М
100-мм нарезная пушка Т-54Б Д-10Т2С; два 7,62-мм пулемета СГМТ, 12,7-мм пулемет ДШК
Боеприпасы:
34 патрона, 3500 патронов калибра 7,62 мм, 200 патронов калибра 12,7 мм
Мотор В-54 / В-54Б, дизельные, V-образные, 12-цилиндровые, жидкостного охлаждения, мощностью 520 л.с вместе с.
Удельное давление на грунт, кг / см2 0,81
Скорость по шоссе, км / ч 50
Круиз по шоссе, км 400
Преодоление препятствий:
высота стены, м 0,80
ширина котлована, м 2,70
глубина брода, м 1,40

Производство

Средний танк Т-54 выпускался серийно до 1959 года на заводах в Харькове, Омске и Нижнем Тагиле. Всего известно 16775 машин. На смену ему пришел Т-55.

Фото танка Т-54

Кроме того, аналогичные танки собирались в КНР. Но китайцам удалось создать свой экземпляр, получивший название «Тип-59». С 1969 по 1974 год только КНДР смогла собрать 300 танковых единиц из комплектов, поставленных СССР.

С 1954 по 1964 год Польша произвела 1500 Т-54.

Чехословакия собрала 1800 лицензионных автомобилей с 1958 по 1963 год.
Общий объем производства Т-54 во всех странах превысил 20 тысяч единиц. При этом не в счет китайский проект, который полностью копировал советскую машину, а выпускался отдельно.

Двигатель и его характеристики

Значительное увеличение массы брони потребовало нового мощного двигателя. Кроме того, если производство новых чемоданов может производиться относительно быстро, этого нельзя сделать с помощью двигателя из-за большого количества деталей. Самым массовым танковым двигателем того времени был дизель В-2 с Т-34, поэтому его модификация — В-54 — поставлялась на Т-54. Этот двигатель уже предлагал варианты с почти идеальной эффективностью. Достаточно сказать, что КПД был уже почти на уровне 250 г / кВт, что соответствует самым современным стандартам. Разработчик и производитель Б-54 — Челябинский тракторный завод.

Двигатель Т-54

В-54 — тихоходный 12-цилиндровый дизельный двигатель. Мощность — 520-550 л.с. Низкие обороты двигателя значительно повышают его надежность (снижаются нагрузки на конструкцию), но требует большого объема работ. В-54 имеет объем 38,8 литра. Показатель литровой мощности — 14,5 л.с. / л. Например, в быстроходном дизельном двигателе легкового автомобиля этот показатель достигает 70 л.с. / литр, что в пять раз больше. Несмотря на огромный объем двигателя, его масса невелика — около 960 кг. Дизель работает по классической четырехтактной высокоэффективной схеме. Уменьшен рабочий диапазон оборотов двигателя: 2000-2400 об / мин. По эффективности это имеет только положительный эффект.

Двигатель В-54 выпускается также в гражданском исполнении. Двигатель В-55 можно приобрести и использовать для привода дизельных электростанций, грузовиков, экскаваторов, универсальных шасси. Достаточно широкое применение этих двигателей в нефтегазовой отрасли: буровые платформы, вездеходы, насосы.

Разработка и конструкционные особенности

Разработка Т-54 велась в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствовать лучший танк Т-34 времен Великой Отечественной войны. Работы по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А. Морозов. Несколькими годами ранее он сам успешно разработал Т-34. Общая схема бронекорпуса и наклон лобовой части практически не изменились. Общее сходство Т-54 с Т-34 хорошо видно внешне. Изменена форма башни. Он стал более округлым с уменьшенным профилем высоты, но главное новшество — реорганизация двигателя и трансмиссии. Вместо продольного расположения двигателя использовалось поперечное, что значительно освободило место для загрузки боеприпасов и экипажа.

Устройство Т-54

Инженеры много работали над подбором рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет ровной под углом 90. Это прекрасно видно по внешнему виду Т-54, что и придает ему такой необычный вид. Сейчас это довольно привычные решения, которые перекочевали в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторское решение. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Интересное мнение высказал полковник Е.А. Кульчинский (председатель госкомиссии:

… «Новый танк произвел впечатление. Форма брони учитывала углы встречи с пулями противника, что придавало корпусу аэродинамические очертания и красоту. Эта необычная красота форм рассказала специалистам о высоких технических параметрах боевой машины. Гусеницы с тонким звеном и 10 опорными колесами указали на способность двигаться с высокой скоростью. Длинный ствол пистолета — для высокой начальной скорости.»…

С момента разработки в 1944 году до серийного производства в 1950-х годах танк Т 54 претерпят более 650 различных модификаций, рекомендованных госкомиссией. Появятся гусеничные фонари и изменится дизайн башни. С каждой новой доработкой обнаруженные недостатки устранялись. Т-54 — основной средний танк серийного производства. К его дизайну подошли очень тщательно, потратив сотни часов на тестирование.

Боевые операции

Наиболее известные локальные военные конфликты, в которых участвовали Т-54 и их последующие модификации:

  1. Восстание в Венгрии (1956 г.).
  2. Шестидневная война (вместе с Египтом и Сирией против Израиля — 1967г.).
  3. Вьетнамская война вместе с войсками севера страны (1965-1974 гг.).
  4. Индо-пакистанские конфликты.
  5. Арабо-израильский конфликт (1973 г.).
  6. Афганский конфликт (1979-1989 гг.).
  7. Война в Персидском заливе (1991г.).

Конструкция танка оказалась настолько удачной, что использовалась десятилетиями практически без изменений. Доказательством этого является использование машин по всему миру до конца двадцатого века.

Модификации и современные модели

Т-54 — рекордсмен по количеству замен. Известно более 100 модификаций, и проектные работы в этом направлении продолжаются во многих странах:

  • МБР-2 — бронированная машина разминирования;
  • Объект-350 — зенитная самоходная установка с 54-мм автоматической пушкой;
  • АТ-Т — трактор с автомобильной кабиной на шасси Т-54;
  • БТС-2 — артиллерийский бронированный тягач;
  • ГПМ — гусеничная пожарная машина для тушения пожаров на военных складах;
  • СПК-12 — ракетный кран;
  • БРЭМ-3 — бронированная спасательная машина;
  • ОТ-54 и ТО-55 — 54 огнеметных танка;
  • СУ-122 — САУ на базе Т 54.

Также есть «модификационные изменения». Например, на базе трактора АТ-Т производятся радиолокационные машины, военные краны, траншеекопатели, землеройные машины и другая техника. Китай занимается самой активной модернизацией танков Т-54.

Конструкция

Важным отличием от предыдущих танков была мощная 100-мм пушка, не имевшая на тот момент мировых аналогов по бронепробиваемости. Бронебойный снаряд пробил вертикальный броневой лист толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, аналогичные характеристики на серийных средних танках британцы смогли достичь только 12 лет спустя.

Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.

Начальная скорость осколочно-фугасного или бронебойного снаряда составляла 900 м / с. Общая боевая часть составляла 34 снаряда.

Большое значение имело расположение двигателя, который конструкторы традиционно размещали в корме корпуса, но подвижным. Благодаря такому решению удалось значительно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.

Кроме того, выяснилось, что это привело к сокращению длины машины и перемещению башни к центру корпуса. Таким образом удалось устранить серьезный недостаток конструкции предыдущих версий — люк механика-водителя в передней части корпуса (очень уязвимое место).

Конструкция Т-54

Силовой установкой служил двигатель В-54. Это модификация дизеля Фау-2, который устанавливался на легендарный Т-34. Новый двигатель позволял развивать скорость до 50 км / ч по шоссе, танк имел довольно неплохую запас хода — до 330 км при общем объеме бака 730 л.

Значительным достижением стало использование полуавтоматической системы углекислого газа для тушения пожаров. Т-54 получил бортовую радиостанцию ​​10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для связи экипажа.

На Т-54 используется независимая подвеска с торсионным стержнем.

Благодаря этому удалось опустить танк на 30 см ниже прототипа. С каждой стороны было по 5 барабанов. Первым и последним были гидроамортизаторы. Ведущие колеса сзади.

Гусеницы представляют собой небольшие звенья, состоящие из 90 гусениц, на них явно выделяются плавники для увеличения грузоподъемности днища. Применялась шестеренчатая сцепка с ведущим колесом. Ширина дорожек 50 см.

Прицел для Т-54 изначально оказался неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Лишь более поздние модификации машина получила неплохой функционал: независимая стабилизация зрения, ночное видение, лазерный дальномер, расчет баллистической траектории.

Дополнительное вооружение состояло из пулемета СГ-43, двух пулеметов, дистанционно управляемых летчиком-механиком (тоже СГ-43), размещенных в броневых ящиках на крыльях (все 7,62 мм). На башне также установили 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Т-54 ДШК

Кузов собирали из сварных ламинированных листов и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100-мм листов. Верхний крепился под углом 60 °, а нижний — 55 °. Толщина вертикальной бортовой брони составляла 80 мм. А наверху 45 мм кормовая броня размещалась под углом 17 °. Дно было защищено листами толщиной 20 мм.

Т-54 имел крытую башню в форме полусферы.

В целом первые заводские образцы получили значительно уязвимую башню, выражавшуюся наличием обратного скоса в нижней части (замана). Но форму быстро исправили, полностью устранив дефект. В целом по броневой защите башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги не менее чем на 30%.

Экипаж Т-54 состоял из 4 человек. В пилотируемой башне размещались три: командир экипажа, наводчик (все с левой стороны орудия) и магазин (с правой стороны). В носовой части корпуса нашлось место механику-водителю. Кстати, люк механика находится не точно по центру корпуса, а слева, что затрудняло руление, особенно на пересеченной местности.

Бронирование и другая защита

При разработке Т-54 ставилась задача сделать бронирование полностью неуязвимым для 76 и 88 мм снарядов. Так что кумулятивных снарядов не было и эти требования были вполне реальными. В полной аналогии с легендарным Т-34 самым мощным является переднее бронирование. Созданию Т-54 предшествовал Т-44. Передняя броня увеличена на 30% до 90 мм. Боковая броня — 75 мм. Т-54 пошел еще дальше. Лобовой лист и часть башни — 150-180 мм. На борту — 90-150 мм. Финальный вариант Т-54 уже имел 200-мм бронированную башню. Эти цифры находятся на нынешнем уровне для среднего танка массой 35 тонн, несмотря на то, что продукт был разработан 70 лет назад.

Танк Т-54 использует стальную броню. Бока закатаны. Башня и передняя часть корпуса объединены. Также впервые на среднем танке стали использовать броневые щиты в верхней части гусениц. С ними танки приобрели современный вид. С лобового броневого щита убран прорезь механика-водителя. Для Т-34 это было очень уязвимое место. Когда пуля попадала в броню, удар через отверстие вызывал ослепляющий и оглушающий эффект. Т-54 был обнаружен оптическими приборами наблюдения. Их использование позволило улучшить обзор вокруг танка, что особенно важно при ведении боев в городских условиях.

Т-54 в разрезе

Слишком большая броня не допускается массой танка. При проектировании было поставлено условие — сохранение высокой маневренности и подвижности, чтобы не повторять ошибок сверхтяжелых танков. В 1940-е годы не было скоростных электронных систем рулевого управления (ПТУРы также управлялись вручную по тросам), поэтому скоростной танк был отлично защищен. Усиление бронирования, сохранение низкого веса и отказ от более мощных двигателей (которые нельзя быстро спроектировать) можно сделать только за счет уменьшения забронированного объема. Внутреннее пространство оказалось сжатым при существенно переработанной эргономике. Легкий танк Т 54 весил 36 тонн, несмотря на то, что толщина брони башни достигала 200 мм.

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

После выпуска Т-54 в СССР в США спроектировали и начали производство М-48 как танка следующего поколения (позже его заменил М-60).

Танк Т-54

В Европе первую скрипку сыграли британские средние танки Centurion A41.

Т-54, СССРМ-48, США Centurion A41, Великобритания
Длина, м 6.2 6,96 7.2
Ширина, м 3,27 3,63 3,39
Высота, м 2,21 3,24 3.0
Масса, т 36 44,8 43-51
Лобовая броня, мм 100 110 76-126
Пистолет Д-10Т, 100 мм М-41, 90 мм L7, 105 мм
Дополнительное оружие 1х12,7мм ДШК, 3х7,62мм СГ-43 1х12,7-мм M2HB, 1х7,62-мм M1919A4 2×7,62 мм Besa, 1×7,62 мм Browning, 1×12,7 мм Browning, 1×20 мм Polsten
Двигатель, мощность, л.с. 520 704 600-650
Максимальная скорость, км / ч 50 45 35 год
Запас хода, км 290–320 110 192

Советский танк значительно увеличил дальность и скорость передвижения. Эти качества, безусловно, добавляли преимущества на поле боя, а по Т-54 было еще труднее поразить, так как он был одним из самых низких в мире.

Трансмиссия Т-54

Т-54 с экипажем

Для гусеничного танка оптимальна трансмиссия с дифференциальным рулевым механизмом. По сравнению с вариантом Т-34, трансмиссия была значительно переработана для поперечного расположения двигателя. Проверку проводит пилот, находящийся в передней части корпуса.

Источники

  • http://pro-tank.ru/brone-sssr/340-tank-t54
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-54/
  • https://WarWays.ru/boevye-mashiny/tanki/t-54.html

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии