Танк Т-54: технические характеристики (ТТХ), первый образец, конструкция, устройство внутри, сколько весит

История создания

Конструкторские работы по Т-54 (или, как сначала казалось, «Объект 137») велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А. Морозова. Основой послужила модель Т-44, спроектированная и испытанная в 1943-44 годах..

Фотографии Т-54

Основная задача, которая была поставлена ​​перед разработчиками, заключалась в создании модели, способной заменить массовые боевые машины — Т-34 76 и Т-34 85. Также необходимо было обеспечить защиту от снарядов калибра 75 и 88 мм, которые вытеснили собой предыдущие калибры в танкостроении.

У прототипа Т-44 уже было достаточно брони, чтобы выдерживать 75-мм снаряды.

Изначально передняя часть корпуса состояла из стальных листов толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повысило его выживаемость. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, была артиллерийская система. Он остался таким же, как Т-34 (85 мм).

Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года начались испытания в подмосковной Кубинке. Начало серийного производства принято считать в апреле 1946 года.

Разработка и конструкционные особенности

Разработка Т-54 велась в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствовать лучший танк Т-34 времен Великой Отечественной войны. Работы по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А. Морозов. Несколькими годами ранее он сам успешно разработал Т-34. Общая схема бронекорпуса и наклон лобовой части практически не изменились. Общее сходство Т-54 с Т-34 хорошо видно внешне. Изменена форма башни. Он стал более округлым с уменьшенным профилем высоты, но главное новшество — реорганизация двигателя и трансмиссии. Вместо продольного расположения двигателя использовалось поперечное, что значительно освободило место для загрузки боеприпасов и экипажа.

Устройство Т-54

Инженеры много работали над подбором рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет ровной под углом 90. Это прекрасно видно по внешнему виду Т-54, что и придает ему такой необычный вид. Сейчас это довольно привычные решения, которые перекочевали в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторское решение. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Интересное мнение высказал полковник Е.А. Кульчинский (председатель госкомиссии:

… «Новый танк произвел впечатление. Форма брони учитывала углы встречи с пулями противника, что придавало корпусу аэродинамические очертания и красоту. Эта необычная красота форм рассказала специалистам о высоких технических параметрах боевой машины. Гусеницы с тонким звеном и 10 опорными колесами указали на способность двигаться с высокой скоростью. Длинный ствол пистолета — для высокой начальной скорости.»…

С момента разработки в 1944 году до серийного производства в 1950-х годах танк Т 54 претерпят более 650 различных модификаций, рекомендованных госкомиссией. Появятся гусеничные фонари и изменится дизайн башни. С каждой новой доработкой обнаруженные недостатки устранялись. Т-54 — основной средний танк серийного производства. К его дизайну подошли очень тщательно, потратив сотни часов на тестирование.

Модификации и современные модели

Т-54 — рекордсмен по количеству замен. Известно более 100 модификаций, и проектные работы в этом направлении продолжаются во многих странах:

  • МБР-2 — бронированная машина разминирования;
  • Объект-350 — зенитная самоходная установка с 54-мм автоматической пушкой;
  • АТ-Т — трактор с автомобильной кабиной на шасси Т-54;
  • БТС-2 — артиллерийский бронированный тягач;
  • ГПМ — гусеничная пожарная машина для тушения пожаров на военных складах;
  • СПК-12 — ракетный кран;
  • БРЭМ-3 — бронированная спасательная машина;
  • ОТ-54 и ТО-55 — 54 огнеметных танка;
  • СУ-122 — САУ на базе Т 54.

Также есть «модификационные изменения». Например, на базе трактора АТ-Т производятся радиолокационные машины, военные краны, траншеекопатели, землеройные машины и другая техника. Китай занимается самой активной модернизацией танков Т-54.

Конструкция

Важным отличием от предыдущих танков была мощная 100-мм пушка, не имевшая на тот момент мировых аналогов по бронепробиваемости. Бронебойный снаряд пробил вертикальный броневой лист толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, аналогичные характеристики на серийных средних танках британцы смогли достичь только 12 лет спустя.

Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.

Начальная скорость осколочно-фугасного или бронебойного снаряда составляла 900 м / с. Общая боевая часть составляла 34 снаряда.

Большое значение имело расположение двигателя, который конструкторы традиционно размещали в корме корпуса, но подвижным. Благодаря такому решению удалось значительно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.

Кроме того, выяснилось, что это привело к сокращению длины машины и перемещению башни к центру корпуса. Таким образом удалось устранить серьезный недостаток конструкции предыдущих версий — люк механика-водителя в передней части корпуса (очень уязвимое место).

Конструкция Т-54

Силовой установкой служил двигатель В-54. Это модификация дизеля Фау-2, который устанавливался на легендарный Т-34. Новый двигатель позволял развивать скорость до 50 км / ч по шоссе, танк имел довольно неплохую запас хода — до 330 км при общем объеме бака 730 л.

Значительным достижением стало использование полуавтоматической системы углекислого газа для тушения пожаров. Т-54 получил бортовую радиостанцию ​​10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для связи экипажа.

На Т-54 используется независимая подвеска с торсионным стержнем.

Благодаря этому удалось опустить танк на 30 см ниже прототипа. С каждой стороны было по 5 барабанов. Первым и последним были гидроамортизаторы. Ведущие колеса сзади.

Гусеницы представляют собой небольшие звенья, состоящие из 90 гусениц, на них явно выделяются плавники для увеличения грузоподъемности днища. Применялась шестеренчатая сцепка с ведущим колесом. Ширина дорожек 50 см.

Прицел для Т-54 изначально оказался неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Лишь более поздние модификации машина получила неплохой функционал: независимая стабилизация зрения, ночное видение, лазерный дальномер, расчет баллистической траектории.

Дополнительное вооружение состояло из пулемета СГ-43, двух пулеметов, дистанционно управляемых летчиком-механиком (тоже СГ-43), размещенных в броневых ящиках на крыльях (все 7,62 мм). На башне также установили 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Т-54 ДШК

Кузов собирали из сварных ламинированных листов и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100-мм листов. Верхний крепился под углом 60 °, а нижний — 55 °. Толщина вертикальной бортовой брони составляла 80 мм. А наверху 45 мм кормовая броня размещалась под углом 17 °. Дно было защищено листами толщиной 20 мм.

Т-54 имел крытую башню в форме полусферы.

В целом первые заводские образцы получили значительно уязвимую башню, выражавшуюся наличием обратного скоса в нижней части (замана). Но форму быстро исправили, полностью устранив дефект. В целом по броневой защите башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги не менее чем на 30%.

Экипаж Т-54 состоял из 4 человек. В пилотируемой башне размещались три: командир экипажа, наводчик (все с левой стороны орудия) и магазин (с правой стороны). В носовой части корпуса нашлось место механику-водителю. Кстати, люк механика находится не точно по центру корпуса, а слева, что затрудняло руление, особенно на пересеченной местности.

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

После выпуска Т-54 в СССР в США спроектировали и начали производство М-48 как танка следующего поколения (позже его заменил М-60).

Танк Т-54

В Европе первую скрипку сыграли британские средние танки Centurion A41.

Т-54, СССРМ-48, США Centurion A41, Великобритания

Длина, м 6.2 6,96 7.2
Ширина, м 3,27 3,63 3,39
Высота, м 2,21 3,24 3.0
Масса, т 36 44,8 43-51
Лобовая броня, мм 100 110 76-126
Пистолет Д-10Т, 100 мм М-41, 90 мм L7, 105 мм
Дополнительное оружие 1х12,7мм ДШК, 3х7,62мм СГ-43 1х12,7-мм M2HB, 1х7,62-мм M1919A4 2×7,62 мм Besa, 1×7,62 мм Browning, 1×12,7 мм Browning, 1×20 мм Polsten
Двигатель, мощность, л.с. 520 704 600-650
Максимальная скорость, км / ч 50 45 35 год
Запас хода, км 290–320 110 192

Советский танк значительно увеличил дальность и скорость передвижения. Эти качества, безусловно, добавляли преимущества на поле боя, а по Т-54 было еще труднее поразить, так как он был одним из самых низких в мире.

Бронирование и другая защита

При разработке Т-54 ставилась задача сделать бронирование полностью неуязвимым для 76 и 88 мм снарядов. Так что кумулятивных снарядов не было и эти требования были вполне реальными. В полной аналогии с легендарным Т-34 самым мощным является переднее бронирование. Созданию Т-54 предшествовал Т-44. Передняя броня увеличена на 30% до 90 мм. Боковая броня — 75 мм. Т-54 пошел еще дальше. Лобовой лист и часть башни — 150-180 мм. На борту — 90-150 мм. Финальный вариант Т-54 уже имел 200-мм бронированную башню. Эти цифры находятся на нынешнем уровне для среднего танка массой 35 тонн, несмотря на то, что продукт был разработан 70 лет назад.

Танк Т-54 использует стальную броню. Бока закатаны. Башня и передняя часть корпуса объединены. Также впервые на среднем танке стали использовать броневые щиты в верхней части гусениц. С ними танки приобрели современный вид. С лобового броневого щита убран прорезь механика-водителя. Для Т-34 это было очень уязвимое место. Когда пуля попадала в броню, удар через отверстие вызывал ослепляющий и оглушающий эффект. Т-54 был обнаружен оптическими приборами наблюдения. Их использование позволило улучшить обзор вокруг танка, что особенно важно при ведении боев в городских условиях.

Т-54 в разрезе

Слишком большая броня не допускается массой танка. При проектировании было поставлено условие — сохранение высокой маневренности и подвижности, чтобы не повторять ошибок сверхтяжелых танков. В 1940-е годы не было скоростных электронных систем рулевого управления (ПТУРы также управлялись вручную по тросам), поэтому скоростной танк был отлично защищен. Усиление бронирования, сохранение низкого веса и отказ от более мощных двигателей (которые нельзя быстро спроектировать) можно сделать только за счет уменьшения забронированного объема. Внутреннее пространство оказалось сжатым при существенно переработанной эргономике. Легкий танк Т 54 весил 36 тонн, несмотря на то, что толщина брони башни достигала 200 мм.

Двигатель и его характеристики

Значительное увеличение массы брони потребовало нового мощного двигателя. Кроме того, если производство новых чемоданов может производиться относительно быстро, этого нельзя сделать с помощью двигателя из-за большого количества деталей. Самым массовым танковым двигателем того времени был дизель В-2 с Т-34, поэтому его модификация — В-54 — поставлялась на Т-54. Этот двигатель уже предлагал почти идеальные варианты эффективности. Достаточно сказать, что КПД был уже почти на уровне 250 г / кВт, что соответствует самым современным стандартам. Разработчик и производитель Б-54 — Челябинский тракторный завод.

Двигатель Т-54

В-54 — тихоходный 12-цилиндровый дизельный двигатель. Мощность — 520-550 л.с. Низкие обороты двигателя значительно повышают его надежность (снижаются нагрузки на конструкцию), но требует большого объема работ. В-54 имеет объем 38,8 литра. Показатель литровой мощности — 14,5 л.с. / л. Например, в быстроходном дизельном двигателе легкового автомобиля этот показатель достигает 70 л.с. / литр, что в пять раз больше. Несмотря на огромный объем двигателя, его масса невелика — около 960 кг. Дизель работает по классической четырехтактной высокоэффективной схеме. Уменьшен рабочий диапазон оборотов двигателя: 2000-2400 об / мин. По эффективности это имеет только положительный эффект.

Двигатель В-54 выпускается также в гражданском исполнении. Двигатель В-55 можно купить и использовать для привода дизельных электростанций, грузовиков, экскаваторов, универсальных шасси. Достаточно широкое применение этих двигателей в нефтегазовой отрасли: буровые платформы, вездеходы, насосы.

Трансмиссия Т-54

Т-54 с экипажем

Для гусеничного танка оптимальна трансмиссия с дифференциальным рулевым механизмом. По сравнению с вариантом Т-34, трансмиссия была значительно переработана для поперечного расположения двигателя. Проверку проводит пилот, находящийся в передней части корпуса.

Производство

Средний танк Т-54 выпускался серийно до 1959 года на заводах в Харькове, Омске и Нижнем Тагиле. Всего известно 16775 машин. На смену ему пришел Т-55.

Фото танка Т-54

Кроме того, аналогичные танки собирались в КНР. Но китайцам удалось создать свой экземпляр, получивший название «Тип-59». С 1969 по 1974 год только КНДР смогла собрать 300 танковых единиц из комплектов, поставленных СССР.

С 1954 по 1964 год Польша произвела 1500 Т-54.

Чехословакия собрала 1800 лицензионных автомобилей с 1958 по 1963 год.
Общий объем производства Т-54 во всех странах превысил 20 тысяч единиц. При этом не в счет китайский проект, который полностью копировал советскую машину, а выпускался отдельно.

Боевые операции

Наиболее известные локальные военные конфликты, в которых участвовали Т-54 и их последующие модификации:

  1. Восстание в Венгрии (1956 г.).
  2. Шестидневная война (вместе с Египтом и Сирией против Израиля — 1967г.).
  3. Вьетнамская война вместе с войсками севера страны (1965-1974 гг.).
  4. Индо-пакистанские конфликты.
  5. Арабо-израильский конфликт (1973 г.).
  6. Афганский конфликт (1979-1989 гг.).
  7. Война в Персидском заливе (1991г.).

Конструкция танка оказалась настолько удачной, что использовалась десятилетиями практически без изменений. Доказательством этого является использование машин по всему миру до конца двадцатого века.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии