История создания
Конструкторские работы по Т-54 (или, как сначала казалось, «Объект 137») велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А. Морозова. Основой послужила модель Т-44, спроектированная и испытанная в 1943-44 годах..
Основная задача, которая была поставлена перед разработчиками, заключалась в создании модели, способной заменить массовые боевые машины — Т-34 76 и Т-34 85. Также необходимо было обеспечить защиту от снарядов калибра 75 и 88 мм, которые вытеснили собой предыдущие калибры в танкостроении.
У прототипа Т-44 уже было достаточно брони, чтобы выдерживать 75-мм снаряды.
Изначально передняя часть корпуса состояла из стальных листов толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повысило его выживаемость. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, была артиллерийская система. Он остался таким же, как Т-34 (85 мм).
Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года начались испытания в подмосковной Кубинке. Начало серийного производства принято считать в апреле 1946 года.
Разработка и конструкционные особенности
Разработка Т-54 велась в конструкторском бюро Уралвагонзавода в 1943-1944 годах. Цель разработки — усовершенствовать лучший танк Т-34 времен Великой Отечественной войны. Работы по созданию нового танка возглавил генеральный конструктор А.А. Морозов. Несколькими годами ранее он сам успешно разработал Т-34. Общая схема бронекорпуса и наклон лобовой части практически не изменились. Общее сходство Т-54 с Т-34 хорошо видно внешне. Изменена форма башни. Он стал более округлым с уменьшенным профилем высоты, но главное новшество — реорганизация двигателя и трансмиссии. Вместо продольного расположения двигателя использовалось поперечное, что значительно освободило место для загрузки боеприпасов и экипажа.
Инженеры много работали над подбором рациональных углов наклона. Встреча снаряда с броней почти никогда не будет ровной под углом 90. Это прекрасно видно по внешнему виду Т-54, что и придает ему такой необычный вид. Сейчас это довольно привычные решения, которые перекочевали в танковую промышленность всех стран мира, но тогда это было новаторское решение. Окончательный вариант был представлен в марте-апреле 1945 года. Интересное мнение высказал полковник Е.А. Кульчинский (председатель госкомиссии:
… «Новый танк произвел впечатление. Форма брони учитывала углы встречи с пулями противника, что придавало корпусу аэродинамические очертания и красоту. Эта необычная красота форм рассказала специалистам о высоких технических параметрах боевой машины. Гусеницы с тонким звеном и 10 опорными колесами указали на способность двигаться с высокой скоростью. Длинный ствол пистолета — для высокой начальной скорости.»…
С момента разработки в 1944 году до серийного производства в 1950-х годах танк Т 54 претерпят более 650 различных модификаций, рекомендованных госкомиссией. Появятся гусеничные фонари и изменится дизайн башни. С каждой новой доработкой обнаруженные недостатки устранялись. Т-54 — основной средний танк серийного производства. К его дизайну подошли очень тщательно, потратив сотни часов на тестирование.
Модификации и современные модели
Т-54 — рекордсмен по количеству замен. Известно более 100 модификаций, и проектные работы в этом направлении продолжаются во многих странах:
- МБР-2 — бронированная машина разминирования;
- Объект-350 — зенитная самоходная установка с 54-мм автоматической пушкой;
- АТ-Т — трактор с автомобильной кабиной на шасси Т-54;
- БТС-2 — артиллерийский бронированный тягач;
- ГПМ — гусеничная пожарная машина для тушения пожаров на военных складах;
- СПК-12 — ракетный кран;
- БРЭМ-3 — бронированная спасательная машина;
- ОТ-54 и ТО-55 — 54 огнеметных танка;
- СУ-122 — САУ на базе Т 54.
Также есть «модификационные изменения». Например, на базе трактора АТ-Т производятся радиолокационные машины, военные краны, траншеекопатели, землеройные машины и другая техника. Китай занимается самой активной модернизацией танков Т-54.
Конструкция
Важным отличием от предыдущих танков была мощная 100-мм пушка, не имевшая на тот момент мировых аналогов по бронепробиваемости. Бронебойный снаряд пробил вертикальный броневой лист толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, аналогичные характеристики на серийных средних танках британцы смогли достичь только 12 лет спустя.
Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.
Начальная скорость осколочно-фугасного или бронебойного снаряда составляла 900 м / с. Общая боевая часть составляла 34 снаряда.
Большое значение имело расположение двигателя, который конструкторы традиционно размещали в корме корпуса, но подвижным. Благодаря такому решению удалось значительно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.
Кроме того, выяснилось, что это привело к сокращению длины машины и перемещению башни к центру корпуса. Таким образом удалось устранить серьезный недостаток конструкции предыдущих версий — люк механика-водителя в передней части корпуса (очень уязвимое место).
Силовой установкой служил двигатель В-54. Это модификация дизеля Фау-2, который устанавливался на легендарный Т-34. Новый двигатель позволял развивать скорость до 50 км / ч по шоссе, танк имел довольно неплохую запас хода — до 330 км при общем объеме бака 730 л.
Значительным достижением стало использование полуавтоматической системы углекислого газа для тушения пожаров. Т-54 получил бортовую радиостанцию 10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для связи экипажа.
На Т-54 используется независимая подвеска с торсионным стержнем.
Благодаря этому удалось опустить танк на 30 см ниже прототипа. С каждой стороны было по 5 барабанов. Первым и последним были гидроамортизаторы. Ведущие колеса сзади.
Гусеницы представляют собой небольшие звенья, состоящие из 90 гусениц, на них явно выделяются плавники для увеличения грузоподъемности днища. Применялась шестеренчатая сцепка с ведущим колесом. Ширина дорожек 50 см.
Прицел для Т-54 изначально оказался неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Лишь более поздние модификации машина получила неплохой функционал: независимая стабилизация зрения, ночное видение, лазерный дальномер, расчет баллистической траектории.
Дополнительное вооружение состояло из пулемета СГ-43, двух пулеметов, дистанционно управляемых летчиком-механиком (тоже СГ-43), размещенных в броневых ящиках на крыльях (все 7,62 мм). На башне также установили 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.
Кузов собирали из сварных ламинированных листов и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100-мм листов. Верхний крепился под углом 60 °, а нижний — 55 °. Толщина вертикальной бортовой брони составляла 80 мм. А наверху 45 мм кормовая броня размещалась под углом 17 °. Дно было защищено листами толщиной 20 мм.
Т-54 имел крытую башню в форме полусферы.
В целом первые заводские образцы получили значительно уязвимую башню, выражавшуюся наличием обратного скоса в нижней части (замана). Но форму быстро исправили, полностью устранив дефект. В целом по броневой защите башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги не менее чем на 30%.
Экипаж Т-54 состоял из 4 человек. В пилотируемой башне размещались три: командир экипажа, наводчик (все с левой стороны орудия) и магазин (с правой стороны). В носовой части корпуса нашлось место механику-водителю. Кстати, люк механика находится не точно по центру корпуса, а слева, что затрудняло руление, особенно на пересеченной местности.
Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами
После выпуска Т-54 в СССР в США спроектировали и начали производство М-48 как танка следующего поколения (позже его заменил М-60).
В Европе первую скрипку сыграли британские средние танки Centurion A41.
Т-54, СССРМ-48, США Centurion A41, Великобритания
Длина, м | 6.2 | 6,96 | 7.2 |
Ширина, м | 3,27 | 3,63 | 3,39 |
Высота, м | 2,21 | 3,24 | 3.0 |
Масса, т | 36 | 44,8 | 43-51 |
Лобовая броня, мм | 100 | 110 | 76-126 |
Пистолет | Д-10Т, 100 мм | М-41, 90 мм | L7, 105 мм |
Дополнительное оружие | 1х12,7мм ДШК, 3х7,62мм СГ-43 | 1х12,7-мм M2HB, 1х7,62-мм M1919A4 | 2×7,62 мм Besa, 1×7,62 мм Browning, 1×12,7 мм Browning, 1×20 мм Polsten |
Двигатель, мощность, л.с. | 520 | 704 | 600-650 |
Максимальная скорость, км / ч | 50 | 45 | 35 год |
Запас хода, км | 290–320 | 110 | 192 |
Советский танк значительно увеличил дальность и скорость передвижения. Эти качества, безусловно, добавляли преимущества на поле боя, а по Т-54 было еще труднее поразить, так как он был одним из самых низких в мире.
Бронирование и другая защита
При разработке Т-54 ставилась задача сделать бронирование полностью неуязвимым для 76 и 88 мм снарядов. Так что кумулятивных снарядов не было и эти требования были вполне реальными. В полной аналогии с легендарным Т-34 самым мощным является переднее бронирование. Созданию Т-54 предшествовал Т-44. Передняя броня увеличена на 30% до 90 мм. Боковая броня — 75 мм. Т-54 пошел еще дальше. Лобовой лист и часть башни — 150-180 мм. На борту — 90-150 мм. Финальный вариант Т-54 уже имел 200-мм бронированную башню. Эти цифры находятся на нынешнем уровне для среднего танка массой 35 тонн, несмотря на то, что продукт был разработан 70 лет назад.
Танк Т-54 использует стальную броню. Бока закатаны. Башня и передняя часть корпуса объединены. Также впервые на среднем танке стали использовать броневые щиты в верхней части гусениц. С ними танки приобрели современный вид. С лобового броневого щита убран прорезь механика-водителя. Для Т-34 это было очень уязвимое место. Когда пуля попадала в броню, удар через отверстие вызывал ослепляющий и оглушающий эффект. Т-54 был обнаружен оптическими приборами наблюдения. Их использование позволило улучшить обзор вокруг танка, что особенно важно при ведении боев в городских условиях.
Слишком большая броня не допускается массой танка. При проектировании было поставлено условие — сохранение высокой маневренности и подвижности, чтобы не повторять ошибок сверхтяжелых танков. В 1940-е годы не было скоростных электронных систем рулевого управления (ПТУРы также управлялись вручную по тросам), поэтому скоростной танк был отлично защищен. Усиление бронирования, сохранение низкого веса и отказ от более мощных двигателей (которые нельзя быстро спроектировать) можно сделать только за счет уменьшения забронированного объема. Внутреннее пространство оказалось сжатым при существенно переработанной эргономике. Легкий танк Т 54 весил 36 тонн, несмотря на то, что толщина брони башни достигала 200 мм.
Двигатель и его характеристики
Значительное увеличение массы брони потребовало нового мощного двигателя. Кроме того, если производство новых чемоданов может производиться относительно быстро, этого нельзя сделать с помощью двигателя из-за большого количества деталей. Самым массовым танковым двигателем того времени был дизель В-2 с Т-34, поэтому его модификация — В-54 — поставлялась на Т-54. Этот двигатель уже предлагал почти идеальные варианты эффективности. Достаточно сказать, что КПД был уже почти на уровне 250 г / кВт, что соответствует самым современным стандартам. Разработчик и производитель Б-54 — Челябинский тракторный завод.
В-54 — тихоходный 12-цилиндровый дизельный двигатель. Мощность — 520-550 л.с. Низкие обороты двигателя значительно повышают его надежность (снижаются нагрузки на конструкцию), но требует большого объема работ. В-54 имеет объем 38,8 литра. Показатель литровой мощности — 14,5 л.с. / л. Например, в быстроходном дизельном двигателе легкового автомобиля этот показатель достигает 70 л.с. / литр, что в пять раз больше. Несмотря на огромный объем двигателя, его масса невелика — около 960 кг. Дизель работает по классической четырехтактной высокоэффективной схеме. Уменьшен рабочий диапазон оборотов двигателя: 2000-2400 об / мин. По эффективности это имеет только положительный эффект.
Двигатель В-54 выпускается также в гражданском исполнении. Двигатель В-55 можно купить и использовать для привода дизельных электростанций, грузовиков, экскаваторов, универсальных шасси. Достаточно широкое применение этих двигателей в нефтегазовой отрасли: буровые платформы, вездеходы, насосы.
Трансмиссия Т-54
Для гусеничного танка оптимальна трансмиссия с дифференциальным рулевым механизмом. По сравнению с вариантом Т-34, трансмиссия была значительно переработана для поперечного расположения двигателя. Проверку проводит пилот, находящийся в передней части корпуса.
Производство
Средний танк Т-54 выпускался серийно до 1959 года на заводах в Харькове, Омске и Нижнем Тагиле. Всего известно 16775 машин. На смену ему пришел Т-55.
Кроме того, аналогичные танки собирались в КНР. Но китайцам удалось создать свой экземпляр, получивший название «Тип-59». С 1969 по 1974 год только КНДР смогла собрать 300 танковых единиц из комплектов, поставленных СССР.
С 1954 по 1964 год Польша произвела 1500 Т-54.
Чехословакия собрала 1800 лицензионных автомобилей с 1958 по 1963 год.
Общий объем производства Т-54 во всех странах превысил 20 тысяч единиц. При этом не в счет китайский проект, который полностью копировал советскую машину, а выпускался отдельно.
Боевые операции
Наиболее известные локальные военные конфликты, в которых участвовали Т-54 и их последующие модификации:
- Восстание в Венгрии (1956 г.).
- Шестидневная война (вместе с Египтом и Сирией против Израиля — 1967г.).
- Вьетнамская война вместе с войсками севера страны (1965-1974 гг.).
- Индо-пакистанские конфликты.
- Арабо-израильский конфликт (1973 г.).
- Афганский конфликт (1979-1989 гг.).
- Война в Персидском заливе (1991г.).
Конструкция танка оказалась настолько удачной, что использовалась десятилетиями практически без изменений. Доказательством этого является использование машин по всему миру до конца двадцатого века.