Танк Т-10: тяжёлый Советский, тактико-технические характеристики, конструктивные недостатки, история

История создания и производства

Разработан в ОКБ ЧКЗ в гг., Для замены в войсках тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 за счет превосходства кого? В надежности и маневренности.
На разных этапах разработки опытных образцов «объекту 730» (внутреннее обозначение завода) неофициально присвоили обозначения: ИС-5, ИС-8, ИС-9, ИС-10.

Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надежности и усиления броневой защиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надежности, возможности прохождения страна и маневренность. Однако в условиях войны работы по ИС-4, ИС-6 и ИС-7 были определены как приоритетные, и разработка ИС-5 была приостановлена. После отказа от проектов ИС-6 и ИС-7 проект ИС-5 был переименован в ИС-8.

Первые разработки танка ИС-5 относятся к 1944 году. Работы проводились на опытном заводе №5. 100 г. Челябинска под руководством Ж. Я. Котин. Котин предложил несколько концепций нового танка, но почти ни одна из них не принесла новаторских идей. Танк не был металлическим. Предпочтение отдавалось другим танкам: ИС-6 и ИС-7.
В конце 1948 года было решено вернуться к теме создания танка ИС-5, когда Главное бронетанковое управление выдало техническое задание на новый перспективный тяжелый танк, призванный заменить ИС-2 и ИС-3 в обслуживании. Опыт создания и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 привел к ограничению боевой массы будущего танка до 50 тонн.

Работы по танку заказаны постановлением правительства от 18 февраля 1949 года. Ж. Я. Котин был назначен главным конструктором. Технический проект нового танка был готов в апреле 1949 года, и уже в том же году была произведена установочная партия из 10 машин. В ходе войсковых испытаний было обнаружено множество недостатков, например, недостаточный ресурс двигателя. Разработка танка продолжалась до декабря 1952 года.
После смерти Сталина в марте 1953 года название танка было изменено на теперь уже окончательное Т-10, под которым он был принят на вооружение.

Утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 28.07.2012 г. 2860-1215 от 28 ноября и приказом Минобороны п. 244 от 15 декабря с обозначением Т-10.
Серийно производятся на ЛКЗ (Т-10 (объект 730) и модификации: Т-10А (объект 730А), Т-10Б (объект 730Б), Т-10К (Командирский) и Т-10М (объект 272)) и ЧТЗ (Т -10М (объект 734)) в период с 1953 по гг.
По данным НАТО, было произведено около 8000 единиц. Т-10 всех модификаций. Однако на самом деле таких танков было выпущено около полутора тысяч.

Т-10, несколько раз модернизированный, выпускался серийно с 1953 по 1966 год. В 1953-1966 годах он производился в Челябинске, а в 1958-1962 годах — в Ленинграде. Данные о производстве Т-10 разнятся, по разным источникам выпущено от 1539 до 8000 танков. Подавляющее большинство модификаций Т-10М (1189 из 1539) было выпущено, а в 1960-х годах все первые модификации Т-10, находившиеся на вооружении, были модернизированы до Т-10М.

ТТХ танка-тяжеловеса Т-10М в сравнении с западными аналогами и конструктивные недостатки

Из таблиц на большинстве сайтов, сравнивающих тактико-технические характеристики танка Т-10М с тактико-техническими характеристиками других сверхтяжелых танков зарубежных компаний, таких как Conqueror (Великобритания) и M103 (США), видно, что Т — 10М имеет более высокую технологичность, возможность модернизации, лучшее вспомогательное вооружение для зенитных пулеметов.

Тяжелый танк типа Т-10М. СССР М103А1. США Конкарор, Великобритания
Экипаж, чел 4 5 4
Боевая масса, т 51,5 56,6 65,0
Ширина, м 3,51 3,36 3,99
Высота, м 2,59 3,56 3,35
Марка и калибр пистолета 122 мм М-62-Т2 120-мм M58 120 мм L1
Боеприпасы, выстрелы тридцать 38 35 год
Пулеметы 2 × 14,5-мм КПВТ 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M1919A4E1 2 × 7,62-мм M1919
Броня лобовой части башни, мм 250 197 203
Бронирование борта башни, мм 200–208 200–208 89 — 102
Верхняя передняя часть, мм 270 254 260
Нижняя передняя, ​​мм 186 177 152
Тип двигателя V-образный,
дизель
жидкостное охлаждение
750 л.с
V-образный, карбюраторный, с воздушным охлаждением,
810 CV
V-образный,
карбюратор,
жидкостное охлаждение,
810 CV
Удельная мощность (л.с на 1 тонну) 15.0 14,3 12,5
Максимальная скорость по шоссе, км / ч 50 34 34
Круиз по шоссе, км 350 129 150
Удельное давление на грунт, кг / см2 0,77 0,9 0,84

из таблицы хорошо видно, что советский Т-10М превосходит западные «тяжелые» аналоги потенциальных противников по подавляющему количеству важнейших характеристик.

Т-10 - советский тяжёлый танк

К недостаткам конструкции тяжелого танка Т-10 специалисты относят лишь небольшой угол возвышения.

Танк Т-10 в истории и в компьютерных играх

Т-10 — самый массовый тяжелый танк в мире с 1945 года. На его базе страны бывшего социалистического лагеря (Румыния) и Китай построили свои «копии» тяжелых боевых машин. Сегодня танки Т-10 занимают почетные пьедесталы во многих странах мира.

Включено:

  • в Украине (по непроверенным данным) — 18 единиц Т-10;
  • в Беларуси — четыре Т-10 (два из них на военно-патриотической выставке «Линия Сталина»);
  • в России — 12 единиц Т-10.

Будучи потомком самого грозного танка Великой Отечественной войны и известного послевоенного тяжелого танка, Т-10 занял почетное место в компьютерных играх, став одним из самых популярных «истребителей» в знаменитом мире танков. Тяжелая боевая машина Т-10 производилась только в нашей стране более 12 лет.

Танк Объект 272

Только в СССР было выпущено более 8000 экземпляров. Но эти машины, несмотря на то, что до 1963 года танк считался секретным и никакая документация (по имеющимся данным) в КНР не передавалась, также производились китайцами.

правда, китайским инженерам не удалось создать достаточно мощный двигатель, и их «проект WZ-111» мог развить скорость только по шоссе 35 км / ч, что уже не было актуальным для 1960-х годов.

Но из вооружения Советской армии (на тот момент уже российской) оригинальный Т-10, достигавший скорости 50 км / ч, был снят только в начале «плохих девяностых» (1993 г).

Конструкция Т-10

Задача конструкторов заключалась в создании танка, который был бы одновременно более надежным и защищенным, чем ИС-3. При этом на будущем Т-10 нужно было уменьшить заметность очертаний машины. С другой стороны, машина должна была превосходить ИС-4 по маневренности и маневренности, а все известные тяжелые танки (как отечественные, так и вражеские и «союзные») — по скорострельности пушки.

Первый Т-10 super-max имел башню, как и большинство танков военного времени, полностью литой.

Низкая приплюснутая форма чем-то напоминала высоко поставленную дном тарелку. Внешние контуры не имели выраженных углов и заметных выступов, что способствовало отскоку снарядов. Лобовая часть маски башни, выполненная с гомогенным бронированием, имела толщину до 260 мм.

Корпус танка собирали из пластинчато-штампованных бронелистов, наиболее мощной из которых была носовая часть, толщиной 120 мм, расположенная под углом 570 мм. Соединение листов между собой осуществлялось сваркой. Борта выполнены из наклонно-складчатой ​​брони (нижняя часть), сваренной толщиной до 80 мм.

Поперечное сечение Т-10

В целом форма танка была адаптирована для меньшей уязвимости в условиях прохождения ударной волны при ядерных взрывах. К носовой части корпуса могла быть прикреплена мина, удлиненная хищником, как пасть щуки (рисунок щучьего носа, как у ИС-2.

В последующих модификациях Т-10 крыша башни отливалась по частям. Сплошная, более бронированная передняя часть крыши имела форму вместе с броневой маской. Только после этого к этой передней части башни была приварена задняя часть башни встык, в которой заранее были сделаны люки для приборов наблюдения и прицела для номера груза экипажа (справа) и для выступа командирского купола слева.

Командирский купол был оборудован восемью приборами наблюдения по периметру, в центре — перископ ТПКУ-2Б.

Место водителя и заряжающего были оборудованы двумя смотровыми приборами. Танк Т-10 имеет увеличенный до 460 мм клиренс, что несколько улучшило его проходимость по бездорожью.

После того, как советским танкам на Курской дуге удалось получить подавляющее преимущество над танками вермахта фашистской Германии, им пришлось искать новое оружие для советских танков.

Сотрудники Котинского офиса отметили, что 122-мм корпусные орудия (образца 1931-1937 гг.) Пехоты А-19 наносили гораздо больший урон бронетехнике противника, чем танковые орудия. На их основе было решено создавать орудия для танков. Вместо бывшего 85-мм ствола на старую люльку орудия установили ствол гаубицы 46-го калибра корпуса А-19. Груз остался отдельным.

Т-10 фото

При этом технические доработки были минимальными: конструкторы облегчили вес ствольной коробки, установили электростартерную систему, дульный тормоз. Вскоре, в 1944 году неудобный для советских танкистов поршневой затвор полевой противотанковой гаубицы был заменен на полуавтоматический клин.

Тип пули Обозначение Масса заряда, кг Масса пули, кг
Бронебойный BR-471B 25, 1 45,9
Осколочно-фугасная осколка DI-471 27,3 47,8

Пушка Д-25ТА с бронебойным снарядом могла пробивать броню толщиной до 150 мм на дальности более 1000 м.

Усовершенствованная пушка М-62Т2, появившаяся на Т-10М, использовала подкалиберные и кумулятивные снаряды с улучшенными характеристиками.

Грозным вспомогательным оружием танка были два самых известных пулемета Великой Отечественной войны — 12,7-мм крупнокалиберные конструкции Дегтярева-Шпагина, вполне способные переоборудовать легкую бронетехнику противника типа «Ганомаг» в один дуршлаг. Один спаренный с пистолетом, второй, зенитный, располагался на башне.

Эти пулеметы показали себя эффективными по скорострельности, управляемости и бронепробиваемости. После появления на Т-10М более мощных пулеметов Владимирова (КПВТ) во многих странах Восточной Европы основным пулеметом оставался именно ДШКТ (например, на румынском основном танке ТР-85М1 «Бизонул»).

Танк Т-10

Первые Т-10 имели в запасе только осколочно-фугасные и бронебойные снаряды, всего в башне и днище машины размещалось всего 30 снарядов. К 12,7-мм пулемету было 1000 патронов. Из них 600 находились в ящиках в танке (для близнецов), 150 — в специальных (для зенитных), остальные хранились в обычных цинковых гильзах.

Применение 14,5-мм пулеметов КПВТ привело к снижению боекомплекта до 744 патронов. Бронебойные снаряды и некоторые пулеметные патроны были трассирующими снарядами.

На последних модификациях Т-10 с прежним боекомплектом расширилась номенклатура используемых пуль.

Построенный с учетом условий бездорожья и применения ядерного оружия, советский танк Т-10 имеет широкие (720 мм) гусеницы, четырнадцать двухопорных «ходовых» катков и шесть торсионных опорных катков на одной независимой подвеске (7 и 3 соответственно с каждой стороны).

Трансмиссия танка Т-10 состояла из механизма поворота, 8-ступенчатой ​​планетарной коробки передач с гидравлическим приводом. Трансмиссия имела 2 передачи заднего хода. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса использовались двухступенчатые бортовые передачи.

Двигатель Т-10 был самым современным и мощным атмосферным дизелем В-12-5 тех лет, являвшимся развитием агрегата В-2. Двигатель построен на базе 12-цилиндрового V-образного блока с жидкостным охлаждением. При рабочем объеме 38,8 л двигатель развивал мощность 700 л.с. Впоследствии двигатель был модернизирован до 750 л.с., что нашло отражение в доработанном индексе В-12-6.

Т-10М War Thunder

Т-10, как и последующие модификации, создавался для экипажа из четырех человек в составе:

  • механик-водитель;
  • пулеметчик;
  • зарядное устройство;
  • командир (радист).

На последней модификации Т-10М, выпускавшейся массово и получившей мировую популярность, весь экипаж оборудован приборами ночного видения и имеет общий доступ к системе дымовых заглушек.

Модификации последнего мастодонта войны

Вскоре после окончания Второй мировой войны и перехода холодной войны в фазу локальных конфликтов с повышенной угрозой применения ядерного оружия даже такой продвинутый танк потребовал значительных доработок.

Танк Т-10 М

Научно-технический прогресс не остановился, заставляя танки соответствовать требованиям новейшей военной науки. Поэтому буквально через три-шесть лет после запуска серии «десятки» появились следующие изменения:

  • Т-10А, оснащенный стабилизатором для пистолета «Ураган», при этом весь экипаж впервые получает приборы ночного видения, оснащенные как перископическими прицелами, так и командирской башней (1956 г);
  • Т-10Б и Т-10БК — с улучшенными прицелами, с более совершенным стабилизатором ствола, а Т-10БК (командирский вариант) содержал дополнительную радиостанцию ​​с магазином (1957 г.);
  • Т-10М, которому можно посвятить отдельную статью, поэтому было реализовано много инженерных решений и размещены необходимые устройства для экипажа (1957 г.);
  • Т-10МК, командирский вариант.

При этом Т-10М меняли буквально каждый год:

  • 1962 год: масса превышает 51 тонну, но крейсерская скорость по шоссе осталась прежней;
  • 1963: 8-ступенчатая коробка передач заменена 6-ступенчатой;
  • 1964 г .: танк приобретает способность преодолевать водные преграды на глубину до 5 метров;
  • 1965: Система пожаротушения автоматизирована.

К тому же высокий клиренс и широкие вездеходные гусеницы Т-10 неизбежно привлекали внимание машиностроителей. Так на базе Т-10 появилось:

  • САУ со 152-мм пушкой (1956 г.);
  • самоходные установки баллистических и межконтинентальных ракетных комплексов;
  • мобильная АЭС для Арктики;
  • экспериментальная установка «Конденсатор» с 406-мм пушкой (объект «2А3» серийно не ставится»);
  • «Объект 273» — знаменитая самоходная гусеничная установка «Ока» для ведения минометного огня с различных позиций.

Т-10 и особенно его модификация Т-10М оставались самым грозным танком до конца 1980-х годов, когда разработка общей военной доктрины привела к возрастанию роли компьютеризированных средних танков в поле боя. В СССР машину сняли с вооружения армии в 1993 году. Сколько еще может служить танк, «модернизированный» в соответствии с требованиями современной войны, неизвестно.

Танк Т-10

Последнее успешное боевое применение Т-10 было отмечено во время конфликта на Украине в 2015 году, когда танк, более 70 лет простоявший в качестве памятника, был снят с постамента, отремонтирован и получил возможность активно участвовать в боевых действиях долгое время бездействия. Что само по себе является редчайшим доказательством надежности и простоты конструкции знаменитой боевой машины Т-10.

Источники

  • https://gunsfriend.ru/tank-t-10-tazelyj-sovetskij-taktiko-tehniceskie-harakteristiki-konstruktivnye-nedostatki-istoria/
  • [https://WarBook.club/voennaya-tehnika/tanki/t-10/]

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии