Т-62 — советский средний танк, история разработки и боевое применение, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, модификации, экспорт

История создания

На протяжении 1950-х годов в Советском Союзе были самые современные на то время средние танки семейств Т-54 и Т-55. При этом работы по их совершенствованию продолжались на постоянной основе и в различных направлениях, включая как разработку новых решений в конструкции танка, так и создание для него более мощного и эффективного вооружения.

Основным разработчиком перспективного среднего танка на замену Т-54/55 было КБ «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле, возглавляемое главным конструктором предприятия Л.Н. Карцевым. Специалисты проработали несколько вариантов конструкции будущего танка, в сложившихся нормах секретности, которые они называют такие разработки «объектами», на основе которых впоследствии была утверждена основная модель, предназначенная для серийного производства.

В 1957 году началась разработка Объекта 165. В этом проекте было окончательно определено, какие модули должны быть установлены на перспективный средний танк, а позже эта схема была полностью заложена в танк Т-62А. Разработка велась на базе танка Т-55 в сочетании с основными параметрами корпуса и башни ранее запущенного Объекта 140, а также с новыми элементами компоновки боевого отделения, использованными на Объекте 150».

Разработанный на этой основе прототип танка к концу 1958 года успешно прошел заводские испытания. Министерство обороны одобрило эту разработку как основу для создания серийного танка, во многом аналогичного по конструкции Т-55.

Вооружением Т-62 должна была стать новая 100-мм нарезная пушка Д-54 (У-8ТС), хотя ее использование вызвало критику со стороны военных, которые посчитали показатели бронепробиваемости недостаточными. Серьезным аргументом против пушки Д-54 было наличие дульного тормоза, который при выстреле образовывал мощную воздушную волну, которая могла представлять угрозу для сопровождения пехоты, а также создавала облако пыли, песка или снега обнажая водоем.

В 1959 году возражения военного ведомства были сильно поддержаны полученной разведкой о скором перевооружении танков НАТО более мощными 105-мм орудиями. Перед советскими танкостроителями стояла задача быстро подготовить к серийному производству средний танк со 115-миллиметровым гладкоствольным орудием, разработка варианта танка в СССР к тому времени практически завершилась.

В середине 1959 года ОКБ Уралвагонзавода начало работы над Объектом 166, который стал дальнейшим развитием Объекта 165 в части вооружения новой 115-мм танковой пушкой Молот У-5ТС. Именно эта разработка в конечном итоге стала основой конструкции танка Т-62, который был принят на вооружение в 1961 году и одобрен Минобороны к серийному производству.

Т-62 на Красной площади
Т-62 на Красной площади. 7 ноября 1967 г

Корпус

Корпус представлял собой сварную конструкцию из многослойной брони разной толщины. По сравнению с Т-55 несколько оптимизированы углы наклона отдельных элементов броневой защиты, погон для башни танка увеличен с 1825 мм до 2245 мм. Это позволило сделать боевое отделение заметно просторнее и удобнее для экипажа.

Основные цели и задания

Степень унификации танка Т-62 по узлам и деталям, заимствованным у его предшественника Т-55, была очень высокой и оценивалась в 65%. Это значительно облегчило разработку танка не только в условиях быстро организованного серийного производства, но и в последующих операциях.

Танк был выпущен достаточно ограниченной серией, если судить по меркам СССР — «всего» 20 тысяч единиц. Во многом это было связано с активностью советских танкостроителей по выпуску очередной новинки — Т-64, но эта разработка оказалась неудачной из-за серьезных проблем с надежностью. Серийное производство танков Т-62 было остановлено в 1975 году с появлением Т-72.

Основная цель Т-62, для которой его быстро создавали и производили, — бороться с танками стран НАТО. Поэтому очень рано для советских традиций секретности это было публично показано. Впервые это произошло на первомайском параде в 1965 году. Спустя несколько лет танк Т-62 начал активно поставляться Советским Союзом в дружественные страны мира.

Основными получателями этих танков были Алжир, Ангола, Болгария, Вьетнам, Египет, Ирак, Северная Корея, Куба, Ливия, Сирия, Сомали, Чехословакия, Эфиопия. В Северной Корее и Чехословакии эти танки также производились по лицензии.

Основные модификации Т-62

Шаблон Год принятия
в сервисе
Особенности
Т-62А 1962 г 100-мм нарезная пушка с улучшенными бронепробиваемыми характеристиками.
Т-62К 1964 г Танковая версия командира. Дополнительная КВ радиостанция, комплект навигационного оборудования. Боезапас пушки и пулемета уменьшен.
Т-62Д 1983 г Дополнительное бронирование корпуса, башни, днища. Бортовые противокумулятивные экраны и система активной защиты «Дрозд».
Т-62М 1983 г ПТУР «Шексна». Дополнительное бронирование корпуса, башни, днища. Противокумулятивные экраны на борту. Лазерный дальномер, баллистический вычислитель. След от танка Т-72.
Т-62МВ 1985 г Дополнительная броня корпуса, днище. Бортовые противокумулятивные экраны усиленные. Динамическая навесная защита. Система управления огнем «Волна», лазерный дальномер, баллистический вычислитель.

Клетка Т-62
Конструкция танка Т-62 в разрезе

Электрооборудование

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме и было рассчитано на напряжение 24 вольта. Основными источниками электроэнергии были четыре аккумуляторные батареи общей емкостью 280 Ач и генератор мощностью 6,5 кВт. В качестве осветительных приборов танк имел три фары. Два из них (на корпусе) были оснащены устройством затемнения, а фара устройства ТВН располагалась в передней части башни.

Разработка орудия

У-8ТС. В то же время в рамках создания перспективного среднего танка для повышения его огневой мощи в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова начались работы по созданию более мощной 100-мм нарезной танковой пушки Д-10Т, установленной на пятьдесят четыре. Начальная скорость бронебойного снаряда новой пушки должна была достичь 1015 м / с (для сравнения, у Д-10Т 895 м / с), а энергия дульного среза должна быть на 30% выше. Для компенсации повышенной отдачи был установлен дульный тормоз и использовался эжектор для продувки канала ствола. Орудие, получившее обозначение Д-54Т, должно было быть установлено на танк Т-54 вместо Д-10Т, а также должно было использоваться для вооружения перспективного среднего танка.

прототип, средний танк, объект 140
Опытный образец среднего танка «Объект 140». Эта машина также вооружена 100-мм пушкой Д-54ТС

Для испытаний этого орудия в 1954 году в Нижнем Тагиле был построен опытный танк на базе корпуса и башни Т-54, получивший обозначение Т-54М или «объект 139». Только в июне 1954 года в ЦНИИ-173 ​​был завершен технический проект стабилизатора моноплана «Радуга». А первый опытный образец Д-54 был установлен на «Объекте 139» в октябре 1954 года. Тогда же «Объект 139» был принят комиссией и отправлен на заводские полигоны, первая очередь которых была завершена в декабре 1954 года новое орудие, но только с точки, так как ЦНИИ-173 ​​задержал поставку стабилизатора «Радуга». Испытания продолжились в 1955 году после установки стабилизатора, но его работа была неудовлетворительной, к тому же оказалось, что обслуживание пушки затруднено из-за герметичности боевого отделения — Д-54 был крупнее Д-10Т. Стабилизатор «Радуга» не был принят на вооружение, и дальнейшие работы по Т-54М были прерваны, так как примерно в это же время поступил на вооружение танк Т-54А, оснащенный стабилизатором моноплана «Горизонт».

После неудачи с «Радугой» для пушки Д-54 в ЦНИИ-173 ​​был разработан двухэтажный стабилизатор «Молния». Осенью 1955 года УВЗ получил три опытных образца 100-мм двухпалубной стабилизированной пушки Д-54ТС с «Молнией», предназначенной для «Объекта 140».

В 1958 году начались испытания нового орудия на трех опытных экземплярах «Объекта 165» (рассказ о нем ниже). В феврале 1960 года были завершены полевые испытания «Объекта 165». Противостояла им и пушка Д-54ТС, которая к тому времени была несколько модернизирована: был усилен ствол, в результате чего его масса увеличилась до 2390 кг, в связи с чем в начале разработки изменен наклон нарезов новой подкалиберной пули. Этот вариант пистолета Д-54ТС получил заводской индекс У-8ТС и индекс ГРАУ 2А24. В 1961 году «Объект 165» со 100-мм пушкой У-8ТС со стабилизатором «Метеор» был принят на вооружение под обозначением Т-62А. В его боекомплект входили только снаряды бронебойного калибра и осколочно-фугасные, так как разработка подкалиберных бронебойных снарядов была отложена.

У-5ТС. В конце 1950-х годов в СССР была разработана 100-мм гладкоствольная противотанковая пушка Т-12 «Рапира» с очень высокими для того времени характеристиками бронепробиваемости. Тогда же родилась идея установить «Рапиру» на проектируемый «Объект 165». Однако унитарный выстрел Rapier был слишком большим, его длина составляла 1200 мм и не мешал башне «объекта 165». Поэтому на базе 100-мм нарезной пушки Д-54 было решено спроектировать гладкоствольное орудие с такой же длиной стрельбы, как у Д-54 (1100 мм). Использование гладкоствольного ствола сулило ряд преимуществ, в том числе повышение давления в его канале в 1,5 — 2 раза по сравнению с Д-25ТС и устранение негативного влияния вращения пули на формирование кумулятивной струи. (т.е относительная легкость создания мощного кумулятивного снаряда). Новый пистолет разработан в ОКБ-9 под руководством Ф.Ф. Петрова. В ходе работ выяснилось, что за счет исключения нарезов и без изменения внешних габаритов Д-54 можно было увеличить калибр пистолета со 100 до 115 мм. От дульного тормоза решили отказаться, эжектор перенесли ближе к центру ствола. Остальные элементы пистолета полностью позаимствованы у Д-54. В результате появилась первая в мире гладкоствольная танковая пушка У-5ТС с начальной скоростью пули 1620 м / с! Кумулятивно-осколочными и высокой взрывоопасностью.

средний танк, танк т-62, советская армия
Средний танк Т-62 на вооружении Советской армии

Размещение экипажа и бронирование

Поскольку компоновка танка существенно не изменилась, танкисты тоже остались на прежних местах. Сиденье водителя впереди, слева от топливных баков. Для визуализации местности механик Т-62 использовал два перископа, один из которых позволял видеть местность по ходу движения, а другой — сектор немного правее. Ночью один из перископов заменили прибором ночного видения в паре с инфракрасным маяком.

В башне Т-62 слева от орудия — наводчик, за ним — командир, а справа от орудия — магазин.

Командирский перископ ТПКУБ, установленный на Т-55, был заменен на комбинированный прибор ТКН-2, имевший дневной и ночной режимы. Для работы прибора в режиме ночного видения использовался инфракрасный осветитель.

В распоряжении наводчика имелся оптический прицел с переменным увеличением (от 3,5 до 7 раз) и ночной прицел, требовавший освещения цели с помощью ИК-осветителя. Кроме того, наводчик мог видеть землю прямо перед танком через призматический перископ.

Т-62 внутри

Броневая защита Т-62 по сравнению с Т-55 практически не изменилась. Толщина лобового броневого листа (100 мм) и угол его наклона (60⁰) остались прежними. Сохранились также вертикальные борта из брони толщиной 80 мм. Но из-за необходимости обеспечить угол склонения пушки при стрельбе назад кормовая часть крыши корпуса Т-62 получила характерный наклон, а кормовая броня (толщиной 45 мм) стала почти вертикальной.

Не изменилась и толщина брони башни: с 200 мм на лбу до 65 мм на корме, но ее пуленепробиваемость увеличилась.

Башни Т-54 и Т-55 имели комбинированную конструкцию: рулонная бронированная крыша сваривалась для оплавления деталей, а сварные швы создавали ослабленные участки. На Т-62 башня стала цельной, а ослабленные участки в броне исчезли.

«Объект 140»

В 1952 году к работам над перспективным средним танком подключилось Нижнетагильское конструкторское бюро. Его новому начальнику Л.Н. Карцеву, несмотря на имеющиеся кадровые проблемы, удалось получить правительственный пост для разработки перспективного танка. Очень важную, если не главную, роль в этом сыграл директор УВЗ И. В. Окунев — неутомимый волевой человек, пользующийся большим авторитетом в Минтранс. Он проявлял постоянный интерес к новым технологиям и был патриотом своего завода. И получение столь серьезного государственного задания и для конструкторского бюро, и для завода сулило большие выгоды: увеличение финансирования, приток квалифицированных кадров, приобретение опыта и, самое главное, внедрение в будущем серийного производства нового танка.

Нижнетагильский проект получил обозначение «Объект 140». Будущая машина должна была иметь бронекорпус новой улучшенной формы, вооруженный пушкой Д-54Т (а также «объект 430»), двигателем должен был стать новый дизель Д-36 (максимальная мощность которого по некоторым данным, должно было быть 700 л.с.).

Опытный «объект 140» имел корпус с большими углами наклона броневых листов (включая борта и крышу). Толщина брони передней части корпуса — 100 мм. Башня по форме очень напоминала башню Т-54, имела лобовую броню до 240 мм. Вооружение было аналогично «объекту 430». Наведение пушки производилось с помощью оптического прицела ТШ-2. Двигатель представляет собой многотопливный дизельный двигатель В-36 мощностью 700 л.с., являющийся модификацией двигателя семейства В-2. Трансмиссия — механическая планетарная. Ходовая часть — с опорными катками малого диаметра с внешней амортизацией и опорными катками. В 1957 году был построен прототип нижнетагильского «объекта 140».

Испытания «Объекта 140» выявили ряд серьезных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии, к тому же, несмотря на большое количество прогрессивных конструктивных решений, вся машина оказалась очень нетехнологичной. В итоге главный конструктор КБ УВЗ Л.Н. Карцев направил письмо в ЦК КПСС и Кабмин с просьбой освободить его ОКБ от продолжения работ над проектом перспективного среднего танка.

Оба прототипа, пройдя заводские испытания, приняли участие в сравнительных испытаниях в НИИ «БТ Полигон» в Кубинке.

Модификации

Изначально в производство планировалось запустить танк с пушкой Д-54ТС, получивший название Т-62А, но производство ограничилось небольшой предсерийной партией. Командирский танк с дополнительным радионавигационным оборудованием получил индекс Т-62К. Т-62 в процессе производства получил новые радиостанции и пулеметы ПКТ взамен СГМТ, отдельными модификациями не выделялся.

После начала боевых действий в Афганистане начались масштабные программы модернизации находящихся на вооружении танков Т-55 и Т-62.

В их ходе был создан вариант Т-62М. Доработанные двигатели танка форсировали 680 л.с., бортовую броню дополняли резинотканевыми экранами, на лобовом листе и башне установили комбинированные бронеблоки. Дно усилено для лучшей защиты от мин.

Т-62М получил лазерные дальномеры и баллистические вычислители. Вооружение также было усилено новыми боеприпасами. Пуля 3БМ21 с вольфрамовым сердечником пробивала броню до 390 мм на расстоянии одного километра, а снаряд 3БМ28 из обедненного урана — до 420 мм. Кумулятивная пуля 3БК15М с медной кумулятивной воронкой имела бронепробиваемость 500 мм. В осколочно-фугасном снаряде 3ОФ27 вес ВВ увеличен до 3,13 кг, а тротил заменен на гексагональный.

Т-62 м

Помимо новых пуль, Т-62М имеет возможность запускать управляемые ракеты 9М117 из ствола винтовки. Вспомогательное вооружение дополнялось дымовыми гранатометами, а пулемет ДШК иногда заменяли на НСВТ. ДРЗ была установлена ​​на Т-62МВ, а система активной защиты «Дрозд» прошла испытания на Т-62Д».

СССР —КНР, 1969 г.

Крещение Т-62 огнем произошло не в Европе, а на другом конце света, во время советско-китайского конфликта в районе ок. Даманский 2-17 марта 1969 г. Утром 15 марта китайцы при поддержке артиллерии и танков начали наступление на остров. Из-за отсутствия должного взаимодействия между командованием армии и пограничниками, контролировавшими остров, последние остались без огневой поддержки. Тогда начальник погранотряда Д. Леонов решил ударить в тыл противника танками приданного ему взвода. Головной Т-62, в котором находился Леонов, был ранен из гранатомета, а сам он был смертельно ранен. Два уцелевших вагона, оставив командирский, направились к пограничному посту. Ночью в ходе контратаки танк был отбит, но китайцам уже удалось снять с поврежденной машины стабилизатор пушки и другие устройства. После этих событий танк Т-62 был рассекречен и начались его масштабные зарубежные поставки, в основном в страны Ближнего Востока.

Средний танк Т-62

Конструкция

Танк Т-62 является дальнейшим развитием Т-54/55 и выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник. Слева в передней части корпуса расположено отделение управления, в центральной части под башней — боевое отделение, в корме — силовое отделение. В нем использовались те же узлы и агрегаты, что и на Т-54/55, но корпус и башня были доработаны заново.

компоновка танка, танк т-62, структурная схема
Компоновка танка Т-62
1-усилитель гидропневматической трансмиссии главного сцепления;
2 — аккумуляторные батареи;
распределительный щит 3 отсека управления;
4 — видимый отражатель;
5-пушечный подъемный механизм;
6 зенитных пулеметов;
7 — прибор ночного видения;
8-средний танк;
9-эжекторный;
10-двигатель;
11-радиатор системы смазки двигателя;
12-радиатор системы охлаждения двигателя;
13 фанатов;
14 планетарный колебательный механизм;
15 — смена;
16 торсионных валов;
17-вентилятор боевого отделения;
18 форсунка подогревателя;
19 место пулеметчиком;
20 водительских мест;
21-ступенчатая коробка передач;
22- левый рычаг управления PMP;
23 педали выключения главного сцепления;
24 передний танк

Корпус Т-62 сварен из однородных бронелистов. По сравнению с Т-55 длина корпуса увеличилась на 386 мм, высота — на 27 мм. Лобовые пластины имеют толщину 102 мм и значительный угол наклона по отношению к вертикали: верхняя — 60 °, нижняя — 54 °. Толщина остальной брони значительно меньше: борта внизу корпуса 15 мм, вверху 79 мм (бортовые листы установлены вертикально), днище из броневой стали толщиной 20 мм и имела полую форму для увеличения сопротивления, крыша имела толщину 31 мм.

Сиденье водителя расположено в передней части корпуса слева от отделения управления. Справа от него — стеллажи, в которых находится часть боеукладки (16 патронов) и батареи. Водитель попадает в машину через люк, расположенный в плите башни над его сиденьем. В «боевом» положении (при закрытом люке) обзор местности для механика обеспечивают два перископа, установленные перед люком. Ночью левый перископ трансформируется в прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30 ° на расстоянии 60 м. Инфракрасный (ИК) проектор водителя установлен с правой стороны верхней передней панели. В отделении управления имеется указатель курса гироскопа ГПК-59. Люк аварийного выхода расположен внизу за сиденьем водителя и открывается в бак.

В центральной части здания установлена ​​башня кругового вращения. В отличие от танков Т-54/55, у которых была литая башня со сварной крышей, башня Т-62 была моноблочной. Она немного больше по размеру, чем башня Т-55: диаметр опоры башни увеличен с 1825 мм до 2245 мм и имеет очень толстые стенки: 240 мм спереди и 153 мм по бокам. Слева от башни расположены кресла наводчика (спереди) и командира танка (сзади и немного выше). Справа рабочее место погрузчика. В крыше с обеих сторон пушки есть люки, открывающиеся наружу.

На Т-62 был установлен комплекс щитовой защиты ЗЭТ-1, состоящий из сеток и боковых щитов, разработанный в 1964 году для повышения защиты советских танков от кумулятивных боеприпасов, бронепробиваемость которого к этому моменту была значительно увеличена..

Оборудование

Для наблюдения за местностью у командира имеется комбинированный прибор день-ночь ТКН-3 с ИК-осветителем, установленным перед его люком. Дальность действия ИК-осветителя — 400 м. Помимо ТКН-3, у командира четыре перископа, два из которых установлены в крышке люка, а два других — перед люком. Весь комплект приборов наблюдения установлен в командирском куполе, который может вращаться независимо от поворота башни танка. На рабочем месте наводчика установлен оптический прицел ТШ2Б-41. В ночное время наводчик ведет наблюдение за землей с помощью прибора активного ночного видения ТПН1-41-11. ИК-подсветка обеспечивается прожектором, установленным в передней части башни рядом с орудием. Дальность обзора — 800 м. Кроме того, в распоряжении наводчика имеется призменный прибор наблюдения. Рабочее место заряжающего оборудовано перископическим прибором МК-4, который установлен перед его люком. С 1975 года на Т-62 устанавливается лазерный дальномер КТД-1 или КТД-2 (над стволом винтовки.

Для обеспечения внешней связи на Т-62 была установлена ​​радиостанция Р-113. Связь между членами экипажа обеспечивала переговорное устройство танка П-124.

рабочее место, пункт наводчика, вид тш2б-41
Рабочее место наводчика. Обратите внимание на расположение видоискателей. Справа — телескопический ТШ2Б-41, слева — перископический ночной прицел ТПН-1

Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Система защиты ОМП, установленная на Т-62, аналогична таковой на Т-55. На Т-62 установлено стандартное для советских танков тепловодымовое оборудование, обеспечивающее дымовую завесу шириной до 400 м, которая в безветренную погоду длится четыре минуты.

Танк конструктивно адаптирован для преодоления водных преград. Как уже было сказано, Т-62 без подготовки преодолевает броды глубиной до 1,40 м. После подготовки с использованием OPVT танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 метров.

Некоторые танки Т-62 были адаптированы под установку различного дополнительного оборудования. Затем применялись подметальные машины КМТ-4 и КМТ-5, танковый бульдозер БТУ, комплексная защитная пленка ЗЭТ-1

Вооружение

Впервые в истории мирового танкостроения в башне в качестве основного вооружения установлена ​​115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (военное обозначение У5-ТС «Молот»). Он может стрелять единичными выстрелами из трех основных типов оперенных снарядов: мощных HE-18, кумулятивных БК-4 и БК-4М, а также бронебойных подкалиберных снарядов БМ-6. Подкалиберная пуля имеет очень высокую начальную скорость (1615 м / с). Его бронепробиваемость на дальности 2000 м составляет 270 мм для вертикально расположенной брони и 115 мм для брони с углом наклона 60 градусов, что выше, чем у аналогичных британских пушечных снарядов L7 с 105 мм. Дальность прямой стрельбы составляет 4000 м, максимальная дальность стрельбы — 5800 м. Благодаря стабилизатору двухэтажного оружия Метеор можно вести прицельную стрельбу из пушки во время движения танка (на скоростях до 10-15 км / ч).

Боекомплект Т-62 состоит из 40 единичных выстрелов, которые достаточно тяжелые, громоздкие, требующие много времени и усилий при перезарядке орудия. По этой причине скорострельность пушки Т-62 очень низкая: при стрельбе с места она составляет 4-5 выстрелов в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. Для сравнения: скорострельность орудия Т-54/55 составляет 7 выстрелов в минуту.

В паре с пушкой установлен 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов.

Изначально Т-62 выпускался без зенитного вооружения — крупнокалиберный пулемет, который не был эффективен против низколетящих реактивных самолетов, но после появления боевых вертолетов в 1972 году стали выпускаться танки Т-62 оснащен зенитным пулеметом ДШКМ. Для этого немного изменили форму башни в районе люка магазина, а поверх нее установили пулемет (на той же башне, что и Т-55.

Двигатель и трансмиссия

В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-55В с жидкостным охлаждением, развивающий мощность 580 л.с при 2000 об / мин, такую ​​же, как на Т-55. Он также позаимствовал силовую передачу с гидропневматическим сервоприводом для управления главным сцеплением. Коробка передач имеет пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода. Крыша МТО аналогична крыше Т-55.

В зарезервированный объем встроены топливные баки емкостью 675 литров. На правом крыле устанавливались три дополнительных топливных бака общей емкостью 285 литров. Запас топлива танка составлял до 450 км (по шоссе).

Характеристики скорости и фоновой проходимости остались на уровне Т-55: максимальная скорость по шоссе 50 км / ч, преодолеваемые препятствия: набор высоты до 32 °, вертикальная стенка до 0,8 м, ширина 2,85 м ров.

Конструкция и устройство танка

Танк Т-62 создавался по классической компоновке, с расположением отделения управления в передней части машины, боевого отделения в центре и моторного отсека в задней части. Как и Т-55, на танке была установлена ​​система противоатомной защиты, призванная снизить влияние ударной волны ядерного взрыва и проникающей радиации. Блок вентиляции фильтра в сочетании с системой герметизации резервуара был разработан для защиты от радиоактивной пыли.

Экипаж Т-62 состоял из четырех человек: командир, летчик, наводчик и заряжающий.

Корпус

Корпус представлял собой сварную конструкцию из многослойной брони разной толщины. По сравнению с Т-55 несколько оптимизированы углы наклона отдельных элементов броневой защиты, погон для башни танка увеличен с 1825 мм до 2245 мм. Это позволило сделать боевое отделение заметно просторнее и удобнее для экипажа.

Броневой лист

Броня Т-62 была разработана для обеспечения эффективной защиты от пуль вражеских противотанковых орудий.

Положение арматуры Толщина, мм Угол наклона, град
Спереди (вверху) 100 60
Спереди (внизу) 100 55
Стол 80
Мощность (вверху) 45 2
Блок питания (внизу) 16 70
Револьверная коробка тридцать
Крыша моторного отсека 16 3,25
Нижний ветры

 

Башня

Башня танка моноблочная и для Т-62 впервые удалось создать технологию, гарантирующую отсутствие сварных соединений в основаниях люков. Лоб башни имел толщину бронирования 242 мм, борта — 153 мм, кормы — 65 мм, крыши — 30 мм. Впервые в конструкции танков на Т-62 был установлен механизм автоматического удаления стреляных гильз, который работал при любом угле возвышения орудия.

7,62-мм пулемёт ПКТ

Танковый пулемет Калашникова (ПКТ) имеет боевую скорострельность 250 выстрелов в минуту. Его эффективная дальность стрельбы составляет 2000 метров. Танковый вариант одиночного пулемета ВС СССР, по сравнению с пехотным, имеет большую толщину ствола, что снизило его износ и повысило параметры интенсивности огня.

Вооружение танка

Основным вооружением Т-62 было 115-мм гладкоствольное орудие «Молот» У5-ТС, спаренное с 7,62-мм пулеметом (СГМТ, с 1964 г. — ПКТ). Пулемет курса, признанный неэффективным, был исключен из вооружения танка. При этом вооружение оснащалось двухъярусной системой стабилизации «Метеор», что позволяло танку эффективно вести огонь на ходу.

С 1969 года на советские танки устанавливались башни с зенитными пулеметами. На Т-62 в качестве зенитного орудия используется 12,7-мм пулемет ДШКМ с предельной скорострельностью до 125 выстрелов в минуту и ​​эффективной дальностью стрельбы 2200 метров. Башня с ДШКМ располагалась возле люка магазина и могла использоваться для борьбы с живой силой и техникой противника, в том числе легкобронированной.

В качестве личного средства самообороны экипажа танк оснащался автоматом АК или АКМ на 120 патронов, 10 ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом на 10 патронов.

Т-62 с ДШКМ
Танк Т-62 1972 года выпуска. Основным отличием была установка зенитного пулемета ДШКМ на люке магазина

Гладкоствольная пушка 115-мм

Основным преимуществом новой пушки была очень высокая начальная скорость пули, которая составляла 1615 м / с. При этом дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4000 м, максимальная дальность стрельбы — 5800 м.

Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов, но при необходимости наводчик может использовать механизмы ручного привода. Скорострельность танковой пушки составляла 4 выстрела в минуту, что было серьезным недостатком Т-62.

7,62-мм пулемёт ПКТ

Танковый пулемет Калашникова (ПКТ) имеет боевую скорострельность 250 выстрелов в минуту. Его эффективная дальность стрельбы составляет 2000 метров. Танковый вариант одиночного пулемета ВС СССР, по сравнению с пехотным, имеет большую толщину ствола, что снизило его износ и повысило параметры интенсивности огня.

Боекомплект боевой машины

Боекомплект танковой пушки включает 40 единиц снарядов. Из-за их большого размера в башне размещаются всего два патрона, в пределах досягаемости магазина. Остальные размещены на трех стеллажах, примыкающих к переднему и заднему отсекам танка. Стандартный боекомплект снарядов составляет 16 подкалиберных осколочно-фугасных бронебойных и осколочных снарядов и 8 кумулятивных снарядов, но может меняться в зависимости от поставленной боевой задачи.

Спаренный пулемет имеет 2500 патронов, которые могли использовать трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Боекомплект пулемета ДШКМ составляет 300 патронов.

На Т-62 установлено стандартное для советских и российских танковых дымо-тепловое оборудование, которое гарантирует установку дымовой завесы длиной до 400 метров.

Сиденье водителя в Т-62
Вид на место водителя Т-62

Технические характеристики

Т-62 имеет достаточную дальность полета, чтобы преодолевать расстояния до 450 километров (по шоссе). Среди других основных технических характеристик танка Т-62 — способность преодолевать в движении броды глубиной до 1,4 метра. При использовании транспортабельной трубки для подачи воздуха глубина преодоления водных преград достигает 5 метров.

V-образный дизельный двигатель

В качестве силовой установки на танке Т-62 изначально использовался V-образный 12-цилиндровый дизельный двигатель В-55В с жидкостным охлаждением объемом 38,88 л и мощностью 580 л.с. Его продолжительность составила 350 часов. Двигатель может работать на дизеле марок ДЛ, ДЗ и ДА.

Позже, по мере развития ресурса двигателя, Т-62 оснащался двигателями В-46-5М с наддувом от центробежного нагнетателя. Эти двигатели имели мощность 690 л.с.

Ходовая система

Рама танка практически полностью аналогична системе, применяемой в семействе Т-54/55. Он включает в себя с каждой стороны по пять двойных прорезиненных опорных катков, ведущее колесо и ленивец (рулевое колесо).

Опорных роликов нет. Гусеница Т-62 состоит из 96 гусениц, соединенных металлическими шарнирами.

В Т-62 используется гидропневматический сервопривод с главным сцеплением. Коробка передач имеет пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода.

Подвеска

Индивидуальная подвеска торсиона. Элементами упругой подвески являются торсионные валы, установленные на корпусе танка по всей его ширине. Балансиры первого и пятого катков связаны с гидроамортизаторами.

Максимальная скорость

Максимальная скорость, развиваемая Т-62 при движении по шоссе, составляет 50 км / ч. Расчетные параметры средней скорости движения танка по шоссе были приняты за показатели 32-35 км / ч, по грунтовой дороге — 22-27 км / ч.

Электрооборудование

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме и было рассчитано на напряжение 24 вольта. Основными источниками электроэнергии были четыре аккумуляторные батареи общей емкостью 280 Ач и генератор мощностью 6,5 кВт.

В качестве осветительных приборов танк имел три фары. Два из них (на корпусе) были оснащены устройством затемнения, а фара устройства ТВН располагалась в передней части башни.

Т-62 с дальномером КДТ-1
С 1975 года часть танков Т-62 оснащалась лазерным дальномером КДТ-1, установленным над стволом винтовки

Системы связи, наблюдения и прицеливания

Внешнюю радиосвязь обеспечивала ультракоротковолновая радиостанция Р-113 (Р-123), связь внутри экипажа — переговорное устройство танка Р-120 (Р-124), дополненное радиостанцией соответствующего типа.

На Т-62 применялись периодически улучшаемые прицелы и приборы наведения, основными из которых являются:

  • Телескопический прицел, позволяющий танкистам вести прицельный огонь на дальность до 4 км;
  • Бинокулярные перископы наводчика и в командирском куполе с функциями увеличения и ночного видения;
  • Бинокулярный перископ с функцией ночного видения для водителя;
  • Лазерный дальномер (с 1975 г).

В начале 1980-х годов внедрение прицельного приспособления с лазерной системой наведения ПТУР позволило установить на танки Т-62 противотанковые ракетные комплексы «Шексна», а также систему управления огнем наводчика «Волна.

Т-62
Т-62 с дополнительными противокумулятивными экранами. 58-я армия ВС России (грузино-осетинский конфликт, август 2008 г)

Боевое применение

Первой боевой операцией, в которой были задействованы советские танки Т-62, был ввод войск из стран Варшавского договора в Чехословакию в августе 1968 года. В то время это не было реальной конфронтацией. Но события 1969 года на советско-китайской границе в районе острова Даманский привели к первой потере. Вдобавок отряд из 9 новейших и наиболее засекреченных на тот момент советских боевых машин случайно попал в зону боевых действий.

Один из танков, пришедших на помощь атакованным советским пограничникам, был подбит китайскими гранатометами, а его экипаж погиб. В ходе дальнейшего боя этот Т-62 ушел под лед реки Уссури, но позже китайцы смогли поднять танк и перевезти его на свой берег. Впоследствии этот трофей был выставлен в Пекинском военно-революционном музее, где он стоит до сих пор.

Участие Т-62 в арабо-израильской «войне Судного дня» 1973 года было очень активным. Эти машины в большом количестве находились на вооружении армий Сирии и Египта и в условиях примерно равного соотношения танковых сил противоборствующих сторон, понеся большие потери, смогли получить некоторое преимущество на Синайском полуострове на Голанских высотах.

В дальнейшем сирийская армия смогла нанести значительный урон израильским «Паттонам» и «Центурионам» в ливанском конфликте 1976-1982 годов, но потери Т-62 также были значительными. Кроме того, около 70 уничтоженных и захваченных в 1973 году Т-62 Израиль смог восстановить, а значит модернизировать и включить в свою армию под названием «Тиран».

Танки Т-62 использовались Советской армией в Афганистане. Там эта машина вообще зарекомендовала себя. Однако применение противником все более совершенного противотанкового оружия выявило уязвимость бронетехники. Для защиты Т-62 от кумулятивных зарядов на башнях установили металлические щиты, борт и шпангоут прикрыли армированными резиновыми экранами, усилили броню передней части корпуса. Сочетание этих мер нашло отражение в двух модернизациях танка, что позволило избежать явных протечек.

Танки Т-62 использовались в большинстве вооруженных конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего СССР после его распада. Российские войска использовали эти машины во время первой и второй военных кампаний в Чечне, а также во время войны с Грузией в 2008 году. Украинские войска использовали модернизированные Т-62 в боях на Донбассе.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии