- История появления лёгкого танка Т-26
- Серийное производство и модернизация танка Т-26
- Однобашенный танк т-26
- Модификации танка Т-26
- Конструкция танка Т-26
- Тактико-технические характеристики танков Т-26 образца 1939 года
- Компоновка двухбашенного танка Т-26
- Легкий танк Т-26. Особенности конструкции.
- Схема Т-26 с пулеметным вооружением
- Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
- Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
- ТТХ танка
- Зарубежные операторы
- Боевое применение
- Легкий танк Т-26. Начало производства.
- Основные модификации
История появления лёгкого танка Т-26
Т-26 образца 1933 года
В начале тридцатых годов прошлого века Красная Армия имела парк танков, который был оснащен легкими пехотными танками непосредственной поддержки Т-18 (или МС-1) отечественного производства и различными типами машин французской и британской бронетехники производство автомобилей. Однако партийное и армейское руководство осознало, что Т-18 (глубоко модернизированный французский танк FT-17) является морально устаревшей машиной.
В конце 1929 года совет директоров ГУВП сделал неутешительный вывод о том, что в стране практически нет промышленной базы для массового производства танков и что советским конструкторам не хватало опыта для создания современной бронетехники за короткое время.
5 декабря 1929 г комиссия под председательством Г. Орджоникидзе приняла непростое решение изучить зарубежный опыт в области танкостроения. Результатом этого решения стало создание рабочей группы, которая изучала немецкие танки, танки США и Европы.
В 1930 году закупочная комиссия во главе с И. Халепским и руководителем конструкторского бюро танков С. Гинзбургом отправилась в Англию, которая в начале 1930-х годов считалась лидером в разработке автомобилей и производстве бронетранспортеров. Комиссия выбрала Mk.E или 6-тонные легкие танки Vickers-Armstrong. Эти машины активно предлагались на экспорт, и советские представители решили закупить машину с различными модификациями каждая.
Однако британцы отказались продавать часть бронетехники и даже с документацией. Пришлось согласиться купить небольшую партию за 42 тысячи рублей, но с полной документацией.
У англичан было две модификации:
- «Модель А» с двумя одиночными башнями, 7,7-мм пулеметами «Виккерс»;
- Модель B с двухместной башней, в которой устанавливались короткоствольная пушка калибра 37 мм и пулемет Vickers калибра 7,7 мм».
Модель A с двумя одиночными башнями, 7,7-мм пулеметами Vickers
Модель B с двухместной башней, в которой были установлены короткоствольная 37-мм пушка и 7,7-мм пулемет Vickers
Советская делегация остановила свой выбор на двухбашенном танке, который в СССР получил индекс Б-26.
Танки для СССР собирали на заводах Vickers-Armstrong при участии советских специалистов, которые принимали активное участие в сборке машин и изучали технологию производства машины. В конце октября 1930 года первый танк отправили в СССР, а к концу тридцатого года отправили еще три машины.
В Союзе все машины были переданы в «Особую комиссию по новым танкам Красной Армии», которой руководил С.Гинзбург. Более месяца танки проходили испытания в районе Поклонной горы, и члены комиссии оценили В-26 как удовлетворительные. И ничего более. Однако в январе 1931 года комиссия представила закупленные танки верховному командованию Красной Армии: британские танки были встречены с энтузиазмом, и К. Ворошилов попросил Гинзбурга срочно решить вопрос о серийном производстве танка Б-26, причем представление в Наркомат по военным делам перечня достоинств и недостатков машины.
26 января 1931 года стало известно, что Польша закупает большую партию танков Vickers Mk.E, которые дадут вооруженным силам этой страны солидное преимущество перед Красной Армией и могут спровоцировать военные действия со стороны поляков.
13 февраля 1931 года РВС Красной Армии приняло решение принять танки Б-26 в их нынешнем виде с присвоением индекса Т-26.
Серийное производство и модернизация танка Т-26
Двухбашенный пулемет Т-26
В августе 1931 года было выпущено 15 танков Т-26. Но танки отказались двигаться самостоятельно, и на то, чтобы заставить работать двигатели новых машин, ушло больше месяца. До конца 1931 года было выпущено 120 танков такого низкого качества, что армия отказалась их принять. Двигатели были нестабильными, часть танков была из обычной стали (броневой стали просто не было) и так далее и тому подобное.
Из-за спешки не была разработана технология производства, не было специалистов и оборудования. Комитет обороны также запретил вносить изменения в конструкцию танков. В результате заводы выпускали огромное количество металлолома, производственный план Т-26 регулярно прерывался.
В феврале 1932 года Комитет обороны встретился с конструкторами и заводами и разрешил внести изменения в конструкцию. На танках появились новые башни, двигатель приблизили к корме, что позволило обеспечить его стабильную работу, новые и более практичные баки для масла и топлива, была разработана решетка воздуховода, защищавшая двигатель от дождя и дождя на него (и в него.
С 1932 г началось производство сварных корпусов и башен. Однако делали как цельноклепанные, так и цельносварные корпуса и башни, а также машины смешанной конструкции. Уже в сентябре 1932 года броневую защиту Т-26 усилили за счет замены 13-мм бронелистов на 15-мм.
Завод одновременно выпускал две модификации Т-26:
- с пулеметным вооружением;
- с пулеметно-пушечным вооружением, которое состояло из 37-мм пушки в правой башне и 7,62-мм пулемета ДТ-29 в левой.
Во время работы над танком конструкторы исследовали большое количество пулеметов и пушек, которые могли быть установлены в башнях танка.
26 октября 1932 г для «лучшей организации производства танков» приказом Наркомата тяжелой промышленности был создан специализированный фонд машиностроения при различных заводах. План производства емкостей сокращен с одновременным обязательным повышением качества продукции.
Но затем появился однобашенный танк Т-26, который стал вытеснять серийный двухбашенный танк. Кроме того, был получен заказ на производство химических огнеметных танков.
Однобашенный танк т-26
Однобашенный Т-26 с клепанным корпусом и башней первого образца, узкая ниша
Танк с двухбашенным пулеметом был закуплен для серийного производства в Великобритании, но вскоре после возвращения с завода Виккерс-Армстронг С. Гинзбург настоял на выделении средств на создание «боевого танка», который был бы вооружен 37-миллиметровым танком. -мощная пушка для борьбы с бронированными целями.
Изначально на корпус Mk.E планировалось установить коническую башню от советского опытного танка Т-19. Однако работа над танком из однобашенных пушек была организована только в 1932 году. Собрать удачную башню из криволинейных бронелистов не удалось — советская промышленность еще не располагала необходимыми технологиями. Цилиндрическая башня была собрана на Ижорском заводе — аналогичные башни были сделаны для танка БТ-2. Сварные и клепаные башни были представлены на испытания. Комиссия выбрала остроконечную башню с обязательным добавлением ниши в кормовой части. Пришлось установить в нише радиостанцию.
Параллельно с работами над башней велась работа по вооружению танка. Изначально на Т-26 планировалось установить 37-мм пушку Б-3. Новая башня с пушкой Б-3 прошла успешные испытания, но затем появилась очень удачная 45-мм пушка, имевшая приличную бронепробиваемость и очень эффективный осколочный снаряд, что позволяло использовать танк не только как боевой танк но и как танк для сопровождения пехоты. Те. От производства двухбашенного танка-пулемета можно было отказаться, так как появилась универсальная машина, способная решать весь комплекс задач на поле боя.
В начале 1933 года в конструкторском бюро завода № 174 была разработана сдвоенная установка из 45-мм орудия и 7,62-мм пулемета ДТ. Однако в ходе испытаний была выявлена проблема — отказало полуавтоматическое заряжание пушки, что значительно снизило скорострельность.
Конструкторское бюро завода №1. 174 разработана клепаносварная башня с развитой нишей овальной формы.
В декабре 1932 года началось производство однобашенных пушечных танков Т-26. В процессе производства нового автомата конструкторы модифицировали полуавтоматический пистолет, что позволило снизить количество поломок механизма до 2 %.
Другой серьезной проблемой был двигатель, мощность которого составляла тогда 85 — 88 л.с вместе с. Поскольку масса танка увеличилась на 1 тонну, мощность двигателя оказалась недостаточной.
-Т-26 образца 1933 г
Англичане предложили собственный двигатель мощностью 100 л.с., однако советские конструкторы решили создать собственный агрегат. В мае 1933 года для Т-26 был создан двигатель мощностью 92 л.с. Активно велись работы по созданию карбюраторного двигателя мощностью 200 л.с и дизеля мощностью 95 л.с.
В 1934 году для снижения концентрации углекислого газа в боевом отделении на правом борту башни установили вентилятор.
В середине 1935 года проблема с производством сварных корпусов была окончательно решена, что значительно снизило производственные затраты. При этом напаянная маска была заменена на формованную, более прочную и более дешевую в производстве. В моторном отсеке установили дополнительный топливный бак, что позволило значительно увеличить запас хода танка.
В целом был внесен ряд модификаций, существенно снизивших стоимость изготовления танков и повысивших надежность эксплуатации.
В конце 1935 года на башне танка появился штыревой зенитный пулеметный пулемет, однако военные новинки в тот период не были оценены по достоинству, и танки с зенитным пулеметом практически не производились. Кроме того, с 1935 года на танках Т-26, на каждой пятой машине, устанавливались две закрепленные на маске фары-прожекторы для ведения боевых действий в ночное время.
Модификации танка Т-26
HT-26 — огнеметный танк с небольшой башней
- Образец Т-26 образца 1931 года. Двухбашенный линейный танк с пулеметным вооружением;
- Образец Т-26 образца 1932 года. Двухбашенный линейный танк с пушечно-пулеметным вооружением (37-мм пушка в одной башне и 7,62-мм пулемет в другой);
- Образец Т-26 образца 1933 года. Однобашенный линейный танк с цилиндрической башней, 45-мм пушкой и спаренным пулеметом. Это самый массовый танк в серии Т-26;
- Образец Т-26 образца 1938 года. Однобашенный линейный танк с пушечным вооружением в конической башне. Корпус танка сварной;
- Образец Т-26 образца 1939 года. Модернизированный танк 1938 года с усиленным бронированием, улучшенной конической башней и наклонной платформой башни;
- Т-26РТ — однобашенный пушечный танк с радиостанцией;
- Т-26ТУ (Т-26 ТУ-132) — танк управления в телемеханической группе;
- Т-26 ТТ (Т-26 ТТ-131) — телетанк в телемеханической группе;
- Т-26А — танк артиллерийской поддержки с более просторной башней Т-26-4 и короткоствольной 76-мм пушкой;
- HT-26 — огнеметный танк с небольшой башней;
- HT-130 — огнеметный танк, в котором огнемет установлен в цилиндрической башне вместо пушки;
- HT-133 — огнеметный танк с конической башней;
- HT-134 — это вооруженный огнеметный танк с 45-мм пушкой и огнеметной установкой в корпусе машины.
Конструкция танка Т-26
Танк Т-26, разрез
А — моторный отсек;
Б — боевое отделение;
В — отдел управления;
- — бронированный корпус;
- — Башня;
- — мотор;
- — переходник;
- — боковое сцепление;
- — Тормоза;
- — бортовая трансмиссия (за броней);
- — ходовая часть;
- — перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного отсека;
- — бронированные жалюзи над маслоохладителем;
- — воздушная крышка;
- — 45-мм пушка 20К;
- — аккумуляторная батарея;
- — Откидной передний щиток водителя;
- — опорные ролики;
- — подвесная тележка;
- — глушитель.
Башня Т-26 обр. 1933 г. Видны казенная часть 45-мм пушки и ее прицельные приспособления, также спаренные с пушкой ДТ-29. Слева от пистолета виден ТОП прицел, панорамный прицел ПТ-1 в разобранном виде
Тактико-технические характеристики танков Т-26 образца 1939 года
Танк Т-26РТ образца 1939 года
Экипаж, чел .: 3
Боевая масса, т: 10, 25
Длина, м: 4.62
Ширина, м: 2,44
Высота, м: 2.33
БРОНИРОВАНИЕ, мм
Передняя часть кузова 15
Борта и корма корпуса 15
Фасад башни 15
Борта и корма башни 15
Крыша 10
6 ниже
ОРУЖИЕ:
45-мм пушка 20 К
7,62-мм пулемет ДТ — 1 шт.
Боеприпасы:
185 — 186 выстрелов
3528 патронов
Двигатель: бензиновый 4-х цилиндровый 95 л.с в сборе.
Максимальная скорость по шоссе, км / ч — 30
Средняя скорость по грунтовой дороге, км / ч — 18
Автомобильная навигация, км — 200-225
В магазине по проселочной дороге, км — 150-170
Танк Т-26РТ образца 1939 года
Компоновка двухбашенного танка Т-26
Конструкция «двадцать шестого» была классической: двигатель в корме, трансмиссия спереди, боевое отделение в центре. В состав экипажа из трех человек входили механик, левый стрелок и правый башенный стрелок — как вы, наверное, догадались, он не мог жаловаться на скуку, особенно если он одновременно был и командиром подразделения.
Посадка и посадка производились через люки в крышах башен и трехстворчатый люк с механическим управлением, расположенный в передней правой части корпуса; Также машина имела технические люки в кормовой части, которые должны были обеспечивать доступ к двигателю.
Двухбашенный вариант Т-26 имел следующие тактико-технические характеристики:
- Габаритные размеры — 4,62 / 2,44 / 2,19 м.
- Масса — 8,2 тонны.
- Бронирование: вертикальное — 15мм; горизонтальный — 6 мм.
- Двигатель — 1х90 л.с вместе с.
- Скорость — 32 км / ч.
- Запас хода 140 км.
- Вооружение — 2 × ДТ — 7,62 мм.
- Экипаж — 3 человека.
Всего до 1933 года было выпущено 1627 машин, из них около четверти — пушечные.
Легкий танк Т-26. Особенности конструкции.
Изначально двухбашенный вариант танка Т-26 мало отличался от своего прототипа. Клепанный кузов собирали на раме из углов. Часть бронекорпусов имела цинковые прокладки на стыках броневых листов внизу для обеспечения герметичности при переходе брода. Но вскоре для удешевления Т26 было решено отказаться от него.
Из-за частого брака 13-мм бронелистов толщина брони Т-26, выпущенных в 1931 — начале 1932 годов, составляла 10 и 6 мм. Танки Т-26, выпущенные летом и осенью тридцать первого года, полностью собирались на болтах из-за использования плохой брони, которую впоследствии пришлось заменить на качественную. В ноябре появился полностью сварной корпус.
Чтобы обеспечить легкий доступ к трансмиссии и двигателю, наклонные бронеплиты Т-26 были съемными, но для разборки требовалось отвинтить столько болтов, что этот процесс занял несколько часов. Поэтому на тридцать второй год для обеспечения быстрого доступа к трансмиссии в верхней броне сделали откидной люк. Сначала он открывался налево по ходу бассейна, затем, более крупный, наклонился вперед.
Схема Т-26 с пулеметным вооружением
Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
Схема Т-26 с пулеметно-пушечным вооружением
ТТХ танка
Характеристики / год выпуска. | 1937 г | 1932 г | 1931 г |
Боевая масса, кг | 9700 | 8000 | 8200 |
Экипаж, кг | 3 | 3 | 3 |
Общая длина, мм. | 4620 | 4600 | 4600 |
Ширина, мм. | 2240 | 2440 | 2440 |
Высота, мм. | 2310 | 2190 | 2190 |
Игра, мм. | 380 | 380 | 380 |
Колея, мм | 260 | 260 | 260 |
Вооружение | |||
Пушки шт., Type X. | 1×45 мм 20К | 1×45 мм 20К | 1×37 мм Hotchkiss |
Снаряды, шт. | 107 | — | 196 |
Пулеметы, шт х тип. | 1 х ДТ | 1 х ДТ | 1 х ДТ |
Картриджи, шт. | 2×7,62 мм ДТ | 1×7,62мм ДТ | 1×7,62мм ДТ |
Толщина арматуры. | |||
Верт корпус, мм. | 15 | 10-13 | 10-13 |
Горизонт корпуса, мм. | 10-6 | 6 | 6 |
Башня, мм. | 15 | 10 | 10 |
Мотор | |||
Вид. | 4т / 4ц / к / в | 4т / 4ц / к / в | 4т / 4ц / к / в |
Бренд. | Т-26-2 | Т-26 | В-26 |
Максимальная мощность, л.с. | девяносто два | 85 | 85 |
На частоте об / мин. | 2200 | 2000 г | 2000 г |
Трансмиссия на коробку передач. | 5/1 | 5/1 | 5/1 |
Полная скорость | тридцать | 31 год | 31 год |
Тип топлива. | Бензин 1-го сорта. | Бензин 2-го сорта. | 2 градуса бензин. |
Емкость бака, л. | 290 | 182 | 182 |
Запас хода. | |||
-магистраль, км. | 240 | 140 | 140 |
-страна, км. | 170 | 80 | 80 |
Уд давление кгс / см 2 | 0,71 | ||
Преодоление препятствий. | |||
Вставай, градусы. | 35 год | 32 | 32 |
Спуск, град. | 35 год | 32 | 32 |
Крен, град. | 35 год | 35 год | 34 |
Ров, мм. | 2000 г | 2000 г | 2000 г |
Стенка, мм. | 750 | 750 | 750 |
Бульон, мм. | 800 | 800 | 800 |
В марте 1932 года для защиты от атмосферных осадков над люком воздуховода установили специальный кожух. Часть корпусов Т-26, выпущенных в 1932-33 годах, имела клепано-сварную смешанную конструкцию, хотя часть корпусов имела полностью клепанную конструкцию. Это связано с тем, что на Ижорском заводе только в конце тридцать второго года доминировало производство цельносварных корпусов.
На плите башни Т-26 на шарикоподшипниках установлены две цилиндрические башни. Судя по фотографиям, их было четыре модификации, которые отличались друг от друга технологией изготовления: клепаные, клепаные и цельносварные. Кроме того, различалась конструкция петель и способ резки брони. Не были редкостью Т-26 с башнями, изготовленными по разным технологиям, как и установка клепаных башен на сварной корпус и наоборот. Башни, как и корпус танка, из-за отсутствия качественной брони толщиной тринадцать миллиметров до осени 1931 года изготавливались из 11-мм брони производства Ижорского завода.
Четырехтактный карбюраторный двигатель танка Т-26 мощностью 90 л.с., как и прототип, не имел ограничения скорости. Которые при неосторожном обращении часто приводили к перегреву или даже растрескиванию клапанов. Установленный над двигателем специальный вентилятор воздушного охлаждения не всегда справлялся со своей задачей. Двигатель советского производства, хотя и являлся точной копией британского двигателя Армстронг-Сидней, был гораздо худшего качества. И только в 1934 году удалось заставить штатные двигатели отработать требуемый гарантийный ресурс. Бачок ГСМ располагался рядом с двигателем. Т-26 потреблял бензин премиум-класса, по марке не хуже «Грозного». При необходимости можно было использовать бензин второго сорта, но была вероятность, что двигатель стукнет, прежде чем повредит блок клапанов.
Главное сцепление — сухое. Коробка передач имела пять скоростей и устанавливалась в носовой части Т-26 и соединялась карданным валом с двигателем. Рычаг переключения передач установлен на коробке передач. Заблокированная подвеска танка приспособлена к одной стороне пары сменных тележек, состоящей из четырех опорных катков, соединенных между собой балансирами. Ведущие колеса литые, звездочки — съемные, расположены спереди, направляющие колеса — сзади.
Цепь гусеничная с литыми стальными роликами — штыревой муфтой, соединенной между собой стальными штифтами.
У пожарных Т-26 были один или два съемных огнетушителя. Радиосвязи не было. Для связи между командиром танка и механиком-водителем первоначально использовалась звуковая трубка, позже — световая сигнализация.
Зарубежные операторы
интересно, что несколько десятков трофейных «ящиков» использовались в разное время панцерваффе и финскими бронетанковыми войсками, но вряд ли смогли добиться с их помощью серьезных успехов. «Немецкие» танки, скорее всего, «не дожили» до 43-го, но «Суомилайнен» теоретически могли просуществовать в частях второй линии до конца 1950-х — начала 1960-х годов. Что ж, у нас в стране последний оригинальный экземпляр такого танка можно увидеть в Кубинском музее.
Т-26 в Кубинском музее
Боевое применение
Хочу отметить, что «двуглавый» вариант «двадцать шестого» принимал участие в боевых действиях очень ограниченно, поэтому на Хасане их использовали по описанной выше тактике, при этом потери составили около десятка единиц, и результаты были очень сомнительными.
Поэтому уже тогда их пытались использовать в роли разведывательных или командирских машин, не полагаясь на чисто пулеметное вооружение, в результате они не оставили заметного следа в довоенных конфликтах СССР.
Некоторые из двухбашенных Т-26 попали во Вторую мировую войну, доказав свою беспомощность перед современной техникой Панцерваффе, более того, многие из них давно отработали свой ресурс, часто выходя из строя из-за различного рода поломок.
Большинство этих машин было уничтожено в первые месяцы войны, но отдельные «ящики», часто «благословленные» обновлениями ручной работы, такими как силовая броня, просуществовали до лета второй войны. Наиболее активно эти танки применялись в приграничных боях под Бродами, при обороне обеих столиц, а также в Крыму.
Танк Т-26 в колонне
Легкий танк Т-26. Начало производства.
Выпуск Т-26 было решено развернуть на мощностях завода «Большевик» в Ленинграде, так как он имел опыт производства танков МС-1. Как только он был готов к выпуску, нужно было подключить строящийся Сталинградский тракторный завод.
План на 1931 год заключался в выпуске пятисот машин, которые вскоре сократились до 300 машин. Однако даже эта цифра для завода была нереальной. Полукустарное производство МС-1, которое происходило здесь четыре года, не могло в достаточной степени подготовить завод к выпуску Т-26. Новая боевая машина оказалась намного сложнее. С начала работ конструкторское бюро завода неоднократно предлагало внести в проект различные изменения, в основном направленные на его упрощение. Но все эти инициативы по разным причинам были отвергнуты вышестоящими властями, которые настаивали на точной копии.
В июле 1931 года завод приступил к сборке первых 10 машин исходной партии. По конструкции танк практически не отличался от оригинала. Выпуск опытной партии связан с необходимостью тестирования технологии и отладки производства. Единственное существенное отличие российского танка от оригинала — это 37-мм пушка ПС-1 (пушка Гочкиса), установленная в правой башне. В левой башне установили отечественный пулемет ДТ. Танки производились не только по временной технологии, но и из конструкционной стали. Большинство танков собирались индивидуально с установкой узлов и агрегатов «на место», поэтому о взаимозаменяемости не могло быть и речи. Также машины были плохого качества сборки.
С августа 1931 года началось серийное производство. Серийные Т-26 отличались от опытных серийных машин более высокими башнями со смотровыми окнами, а также были более приспособлены для производства на существующем оборудовании.
нетрудно заметить, что разработка Т-26 породила множество проблем, начиная с цилиндров и поршней двигателя и колец, заканчивая проблемами с термообработкой гусениц и коленчатого вала. Проблем добавляли бронекорпуса, поставленные Ижорским заводом. Броневые листы часто имели трещины и имели пониженную прочность брони, так что 10-миллиметровые броневые листы пробивались бронебойной пулей, выпущенной из винтовки с расстояния ста пятидесяти метров.
Двигатели танка Т-26 при кажущейся простоте требовали высокой культуры производства по сравнению с той, которая существовала на отечественных заводах. Поэтому двигатели Т-26 часто ломались, превышая минимальный пробег. Посыпалась резина опорных катков, «рассыпалась» коробка передач, лопнули гусеницы и рессоры. Изготовленные танки Т-26 из-за дефектов не были приняты заказчиком и скопились на территории завода. К концу этого года из 120 танков Т-26, представленных на военную приемку, 100 машин было сдано с большим трудом, так как около 35 из этих сотен имели обычные стальные корпуса. Который позже был рассчитан на замену при ремонте. Это в дополнение к двигателям, которые издавали много постороннего шума и также были приняты при замене.
Несмотря на очевидную слабость производства и невыполнение прошлогоднего плана, план 1932 года предусматривал выпуск трех тысяч легких танков Т-26. Производство танков на заводе «Большевик» было выделено в отдельное производство — завод №147 им. К. Воросилова. Это был первый завод на территории Союза, целиком посвященный выпуску танковой продукции. За что был награжден дополнительными поставками импортного и отечественного сырья, полуфабрикатов и оборудования. Кроме того, предлагалось наладить кооперацию с другими предприятиями по производству узлов и агрегатов.
Для улучшения ситуации было решено создать специальный машиностроительный трест. В него вошли четыре завода: Ворошиловский, № 37, ХПЗ и завод Красный Октябрь. Узнав о ситуации с производством танков, руководство треста обратилось к правительству с просьбой сократить производство Т-26, мотивируя это невозможностью его реализации. Предложение было поддержано вышестоящими инстанциями, производственный план был скорректирован в сторону уменьшения.
В четвертом квартале этого года в производственную программу уже были вовлечены пятнадцать дочерних заводов. Из них наиболее крупными были Ижорский завод, производивший бронекорпуса и башни, «Красный Октябрь» — коробки передач и карданные валы, «Большевик» — заготовки узлов двигателя, а также завод No. 7.
Положение было катастрофическим с квалифицированными кадрами, как на основном производстве, так и на смежных предприятиях. Ситуация осложнялась нехваткой машин, оборудования и инструментов. Все это привело к высокому проценту брака. В результате планы по выпуску танков постоянно срывались, изготовленная продукция не принималась военной приемкой и оставалась на территории завода.
Планирование производства компонентов на заводах союзников было явно неудовлетворительным. Ситуация усугублялась отсутствием единого технологического процесса как на заводе №2, так и на заводе-изготовителе. 174 и от его субподрядчиков. Кроме того, ситуация ухудшилась с дополнительным оборудованием и инструментами, получение которых во втором полугодии казалось маловероятным. План выпустить до конца три тысячи Т-26 стал нереалистичным.
Всего на тридцать второй год завод №1. 174 произведено 1361 легкий танк, из них двадцать были выпущены в прошлом году и введены в строй только в этом году. План 1933 года был гораздо скромнее и предусматривал производство всего 1700 легких танков Т-26, но непременным условием было значительное улучшение качества Т-26. Кроме того, с середины года в производство должен был пойти вариант Т-26 с башней с 45-мм пушкой.
Основные модификации
Попытки модифицировать танк берут начало в те времена, когда промышленность, по крайней мере, доминировала в его массовом производстве; в основном касалось вооружения машины.
Так, для увеличения огневой мощи военные старались «атаковать» хотя бы один 37-мм ствол. Отмечу, что это не только не создало бы технических проблем: англичане изначально предлагали купить лицензию на версию с бумагой 47 мм, но это также было бы вполне естественным шагом.
Однако наличие пулеметов, способных «зачистить» окопы вражеских солдат боковым огнем, заставило военных на время сдержать аппетиты — только в 32-м началось экспериментирование с различными артиллерийскими системами, установленными в правой башне бак.
Танк Т-26 в реке
Согласно «планам» того времени, он должен был оснастить один «ящик» из пяти из 37-миллиметровой бумаги, но это вызвало ряд связанных проблем, начиная от столкновения башен и заканчивая низкой эффективностью пушки и пулемета отсутствие боеприпасов для этого.
Поскольку практика маневров показала, что танки, как правило, должны были сосредоточить огонь на одной цели, это послужило поводом для начала работ по созданию однобашенного варианта Т-26.
Когда промышленность в их производстве доминировала в 33-м, производство двухбашенного варианта было сокращено, и уже в 37-м эти танки начали выводить с фронта.