Танк Т-34-85 описание среднего танка, особенности, ттх

История создания Т-34-85

Разработка более мощных систем началась в январе 1943 года. Пять месяцев спустя планы нового орудия были готовы, и в июне 85-мм орудия Д-5Т были выпущены из металла. В то же время другие конструкторские бюро разрабатывали новые артиллерийские системы: С-53, С-50, ЛБ-85.

Для установки новой пушки на Т-34 потребовалось изготовить новую башню. При проектировании башни с установкой 85 мм арта систему взяли на себя конструкторское бюро завода «Красное Сормово», а также проектировщик завода № 183. В результате было изготовлено две модели башни из чугуна.

Этому заводу было приказано произвести «тридцатьчетверку» с 85-мм артиллерийской системой.

На рисунке

В декабре 1943 года Красная Армия приняла на вооружение танк Т-34 с 85-мм артиллерийской системой под обозначением Т-34-85. Основным изменением доработанной машины стала установка башни новой формы с расширением подбашенного кольца.

С появлением башни увеличенного размера была устранена основная проблема Т-34-76 — беспорядок и невозможность добавить пятого члена экипажа. Артиллерийская система Д-5Т калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро No. 9, был установлен в башне.

Конструкция танка

На каждой стороне было по 5 роликов (двойного типа с внешней амортизацией диаметром 830 мм). Подвеска автомобиля была индивидуальной, рессорной. Основными колесами были задние колеса, прививка гребней на гусеницах осуществлялась установленными на них катками. Ролики были литыми и имели кривошипно-шатунный механизм для регулировки натяжения гусениц. Вес каждой гусеницы составлял 1150 кг, ширина звена — 550 мм. Количество стальных гусениц составило 72 штуки (36 гребневых и 36 бескаркасных).

Силовой установкой автомобиля служил 12-цилиндровый дизельный двигатель В-2-34, развивающий максимальную мощность 500 л.с.

Топливные баки вмещали 545 литров дизельного топлива марки ДТ, также были установлены два внешних топливных бака, каждый объемом 90 литров, при этом эти баки не были подключены к топливной системе двигателя. Охлаждение двигателя обеспечивали два наклонных трубчатых радиатора.

Появление

Очистка воздуха производилась очистителями воздуха «Циклон» в количестве 2 шт. Двигатель запускался сжатым воздухом, хранящимся в 2-х цилиндрах (расположенных в отсеке управления), или электрическим запуском.

Трансмиссия включала в себя главную и главную муфты, коробку передач (с 5 передачами), бортовые передачи и тормоза. Электропроводка выполнена по однопроводной схеме (напряжением 12 и 24 В). На танке использовалось следующее электрооборудование: стартер, двигатель привода механизма поворота башни, системы вентиляции, освещения, приборов и т.д.

Первоначально на артиллерийский комплекс Д-5Т калибром 85 мм устанавливался спаренный пулемет ДТ с боекомплектом 56 патронов к основному пистолету и патронами к пулемету 1953 года. В качестве ориентира использовались панорама ПТК-5 и оптический шарнирный прицел.

В башне разместили новый командирский купол с двумя открывающимися люками и оборудовали перископическим дисплеем кругового обзора МК-4.

Броня защиты корпуса не изменилась и составила: броня передней части корпуса 45 мм (угол наклона листов: верхний 60 °, нижний 53 °), бронезащита кормы машины 45 мм (верхний 48 °, нижний 45 °), боковая броня составляла 45 мм под углом 40 °, а броневая защита крыши — 20 мм. Сам корпус был сварным, из катаного стального листа.

В 1943 году были предприняты попытки увеличить броню Т-34 до 75 мм (вариант Т-43). Перед ОКБ встал вопрос — насколько можно увеличить массу танка, чтобы это не сказалось на его маневренности. Установка новой пушки на проект Т-43 сильно увеличила массу танка, поэтому от идеи усиления броневой защиты пришлось отказаться.

Башня нового танка Т-34-85 имела неплохое бронирование: лоб башни имел запас хода 90 мм, борта — 75 мм, бронезащита кормы башни — 52 мм. Боевая масса машины увеличилась и составила 32 тонны.

Убегать

Экипаж танка Т-34-85 состоял из 5 танкистов. Положение экипажа в танке было следующим: наводчик (командир орудия), командир и заряжающий находились в башне, механик-водитель и радист — в корпусе машины.

Технические характеристики Т-34-85

Общая информация

  • Классификация — средний танк;
  • Боевая масса — 32,2 тонны;
  • Планировка классическая;
  • Экипаж — 5 человек;
  • Годы выпуска — 1943-1958;
  • Годы деятельности: с 1944 по 1993 (официально в СССР и РФ);
  • Количество выпущенных — более 35 000 штук.

Размеры (править

  • Длина корпуса — 6100 мм;
  • Длина с пушкой вперед — 8100 мм;
  • Ширина корпуса — 3000 мм;
  • Высота — 2700 мм;
  • Свободное пространство — 400 м.

Передний план

Бронирование

  • Тип брони — гомогенная катаная сталь;
  • Передняя часть корпуса (верхняя и нижняя) — 45/60 ° мм / град;
  • Борт корпуса (верх) — 45/40 ° мм / град;
  • Борт корпуса (низ) — 45/0 ° мм / град;
  • Вынос корпуса (верх) — 45/48 ° мм / градус;
  • Подача тела (нижняя) — 45/45 ° мм / градус;
  • Дно — 20 мм;
  • Крыша корпуса — 20 мм;
  • Лоб башни — 90 мм;
  • Маска пушки — 40 мм;
  • Сторона башни — 75/20 ° мм / град;
  • Подача башни — 52/10 ° мм / град;
  • Крыша башни 15-20 мм.

Вооружение

  • Калибр и марка орудия — 85 мм ЗИС-С-53;
  • Тип пушки — нарезное;
  • Длина ствола — 54,6 калибра;
  • Боеприпасы к огнестрельному оружию — 56-60;
  • Углы ВН-5… + 22 градуса;
  • Углы GN — 360 градусов. (механизм ручного вращения или электромеханический привод);
  • Прицел: шарнирно-телескопический ТШ-16, перископический ПТК-5, горизонтальный горизонтальный;
  • Пулеметы — 2 × 7,62-мм ДТ-29.

Танк Т-34-85

Мобильность

  • Тип двигателя — 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском;
  • Мощность двигателя — 500 л. С.;
  • Скорость по шоссе — 55 км / ч;
  • Скорость по бездорожью — 25 км / ч;
  • В магазине по трассе — 250 км;
  • Круиз по пересеченной местности на сербском языке — 220 км;
  • Удельная мощность — 15,6 л.с. / т;
  • Тип подвески: подвеска Christie’s;
  • Удельное давление на грунт — 0,83 кг / см²;
  • Набор высоты превышен — 30°;
  • Преодолеваемая стена — 0,75 м;
  • Пройденный ров — 3,4 м;
  • Преодоление брода — 1,3 м.

Модификации

  • Т-34-85 1943 г. Модификация малой мощности с новой трехместной башней и 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март из-за неудовлетворительного размещения орудия С-53 в исходной башне;
  • Т-34-85. Основная серийная модификация с 85-мм пушкой ЗИС-С-53;
  • ОТ-34-85. Вместо пулемета имелся поршневой огнемет АТО-42;
  • Т-34-85 образца 1947 года с новым двигателем В-2-34М, новой радиостанцией и оптическими приборами;
  • Т-34-85 1960 года с двигателем В-54 или В-55 мощностью 520 л.с., измененным дизайном интерьера, новым электронным оборудованием, новой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и шасси от Т-55;
  • ПТ-34 — эвакуатор, созданный на базе Т-34 1943 года.

Т-34-85 с орудием ЗИС-С-53

В начале 1944 года Государственный комитет обороны принял на вооружение Т-34 с 85-мм артиллерийской системой ЗИС-С-53. Причиной отказа от пистолета Д-5Т были конструктивные недостатки, например, часто не работал подъемный механизм. Первые машины с пушкой ЗИС-С-53 покинули магазины в марте 1944 года. Сам танк также претерпел ряд конструктивных изменений: ком.

Башня была перемещена и установлена ​​в кормовой части башни, что облегчило удобство расположения членов экипажа, радиостанция была снята с корпуса и установлена ​​на башне, а ПТК-5 демонтирован.

Они также заменили их новыми воздушными фильтрами Multicyclone. В остальном дизайн не изменился. В 1945 году двухстворчатый башенный люк был заменен люком с одностворчатой ​​дверью.

Количество Т-34-85, выпущенных в годы Великой Отечественной войны

Модификация танка 1944 г., шт.1945, шт. Всего, шт

Т-34-85 10499 12110 22609
Т-34-85 номер 134 140 274
Т-34-85 ОТ тридцать 301 331
Итого, количество единиц 10663 12551 23214

Вооружение и его установка на Т-34

В начале войны основным вооружением Т-34 была 76,2-мм пушка. Изначально устанавливалась пушка Л-11 (как и на танк КВ), но вскоре ее заменили на более простую и дешевую танковую пушку Грабина Ф-34 в производстве. Этот пистолет в начальный период войны легко поражал любой немецкий танк.

Появление в 1943 году в Вермахте высокобронированных «Тигров» и «Пантер» заставило советских конструкторов усовершенствовать орудие главного калибра Т-34, и к концу того же года танк получил 85-мм пушку Д-5Т. Вскоре на серийные машины Т-34-85 стали устанавливать наиболее технологичную пушку ЗИС-С-53.

Боекомплект танка составлял от 56 до 60 снарядов в зависимости от типа.

Вспомогательное вооружение Т-34 включало два 7,62-мм пулемета ДТ-29. Один из них работал в паре с пушкой, второй размещался в шаровом держателе в верхнем лобовом листе корпуса и мог наводиться с отклонением 12 градусов в каждую сторону по горизонтали и от -6 до +16 градусов по вертикали.

В 1941 году была разработана особая модификация, а в следующем году усовершенствована особая модификация — огнеметный танк ОТ-34.

Командирский прицел на Т-34
Командирский прицел на танке Т-34

Основным недостатком Т-34 специалисты называют слабую эффективность его систем прицеливания и наведения. Они никак не были защищены от атмосферных осадков, дорожной пыли и грязи, а чистить их можно было только снаружи цистерны. Боковые приборы наблюдения имели значительную «мертвую зону» и очень малый угол обзора, с их помощью было сложно предугадать противника при визуальном обнаружении.

Основным недостатком Т-34 было отсутствие командирского купола. Впервые его установили на командирском люке в крыше башни в 1943 году, но из-за загруженности командира танка функциями наводчика это решение оказалось неэффективным. Только с появлением варианта Т-34-85 стало возможным полностью использовать командирский купол, который был оборудован пятью приборами наблюдения и обеспечивал командиру танка круговой обзор с неподвижной башней.

Канонерская лодка Т-34-85 располагалась с левой стороны башни. В его распоряжении оказался перископический прицел, обеспечивающий четырехкратное увеличение. Пушка со спаренным пулеметом наводилась на цель с помощью механизма поворота башни, а также наведения орудия в вертикальной плоскости.

Дальность стрельбы

Для варианта Т-34-76 эффективная дальность стрельбы орудия составляла от 1000 до 1500 метров. На этой дистанции советский танк гарантированно пробил броню всех без исключения немецких танков образца 1941-1942 годов, включая Т-IV. В 1943 году ситуация изменилась: в столкновении с немецкими «Тиграми» и «Пантерами» эффективная дальность стрельбы сократилась до 200 метров, что не гарантировало надежного поражения танка противника.

Подбитый Т-34
Фото крушения Т-34

С началом серийного производства Т-34-85 в 1944 году советский танк значительно расширил границы эффективного пожаротушения. 85-мм орудие модернизированного Т-34 имело достаточную бронепробиваемость, чтобы поражать борта немецких тяжелых танков и самоходок на реальных боевых дистанциях.

Боевое применение Т-34-85

Новая «тридцатьчетверка» впервые вышла из сборочного цеха Горьковского завода «Красное Сормово» в последний день 1943 года. Объем производства был небольшим, всего 80-100 машин в месяц. Только с марта 1944 года новая машина стала поступать на фронт в необходимых количествах. Основным поставщиком новеньких Т-34 было предприятие «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. Именно этот завод поставил на фронт большую часть новых советских танков. В отдельные периоды 1944-45 годов с конвейера Нижнетагильского завода сходило до 700 автомобилей в месяц.

Использование в бою

Горьковский завод «Красное Сормово» немного уступил по объемам производства новой машины. Горьковские танкостроители давали стране 250-300 машин в месяц. Летом третий завод танкостроения в Омске также вышел на требуемый объем производства.

Интересный факт, учитывая объемы производства новых емкостей, следует обращать внимание на стоимость готовой продукции. За счет серийного производства нижнетагильская тридцатьчетверка вышла самой дешевой — 136 тысяч рублей. В Горьком новый танк уже обошелся казне в 173 тысячи рублей.

Официально производство нового танка велось до 1946 года. Однако объемы производства деталей и узлов для Т 34 85 были настолько велики, что советские заводы были вынуждены продолжить выпуск автомобилей в следующем 1947 году. Это никоим образом не сказалось на боеспособности Советской армии, которая была вынуждена иметь крупные танковые соединения в Восточной Европе.

Впоследствии для оснащения вооруженных сил союзников СССР передал техническую документацию Польше и Чехословакии на лицензионных условиях. В этих странах «тридцатьчетверку» производили в 1950-е годы.

Несмотря на то, что новый танк смог принять участие в боевых действиях только на стадии наследия войны, вклад этой машины в разгром гитлеровской Германии, а значит и Квантунской армии имперской Японии, трудно переоценить. Новые советские средние танки Т 34 85 широко использовались во время оборонительной операции на Балатоне, операции в Восточной Пруссии и штурма Берлина.

В роте с САУ СУ 76, СУ 85 и СУ 100, с тяжелыми танками ИС-1 и ИС-2 советский танк Т-34 с пушкой калибра 85 мм чувствовал себя безопаснее на поле боя. Проблема прямого столкновения с немецкими тяжелыми танками была устранена за счет применения другого огнестрельного оружия. Основным противником советских танков на завершающем этапе войны были немецкие 88-мм орудия и Panzefaust. Ни один танк того времени не мог похвастаться эффективной броневой защитой от воздействия этих противотанковых средств.

Памятник танку

Советский танк Т 34 85, историю его использования и эксплуатации по праву можно назвать легендарной. Несмотря на то, что машина была создана в 1943 году, танк прошел славный боевой путь. Танку пришлось принимать активное участие во многих послевоенных военных кампаниях и конфликтах. Они воевали в составе советских «тридцати четырех» в Корейской войне 1950-53 годов, один танк успешно воевал в составе армии ЦАХАЛа во время войны за независимость Израиля.

Помимо Советского Союза, Польши и Чехословакии, Т-34 с 85-мм пушкой составляли основу танкового парка армий стран Варшавского договора. Советские машины состояли на вооружении танковых частей Народно-освободительной армии Китая. Советский средний танк поставлялся в страны социалистического лагеря и режимам просоветской ориентации. Для Кубы, Судана, Эфиопии, Вьетнама и Анголы эти танки стали символами борьбы за независимость. В армиях Египта, Сирии, Ливии, Сомали и Судана Т-34 был основным танком.

Последний факт боевого применения Т-34-85 был отмечен во время гражданской войны в Югославии, разразившейся в 90-х годах 20 века. Официально «тридцатьчетверка» была снята с вооружения ВС РФ только в 1997 году, более чем через полвека после ввода в строй.

Т-34-85 в послевоенное время

Производство последней «тридцатьчетверки» было завершено в 1946 году и на смену ему пришел средний танк с индексом Т-44. В послевоенный период Т-34-85 все еще был основным танком, в таком состоянии он находился до 1950 года. Т-44 поставлялся в войска в небольших количествах, а Т-54 производился очень высокими темпами медленный.

С обновлением бронетанкового парка СССР Т-34-85 перешли в учебное состояние и постепенно снимались с вооружения и, например, машины, находящиеся в учебных частях Забайкальского и Дальневосточного округов, использовались до тех пор, пока начало 1970-х гг.

После окончания войны Т-34-85 принимал участие практически во всех военных конфликтах: в Корее, Вьетнаме, Кампучии, на Ближнем Востоке, на Кубе, в Афганистане и других. Т-34 также принимали участие в военных конфликтах в Европе: в венгерском восстании 1956 года, военных столкновениях между турками и киприотами на острове Кипр и войне в Югославии в 1990-х годах.

Т-34-85 Вьетнам

Т-34-85 состоял на вооружении стран ОВД, ряда африканских стран, а также состоял на вооружении государств Юго-Восточной Азии. Сегодня «тридцатьчетверка» продолжают нести военную службу в различных государствах (Вьетнам, Гвинея, Йемен, Северная Корея, Лаос, Куба и др.).

Память о танке

Т-34-85 — один из самых популярных танков Великой Отечественной войны. Хотя большинство людей слышали только о танке Т-34, во многих музеях есть копии Т-34-85. Кроме того, именно этот танк чаще всего можно встретить на постаментах во многих городах России: в Новокузнецке, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и многих других.

Танк в культуре

Танк Т-34-85 получил широкое отражение в культуре и часто заменялся более ранними Т-34, поскольку оригиналы не находили.

Фильмы

Есть несколько фильмов с участием Т-34-85. Самые известные из них:

  • Главный дизайнер. Фильм о создании Т-34, в котором вместо этого танка снимался Т-34-85;
  • Падение Берлина;
  • Война похожа на войну;
  • Эпос «Освобождение»;
  • Теплый снег;
  • Вечный зов;
  • Четыре танкиста и собака (несмотря на то, что по ходу сериала экипаж сражается сначала на Т-34, а затем на Т-34-85, в фильме все время снимался Т-35-85 с небольшими доработками);
  • Белый тигр;
  • Спасти рядового Райана. Здесь нет упоминания о Т-34-85, но эти танки были замаскированы под фигурирующую в сюжете PzKpfw VI «Тигр».

На кону

ТТХ танка Т-34-85 и аналогичных ему бронемашин

Аналогами «тридцатьчетверки» с 85-мм арт-системой была немецкая «четверка» последних модификаций (Pz Kpfw IVH, J) и американская Sherman. В то же время мощная пушка позволяла Т-34-85 бороться с более тяжелой бронетехникой вермахта, чем его конкуренты.

Модель Т-34-85PzKpfw IVJМ4 Sherman (M4A1 (76) W)

Масса, т 32 25 30,3
Длина, мм 5920 5920 5893
Ширина, мм 3000 2880 2616
Высота, мм 2720 2680 2743
Игра, мм 400 400 432
Мощность, л / с 500 272 395
Максимальная скорость, км / ч 52 40 42
Защита бронежилетом
(перед, борта, корма), мм
45, 45, 45 80, 20, 30 51, 38, 38
Броневая защита башни
(перед, борта, корма), мм
90, 52, 75 50, 30, 30 76, 51, 51
Вооружение 85-мм С-53, 2 пулемета 75-мм KwK.40 L / 48, 2 пулемета 76,2-мм пушка М-1, 3 пулемета
Скорость пули, м / с 800 790 792
Бронепробиваемость (1500 м), мм 93 74 83

Т-34-85 был почти во всех отношениях лучше аналогичных машин как из Германии, так и из стран-союзников. Несмотря на большую массу, благодаря более мощному двигателю «тридцатьчетверка» была значительно быстрее и маневреннее американских и немецких танков. Советский танк уступал только в защите брони передней части корпуса.

Танки Т-34-85

Советский средний танк Т-34-85 значительно превзошел своего предшественника Т-34-76. Простота изготовления и ремонтопригодность, простота использования и маневренность — все это вместе с хорошим вооружением привело к успеху на поле боя и позволило стать самым популярным и одним из лучших танков Второй мировой войны.

Кроме того, высокие тактико-технические характеристики Т-34-85 способствовали использованию танка во многих мировых военных конфликтах, в которых он принимал участие до 90-х годов ХХ века.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии