Т-80 — основной танк, история разработки и боевое применение, конструкция и вооружение, характеристики, достоинства и недостатки, модификации, страны-эксплуатанты

История создания

Главной предпосылкой создания советского танка Т-80 считается принятое в 1967 году решение о разработке газотурбинного двигателя для танка Т-64. Такая силовая установка должна была бы развивать мощность в 1000 лошадиных сил, иметь стандартный гарантированный срок службы 500 часов и обеспечивать приемлемый расход топлива для запаса хода танка не менее 450 километров. Основной причиной такого решения стала ненадежность танкового дизельного двигателя, использовавшегося на Т-64.

Первые разработки по использованию газотурбинного двигателя в качестве силовой установки для танка в Советском Союзе были сделаны в конце 1940-х годов. Известный танковый конструктор Ж.Я. Котина, но работа под его руководством в Ленинградском СКБ танков Кировского завода (впоследствии — КБ-3, ОАО «Спецмаш») надолго показала несовершенство таких двигателей, хотя они и были воплощены в создании первого прототипа танка с газотурбинным двигателем — «Объект 278».

К тому же сами конструкции танков тяжелого класса, для которых они разрабатывались, в то время не находили поддержки у высшего советского руководства, в частности у Н.С. Хрущева, особенно склонного полагаться на ракетное вооружение. В связи с этим в 60-е годы разработчики КБ-3 в области создания танка ГТД наладили сотрудничество с конструкторами Ленинградского авиамоторного завода имени Климова, создавшими перспективный двигатель ГТД -350Т на базе вертолетного двигателя. Созданный на его базе опытный ракетный танк («Объект 288») помог решить ряд задач, связанных с адаптацией авиационных ГТД к наземной технике, но использовался по спаренной схеме, что очень скоро показало свою дальнейшую бесполезность.

В целом именно полученные от «Объекта 288» разработки послужили основой для создания достаточно эффективного газотурбинного варианта нового танка на базе Т-64А. К этому времени на заводе Климова был разработан удачный двигатель ГТД-1000Т необходимой мощностью 1000 л.с. С этим двигателем КБ-3 уже в 1970 году построил в металле первый прототип основного танка под названием «Объект 219».

Основной задачей танкостроителей было адаптировать увеличенные энергоемкости двигателя нового типа к конструкции танка, что в конечном итоге привело к значительным изменениям в шасси. После ряда конструктивных доработок опытные танки КБ-3 Кировского завода были успешно испытаны, в том числе в боевых условиях эксплуатации отдельных танковых частей в военных округах Приволжья и Туркестана.

Эти испытания подтвердили значительное повышение боевой готовности «Объекта 219» при низких температурах по сравнению с танками, оснащенными традиционными дизельными двигателями. При этом проблемы с высоким расходом топлива и необходимостью надежной защиты ГТУ от пыли сохраняются и были успешно решены только в последующие годы.

Сравнение с ОБТ вероятного противника

По праву основным конкурентом Т-80 является американский основной танк M1A1 Abrams. Это вполне логично, ведь машины поступили на вооружение в их странах примерно в одно время. Американский конкурент всего на 4 года моложе отечественного танка.

Танк Т-80

Еще один интересный факт — обе машины оснащены газотурбинными двигателями. При этом габариты Т-80 меньше, чем у М1А1. Это делает его менее заметным на поле боя. Хотя, с возможностями современного высокоточного оружия, это довольно спорное преимущество, ради которого конструкторам пришлось пожертвовать теплообменником двигателя.

По заявленным данным, степень чистоты воздуха двигателя М1А1 — стопроцентная, Т-80 — менее 1,5%. Но в пустыне Абрамс как-то сложнее эксплуатировать. Американский двигатель останавливается из-за забитого фильтра. Домашний аналог прекрасно себя чувствует в любых погодных и климатических условиях.

Масса М1А1 — 60 тонн, запас хода — 395-430 километров при максимальной скорости 70 км / ч. Наш Т-80 может похвастаться 46 тоннами живого веса и дальностью полета 355 километров. Это можно объяснить меньшим расходом топлива Abrams. Исправлено установкой дополнительных баков на корпус Т-80, что, к сожалению, не позволяет увеличить максимальную скорость до 60 км / ч.

Вооружение американца немного отличается от советского конкурента.

На M1A1 установлена ​​120-мм гладкоствольная пушка с боекомплектом 40 патронов (у нас 45 у Т-80У). Возможна стрельба пулями меньшего калибра и кумулятивным, управляемыми ракетами. Пушка заряжается вручную, поэтому танкистов четыре. В башне Abrams установлен 12,7-мм зенитный пулемет, еще два 7,62-мм спарены с основным орудием.

Башня Т-80

Самый главный вопрос — цена. Стоимость M1A1 Abrams составляет примерно 6 миллионов долларов. Т-80 стоит казне около двух миллионов, что дешевле.
Можно бесконечно спорить, какой основной танк лучше. У всех у них есть плюсы и минусы, самое главное, что встречаются они только в танковых гонках, клетчатых простынях и виртуальном пространстве.

6. Машины на базе танка

  • Ладога — автомобиль с высокой степенью защиты
  • БРЭМ-80У — бронированная спасательная машина
  • Мста-С — самоходная установка
  • Пион — приспособление для самоходки
  • С-300В — ЗРК
  • СПМ — пожарная машина
  • ПТС-4 — плавучий конвейер

Конструкционные особенности и изменения

Хотя Т-80 на самом деле был конверсией «шестьдесят четыре», в его конструкции много изменений, и дело не только в двигателе. Компоновка осталась прежней: классическая, экипаж — три человека. Зато водитель-механик обзавелся сразу тремя дисплеями, хотя раньше у него было только одно.

В отличие от предшественников, конструкторы добавили возможность обогрева посадочного места горячим воздухом от турбокомпрессора.

Корпус Т-80 по-прежнему был сварным. Также было решено не менять угол наклона его передней части: он остался равным 68 °. Защита экипажа дифференцированная, лобовые части корпуса машины состоят из многослойной комбинированной брони. Материалы — сталь вместе с керамикой. Остальная часть брони сделана из стали, с разными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами из армированной резины, что обеспечивает лучшую защиту от кумулятивных снарядов.

Внутри оборудования есть полимерное покрытие, выполняющее несколько функций. При пробивании брони кинетическими снарядами покрытие снижает разброс осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа. Вторая функция — снизить воздействие гамма-излучения. Для предотвращения радиационного воздействия на радиоактивные участки земли конструкторы установили специальную пластину под сиденьем водителя. Масса танка варьируется в зависимости от модификаций — от 42 до 46 тонн.

Т-80 внутри

Башня Т-80 изначально была литой, толщиной 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году он был заменен на более современный, сварной с меньшим количеством уязвимых участков. После модернизации возможна установка динамической защиты «Контакт-1/2» и «Кактус». В корме башни конструкторы разместили аппаратуру подводного вождения танка, закрыв таким образом отсек МТО и обеспечив ему дополнительную защиту.

Победы на виртуальном пространстве

Танк Т-80 у игроков ассоциируется со столкновением СССР и США. В большинстве игр, где сталкиваются эти сверхдержавы, эта машина является основной бронетанковой силой в стране Советов. Новые бесплатные игры, такие как Armored Warfare, также обещают эту копию советских технологий в конце ветки прокачки. Он популярен среди военных стратегов.

Т-80 стал последней сделкой советских конструкторов, которые работали над созданием техники 10 лет.

В 2015 году правительство РФ приняло решение о замене этой модели техники на модернизированный Т-72Б-3. Причина замены — бесперспективность модернизации танка.

Войска также получат последние танки «Арматы». Нельзя сказать, что это конец Т-80, ведь замена будет происходить постепенно, а техника еще долго будет служить родине. Особенно в холодных регионах России, где газотурбинный двигатель — хороший козырь в рукаве. Ведь для танка 42 года — это флагман жизни и ни в коем случае не срок завершения жизненного пути.

Конструктивные особенности

Инженеры, техники, конструкторы танка Т-80 наконец-то смогли создать первый в мире успешный газотурбинный двигатель (ГТД). Ведь разработка началась почти после Великой Отечественной войны.

Серийный двигатель стал дешевле и всеяден (работает на любом топливе, от дизеля до авиационного керосина). Система очистки воздуха от пыли задерживает до 97% частиц пыли. Отсутствие такой системы было главным недостатком предыдущих моделей ГТД.

Динамическая защита на танке Т-80
Динамическая защита на танке Т-80

Наряду с серийным применением газотурбинного двигателя создатели танка Т-80 и его модификаций внесли огромный вклад в разработку и внедрение беспрецедентной системы защиты от различных типов противотанкового вооружения, значительно улучшившей танк Т-80. Тактико-технические характеристики танка Т-80. Прежде всего, это многослойная металлокерамическая броня и реактивная броня.

Динамическая защита (ДЗ) — разновидность дополнительной защиты танков и другой бронетехники. Это металлический контейнер, заполненный небольшим количеством взрывчатки и прикрепленный к основной броне. Принцип действия такой защиты заключается в прямом взрыве, который уничтожает кумулятивную струю противотанковой ракеты или артиллерийский снаряд.

Динамическая защита Контакт-1, которую начали устанавливать в 1985 году на танке Т-80

Разработка ДЗ началась в годы Великой Отечественной войны. Но на заключительном этапе тестирования система завершилась в начале 1980-х годов. В 1985 году динамическую защиту «Контакт-1» начали серийно устанавливать на различные типы военной техники, в том числе на танк Т-80 (модификация Т-80Б).

Вероятность поражения танка с новой защитой снизилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивной пули. Появление в 1986 году второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную (в 1,2 раза) защиту танка от бронебойных снарядов. Элементы ДЗ первого и второго поколения взаимозаменяемы.

Основные цели и задания

Применение на танках газотурбинных двигателей позволило значительно повысить их боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе среднюю скорость движения и удельную мощность танка. Поскольку газотурбинный двигатель, в отличие от дизельного, не требовал подогрева перед пуском, его использование должно было значительно повысить боеготовность танка в зимних условиях, сократив время его подготовки к выходу.

Разработчикам удалось во многом решить проблему защиты газотурбинной установки от пыли за счет создания воздухоочистительных устройств, улавливающих 97% пылевых частиц. Благодаря этому танк Т-80 смог эффективно применяться в самых разных географических регионах и погодно-климатических условиях.

Истинный опыт боевого применения Т-80 оказался весьма далеким от когда-то запланированного стремительного бега самых быстрых советских танков через Западную Европу к Ла-Маншу. После непродолжительного и массового участия этих достаточно дорогих танков в производстве и эксплуатации в ряде локальных конфликтов большинство из них было подвергнуто длительной консервации, за исключением вооружения некоторых «парадных» частей.

Т-80 в снегу
Танки Т-80 обладают преимуществом высокой боевой готовности при низких температурах

Особенности конструкции

Основной танк Т-80 имел классическую компоновку. Использование ГПД позволило значительно улучшить технические характеристики нового танка, что значительно повысило его скорость и маневренность. Важной положительной особенностью машин с газотурбинными двигателями была их многотопливность: для заправки Т-80 можно было использовать бензин, авиационный керосин, дизельное и другие виды топлива. Внутреннее устройство танка и условия работы экипажа были тщательно изучены и значительно повысили уровень советского танкостроения в этом отношении.

Имеется комплекс защиты от оружия массового поражения («антинейтронное» покрытие, система герметизации и очистки воздуха).

Завод-разработчик

Кировский завод в Ленинграде считается заводом по разработке Т-80, поскольку опытные образцы, разработанные в конструкторском бюро этого завода, стали основой для серийной модели. В то же время работы над танком с газотурбинной силовой установкой активно велись на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЗТМ). Разработки этого предприятия в основном были направлены на доработку танка Т-64, но с середины 1970-х годов переориентировались на некоторые аспекты усовершенствования конструкции Т-80. Впоследствии, после распада СССР, это выразилось в самостоятельной «украинской» ветке разработки танка Т-80.

Принят на вооружение

Базовая модель Т-80 была принята на вооружение Минобороны СССР 6 июля 1976 года в качестве основного танка. В дальнейшем этот танк и его модификации были одобрены как основное вооружение армий бывших республик Советского Союза (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Азербайджан).

Сделанные в России модификации на базе Т-80У экспортировались не так значительно: двумя партиями по 41 машина для греческой части Кипра и около 80 машин (за счет погашения советского внешнего долга) для Кореи. Собственные варианты Т-80 производства Украины поступили на вооружение армий Анголы (50 машин) и Пакистана (320 машин).

Т-80Б
Главный танк СССР Т-80Б в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга

Технические характеристики танка Т-80 (ТТХ)

Броневая защита

Имя параметра Конкретные данные
Тип брони Прокат стальной и литой комбинированный. Лицевой лист под углом 65 градусов. Броня башни металлокерамическая.
Динамическая защита Контакт-1, Контакт-5
Активная защита Арена

Огневая мощь

Имя параметра Конкретные данные
Калибр и марка пистолета 125 мм, 2А46-1
Тип пушки Гладкий ствол
Боеприпасы 38
Тир 3,7-5 км
Пулеметы 1х12,7 мм НСВТ, 1х7,62 мм ПКТ
Углы BH -5… + 14
Достопримечательности Дальномер оптический-2-49

Ночной вид-3-49

Маневренность

Имя параметра Конкретные данные
Тип и модель двигателя ГТД-1000Т
Мощность двигателя 1000 л.с
Скорость танка Т-80 по шоссе / пересеченной местности 65/50 км / ч
Сопровождение по шоссе / пересеченной местности 350/250 км
Преодоление брода / стены / канавы 1,2 / 1 / 2,85 м
Взбираться 32 градуса

2. Видео

Технические характеристики

Среди основных технических характеристик танка Т-80 указывается один из наиболее значимых его параметров — максимальная скорость движения по шоссе, которая достигает 70 км / ч. Скорость движения по сухой грунтовой дороге варьируется от 40 до 45 км / ч, скорость задним ходом — до 11 км / ч.

Танки Т-80 всех модификаций способны преодолевать в движении броды глубиной до 1,2 метра. При некоторой подготовке этот показатель можно увеличить до 1,8 метра, а при установке и использовании переносного устройства для подачи воздуха глубина преодоления водных преград достигает 5 метров, а их длина — до 1 километра.

Габариты и вес

Параметры Возможности для серьезных изменений
Т-80 Т-80Б Т-80У Т-80УД
Бороться с весом 42 т 42,5 т 46 т 46 т
Длина с пистолетом вперед 9656 мм 9651 мм 9556 мм 9664 мм
Длина тела 6780 мм 6982 мм 7012 мм 7020 мм
Длина 3525 3582 мм 3603 мм 3755 мм
Высота крыши башни 2300 мм 2219 мм 2215 мм 2215 мм
Ликвидация 451 мм 451 мм 451 мм 529 мм

Тип бронирования

Танк Т-80 сочетал в себе различные типы брони. Корпус машины сварной, основная его передняя часть имеет угол наклона 68 градусов, башня литая. Лобовая часть корпуса и башня снабжены многослойной комбинированной броней, в которой сочетаются сталь и керамика. В остальном корпус представляет собой монолитную стальную броню, выполненную с большими переходами по толщине и углам наклона.

Начиная с танка Т-80У, устанавливается интегрированная динамическая защита лобовой части корпуса и передней полусферы башни. На Т-80У (М) помимо динамической брони типа Т-80У по бортам башни установлены три дополнительных блока. На танках Т-80У-М1 модифицирована встроенная динамическая защита башни.

Силовая установка и трансмиссия

Характеристики газотурбинной двигательной установки в ходе последующих обновлений увеличили мощность по сравнению с исходными 1000 л.с первоначально до 1100 л.с., а в версиях BV — до 1250 л.с.

Моторно-трансмиссионный агрегат в кормовой части корпуса танка расположен продольно, что потребовало некоторого увеличения длины машины по сравнению с Т-64. Двигатель выполнен в виде единого агрегата со встроенной конической коробкой передач, что увеличило его общую массу до 1050 кг. Но такой проект позволил кинематически подключить к силовой установке два бортовых планетарных редуктора. Три комплекта планетарных шестерен и пять регуляторов трения в каждой боковой коробке обеспечивают четыре передних и одну заднюю передачи. Кроме того, неразъемная схема позволила сократить время замены двигателя в среднем до 5 часов (для Т-72 этот показатель составлял 24 часа).

Запас и расход топлива

Суммарный запас топлива в забронированном объеме Т-80 составляет 1110 литров. Внешние баки могут вмещать дополнительные 700 литров, а также могут быть установлены бочки с 400 литрами топлива. Расчетный расход топлива на 100 км мог сильно отличаться от выбранной скорости движения и составлял от 450 до 790 литров для сухой грунтовой дороги и 430-500 литров для шоссе.

С учетом этих показателей максимальная дальность плавания по основным топливным бакам составила 335 км, а с дополнительными стволами увеличилась до 410 км. Расчетная дальность полета танка Т-80У составляет 562 км, исходя из его движения по шоссе.

Тип подвески

Подвеска танка — индивидуальная торсионная, с смещенным расположением торсионных валов и телескопических гидроамортизаторов на первом, втором и шестом роликах. Опорные катки имеют резиновые шины и диски из алюминиевого сплава. Гусеницы — с резиновой беговой дорожкой и резиново-металлическими петлями.

Прицельное оборудование Т-80БВ
Прицельное оборудование танка Т-80БВ

Исторический экскурс

Танк Т-64
Танк Т-64

60-е и 70-е годы прошлого века для постройки советских танков характеризовались двумя основными направлениями работ. Борьба за выживание боевой машины и создание более мощного двигателя, обеспечивающего скорость и маневренность. До достижения результата было пройдено несколько этапов:

  • 1964 год — решение ЦК КПСС о создании нового танка, основными характеристиками которого должны быть: дальность полета не менее 450 км и мощность двигателя 1000 л.с. Для получения этой мощности дизельному двигателю требовалось увеличение системы охлаждения и, как следствие, увеличение размеров бака;
  • Начало 1960-х: создание на Харьковском заводе танка Т-64 (700 л.с.). Танк вообще неудачный, двигатель переняли с Кировского завода в Ленинграде;
  • 1968-1974 гг. — проходит испытания Объект 219 (позже Т-80);
  • 1973 г. — начало серийного производства танка «Урал» Т-72 (840 л.с.) на Нижнетагильском Уралвагонзаводе;

Танк Т-72
Танк Т-72

  • 1976 г. — принят на вооружение Советской армии первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1000 л.с;
  • в 1978 г появились модификации танка: Т-80Б и Т-80 БК;
  • с 1985 года система дистанционной защиты от пуль стала применяться серийно. В том же году были созданы еще две модификации: Т-80 БВ и Т-80 УМ-1.

Три модели средних танков, разработанные практически одновременно, постигли разную судьбу. Производство Т-64, не имевшего особого успеха, прекратили. Танк Т-72 (неофициальное название — «коммерческий»), оставшийся на вооружении некоторых частей и соединений СА, с 1976 г начал массово поставляться как в страны Варшавского договора, так и в ряд других (в Финляндию, Индию), Иран, Ирак, Сирия, Югославия). Лицензии на производство танка «Урал» проданы нескольким странам».

Десятки и даже сотни параметров и характеристик, оценивающих технический и боевой уровень танка, можно разделить на три группы. А именно: броневая защита, огневая мощь, маневренность как на марше, так и на поле боя. Это основные параметры тактико-технических характеристик танка Т-80 и главная забота создателей машины.

Вооружение

Основное вооружение всех вариантов Т-80 — 125-мм гладкоствольная пушка. Вспомогательное вооружение — 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ «Утес» совмещенный с пистолетом».

Пушка

125-мм пушка типа Д-81 (2А46М-1) имела раздельный автомат заряжания с возможностью выбора типа снаряда. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Позже орудие было адаптировано для стрельбы противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Танковая пушка Т-80 унифицирована с вооружением других типов основных танков СССР (Т-64, Т-72).

В качестве личного средства самообороны экипажа танк был оснащен автоматом АКМС на 300 патронов, 10 ручными гранатами Ф-1 и сигнальным пистолетом с 12 зарядами.

Дальность стрельбы

Дальность прямой стрельбы из танковой пушки — 2100 метров. Применение противотанковых ракет «Кобра» и «Рефлекс» увеличило максимальную дальность стрельбы соответственно до 4 и 5 км, а также повысило вероятность гарантированного поражения противника.

Боекомплект

Боекомплект Т-80 состоял из 40 снарядов; в последующих модификациях танка его стали составлять 38 или 45 снарядов, причем оба были подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Боекомплект пулемета включает 1250-1500 патронов для ПКТ и 300 (иногда 450) патронов для «Утеса».

Экипаж

Экипаж стандартного танка Т-80 состоит из 3 человек: летчик, наводчик, командир танка.

Модификации

Имя Год начала производства Основные особенности
Т-80Б 1978 г КУВ «Кобра», пушка 2А46-2, система запуска дымовых гранат 902А «Туча». Броня башни увеличена.
Т-80БВ 1985 г Серийный вариант Т-80Б с установленным реактивным якорем «Контакт».
Т-80У 1985 г КУВ «Рефлекс», комплекс управления вооружением «Иртыш» (в том числе комбинированный ночной прицел ТПН-4), пушка 2А46М-1, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча». Комбинированная броня со встроенной реактивной броней.
Т-80УД «Береза» 1987 г Дизель 6ТД (1000 л.с.), штурмовик для зенитного пулемета с дистанционным управлением, динамическая защита с 1988 года заменена на встроенную. В 1995 году все Т-80УД российской армии были списаны, их производство продолжилось в Украине.
Т-80У-М1 «Барс» 1992 г КУВ «Рефлекс-М» (ПТРК «Инвар»), тепловизионная камера «Агава-2», радиопоглощающее покрытие, радиостанция Р-163-50У.
Т-80БВМ 2018 г Многоканальный прицел «Сосна-У», 125-мм пушка 2А46М-4, доработанный двигатель ГТД-1250, прибор наблюдения водителя ТВН-5, радиостанция «Акведук» Р-168-25У-2. Комплекс активной защиты «Арена-М».

Т-80У-М1 «Барс»
Т-80У-М1 «Барс» с КАЗ «Арена»

Т-80У-М1 «Барс»

Основные работы по капитальной модернизации Т-80У выполнялись специалистами «Завод транспортного машиностроения» Омского ПО и завершились после распада СССР. Однако боевая машина получила самую совершенную на то время систему управления огнем. Боевые возможности Т-80У-М1 расширены за счет использования тепловизионного прицела, который позволяет вести стрельбу из нового ПТУР «Инвар» как днем, так и ночью.

Т-80 «Барс» был танком, который на тот момент был самым защищенным в мире современным противотанковым оружием, при этом весил немного больше своих предшественников (47 тонн). Это было достигнуто за счет использования:

  • комбинированная многослойная защита верхней лобовой части корпуса и комбинированный наполнитель башни;
  • комплексный комплекс динамической защиты (ВДЗ) корпуса и башни, а также бронированных фальшбортов с элементами ВДЗ;
  • системы укладки завес комплекса оптико-электронного противодействия «Штора-1».

Первоначально Т-80У-М1 должен был быть оснащен комплексом активной защиты «Арена», но работы над этой высокоэффективной системой были свернуты в начале 1990-х годов и возобновились только после значительных потерь российских танков во время первой кампании в Чечне. Первые Т-80 с комплексом «Арена», обнаруживающим и поражающим цели, летящие со скоростью до 700 м / с, были продемонстрированы в 1997 году. Но по финансовым соображениям Т-80У-М1 «Барс» не никогда введен в эксплуатацию.

Боевое применение самого мощного танка советского союза

Как ни странно, техника, созданная для защиты границ советской Родины, в их защите не участвовала. Ни один экземпляр Т-80 не принимал участия в боях за СССР. Первое боевое применение произошло на территории Российской Федерации осенью 1993 года.

Именно «восьмидесятые» обстреляли здание «Белого дома» в Москве.

А потом была Чечня. С 1995 по 1996 год танки Т-80 принимали участие в боях против Республики Ичкерия. Хочу отметить, что методика использовалась неадекватно, иногда не по прямому назначению.

Танки Т-80

Плохая подготовка экипажа, отсутствие динамической защиты, использование техники в городских и горных условиях привели к потерям. Командование сделало выводы, и во второй чеченской кампании Т-80 больше не использовался.

Следует сказать, что после распада СССР большая часть танков осталась на территории Украины вместе с Харьковским заводом, где производилась эта техника.

Достоинства и недостатки

Как и все основные советские танки (в том числе модернизированные Т-64 и Т-72), Т-80 вооружен мощной пушкой, которая эффективно поражает любой современный танк НАТО, практически незаметен на любой местности, способен маршировать на большие расстояния и транспортируется всеми видами транспорта. Особые преимущества Т-80 связаны с наличием газотурбинного двигателя, обеспечивающего высокую удельную мощность, высокую скорость и впечатляющие динамические характеристики.

Среди важнейших недостатков Т-80, прежде всего, высокая стоимость производства: по сравнению с Т-64А она выросла в 3,5 раза. Кроме того, высокоскоростные характеристики газотурбинного двигателя достигаются за счет значительного увеличения расхода топлива. Основным недостатком Т-80 считается слабая безопасность систем прицеливания.

Подбитый Т-80
Один из танков Т-80 подбит в Чечне

Двигатель и трансмиссия

Главное отличие Т-80 от предшественников и современников — это газотурбинный двигатель. Конструкторам пришлось увеличить длину корпуса из-за его продольного положения. Двигатель весит 1050 килограммов, а максимальная скорость составляет около 26 тысяч оборотов в минуту. В моторном отсеке четыре топливных бака общей емкостью 1140 литров. Главное преимущество ГТД — его многотопливность.

Т-80 в грязи

Двигатель успешно работает на различных видах авиационного топлива (ТС-1/2), а также на дизельном и низкооктановом бензине. Благодаря выхлопу задней турбины значительно уменьшилась шумовая дорожка танка, что положительно сказалось на общей маскировке.

Чтобы облегчить запуск газотурбинного двигателя на Т-80, конструкторы установили систему саморегулирования работы двигателя (САУ). Это позволило повысить его износостойкость в 10 раз. Двигатель запускается от -40 ° до + 40 ° Цельсия. Готовность к работе 3 минуты, расход моторного масла минимальный.

Трансмиссия была сильно переработана по сравнению с Т-64.

Увеличение веса и мощности вынудило конструкторов заменить ведущие и промежуточные колеса, поддерживающие катки и нижние. Новые гусеницы имеют прорезиненные гусеницы. Некоторые специалисты считают бичом танка телескопические амортизаторы, но заменить их даже в полевых условиях несложно. Благодаря этим доработкам танк Т-80 считается лучшим в своем классе.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии