Самолет Ту-142: фото, вооружение

История создания

Можно сказать, что судьба самолета Ту-95 очень насыщена событиями. Кроме того, рассматриваемая модель также не может быть отнесена к классу бомбардировщиков. Ту-95 мог развивать большую скорость, но в его конструкции не было бомбового блока, специального отсека для перевозки бомб, которым должна быть оснащена каждая модель реальных бомбардировщиков. Несмотря на этот момент, именно Ту-95 смог установить около 60 мировых рекордов, более полувека оставаться на вооружении великой державы, а главное, долгие годы не устареет полностью.

По мнению экспертов, модель Ту-95 называют бомбардировщиком «по привычке». Действительно, даже когда они начали производство бортовой техники, инженеры смогли заметить, что ни одна дозвуковая модель не сможет незаметно «прорваться» через современную систему ПВО. Несмотря на имеющиеся доказательства, приказа о прекращении производства новой модели не поступало.

В 50-х годах прошлого века производство ракет стремительно набирало обороты, поэтому авиастроители просто решили перевести Ту-95 в разряд ракетоносцев. В дальнейшем эта модель использовалась конструкторами как база для запуска более совершенных летательных аппаратов.

фото
Ту-142

Модификации

В 1975 году была создана новая модификация самолета Ту-142М, оснащенная новым поисково-прицельным комплексом «Коршун», позволяющим искать и обнаруживать малошумные подводные лодки нового поколения. Самолет, вступивший в строй в 1980 году, также имеет более мощное навигационное оборудование, автоматизированную систему связи, новое радио-гидроакустическое оборудование «Кайра» и магнитометр «Ладога». Самая современная модификация, выпущенная во второй половине 80-х годов, — Ту-142М3 с модернизированным поисково-прицельным комплексом «Коршун-Н» и новым радио-гидроакустическим оборудованием «Заречье». Самолет имеет переработанную кабину, улучшенную систему дозаправки в воздухе. На некоторых вариантах самолетов этой модификации увеличены размеры люков отсека вооружения. Помимо модификаций, предназначенных для борьбы с подводными лодками, также были разработаны следующие модификации: Ту-142МР — с буксируемой антенной для связи с подводными лодками и Ту-142М3-К для воздушной перевозки коммерческих грузов массой до 20000 кг на дальность до 9150 км.

Характеристики Ту-142

Ту-142 Год принятия на вооружение 1980 (1973 * 1) Обозначение НАТО Bear-F Экипаж, человек 10 Максимальный взлетный вес, т 188 Габаритные размеры, м Длина 49,5 Высота 12,12 Размах крыла 51,10 Силовая установка Кол-во х тип двигателя 4x 15000 Летные данные Максимальная скорость полета, км / ч на высоте 12500 м 925 на малой высоте 834 Практический потолок, м 12000 (13500 * 1) Дальность полета с боевой нагрузкой 11340 кг, км 12 550 Максимальное время полета, 17 часов

Описание

Самолет предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника на удалении до 5000 км от базового аэропорта, создания и управления долговременными противолодочными рубежами. Самолет был разработан ОКБ Туполева в конце 1960-х годов на базе стратегического бомбардировщика Ту-95РТ. Первый полет прототипа Ту-142 состоялся летом 1968 года. Самолет был принят на вооружение ВМФ в 1972 году, серийное производство производилось сначала на Куйбышевском (Самарском) ВВС, а затем в Жданове (Таганрог). Производительность — одна машина в месяц. Ту-142 стал самым большим противолодочным самолетом в мире. Новая машина должна была дополнить базовый противолодочный самолет КБ Иль-38 Ил-38, имеющий недостаточную дальность полета. Ту-142, оснащенный высокоэффективными двигателями НК-12 с двухрядными восьмилопастными винтами АВ-60 (разработки К. Жданова), мог бороться с подводными лодками всех типов (в том числе с АПЛ) на удалении 5000 км от базовый аэропорт. Ту-142 был оснащен мощной РЛС кругового обзора (установлен в обтекателе под фюзеляжем), датчиком магнитных аномалий (с повышенной чувствительностью по сравнению с Ил-38), выпущено большое количество активных и пассивных гидроакустических буев и газоанализатор. Все исследовательское оборудование самолета подключено к бортовой автоматизированной системе управления. Для увеличения продолжительности полета Ту-142 оснастили неубирающейся штангой приема топлива. В самолете есть отсек отдыха, оборудованный койками. По состоянию на 1990 год в составе ВВС России было 60 самолетов Ту-142, дислоцированных в флотах Северного и Тихоокеанского регионов. До 1990 года некоторое количество Ту-142 базировалось на Кубе и во Вьетнаме. В 1992 году в рамках переоборудования был разработан вариант оснащения Ту-142 оборудованием, позволяющим использовать самолет для перевозки грузов до 20 тонн. В середине 1980-х годов ВМС Индии закупили восемь самолетов Ту-142М. В настоящее время Ту-142 различных модификаций широко используется в морской авиации России.

Конструкция

Как и бомбардировщик Ту-95, самолет Ту-142 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом большой стреловидности больших размеров (угол раскрытия 1/4 хорды составляет 35 °). На верхней поверхности каждой консоли крыла установлены три аэродинамических гребня, крыло, как и стреловидное хвостовое оперение, оснащено противообледенительной системой, фюзеляж полумонокок имеет круглое сечение, по длине разделен на две гермокабины, отсек для радиоэлектронной аппаратуры и вооружения. Основная часть экипажа размещается в носовой гермокабине; Здесь оборудованы рабочие места пилотов, бортинженеров и операторов радиоэлектронной техники. Для отдыха членов экипажа во время длительных патрульных рейсов есть отсек для отдыха со спальными местами, а также химический туалет и небольшая кухня с плитой для разогрева пищи. В кормовой гермокабине — стрелок кормовой артиллерийской установки, вооруженный двумя пушками ГШ-23. Силовая установка самолета состоит из четырех высокоэффективных турбовинтовых двигателей НК-12 с двухрядными восьмилопастными винтами АБ-60. Запас топлива во внутренних баках составляет 70 000 кг, самолет также оборудован системой дозаправки в воздухе с фиксированным рычагом.

Морской «Медведь»

Дальний противолодочный самолет Ту-142 был разработан для поиска и уничтожения атомных подводных лодок потенциального противника. Также часто используется для электронной разведки. Боевая дальность полета машины превышает 5 тысяч км, что позволяет ей не только пролетать несколько тысяч километров, но и часами находиться в районах патрулирования атомных подводных ракетоносцев. Кроме того, самолет активно используется для дальней океанической визуальной или электронной разведки.

Самолет построен на базе легендарного турбовинтового стратегического бомбардировщика Ту-95, точнее, его доработанной версии для разведки и целеуказания. В странах НАТО самолет, разработанный в 1950-х годах, получил обозначение «Медведь». Ту-142 отличал от классического Ту-95 удлиненная кабина с более плавными очертаниями — в носовой части устанавливали необходимое оборудование для подводного охотника.

Автомобиль также получил новую двухэтажную гермокабину. В верхней части находится экипаж и значительная часть оборудования, в нижней — три технических отсека.


Замена левого фланга: Ил-112В совершил первый полет Ожидается, что новый самолет заменит легкие транспорты Ан-26 ВВС

Центральную часть фюзеляжа занимали два отсека для вооружения, в которых располагались средства поиска и поражения целей: акустические маяки, торпеды, ракеты, мины, глубинные и обычные бомбы. Кроме того, самолет может нести до восьми мощных противокорабельных ракет.

В задней гермокабине установлены две 23-мм пушки: ГШ-23 и АМ-23. В верхней части фюзеляжа расположен отсек оборудования для РЛС дальнего обнаружения «Криптон».

Экипаж самолета — девять человек. Боевая нагрузка более 11 т. Всего в 1968–1994 годах было построено около 100 Ту-142 различных модификаций.

Выпущенные модели

Советским конструкторам удалось создать на платформе легендарного Ту-95 несколько довольно удачных моделей военных самолетов:

  1. В начале 1955 года взлетел опытный образец Ту 95-2.
  2. Только через год был подписан заказ на запуск в серийное производство опытного образца, который претерпел несколько модификаций. Благодаря внесенным изменениям производители смогли наладить производство как моделей Ту-95, так и Ту-95М. Кроме того, авиастроители приступили к сборке летательных аппаратов, способных нести ядерные боеголовки. Эти модели получили названия Ту 95А и Ту 95 МА.
  3. В конце 1958 года распоряжением правительства Советского Союза Ту-95 был официально назван ракетоносцем. Производство моделей Ту-95К не прекращалось до середины 1960-х годов. Взяв за основу платформу именно этой модели, авиастроители выпустили несколько модернизированных самолетов:
  • противолодочный самолет Ту-142;
  • радиоуправляемый разведывательный целеуказатель Ту-95;
  • модель радиолокационного наведения и патрулирования;
  • пассажирский авиалайнер Ту-114.

противолодочный самолет

Серийное производство Ту-95 МС было начато в 1981 году. Базовой платформой для этой модели стал Ту-142, а не первая модель Ту-95.

В 1992 году авиастроители завершили серийное производство этой модификации, введя в строй 90 единиц военной авиационной техники. Вооружение ракетоносца состоит из 6 ракет класса Х 55, размещенных в барабанной установке в фюзеляжном отсеке Ту-95 МС.

Эта модель может нести на борту еще 10 ракет, размещенных на системах внешней пневмоподвески. Следует отметить, что в настоящее время на вооружении ВВС РФ находится около 30 боевых самолетов, которые были приняты на вооружение в конце 80-х годов прошлого века.

На последней модернизации модель Ту 95МС не завершила свою историю. Действительно, в настоящее время дизайнеры возобновили работу над популярной моделью, которая, по мнению экспертов, будет оставаться в так называемых «рядах» еще как минимум 5 лет. Американские военные дали имя Ту-95 — «Медведь», что в переводе с русского означает «медведь».

Отличия Ту-142 и Ту-95

Оборудование

Для поиска, обнаружения, классификации и сопровождения подводных лодок на борту самолета установлено оборудование, принцип действия которого основан на распознавании физических полей, демаскирующих подводную лодку: акустических, магнитных и радиолокационных. Для регистрации акустического поля подводной лодки на самолете размещается большое количество активных и пассивных радиоакустических буев, аномалии магнитного поля регистрируются датчиком магнитных аномалий и обеспечивается мощная радиолокационная станция кругового обзора, установленная в обтекателе под фюзеляжем обнаружение подводных лодок, движущихся на поверхности или под перископом. На первой серийной модификации Ту-142 это оборудование совмещалось в составе поисково-прицельного комплекса «Беркут-95». В дополнение к вышеупомянутым источникам информации о подводных и надводных условиях в него также входили прицельно-индикаторное устройство самолета, цифровой компьютер, блок интерфейса компьютер-радар, пульт ввода данных и другое оборудование. От большого количества бортовых датчиков система также получала информацию о скорости, курсе и высоте самолета, была связана с автопилотом, автоматическим радиокомпасом и другими устройствами. На основе этой информации и благодаря наличию компьютера система позволяла решать навигационные и тактические задачи в автоматическом режиме и с высокой точностью.

Источники

  • http://samoleting.ru/samolety/tu-142-i-tu-95-otlichiya.html
  • https://www.airbase.ru/hangar/russia/tupolev/tu/142/index-t.htm
  • https://iz.ru/901878/aleksei-ramm-bogdan-stepovoi/snaiper-vysokogo-poleta-tu-142-unichtozhit-tceli-pod-vodoi-i-na-zemle

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии