- История создания
- МиГ-25
- МиГ-110
- МиГ-3
- Прототипы для МиГ-21
- МиГ-23
- МиГ-21, описание конструкции
- Серийное производство
- Первый И-250
- МиГ-17
- Модификации
- Первое поколение
- Второе поколение
- Третье поколение
- МиГ-105.11
- Технические характеристики
- Боевое применение
- МиГ-АТ
- Задание на разработку
- Применение ВРДК
- Катастрофы
- Интересные факты
- МиГ-9
- МиГ-27
- МиГ-1
- МиГ-29К
- МиГ-29
- Послесловие
- И-270
- МиГ-15
- МиГ-5
- МиГ-8
- Конструкция истребителя И-250 (МиГ-13)
История создания
Советский истребитель МиГ-15, который в Корее оказался грозным оружием, сильно шокировал американских летчиков и руководство США, развеяв представление об отсталости советской авиации. В этой ситуации геополитическому противнику СССР срочно понадобилась машина, которая по боевым характеристикам могла бы превосходить советские самолеты.
В 1954 году первый в мире истребитель, скорость которого в 2 раза превышала скорость звука, Lockheed F-104 Starfighter поднялся в воздух.
Задача русских заключалась в том, чтобы противостоять американцам с помощью самолета, способного на большой скорости перехватывать бомбардировщики и уничтожать штурмовики противника.
В начале 1960-х годов в соответствии с постановлением Совета Министров СССР в конструкторских бюро начались работы по созданию принципиально нового типа машины — сверхзвукового штурмовика.
К процессу были привлечены конструкторские бюро А. Яковлева, П. Сухого, А. Микояна и М. Гуревича, все они работали над отдельными проектами.
Яковлев представил Як-140 — легкий истребитель с хорошей тяговооруженностью и отличной маневренностью в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Сделав ставку на маневренность, конструкторам пришлось пожертвовать скоростью. Это решило судьбу проекта: он был отклонен.
СУ-7, разработанный группой под руководством Сухого, был запущен в производство и выпускался с 1957 по 1960 год. Он имел следующие характеристики:
- Тяга / масса: 3900 кгс: 7370 кг = 058 (на форсажном режиме — 0,78);
- Нагрузка на крыло = 7370 кг: 23 м2 = 320 кг / м2;
- Максимальная скорость — 2170 км / с;
- Максимальная высота — 19100 м;
- Хорошая маневренность за счет удельной тяги и особых параметров нагрузки на крыло.
Но из-за существенных недостатков конструкции машины часто выходили из строя. Су-7 в 1957 году, согласно директивам руководства, начали переоборудовать в истребитель-бомбардировщик: Су-7Б (изделие С-22).
Однако фронтовым истребителем был выбран МиГ-21, который впоследствии стал самым массовым штурмовиком в истории страны. Им было легче пользоваться, он был более экономичным и менее заметным в воздухе. Его взлетно-посадочные характеристики превосходили Су-7.
МиГ-25
МиГ-25 (по кодификации НАТО: Flying Fox (англ. Foxbat)) — советский двухмоторный сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик третьего поколения, разработанный ОКБ Микояна-Гуревича.
МиГ-110
МиГ-110 — российский (советский) многоцелевой транспортный самолет. Российский флот МиГ-110 должен был заменить устаревшие Ан-24, Ан-26, Як-40 и аналогичные машины.
Предполагалось, что МиГ-110 будет относительно недорогим, простым в использовании, простым в управлении и освоении летным экипажем. Самолет мог базироваться на небольших грунтовых и высотных аэропортах, а также на укатанных участках в снегу. Для его нормальной работы достаточно всего одного километра трассы.
Самолет был разработан для перевозки пассажиров и грузов по воздушным маршрутам и за их пределами, в различных климатических условиях, в любое время года и суток. Операция подразумевалась в аэропортах с бетонными, грунтовыми и заснеженными взлетно-посадочными полосами, в том числе на больших высотах. Перевод с грузовых версий на грузопассажирские и наоборот планировался в условиях аэродрома. Была возможность перевозки колесной техники типа «минивэн» и крупногабаритных грузов.
МиГ-3
МиГ-3 — советский высотный истребитель времен Великой Отечественной войны, основной ночной истребитель ВВС СССР в годы Великой Отечественной войны.
Прототипы для МиГ-21
Время упорных боев подходило к концу. Штурмовик предназначался для ведения боевых атак при сближении самолетов на большой скорости и поражении цели с первого залпа ракет. По такому же принципу были спроектированы сверхзвуковые самолеты противников Lockheed F-104 в Америке и Mirage 3C во Франции.
С начала 1957 года А. Брунов был назначен главным конструктором, который должен был руководить всем рабочим процессом (проектированием, постройкой, испытаниями, настройкой опытных машин.
- Е-1 — первая модель истребителя из семейства МиГ-21 имела стреловидное крыло. Для нее был разработан отдельный двигатель, но он не прибыл в назначенное время;
- Е-2 — второй прототип МиГ-19 с двигателем АМ-9Б и стреловидным крылом. Максимальная скорость 1700 км / ч. Е-2А с новым двигателем разгонялся до 1900 км / ч;
- E-4 — Этот образец был создан одновременно с E-2. Форма крыла треугольная. Двигатель АМ-9Б. Продуманная конструкция многомодового воздухозаборника позволяла машине развивать скорость на 700 км / ч быстрее, чем у МиГ-19. Хотя в обоих случаях использовалась одна и та же модель двигателя. Рациональность использования треугольного крыла с раскрытием передней кромки 57 ° также продемонстрировали результаты полетов. Максимальные показатели скорости составляли 2000 км / ч. В ходе доработки машина была изменена на версию Е-6. Он развивал скорость до 2 Маха. Е-6 стал прототипом для производства МиГ-21.
МиГ-23
МиГ-23 (кодировка по НАТО: Flogger — «Бич») — советский многоцелевой истребитель третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности, разработанный ОКБ-155.
Первый полет на опытном самолете «23-11» совершил 10 июня 1967 года летчик-испытатель АВ Федотов.
МиГ-21, описание конструкции
Самолет представляет собой одноместный среднеплан с двигателем. Он построен по нормальному аэродинамическому дизайну, имеет крыло с малым треугольником (стреловидность 57 ° по передней кромке), горизонтальное оперение (киль и руль направления), полностью поворачивающееся с большой стреловидностью.
Крылья снабжены элеронами и закрылками. Аэродинамические гребни для повышения поперечной устойчивости самолета на больших углах атаки. Крыло состоит из 2-х консолей с лонжероном. Консоли имеют по 2 топливных бака.
Всего в топливную систему, в зависимости от модификации автомобиля, входило 12-13 баков.
Тип фюзеляжа: полумонокок, то есть часть нагрузок несет фюзеляж, другая часть нагрузок распределяется на опорные элементы каркаса: поперечины и шпангоуты. Цельнометаллическая конструкция из алюминиевых и магниевых сплавов.
Форма сечения — эллиптическая. Двигатель отделен стальной перегородкой в хвостовой части. Воздухозаборник (механическое устройство, которое принимает воздух для охлаждения двигателя и оборудования) расположен в носовой части самолета.
В воздухозаборнике размещалось конусообразное мобильное устройство с антенной радиовидоискателя, помимо позиционирования антенны конус регулировал направление и силу прямого потока воздуха в двигатель.
На малых дозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета — до М = 1,5 конус располагался внутри воздухозаборника. М = 1,5 — М = 1,9 занимали центральное положение. Когда показатели превысили 1,9 Маха, конус двинулся вперед. Воздушный канал раздвоился, окружив кабину пилота, а затем снова подключился.
По бокам фюзеляжа в носовой части истребителя установлены антипомпажные стабилизаторы для предотвращения помпажа. Электронное оборудование разместили в передней части кабины, под ней — секция шасси. Рама трехколесного велосипеда с носовой опорой.
Основные опоры находятся в нише крыла и в фюзеляже. Тормозная система пневматическая. Хвостовая часть самолета оснащена отделением тормозного парашюта.
Фонарь кабины имеет каплевидную форму с небольшим гаргротом за ним.
Он состоит из неподвижного козырька и откидной части фонаря, при выбросе пиропатрон отрывается от петель откидной части и массивная головка кресла заставляет его упасть.
Кабина герметична. Воздух поступает в него через компрессор, который сжимает его, увеличивая плотность кислорода до приемлемого для дыхания уровня. Термостатическое устройство поддерживает заданный температурный режим.
Герметичная кабина была оборудована системой жидкостного размораживания для мытья стеклянной поверхности. Броня машины была впечатляющей: лобовое бронестекло, передняя и задняя стальные броневые листы для прикрытия водителя. Кресло пилота оборудовано системой катапультирования — КМ-1М.
Были усовершенствованы модификации самолета, параллельно велась работа над силовыми установками — турбореактивными двигателями. МиГ-21Ф, МиГ-21П, МиГ-21У оснащались форсажной камерой Р-11Ф-300 (наименование АМ-11), что значительно улучшало летно-технические характеристики машин.
Благодаря системе управления двигателем ПУРТ-1Ф можно было регулировать работу двигателя одним рычагом.
Серийное производство
Строительство 10 экземпляров истребителя И-250 было поручено заводу № 381 В.И. Журавлева. Завод № 381 поддерживает следующие предприятия: ОКБ-155, завод № 26, завод № 466, ЦИАМ, завод № 150, завод № 124, 12-е ГУ НКАП, 1-е, 3-е, 12-е, 18-е ГУ Главснаб. В декабре 1945 года была произведена первая серия И-250. По состоянию на май 1946 года серийные самолеты находились в следующих условиях:
- 3810101 — собран 25 декабря 1945 года с макетным двигателем, использовался как эталон для установки ВМГ;
- п. 3810102 — январь собран, двигатель доставлен 6 января. Из-за разрушения лопаток компрессора установка демонтирована и отправлена в ЦИАМ;
- п. 3810103 — собран в феврале, двигатель доставлен 26 января. В масляном фильтре обнаружены сколы, силовая установка разобрана и отправлена в ЦИАМ;
- п. 3810104 — март собран, двигатель доставлен 7 марта, но без компрессора. Двигатель ВК-107Р пришлось заменить на кондиционер;
- 3810105 — мартовская сборка, 8 марта двигатель поставили даже без компрессора;
- №3810106, №3810107, №3810108 и №3810109 — находились на стадии окончательной сборки, приостановлены из-за отсутствия двигателей;
- п. 3810110 — находился в процессе сборки агрегатного стека.
В итоге 2 самолета были переданы в НИИ в качестве опытных образцов, а 30 октября 1946 года все восемь оставшихся самолетов опытной серии были окончательно сданы представителями ВВС. Самолет поступил на вооружение ВВС Северного и Балтийского флотов.
Первый И-250
- 30 ноября на предприятии ОКБ-155 был полностью завершен рабочий проект самолета.
- В феврале 1945 года завершилась сборка первого экземпляра истребителя И-250 №01.
- 3 марта 1945 г первый И-250 под управлением летчика-испытателя А.П. Деева впервые поднялся в воздух.
МиГ-17
МиГ-17 (изделие СИ, самолет И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Fresco — англ. Fresco) — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Первый из серийных истребителей позволял достигать скорости звука, но для боевых полетов считался околозвуковым. Предназначен для замены МиГ-15. Он состоял на вооружении многих стран мира и использовался в многочисленных вооруженных конфликтах, в том числе во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
Модификации
От версии к версии конструкторы на основе достигнутых результатов, опыта летчиков, полученного в ходе воздушных боев во Вьетнаме, улучшали тактико-технические характеристики истребителей.
Изменения коснулись конструкции носовой части фюзеляжа, фонаря, габаритов гаргрота, радиоэлектроники, боевого арсенала и силовых установок.
Первое поколение
Первое поколение представлено истребителями МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13.
МиГ-21Ф вариант (изделие 72) МиГ-21Ф-13 (изделие 74)
Годы выпуска | 1959-1960 гг | 1960-1965 |
Мотор | Фюзеляж турбореактивного двигателя Р-11Ф-300 | Фюзеляж турбореактивного двигателя Р-11Ф-300 |
Характеристики двигателя | (1х3880 / 5740 кгс) | (1х3880 / 5740 кгс) |
Оборудование: оптический видоискатель, радиодальномер |
ASP-SDN, СРД-5 |
АСП-5НД, СРД-5М «Кол-во», для разведки он был интегрирован с фотоаппаратом АФА-39 |
Вооружение | 2 пушки НР-30 (30 мм, количество боекомплекта на 1 установку — 60), 16 НАР * С-5М или С-5К калибром 57 мм, НАР АРС-240 (240 мм) или 2 бомбы по 50-500 кг. |
1 пушка на 30 выстрелов, ТГС К-13, блоки с ракетами С-5М (16 или 32 шт.), Две пусковые установки ПУ-12-40 для стрельбы ракетами С-24, бомбами или зажигательным танком ЗБ-360 |
Показатели максимальной высотной скорости | 2125 километров в час | 2499 километров в час |
потолок | 19000 м | 19000 м |
* НАР — неуправляемая авиационная ракета
Второе поколение
Это поколение представлено линейкой отличных боевых машин.
МиГ-21П (1960 г.) — первый из МиГов, оснащенный РЛС, управляет приборами наведения «Лазурь». Орудия разобрали, как покажет история, напрасно. Внешняя подвеска — ракеты К-13. Вместо этого было разрешено использование неуправляемых бомб или блоков НУРС.
Модернизированный вариант перехватчика МиГ-21ПФ (1961 г.) (изделие 76) задумывался как всепогодный легкий самолет. Силовая установка представлена одинарным двигателем, значительно более мощным, чем у предыдущих моделей.
Вооружение: ракеты С-5М или С-5К и бомбы калибром от 50 до 500 кг на внешней подвеске. На самолетах МиГ предусматривалось использование ракет НУР типа С-24, используемых авиацией для поражения техники и живой силы противника.
МиГ-21ПФС (изделие 94) (1963 г.) — серийный истребитель с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками. Благодаря модернизированной конструкции можно было управлять самолетами из грунтовых аэропортов, которые, согласно инструкции, должны были соответствовать довольно жестким требованиям.
Усовершенствованная конструкция позволила уменьшить пробег и снизить посадочную скорость.
для уменьшения взлетной дистанции можно было установить ускорители.
МиГ-21Р (1965 г.) — вариант, предназначенный для воздушной разведки. Под фюзеляжем в съемных контейнерах размещалось техническое оборудование для дневной, ночной и радиотехнической воздушной разведки: фотоаппараты аэрофотосъемки, радио- и ночные приборы, станции постановки помех, перехвата и передачи УКВ-связи. Применялись средства радиоэлектронной борьбы.
Третье поколение
История создания истребителей третьего поколения связана с использованием нового радиолокационного прицела Сапфир-21, получившего серийный номер РП-22С. По техническим параметрам устройство намного превзошло предыдущие модели.
«Сапфир-21» позволял обнаруживать цели типа «бомбардировщик» на дальности до 30 км. Дальность сопровождения целей увеличена на 5 км, теперь она составляет 15 км.
Результатом такого технического прорыва стало повышение вероятности поражения ракетой маневрирующей цели и возможность применения ракет с полуактивной поисковой головкой.
Цели подсвечивались, ракеты совершали маневры автоматически. Тактика бойцов претерпела значительные изменения.
Представители третьего поколения:
МиГ-21С (1965 г.) — машина с большим запасом топлива и улучшенными летными характеристиками благодаря новой системе автопилота АП-155, которая позволяет приводить самолет в горизонтальное положение из любого положения дифферента, стабилизировать его курс и автоматически поднимать его с опасной высоты.
МиГ-21СН (1965 г.) — фронтовой истребитель, носитель атомной бомбы.
МиГ-21СМ (1968 г.) — самолет с улучшенными взлетными характеристиками, улучшенный вариант МиГ-21С. От предыдущего двигателя отличается большей мощностью.
Опыт Вьетнама показал необходимость оснащения истребителя пневматическими пушками. Таким образом, вооружение истребителя пополнилось двустволкой ГШ-23Л с боекомплектом 200 патронов.
МиГ-21СМТ — истребитель-перехватчик, модифицированная версия МиГ-21СМ. Отличительные качества: увеличенный запас топлива, двигатель Р13Ф-300 с дополнительным режимом тяги (например, на 1900 кгс увеличена тяга на форсаже до Н = 0, М = 1.0).
установлено вооружение из ракет и орудий: двуствольный ГШ-23Л для поражения наземных и воздушных целей, самонаводящиеся ракеты воздух-воздух К-13 для поражения дальних целей или ракеты малой дальности Р-60, Тактическая атомная бомба Р — 60М, РН25.
МиГ-105.11
МиГ-105.11 — дозвуковой полетный аналог пилотируемого экспериментального орбитального самолета, созданный в ОКБ Микояна в рамках программы «Советская спираль».
Технические характеристики
МиГ-21бис (1972 г.) — последняя серийная версия. Этот автомобиль четвертого поколения признан самым совершенным из всех 21 МиГов. Оснащен фото- и электронными приборами для разведывательных целей.
- Размах крыла — 7,5 м;
- Габариты, Ш × В — 14,10 × 4,71 м;
- Вес станка — 5460 кг;
- Нормальная взлетная масса — 8726 кг;
- Масса топлива — 2390 кг;
- Реактивный двигатель МиГ-21бис — турбореактивный с форсажной камерой Р-25-300 с увеличенной тягой до 7100 кгс и высотной ЧР (1 шт.);
- Неусиленная тяга — 1 × 69,60 кН;
- форсированная — 1 × 97,10 кН;
- Максимальная скорость на высоте — 2175 км / ч;
- Максимальная путевая скорость — 1300 км / ч;
- Автономность с подвесными баками — 1470 км;
- Максимальная скорость подъема — 13500 м / мин;
- Максимальная эффективная высота нанесения — 17800 м;
- Максимальная перегрузка взрыва — 8,5;
- Количество пилотов — 1 человек.
Техническое оборудование:
- Радиолокационный прицел Сапфир-21»;
- Оптический видоискатель АСП-ПФД-21;
- Система автоматического управления СВУ-23ЭСН;
- Система навигации и посадки РСБСН-5С.
Оружие:
- Двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, боковой гильза — 200 патронов;
- Управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности (до 4) УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, НАР;
- Неуправляемые и планирующие бомбы.
машины этой последней модификации выпущены в 2013 году.
Боевое применение
Впервые в боевых действиях истребитель МиГ-21 был использован во Вьетнамском конфликте (1966 г.). Американские истребители F-104 Starfighter и Phantom уступали советским сверхзвуковым штурмовикам по маневренности, особенно в боях на ближней дистанции.
Первые машины семейства МиГ 21 не были оснащены пушками. Смысл этого упущения стал ясен практически сразу после первых боев, поэтому штурмовики были оснащены пушечным вооружением. После ракетного обстрела летчики применили артиллерийский огонь.
Появление 21 МиГа в 1966 году в небе Вьетнама стало поворотным моментом, и спустя 2 года начались мирные переговоры. Военные техники называют Phantom достойной машиной, но дело в том, что этот тяжелый перехватчик заточен для защиты авианосцев от сверхзвуковых истребителей.
В 1971 году самолеты семейства МиГ-21 использовались в вооруженном противостоянии Индии и Пакистана: ВВС Индии имели на вооружении несколько модификаций сверхзвукового штурмовика.
Противники использовали J-6 (китайский вариант МиГ-19), французский Dassault Mirage III и американский F-104 Starfighter. Потери авиации противника вдвое превышали потери Индии.
В арабо-израильском конфликте 1973 года МиГам противостояли Mirage III и F-4 Phantom II. Потери Египта и Сирии были значительно ниже, чем у израильской стороны.
Стоит отметить, что советские штурмовики уступали французским самолетам по дальности полета, радиолокационным возможностям, обзорности, но превосходили по маневренности.
В Афганистане в боевых действиях использовались самолеты версий МиГ-21бис, МиГ-21УМ, МиГ-21Р.
Когда США и Франция приобрели истребители четвертого поколения, превосходящие МиГ-21 по ряду параметров, МиГ-21 утратил свое превосходство.
МиГ-АТ
МиГ-АТ (изделие 821, (англ. Advanced Trainer)) — российский реактивный учебно-тренировочный самолет от КБ МиГ. Он был разработан для замены чешских Aero L-29 и L-39 в учебных частях ВВС России.
После проигрыша конкурса (в котором победил Як-130) МиГ-АТ какое-то время предлагали на экспорт, но в 2010 году, не найдя ни одного заказчика, заинтересованного в тюнинге машины, все работы были прерваны.
На заводе «Знамя Труда» в Москве по состоянию на 2013 год имелся производственный резерв на несколько экземпляров опытной партии и оборудование для производства МиГ-АТ. Если есть клиент и кредит, есть возможность продлить программу.
Задание на разработку
Конструкторский проект новой машины был утвержден в НКАП 19 сентября 1944 года одновременно с проектом Су-5, разработанным КБ ПО Сухого. По расчетам, при летной массе 3500 кг истребитель И-250 с ВФДК должен был развить максимальную скорость 825 км / ч на высоте 7000 м и набрать высоту 5000 м за 3 минуты 54 секунды. Минимальное время разворота при радиусе 253 м должно было составить 19,7 с.
Применение ВРДК
- 8 апреля 1945 года в третьем полете на И-250 был запущен ВФДК: при пикировании самолет развил по приборам максимальную скорость 710 км / ч на высоте 5000 м. Успешные периодические испытания, все виды отказов происходили с еще большей частотой.
- 13 мая 1945 г в очередном полете с ВФДК на высоте 6700 м по рекомендации Госкомобороны была достигнута максимальная скорость 809 км / ч, близкая к заданной.
- 19 мая 1945 года начались испытания второго экземпляра И-250 №1. 02 и И-250 № 01 смог повторить достижение такой же скорости на 7000 м.
- 3 июля 1945 г в 24-м полете И-250 на высоте 6600 м летчик А.П. Деев достиг максимальной скорости 820 км / ч на №1. 01 и 4 июля на высоте 3000 м была достигнута скорость 750 км / ч. Поэтому по сравнению с лучшими истребителями того времени установка ВФДК дала прирост скорости почти на 100 км / ч.
- В июле 1945 года было принято решение о создании опытной серии из 10 машин И-250.
Катастрофы
- 5 июля 1945 года самолет И-250 №01 потерпел крушение в центральном аэропорту имени М.В. Фрунзе. Летчик Деев А.П погиб. По барограмме скорости удалось определить, что после снижения с 600 м до 200 м самолет И-250 № 01 развивал 655 км / ч.
- 18 октября 1945 года летчик-испытатель А. Н. Чернобуров совершил вынужденную посадку в районе Кунцево-Фили. Самолет И-250 № 02 отремонтирован.
- 12 июля 1946 года из-за неисправности двигателя произошел пожар, в результате которого летчику пришлось в экстренном порядке совершить посадку в аэропорту Люберцы. Самолет И-250 №02 получил значительные повреждения и не ремонтировался.
Интересные факты
В 1963 году, работая над МиГ-21ПФ, конструкторы попытались установить в дополнение к колесной раме титановые лыжи, чтобы снизить нагрузку при посадке на грунтовый аэродром.
Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовик «с ветерком в грязь убежал», а грузовики застряли.
МиГи на лыжах так и не были выпущены, но идея пригодилась Су-7БКЛ.
МиГ-21 имел несколько прозвищ: Балалайка получила прозвище за форму крыльев, Мерри — за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (ранние версии) — за наличие всего двух подвесок.
Израильская разведка заинтересовалась МиГ-21, они хотели получить самолет от ВВС Ирака через коррумпированного пилота. Разработана операция под названием «Пенициллин» (1966 г).
Но первая попытка не удалась, вместо перспективного штурмовика предатель летал на устаревшем Як. Поэтому был завербован еще один иракский пилот.
Подходящий случай возник не сразу, так как россияне, просчитав возможность кражи, не полностью заправили топливные баки, а только для тренировочных полетов. В августе, когда были запланированы длительные перелеты, предатель угнал машину в Израиле.
Возможно, если бы не эти события, расклад в войне между Израилем и арабами в 1967 году был бы другим…
МиГ-9
МиГ-9 (по классификации НАТО: Фарго; первоначально Тип 1) был первым взлетевшим советским турбореактивным двигателем. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича, первый полет совершил 24 апреля 1946 года. В 1946-1948 годах построено 602 самолета.
МиГ-27
МиГ-27 (изделие 32-25, код НАТО: Flogger-D) — советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения с крылом изменяемой стреловидности. Силовая установка — одномоторная. Предназначен для поражения как мобильных, так и стационарных наземных и воздушных целей. Он может нести тактическое ядерное оружие.
В настоящее время — основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии. Из-за сложной экономической ситуации с 1993 года в России, Белоруссии и Украине почти все МиГ-27 и их модификации были списаны, переданы на базы хранения и почти все утилизированы.
МиГ-1
МиГ-1 «Первый истребитель Микояна и Гуревича» (он же «истребитель 200-й» И-200, «Икс», «изделие 61») — это скоростной советский истребитель.
МиГ-29К
МиГ-29К (код НАТО: Fulcrum-D) — советский / российский многоцелевой истребитель 4-го поколения, являющийся дальнейшим развитием МиГ-29.
МиГ-29
МиГ-29 (по кодификации НАТО: Fulcrum — «точка опоры» или «средство достижения цели») — советский многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный ОКБ МиГ.
Послесловие
Последняя модификация МиГ-21бис разительно отличалась от предыдущих версий в лучшую сторону. Увеличен вес и арсенал боевой техники. На подвеске, например, можно было разместить до 10 сткилограммовых бомб, УБ-32 и другое вооружение.
Благодаря автоматическому прицелу можно было стрелять по противнику даже при перегрузках.
МиГ-21бис как истребитель давал фору истребителям-бомбардировщикам и отлично справлялся с поражением наземных целей. Уже сейчас легендарный самолет МиГ-21 стоит на вооружении в нескольких странах — это особенность, о которой говорят лучше всех.
И-270
И-270 (по классификации НАТО — Type 11) — опытный истребитель ОКБ Микояна с ракетным двигателем. Первый полет он совершил в январе 1947 года.
МиГ-15
МиГ-15 (изделие С, самолет И-310, по кодировке НАТО: Fagot) — советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Самый впечатляющий реактивный истребитель в истории авиации, стоящий на вооружении многих стран мира.
МиГ-5
DIS-200 «200-й дальний истребитель сопровождения» (он же «Микоян и Гуревич пятый» МиГ-5, «тактический» Т) — двухмоторный одноместный истребитель сопровождения для тактических бомбардировщиков с двигателями АМ-37 (2х1400 л.с.).
МиГ-8
МиГ-8 «Утка» — советский экспериментальный самолет, разработанный в ОКБ Микояна и Гуревича в 1945 году.
Конструкция истребителя И-250 (МиГ-13)
Истребитель И-250 представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся в полете шасси. Топливная система состояла из трех испытанных мягких баков: 420-литровый бак располагался в фюзеляже перед кабиной, а два 100-литровых — в средней части.
Самолет стал интересным «переходным вариантом» в истории авиации. И-250 уже не был чисто поршневым истребителем, однако и на нем не было жидкостного реактивного двигателя (ЖРД), аналогичного тем, что устанавливались на «яках» и «лавочкинах.
Вместо этого была применена оригинальная конструкция — комбинированный поршневой / воздушно-реактивный двигатель конструкции ЦИАМ. Главный двигатель (ВК-107А, 1650 л.с.) приводил в движение движущий винт — в этом И-250 он ничем не отличался от других советских машин того же периода. Однако двигатель был оснащен отводным валом, ведущим к компрессорному реактивному двигателю (VRDC).
Истребитель И-250, воздухозаборник реактивного двигателя хорошо виден
Этот двигатель располагался в туннеле по всей длине фюзеляжа, начиная с воздухозаборника и заканчивая хвостовым соплом. Поступающий воздушный поток после сжатия в компрессоре охлаждается водоохладителем и попадает в камеру сгорания. В передней части имелся блок форсунок для впрыска и смешивания топлива. Газовый канал перекрывался выходным патрубком с регулируемыми ребрами (конструкторы назвали этот агрегат «очагом»). Компрессор ВРДК также использовался для наддува поршневого двигателя, что увеличивало его высоту.
Мощность, развиваемая двигателем ВК-107 при взлете и в полете без использования ВРДК, целиком передавалась на винт, а компрессор как бы вращался на холостом ходу. Для уменьшения разбега и увеличения скорости полета до максимальной был задействован привод компрессора и топливо поступало в камеру сгорания. Топливом для главного двигателя и ВРДК служил бензин. Суммарная мощность обоих двигателей достигла 2800 л.с.
Вооружение истребителя И-250 состояло из трех 20-мм пушек Б-20 со 160 снарядами. Одна из них заключалась в развале цилиндров двигателя, две синхронные пушки размещались симметрично по бокам двигателя.
Броня самолета состояла из бронированного корма и бронестекла перед и за сиденьем пилота.