Вертолет Ми-26 — технические характеристики ☆ грузоподъемность, расход топлива, максимальная скорость и длина, устройство двигателей ⭐ doblest

Краткие ТТХ Ми-26

Масса вертолета, т 28,2
Нормальная взлетная масса, т 49,5
Максимальная взлетная масса, т 56
Грузоподъемность в кузове, т ветры
Внешняя полоса, т ветры

Вертолет Ми-26

«Изделие 90» по классификации НАТО «HALO». 9 мая 1986 года в час ночи в квартире легендарного летчика-испытателя вертолета Гургена Рубеновича Карапетяна раздался телефонный звонок. Звонившие сделали предложение, от которого пилот не смог отказаться.

его пригласили участвовать в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Одной из основных задач ликвидаторов было закрыть форточку четвертого энергоблока специальной заглушкой, рассеивающей радиацию. Для этого нужно было предусмотреть многотонную крышку на крыше взорвавшегося реактора и точно установить ее там.

Технически эту задачу мог решить самый мощный вертолет в мире — Ми-26. Карапетян вместе с Анатолием Демьяновичем Грищенко успешно выполнили задание, несмотря на огромные дозы радиации.

Летчик-испытатель вертолета Карапетян Гурген Рубенович
Гурген Рубенович Карапетян, летчик-испытатель вертолета

Силовая установка

ОКБ им. Миля Ми-26

Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной мощностью 11400 л.с каждый и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88 (расположенной под кабиной пилота слева и обеспечивающей запуск двигателя и его работу) электрические и гидравлические системы и системы кондиционирования на стоянке).

Двигатели Д-136 установлены бок о бок в верхней части фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой перегородкой. Воздухозаборники двигателей оснащены противопылевыми устройствами и электрическими системами защиты от замерзания. Блок управления оборудован системой автоматического поддержания частоты вращения ротора; в случае отказа двигателя система автоматически увеличивает мощность от второго до чрезвычайного, сохраняя постоянную скорость вращения ротора (132 об / мин).

Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух обгонных муфт, приводных валов рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Трехступенчатый главный редуктор модульной конструкции ВР-26 имеет приводы вентилятора охлаждения КПП и масляных систем, установленных над воздухозаборниками двигателя, приводом рулевого винта и приводными агрегатами. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота 3,02 м, масса 3640 кг.

Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей оснащены большими навесными панелями, используемыми в качестве рабочих площадок, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального оборудования на земле.

Топливная система включает несколько гибких баков общей емкостью 12 000 литров.

Эксплуатанты

  • Россия — 129
  • 38 самолетов ВВС России находятся на вооружении, по состоянию на 2013 год 61 находится на хранении, 22 вертолета прибудут к 2020 году.
  • ЮТэйр 23 Ми-26Т эксплуатируются авиакомпанией, 7 Ми-26Т эксплуатируются самолетами.
  • Беларусь — 14
  • Венесуэла — 2 Ми-26Т2
  • Индия — 4
  • Казахстан — 24. Из них 2 — единственные в мире экземпляры, переоборудованные в автоцистерны бронетехники и полевые автомобили. Техническое перевооружение проходило на Московском вертолетном заводе.

  • Камбоджа — 2
  • Китай — 4
  • КНДР — 2
  • Лаос — 1
  • Мексика — 1
  • Перу — 1
  • Узбекистан — 1
  • Украина — 10

Конструкция

Одновинтовой вертолет с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси. Конструкция выполнена из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов.

Фюзеляж

Полумонококовая конструкция. В носовой части находится кабина, состоящая из первого пилота на левом переднем сиденье и второго пилота на правом сиденье. За первым пилотом следует бортинженер, а за вторым — оператор-радионавигатор; грузового оператора можно разместить между пилотами на откидном сиденье; за кабиной — отдельная кабина для четырех пассажиров.

На вертолете-кране Ми-26ТМ, используемом для перевозки грузов на внешней подвеске и строительно-монтажных работ, в передней части фюзеляжа за передней стойкой шасси имеется подвесная кабина, обращенная назад, для комфортного размещения оператора управлять погрузочными операциями. Рассматривался вариант двухместной подвесной кабины управления, расположенной под погрузочной рампой и обращенной вперед. Кабины были оборудованы дистанционной системой управления.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Грузовое отделение имеет длину 12 м (при аппарели 15 м), ширину 3,2 м и высоту 2,95-3,17 м, объем кабины 121 м3, электролебедки усилием 500 кг для обработки грузов в кабине, пол которой оборудован роликовыми конвейерами и крюками для крепления грузов. В полу есть люк, через который проходит трос от лебедки для перевозки грузов до 20 тонн на внешней подвеске. Грузовое отделение оборудовано загрузочным люком с опускающейся погрузочной рампой с открывающимися наружу дверцами. Погрузочная рампа приводится в действие гидроусилителями и может фиксироваться в любом положении, что позволяет транспортировать длинномерные грузы с фиксированной рампой в горизонтальном положении. В аварийной ситуации рампу можно переместить с помощью ручного насоса. Большие размеры грузового отсека и грузового люка позволяют перевозить крупногабаритную гражданскую и военную технику, такую ​​как кран или две боевые машины пехоты и стандартные контейнеры.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

В военно-транспортном варианте в грузовом отделении могут разместиться 80 военнослужащих на откидных сиденьях по бокам кабины со снаряжением или 60 раненых на носилках при 4-5 сопровождающих. В пассажирском варианте кабина вмещает 70 пассажиров, по пять в ряд, на стандартных сиденьях с откидывающимися спинками, освещением и сигнализацией, в салоне есть центральный проход, а сзади два туалета и багажное отделение, доступ в салон есть через дверь с левой стороны с откидной лестницей, для обеспечения комфортных условий для пассажиров, была использована тепловизионная камера, применена первая отделка и установлена ​​система кондиционирования воздуха.

Хвостовая балка

Благодаря плоской нижней поверхности для лучших условий погрузки и разгрузки, он трансформируется в большое вертикальное оперение с асимметричным профилем для создания поперечной силы и разгрузки хвостового винта и регулируемого стабилизатора на стоянке.

Шасси

Стационарный трехколесный велосипед со сдвоенными колесами и убирающейся опорой. Передняя опора самоориентирующаяся, основные опоры со сдвоенными колесами 1120 х 450 мм имеют небольшие размеры, двухкамерные амортизирующие стойки обеспечивают изменение высоты от земли на стоянке.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Несущий винт

Восемь лопастей с шарнирно сочлененными лопастями и гидравлическими амортизаторами. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане, улучшенные аэродинамические профили с относительной толщиной 0,12 на стыке и 0,09 на вершине клинка и умеренным аэродинамическим скручиванием. Лопасти смешанные с трубчатым лонжероном из стали, к которому прикреплены 26 ребристых секций с обшивкой из стекловолокна и сотами. Наконечник лезвия защищен антикоррозийной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835 м, окружная скорость концов лопасти 220 м / с.

Рулевой винт

Пять лопастей диаметром 7,67 м с прямоугольными лопастями из стекловолокна наверху.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Силовая установка

Он состоит из двух турбовальных ГТД со свободной турбиной Д-136, установленных бок о бок в верхней части фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой перегородкой. Воздухозаборники двигателей оснащены противопылевыми устройствами и электрическими системами защиты от замерзания. Блок управления оборудован системой автоматического поддержания частоты вращения ротора; в случае отказа двигателя система автоматически увеличивает мощность от второго до чрезвычайного, сохраняя постоянную скорость вращения ротора (132 об / мин).

Турбовальный ГТД Д-136 со свободной турбиной модульной конструкции. Газогенератор создан на базе ТРДД Д-36, имеет шестиступенчатый компрессор низкого давления со скоростью вращения 10950 об / мин и семиступенчатый компрессор высокого давления (14 170 об / мин). Свободная двухступенчатая турбина имеет скорость вращения 8300 об / мин, регулируемую в пределах ± 300 об / мин. Длина двигателя 57,5 ​​м, ширина 1,4 м, высота 1,13 м, сухой вес 1050 кг, необычайная мощность двигателя 8500 кВт / 11 400 л.с.сек., Максимальная продолжительная мощность 6338 кВт / 8500 л.с вместе с. Удельный расход топлива 0,206 кг / л с.-ч.

Вспомогательная силовая установка расположена под пассажирским салоном с левой стороны и обеспечивает запуск двигателя и работу электрических, гидравлических систем и систем кондиционирования воздуха на стоянке.

Топливо находится в 8 гибких баках общей емкостью 12 000 литров, расположенных под полом кабины, из которых оно подается в два топливных бака, расположенные над двигателями.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Трансмиссия

он состоит из главного редуктора, двух обгонных муфт, приводных валов рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Трехступенчатый главный редуктор модульной конструкции ВР-26 имеет приводы вентилятора охлаждения КПП и масляных систем, установленных над воздухозаборниками двигателя, приводом рулевого винта и приводными агрегатами. Редуктор имеет длину 2,5 м, ширину 1,95 м и высоту 3,02 м, сухой вес 3640 кг.

Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателя имеют большие откидные панели, используемые в качестве рабочих платформ, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального наземного оборудования.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Оборудование

Две гидравлические системы с давлением 20,6 м Па / 210 кг / см2 и электрическая система постоянного тока с напряжением 28 В.

Система навигации для дневных и ночных полетов в простых и сложных метеоусловиях включает в себя комбинированную курсовую систему «Гребень-2», авиадиспетчер ПКМ-77М и искусственный горизонт АГР-83-15, радиокомпасы автоматические АРК-19 и АРК-УД, система ближней радиотехнической навигации «Веер-М», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32, система питания антенны «Ромашка», радиовысотомер А-036. Пилотажный комплекс ПКВ-26-1, установленный на Ми-26, включает четырехканальный автопилот ВУАП-1, систему управления траекторией, систему управления директором и систему гашения колебаний груза на внешней подвеске. Есть метеорадар. Аппаратура радиосвязи включает в себя командные радиостанции УК13 Р-863 и Р-828, КВ радиостанцию ​​«Ядро-1Б», аварийную радиостанцию ​​Р-861 и воздушное переговорное устройство СПУ-8, телеаппаратуру БТУ-1Б щит с тремя камерами и устройство видеонаблюдения ВК-175 для контроля состояния нагрузки на внешнюю обвязку. Установлены магнитная система записи полетной информации «Тестер-УЗ», аппаратура голосового сообщения РИ-65 для оповещения экипажа о нештатных ситуациях в полете.

Варианты военного транспорта оснащены катапультирующими устройствами ZTL, передатчиками ИК-помех и экранами подавления ИК-излучения.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Модификации

Ми-26 — военно-транспортный вариант.

Ми-26А — Улучшенная версия.

Ми-26М — разработан для повышения летно-технических характеристик и оснащен новым навигационным оборудованием и новым воздушным винтом.

Ми-26МС — Лечебный вариант.

Ми-26НЭФ-М — экспериментальный противолодочный вариант; на внешней подвеске установлена ​​гидроакустическая станция обнаружения подводных лодок, имеется съемная бортовая кабина пилота-оператора, находилась в музее полетов в полуразобранном состоянии. 16 ноября 2013 г его видели в районе города Новочеркасска во время перевозки на внешней подвеске Ми-26Т.

Ми-26П — гражданская версия на 63 пассажира.

Ми-26ПК — «Летучий кран».

Ми-26ПП — Глушитель.

Ми-26Т — «Летучий кран».

Ми-26Т2 — 2-3 пилота, вертолет способен к ночным полетам, в кабине добавлены экраны вместо аналоговых датчиков.

Ми-26ТС — сертифицированный грузовой вариант в КНР.

Ми-26ТМ — Летучий кран».

Ми-26ТП — Пожарная версия.

Ми-26ТЗ — Танк.

Ми-27 — Воздушный командный пункт общевойсковых армий. Грузовое отделение было разделено поперечными перегородками на отсек оперативной группы (ОГ), технический и служебный отсек. В кабине ОГ размещалось 6 рабочих мест, в соседнем отсеке располагалась группа управления техническими средствами и организации связи, где при необходимости можно было организовать дополнительные места отдыха. В техническом отсеке размещалась аппаратура радиосвязи. В состав бытовой техники входили водопровод, буфет, двухместное отделение для отдыха и санузел. Были переоборудованы два серийных вертолета, которые прошли испытания в Ленинграде и Евпатории. Одна из этих машин попала в Харьковский институт ВВС, где использовалась в качестве наглядного пособия, а затем была утилизирована.

Ми-26 - российский тяжелый транспортный вертолет

Грузовой вертолет Hughes XH-17

Этот аппарат был построен в 1952 году. Тогда он считался колоссальным (19,7 тонны). Этот летающий кран использовался для подъема и транспортировки сверхтяжелых грузов с использованием внешней подвески. Аппарат был выпущен в единственном экземпляре, его испытательный полет проходил в городе Калвере (Калифорния). Максимальная скорость 145 километров в час. До сих пор эта машина является рекордсменом по размеру несущего винта, диаметр которого составляет 36,9 метра.

летающий кран

История создания и эксплуатации Ми-26

  • 1972 г. — начало разработки опытного образца тяжелого вертолета для гражданской авиации, работающего на Крайнем Севере;
  • 1977 г. — первый полет созданной КБ Миля машины, пилотируемой Г.Р. Карапетяном;
  • 1980 г. — государственная приемка нового вертолета, даже тогда военные заметили отличную машину, решив, что крайний север — не единственное место назначения для самого подъемного вертолета в мире;
  • 1981 год, на выставке в Ле Бурже вертолет произвел фурор;
  • В 1982 году Карапетян установил рекорд на Ми-26, подняв 10-тонный груз на высоту 6,4 км;
  • 1983 г. — начало войсковых испытаний аппарата;
  • 1984 г., машина поставлена ​​на ленточный конвейер. В том же году он впервые попадает в войну под юрисдикцию пограничных войск, дислоцированных в Таджикистане, недалеко от Афганистана;
  • 1985 г. — Ми-26 официально принят на вооружение ВС СССР;
  • 1986 г. — участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • 1988 г. — уникальная операция по эвакуации поврежденного Ми-8 из Афганистана. Автомобиль под управлением летчика Юрия Ивановича Стадницкого перевозил один из самых массовых вертолетов в Таджикистане, где последний был полностью отреставрирован;
  • в 1990-е годы ни один локальный конфликт не обходился без использования этой машины. География применения чрезвычайно велика, от стран бывшего СССР до других континентов. Уникальные летные качества машины используются для перевозки различных грузов и оборудования.
  • 2000-е годы, вновь получившие широкое распространение, показательным примером является использование Ми-26 армией США при эвакуации из Афганистана пары CH-47 Chinooks и голландского AS-532 Cougar, поврежденных во время атак Талибан.

Сравнение грузоподъемности машин
Сравнение грузоподъемности машин

Рекордсмен

Самый крупный грузовой вертолет, запущенный в серийное производство, — Ми-26. Рассмотрим его особенности и характеристики более подробно. Автомобиль был разработан в семидесятых годах прошлого века. Первый полет состоялся в 1977 году. Основное назначение этого аппарата — возможность военного и гражданского использования.

Современные Ми-26 предназначены в первую очередь для военной промышленности, они могут перевозить огромное количество пассажиров и тяжелые грузы. Следует отметить, что дальность полета относительно небольшая. Без дозаправки и загрузки с полными баками вертолет может преодолеть около восьмисот километров. О величии этой машины свидетельствует ее размер. Длина самолета — 40 метров, диаметр несущего винта — 32 метра, ширина грузового отсека — 3,2 метра.

военный грузовой вертолет

Конструктивные особенности

Вертолет выполнен в одновинтовой конфигурации с рулевым винтом и неубирающимся трехстоечным шасси.

Фюзеляж

Транспортно-десантный вертолет Ми-26

Полумонококковый фюзеляж выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. В носовой части находится кабина, состоящая из первого пилота на левом переднем сиденье и второго пилота на правом сиденье. За первым пилотом стоит бортинженер, а за вторым — оператор-радионавигатор, среди пилотов на откидном сиденье может разместиться грузовой оператор, за кабиной экипажа — отдельная кабина на четыре пассажира.

Грузовой отсек расположен в центральной части фюзеляжа. Он оснащен механизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием, состоящим из двух тельферов грузоподъемностью 2500 кг и электрической лебедки усилием 500 кг для перемещения грузов на полу кабины, которая оборудована роликовыми конвейерами и крюками для крепления нагрузки. Кабина оборудована загрузочной дверью с опускающейся загрузочной рампой с открывающимися наружу дверями.

Хвостовая балка с плоским дном для улучшения условий погрузки и разгрузки трансформируется в широкое вертикальное оперение с асимметричным профилем для создания поперечной силы и разгрузки рулевого винта и регулируемого стабилизатора на стоянке.

Транспортно-десантный вертолет Ми-26

Несущий винт — восьмилопастный, с шарнирно-сочлененными лопастями и гидроамортизаторами. Прямоугольные лопасти имеют улучшенные аэродинамические поверхности с относительной толщиной 0,12 на стыке и 0,09 на вершине лопасти и умеренной аэродинамической закруткой. Лопасти смешанные с трубчатым лонжероном из стали, к которому прикреплены 26 ребристых секций с обшивкой из стекловолокна и сотами. Наконечник лезвия защищен антикоррозийной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835 м, окружная скорость концов лопасти 220 м / с.

Рулевой винт

Хвостовой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с прямоугольными лопастями из стеклопластика.

Шасси

Рама представляет собой неубирающийся трехколесный велосипед с двойными основными колесами и убирающейся опорой хвостового оперения. Передняя опора самоориентирующаяся, основные опоры со сдвоенными колесами размером 1120х450 мм имеют небольшие размеры, двухкамерные амортизирующие стойки обеспечивают изменение высоты от земли на стоянке.

AH-64 Apache

AH-64 — основной ударный вертолет вооруженных сил США.

Выпущенный в середине 1970-х, он поступил на вооружение только в 1985 году и начал активно использоваться в горячих точках.

Небольшой по размерам, по сравнению с гигантами транспорта, вертолет маневренный и развивает скорость 293 км / ч.

Apache принял боевое крещение в 1989 году во время вторжения американских войск в Панаму. Сегодня боевые потери составляют 152 машины.

«Геликоптер Миля — 1», первый серийный

Ми-1 был введен в строй в 1951 году, а серийное производство началось спустя три года. Изначально самолет получил название «Вертолет Миль-1». Вертолет разгонялся до 170 км / ч на высоте не более 3 километров. На протяжении многих десятилетий вертолеты Ми-1 активно используются как в гражданской авиации, так и в вооруженных силах страны.

Производство вертолета прекратилось в 1960 году. Всего было построено более 2600 машин. Фото: пресс-служба Вертолетов России / Russianhelicopters.aero

Тактико-технические характеристики и размеры вертолета Ми-26

Характеристики машины Ценности для Ми-26
Диаметр несущего винта и количество лопастей 32м / 8шт
Диаметр рулевого винта 7,61 м
Общая длина / фюзеляж 40,025 м / 33,727 м
Высота, с винтом 8.145 кв.м
Длина / ширина / высота грузового отсека 12 х 3,2 х 3,1 м
Объем грузового отсека 110 кубометров
Экипаж 6 человек
Пассажировместимость 85 или 60 носилок с ранеными и 3 врача
Мощность силовой установки 2 × 11 400 л вместе с
Расход топлива 3100 кг / ч
Емкость бензобака 12000 л
Крейсерская / максимальная скорость 265/295 км / ч
Дальность полета:

при максимальном наполнении

при максимальной нагрузке

во время движения (с дополнительными топливными баками)

800 км

475 км

2350 км

Практический потолок 4, 6 км

На вооружении ВВС РФ
На вооружении ВВС РФ

Устройство вертолета Ми-26

Устройство условно можно разделить на три компонента: внешний корпус, внутреннее устройство отсеков и механизмы и агрегаты. Давайте подробнее рассмотрим все три компонента.

Внешняя оболочка:

  • несущий винт с 8 лопастями и рулевой винт с 5 лопастями. Последнее стало своего рода революцией для инженеров, которые боролись с контролируемым темпом;
  • 2 двигателя, которые придают машине огромную мощность;
  • рама 3-опорная, неотдвижная;
  • фюзеляж металлический, без зазоров, переменного сечения;
  • на дульной части — прозрачный обтекатель.

Внутренняя структура:

  • кабина в носовой части;
  • сразу за ним кабина и оборудование транспортного средства;
  • задний отсек, в разных вариантах исполнения, способный перевозить не менее людей, не менее грузов;
  • конечный радиус.

Электроника и оборудование:

  • электрическая лебедка, способная выдержать до 500 кг грузов;
  • «Расческа-2», в состав которой входят летчик, высотомер, РЛС и компас;
  • измеритель угла сноса и скорости на основе эффекта Доплера;
  • комплекс полета, включая управление траекторией и балансировку;
  • метеорологические приборы;
  • радиосвязь;
  • видеонаблюдение за внешней и внутренней нагрузкой;
  • система ГЛОНАСС

См. Также статью Ударный вертолет Ка 52 (Аллигатор) и дальность его полета

Схема вертолета
Схема вертолета

Ми-6

Этот самолет имеет более скромные характеристики, чем Ми-10, и предназначен для гражданского и военного использования. Испытательный полет вертолета состоялся летом 1957 года. До 1972 года было выпущено более пятисот экземпляров. Максимальная грузоподъемность 12 тонн. По тем временам он считался одной из самых мощных и быстрых винтокрылых машин с максимальной скоростью 300 километров в час. Максимальная взлетная масса — 42,5 тонны, масса пустого — 27,2 тонны.

Применение

Грузовой отсек Ми-26

  • Война в Афганистане
  • Устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС
  • Гражданская война в Анголе
  • Карабахская война
  • Первая чеченская война
  • Вторая чеченская война

Первое боевое применение Ми-26 произошло в 1984 году в Афганистане в составе 23-го отдельного авиаполка Пограничных войск КГБ СССР, дислоцированного в Душанбе.

В 1988 г была проведена первая единичная операция по эвакуации поврежденного Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР. Операцию провел Юрий Иванович Ставицкий, ныне Герой России. 37

27 сентября 1996 года на нем было построено большое построение, которое позже было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. В ходе этого мероприятия был установлен очередной рекорд, Ми-26 поднял 224 десантника на высоту 6500 метров.

Используется для эвакуации двух американских военных вертолетов CH-47 Chinook в Афганистане, стоимость эвакуации составляет 650 000 долларов.

Используется для эвакуации поврежденного вертолета AS-532 «Cougar» ВВС Нидерландов в Афганистане.

на нем самолет Ту-134 доставлен из аэропорта Пулково в тренировочный лагерь МЧС в районе микрорайона Рыбацкое в Санкт-Петербурге.

С оглядкой на американцев?

Несмотря на приверженность КБ Миля так называемой «классической» схеме, попутно с решением о начале работ над «Проектом-90» было принято еще одно очень необычное и даже спорное решение. В те годы советская разведка располагала информацией о том, что в США разрабатывается вертолет грузоподъемностью до 20 тонн. Характерным отличием американской машины от классической конструкции винтокрылых самолетов было наличие сразу двух несущих винтов, разнесенных по разным сторонам машины — первый располагался над кабиной пилотов, второй — почти на пределе кормовой край. По такой необычной схеме впоследствии американцы построили знаменитый американский вертолет Boeing CH-47 Chinook, получивший наступательное прозвище «Горбун» у наших авиационных специалистов».

Не желая отставать в разработке и одновременно проверять реализуемость этой схемы в реалиях советских конструкторских бюро, отдельной группе инженеров было поручено разработать машину, аналогичную конструкции американцев. Также следует отметить, что все работы по «Проекту-90» велись параллельно, и ни одна из схем не была отработана за счет других.

Самый большие вертолеты России в серийном производстве

Поскольку В-12 не пошли в серийное производство, позже в стране были созданы другие конструкции тяжелых весельных автомобилей с большой грузоподъемностью. Давайте посмотрим на самые большие вертолеты России, расскажем их историю и изучим их летно-технические характеристики. Наши вертолеты имеют статус крупнейших не только в государственных границах, но и в мире.

Ми-26

Ми-26, разработанный ОКБ Миля, является крупнейшим серийным вертолетом в мире и в России. Это тяжелый многоцелевой автомобиль, выпускаемый в Ростове-на-Дону авиастроительной компанией «Росвертол».

Ми-26

Взлет Ми-26 ВВС России

Ми-26 имеет одновинтовую конструкцию и оснащен двумя двигателями по 11400 л.с каждый. Он впервые поднялся в воздух в 1977 году, с тех пор подтвердил свою эффективность и начал серийное производство. Выпущено 318 экземпляров, 40 из которых закуплены иностранными государствами. Технические характеристики модели:

  • Размер: 40,025 * 3,5 * 8,145 м;
  • Количество лопастей ротора: 8;
  • Масса: 28,2 т;
  • Взлетная масса: 49,5 тн (нормальная), 56,0 тн (максимальная);
  • Диаметр несущего винта: 32 м;
  • Размер грузового отсека: 12 * 3,2 * 3,1.

Есть люк и кабина для перевозки грузов. Экипаж состоит из 2-5 человек, в зависимости от задачи, вмещает пассажиров:

  • на посадке: 70;
  • при хранении в багажном отделении в сидячем положении: 85;
  • при переноске раненого на носилках: 60.

грузоподъемность

Самолет, принадлежащий ЮТэйр

В последнем случае дополнительно к посадке допускаются три члена медицинского персонала. Летные характеристики тоже впечатляют:

  • Автономность: с максимальной массой — 800 км, с одной участкой — 2350 км;
  • Скорость: 265 (295 — макс.) Км / ч;
  • Практическая высота: 4500 м.

Читайте также: Бездонный мир: самое большое море в мире

Всего существует 18 модификаций машины: медицинская, военная и гражданская. Последняя модернизация завершилась в 2018 году. Ми-26 Т2В предназначен для российской армии. Их используют МЧС России и Республики Беларусь, а также авиакомпании СКОЛ и ЮТэйр.

Ми-6

В конце 1950-х годов в СССР были приняты на вооружение тяжелые ракетные комплексы «Луна», которые должны были транспортироваться вертолетами. В то время армия не имела такой грузоподъемности. Это подсказало им ОКБ. Миля по созданию вертолета Ми-6; За всю его историю было произведено 926 единиц техники.

Ми-6

Ми-6 на подиуме

Когда-то это была самая большая грузоподъемность в мире, производимая как для военных, так и для гражданских нужд. Развивал скорость до 340 км / ч. Он установил рекорды скорости полета и грузоподъемности. Примечательно, что впервые на Ми-6 предлагалось перевозить грузы во внешнем отсеке под корпусом; стал первым советским вертолетом с газотурбинным двигателем.

Размер фюзеляжа: 33,16 * 3,2 * 9,16 метра. На подвеске он мог поднимать вес равный 8000 килограмм.

Сегодня он продолжает использоваться в некоторых странах, хотя производство было прекращено в 1980 году. На смену вертолету пришел Ми-26. Он также послужил прототипом большого военно-транспортного Ми-10.

Ми-10

Созданный на Ростовском вертолетном заводе летающий кран Ми-10 стал легендой своего времени. Годы выпуска: 1964 — 1969, за это время было выпущено 44 единицы техники в 7 различных модификациях. Создатели предусмотрели возможность подъема на высоту 12 тонн и перемещения груза на небольшое расстояние.

Ми-10 перевозит грузы на подвесной платформе

Модификация Ми-10К предназначалась для монтажных работ. Отмечена высокая точность исполнения и невозможность замены модели другими вертолетами. Примечательно, что машина использовалась для монтажа Якутской телебашни 5 дней. Условия вечной мерзлоты не стали препятствием.

Размер фюзеляжа: 32,86 * 3,2 м. Глубина с рулевым винтом — 9,9 м. Масса пустого вертолета — 27,1 тонны. Он использовался во время войны в Афганистане, где был потерян 1 вертолет.

Назначение

Транспортно-десантный вертолет Ми-26

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузового отсека и на внешней подвеске, а также для эвакуации больных и раненых и проведения спасательных работ.

он способен перевозить грузы массой до 20 тонн на расстояние 400 км на высоте более 1500 м.

Оборудование

Вертолет способен работать в различных климатических зонах и погодных условиях. Для этого внутри устанавливается следующее навигационное оборудование:

  1. «Расческа-2» — Жатка система. На основе гироскопа. Указывает количество отклонения от курса.
  2. ПКМ-77М — прибор управления полетом. Устройство определяет пространственное положение самолета.
  3. Веер-М — Система ближней навигации. Работает за счет радиоточки на земле.
  4. «Ромашка» — приемник радиосигналов.
  5. А-036 — Ростомер
  6. АГР-83-15 — Искусственный горизонт.
  7. Ак-19 и АРК-УД — Радиокомпасы
  8. DISS-32 — Доплеровский измеритель скорости

После тщательной модернизации модели на Ми-26Т2 в оборудование был включен приемник ГЛОНАСС.

Кабина Ми-26

Связь с Землей обеспечивают УКВ, КВ радиостанции, для переговоров членов экипажа предусмотрен переговорное устройство СПУ-8.

На экран пилотов выводилось изображение с видеокамер, установленных на внешней подвеске. Автопилот ВУАП-1 имел систему предотвращения перекатывания груза. Компьютер внес поправки в управление с учетом данных с датчиков ускорения и ветра.

Сравнительная таблица характеристик вертолетов того же класса.

Модель Super stallion CH-53CH-47 ChinookMi-26

Экипаж 5 3 6
Вместимость человека 55 55 85
Грузоподъемность кг 14500 12284 20 000
Власть
Установка
GE-416
3 x 3,2700 кВт
Lycoming T55
2×3529 кВт
D-136
2 x 8500 кВт
Автономия км 1000 770 475
Крейсерская скорость км / ч 278 296 265
Длина (высота) м 30,2 (8,46) 30,1 (5,7) 40 (8,1)
Потолок м 5640 6100 4600
Диаметр ротора м 24 18,3 32

«Сикорский CH-54 Tarhe»

Тяжелый транспортный вертолет этой серии был специально разработан для вооруженных сил США. Он провел ряд операций во время вьетнамской кампании. Всего было выпущено 105 автомобилей этой модификации. Аппарат является рекордсменом по максимальной высоте при горизонтальном движении (11 километров) и по быстрейшему подъему до трех и девяти километров. Его масса 9 тонн, максимальная скорость 240 км / ч. Критическая взлетная масса — 21 тонна. Его активно используют армии разных государств.

самый большой грузовой вертолет

Модификации машины

Известно около 15 модификаций Ми-26, но некоторые так и остались на стадии опытных образцов, а некоторые успешно выполняют поставленные перед ними задачи. Самые известные изменения вертолета:

Название и общий вид Описание и тактико-технические характеристики модели
Ми-26МС
Ми-26МС
Грузовой отсек оборудован для перевозки пострадавших, возможна установка дополнительного медицинского оборудования
Ми-26Т
Ми-26Т
«Летающий кран», способный выдержать максимальную нагрузку на подвеску
Ми-26ТС (Ми-26ТС)
Ми-26ТС (Ми-26ТС)
Грузовой вертолет Ми 26
Ми-26ТП
Ми-26ТП
Пожарная версия, со специальными емкостями для воды или пенных смесей

След в авиации

Ми-26 оставит свой след в истории не только как уникальный вертолет с технической точки зрения. Первая партия начала служить в 1984 году в Таджикистане. Транспортные средства сыграли важную роль в снабжении наших войск в Афганистане. В 1988 году с его помощью удалось перенести поврежденный Ми-8 в безопасное место.

Тяжелый погрузчик действительно показал свои силы при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Ми-26 группами кидали осколки реактора бором для охлаждения остатков топлива. Для уменьшения вредного излучения экипажа на борт были установлены тяжелые свинцовые плиты массой 5 ​​тонн, с которыми Ми-8 не справился. В срочном порядке производитель выпустил версию машины, способную распылять клеевые химикаты.

Ми-26 в Афганистане

Эти элементы связывают радиоактивную пыль и препятствуют ее распространению в воздухе. Взяв на себя всю опасную работу, машина, возможно, спасла здоровье более тысячи ликвидаторов и предотвратила наихудшие сценарии.

Он взял вертолет и участвовал в чеченских конфликтах, летал в Африку и Азию. Высокая нагрузка, низкие требования к квалификации обслуживающего персонала и надежность машины завоевали ему доверие во всем мире.

Однако с этим аппаратом связаны и трагедии. В августе 2002 года Ми-26 погиб из-за попадания зенитной ракеты. Пилот приземлился прямо на минах, и инженеры потратили много времени, расчищая путь спасателям. Трагедия унесла жизни 127 человек и является крупнейшей в истории военной авиации.

Тяжелый вертолет по-прежнему пользуется спросом, но основной заказчик сменился, отныне вместо ракет и танков Ми-26 перевозит коммерческие грузы.

Все чаще его можно увидеть на дальних северных полях смещения, где это единственная грузовая артерия и единственный строительный кран. Активным пользователем автомобиля является МЧС. Ежегодно «коровы» спасают леса от опасности пожаров, обливая их тоннами воды. Тяжелый грузовик будет популярен еще долго, замены пока не планируется.

Катастрофы с Ми-26

За годы эксплуатации вертолет зарекомендовал себя как достаточно надежная машина, однако специфика применения, связанная с боевыми действиями, значительно увеличила количество потерянных вертолетов. Наиболее значительными авариями с Ми-26 были:

  • 26.01.1983 в районе города Торжок в результате аварии разбился один из опытных образцов, 6 членов экипажа на борту погибли;
  • 18.10.1985, пограничный вертолет, вынужден был совершить вынужденную посадку из-за проблем с трансмиссией в хвостовом механизме;
  • 18.08.1990 г разрушение вертолета в полете из-за внепроектной перегрузки;
  • 03.03.1992 г во время карабахского конфликта был сбит ПЗРК, погибли 16 человек;
  • 05.12.1992 г сбит средствами ПВО во время операции по эвакуации семей российских пограничников из зоны конфликта Карабаха, погибли 8 человек;
  • 19.08.2002 под Ханкалой был сбит ПЗРК «Игла». Самая крупная авария по количеству пострадавших в истории вертолетной авиации. Число погибших увеличилось из-за вынужденной посадки на минное поле, прикрывшее аэропорт боевиками. 127 человек погибли, 20 выжили.
  • 05.03.2003, вертолет пожарной части, погиб при намотке шланга на винт, 12 пострадавших;
  • 04.07.2014 г из-за нарушения правил заправки загорелся щит пожарной части, пострадавших нет.

В Хабаровске сгорел транспортный вертолет Ми-26
В Хабаровске сгорел транспортный вертолет Ми-26

В-12 (Ми-12)

Двухвинтовой экспериментальный вертолет — самая большая машина среди мировых аналогов. Предполагалось, что он будет перевозить грузы массой не менее 30 тонн, включая компоненты для межконтинентальных баллистических ракет. Всего было построено две таких машины, одна из которых подняла груз массой 44,2 тонны на высоту 2,2 тысячи метров. Масса пустого автомобиля — 69 тонн, максимальная взлетная масса — 105 тонн, порог скорости — 260 км / ч. Один экземпляр теперь стал музейным экспонатом, а второй служит выставочным комплексом на тему воздухоплавания.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии