Ту-16 Фото

История создания

После Великой Отечественной войны в СССР начались работы по созданию собственного стратегического бомбардировщика. В качестве образца использовалось несколько экземпляров американского Boeing B-29, которые оказались на территории нашей страны.

Заводская сборка бомбардировщика Ту-16

Советский вариант получил обозначение Ту-4 и успешно эксплуатировался до середины 1960-х годов. Но командование Советской армии прекрасно понимало, что эра поршневых самолетов подходит к концу, поэтому уже в 1948 году родилось техническое задание на создание реактивного бомбардировщика с большой дальностью полета.

По условиям новая машина должна была иметь дальность полета не менее 6000 км, нести нагрузку бомб в диапазоне 3000… 7000 кг и развивать скорость не менее 900 км / ч.

Машина должна была доставлять к цели бомбы с обычными и ядерными боеголовками.

КБ А. Н. Туполева приступило к разработке новой машины, несмотря на отсутствие подходящих реактивных двигателей. При создании будущего Ту-16 пригодился опыт разработки не пошедшего в производство бомбардировщика модели «82». В конце 1940-х годов был построен еще один опытный образец самолета проекта «86».

Именно на базе этой машины была создана модель 88, которая позже пошла в производство с индексом Ту-16. Доработка машины и обеспечение защиты экипажа от последствий атомного взрыва заняли несколько лет. Первые серийные машины были готовы в начале 1953 года и были приняты на вооружение в мае того же года.



Посадка_Ту_16_на_ Северном море_Аэродром_1980_e_years_.jpg
Самолет Ту-16

Наперегонки со звуком

В конце 1950-х годов заслуженный Ту-16 пришел на смену сверхзвуковому бомбардировщику Ту-22, который самим своим внешним видом «сломал» образцы мировой авиационной промышленности. Необычным было практически все: расположение двигателей, большая стреловидность крыла, «раздавленная» компоновка систем и оборудования.

© РИА Новости / Н. Веринчук / перейти в фотобанк Взлет бомбардировщика Ту-22Взлет бомбардировщика Ту-22
© РИА Новости / Н. Веринчук перейти в фотобанк

Довести самолет до разведки потребовалось много и непросто, но именно благодаря этому летчики дальней авиации и ВМФ СССР могли летать в полтора раза быстрее скорости звука. За годы серийного производства на авиабазы ​​отправлено 300 самолетов в вариантах бомбардировщиков, ракетоносцев, бомбардировщиков-разведчиков, самолетов РЭП и учебно-тренировочных самолетов.

Ту-22 неоднократно модернизировался, «учился» дозаправке в полете, оснащался мощными и надежными двигателями, постоянно совершенствовал свою авионику. Эти бомбардировщики несли службу в ВВС Ливии и Ирака, участвовали в конфликтах и ​​зарекомендовали себя как надежные и непритязательные истребители. Самолет использовался в Афганистане вместе с бомбардировщиками Ту-16 предыдущего поколения и его «заменой» Ту-22М.

Инциденты

Из 1511 построенных реактивных бомбардировщиков Ту-16 145 погибло в авариях, то есть почти 10%. В результате стихийных бедствий погибло 709 человек. Большинство катастроф произошло в 1950-е годы, когда осваивалась машина и новые способы полета.

Бомбардировщик Ту-16к-10 с прикрытием

Последняя авария с Ту-16 произошла осенью 1990 года. Во время переправы машины на слом были разрушены электродвигатели элеронов, в результате чего самолет разбился при взлете. Члены экипажа, находившиеся в носовой кабине, погибли, в хвостовой части остались живы.

В 1958 году Ту-16 совершил посадку на дрейфующие льдины.

Аэропорт использовался для дозаправки арктического вокзала, поэтому на нем находился пассажирский самолет Ил-14. При попытке взлета машины столкнулись и получили повреждения, которые невозможно устранить на месте.

Поврежденный Ту-16 дрейфовал по льду почти год, прежде чем был обнаружен самолетом-разведчиком канадских ВВС. Впоследствии автомобиль разобрали и сожгли.

Конструкция

Бомбардировщик Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан со стреловидным крылом. Крыло установлено в центре фюзеляжа. Хвостовое оперение также имеет широкую форму. Фюзеляж машины имеет круглое сечение, на котором в нескольких местах имеется предварительная нагрузка.

Силовой агрегат состоит из рам и поперечин, изготовленных методами штамповки и гибки. В местах ослабления цепи электропитания вводятся дополнительные балки для усиления конструкции. Наружная обшивка закреплена отрывными заклепками, рабочая.

Конструкция бомбардировщика Ту-16

Внутри фюзеляж разделен на пять отсеков. При сборке отсеки делались отдельно, а затем собирались в единую конструкцию. В носовой части фюзеляжа расположены два герметичных отсека, предназначенных для размещения экипажа.

При остеклении кают использовались оргстекло и силикатное стекло. Позади фонаря кабины находится круглая блистерная упаковка, используемая штурманом для прицеливания. Доступ в каюты осуществлялся снизу через отдельную распашную дверь.

Следующая негерметичная секция оснащена более высокой точкой фокусировки. Внутри находятся переднее шасси, два бака и спасательный катер. Далее устанавливаемая хвостовая часть разделена на две части. В отсеке размещены боевой груз и топливный бак.

К задней части отсека прикреплена герметичная кормовая кабина, оснащенная винтовочной установкой.

Крыло бомбардировщика Ту-16 собрано из центральной секции и съемных секций (по две с каждой стороны). В центроплане крыла устанавливаются 12 мягких топливных баков. Закрылки и элероны расположены на задней кромке крыла. Триммеры установлены на элеронах. В конструкции крыла используются разные профили, различающиеся по раскрытию.

Шасси включает в себя управляемую переднюю стойку, две основные стойки и безопасную хвостовую опору. Управление сбором и выпуском стеллажей, а также вращением — гидравлическое. В конструкции опор использованы гидроамортизаторы.

Стратегический самолет Ту-16

Носовой подступенок комплектуется колесной парой размером 900 * 275 мм. Основные стойки идентичны по конструкции, оснащены двумя парными колесами размером 1100 * 330 мм. Столбы имеют специальный механизм, управляющий закрылками ниши. В задвинутом состоянии стойки фиксируются замками для предотвращения случайного открытия.

Безопасный винт защищает хвост самолета во время посадки под большим углом. Опора гидравлически выдвигается из фюзеляжа. В хвостовой части бомбардировщика Ту-16 установлен контейнер для хранения двух тормозных парашютов. Управление парашютом электрическое; после остановки самолета купола парашюта освобождаются пилотом из кабины.

Гидравлика бомбардировщика Ту-16 состоит из основной и тормозной систем.

Основная система используется для управления шасси и опускания люков бомбового грузового отсека. Тормозная система используется для торможения колес шасси и закрытия дверей бомбового отсека. Тормозная система может действовать как аварийная и используется для выдвижения шасси. Источниками давления служат насосы, размещенные на распределительных коробках двигателя.

Бомбардировщик Ту-16 оснащался двумя турбореактивными двигателями АМ-3, которые впоследствии были переименованы в РД-3. Более поздние самолеты оснащаются форсированными двигателями РД-3М. Тяга двигателей на взлетном режиме составляет соответственно 8750 и 9500 кг.

Советский тяжелый двухмоторный реактивный Ту-16

По окончании эксплуатации все Ту-16 были оснащены модернизированными двигателями РД-3М-500. Турбины расположены вдоль фюзеляжа в гондолах. Передняя часть гондолы, в которой находится воздухозаборник, вынесена за переднюю кромку крыла. В задней части гондолы имеется направляющий щиток, защищающий поверхность фюзеляжа от горячих выхлопных газов.

Двигатели оснащены компрессорами пневмосистемы. Пневматика используется для создания избыточного давления в баках во время аварийной разгрузки топлива, для работы систем заправки пушек, для поддержания давления в герметичных кабинах и для работы системы защиты от обледенения.

Каждый двигатель имеет два генератора постоянного тока.

На борту бомбардировщика установлены два преобразователя напряжения, вырабатывающие переменный ток. Аккумуляторы используются для резервного питания.

Каждый двигатель оснащен индивидуальной топливной системой. Системы можно объединить в единое целое с помощью отдельного ствола. Всего на борту Ту-16 находилось 27 мягких танков, объединенных в 10 групп.

Советский бомбардировщик Ту-16к

Следовательно, для каждого двигателя было 5 групп. Каждая группа резервуаров соединена магистралями и по сути представляет собой отдельный резервуар. Объем топлива зависит от типа заправленного керосина: при заправке топливом Т-1 объем составляет 41400 литров, ТС-1 — 43750 литров.

Некоторые баки имеют резиновую футеровку, расходные узлы не имеют протектора. Резервуары оборудованы системой наддува инертного газа. Заправка Ту-16 осуществляется на земле, каждая группа заправляется отдельно.

На бомбардировщике не использовалась централизованная система дозаправки.

Впоследствии самолет оснастили бортовым топливоприемником, расположенным в конце левого крыла. К всем группам цистерн по ресиверу прокладываются магистрали.

Вооружение бомбардировщиков Ту-16 первой серии состояло из семи 23-мм орудий АМ-23. Орудия размещались попарно в трех дистанционно управляемых установках. Еще одно орудие неподвижно размещалось в носовой части фюзеляжа. В более поздних версиях Ту-16К это орудие было снято.

В бомбоотсеке можно было разместить до 8 900 кг бомб, в том числе сверхмощную и фугасную бомбу ФАБ-9000. При установке ракетного вооружения оно размещалось под крыльями (по одному КСР-5 под каждым крылом) или в бомбоотсеке (ракета К-10С с частичным позиционированием в потоке).

Технические характеристики самолета

Технические характеристики Ту-16:

Технические характеристики Ту-16

Фото Ту-16 представлено ниже. Для тех, кто интересуется данной темой, в конце статьи есть видео о бомбардировщике.

бомбардировщик Ту-16

Боевое применение

Первые машины поступили на вооружение в конце зимы 1954 года. С момента создания бомбардировщик Ту-16 стал основной машиной сил стратегического сдерживания. Самолет использовался для испытаний новых видов вооружения. Машины Ту-16А использовались для доставки ядерных боеголовок к стартовым позициям на Семипалатинском полигоне.

СССР использовал самолеты Ту-16 во время боевых действий в Афганистане.

Для бомбардировки использовались бомбы типа ФАБ-500, а также тяжелые авиабомбы массой до 9000 кг. Более крупные ФАБ-9000 активно использовались на завершающем этапе войны. На тот момент дальний бомбардировщик Ту-16 оставался единственной машиной, способной доставить такое оружие к цели.

Бомбы использовались для разрушения дорог, пещер и образования завалов. Бомбардировщики Ту-16 ВВС Египта принимали участие в арабо-израильских войнах 1960-1970-х годов. Во время Шестидневной войны один из египетских самолетов протаранил израильскую военную базу.

Хвостовая часть самолета Ту-16

Ту-16, поставленные в Ирак, активно использовались во время ирано-иракской войны для нападения на нефтеналивные танкеры, экспортирующие нефтепродукты из Ирана. В 1991 году вылетавшие из ресурса бомбардировщики Ту-16 размещались в аэропортах. Часть из них была уничтожена атаками союзной авиации, часть позже разобрали на металл.

Модификации

На базе Ту-16 было создано несколько десятков модификаций машин, которые использовались как бомбардировщики, разведчики или учебные самолеты.

Некоторые из самых популярных версий самолета:

  • Ту-16, первая серийная версия;
  • Ту-16А — вариант с термоизолированным бомбовым отсеком, предназначенный для размещения ядерного оружия;
  • Ту-16В, носитель сверхмощной атомной «Царь-бомбы»;
  • Ту-16Ю или Ту-163, модификация танкера;
  • Ту-16К-10, предназначенный для доставки управляемых ракет К-10С к месту старта;
  • Ту-16К-22, вооруженный ракетами Х-22.

Кроме того, было много самолетов, выпущенных небольшими сериями или в единичных экземплярах. На базе бомбардировщика был создан первый советский авиалайнер Ту-104, который активно использовался до начала 1970-х годов.

Первый реактивный дальний

Бомбардировщик Ту-16 пришел на смену поршневому Ту-4, «скопированному» с американских «суперкрепостей», и открыл в СССР эпоху дальних боевых турбореактивных машин. В подразделения ВВС самолеты начали поступать в 1954 году. Ту-16 оказался настолько успешным, что как минимум на пару десятилетий определил внешний вид новых машин ОКБ Туполева.

В машине использовалось множество революционных конструкторских решений того времени: бомбовый отсек был размещен в центре масс, две гермокабины были снабжены катапультными креслами для экипажа, мощное оборонительное вооружение из стрелкового оружия и пушек и оригинальное шасси с двумя четырьмя — установлены поворотные тележки на колесах. Благодаря такой схеме самолет мог приземляться не только на бетон, но и на грунтовые и заснеженные аэропорты.
5 мая 2017, 12:18 Минобороны опубликовало видео полета Ту-95 у Аляски. Три завода построили более 1500 машин в вариантах бомбардировщика, ракетоносца, бомбардировщика-торпедоносца, самолета-разведчика, средств радиоэлектронного противодействия самолет через десять лет. Всего было создано более 50 модификаций. Родившийся на заре ядерной программы СССР, Ту-16 стал главным «испытателем» новейшего оружия. Именно с этого самолета в 1955 году была сброшена первая советская термоядерная бомба РДС-37Д. © РИА Новости / Виталий Арутюнов / Перейти к дальнему бомбардировщику из фотобанка Ту-16
Легендарная «тушка» поставлялась не только советской авиации и флоту, но и за рубеж, в том числе в Индонезию, Ирак и Египет. Бомбардировщик — «ветеран» многочисленных вооруженных конфликтов по всему миру. Ту-16 можно было увидеть в небе во время Шестидневной войны между Египтом и Израилем в 1967 году, арабо-израильской войны 1973 года и ирано-иракской войны. В Афганистане «шестнадцатый» сбросил сверхмощные девятитонные бомбы, чтобы разрушить укрепленные пещеры моджахедов. Их чудовищные взрывы разрывали скалы и вызвали лавины, захоронившие моджахедов заживо.

След в истории и сохранившиеся экземпляры

На сегодняшний день сохранилось не менее 19 машин на базе Ту-16, которые хранятся в различных музеях России, Украины и Белоруссии.

Бомбардировщик Ту-16 оставался на вооружении до второй половины 1980-х годов, в то время как британские и американские конкуренты были быстро ликвидированы. Также в 2012 году у ВВС Китая было не менее 160 экземпляров официального экземпляра под обозначением N-6.

Бомбардировщик Ту-16 с ядерной боевой частью

Создание бомбардировщика Ту-16 ускорило развитие советской военной и гражданской авиации. На станке апробированы новые технологии литья, формования и испытаны конструкционные материалы повышенной прочности.

Дальнейшее развитие концепция стреловидного крыла получила в ОКБ Туполева, созданном в 1950-1960-х годах.

Машины Ту-16 стали учебным стендом для отработки систем дозаправки в воздухе, без которых немыслима современная военная авиация.

Большое количество Ту-16 различных модификаций можно увидеть в фильме «Дело на площади 36-80», снятом в 1982 году. Бомбардировщики Ту-16 эпизодически показаны в фильме 1995 года «Особенности отечественного истребителя». Серии фильма снимались на военном аэродроме Веретье (район города Остров), который использовался как база для хранения списанной техники.

Медвежья сила

Легендарный «стратег» Ту-95 (кодифицированный по НАТО «Медведь») был создан в первой половине 1950-х годов и до появления первых межконтинентальных баллистических ракет наряду с самолетом Мясищева оставался основным сдерживающим фактором в ядерном противостоянии с США.

4 мая 2017, 23:40 Стратегический Медведь. Н.И рассказал о сильных сторонах Ту-95. На базе «Девяносто пятого» построено множество машин различного назначения. Это бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты-разведчики и целеуказатели для ВМФ, самолеты-разведчики стратегического назначения. Созданный в конце 1960-х годов самолет противолодочной обороны Ту-142 до сих пор стоит на вооружении ВМФ.

примечательно, что именно на базе этого «охотника за подводными лодками» был разработан стратегический крылатый ракетоносец большой дальности Ту-95МС, который сегодня вместе с Ту-160 составляет воздушный форпост российской системы ядерного сдерживания. Во время операции в Сирии «медведи» атаковали позиции ополченцев новейшими стратегическими ракетами Х-101. Всего до 1990-х годов советская промышленность построила около 400 самолетов типа Ту-95 и Ту-142.

Ту-95МС считается одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в мире и превосходит Ту-160 в малозаметности: выхлоп двигателей «Медведь», в отличие от реактивных самолетов, практически не отличим от спутников-шпионов.

История Ту-16

Первым дальним бомбардировщиком СССР в послевоенное время был поршневой Ту-4. Однако вскоре после его выпуска стало ясно, что будущее дальних истребителей — за турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. Результаты Корейской войны показали, что хорошо оснащенную противовоздушную оборону было трудно прорвать хорошо вооруженными, но медленными B-29.

Мар-16

Кроме того, советский флот требовал появления самолета, способного отражать атаки кораблей верхнего бронетанкового флота западных стран.

В 1948 году к конструкции Ту-16 были определены следующие требования:

  • дальность действия — 3000 км;
  • полет на околозвуковой скорости;
  • бомбовая нагрузка — 3-7 тонн;

Единственной проблемой в то время было отсутствие двигателя, способного обеспечить вышеуказанные функции.

Мар-16

В ОКБ им. Туполева, ведутся работы по созданию опытных образцов Ту-16. Среди них — фронтовой двухмоторный бомбардировщик со стреловидным крылом — модель «82». В серийное производство он не пошел из-за выпуска в ОКБ Ильюшина более детализированного аппарата Ил-28. Однако наработки, идеи и технические решения, примененные в процессе проектирования, послужили основой для создания Ту-22. Предшественником Ту-16 был самолет 86, построенный летом 1949 года. Он мог нести 2 тонны бомб на расстояние 4000 км, максимальная скорость составляла 980 км / ч, а высота служебной крыши — 13 400 м.

После разработки и серийного производства в СССР новой ядерной бомбы РДС-3 возникла необходимость в создании летательного аппарата, способного нести это оружие массой 5 ​​тонн на большие расстояния. Проект 86 не справился с этой задачей. Расчеты, проведенные в ОКБ Туполева, показали, что необходимо в 1,5-2 раза увеличить массу и габариты самолета, а также тягу двигателей. По собственной инициативе ОКБ Туполева приступило к проектированию модели 88, которая в серийном производстве получила название Ту-16. 5 июля 1951 г предварительный проект был окончательно утвержден.

В ходе испытаний были выявлены недостатки и самолет отправлен на экспертизу. Они были предназначены для облегчения конструкции и обеспечения защиты от повреждений, вызванных ядерным взрывом.

Мар-16

Самолет поступил на вооружение Советской армии в 1953 году. Серийное производство Ту-16 началось в октябре 1953 года и велось с 1953 по 1963 год на трех авиационных заводах. Казанский ВВС выпустил 800 самолетов, Куйбышевский № 1 — 543, Воронежский — 166.

В процессе эксплуатации в самолет внедрялись новые системы оборудования и вооружения. Ту-16 был снят с вооружения России в начале 1990-х годов. Бомбардировщики китайской сборки (Xian H-6K) все еще находятся в эксплуатации.










Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии