Танк Т-50: лёгкий советский, тактико-технические характеристики (ТТХ), краткое описание, конструкция

История создания

В начале 30-х годов прошлого века на вооружение Красной Армии поступил легкий танк Т-26, который выпускался серийно в нескольких модификациях. Но уже в середине десятилетия технологический и технический прогресс в строительстве танков привел к постепенному устареванию машины, которое к 1940 году обещало стать катастрофическим. Первой попыткой создания преемника стал опытный танк Т-111 который был испытан весной 1938 г., но не получил дальнейшего развития.

Т-50

Война с Финляндией еще раз подчеркнула слабую броню Т-26, что привело к появлению предложений об увеличении толщины листов до 30-40 мм вместо 15 мм. В то же время завод нет. 174 поставлена ​​задача разработать принципиально новую машину с пушечной защитой и рядным дизельным двигателем на базе Фау-2. На этот момент появились разработки конструкторов завода им. 185, предлагавшего возможность модернизации Т-26 с заменой шасси.

После объединения конструкторских коллективов разработки получили обозначения 126-2 и 126-1 соответственно. Первой была версия 126-1, которая прошла испытания в 1940 году. Военные отказались от машины, которая базировалась на старом корпусе Т-26, что не позволяло установить мощный дизельный двигатель с большими габаритами. При этом заказчики отказались от проекта 126-2, так как хотели получить легкую машину, максимально унифицированную с перспективным тогдашним средним танком А-32 (впоследствии ставшим Т-34).

Новые разработки привели к созданию двух опытных образцов 126 (СП), которые отличались толщиной защиты и вооружения.

Но на тот момент руководству ГБТУ были доступны результаты испытаний немецких танков Pz.Kpfw.III, что привело к изменению концепции использования танковых частей. Теперь Красной Армии требовались скоростные машины, защищенные от огня 37-мм противотанковой артиллерии. Т-126 (СП) и Т-34, имевшие общий недостаток — дороговизну, стали наиболее подходящими под требования.

Доработанные опытные образцы легких танков предоставили конструкторские бюро завода и Кировское предприятие № 174. В начале 1941 года были проведены сравнительные испытания, на которых техника показала схожие результаты, но военные предпочли разработку завода №1. 174. Уже в феврале 1941 года, то есть до окончания испытаний, машина была принята на вооружение Красной Армии под обозначением Т-50.

Фото Т-50

Официальное утверждение серийного производства последовало 12 апреля того же года, и производство началось на заводе № 174 с использованием байпасных технологий. Запустить полноценную версию планировалось не ранее 4 квартала и выйти на ожидаемые объемы в следующем году. Но начавшаяся война помешала всем планам, завод уже в июле был частично разрушен немецкими авианалётами. Всего перед эвакуацией в Ленинграде было собрано 50 машин. После эвакуации в город Чкалов завод произвел еще 25 машин из запчастей, а также восстановил ряд танков, уничтоженных в боях.

На момент своего появления танк Т-50 был уникальной машиной, так как броня обеспечивала защиту от огня орудий калибром до 45 мм на дальностях более 600 м.

Никакие иностранные легкие танки такой защиты экипажу не обеспечивали. Но к концу 1941 года 37-мм броня перестала соответствовать требованиям. Специалисты Ленинградского завода № 174 предлагалось установить дополнительные экраны из листового металла толщиной 15 мм на передней части корпуса и по бортам башни.

Подобный обзор коснулся части построенных танков Т-50 и был обнаружен только на машинах Северо-Западного и Ленинградского фронтов. Для крепления использовались болты, конструкция крепления была идентична применяемой на станках Т-26 и КВ, модернизированных на заводе No. 174.

Комитет обороны СССР предпринял усилия по дальнейшему расширению производства танков Т-50 на производственных предприятиях за Уралом. Но проблемы с производством силовых агрегатов и растущий дефицит танков Т-34 привели летом 1942 года к временной приостановке работ по Т-50. К этому моменту была подготовлена ​​документация на упрощенный кузов, который предназначался для сварки на полуавтоматах.

Новая чугунная башня должна была иметь толщину 50 мм. Но в серию эти разработки не пошли, хотя во время войны были неудачные попытки возродить производство Т-50.

Производство танков

По производству Т-50 Ворошиловский машиностроительный завод им. 174 в Ленинграде, где ранее производился легкий танк Т-26. К декабрю 1940 года производство Т-26 было завершено. Всего к концу 1941 года по плану должно было быть произведено 550 танков Т-50. Однако освоить производство новой боевой машины в Ленинграде было сложно — постоянно срывались сроки. Например, вместо 70 танков в августе 1941 года было выпущено всего 20 единиц, позже предприятие было эвакуировано. Всего в Ленинграде было произведено 50 танков Т-50. Завод нет. 174 с большими трудностями и потерями был эвакуирован из Ленинграда в Чкалов (ныне Оренбург), где даже серийное производство Т-50 было невозможно. Всего в Чкалове было произведено 25 автомобилей. Правда, в самом начале Великой Отечественной войны была предпринята попытка наладить производство Т-50 на заводе No. 37 Москвы, где было сокращено производство плавающих танков Т-40, вооружение которых (12,7-мм и 7,62-мм пулеметы) было явно слабым, а потребность действующей армии в плавающих танках была близка к нулю. На освоение нового танка компании было дано всего три месяца. Но главного конструктора завода нет. 37, Николай Александрович Астров прекрасно понимал, что наладить производство Т-50 в военное время и в условиях эвакуации в короткие сроки просто невозможно. Поэтому по собственной инициативе за две недели он создал проект нового танка Т-60, вооруженного 20-мм автоматической пушкой и пулеметом, производство которого можно было бы в короткие сроки наладить на предприятии в г. Москва.

5.Т-50.jpg
Легкий танк Т-50. (topwar.ru)

Конструкция была принята, и позже Т-60 стал одним из самых популярных легких танков. Простой и дешевый, он представлял немалую опасность для пехоты и немецкой бронетехники, но в случае боя с танками противника был практически беззащитен. Таким образом, судьба Т-50 была решена. Производство этого мощного танка для своего класса оказалось трудоемким и трудным делом, а для реструктуризации отрасли не было времени и ресурсов. В условиях тотальной войны фронту требовалось много дешевой техники, простой в производстве и освоении. Да и Т-50 дешевым назвать сложно: стоимость изготовления танка оценивалась в 298 тысяч рублей. Для сравнения: производство среднего танка Т-34 в зависимости от предприятия обходится в пределах 270–320 тысяч рублей. К тому же танк уже требовал некоторых доработок, на которые в условиях войны не хватало ни ресурсов, ни времени. Всего завод № 174 в Ленинграде и Чкалове выпустил 75 линейных и два опытных танка Т-50. 6 января 1942 года Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны о прекращении производства танка Т-50. Позже судьба конструктора этого танка С.А. Гинзбурга оказалась трагичной. В 1943 году из-за низкого качества первых САУ СУ-76 был отправлен в действующую армию заместителем командира танковой бригады и 3 августа 1943 года погиб на Курской дуге во время налета немецкой авиации.

Описание конструкции

Танк Т-50 построен по классической схеме с размещением подруливающего устройства и трансмиссии в корме. Общая конструкция корпуса и башни повторяет профиль среднего танка Т-34, но шасси принципиально отличается по внешнему виду и конструкции. Экипаж состоит из 4 человек, находящихся в боевом отделении. Кормовая часть отделена от боевой переборки и разделена на 2 секции: моторную и трансмиссионную.

Использование наклонных броневых листов уменьшило внутренний объем танка и обеспечило лучшую защиту.

В подвеске машины используется торсионная подвеска; для ограничения хода балансиров используются специальные упоры, приваренные к корпусу. Кормовые ведущие колеса снабжены сменными зубчатыми венцами. Для растягивания мелкозернистой гусеницы шириной 360 мм используются передние ленивцы, закрепленные на кривошипе. Ходовая часть включает 6 нижних катков с внутренней амортизацией и 3 опорных катка.

Для конструкции корпуса с дифференцированной защитой использовались ламинированные листы толщиной 12… 37 мм, соединенные дуговой сваркой. Верхняя часть корпуса состоит из брони максимальной толщины, которая имеет углы наклона 40… 45 °. Исключение составляют передние скуловые платки, которые наклонены под углом 56 °. Вертикальные листы корпуса, расположенные за ходовой частью, имеют одинаковую толщину. Для защиты от атак сверху использовалась броня толщиной 15 мм.

Башня танка Т-50 собрана из листов профилированной брони одинаковой толщины 37 мм, соединенных сваркой. Для повышения безопасности используются наклонные бортовые и кормовые листы. Неоднородный тип арматурных плит с поверхностной фиксацией.

Смотровая вышка штампованного типа с толщиной стенок не менее 37 мм. Из-за трудностей освоения детали путем печати на прототипах преобразованная деталь использовалась на станке. Для обеспечения поворота башни используется шаровая планка, есть элементы безопасности, предотвращающие поломку башни при наклоне цистерны.

Рабочее место водителя расположено в передней части корпуса, сиденье смещено влево от центральной оси танка.

Аккумуляторы и приемники системы запуска двигателя расположены рядом с водителем. Перед механиком — панель с рядом устройств управления и лампами. Для доступа внутрь танка используется люк с дисплеем и броневой защитный кожух. Некоторые из машин имели скуловые приборы наблюдения. Для аварийного покидания танка экипаж использует люк в днище, расположенный за сиденьем механика.

Остальные 3 члена экипажа танка Т-50 находятся внутри башни, сиденье наводчика слева от орудия, а место для магазина — с другой стороны. Рабочие места устанавливаются на опорах, расположенных на поворотном полу боевого отделения. На трекинге башни установлено отдельное кресло командира; турель используется для кругового обзора местности.

Башня имеет специальный индикатор, позволяющий определять взаимное расположение корпуса и башни. На задней стенке находился эвакуационный люк, который также использовался для загрузки боеприпасов и удаления стреляных гильз из орудия.

Проект Т-50

Баки для моторного масла и дизельного топлива расположены в моторном отсеке. Также есть системы фильтрации жидкости, радиаторы для систем охлаждения двигателя и смазки. Осевой вентилятор, расположенный в задней части коленчатого вала дизельного двигателя, используется для втягивания воздуха через соты радиатора. В моторном отсеке установлен вентилятор системы нагнетания боевого отделения и генератор с приводом от коленчатого вала Т-50.

На танке Т-50 применялся атмосферный 6-цилиндровый рядный двигатель V-4 с 4-тактным газораспределительным механизмом. Впрыск топлива осуществлялся 6-ти секционным механическим насосом, подача топлива — насосом. Штатный запас топлива составлял 350 литров, этого хватало на 344 км (при движении по дорогам с твердым покрытием).

Трансмиссионный отсек предназначен для размещения коробки передач и бортовых передач, а также муфт и тормозов.

В корпусе коробки передач имеется площадка, на которой установлен электродвигатель для привода инерционного стартера. Особенностью конструкции было расположение каналов отвода охлаждающего воздуха над рельсами, за счет чего происходил интенсивный обдув и снижение температуры приводных агрегатов. Там же сняли выпускной коллектор двигателя.

Пластина, расположенная в верхней части моторного отсека, имеет дверцы доступа к двигателю или трансмиссии и крышки, под которыми расположены заливные отверстия и отверстия радиатора. Также есть воздухозаборники, оборудованные бронированными ставнями и защитными сетками.

Отдел управления Т-50

В главном сцеплении используются 2 рабочих диска, которые обеспечивают передачу крутящего момента за счет силы трения между стальными поверхностями и уплотнениями Ferodo. Есть гаситель колебаний, возникающих при вращении коленчатого вала. Коробка передач включает 4 передачи переднего хода и одну передачу заднего хода машины. Муфты по многодисковой схеме, фрикционные элементы стальные. Ленточные тормоза получили пломбы Ferodo. Бортовые передачи оснащены двухступенчатой ​​цилиндрической зубчатой ​​передачей.

Основным вооружением Т-50 была 45-мм пушка образца 1934 года, специально разработанная для установки на бронетехнику. Особенностью конструкции является вертикально перемещающийся затвор клиновидной формы, гарантирующий производство одного выстрела каждые 5 секунд (одна бронебойная пуля).

При использовании осколочной гранаты, имевшей меньшую скорость полета, уменьшался откат ствола и отключался полуавтомат пистолета. В этом случае гильза снималась вручную. Баллистика орудия обеспечивала дальность прямой стрельбы до 3600 м. Максимальный угол возвышения ствола составлял 25 °, что гарантировало дальность стрельбы до 4800 м.

Для наведения на цель использовались телескопические и перископические приборы (ТОС и ПТ-1 соответственно).

Изменение вертикального положения и поворот башни можно производить вручную. Боекомплект пушки составлял 150 снарядов, которые лежали в горизонтальной и вертикальной укладке, размещенной в корпусе. Для пушки имелись бронебойные и осколочные пули массой 1,42 и 2,15 кг соответственно.

Из-за большой разницы масс начальная скорость была другой, то есть 760 или 335 м / с. Невзрывоопасные подкалиберные пули использовались в ограниченном объеме. За счет снижения массы до 850 г начальная скорость полета достигла 985 м / с, а эффективная дальность стрельбы не превышала 500 м.

В одной маске с пистолетом находятся 2 пулемета ДТ калибра 7,62 мм с дисковым приводом. По стенкам боевого отделения расположены запасные магазины; всего 64 диска (63 хита на каждом). Для личной защиты экипажа предусмотрен пулемет ППД и 24 защитные гранаты Ф-1. Оружие закреплено внутри боевого отделения, также есть запас патронов для ППД (750 штук).

Вооружение Т-50

Все построенные Т-50 были оборудованы радиостанциями, имелась переговорная связь на 3 члена экипажа. Между механиком и командиром имелся канал световой сигнализации. На машинах была установлена ​​радиостанция с лампами КРСТБ, обеспечивающая дальность связи до 16 км (в телефонном режиме). При работе с телеграфом дальность действия увеличивается.

Применение в боях

В боевых действиях приняли участие все 75 серийных танков Т-50 и один из опытных образцов Кировского завода. Техника попала в 3 театра боевых действий, а директива наркомата обороны №63 прямо предусматривала наличие 20 машин Т-50 в штатном расписании обученных танковых бригад.

Для подготовки экипажей предназначался 38-й полк, который изначально располагался в Калуге, а затем передислоцировался в Вологодскую область.

Цистерны, выпускаемые заводом No. 174 в июле-августе 1941 г оказались на Ленинградском фронте. Первые 3 машины попали в сводный полк, составленный из курсантов и преподавателей Высших курсов подготовки командного состава бронетанковых войск (ЛБТКУС). Отряд участвовал в боях в районе Луги, которые начались после прорыва немецких войск 15 июля. С Т-50 повезло, они остались невредимыми. А во второй половине июля завод нет. 174 отправили еще 2 боевые машины.

По результатам эксплуатации этих танков были сделаны первые выводы о надежности и возможностях техники. Больше всего критиковали инерционный стартер, который часто выходит из строя. По этой причине двигатели пришлось оставить на холостом ходу, что сокращало срок службы оборудования.

Один из новопостроенных танков Т-50 попал во 2-й танковый полк, воевавший в районе Петрозаводска. 24 июля во время маневренного боя танк был брошен экипажем из-за поломки, затем был захвачен финскими частями. Этот автомобиль оказался долгожителем — периодически меняя бортовые номера, он находился в рядах Вооруженных сил Финляндии до 1954 года. Финские ремонтные бригады прикрыли машину, установив дополнительные пластины на передней части корпуса и на бортах башни.

Фото Т-50

К концу июля 1-я танковая дивизия получила поставку из 10 машин Т-50, собранных на заводе No. 174. А 8 августа сводный полк курсов ЛБТКУС потерял все свои Т-50 в районе поселка Пелеши, а затем 9 машин 1-й дивизии были потеряны в районе Кингисеппа. Часть техники на тот момент была эвакуирована в ремонт и на конец августа в дивизии было 4 машины, остальное было списано как не подлежащее восстановлению.

В начале сентября 2 танка Т-50 были безвозвратно потеряны в боях, а еще один был снят с поля боя в ремонт. К концу месяца прибыла поставка из 3 танков, а сама дивизия была преобразована в 123-ю бригаду. Одновременно происходило формирование танковых батальонов, закрепленных за созданным Ленинградским фронтом. В их числе 8 исправных машин Т-50.

Части действовали в зоне ответственности 55-й армии, и количество техники постоянно менялось в связи с ремонтом и передачей техники из одной части в другую. В конце осени на вооружение поступил второй опытный образец Т-50, экипаж которого состоял из специалистов завода.

В конце ноября в строю батальонов было три танка Т-50.

Дальнейшее течение боевых действий замедлило выход из строя материальной части, но износ техники дал о себе знать: весной 1942 года в списках батальона осталось 5 экземпляров Т-50. И одна из них была экспериментальной машиной.

Летом 1942 г на базе отдельных танковых батальонов No. 84 и 51 была создана 220-я бригада, в которую входили 4 танка Т-50. Материал оставался неизменным до начала 1943 года. В том же году был построен опытный ремонтный танк на базе корпуса и тележки Т-50, оснащенный стрелой грузоподъемностью 10 т. Испытания показали, что Машина была перегружена, и оборудование было установлено на шасси средней машины Т-34.

В середине августа 1941 г. 174 отправили партию из 9 танков Т-50 в бронетанковой центр, расположенный в Москве. В результате в центре осталась 1 машина, остальные были переданы 150-й бригаде, державшей оборону на Брянском фронте.

Боевое применение машин выявило те же жалобы, что и Ленинградский фронт: отказ сцепления, проблемы с коробкой передач и отказ инерционного стартера. Начавшееся в конце сентября наступление немцев привело к потере материальной части бригады: к концу октября танки Т-50 в штатном расписании не числились.

Оставшийся в столице танк использовался для поиска оптимальной маскировки для бронетехники. После начала немецкого наступления из Вязьмы все машины, участвовавшие в испытаниях, были отправлены на фронт в составе сформированной танковой роты под командованием Семёнова.

Ряд исследователей предполагают, что Т-50 поступил в действующую армию в трехцветном камуфляже.

В конце осени машину передали 22-й бригаде, действовавшей на Западном фронте. Затем танк получил повреждения и прошел ремонт на заводе No. 174 эвакуированы в Оренбург (на тот момент — Чкалов). Впоследствии техника была передана 488-му отдельному танковому батальону, действовавшему на Северном Кавказе.

Батальон был сформирован в конце мая 1942 года, в его состав входили 28 танков Т-50, собранных силами эвакуированного завода No. 174. Некоторые танки «Чкалов» некоторое время находились в ведении местного танкового училища. Осенью 1942 года часть была переброшена в Астраханскую область, но 1 машина осталась в Москве в распоряжении бронетанкового центра. Кроме того, батальон был передислоцирован в район Махачкалы, войдя в состав 44-й армии, действующей на Закавказском фронте.

Т-50 (поврежден, брошен)

В ходе наступательных боев на рубеже Алпатов-Наурская, которые проходили в первой половине октября, было уничтожено 7 машин, эвакуация которых не подлежала. Последующие бои также привели к человеческим жертвам, в результате к ноябрю 1942 года в строю полка осталось всего 19 машин Т-50. В течение следующего месяца практически все имеющиеся танки были безвозвратно утеряны или отправлены в ремонт.

В декабре полк действовал против частей 3-й танковой дивизии и коллаборационистских частей кавказских народов.

В новогоднюю ночь 1943 года в 488-м полку было всего 3 исправных танка Т-50, которые использовались в качестве стационарных огневых точек в районе совхоза Терек. Отряд воевал до середины января, затем был отведен в район Моздока. Туда был доставлен весь оставшийся материал, в том числе 3 танка Т-50. Техника отправлена ​​на капитальный ремонт, а батальон приведен в резерв для дальнейшей реорганизации.

Восстановленные танки продолжили свой боевой путь в составе различных частей Северо-Кавказского фронта. Осенью 1943 года в состав 5-й гвардейской бригады входила 1 машина Т-50, которая позже была отправлена ​​в тыл на ремонт. Других частей, вооруженных машиной Т-50, не было. В некоторых источниках упоминается участие легких танков Т-50 в штурме Новороссийска, но официальные документы не подтверждают эту информацию.

Т-50 заброшенный

На сегодняшний день в мире сохранилось два серийных Т-50 и одна опытная машина Т-126СП. Оборудование находится в Кубинке и Пароле (Финляндия). Финский танк является вышеупомянутой трофейной машиной, а российская машина принадлежит к танкам «Чкалов», которые воевали в 488-м дивизионе.

Сравнение характеристик

Ближайшими аналогами в армиях Германии и США были легкие танки, вооруженные 37-мм орудиями. Но при этом чешский пистолет «Прага» не уступал по бронебойным и баллистическим характеристикам. Обратной стороной танка 38 (t) были плохая защита, высокое давление на грунт и слабый карбюраторный двигатель.

Т-50Pz.Kpfw.38 (t) Ausf.GM3A1 Stewart

Страна СССР Германия Соединенные Штаты Америки
Длина, мм 5200 4560 4530
Ширина, мм 2470 2120 2240
Высота, мм 2165 2230 2390
Толщина брони, мм • лоб — до 37 мм;
• доска — 37 мм;
• башня — 37 мм;
• крыша — 15 мм.
• лоб — до 50 мм;
• доска — 30 мм;
• башня — до 50 мм;
• крыша — 8 мм.
• лоб — до 44 мм;
• доска — 25 мм;
• башня — 32-51 мм;
• крыша — 13 мм.
Вооружение 1 * 45-мм пушка и 2 * 7,62-мм пулемет 1 * 37-мм пушка и 2 * 7,92-мм пулемет 1 * 37-мм пушка и 3 * 7,62-мм пулемет
Боевая масса, кг 13800 10354 12910
Скорость передвижения, км / ч 60 42 58
Запас хода, км 344 250 217

Американская машина имела схожие габариты и массу, но уступала советской по безопасности и эффективности вооружения. Не в пользу «Стюарта» оказался заимствованный у авиации радиальный бензиновый двигатель, который не подходил для бронетранспортера.

Легкий танк Т-50

На момент своего появления Т-50 мог успешно бороться с немецкими танками средней категории Pz.Kpfw.III и IV, обладая при этом повышенной подвижностью и менее опасным для пожаров дизельным двигателем. Но к концу 1941 года возможности пистолета 45 мм были исчерпаны, и новых пистолетов большего калибра в серии не было. Свою отрицательную роль сыграли и проблемы с серийным производством рядного дизельного двигателя.

Эти обстоятельства в конечном итоге привели к увеличению производства более дорогих и крупных Т-34, которые имели эквивалентную защиту и мобильность. Машины Т-60 и Т-70 использовались в качестве легких танков в Красной Армии и только в 1943 году удалось разработать модель Т-80, максимально приближенную по характеристикам к Т-50. Но к тому времени потребность в легковых автомобилях уже снизилась, поэтому производство Т-80 быстро сократилось.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии