Танк Т-18 (МС-1): советский, легкий

История создания

В 1920 году началось создание первых несерийных советских танков «Рено-Русский» или «Танк М». Автомобиль был создан на базе трофейных Renault FT-17. Один из трофейных французских танков был доставлен на завод «Красное Сормово». На месте танк подвергся тщательному изучению: машину разобрали на шестерни, все обмеряли. Однако задача оказалась сложной, у рабочих и конструкторов не хватило опыта, и производство затянулось.

танк м-1

Поставленная задача по производству 15 танков была выполнена только к концу 1920 года. Полученные танки не принимали непосредственного участия в боях. Их уделом были парады, а затем помощь в сельском хозяйстве (например, тракторами).

У военной техники есть свойство: она устаревает.

Компания Renault-Russian не стала исключением из этого правила, и в 1924 году стало ясно, что нужна настоящая замена. Комиссия по танкостроению предложила ТТТ (тактические и технические требования) для новой и более современной машины. Документ готовился в течение года.

В задании представлены следующие требования и предпочтения:

  • Строительство легкого запасного танка массой не более 3 тонн;
  • Вооружение должно быть 37-мм пушкой или пулеметом винтовочного калибра;
  • Толщина бронекорпуса должна быть 16 мм;
  • Скорость передвижения — 16 км / ч.

Кроме того, ему посоветовали воспользоваться опытом зарубежных коллег. В частности, командование предложило перенять ряд конструктивных решений от итальянского танка Fiat 3000. Предлагаемый проект получил название Т-16.

историческая фотография танка т-18

Весной 1925 г был внесен ряд дополнений в проект Т-16, который был отправлен на экспертизу в штаб Красной Армии: допустимая масса танка была увеличена до 5 т. Это решение позволило установить более мощную силовую установку, а также усилить вооружение танка за счет одновременной установки в башне пушки и пулемета. Чтобы воплотить проект в жизнь, команда выбрала большевистский истеблишмент».

Несмотря на продолжающиеся исследования в области танкостроения, советское командование вернулось к вопросу о производстве серийного танка только в 1926 году. На этот раз была принята программа производства бронетехники на ближайшие три года.

Согласно ему, необходимо было создать серию воинских, учебных и боевых формирований, укомплектованных 112 танками и танкетками всех видов техники.

По этому поводу состоялась специальная встреча между командованием Красной Армии, руководством Арсенального треста и ГУВП. Совет решил вопрос, какой танк использовать. Выбор был невелик: устаревший Renault FT-17 или дорогой Tank M. Последний стоил 36 тысяч рублей и не укладывался в бюджет в 5 миллионов рублей.

Поэтому высшее руководство обратило внимание на новые машины, разработанные в конструкторском бюро. В частности, на Т-16.

танк мс-1 через траншею

В марте 1927 года состоялось строительство первого рабочего прототипа танка Т-16. Внешне автомобиль напоминал тот же Renault FT-17, но отличался внутренним расположением агрегатов. Конкретно двигатель ставился через кузов и не долго. Все это привело к уменьшению длины танка, что положительно сказалось на подвижности и массе Т-16.

Было еще одно неоспоримое преимущество — низкая стоимость по сравнению с Рено-Русский. Однако испытания выявили и недостатки: проблемы с силовой установкой и агрегатами ходовой части.

В мае того же года был построен второй прототип, в котором были учтены все проблемы предыдущей машины. Новый танк получил индекс — Т-18.

Впоследствии опытный образец отправили на госиспытания. Они проходили с 11 по 17 июня 1927 года. По результатам всех испытаний комиссия рекомендовала танк для принятия на вооружение Красной Армии. Произошло это еще 6 июля под обозначением «малый резервный танк образца 1927 года». (сокращенно МС-1 или Т-18).

С 1928 по 1931 год Т-18 активно производился. Всего было выпущено 959 автомобилей. Изначально производство велось на заводе «Большевик», но позже был подключен второй завод — Мотовилихилинский машиностроительный завод».

В последнем производство велось медленнее. Сказывается зависимость от основной фирмы в поставках комплектующих (двигатели, броня и т.д.).

Бронезащита корпуса и башни

Броневая защита корпуса и башни
Броневая защита легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) была разработана по противопульному принципу. Его присутствие должно было защитить экипаж танка от пуль среднего калибра и мелких осколков.
Бронекорпус легкого танка Т-18 (МС-1) имел ступенчатую форму без закруглений и собирался из стальных листов толщиной 16 мм путем их разрыва вместе с рамой. В кормовой части якоря крепились к раме болтами и при необходимости легко снимались. Крыша и днище корпуса состояли из бронированных стальных листов толщиной до 8 миллиметров.
Башня танка Т-18 (МС-1) имела форму почти правильного шестиугольника с незначительными углами наклона относительно нормальной вертикали. Начиная с 1930 года башни начали строить с небольшой кормовой нишей, изначально предназначавшейся для радиостанции. Толщина брони, образующей башню, составляла 16 миллиметров, за исключением крыши, у которой толщина не превышала 4 миллиметра. В лобовой части башни в двух стыковочных гранях делались щелевые отверстия для установки вооружения танка. Башня была установлена ​​на пластине башни на шарикоподшипнике и вручную вращалась вокруг своей вертикальной оси за счет физической силы командира танка и спинки.

Попытки улучшения танка

Несмотря на приемлемые ходовые качества, Т-18 с момента его серийного производства начал подвергаться доработкам. Целью работ было повышение способности танка преодолевать рвы и окопы. В качестве экспериментального варианта в носовой части был установлен второй «хвост» (элемент, позволяющий лучше преодолевать траншеи и так далее).

Полученный дизайн действительно привел к увеличению проходимости автомобиля. Однако недостатком этого решения оказалось снижение видимости водителя и в серию эту опцию не вошли.

Был еще один вариант МС-1 с большей проходимостью. На нем устанавливалась поворотная стрела с колесами. Их планировалось уложить в траншею, после чего танк преодолеет препятствие вдоль них. Данная модификация в производство не пошла.

В 1933 году на заводе «Большевик» предложили модернизированный вариант Т-18 (доработанная машина получила название МС-1а). Для этих целей на него пришлось бы установить часть рамы от танка Т-26 и увеличить ведущее колесо до 660 мм.

Доработанная подвеска должна была положительно сказаться на проходимости машины, но результат оказался отрицательным.

В 1938 году была предпринята попытка обновить Т-18. Модификация получила название МС-1м и была разработана в конструкторском бюро завода № 37 под руководством Н. Астрова. Старые отработавшие двигатели планировалось заменить на более новые и мощные. Силовая установка Газ-М1, четырехступенчатая коробка передач и часть подвески были взяты от Т-38.

Для установки новых элементов необходимо было изменить форму корпуса. Также была доработана башня (изменен командирский купол, удалена кормовая ниша) и установлена ​​новая пушка (37 мм Б-3 или 45 мм 20-К).

модель танка мс-1

Был построен единственный прототип МС-1м, но массовая модернизация устаревшего танка оказалась затратной, и проект был заброшен.

Тактико-технические характеристики

Параметры танка МС-1 (для наглядности приведены параметры ФТ-17, такие как машина, на базе которой был создан Т-18):

Из таблицы видно, что МС-1 не имеет преимущества в бронировании и даже меньше по количеству переносимых пуль.

Однако следует учитывать, что Т-18 намного быстрее, имеет меньший вес и больший запас хода.

Кроме того, Renault оснащался пулеметом или пушкой. В то время как МС-1 оснащался обоими.

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия

Шасси, двигатель и трансмиссия
Силовой установкой советского легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) служил четырехтактный рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением конструкции А. Микулина. Мощность двигателя на танках первых периодов выпуска составляла около 35 лошадиных сил, на танках после 1930 года, когда при принудительном выводе двигателя на выход можно было достичь 40 лошадиных сил, что позволяло танку двигаться по трасса с максимальной скоростью до 22 километров в час. Двигатель разместили поперечно в моторно-трансмиссионном отделении танка, что позволило немного уменьшить длину корпуса. В подкрылках установили два топливных бака общим объемом 110 литров.
Легкий танк Т-18 (МС-1) имел механическую трансмиссию, которая состояла из следующих основных узлов и механизмов:
основная (основная) однодисковая муфта, работающая по принципу сухого трения;
трехступенчатая механическая коробка передач;
колебательный механизм, такой как конический дифференциал;
два ленточных тормоза, служившие как для поворота, так и для торможения танка;
две однорядные бортовые передачи, встроенные в ступицы ведущих колес.
Ходовая часть легкого пехотного танка Т-18 (МС-1) с каждого борта включала ленивец, ведущее колесо, семь резиновых двойных опорных катков малого диаметра и три двойных прорезиненных опорных катка. На танках образца 1930 г в конструкцию был включен четвертый опорный каток. Шесть задних опорных катков блокировались двумя на коромыслах, которые подвешивались на вертикальных цилиндрических рессорах, закрытых защитными кожухами. Передний каток закреплялся на отдельном рычаге, соединенном с кареткой передней подвески и демпфировался отдельно взятой наклонной пружиной. Также в передней части имелось два или три (в зависимости от периода производства) опорных катка с амортизацией в виде стальных арбалетов.
Гусеницы легкого танка Т-18 (МС-1) были выполнены из литой стали. По типу это были грубые цепи с гребневым зацеплением. Каждая гусеница состояла из 51 гусеницы шириной 300 миллиметров.

Описание конструкции

МС-1 (Т-18) имеет классическую схему с моторным отсеком, расположенным в кормовой части и совмещенным с боевым отделением, отделением управления. Пушка располагалась в круглой башне. Танк собирался из броневых листов, закрепленных заклепками к основанию рамы.

В кормовой части имелся люк для доступа техников к силовой установке и приводным агрегатам.

Толщина всех вертикальных плоскостей корпуса танка составляла 16 мм. Горизонтальные плоскости состояли из стальных пластин толщиной 8 мм. Броня Т-18 была пуленепробиваемой и мало щадила от пушечных снарядов.

Носовая часть танка имела ступенчатую форму. В нем предусматривался люк для посадки и высадки водителя.

Второй и последний член экипажа размещался в боевом отделении. Он служил командиром и наводчиком. Для посадки в БО имелся люк на крыше башни и одновременно служил командирским куполом.

Он был прикрыт крышкой, напоминавшей шляпку гриба.

Башня МС-1 имела форму шестиугольника. Вооружение машины устанавливалось в двух лобовых гранях. Слева сзади была щель. Туда можно было перебросить обычный пулемет. В башне обр. В 1930 году этот элемент башни был удален для упрощения проекта.

Компоновка

Договоренность
Советский легкий пехотный танк Т-18 (МС-1) собирали по классической для того времени схеме. Моторный отсек располагался в кормовой части корпуса, а отделение управления и боевое отделение были соединены вместе и продолжались до передней и средней частей корпуса и башни.
Экипаж танка Т-18 (МС-1) состоял из двух человек: командира танка, который выполнял функции наводчика башни, и механика-водителя. Место водителя находилось в центральной части корпуса, а командир находился за механиком-водителем в корпусе и башне.
Для посадки и высадки командир использовал люк в форме гриба над командирским куполом, а водитель — двухстворчатый люк в передней части корпуса. ×

Вооружение

Т-18 был оснащен пушкой Гочкиса и пулеметом Федорова. Вооружение размещалось в башне. Главным аргументом на поле боя считалась 37-мм пушка 20 калибра (740 мм).

Это оружие устанавливали на далекого предка МС-1 — Renault. Поэтому в дальнейшем планировалось заменить пистолет на современный ПС-1, имевший более мощный выстрел, увеличенную длину ствола и дульный тормоз.

Однако на МС-1 ПС-1 не устанавливался. Причина оказалась просто в более мощном выстреле — производить новый тип боеприпасов было слишком дорого. Проект установки ПС-1 был сокращен и на танки была установлена ​​гибридная версия Hotchkiss-PS. Пушка размещалась на горизонтальных шкворнях.

Для наведения орудия в вертикальной плоскости наводчик использовал спину. На горизонте прицел производился поворотом башни. К тому же механизм его поворота предельно прост: наводчик сам поворачивал башню, за счет своей мускульной силы.

историческая фотография

Для прицеливания использовался диоптрийный прицел. Но телескопические прицельные приспособления были установлены на ряде машин, выпущенных в последние годы производства. Кратность последнего достигла х2,45.

Оба орудия, установленные на МС-1 (Hotchkiss и Hotchkiss-PS), использовали одинаковые патроны. Всего было три варианта пуль: осколочно-фугасная, бронебойная и осколочная.

В результате конфликта на Китайско-Восточной железной дороге руководство Красной армии пришло к выводу, что мощности 37-мм SFO недостаточно для реалий поля боя.

Боекомплект танка составлял до 104 единиц заряжаемых снарядов, хранящихся в брезентовых мешках внутри боевого отделения. Кстати, место командира представляло собой подвесную люльку, прикрепленную к башне.

Помимо пушки на МС-1 было установлено вооружение из пулеметов. На правой передней грани для этого имелся шарнирный держатель. На машинах первой серии устанавливались два пулемета Федорова, калибром 6,5 мм.

Боеприпасы поставлялись коробчатыми магазинами (по 25 патронов в каждом). Полный боекомплект составлял 1800 патронов. На Т-18 обр. 1929 г началась установка 7,62-мм ДТ-29, имеющего дисковый боекомплект (63 выстрела). Несмотря на увеличение используемого калибра, общий запас патронов увеличился до 2016 штук.

Приборы наблюдения и связи

В тихой обстановке механик-водитель через открытый люк для посадки-высадки до верха контролировал прилегающую территорию. В начале боевых действий люк был закрыт, водитель стал использовать перископический прибор обнаружения, установленный с правой стороны крышки люка, для наблюдения за обстановкой.

Кроме того, имелись смотровые щели: с левой стороны крышки люка и на боковых скулах. Прорези не имели пуленепробиваемых стекол, но могли закрываться изнутри заслонками.

Командир следил за местностью через смотровые щели в командирском куполе. Эти устройства были аналогичны по конструкции механической трансмиссии. Также прицел можно было использовать для капитального ремонта. Командир также отвечал за связь с другими машинами.

Для этих целей использовалась система флагов, установленная на части МС-1 (в основном на командирских машинах). Изначально планировалось установить полноценную радиостанцию. Для этого в корме башни была предусмотрена ниша. Однако этим планам не суждено было сбыться.

Двигатель, трансмиссия и ходовая

На МС-1 устанавливался 4-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Силовой агрегат был карбюраторный, четырехтактный. Его мощность достигала 35 л.с при 1800 об / мин. Впоследствии двигатель был разогнан до 40 л.с. Важным дизайнерским решением было расположение двигателя.

он размещался в МТО перпендикулярно движению танка, что позволяло сократить длину машины. Топливные баки разместили в нишах подкрылков. Общий объем емкостей — 110 литров.

Трансмиссия была единым целым с двигателем, за исключением боковых сцеплений. Изначально у него было три ступени и однодисковое сцепление.

Впоследствии в модели 1930 года проводились работы по модернизации трансмиссии. Количество передач увеличивается до 4, а главное сцепление становится многодисковым и работает по системе «сталь по стали».

Ходовая часть, относящаяся к одной стороне, состояла из:

  • лень;
  • семь опорных катков малого диаметра;
  • четыре опорных ролика с резиновым покрытием;
  • руль.

Опорные катки сгруппированы попарно, кроме первого (он был прикреплен к базе переднего шасси, но был изготовлен). Подвеска была независимой, с вертикальным расположением рессор. Пружина прикрывалась металлическим кожухом (для защиты от повреждений).

Гусеницы для МС-1 были стальными. У них был единый гребень взаимодействия и большие ссылки. Как правило, на каждый трек приходилось 51 звено. Но на практике количество постоянно менялось от 49 до 53. Ширина гусениц составляла 30 см. В 1930 году стали применяться цельные гусеницы, что положительно сказалось на технологичности машины.

Боевое применение

Поначалу танк Т-18 поступал не только в части линейной армии, но и в различные учебные организации. Причем машины использовались не только для обучения танкистов, но и для обработки взаимодействия бронетехники и пехоты.

На МС-1 велась тренировка частей, подготовленных к борьбе с бронетехникой противника.

МС-1 принял боевое крещение во время конфликта на Восточно-Китайской железной дороге (ВЖД). Танковая рота в составе десяти Т-18 была направлена ​​на усиление Дальневосточной особой армии.

Первые небоевые потери компания понесла при транспортировке техники. Один из танков был поврежден. Автомобиль не подлежал ремонту и его пришлось разбирать на запчасти.

размер бака

Не вдаваясь в подробности, Т-18 хорошо проявили себя на поле боя. За все время боев боевых потерь не зафиксировано. Гранатами было повреждено всего три машины.

Некоторые танки вышли из строя по техническим причинам. Именно во время конфликта на Китайской Восточной железной дороге выявились некоторые недостатки танка: низкая маневренность, слабый взрывной эффект 37-мм SFO, малая скорость. Кроме того, красноармейцы выразили желание усилить броню танка.

К 1938 году большая часть МС-1 находилась в плачевном состоянии. Ресурс двигателя и трансмиссии был окончательно исчерпан, у ряда машин не было вооружения (на Т-26 реорганизовали орудия). Даже броня «Малого эскорта — 1» не соответствовала действительности».

Поэтому советское командование решило использовать Т-18 как BOT (бронированные огневые точки). С машины сняли все внутренние узлы, а пустой корпус зарыли в землю вдоль башни.

В основном такие точки располагались на западных границах Советского Союза. На Дальнем Востоке обнаружено небольшое количество. Подавляющая масса БОТов была потеряна в первые недели Великой Отечественной войны.

Что касается останков Т-18, которые не попали в БОТС, то большая их часть также была потеряна в первые недели войны.

Однако есть достоверные свидетельства того, что МС-1 применялся при обороне Москвы. Причем новейшие машины, согласно документации, были использованы в феврале 1942 года.

Интересные факты

Хотя история Т-18 не наполнена боевыми сражениями, машина остается важной вехой в строительстве российских танков. Именно на нем были опробованы многие инновационные технологии и конструкторские решения, которые впоследствии были применены на более совершенных моделях бронетехники.

  1. Количество построенных автомобилей достигло 1000 единиц, что на тот момент (1928 — 1931 гг.) Было одним из самых высоких показателей в мире;
  2. На танк Т-18 установили двуствольный пулемет. Фактически это была искра двух пулеметов Федорова. У каждого был свой запас боеприпасов. Впоследствии от этого варианта отказались в пользу ДТ-29;
  3. ТТ-18. Мало кто знает, но в Советском Союзе в начале 1930-х годов была программа по созданию радиоуправляемых танков.

Проект назывался Телетанк. В ходе обследования на Т-18 была установлена ​​сложная система радиомодуля и механизмов, связанных с органами управления машиной.

К сожалению, программа была сокращена по техническим причинам: дальность управления не превышала 1 км в ясную погоду, нужно было держать машину в поле зрения, а цена была немалой. Однако во время Второй мировой войны подобные машины использовались для разминирования.

танковый ремонт

Интересным фактом является наличие танка МС-1 (Т-18) в компьютерной игре WorldofTanks от белорусской компании Wargaming. Машина находится на первом уровне технологического дерева Советского Союза.

Итог

Танк Т-18 появился не в самые легкие для Советского Союза времена. В последнее время утихла гражданская война, и индустриализация страны только началась.

Постоянно не хватало производственных мощностей. Однако конструкторам удалось развить идеи французского ФТ-17 и создать на его базе первый советский танк.

И хотя большая часть МС-1 прекратила свое существование в виде бронированных огневых точек, эта машина заслужила свое место в истории.

Сейчас Т-18 можно найти в различных музеях страны, однако большинство танков имеют неоригинальные детали. Пару лет назад МС-1 проходил во время парада Победы.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии