- История создания танка
- «Броня «Тигра» прошибалась насквозь»
- Описание конструкции
- Компоновка
- Броневой корпус и башни
- Вооружение
- Защищенность
- Двигатель
- Трансмиссия
- Ходовая часть
- Электрооборудование
- Средства наблюдения и прицелы
- Средства связи
- Маневренность
- Конструкция
- Вооружение
- Производство ИС-2: проблемы и решения
- Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»
- Применение в бою
- Модификации
- ТТХ в сравнении с аналогами противника
История создания танка
В начале 1942 года конструкторы Челябинского завода попытались реализовать идею танка, соответствующего тяжелой огневой мощи и броневой защиты, среднего размера и подвижности. Этого пытались добиться за счет уменьшения ненужных внутренних объемов и уплотнения планировки. Опытный КВ-13 был вооружен 76-мм пушкой. Также был изготовлен образец с 122-мм гаубицей.
После появления на поле боя немецких танков «Тигр» темпы разработки ускорились, и зимой 1943 года оба варианта КВ-13, переименованные в ИС (Иосиф Сталин), потребовались на госиспытания. ИС был признан перспективным, но стать первым основным боевым танком ему не суждено было. Испытания трофейных «Тигров» показали, что 85-мм пушка может бороться с ним более эффективно.
Чтобы такое орудие можно было разместить в танке без ухудшения условий работы экипажа, потребовалось увеличить длину корпуса и погон башни. Микросхема становилась больше, тяжелее и медленнее. Осенью 1943 года машину было решено принять на вооружение, но еще раньше директор завода Иосиф Котин выдвинул идею установки на ИС 122-мм пушки А-19, подчеркнув эффективность ее применения против тигров».
Танк с усиленным вооружением, получивший название ИС-2, выпускался два месяца параллельно с ИС-1 (с пушкой 85 мм).
В феврале 1944 года сборка оригинального варианта была прекращена, и на конвейере остался только ИС-2.
«Броня «Тигра» прошибалась насквозь»
Одной из особенностей кампаний зимы 1943 и весны 1944 годов было то, что Красная Армия наступала в условиях технического превосходства противника. Немецкие «Тигры» и «Пантеры» превосходили по защите и вооружению танки Т-34-76, «рабочую лошадку» бронетанковых войск того периода.
С появлением ИС-2 Красная Армия получила эффективное средство борьбы с немецкими «тяжеловесами», в том числе перспективными. В ИС-2 устранен главный недостаток танков КВ — ненадежная трансмиссия устаревшей модели. Также они получили планетарные передачи и изношенную коробку передач. ИС-2 мог обогнать более легкий Т-34 на девственной местности.
ИС-2 — «революционный танк.
Боевой танк ИС-2 Герой Советского Союза Павел Рак в Борисове, 1985 г. © Владимир Шуба / ТАСС Гитлер отдал приказ: не вступать в прямой бой с ИС-2. Потому что он не оставлял шансов на выживание: это была очень удачная машина. Был недостаток, но потом его исправила ИС-3 Надежда Дидиди, директор музея ЧТЗ
«Сталинский мол», «Тигр» и «Ванька-встанки»: какие тайны хранит Московский областной музей
Об уникальности этой машины в интервью ТАСС рассказала также директор Ленинско-Снегиревского военно-исторического музея в Подмосковье Марина Горбунова, где выставлен ИС-2: «Тигр» даже в бой не входил. Несмотря на 150-миллиметровую лобовую броню и 100-миллиметровую боковую броню, он пробивался с 1 км».
«ИС-2 был ответом немецким тиграм. Однако первой против них была самоходка, сыгравшая роль на Курской дуге. Почему Гитлер был так уверен в победе? Он видел наши колесницы. Вооружиться не мог справились с «Тиграми» и «Пантерами», а самоходка превратилась в истребитель танков. У нее отняли удивительную мощь ИС-2″.
Если наши танки (Т-34, «КВ») раньше не справлялись с «Тиграми» и «Пантерами», то есть приходилось подходить на опасное расстояние, то самоходка, которую конструкторы собрали в 25 суток он пробивал броню немецких танков на дистанциях 1,5-2 км. И ИС-2 уже взял лучшее. У него был выстрел как из самоходки («Зверобой») Надежда Дидидиректор музея ЧТЗ
Немецкие солдаты осматривают самоходный пистолет СУ-152, август 1943 года | © Bundesarchiv, Bild via Wikimedia Commons
Первой операцией, в которой принял участие ИС-2, была операция «Проскуров-Черновцы» в марте-апреле 1944 года. Уже тогда дуэли с немецкими танками велись на дальних дистанциях. Танкисты жаловались, что прицел закрывает вражеский танк. Новые площади устранили этот недостаток.
С точки зрения своего места в организационной структуре бронетанковых войск ИГ были средством качественного усиления. Они использовались для вооружения тяжелых танковых полков отдельной гвардии, которые по штату были оснащены 21 машиной. В 1945 году появились тяжелые танковые бригады численностью 65 машин. Однако мобильные соединения Красной Армии — танковые корпуса — часто получали в качестве подкрепления полк ИГ.
Эти тяжелые танки были поставлены в нужные места командующим фронтом, потому что перед ними стояла особая задача: прорыв и оборона Надежда Дидидидиректор музея ЧТЗ
Описание конструкции
Тяжелая модификация советского танка ИС-2 была рассчитана на 4 члена экипажа. Водитель находился в носовой части, между топливными баками, он отвечал за заглушку смотрового люка и призматические перископы башни.
В башне сидели наводчик, командир по левому борту и заряжающий по правому борту. Командир вел наблюдение из 6 смотровых отверстий, магазин — из перископа. Эвакуационный отсек находился в нижней части корпуса, за механической трансмиссией.
Компоновка
Как и большинство других советских тяжелых машин, ИС выпускался в классической компоновке. Бронекорпус от носа до кормы был разделен на сектор управления, боевой и моторный привод. Пушки, боеприпасы и часть топливных баков располагались на пересечении корпуса и башни. Мощность была направлена на трансмиссию и двигатель.
По сравнению с «Тигром» компоновка была более плотной, поэтому некоторые топливные баки находились в боевом отделении. В этом случае существовала опасность возникновения пожара, при котором пострадавший танкист не мог оставить горящую машину. Башня в носовой части корпуса в сочетании с длинной пушкой препятствовала переходу рвов и откосам. Движение произошло при повороте пушки назад, что привело к потере огневой мощи. У немецких моделей башню перенесли в центр бронекорпуса.
Советский тяжелый танк ИС-2
Броневой корпус и башни
Создателем тяжелого танка модификации ИС-2 была разработана дифференцированная защита противотанковой брони. Для сварки всех деталей, кроме лицевой, использовалась ламинатная арматура толщиной 20, 30, 90 и 60 мм. Верхний передок отличался в зависимости от года выпуска:
- машины 1943 года отличались литой ступенчатой частью толщиной 60-120 мм в различных сечениях;
- вооружение 1944 г имело лобовую броню, устойчивую к пулям выпрямленного типа. Для нее использовались бронеплиты (верхняя сужалась в форме трапеции). Толщина брони — 120 мм;
- образцы второй половины 1944 г сохранили выпрямленную броню, но ее толщина уже составляла 90 мм.
Для соединения передней части с остальной использовалась сварочная технология.
Башня была упрощена и отличалась:
- сложность формы отливки;
- расположение бортов толщиной 90 мм по вертикали и под углом (повышенная пулестойкость);
- раздельное литье детали для инструмента и дальнейшая сварка с другими узлами;
- цилиндрическая маска из катаной брони с отверстиями для пушки, прицела, спаренного пулемета;
- установлен на погоне диаметром 1800 мм — в бронированной крыше;
- фиксация зажимом, чтобы избежать остановки при перекатывании или переворачивании машины;
- утопленная поверхность контакта нижнего погона с верхней погон бронекорпуса.
При ремонте и обслуживании машины верхняя кормовая броня складывалась с помощью петель. К бронекорпусу приваривались упоры уравновешивающего хода, подвески, тяги роликовых опор, упор крепления гусеничного механизма.
Вооружение
Основное вооружение танка — пушка ДТ-5 калибра 122 мм, установленная на цапфах башни. Углы прицеливания — вертикальные, от -3 до +20 градусов, выстрелы производились с помощью механического или электрического спускового крючка. Боекомплект пистолета рассчитан на 28 патронов раздельного заряжания, состоящих из:
- пуля БР-471 — остроголовая, пробивающая, трассирующая, в составе — 156 г в тротиловом эквиваленте;
- пуля БР-471Б — остроконечная (баллистический наконечник), бронебойная;
- ОФД-471 — осколочно-фугасная пушечная граната, ВВ — тротил или аммотол массой 3 кг.
В состав вспомогательного вооружения машины входили:
- 3 пулемета ДТ калибром 7,62 мм — спаренные с основным орудием в шаровой установке, прилив кормовой части башни и фиксированный курс;
- боеприпасы к огнестрельному оружию — 2520 патронов в дисковых магазинах;
- зенитный пулемет ДШК калибра 12,7 мм — установлен зимой 1945 года;
- боеприпасы для ДШК — 250 патронов в лентах.
Самооборона экипажа обеспечивалась ручными гранатами Ф-1. Иногда танкисты получали пушки со световыми сигналами.
ИС-2 1944 года на улицах освобожденного города
Защищенность
53% общей брони танка занимала защита башни и корпуса. Для немецких танков «Пантера» и «Тигр» первой модификации этот показатель составил 46,3 и 38,5%. Лучше ИС-2 по защите оказался только Тигр-2 — 54,7%.
В передних частях автомобиля могут быть проколы:
- верхняя часть носовой части со ступенями — бронебойные снаряды калибра 88 мм с дистанции от 1000 до 1200 м; 75 мм — с 800-900 м и пушка Pak 40 (75 мм) с 400 м;
- выпрямленная часть — пуля калибра 75 мм на близком расстоянии;
- литая носовая часть толщиной 120 мм — орудие калибра 88 мм не пробивало даже с близкого расстояния;
- катаная носовая часть толщиной 90 мм — орудия 88 мм с высоты 450 м;
- нижняя лобовая часть — пуля 785 м 75 мм;
- маска орудия толщиной 100мм — орудия 1000м калибра 75мм.
Интересно! Модификации 1945 года не пробивали даже 88-мм снаряды.
Двигатель
Тяжелый танк имел V-образный четырехтактный двигатель с 12 цилиндрами мощностью 520 лошадиных сил. Он работал на дизеле и запускался с ручным, электрическим и пневматическим инерционным пуском. В качестве электропривода использовался дополнительный двигатель мощностью 0,88 кВт. Системы подогрева обеспечивали пусковую частоту двигателя в холодное время года и обогрев боевого отделения. Топливных баков было 3. Два в боевом отсеке, один в моторно-трансмиссионном отделении.
Трансмиссия
Трансмиссия, как и приводы управления, механическая. В группу трансмиссии входили:
- главное сцепление — многодисковое сцепление, работающее по принципу сухого трения («феродосталь»);
- Коробка передач — четырехступенчатая с понижающей передачей, позволяющая делать 8 передач вперед и 2 — назад;
- бортовые планетарные редукторы вращения — два агрегата были оснащены многодисковой муфтой блокировки (трение сталь-сталь) и ленточным тормозом;
- двухрядные комбинированные коробки передач — 2 боковые части.
Интересно! Механизмы планетарного вращения в танкостроении до этой модификации не использовались.
Ходовая часть
Для каждого фронтального колеса использовалась одинарная торсионная подвеска (всего 6 штук, расположенных с каждой стороны). Перед ними к бронированному корпусу приваривались ограничители баланса.
Вершины шестерен на ведущих колесах съемные и располагаются сзади. Ленивцы сконструированы по аналогии с опорными роликами. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали 3 небольших сплошных катка. Гусеница с винтовым натяжным механизмом состояла из 86 гусениц шириной 6,5 см с гребнем.
Электрооборудование
Электропроводка однопроволочная, в качестве второго — бронекорпус. Источники энергии — генератор, реле-регулятор, 2 батареи с последовательным подключением. Потребителями энергии были:
- электродвигатель, поворачивающий вышку;
- освещение — внутреннее, внешнее, указательное, измерительные приборы;
- сигнализация — снаружи, по цепочке от экипажа до приземления;
- Контрольно-измерительные приборы — вольтметр и амперметр;
- электрический спуск пулеметов и пушек;
- связь — внутренняя громкая связь и радиостанция;
- мотор электрик.
Мощность установки составляла 12 и 24 В, емкость аккумулятора — 128 А / ч.
Средства наблюдения и прицелы
Вид из командирского люка и из прицела магазина производился из перископа Mk IV. Наблюдение за летчиком-механиком моделей 1943 года выпуска осуществлялось через триплексный наблюдательный прибор с бронеплитой. Он спрятался в пробковом люке или шагнул вперед. В более поздних версиях устройство убрали, заменив его дисплеем со стеклянным блоком в пазах лицевой панели.
Направление огня контролировалось оптическим прицелом ТШ-17 и перископом Mk IV. Снайперский прицел с 3-кратным увеличением устанавливался на кормовой прицел ДТ и зенитную коллиматорную оптику ДШК.
Средства связи
В оснащение станка входили:
- радиостанция 10П — работала на частоте 3,75-6 МГц, на стоянке сигнал передавался на 20-25 км. Дальность связи достигалась телеграфом с системой кодирования. Разговор велся на двух фиксированных частотах%
- радиостанция 10РК — последняя версия со штатным выбором частот, 16 кварцевыми резонаторами. Дальность передачи сигнала — от 20 до 25 км;
- домашний домофон 4-Бис ТПУ на 4 абонента — экипаж мог разговаривать в шумной обстановке, для связи через радиостанцию были подключены наушники.
Для питания устройств связи использовалась электрическая сеть 24 В.
Маневренность
Дизель мощностью 520 л.с и массой 46 тонн позволял развивать максимальную скорость 35 км / ч. В отличие от немецких танков модель лучше приспособилась к условиям бездорожья.
Конструкция
Экипаж танка ИС-2 располагался следующим образом: водитель сидел в носовой части, между двумя топливными баками. В его распоряжении были смотровая крышка и два призматических перископа в крыше. Впоследствии люк заменили стеклоблоком триплекс».
В нижней части корпуса, за сиденьем водителя, имелся эвакуационный люк. В башне размещались наводчик и командир (слева) и магазин (справа). Командир следил за обстановкой с помощью шести смотровых щелей в командирском куполе, а журнал использовал для наблюдения перископ MK-IV.
Бронекорпус ИС-2 был сварен из литой и многослойной брони. На ранних машинах верхняя передняя часть была «сломана»: нижняя часть имела толщину 60 мм с углом наклона 72 °, а верхняя поверхность с углом наклона 30 ° имела толщину 120 мм. Уже первые бои в начале 1944 года доказали уязвимость такой детали, и весной того же года передняя часть была заменена на выпрямленную толщиной 120 мм с углом наклона 60⁰.
Толщина бортовой брони составляла 90 мм, кормовые листы — 60 мм.
Литая броня башни имела толщину 100 мм «по кругу». Башня ИС-2 имела электроповоротный блок, радиостанцию 10П и переговорное устройство для членов экипажа. Образовавшиеся после выстрела пороховые газы засасывались вентилятором, установленным в крыше башни.
Танк оснащался 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2, в этой версии он получил индекс В-2ИС. Двигатель был атмосферный, мощностью 520 л.с. Топливо поступало из баков в боевом отделении, дополнительные баки, которые подвешивались на корпусе ИС-2, не были подключены к топливной системе (то есть дизельное топливо из них приходилось заливать в основной сами по себе).
Механическая трансмиссия имела восемь скоростей (благодаря коробке передач), финальные двухступенчатые трансмиссии были связаны с планетарным колебательным механизмом. Подвеска танка торсионная.
Вооружение
Основное вооружение ИС-2 — 122-мм пушка Д-25Т. Прототипом была буксируемая пушка А-19: у ранних танковых пушек был даже такой же поршневой затвор; позже для увеличения скорострельности его заменили полуавтоматическим клиновидным агрегатом. Пушка опытного образца имела дульный тормоз Т-образной формы; В серию пошли машины с дульным тормозом, скопированным с немецкой модели. Позже его также заменили на более производительный двухкамерный тормоз.
Боекомплект уменьшен — всего 28 отдельных патронов.
Во время войны использовалось всего два типа боеприпасов: бронебойная камера БР-471 и высокомощный НЕ-471. Оба имели массу 25 кг и начальную скорость 800 м / с, заряд взрывчатого вещества бронебойного снаряда содержал 125 г шестиугольника, а осколочный снаряд — 3,6 кг в тротиловом эквиваленте.
Несмотря на отсутствие в составе экипажа радиста, в правой «скуле» корпуса прочно был установлен пулемет ДТ. Водитель выстрелил из электрического курка. Второй дизель был спарен с пушкой, а третий устанавливался в корме башни. Верх башни, а точнее командирский купол, имел башню с пулеметом ДШК — один из первых случаев установки штатного зенитного пулемета на советскую бронетехнику.
Кроме того, у первых чемпионов по бокам башни были прорези для стрельбы из личного оружия.
Производство ИС-2: проблемы и решения
Основным предприятием, на котором планировалось развернуть производство ИС-2, был Кировский завод, эвакуированный на Урал в начале войны. Была очень сложная работа по подготовке завода к разработке новой боевой машины, переоснащению старых цехов и даже строительству новых. Предполагалось, что с декабря 1943 г по апрель 1944 г можно будет достичь уровня производства 300 единиц в месяц. Но уже в марте 1944 года план был увеличен до 500 тяжелых танков в месяц.
ИС-2 в Праге, май 1945 г. (war-book.ru)
В обоих случаях Кировский завод справился с поставленными задачами, но качество первого ИС-2 было крайне низким. В результате в начале февраля 1944 года нарком танковой промышленности В.А.Малышев запретил разработку новых типов танков на Кировском заводе и бросил все силы на устранение конструктивных и технологических недостатков ИС-2. До полного освоения производства главным конструктором завода был назначен конструктор тяжелых танков и одновременно народный заместитель комиссара танковой промышленности Иосиф Яковлевич Котин. Были созданы специальные группы, которые должны были проводить ежедневную проверку качества изготовления ИС-2 и САУ на их основе. Сразу улучшения качества не произошло: только в третьем квартале 1944 года качество выпускаемых танков значительно улучшилось. В ходе работ исправлено 39% проектной документации и внесено 7800 изменений. В целом проработка сложного производственного процесса была завершена к концу 1944 года. Общее количество ИС-2, включая послевоенное производство ИС-2, достигло 3,5 тысячи единиц.
Немецкий танкист-ас об «Иосифе Сталине»
В интервью немецкому танковому асу ВОВ Отто Кариусу на вопрос, какие российские танки были наиболее опасными для «Тигров», он ответил: «Сначала тяжелые танки ИС-1 и ИС-2, затем СУ-122 и 122-мм противотанковые пушка, но все они появились позже Т-34″.
1418 дней: что нужно помнить о Великой Отечественной войне О причинах и последствиях крупнейшего военного конфликта, а также воспоминаниях его участников — в материале ТАСС
В книге «Тигры» в грязи. Воспоминания о немецком нефтяном танкере. 1941-1944 «Так Кариус описал свою встречу с« Иосифом Сталиным »во время танковых сражений летом 1944 года под Даугавпилсом в Латвии». Танк стоял бок о бок рядом со двором фермы. Мы никогда раньше не видели эту машину на северном участке фронта. Мы невольно ахнули, так как на танке была установлена очень длинная 122-мм пушка, первая в России танковая пушка с дульным тормозом, — писал он в своих мемуарах. — Также танк «Иосиф Сталин» немного похож на наш «Королевский тигр» (Königstiger, или «Тигр-2», немецкий тяжелый танк последнего периода войны — прим. ТАСС). Мне потребовалось время, чтобы понять, что для русских танков типично только шасси. Я выстрелил, и танк загорелся… Потом мы смеялись, потому что на мгновение показалось, что мы находимся перед захваченным русскими «Королевским тигром». Однако в пылу битвы такое иногда случается».
ОписаниеТанк «Королевский тигр», Нормандия, август 1944 г. © AP Photo
После атаки немецким танкистам удалось осмотреть уцелевшую советскую машину. Кариус написал в своей книге, что уже тогда его следовало передать в Даугавпилс для дальнейшей транспортировки в Берлин, но «русские не дали нам на это времени».
122-мм длинноствольная пушка заслужила наше уважение. Обратной стороной было то, что в этом танке не использовались штучные выстрелы. Вместо этого пулю и пороховой заряд приходилось заряжать отдельно. Доспехи и форма были лучше, чем у нашего «Тигра», но нам гораздо больше понравилось наше оружие из воспоминаний Отто Кариуса
Применение в бою
ИС с 85-мм пушкой вступили в бой в феврале 1944 года. Первое применение оказалось неудачным: все танки, атаковавшие село Лисянка, были уничтожены. По результатам дальнейших боев, в том числе столкновений с «Тиграми», окончательно выяснилось, что пистолет Д-5 не подходит для ИГ. Зато ИС-2 с крупнокалиберным орудием Д-25Т оказался очень «кстати». К тому же в роли именно «противотанкового» средства его использовали не так часто. Но это оказалось необходимым для прорыва оборонительных рубежей.
Мощные снаряды ИС-2 легко разрушали укрепления, неуязвимые для орудий меньшего калибра, причем с большого расстояния.
И главными противниками советских «тяжеловесов» отнюдь не были «тигры». Больше всего (до 70% процентов в городских боях) потерь танков ИС-2 пришлось на «Панцерфауст» — одноразовые гранатометы, выпускаемые в огромных количествах.
По свидетельствам ветеранов, кумулятивная струя и осколки брони вывели экипаж из строя, хотя сам танк остался практически целым. Для защиты от «фауста» на бронетехнике (а также на ИС-2) устанавливались самодельные противокумулятивные экраны.
В конце 1944 года из тяжелых танков начали формироваться отдельные бригады. Две из этих бригад участвовали в штурме Берлина. Во время Второй мировой войны сформированные в СССР польская и чехословацкая армии были вооружены танками ИС-2. После войны предполагалось, что ИС-2 будут заменены новыми машинами, но из-за их недостатков отработанный в производстве и проверенный в эксплуатации опытный образец танка остался в строю. В 1950-х годах «ИС» были модернизированы и остались в армии даже после начала производства танка Т-10.
Устаревшие «ИС» использовались в системе укрепленных районов на границе с Китаем.
Официально танк сняли с вооружения только в 1990-х годах. Ряд ИС-2 передан Кубе, Северному Вьетнаму и Северной Корее.
Модификации
Выпускаемые танки ИС-2, несмотря на конструктивные отличия, не отличались в отдельных модификациях. Только в 1957 году, после того как было принято решение о модернизации машин, появился вариант ИС-2М — машины были модифицированы в ходе капитального ремонта.
ИС-2М оснащался новыми двигателями В-54К, маслоохладителем коробки передач и приборами ночного видения. Кормовой пулемет упразднили, увеличили боекомплект (увеличили до 35 патронов), в общую схему снабжения вошли выносные баки. Все уцелевшие машины, в том числе первые ИС-2 с «сломанной» передней частью, были доведены до нового образца.
Варианты IS-2SH, которые появляются в некоторых онлайн-играх, являются вымышленными.
ТТХ в сравнении с аналогами противника
Единственным аналогом ИС-2 во время войны на самом деле был знаменитый Pz.VIB — «Королевский тигр». Сравним их основные тактико-технические характеристики.
ИС-2Pz.VIB
Масса, т | 46 | 70 |
Длина, м (корпус / с пушкой) | 6,7 / 9,8 | 7,3 / 10,2 |
Высота, м | 2,6 | 3 |
Максимальная толщина арматуры, мм | 120 | 150 |
Вооружение | 120-мм пушка, 12,7-мм пулемет, 3х7,62-мм пулемет | 88-мм пушка, 3х7,92-мм пулемет |
Максимальная скорость, км / ч | 37 | 38 |
Запас хода, км | 240/160 | 150/70 |
нетрудно заметить, что ИС-2 уступал Тигру 2 по массогабаритным параметрам, то есть весил на 20 тонн меньше и был немного компактнее. Это дало ему лучшую мобильность и возможность пересекать загородную местность даже с менее мощным двигателем.
Конечно, у «Тигра» был больший боекомплект (до 84 выстрелов) и более высокая скорострельность, но на практике эти качества обычно не определяли в танковых дуэлях.
Главное, что каждый опубликованный «Королевский тигр» буквально загубил немецкую промышленность, несмотря на то, что на фронтах особой выгоды от этого не было.
ИС-2 зарекомендовал себя как очень удачная машина для того периода войны, в котором она использовалась.
Именно в ходе наступательных операций эта мобильная машина, но хорошо защищенная мощной дальнобойной пушкой, показала себя с лучшей стороны. В каком-то смысле он стал наследником не КВ-1, а КВ-2 — мощного штурмового танка, имевшего, в отличие от «идеологического предка», огромное влияние на ход войны.