История
Действительно, обозначение Су-35 хорошо известно любителям военной авиации. Самолеты с таким названием неоднократно демонстрировались на международных авиасалонах в середине 1990-х годов.
Идея создания многоцелевого самолета на базе истребителя-перехватчика Су-27 родилась в начале 80-х годов прошлого века. На этапе создания перспективная машина получила индекс Т-10С, в 1982 году было подготовлено техническое задание. Для обеспечения возможности поражения противника на земле планировалось установить на самолет новую воздушную РЛС и серьезно изменить систему управления вооружением. Также была переработана ячейка автомобиля: например, появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО).
Т-10С впервые взлетел в 1988 году. Однако в серийное производство этот автомобиль так и не пошел. Некоторое время работы продолжались по инерции, но после распада СССР у конструкторов не было времени на новые проекты, им просто пришлось выжить. ОКБ им. Сухой выпускал для зарубежных заказчиков хорошо проработанные истребители Су-27, модернизировал самолеты в российских боевых частях до уровня Су-27СМ, участвовал в проекте Су-30МК, который впоследствии стал настоящей «звездой авиашоу».
Идея многоцелевого истребителя на базе Су-27 вернулась только в середине прошлого десятилетия. В то время конструкторы уже понимали, что для создания современного самолета этого класса требуется серьезная модернизация Су-27, которая будет включать не только замену бортового оборудования и электронных систем, но и значительную переработку его планера., а также оснащение истребителя новой мощной силовой установкой. Только в этом случае можно было бы рассчитывать на успешное продвижение новой машины на международном рынке. Для перспективного самолета было решено оставить старое обозначение — Су-35. Хотя в некоторых источниках машина именуется Су-27БМ («большое обновление») или Су-35БМ.
Производство «тридцать пятой» опытной партии началось в 2006 году. Сборка первого истребителя завершилась в середине 2007 года самолет даже был представлен на авиасалоне МАКС-2007. Первый полет Су-35 состоялся в начале 2008 года, за штурвалом машины стоял заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. На следующий день после испытаний Су-35 показали Путину, которого специально посетил Жуковский.
Следует отметить, что самолет, вылетевший февральским утром из аэропорта Раменское, мало что имел общего с Т-10С, разработанным в середине 80-х годов прошлого века. Единственное, что их объединяло, — это общий «предок» — советский истребитель Су-27. Изначально новая машина называлась Су-35БМ, а затем просто Су-35. После того, как Минобороны проявило интерес к истребителю, самолет получил в обозначении букву «С», которая традиционно присутствует в серийных образцах военной техники для нужд Минобороны России.
Одним из важнейших отличий «35-го» от предшественников является установка на нем новейших двигателей АЛ-41Ф1С («изделие 117»), разработанных и изготовленных специалистами НПО «Сатурн». Эти авиационные двигатели, как и истребитель Су-35, имеют долгую историю.
Стендовые испытания «Изделия 117» начались в 2003 году. Для них построили пять новых двигателей. Впоследствии летная лаборатория Су-27М использовалась для летных испытаний.
АЛ-41Ф1С имеет значительно лучшие характеристики по тяге и удельному расходу топлива, чем его предшественники.
В 2009 году был подписан контракт между Минобороны России и Корпорацией «Сухой» на поставку 48 истребителей Су-35С со сроком реализации до конца 2015 года. Второе соглашение было подписано в декабре 2015 года. Оно предусматривает производство 50 самолетов Су-35 до 2020 года.
В 2010 году успешно завершились испытания Су-35. Уже в мае следующего года первый серийный истребитель Су-35С поднялся в воздух, а второй серийный самолет — через полгода.
В «35-м» заинтересовалась не только российская армия, новый истребитель получил признание за рубежом. В 2015 году был подписан контракт с Китаем на поставку 24 Су-35; В начале этого года заказчику уже отправлено 4 самолета. Русскому истребителю «понравилась» и индонезийская армия; К 2020 году в эту страну планируется поставить 11 Су-35. Сумма контракта — 1,14 миллиарда долларов. В настоящее время ведутся переговоры с Индией, Малайзией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
Производство нового истребителя наладили на авиазаводе с этим именем. Юрий Гагарин (Комсомольск-на-Амуре).
В настоящее время несколько единиц Су-35 (заявлено о четырех) входят в состав российской авиагруппы в Сирии.
Российские ВВС не получали новых самолетов в значительных количествах почти пятнадцать лет. Таким образом, новые самолеты, в том числе Су-35, на голову выше тех самолетов, которые были приняты на вооружение в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Сегодня Су-35 — самый совершенный истребитель ВКС России и настоящая гордость славного семейства самолетов Су-27.
Наконец, вы можете добавить следующее. Истребитель Су-35 — это не только отличная боевая единица, но и испытательная площадка, которая в полной мере была использована при создании истребителя пятого поколения. Несмотря на то, что ПАК ФА в целом мало похож на «35-й», на последнем были испытаны многие узлы, агрегаты и технические решения, которые впоследствии были применены на российском истребителе пятого поколения. В первую очередь это касается авионики, силовых установок и систем вооружения.
Преимущества и недостатки Су-35
The National Interest поставил Су-35 на первое место в списке наиболее опасного оружия России в теоретически возможном вооруженном противостоянии с США. Эксперты NI пришли к выводу, что он «крайне опасен» практически для всех самолетов НАТО.
Свой вывод они обосновывают:
- большое количество ракет класса «воздух-воздух» большой дальности на борту «Сушки»;
- возможность запускать ракеты на сверхзвуковой скорости;
- несравненная сверхманевренность устройства;
- самые мощные средства радиоэлектронной борьбы.
По мнению NI, Су-35 не фатален только для F-22 Raptor, который относится к многоцелевым самолетам пятого поколения. Однако после «товарищеского матча» между Су-35 и F-22 в воздушном пространстве Аляски 11 сентября 2020 года аналитик Business Insider Алекс Локи пришел к противоположному выводу. Он сосредоточился на более мощном вооружении российской машины и гораздо большей сверхманевренности.
Эксперты отмечают, что «тридцать пятерке» пришлось бороться с «раптором» в Сирии. Как будто 23 ноября 2017 года F-22 приблизился к двум штурмовикам Су-25, прикрывавшим сирийские правительственные силы, и начал маневрировать, имитируя атаку. Су-35 сразу вылетел с базы Хмеймим, раннее прибытие которой к месту крушения вынудило Raptor поспешно отступить.
Другие наблюдатели подтверждают, что на российском самолете пилоту не нужно ограничиваться высшим пилотажем, поскольку риск сбиться с пути практически равен нулю. Пока этого нельзя сказать о истребителях НАТО.
На престижном всемирном салоне в Ле Бурже 2013 российский многоцелевой самолет не только привлек всеобщее внимание, но и его демонстрация в воздухе в исполнении самого С. Богдана произвела фурор. На радость публике Су-35С несколько раз делал «блин» — так называется разворот на 360 ° на месте без замедления. Один из местных авиационных инженеров, не скрывая эмоций, употребил выражение «.. просто НЛО!».
Мы ничего не знаем о недостатках Су-35. Самолеты, состоящие на вооружении ВКС России, успешно выполняют боевые задачи, при этом информации о каких-либо нештатных ситуациях в ходе операции нет. Единственная авария с участием истребителя была зафиксирована до приемки серийной продукции: в 2009 году только один опытный экземпляр Су-35-4 попал в аварию (пилот был исключен).
Конструкция истребителя
Самолет по конструкции очень похож на своего предшественника Су-27, но имеет ряд важных отличий:
- увеличить прочность клетки;
- увеличение размеров вертикального оперения, что повысило маневренность;
- удаление переднего горизонтального оперения из конструкции за счет установки современных турбонаддувных двигателей с управляемым вектором тяги (УВТ), обеспечивающих достаточную устойчивость самолета без ПГО;
- автоматизация управления очередью;
- отсутствие тормозного щитка — «сушка» тормозится рулевыми управлениями, а также запуском парашюта, размещенного в отсеке в верхней части фюзеляжа.
Планер спроектирован по принципу объединения одинарного крыла с фюзеляжем в единый несущий корпус. Аэродинамические свойства на сверхзвуковых скоростях улучшаются за счет оснащения крыла приливом корней, при взлете и посадке — флаперонами, выполняющими роль закрылков.
Вертикальное оперение двухкилевое, горизонтальное (расположено в корме) — в виде полностью поворачиваемых консолей, выполняющих роль подъемника при равнонаправленном отклонении, а рулей крена — при разнонаправленном.
Передняя часть фюзеляжа выполнена по типу «полумонокок», то есть с усилением оболочки корпуса шпангоутами. В центральной части расположены топливные баки, а в центральной части крыла — отсеки. В хвостовой части: моторный отсек, хвостовая часть и центральный рычаг. Последнее придает 35-й «сушке» первозданный вид, далеко выступая назад.
На фото изображена хвостовая часть фюзеляжа
Основной материал корпуса — титан, который призван снизить вес самолета. Из композитных материалов изготовлены только элементы антенны и облицовка края соты. Использование последнего обеспечило снижение заметности самолета для радиолокационной техники противника. Брызги кабины, похожие на западные технологии малозаметности, служили той же цели».
Силовая установка Су-35:
- два двигателя АЛ-41Ф1С, представляющие собой «упрощенную» модификацию двигателей для самолетов 5-го поколения, с форсажной камерой и УВТ;
- вспомогательная установка (ВСУ) мощностью 105 кВт (эквивалент), которая используется для питания кабины с бортовым кондиционером.
Важное свойство авиадвигателей АЛ-41Ф — поддержание сверхзвуковой скорости в крейсерском режиме. Эта особенность позволяет значительно экономить топливо, поскольку для движения со сверхзвуковой скоростью не требуется форсажный режим при гораздо большем расходе содержимого баков.
Шасси самолета — трехколесный, с убранной передней стойкой против направления движения
Самолет оснащен новейшей информационной системой управления (IMS). В ее состав входит РЛС с фазированной антенной решеткой 900 мм «Н035 Ирбис», дальность обнаружения цели которой:
- с эффективной площадью рассеивания 0,01 м² — до 100 километров;
- ЭПР 0,1 м² — 160 км;
- EPR 1 м² — 270 км;
- EPR 3 м² — 400 км.
Антенна радара L-диапазона обнаруживает объекты с ЭПР 0,01 м² на расстоянии 130 км. Радиолокационные устройства дополнены оптической станцией локации и интегрированной оптико-электронной системой (OEIS). Система способна одновременно отслеживать до 30 воздушных целей, стреляя до восьми. Реализован автоматический переход ИИС в боевой режим.
Самолет может быть оснащен различными системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и, при необходимости, средствами групповой радиоэлектронной защиты.
Кабина Су-35
Оснащение кабины экипажа включает 2 компьютера и 3 электронных дисплея с возможностью многоэкранного режима, а также голографическую проекцию индикаторов на лобовое стекло. Управление системами и вооружением осуществляется с помощью многокнопочного джойстика (это называется концепцией HOTAS).
Основные задания истребителя
В отличие от истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, вооружение которых направлено в первую очередь на уничтожение наземных и морских объектов, многоцелевые истребители создаются в основном для воздушных боев, уничтожения любых самолетов, вертолетов и других воздушных средств противника, хотя они могут быть используется для ракетных ударов класса «воздух-земля».
В Сирии основной задачей Су-35 было прикрытие транспортных самолетов и атак боевых машин, поражающих наземные цели, с целью предотвращения повторения инцидента с уничтожением бомбардировщика Су-24 турецким истребителем 24 ноября, 2015. Тридцать пять также выполняли разведывательные работы.
В августе 2020 года электронные СМИ сообщили о новом инциденте с «артистами» ВВС Турции в главных ролях. Командование направило группу истребителей в сирийское воздушное пространство, предположительно в Идлиб, где правительственные силы успешно атаковали боевиков террористической организации «Тахрир аш-Шам» (запрещенной в России). По словам анонимных наблюдателей, турки преодолели расстояние более 40 километров, но, как только их радиолокационная станция обнаружила Су-35, они развернулись и взяли обратную сторону. Правда, официальных комментариев по поводу инцидента, который журналисты объяснили совершением «сушилок» секретного полета, в котором они по ошибке «выгонят» турецких провокаторов, не было.
Экспортные поставки
19 ноября 2015 года госкомпания «Ростех» объявила о заключении контракта на поставку 24 истребителей Су-35 в Китай, КНР стала первым иностранным покупателем этих самолетов. Сумма контракта оценивалась в $ 2,5 млрд. В сентябре 2018 года по этой сделке США применили к Китаю так называемые вторичные санкции — ограничительные меры были применены к отделу разработки техники Центрального военного комитета КНР и ее лидер Ли Шанфу. В 2016 году российская сторона передала Китаю четыре самолета, в 2017 году — десять, а в 2018 году — оставшиеся десять самолетов.
20 февраля 2017 года глава Ростеха Сергей Чемезов сообщил СМИ, что соглашение о намерениях на закупку Су-35 подписано с Российской Федерацией из Объединенных Арабских Эмиратов.
1 марта 2018 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) Владимир Кожин объявил о подписании контракта на поставку Су-35 в Индонезию. Ранее Ростех сообщал, что Индонезии сделано коммерческое предложение по 11 самолетам. Операция оценивалась в 1,1 миллиарда долларов, по состоянию на июль 2021 года реализация контракта еще не началась.
16 мая 2020 года военно-дипломатический источник сообщил ТАСС, что Россия начала производство Су-35 по контракту с Египтом. По словам источника, «на Комсомольском-на-Амуре ВВС им. Гагарина начато производство Су-35, предназначенного для поставки ВВС Египта по контракту, подписанному в 2018 году». Источник отметил, что «сроки доставки первой партии самолетов египетской стороне в связи с ограничениями, введенными пандемией коронавируса, пока не определены».
Тактико-технические характеристики
Су-35 демонстрирует максимальную дальность полета, быстрый разгон и отличную скорость без форсажа. По сравнению с новейшими самолетами НАТО российский многоцелевой самолет крупный и тяжелый, что никак не сказывается на его летных характеристиках.
Узнайте о размахе крыльев, количестве ракет и всепогодных характеристиках Су-35!
Технические характеристики
Длина корпуса 21,9 метра. Высота самолета 5,9 м, размах крыла 14,75 м, площадь поверхности 62,04 м².
Вес самолета:
- вакуум — 19 тонн;
- рабочая взлетная — 25,3 т;
- максимальная — 34,5 тонны;
- масса топлива (без добавления подвесных баков) — 11,5 тонны (для справки у Су-27 9,4 тонны).
Двигатель TTX:
- тяга — 2 × 8800 кгс, на форсаже 2 × 14 500 кгс;
- УВТ — углы отклонения вектора тяги ± 15 ° в плоскости, скорость отклонения 60 ° / с;
- масса силовой установки — 1 т 520 кг;
- ресурс — 4 тыс часов.
Лётные характеристики
Максимальная скорость Су-35:
- у земли — 1400 км / ч;
- на высоте — М = 2,25, Н = 11 тысяч метров;
- без форсажа — М = 1.1.
(Буква H обозначает высоту, M — число Маха, равное скорости воздушного потока, деленной на скорость звука на данной высоте).
Разгонные характеристики Су-35 на высоте 1000 м при запасе топлива 50% от штатного объема:
- от 600 км / ч до 1100 км / ч — 13,8 с;
- от 1100 км / ч до 1300 км / ч — 8 с.
Дальность полета самолета:
- у земли (высота — 200 м, скорость — М = 0,7) — 1580 км;
- на высоте без ПТБ — 3600 км;
- на высоте 2 ПТБ-2000 литров — 4500 км.
Максимальная высота фактического использования истребителя — 20 000 метров. Климбинг — 280 м / с.
Вооружение
На 12 точках крепления он может нести управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», неуправляемые ракеты, бомбы различного калибра. Максимальная боевая нагрузка — 8 т. Оборудован 30-мм пушкой ГШ-30-1 (боекомплект — 150 выстрелов).
Летно-технические характеристики
По аэродинамической схеме самолет представляет собой двухмоторный высокоплан с убирающимся трехопорным шасси с передней стойкой. Оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С мощностью 14 500 кгс (на форсаже) каждый. Эти двигатели с управляемым вектором тяги в одной плоскости разработаны научно-производственным объединением «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область). Длина самолета — 21,95 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,92 м.
Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2500 км / ч (2,35 Маха), максимальная дальность полета без внешних топливных баков (ПТБ) — 3600 км, с ПТБ — 4500 км. Практический предел — 18 тыс. М. РЛС истребителя способна обнаруживать цели на дальности до 400 км и сопровождать до 30 воздушных целей одновременно. Экипаж состоит из одного человека.
Срок полезного использования самолета, установленный производителем, составляет 6 тысяч часов или 30 лет, ресурс двигателя — 4 тысячи часов.