СУ-33: палубный истребитель, кабина самолёта, боевая окраска, вооружение, технические характеристики (ТТХ)

История создания

Первенцем советского авианосца стал Як-38. Эти штурмовики с вертикальным взлетом базировались на крейсерах с самолетами класса «Киев». Они не увенчались успехом: отсутствие бортовой РЛС, небольшая дальность боя и высокая аварийность привели к тому, что «Яки» начали снимать с вооружения в 1980-х годах. Но накопленный опыт эксплуатации все же был положительным и позволил приступить к проектированию авианосных самолетов следующего поколения с учетом ошибок.

Сухой Су-33 ВМФ России

Первоначально база авиагруппы вновь созданного авианосца должна была состоять из истребителей на базе МиГ-23 и штурмовиков на базе Су-24. Однако ОКБ Сухого предложило инициировать разработку авианосного самолета на базе перспективного истребителя Су-27.

Первые разработки Су-27К (так тогда назывался истребитель) предполагали взлет с катапульты, но еще в 1981 году было решено, что будущий авианосец не будет оснащаться катапультами. Это поставило перед конструкторами новую проблему: необходимость обеспечить взлет тяжелого истребителя с трамплина.

В 1982 году начались испытания в крымском аэропорту Саки, оборудованном трамплином.

Пока что в них участвовал самолет Т-103 (прототип Су-27). А указ о начале разработки будущего Су-33 был издан только в 1984 году.

Опытный образец Т-1025 еще не был «настоящим» Су-33. Это был серийный «двадцать седьмой», оснащенный, в частности, усиленной рамой и посадочным гаком. Он проходил испытания в 1984 году, пока в ноябре не разбился из-за неисправности. Пилот успешно катапультировался. Следующий прототип, собранный в 1986 году, отличался наличием переднего горизонтального оперения, его нужно было устанавливать на все Су-33. Наконец, складывающиеся крылья появились на самолете Т-10К2.

Осенью 1989 года в море зашел авиатранспортный крейсер, в то время называвшийся «Тбилиси». Сразу же начались испытательные полеты Су-27К и МиГ-29К. А 1 ноября Су-33 под управлением Виктора Пугачева впервые совершил посадку на авианосец. На следующий день истребитель впервые взлетел с настоящей палубной аппарели. В том же 1989 году началось серийное производство самолетов.

Список построенных Су-33

Авиационные происшествия и катастрофы
Изображение Пример Номер карты (серийный номер, серийный номер) Примечания (править
Эксперт
Т10К-0 с / п 01-01 Создан для статического тестирования.
Т10К-10 з / п 03-05 Создан для статического тестирования.
Т10-20КТМ ветры Массово-габаритный макет, сделанный на базе эксперта Т10-20, использовался для отработки позиционирования будущего Су-33 на палубе авианосца
Т10К-1 37 Первый летный прототип. Первый полет состоялся 17 августа 1987 года. Пропал 27 сентября 1988 года за отказ. Летчик Н. Садовников был успешно катапультирован.
Т10К-2 39 Второй летный прототип. Первый полет состоялся 22 декабря 1987 года. Именно этот самолет, пилотируемый В.Г. Пугачевым, 1 ноября 1989 года совершил первую посадку на авианосец.
Монтажная партия
Т10К-3 с / п 02-01 Первый полет 17 февраля 1990 года. После распада СССР он отправился на Украину (авиабаза Новофедоровка в Саках).
Т10К-4 59 (номер доставки 49051002502, тел. 02-02) 1990 В 1995-1999 годах переоборудован в Т10КУБ-1.
Т10К-5 69 (номер доставки 49051002603, тел. 02-03) 1990 г. Постоянный участник МАКС.
Т10К-6 79 (номер / номер 49051003301, номер / номер 03-01) 1991 г
Т10К-7 89 (серийный номер 03-02) 1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины. Позже самолет был продан в Китай, где был скопирован в 2010 году (копия получила название J-15).
Т10К-8 99 (з / н 03-03) 1991 г. 11 июля 1991 г из-за выхода из строя СДУ автомобиль был утерян. Т. Апакидзе успешно исключен.
Т10К-9 109 (номер / номер 49051003604, номер / номер 03-04) 1991 г
Серийные машины
60
61
62
64
65 (номер доставки 49051006105, тел 06-05) Он разбился 17 июня 1996 года из-за ошибки пилота. Летчик В. Кузьменко погиб.
66
67
68
70 (номер / номер 49051004103, номер / номер 04-03) Он разбился 17 июля 2001 года из-за ошибки пилотирования. Летчик Т. Апакидзе погиб.
71
72
73 Он разбился 11 мая 2000 года из-за ошибки пилота. Летчик П. Кретов был успешно катапультирован.
76
77 (номер / номер 49051005101, номер / номер 05-01)
78
Фото 79
80
81 год
82 (номер / номер 49051007504, номер / номер 07-04) Утонул 5 сентября 2005 г из-за поломки финиша при посадке на мостик. Летчик Ю.Корнеев успешно катапультировался.
83
84
85
86
87
88 (номер / номер 49051009301, номер / номер 09-01)

Особенности компоновки палубного истребителя Су-33

Су-33 — достаточно новый российский истребитель на базе авианосцев с горизонтальным взлетом и посадкой, схема его исполнения представляет собой неустойчивый триплан цельной компоновки с тремя опорными поверхностями.

Сделать 33

С учетом особенностей посадки на палубу корабля, связанных со скоростями спуска (самолет приземляется без выравнивания) и вертикальными перегрузками, конструкция крыла и фюзеляжа модификации корабля-истребителя значительно усилена. Консоли крыла модифицированные, складные, с:

  • цельный флаперон заменен двумя отдельными элементами управления (двухсекционный заслонка и парящий элерон);
  • шарнирные чулки производятся в трех секциях с увеличенной площадью;
  • неподвижная часть консоли оборудована дополнительным блоком подвески ракеты, соответственно ее площадь увеличена до 67,8 метра.

Передняя и основная стойки шасси Су-33 усилены и имеют специальные технические узлы для буксировки и швартовки судов. Передняя опора стала телескопической и двухколесной; Кроме того, он имеет трехцветный маяк и дополнительные посадочные огни. Сигнальные огни информируют посадочного офицера о положении самолета на глиссаде и посадочной скорости.

Сделать 33

Кабина экипажа оснащена пилотажно-навигационными приборами с многофункциональным индикатором на фоне лобового стекла. На нем отображается вся необходимая тактическая, навигационная и прицельная информация, что позволяет эффективно выполнять боевые задачи днем ​​и ночью в любую погоду. В кабине также предусмотрены специальные системы жизнеобеспечения, поддерживающие нормальные условия для пилота на всех режимах работы. Защитное снаряжение пилота включает в себя компенсирующие или защитные костюмы для работы на больших высотах, а для полетов в надводном космосе имеется высотный спасательный комплект военно-морского флота. Маска пилота оснащена кислородной системой для обеспечения воздушно-кислородной смеси на высотах до 8000 км.

Обновленный вариант

Су-33 способен не только противостоять самолетам противника, но и бомбить наземные и надводные цели. Для этого в арсенале истребителя есть неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) массой 500, 250 и 100 кг, 8, 28 и 32 штуки каждая. Помимо неуправляемых бомб, можно подвешивать управляемые ракеты класса «воздух-поверхность», такие как Mosquito и P-800 Onyx, которыми сложно сбить системы ПВО противника.

В ходе работ по модернизации на истребитель была установлена ​​система высокоточного бомбометания СВП-24, которая позволила уже модернизированному Су-33М сбрасывать некорректные бомбы, такие как высокоточные бомбы, что было продемонстрировано в Сирии. Эта модернизация позволила Су-33М поражать объекты террористов непоправимыми бомбами, созданными в СССР, с высоты шести километров с точностью до 4 метров.

СВП-24 издает сигнал сбросить бомбу в оптимальной точке на основе анализа данных о положении цели и самолета, скорости и направлении ветра, атмосферном давлении, баллистике самой бомбы и еще десятке других параметров, которые позволяет точно поразить цель даже неуправляемыми бомбами.

Разнообразный арсенал и возможности использования делают Су-33 многоцелевым самолетом, способным выполнять самые разные боевые задачи.

Интересные факты

  • Известный омский обозреватель Андрей Блохин дал российскому хоккеисту Максиму Сушинскому прозвище Су-33, которое совпадает с его первыми буквами фамилии и номером любимой игры.

Происшествия

С момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолета.

    • 28 сентября 1988 г первый опытный образец Т10К-1 (б / н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км / ч не справился с управлением из-за отказа системы водопроводчиков. Пилот самоустранился.
    • 11 июля 1991 г из-за выхода из строя ЭДСУ погиб один из самолетов опытной партии (Т10К-8). Летчик полковник Тимур Апакидзе был исключен.
    • 17 июня 1996 г при выполнении учебно-тренировочного полета в сложных метеоусловиях разбился Су-33 (б / н 65) 1-го АЭ 279-го КИАП. Виталий Кузьменко, управлявший автомобилем, погиб.

Истребитель на авианосце Су-33

  • 11 мая 2000 г во время плановых полетов отдельного морского авиационного полка Северного флота произошла авария на истребителе Су-33 (б / н 73), пилотируемом летчиком первого класса полковником Павлом Кретовым. Пилоту удалось выпрыгнуть из упавшей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 км от базового аэропорта Североморск-3. В самолете произошел отказ бортовой системы управления.
  • 17 июля 2001 г во время авиашоу, посвященного Дню авиации ВМФ, в гарнизоне Остров под Псковом, имитируя посадку на авианосец, Су-33 (n / 70), пилотируемый генерал-майором Тимуром, разбился Апакидзе, Герой России. В результате самолет ударился о взлетно-посадочную полосу и сгорел, пилот погиб.
  • 5 сентября 2005 г пропал самолет Су-33 (н / н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Авария произошла при посадке на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса ограничителя воздуха (тормозного устройства) самолет продолжил движение по палубе, упал за борт и затонул.

Проекты и модификаци

Истребитель на авианосце Су-33

Проекты 1970-х годов

  • Су-27К — проект авианосного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. От оригинального самолета он отличался только конструктивно (усиленная рама, тормозной гак, складывающаяся консоль крыла).
  • Су-28К — проект двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Это была модификация Су-27К со специальной системой управления вооружением (SUV), которая позволяла использовать различное вооружение » «Воздух-корабль», «воздух-земля» и «воздух» — РЛС ». На его основе был разработан ряд модификаций: разведывательный целеуказатель (Су-28КРТ), самолет РЛДН и другие.
  • Су-28КРТ — конструкция самолета-разведчика на базе авианосцев и целеуказания для оборудования авианосцев проекта 1160. Являлась модификацией Су-28К.
  • Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Он представлял собой модификацию Су-27К с улучшенным внедорожником, который позволял использовать ракеты класса «воздух-воздух» на большой дальности. -33 самолета.
  • Су-27КИ — проект авианосного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосных крейсеров проекта 1153, а затем и предварительной версии авианосца проекта 1143.5.
  • Су-27КШ — это конструкция авианосного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианосных крейсеров проекта 1153, а затем и предварительной версии авианосца проекта 1143.5.

Поздние проекты

Модификация Су-33

  • Су-27К — это конструкция авианосного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосных крейсеров проекта 1143.5.
  • Су-27КУ — это проект двухместного учебно-тренировочного авианосного самолета.
  • Су-27КРТ — конструкция двухместного самолета разведки и целеуказания на базе авианосцев.
  • Су-27КПП — это двухместный авианосный постановщик помех.
  • Су-27КТ / Су-27КТЗ — авианосный двухместный самолет-заправщик.
  • Су-27КУБ / Су-33УБ — двухместный авианосный учебно-боевой самолет конструкции на базе разработок Су-27КУ и Су-27КТ. Построен летный образец (переделанный из Т-10К-4). Программа закрыта.
  • Су-33 — обозначение авианосных истребителей Су-27К после их принятия на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов».

Отечественные конкуренты

Ближайшим конкурентом среди отечественных самолетов является МиГ-29К, который также является авианосным многоцелевым истребителем поколения 4+. Су-33 разрабатывался одновременно с МиГ-29К, предполагалось, что самолеты будут соседствовать на палубе крейсера, несущего самолет. МиГ-29К разработан как более легкий и управляемый истребитель, цель которого — быстро достичь превосходства в небе в любую погоду.

Су-33, по сравнению с МиГ-29К, имеет большую дальность полета — 3000 км против 2000 км второго, помимо способности нести больше бомб. Кроме того, Су-33 может выполнять функции самолета-заправщика, делясь топливом с другими Су-33 или МиГами с помощью так называемого УПАЗа (подвесной заправочной станции). Но нейтрализовать преимущество Сухого МиГ способен за счет подвесных топливных баков, которые не сильно влияют на его аэродинамику. Су-33 не может нести подвесные топливные баки

Недостатком по сравнению с МиГ-29 является то, что Су-33 в 2 раза дороже в производстве, поэтому 10 СУ-33 (10×6500 кг) будут нести меньше вооружения, чем 20 МиГ-29К (20×4500 кг). Не забывайте, что МиГ меньше по размеру, поэтому их больше поместится на палубе и во внутренних ангарах самого адмирала Кузнецова».

Дело в том, что хотя оба самолета классифицируются как истребители, Су-33 взял на себя функции бомбардировщика и носителя различных современных систем разведки и целеуказания. Об этом можно судить по тому факту, что МиГ-29К вооружен более современными ракетами класса «воздух-воздух», такими как РВВ-АЕ, а Су-33М — нет, хотя эти ракеты могут нести его континентальный предшественник — ракета. Вс — 27. В связи с тем, что МиГу отведена роль истребителя, он вооружен более современной РЛС и новыми системами радиоэлектронной борьбы. Су-33 отправляются на миссии, где требуются высокая грузоподъемность и дальность полета.

Конструкция

Су-33 — двухдвигательный самолет нормальной аэродинамической конструкции с двухкилевым хвостовым оперением. Одной из главных конструктивных особенностей Су-33, отличающей его от Су-27, является переднее горизонтальное оперение. Оказалось, что самолет, по весу относительно исходной модели, мог сохранять продольную устойчивость, особенно на малых скоростях.

Неожиданным побочным эффектом установки ВГО стало увеличение подъемной силы.

Впоследствии передняя колесная пара появилась на модернизированных машинах Су-27. Другими отличиями были усиленное шасси и увеличение массы как самого самолета, так и его боевой нагрузки. Помимо такой очевидной разницы, как наличие складывающихся крыльев, изменилась и их механизация.

Радиолокационный комплекс РЛПК-27К, оснащенный доплеровской РЛС, расположен за носовой частью истребителя. Также имеется оптико-электронная система прицеливания OEPS-27K, которая включает в себя датчик теплового направления, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Герметичная кабина Су-33 расположена в головной части фюзеляжа, за отсеком с блоками антенны РЛС и прицельным комплексом. Кресло пилота — катапультное, модель K-Z6DM. Он оборудован маяком и аварийным резервом.

Схема самолета Су 35

Электронное оборудование размещалось под кабиной и в отсеке за кабиной. В пространстве за кабиной также находится боекомплект пушки. Сама пушка расположена в выступе правого крыла. Левый приток зарезервирован для других блоков.

Два турбореактивных двигателя марки АЛ-31Ф3 отличаются от штатных агрегатов наличием специального режима тяги. Даже с полной боевой нагрузкой истребителю необходимо отрываться от трамплина. Гондолы двигателей расположены под корпусом самолета и относятся к кормовой части фюзеляжа.

Запуск двигателя осуществляется стартерами газовой турбины.

Воздухозаборники регулируются с помощью подвижных панелей. Во время взлета и посадки каждый воздухозаборник автоматически закрывается защитной титановой панелью.

Передний топливный бак расположен в центре фюзеляжа над воздухозаборниками двигателя, задний — в центральной балке фюзеляжа за отсеком оборудования. Общая емкость баков — 12100 литров керосина. Для дозаправки в полете самолет оборудован выдвижной штангой топливного ресивера. А при установке подвесного агрегата УПАЗ-1К Су-33 сам может выполнять функцию автоцистерны. В качестве камуфляжа на Су-33 обычно используется триколор серо-голубых оттенков.

Электронный отказ

Как рассказали «Известиям» источники, знакомые с ситуацией в ВПК и военном ведомстве, в настоящее время изучаются две основные версии гибели самолета: человеческий фактор и отказ бортовых систем.

Одной из возможных причин аварийной ситуации собеседники определили выход из строя электрической системы дистанционного управления (ЭДСУ) самолета. Система могла выйти из строя из-за отказа одного из ее компонентов или программного сбоя.

С помощью EDSU самолет управляется, пояснил «Известиям» летчик-испытатель Олег Мутовин.

— Во время полета EDSU передает управляющие движения пилота или систему автоматического управления с помощью электрических сигналов на органы управления — аэродинамические рули направления или устройства отклонения вектора тяги. Поэтому на Западе принята аббревиатура FBW — Fly-by-Wire, «управление полетом по кабелю». Его начали внедрять в 1970-х годах и в настоящее время используют не только на военных самолетах, но и на гражданских кораблях и даже некоторых типах вертолетов.

По словам эксперта, EDSU имеет множество преимуществ: например, он избавляет от необходимости использовать жесткие стержни между органами управления и рулевыми поверхностями. Это позволяет значительно сэкономить вес и объем планера, что особенно ценится в авиации. Поверхности руля напрямую отклоняют электроприводы. Использование EDSU позволяет истребителям достичь высокой маневренности и эффективности, а гражданским самолетам — повысить эффективность и производительность.


Фото: Известия / Артем Коротаев

«Су-57 имеет многоступенчатую систему защиты от ошибок пилотирования», — рассказал «Известиям» знакомый с ситуацией представитель оборонно-промышленного комплекса. — Не позволяет «вести» самолет в критических условиях полета. Благодаря бортовым компьютерам и двигателям с изменяемым вектором тяги машину можно вывести из самых сложных ситуаций. Пилот просто нажимает кнопку, и система управления возвращает самолет в горизонтальный полет.

Олег Мутовин отметил, что полный отказ такой системы сейчас большая редкость, так как управляющие сигналы обычно передаются одновременно по четырем каналам. Выход из строя одного из них или получение ложной информации о нем является поводом для перезапуска. При выходе из строя двух каналов лучше вернуться в аэропорт, — отметил эксперт.

При выходе из строя трех каналов пилот должен перейти в режим «Прямая связь», как это называется на истребителе: пилот вручную управляет самолетом. Алгоритм управления упрощается, но поддерживается полет. Опытный водитель без проблем выберется из этой ситуации, отметил эксперт.

Другой возможной причиной мог стать отказ автоматики двигателя. Эта система регулирует режимы работы двигателей Су-57 и подачу топлива.

Силовая установка Су-33

На палубном истребителе этой модели установлены два двигателя ТРДДФ АЛ-31К мощностью 13 300 кгс каждый. Эти модели представляют собой двухконтурные турбореактивные установки с форсажными камерами. На Су-33 может быть установлен дополнительный внешний топливный бак. Этот самолет имеет возможность дозаправки топливом прямо в воздухе, а роль заправщика может сыграть другой Су-33. В режиме дозаправки в воздухе истребитель может получить до 6 тонн топлива.

Новый истребитель оснащался более совершенным и современным бортовым оборудованием. Вся механическая система управления была ликвидирована, ее заменил автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он обеспечивает автоматическую регулировку тяги двигателя, корректирует полет до определенной точки, а также возможна автоматическая посадка благодаря использованию системы «Резистор-К-42», установленной на авианосцах.

Авионика

РЛС: РЛПК-27К

Антенна:
— Тип: N001K
— Диаметр: 1075 мм

Зона просмотра:
— по высоте: ± 50°
— по азимуту: ± 60°

Дальность обнаружения воздушных целей при ЭПР = 3 м2²:
— в сторону: 100 км
— после: 40 км

Количество одновременно сопровождаемых целей: 10

ОЭС: ОЭПС-27К

Тип: ОЛС-27К («46Ш»)

Зона просмотра:
— по высоте: -15 ° / + 60°
— по азимуту: ± 60°

Поле зрения: 120 × 75°

Угол обзора: 60 ​​× 10 °, 20 × 5 °, 3 × 3°

Диапазон слежения за целью теплого контрастного воздуха:
— в сторону: 40 км
— после: 100 км

Дальность измерения: 6 км

Каска системы целеуказания: «Щель-3УМ-1»

Су-33 (Су-27К) - палубный истребитель

Самолет Су-33 фото

В декабре 1990 года были завершены все испытания самолета LCI, в ходе которых были определены основные технические, тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. К тому времени уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующим шагом в развитии знаменитого Су-33 стало строительство новой модификации Су-33.

Этот самолет уже построен по единой аэродинамической схеме и интегрирован передним горизонтальным оперением. Его можно было складывать для экономии места. Передняя колесная пара позволила повысить несущие свойства планера и улучшить летно-технические характеристики на больших углах атаки. Крылья трапециевидные, с удлинением у фюзеляжа, плавно переходящим в корпус. Для экономии места крылья складные.

Самолет Су-33 внутри

Установлены две байпасные дожигатели АЛ-31Ф. Самолет также может дозаправляться в полете. Если установлена ​​система УПАЗ-1, она сама способна заправлять другие самолеты в полете. Система навигации ПНК-10 обеспечивает расчет координат в пространстве, позволяет автоматически корректировать координаты по спутниковым данным. Бортовой радар позволяет предупреждать о сканировании самолетов противника. На самолете установлена ​​радиационная система предупреждения о радиационном воздействии СПО-15ЛМ. На крыльях используются станции активных помех.

Су-33 стал первым отечественным самолетом, способным садиться на палубу авианосца. Самолет является самым мощным и дальним корабельным истребителем в мире.

Характеристики самолета Су-33

Су-33УБ

Самолет типа СУ-33УБ представляет собой учебно-боевую машину, оснащенную реактивными двигателями. Самолет был разработан специально для самолетов, поднимающихся на борт авианосцев. Этот самолет принадлежит к четвертому поколению истребителей.

Эксплуатация

Распад СССР привел к сокращению программы строительства авианосного флота, и «Адмирал Кузнецов» остался единственным кораблем такого типа в России. В результате сократилось и производство истребителей Су-33. Однако от МиГ-29К решили вообще отказаться.

Али Су-33

В первой половине 90-х самолет потихоньку проходил государственные испытания, демонстрировался на парадах и выставках, а в 1995 году вместе с Кузнецовым впервые предпринял военный поход. Однако официальное принятие на вооружение произошло только в 1998 году. Из 26 выпущенных машин 10 базируются на авианосце, остальные вошли в состав 279-го истребительного авиационного полка Северного флота.

С 2002 года истребители модернизируются до образца Су-33М.

При этом устанавливаются новые двигатели с увеличенным ресурсом, модернизируются системы навигации и прицела. Су-33 крестился в результате пожара 2016 года в Сирии. Самолеты авиагруппы «Адмирал Кузнецов» атаковали наземные силы террористов.

Технические и летные характеристики Су-33

Основные тактико-технические характеристики и массы:

  • длина (со штангой POD) / высота самолета, м — 21,15 / 5,85;
  • размах крыла / полное раскрытие со сложенными консолями, м — 14,7 / 7,4;
  • взлетная масса с полной дозаправкой — 29940 кг;
  • максимальная взлетная — 33000 кг;
  • максимальная при посадке (посадке) — 22300 кг.

Основные летные характеристики:

  • скорость взлета с трамплина / скорость подхода, км / ч — 140/240;
  • потолок полета — 17000 м;
  • максимальная скорость на высоте / у земли, км / ч — 2300/1400.

Сделать 33

Су-33 — самый дальнобойный и самый мощный истребитель в мире. Он производится в Комсомольске-на-Амуре, где к 2020 году выпущено более 2000 самолетов марки «Сухой». В 2020 году этот авианосный истребитель намерен сохранить свои позиции в зарубежных поставках. В России это признано одним из приоритетных направлений развития авианосной авиации в 2020 году.

Двигатели и воздухозаборники Су-33

Истребитель Су-33 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф со смещенными за турбиной потоками. Они экономичны и мощны, имеют модульную конструкцию из 14 единиц. Модули представлены 10-ступенчатым компрессором высокого давления с регулируемой группой первой ступени, 4-ступенчатым компрессором низкого давления и регулируемым направляющим каналом, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатым внешним контуром с высоким охлаждением и турбинами с низкое давление, сверхзвуковое сопло и форсаж.

Истребитель США 33

Двигатели АЛ-31Ф имеют длительный срок службы (до первого ремонта 1500 часов) и успешно работают в широком диапазоне скоростей и высот. Продемонстрируйте стабильную работу в условиях перевернутого, плоского и прямого штопора с большим увеличением притока воздуха. АЛ-31Ф может работать в специальном режиме, при котором тяга может быть кратковременно увеличена до 12 900-13 000 кгс. Управление двигателями осуществляется гиронной системой с электронным аналоговым ограничителем-регулятором КРД-99, регулятором дожига РСФ-31 и сопловым регулятором, регулятором насоса НР-31.

АЛ-31Ф имеет улучшенное расположение агрегатов, закрытую маслосистему и работает на авиационном керосине марок РТ, ТС-1, Т-1. Удельный расход топлива: на минимальном крейсерском режиме 0,67 кг / кгс ч, на максимальном — 0,75 кг / кгс ч, на форсаже — 1,92 кг / кгс ч

Регулируемые воздухозаборники, расположенные под крылом истребителя, позволяют развивать скорость, в 2 раза превышающую скорость звука. Они предотвращают попадание в двигатели различных посторонних предметов при взлете и посадке.

Вооружение Су-33

Комплексное вооружение истребителя — 30-мм автоматическая пушка ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов. Зажигательные снаряды с высоким потенциалом используются для поражения невооруженных воздушных и наземных целей. Бронебойные снаряды могут применяться для борьбы с легкобронированной техникой. Скорострельность достигает 1500 выстрелов в минуту. Уникальной особенностью пушки является охлаждение ствола водяным паром.

Вооружение Су-33

Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести до восьми ракет средней дальности Р-27. Дальность пуска последних модификаций ракеты достигает 110 км, максимальная скорость преследуемой цели — 3500 км / ч. Другой вариант боевой загрузки — до шести ракет Р-73 малой дальности с дальностью пуска до 40 км.

Для поражения наземных целей и огневой поддержки дружественных войск Су-33 может нести до 80 неуправляемых 80-мм ракет С-8 (в блоках по 20 ракет) или до 20 122-мм ракет С-13 (в блоках по пять ракет), или 4 ракеты С-25 калибра 266 мм.

Мощность боевой части ракет С-25 позволяет уничтожать взлетно-посадочные полосы и укрепления в полевых условиях.

Истребитель наносит бомбовые удары, используя бомбы свободного падения, обычно бомбы большой мощности. 500 кг бомб могут подвешиваться максимум 8 штук, 100 кг — до 32. Наконец, в комплекс вооружения входят противокорабельные ракеты «Москит» или «Оникс».

Описание и применение Су-28

Самолет представляет собой упрощенную модификацию Су-25УБ, в которой сокращен состав вооружения и оборудования.

Экипаж самолета рассчитан на двух человек. Задача заключалась в обучении начинающих пилотов воздушной акробатике, аэронавигации и воздушной акробатике.





Обучение на Су-28 могло превратить курсанта, ранее владевшего поршневым самолетом, в квалифицированного пилота.

Во время обучения на этом самолете выполнялись следующие виды летной подготовки:

  • тип начального обучения;
  • заниматься воздушной акробатикой и воздушной навигацией в разное время суток, в простых и суровых погодных условиях;
  • обучение технике управления автомобилем в режиме «слепого полета»;
  • обучение в аварийном режиме работы: выход из строя двигателей, пилотажно-навигационного оборудования, других авиационных систем.

Возможности учебно-тренировочного самолета Су-28 включают:

  • максимальная преемственность с боевым и учебно-боевым вариантами Су-25 по оснащению кабины, технике пилотирования и летно-техническим характеристикам;
  • высокая маневренность;
  • возможность выполнять взлет, посадку и полет на работающем двигателе;
  • возможность работы машины на дизельном топливе;
  • положение самолета в аэропортах без покрытия;
  • компоновка шасси, допускающая сложные посадки;
  • высокие показатели надежности и безопасности от сбоев, минимальные затраты на обслуживание.

Проект предполагает установку на самолет четырех подвешенных баков емкостью 800 литров каждый и их опускание в режиме аварийной посадки.

Самолет отличался от своего предшественника Су-25УБ отсутствием следующих элементов и систем:

  • бронированные двигательные экраны;
  • столбы и опоры для балок;
  • прицельное оборудование;
  • электрооборудование съемных систем;
  • системы, отвечающие за контроль над вооружениями;
  • дополнительная проводка в управлении лифтом;
  • пенополиуритан в топливных баках.

Кроме того, была несколько упрощена топливная система самолета, демонтирована часть его агрегатов.

Место снятого оборудования занял центрирующий груз.

В кабине на место снятого оборудования установили заглушки. Их также поместили в отверстия снятых систем и в нишу держателя пистолета.

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

Сравним тактико-технические характеристики Су-33 с некоторыми аналогичными самолетами. Для наглядности возьмем уже снятый с вооружения истребитель ПВО F-14 (с прицелом на который создавался Су-33), нынешний основной авианосец США F / A-18 и перспективный F -35С.

Су-33Ф-14 TomcatF / A-18 Super HornetF-35C Lightning II

Практический потолок, км 17000 16150 15240 18200
Максимальная скорость, км / ч 2300 2485 1915 г 1930 г
Автономность полета, км 3000 2960 2003 г 2520
Боевая нагрузка, кг 6500 6500 8000 9100

Таким образом, отечественный самолет практически не уступал F-14, но F / A-18, уступая российскому самолету по летным характеристикам, превосходил его по мощности вооружения. При этом следует учитывать, что «Супер Хорнет» изначально задумывался как многоцелевой самолет с возможностью использования в качестве ударного самолета. И по габаритам и весу он меньше Су-33 и меньше F-14, который ему пришел на смену.

На 33 самолетах

Но F-35 получил не только более широкую боевую дальность, но и еще более мощное ракетно-бомбовое вооружение. При этом новый истребитель-бомбардировщик не имеет встроенной пушки, а установлен в подвесном контейнере. На сегодняшний день только одна эскадрилья, проходящая обучение, вооружена самолетами F-35. Примечательно, что Су-33, в отличие от самого F-14, создавался на базе существующего проекта «сухопутного» истребителя.

В 2010-е «монополия» Су-33 немного пошатнулась.

МиГ-29К вернулся в базовую авиацию, от разработки которой отказались в 1990-х годах. Но Индия заинтересовалась МиГом, и благодаря индийским заказам конструкторам удалось не только завершить создание самолета, но и модернизировать его. Теперь на это обратил внимание и российский флот.

Уменьшенные габариты и масса МиГ позволяют увеличить размер пневмогруппы. Но это не значит, что Су-33 уйдет с места происшествия. Обладая большей дальностью боя и более мощным вооружением, он останется штурмовиком.

Су-33 в культуре

  • Су-33 появляется в аниме «Евангелион» как истребитель авианосца в составе флота ООН
Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии