- Примечания
- Авионика
- РЛС: РЛПК-27К
- ОЭС: ОЭПС-27К
- История создания Су-33
- Су-35С
- Особенности палубного истребителя Су-33
- Модификации самолета Су-27
- Список построенных Су-33
- Особенности конструкции самолета Су-33УБ
- Двигатели и воздухозаборники Су-33
- Проекты и модификаци
- Проекты 1970-х годов
- Поздние проекты
- Сравнение с аналогами
- Особенности компоновки палубного истребителя Су-33
- Конструкция
- Су-35
- Эксплуатация
- Происшествия
- Описание и применение Су-28
- Интересные факты
- Электронный отказ
- Технические и летные характеристики Су-33
- Силовая установка Су-33
Примечания
- С 1989 г. К. Х. Марбашев был назначен главным конструктором.
- Действительно, боевая эксплуатация самолета началась еще до его официального принятия на вооружение.
- В некоторых источниках указывается высота плоскости 5,9 м, что соответствует исходной плоскости. Известно, что высоту килей Су-27К пришлось уменьшить в 1987 году, чтобы самолет прошел в ангар, поэтому реальная высота корабля должна быть меньше 5,9 метра.
- По некоторым источникам, сухой вес составляет 18 500 кг.
- Полная дозаправка внутренних баков и ракет класса «воздух-воздух»; с такой массой самолет взлетает с ближних (1-й и 2-й) позиций вылета авианосца при движении корабля со скоростью 7 узлов.
- Предоставляется максимально допустимое значение; При полном заполнении внутренних баков и боевой нагрузке 6500 кг Су-33 имеет массу 32200 кг. С такой массой самолет взлетает с дальней (3а) стартовой позиции авианосца при движении корабля со скоростью 15 узлов.
- Добавлен форсаж форсажной камеры в аварийном режиме; нормальная тяга форсажной камеры 12 500 кгс, максимальная тяга без форсажной камеры каждого двигателя 7670 кгс (74,5 кН).
- На начальном этапе проектирования (1972-1977 гг.) Планировалось существенно дополнить вооружение самолетов-носителей семейства Су-27К противокорабельными и противорадиолокационными ракетами, а также оснастить штурмовой вариант истребителя самолет с новым Пума ПрНК».
- Уменьшение габаритов в сложенном виде было необходимо из-за конкуренции с более компактным МиГ-29К, чтобы на палубе и в ангаре корабля можно было разместить не меньше Су-33.
- Тогда первый прототип (Т10К-1) погиб в результате аварии, поэтому в ЛКИ на корабле участвовал только один экземпляр Т10К-2. Следует отметить, что его посадка на мостик 1 ноября 1989 г была первой посадкой обычного самолета на авианосец в истории всего российского флота; Рекорд по взлету обычного самолета с корабля в тот же день получил МиГ-29К.
- Каждый экземпляр установочной партии получил обозначение от Т10К-3 до Т10К-9; Номер T10K-0 ранее получил нелетный образец для статических испытаний, а Flight T10K-1 и T10K-2 были экспериментальной серией.
- При официальном принятии на вооружение самолет получил новое обозначение Су-33 взамен прежнего Су-27К.
- В некоторых источниках указывается цифра в 25 серийных машин, но по серийным номерам известно, что было построено не менее 6 серий по 5 единиц (серии 4, 5, 6, 7, 8 и 9), а из 9 серий — только самолет (закончен в 1997 г., заводской номер 09301, бортовой номер 88 красный). Пять серий по 5 единиц плюс один самолет дают всего 26 построенных самолетов. Возможно, в одной из серий, за исключением 9, тоже были укомплектованы не все 5 самолетов.
- Не считая двух нелетающих экземпляров для наземных испытаний.
- Если RVP видит по индикатору, что самолет на глиссаде не выдерживает угол посадки, он предупреждает пилота или, если он не успевает исправить ситуацию, отправляет его на второй заход на посадку. Аналогичный трехцветный индикатор того же назначения установлен снаружи всех самолетов в США.
- 279-й ОКИАП стал «истребителем» именно за счет перевооружения на Су-33, до этого основу полковой техники составлял штурмовик вертикального взлета, установленный на палубе Як-38, и носил название «штурмовой». (279 ° ОКШАП).
- Причиной аварии стал разрыв водопровода.
- Переделан как образец Т10КУБ-1, синяя карта №21.
- Причиной аварии стал отказ системы управления.
- Причиной была признана ошибка пилотирования.
- Самолет разбился во время демонстрационного полета при соблюдении предельных режимов.
- Авария произошла из-за ошибки пилотирования при выполнении фигуры «Кобра».
- Во время круиза в Северной Атлантике при посадке трос обрывается, самолет врезается в океан и погружается на глубину 1100 м; пилоту удалось катапультироваться.
Авионика
РЛС: РЛПК-27К
Антенна: — Тип: Н001К — Диаметр: 1075 мм
Поле зрения: — по высоте: ± 50 ° — по азимуту: ± 60°
Дальность обнаружения воздушных целей при ЭПР = 3 м2: — навстречу: 100 км — после: 40 км
Количество одновременно сопровождаемых целей: 10
ОЭС: ОЭПС-27К
Тип: ОЛС-27К («46Ш»)
Поле зрения: — по высоте: -15 ° / + 60 ° — по азимуту: ± 60°
Поле зрения: 120 × 75°
Угол обзора: 60 × 10 °, 20 × 5 °, 3 × 3°
Дальность сопровождения контрастной воздушной цели: — навстречу: 40 км — после: 100 км
Дальность измерения: 6 км
Каска системы целеуказания: «Щель-3УМ-1»
История создания Су-33
Первоначально самолет создавался в ОКБ Сухого (под руководством конструктора Симонова) по заданию и для нужд ВМФ СССР. Конструкторские работы начались в 1984 году на базе многоцелевого истребителя Су-27. Перед разработчиками стояла задача создать самолет, способный эффективно атаковать корабли противника, действуя с палубы крейсера, несущего самолет.
В 1987-88 гг. Были проведены опытные полеты первых двух опытных образцов машины. В конце 1989 года Су-33 прошел испытания на авианосном крейсере «Тбилиси» с взлетно-посадочными учениями. В следующем году истребитель пошел в серийное производство.
После 2000 г. ОКБ Сухого провело модернизацию (Су-33М) 19 изготовленных самолетов, в результате которой Су-33 получил новые двигатели с увеличенным ресурсом, был оснащен системой спутниковой навигации и высокоточным прицелом системы. Для увеличения атакующих возможностей самолета был внесен ряд дополнительных улучшений, но их точные детали не разглашаются.
Су-33
Су-33
Су-35С
(Фото: Владислав Перминов)
Но современный Су-35, известный как Су-35С, вполне способен летать. Он выпускается серийно, и сейчас это совершенно другой самолет, чем был в 90-е, гораздо более совершенный. На самом деле от оригинального Т-10 общий силуэт только один. Оснащен UHT-двигателями, что позволяет машинам этого типа буквально «танцевать» в воздухе, но нет крыльев PGO. Без него отличить Су-35С от обычного Су-27 непросто, а вот издалека и с разных ракурсов совсем нет. Расширенные рули направления, другой конец хвостовой балки (с «треугольниками» по бокам), отсутствие воздушного тормоза (есть за кабиной на обычном Су-27) и выдвижной топливной штанги под кабиной (не было на оригинальном Су-27) в помощь. Когда Су-35 находится на земле, заметна разница в виде сдвоенных передних колес шасси: для компенсации увеличенной взлетной массы.
Особенности палубного истребителя Су-33
Несмотря на то, что новый Су-33 основан на Су-27, он все же имеет массу преимуществ.
- Во-первых, улучшено качество крыльев при взлете и посадке; это было достигнуто за счет увеличения площади крыла.
- Для более безопасного и короткого взлета самолета были увеличены тяговооруженность. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно справляться с перегрузками.
- Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасную и точную посадку, имеет возможность взаимодействовать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.
- Складные крылья позволяют перевозить на борту авианосца несколько истребителей. А защищенные части самолета позволят этому самолету прослужить намного дольше.
- Взлетная масса самолета была увеличена до 33 тонн, для этого можно было увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонны. Повышенная боевая нагрузка позволяла одновременно подвешивать на истребитель Су-33 до 12 ракет класса «воздух-воздух» и до шести ракет Р-73.
- Система дозаправки увеличивает дальность полета, а панель дозаправки расположена перед пилотом слева от кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.
Модификации самолета Су-27
- Су-30 — многоцелевой истребитель, рассчитанный на экипаж из двух человек.
- Су-33 — истребитель авианосного базирования. Имеет крюк аварийного торможения.
- Су-34 — бомбардировщик, используемый в десантных операциях.
- Су-35 — универсальный военный истребитель.
- Су-27С — одноместный истребитель-перехватчик (двигатели АЛ-31Ф).
- Су-27СК — экспортная копия, выпускаемая с 1991 года. Вооружение — Р-27 и Р-73.
- Су-27СМ — более совершенная версия самолета. В наличии имеются системы SUV-27E и SUV-VESh.
- Су-27СМ3 — спроектировано 12 самолетов. Двигатель АЛ-31Ф-М1.
- Су-27СКМ — экспортный вариант Су-27СМ.
- Су-27П — истребитель-перехватчик, созданный для летчика. Используется исключительно для ПВО.
- Су-27УБ — двухместный учебно-боевой истребитель.
- Су-27УБК — экспортный вариант.
- Су-33УБ — авианосный истребитель, предназначенный для проведения боевых учений.
- Украинские модификации: Су-27УБ1М, Су-27УП1М, Су-27С1М, Су-27П1М.
Один из основных отечественных фронтовых истребителей, он полностью отвечает всем требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса. Первый боевой вылет совершил летчик-испытатель В.С. Ильюшин 20 мая 1977 года. К 2000 году было выпущено 760 самолетов Су-27. Силовая установка: два двухконтурных турбовинтовых двигателя с форсажной камерой двигателя АЛ-31Ф тягой по 12500 кг каждый.
Су-27 фото
Тактико-технические характеристики фронтового истребителя Су-27
- Размах крыла 14,7 м
- Размах крыла с управляемыми ракетами Р-73Э на консоли 14,95 м
- Длина самолета (без ствольной коробки
- давление воздуха), м 21,94
- Высота самолета, 5,93 м
- Высота самолета Су-27УБ, 6,36 м
- Площадь крыла, м2 62,04
- Взлетная масса, кг: не более 28000
- Взлетная масса, кг: нормальная 23000
- Масса самолета в пустом состоянии, кг 16 300
- Масса топлива во внутренних баках, кг 9400
- Боевая нагрузка, максимальная, 4000 кг
- Скорость максимальная, км / ч: Су-27 2500
- Скорость максимальная, км / ч: Су-27 УБ 2125
- Путевая скорость максимальная, 1400 км / ч
- Практический потолок, м: 18 500
- Практический потолок, м Су-27 УБ: 17 250
- Динамический потолок, 24000 м
- Климбинг максимальная, км / ч 300 м / с
- Практическая автономность, км: Су-27 3900
- Практическая дальность, км: Су-27УБ 3000
- Практическая дальность полета на земле 1400 км
Схема Су-27
Вооружение:
- масса боевой нагрузки 6000-8000 кг
- Тип вооружения: пушка ГШ-301 (калибр 30 мм);
- десять управляемых ракет средней, большой и малой дальности;
- пять малогабаритных грузовых контейнеров;
- до шести блоков неуправляемых ракет (калибр 80, 122 мм);
- до 38 бомб свободного падения.
- Возможны другие виды оружия.
Список построенных Су-33
Авиационные происшествия и катастрофы | |||
Изображение | Пример | Номер карты (серийный номер, серийный номер) | Примечания (править |
Эксперт | |||
Т10К-0 | с / п 01-01 | Создан для статического тестирования. | |
Т10К-10 | з / п 03-05 | Создан для статического тестирования. | |
Т10-20КТМ | ветры | Массово-габаритный макет, сделанный на базе эксперта Т10-20, использовался для отработки позиционирования будущего Су-33 на палубе авианосца | |
Т10К-1 | 37 | Первый летный прототип. Первый полет состоялся 17 августа 1987 года. Пропал 27 сентября 1988 года за отказ. Летчик Н. Садовников был успешно катапультирован. | |
Т10К-2 | 39 | Второй летный прототип. Первый полет состоялся 22 декабря 1987 года. Именно этот самолет, пилотируемый В.Г. Пугачевым, 1 ноября 1989 года совершил первую посадку на авианосец. | |
Монтажная партия | |||
Т10К-3 | с / п 02-01 | Первый полет 17 февраля 1990 года. После распада СССР он отправился на Украину (авиабаза Новофедоровка в Саках). | |
Т10К-4 | 59 (номер доставки 49051002502, тел. 02-02) | 1990 В 1995-1999 годах переоборудован в Т10КУБ-1. | |
Т10К-5 | 69 (номер доставки 49051002603, тел. 02-03) | 1990 г. Постоянный участник МАКС. | |
Т10К-6 | 79 (номер / номер 49051003301, номер / номер 03-01) | 1991 г | |
Т10К-7 | 89 (серийный номер 03-02) | 1991 г. После распада СССР машина осталась на территории Украины. Позже самолет был продан в Китай, где был скопирован в 2010 году (копия получила название J-15). | |
Т10К-8 | 99 (з / н 03-03) | 1991 г. 11 июля 1991 г из-за выхода из строя СДУ автомобиль был утерян. Т. Апакидзе успешно исключен. | |
Т10К-9 | 109 (номер / номер 49051003604, номер / номер 03-04) | 1991 г | |
Серийные машины | |||
60 | |||
61 | |||
62 | |||
64 | |||
65 (номер доставки 49051006105, тел 06-05) | Он разбился 17 июня 1996 года из-за ошибки пилота. Летчик В. Кузьменко погиб. | ||
66 | |||
67 | |||
68 | |||
70 (номер / номер 49051004103, номер / номер 04-03) | Он разбился 17 июля 2001 года из-за ошибки пилотирования. Летчик Т. Апакидзе погиб. | ||
71 | |||
72 | |||
73 | Он разбился 11 мая 2000 года из-за ошибки пилота. Летчик П. Кретов был успешно катапультирован. | ||
76 | |||
77 (номер / номер 49051005101, номер / номер 05-01) | |||
78 | |||
Фото | 79 | ||
80 | |||
81 год | |||
82 (номер / номер 49051007504, номер / номер 07-04) | Утонул 5 сентября 2005 г из-за поломки финиша при посадке на мостик. Летчик Ю.Корнеев успешно катапультировался. | ||
83 | |||
84 | |||
85 | |||
86 | |||
87 | |||
88 (номер / номер 49051009301, номер / номер 09-01) |
Особенности конструкции самолета Су-33УБ
Компоновка корпуса выполнена в виде цельного триплана, который отличается прекрасными аэродинамическими качествами. Если сравнить аэродинамику этого самолета с аэродинамикой Су-33, новый самолет имеет на 10% более высокие характеристики. За счет улучшения аэродинамических качеств удалось снизить расход топлива на 20%.
В конструкции этой машины было использовано большое количество композиционных материалов, но основные детали по-прежнему были изготовлены из алюминиевых сплавов. Таким образом, крылья самолетов выполнены из алюминиевых сплавов, что значительно увеличивает их живучесть в боевых условиях. К тому же такая конструкция достаточно легкая, но надежная. Использование легких сплавов и композитных материалов позволило снизить общий вес машины до веса одноместных истребителей. На самолете использовалось большое количество бронезащитных заграждений, что увеличивало живучесть самолета.
Силовая установка самолета представлена двумя двигателями модели TRDDF, но при дальнейших доработках они могут быть заменены более новыми и более производительными установками. Система ПТБ расположена под крылом самолета. Эта модель истребителя имеет возможность дозаправки в воздухе.
Крен и тангаж самолета контролируются новой автоматической системой типа EDSU. Он способен контролировать все аэродинамические поверхности, флапероны, закрылки, оперение, а также контролировать работу двигателей. Благодаря этому оборудованию сокращается время балансировки и значительно увеличивается подъемная сила машины.
Первым истребителем российского производства, оснащенным системой выработки кислорода в кабине, стал Су-33УБ. Эта система снабжает кабину азотом, что значительно снижает зависимость самолета от наземного обслуживания.
Что касается авионики, которой оснащен самолет, то она соответствует требованиям 5-го и 6-го поколений. Система намного легче, меньше по размеру и весу, чем предыдущие версии, но при этом может выполнять больше функций за меньшее время. Самолет имеет многоканальный комплекс, который контролирует все системы и предоставляет пилотам исчерпывающую информацию о воздушной обстановке.
Для обнаружения противника самолет Су-33УБ оснащен тепловизионными камерами и лазерными дальномерами, способными обнаруживать цель и определять ее дальность.
Еще одна положительная особенность конструкции — использование в кабине кабины «темной кабины». В машине типа Су-33УБ уменьшено количество рулевых органов, что позволило упростить управление учебной машиной. Кабина экипажа оборудована цветными дисплеями, которые предоставляют исчерпывающую информацию о работе систем и состоянии вокруг самолета. Также на лобовом стекле самолета была спроектирована система прицельной индикации. Что касается обслуживания устройства, то оно стало намного проще, чем в предыдущих версиях истребителей.
Учебный истребитель класса Су-33УБ был выпущен в единственном экземпляре. Изначально планировалось запустить этот проект в серийное производство. Был даже заказ от ВВС Китая на 40 машин, но вскоре они отменили свой заказ, что привело к закрытию проекта.
Двигатели и воздухозаборники Су-33
Истребитель Су-33 оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями АЛ-31Ф со смещенными за турбиной потоками. Они экономичны и мощны, имеют модульную конструкцию из 14 единиц. Модули представлены 10-ступенчатым компрессором высокого давления с регулируемой группой первой ступени, 4-ступенчатым компрессором низкого давления и регулируемым направляющим каналом, кольцевой камерой сгорания, одноступенчатым внешним контуром с высоким охлаждением и турбинами с низкое давление, сверхзвуковое сопло и форсаж.
Двигатели АЛ-31Ф имеют длительный срок службы (до первого ремонта 1500 часов) и успешно работают в широком диапазоне скоростей и высот. Продемонстрируйте стабильную работу в условиях перевернутого, плоского и прямого штопора с большим увеличением притока воздуха. АЛ-31Ф может работать в специальном режиме, при котором тяга может быть кратковременно увеличена до 12 900-13 000 кгс. Управление двигателями осуществляется гиронной системой с электронным аналоговым ограничителем-регулятором КРД-99, регулятором дожига РСФ-31 и сопловым регулятором, регулятором насоса НР-31.
АЛ-31Ф имеет улучшенное расположение агрегатов, закрытую маслосистему и работает на авиационном керосине марок РТ, ТС-1, Т-1. Удельный расход топлива: на минимальном крейсерском режиме 0,67 кг / кгс ч, на максимальном — 0,75 кг / кгс ч, на форсаже — 1,92 кг / кгс ч
Регулируемые воздухозаборники, расположенные под крылом истребителя, позволяют развивать скорость, в 2 раза превышающую скорость звука. Они предотвращают попадание в двигатели различных посторонних предметов при взлете и посадке.
Проекты и модификаци
Проекты 1970-х годов
- Су-27К — проект авианосного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160. От оригинального самолета он отличался только конструктивно (усиленная рама, тормозной гак, складывающаяся консоль крыла).
- Су-28К — проект двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160. Это была модификация Су-27К со специальной системой управления вооружением (SUV), которая позволяла использовать различное вооружение » «Воздух-корабль», «воздух-земля» и «воздух» — РЛС ». На его основе был разработан ряд модификаций: разведывательный целеуказатель (Су-28КРТ), самолет РЛДН и другие.
- Су-28КРТ — конструкция самолета-разведчика на базе авианосцев и целеуказания для оборудования авианосцев проекта 1160. Являлась модификацией Су-28К.
- Су-29К — проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160. Он представлял собой модификацию Су-27К с улучшенным внедорожником, который позволял использовать ракеты класса «воздух-воздух» на большой дальности. -33 самолета.
- Су-27КИ — проект авианосного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосных крейсеров проекта 1153, а затем и предварительной версии авианосца проекта 1143.5.
- Су-27КШ — это конструкция авианосного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианосных крейсеров проекта 1153, а затем и предварительной версии авианосца проекта 1143.5.
Поздние проекты
- Су-27К — это конструкция авианосного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосных крейсеров проекта 1143.5.
- Су-27КУ — это проект двухместного учебно-тренировочного авианосного самолета.
- Су-27КРТ — конструкция двухместного самолета разведки и целеуказания на базе авианосцев.
- Су-27КПП — это двухместный авианосный постановщик помех.
- Су-27КТ / Су-27КТЗ — авианосный двухместный самолет-заправщик.
- Су-27КУБ / Су-33УБ — двухместный авианосный учебно-боевой самолет конструкции на базе разработок Су-27КУ и Су-27КТ. Построен летный образец (переделанный из Т-10К-4). Программа закрыта.
- Су-33 — обозначение авианосных истребителей Су-27К после их принятия на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов».
Сравнение с аналогами
Сравнение с аналогами | |||
Модель и страна | Су-33 | МиГ-29К | Шэньян J-15 |
Появление | |||
Год принятия | 1998 г | 2013 | 2015 (план) |
Годы производства | 1989 — н / д | с 2005 года | — |
Выпущено, шт | 26 год | > 20 | н / д |
Масса пустого, кг | 19 600 | 12 700 | |
Масса боевой нагрузки, кг | 6500 | 4500 | |
Встроенная пушка | 1 × 30 мм ГШ-30-1 | 1 × 30 мм ГШ-30-1 | |
Максимальный взлетный вес, кг | 33 000 | 22400 | |
Силовая установка | 2 × АЛ-31Ф 3-й серии | 2 × РД-33МК | |
Максимальная тяга двигателя, кН * на форсаже | 2 x 74,5 кН 2 x 122,6 кН | 2 x 53,4 кН 2 x 88,3 кН | |
Максимальная скорость, км / ч | 2300 | 2300 | |
Практический потолок, м | 17 000 | 17 500 | |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 3000 | 2000 г | |
Модель и страна | Боинг F / A-18E / F Super Hornet | Грумман F-14 Tomcat | Dassault Rafale M |
Появление | |||
Год принятия | 1999 г | 1974 г | 2004 г |
Годы производства | с 1997 | 1974 — 1992 | с 1997 |
Выпущено, шт | > 500 | 712 | 36 |
Масса пустого, кг | 13387 | 18191 | 10 000 |
Масса боевой нагрузки, кг | 8051 | 5900 | |
Встроенная пушка | 1 × 20 мм вулкан М61А1 | 1 × 20 мм вулкан М61А1 | 1 × 30 мм Nexter DEFA 791B |
Максимальный взлетный вес, кг | 21320 | 33720 | 24 500 |
Силовая установка | 2 × General Electric F414-GE-400 | 2 × General Electric F110-GE-400 | 2 × Snecma M88-2-E4 |
Максимальная тяга двигателя, кН * на форсаже | 2 x 62,3 кН 2 x 97,9 кН | 2 x 61,4 кН 2 x 124,7 кН | 2 x 50,04 кН 2 x 75,62 кН |
Максимальная скорость, км / ч | 1915 г | 2485 | 1900 г |
Практический потолок, м | 15 240 | 16150 | 15 240 |
Практическая дальность (без ПТБ), км | 2003 г | 2960 | 1800 |
Особенности компоновки палубного истребителя Су-33
Су-33 — достаточно новый российский истребитель на базе авианосцев с горизонтальным взлетом и посадкой, схема его исполнения представляет собой неустойчивый триплан цельной компоновки с тремя опорными поверхностями.
С учетом особенностей посадки на палубу корабля, связанных со скоростями спуска (самолет приземляется без выравнивания) и вертикальными перегрузками, конструкция крыла и фюзеляжа модификации корабля-истребителя значительно усилена. Консоли крыла модифицированные, складные, с:
- цельный флаперон заменен двумя отдельными элементами управления (двухсекционный заслонка и парящий элерон);
- шарнирные чулки производятся в трех секциях с увеличенной площадью;
- неподвижная часть консоли оборудована дополнительным блоком подвески ракеты, соответственно ее площадь увеличена до 67,8 метра.
Передняя и основная стойки шасси Су-33 усилены и имеют специальные технические узлы для буксировки и швартовки судов. Передняя опора стала телескопической и двухколесной; Кроме того, он имеет трехцветный маяк и дополнительные посадочные огни. Сигнальные огни информируют посадочного офицера о положении самолета на глиссаде и посадочной скорости.
Кабина экипажа оснащена пилотажно-навигационными приборами с многофункциональным индикатором на фоне лобового стекла. На нем отображается вся необходимая тактическая, навигационная и прицельная информация, что позволяет эффективно выполнять боевые задачи днем и ночью в любую погоду. В кабине также предусмотрены специальные системы жизнеобеспечения, поддерживающие нормальные условия для пилота на всех режимах работы. Защитное снаряжение пилота включает в себя компенсирующие или защитные костюмы для работы на больших высотах, а для полетов в надводном космосе имеется высотный спасательный комплект военно-морского флота. Маска пилота оснащена кислородной системой для обеспечения воздушно-кислородной смеси на высотах до 8000 км.
Конструкция
Су-33 — двухдвигательный самолет нормальной аэродинамической конструкции с двухкилевым хвостовым оперением. Одной из главных конструктивных особенностей Су-33, отличающей его от Су-27, является переднее горизонтальное оперение. Оказалось, что самолет, по весу относительно исходной модели, мог сохранять продольную устойчивость, особенно на малых скоростях.
Неожиданным побочным эффектом установки ВГО стало увеличение подъемной силы.
Впоследствии передняя колесная пара появилась на модернизированных машинах Су-27. Другими отличиями были усиленное шасси и увеличение массы как самого самолета, так и его боевой нагрузки. Помимо такой очевидной разницы, как наличие складывающихся крыльев, изменилась и их механизация.
Радиолокационный комплекс РЛПК-27К, оснащенный доплеровской РЛС, расположен за носовой частью истребителя. Также имеется оптико-электронная система прицеливания OEPS-27K, которая включает в себя датчик теплового направления, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Герметичная кабина Су-33 расположена в головной части фюзеляжа, за отсеком с блоками антенны РЛС и прицельным комплексом. Кресло пилота — катапультное, модель K-Z6DM. Он оборудован маяком и аварийным резервом.
Электронное оборудование размещалось под кабиной и в отсеке за кабиной. В пространстве за кабиной также находится боекомплект пушки. Сама пушка расположена в выступе правого крыла. Левый приток зарезервирован для других блоков.
Два турбореактивных двигателя марки АЛ-31Ф3 отличаются от штатных агрегатов наличием специального режима тяги. Даже с полной боевой нагрузкой истребителю необходимо отрываться от трамплина. Гондолы двигателей расположены под корпусом самолета и относятся к кормовой части фюзеляжа.
Запуск двигателя осуществляется стартерами газовой турбины.
Воздухозаборники регулируются с помощью подвижных панелей. Во время взлета и посадки каждый воздухозаборник автоматически закрывается защитной титановой панелью.
Передний топливный бак расположен в центре фюзеляжа над воздухозаборниками двигателя, задний — в центральной балке фюзеляжа за отсеком оборудования. Общая емкость баков — 12100 литров керосина. Для дозаправки в полете самолет оборудован выдвижной штангой топливного ресивера. А при установке подвесного агрегата УПАЗ-1К Су-33 сам может выполнять функцию автоцистерны. В качестве камуфляжа на Су-33 обычно используется триколор серо-голубых оттенков.
Су-35
Среди современных самолетов «Сушки» упомянутый Су-33 — единственный одноместный самолет с ПГО. Однако в 1990-х — начале 2000-х слышали Су-35 (первый носитель этого имени тьфу, это из другой оперы — сокращенно первый с таким индексом) и Су-37 (тот же Су-35, но с двигателями, управляемыми вектором тяги, УВТ). Это была первая попытка серьезной модернизации Су-27. Было выпущено несколько машин, но по финансовым причинам производство «не пошло». Их можно отличить от Су-33 по цвету; у других есть более высокие кили с горизонтальным, а не скошенным верхним краем. Однако единственный построенный Су-37, к сожалению, разбился, а первые Су-35 почти не летают.
Эксплуатация
Распад СССР привел к сокращению программы строительства авианосного флота, и «Адмирал Кузнецов» остался единственным кораблем такого типа в России. В результате сократилось и производство истребителей Су-33. Однако от МиГ-29К решили вообще отказаться.
В первой половине 90-х самолет потихоньку проходил государственные испытания, демонстрировался на парадах и выставках, а в 1995 году вместе с Кузнецовым впервые предпринял военный поход. Однако официальное принятие на вооружение произошло только в 1998 году. Из 26 выпущенных машин 10 базируются на авианосце, остальные вошли в состав 279-го истребительного авиационного полка Северного флота.
С 2002 года истребители модернизируются до образца Су-33М.
При этом устанавливаются новые двигатели с увеличенным ресурсом, модернизируются системы навигации и прицела. Су-33 крестился в результате пожара 2016 года в Сирии. Самолеты авиагруппы «Адмирал Кузнецов» атаковали наземные силы террористов.
Происшествия
С момента первого полета Су-33 произошло 7 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолета.
- 28 сентября 1988 г первый опытный образец Т10К-1 (б / н 37) под управлением летчика-испытателя Николая Садовникова на высоте 2000 м и скорости 1270 км / ч не справился с управлением из-за отказа системы водопроводчиков. Пилот самоустранился.
- 11 июля 1991 г из-за выхода из строя ЭДСУ погиб один из самолетов опытной партии (Т10К-8). Летчик полковник Тимур Апакидзе был исключен.
- 17 июня 1996 г при выполнении учебно-тренировочного полета в сложных метеоусловиях разбился Су-33 (б / н 65) 1-го АЭ 279-го КИАП. Виталий Кузьменко, управлявший автомобилем, погиб.
- 11 мая 2000 г во время плановых полетов отдельного морского авиационного полка Северного флота произошла авария на истребителе Су-33 (б / н 73), пилотируемом летчиком первого класса полковником Павлом Кретовым. Пилоту удалось выпрыгнуть из упавшей машины и благополучно приземлиться примерно в 54 км от базового аэропорта Североморск-3. В самолете произошел отказ бортовой системы управления.
- 17 июля 2001 г во время авиашоу, посвященного Дню авиации ВМФ, в гарнизоне Остров под Псковом, имитируя посадку на авианосец, Су-33 (n / 70), пилотируемый генерал-майором Тимуром, разбился Апакидзе, Герой России. В результате самолет ударился о взлетно-посадочную полосу и сгорел, пилот погиб.
- 5 сентября 2005 г пропал самолет Су-33 (н / н 82) под управлением подполковника Юрия Корнеева. Пилот успешно катапультировался. Авария произошла при посадке на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов». Из-за обрыва троса ограничителя воздуха (тормозного устройства) самолет продолжил движение по палубе, упал за борт и затонул.
Описание и применение Су-28
Самолет представляет собой упрощенную модификацию Су-25УБ, в которой сокращен состав вооружения и оборудования.
Экипаж самолета рассчитан на двух человек. Задача заключалась в обучении начинающих пилотов воздушной акробатике, аэронавигации и воздушной акробатике.
Обучение на Су-28 могло превратить курсанта, ранее владевшего поршневым самолетом, в квалифицированного пилота.
Во время обучения на этом самолете выполнялись следующие виды летной подготовки:
- тип начального обучения;
- заниматься воздушной акробатикой и воздушной навигацией в разное время суток, в простых и суровых погодных условиях;
- обучение технике управления автомобилем в режиме «слепого полета»;
- обучение в аварийном режиме работы: выход из строя двигателей, пилотажно-навигационного оборудования, других авиационных систем.
Возможности учебно-тренировочного самолета Су-28 включают:
- максимальная преемственность с боевым и учебно-боевым вариантами Су-25 по оснащению кабины, технике пилотирования и летно-техническим характеристикам;
- высокая маневренность;
- возможность выполнять взлет, посадку и полет на работающем двигателе;
- возможность работы машины на дизельном топливе;
- положение самолета в аэропортах без покрытия;
- компоновка шасси, допускающая сложные посадки;
- высокие показатели надежности и безопасности от сбоев, минимальные затраты на обслуживание.
Проект предполагает установку на самолет четырех подвешенных баков емкостью 800 литров каждый и их опускание в режиме аварийной посадки.
Самолет отличался от своего предшественника Су-25УБ отсутствием следующих элементов и систем:
- бронированные двигательные экраны;
- столбы и опоры для балок;
- прицельное оборудование;
- электрооборудование съемных систем;
- системы, отвечающие за контроль над вооружениями;
- дополнительная проводка в управлении лифтом;
- пенополиуритан в топливных баках.
Кроме того, была несколько упрощена топливная система самолета, демонтирована часть его агрегатов.
Место снятого оборудования занял центрирующий груз.
В кабине на место снятого оборудования установили заглушки. Их также поместили в отверстия снятых систем и в нишу держателя пистолета.
Интересные факты
- Известный омский обозреватель Андрей Блохин дал российскому хоккеисту Максиму Сушинскому прозвище Су-33, которое совпадает с его первыми буквами фамилии и номером любимой игры.
Электронный отказ
Как рассказали «Известиям» источники, знакомые с ситуацией в ВПК и военном ведомстве, в настоящее время изучаются две основные версии гибели самолета: человеческий фактор и отказ бортовых систем.
Одной из возможных причин аварийной ситуации собеседники определили выход из строя электрической системы дистанционного управления (ЭДСУ) самолета. Система могла выйти из строя из-за отказа одного из ее компонентов или программного сбоя.
С помощью EDSU самолет управляется, пояснил «Известиям» летчик-испытатель Олег Мутовин.
— Во время полета EDSU передает управляющие движения пилота или систему автоматического управления с помощью электрических сигналов на органы управления — аэродинамические рули направления или устройства отклонения вектора тяги. Поэтому на Западе принята аббревиатура FBW — Fly-by-Wire, «управление полетом по кабелю». Его начали внедрять в 1970-х годах и в настоящее время используют не только на военных самолетах, но и на гражданских кораблях и даже некоторых типах вертолетов.
По словам эксперта, EDSU имеет множество преимуществ: например, он избавляет от необходимости использовать жесткие стержни между органами управления и рулевыми поверхностями. Это позволяет значительно сэкономить вес и объем планера, что особенно ценится в авиации. Поверхности руля напрямую отклоняют электроприводы. Использование EDSU позволяет истребителям достичь высокой маневренности и эффективности, а гражданским самолетам — повысить эффективность и производительность.
Фото: Известия / Артем Коротаев
«Су-57 имеет многоступенчатую систему защиты от ошибок пилотирования», — рассказал «Известиям» знакомый с ситуацией представитель оборонно-промышленного комплекса. — Не позволяет «вести» самолет в критических условиях полета. Благодаря бортовым компьютерам и двигателям с изменяемым вектором тяги машину можно вывести из самых сложных ситуаций. Пилот просто нажимает кнопку, и система управления возвращает самолет в горизонтальный полет.
Олег Мутовин отметил, что полный отказ такой системы сейчас большая редкость, так как управляющие сигналы обычно передаются одновременно по четырем каналам. Выход из строя одного из них или получение ложной информации о нем является поводом для перезапуска. При выходе из строя двух каналов лучше вернуться в аэропорт, — отметил эксперт.
При выходе из строя трех каналов пилот должен перейти в режим «Прямая связь», как это называется на истребителе: пилот вручную управляет самолетом. Алгоритм управления упрощается, но поддерживается полет. Опытный водитель без проблем выберется из этой ситуации, отметил эксперт.
Другой возможной причиной мог стать отказ автоматики двигателя. Эта система регулирует режимы работы двигателей Су-57 и подачу топлива.
Технические и летные характеристики Су-33
Основные тактико-технические характеристики и массы:
- длина (со штангой POD) / высота самолета, м — 21,15 / 5,85;
- размах крыла / полное раскрытие со сложенными консолями, м — 14,7 / 7,4;
- взлетная масса с полной дозаправкой — 29940 кг;
- максимальная взлетная — 33000 кг;
- максимальная при посадке (посадке) — 22300 кг.
Основные летные характеристики:
- скорость взлета с трамплина / скорость подхода, км / ч — 140/240;
- потолок полета — 17000 м;
- максимальная скорость на высоте / у земли, км / ч — 2300/1400.
Су-33 — самый дальнобойный и самый мощный истребитель в мире. Он производится в Комсомольске-на-Амуре, где к 2020 году выпущено более 2000 самолетов марки «Сухой». В 2020 году этот авианосный истребитель намерен сохранить свои позиции в зарубежных поставках. В России это признано одним из приоритетных направлений развития авианосной авиации в 2020 году.
Силовая установка Су-33
На палубном истребителе этой модели установлены два двигателя ТРДДФ АЛ-31К мощностью 13 300 кгс каждый. Эти модели представляют собой двухконтурные турбореактивные установки с форсажными камерами. На Су-33 может быть установлен дополнительный внешний топливный бак. Этот самолет имеет возможность дозаправки топливом прямо в воздухе, а роль заправщика может сыграть другой Су-33. В режиме дозаправки в воздухе истребитель может получить до 6 тонн топлива.
Новый истребитель оснащался более совершенным и современным бортовым оборудованием. Вся механическая система управления была ликвидирована, ее заменил автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он обеспечивает автоматическую регулировку тяги двигателя, корректирует полет до определенной точки, а также возможна автоматическая посадка благодаря использованию системы «Резистор-К-42», установленной на авианосцах.