Самолёт Миг-25: технические характеристики, использование во Вьетнаме, скорость истребителя перехватчика

История разработки самолета

В 1964 году в США был совершен первый полет нового технически совершенного самолета XB-70. Несмотря на то, что первые полеты были не очень удачными (появлялись различные проблемы с работой двигателя), это позволило США стать лидером в авиастроении.

Мощность и мощь МиГ-25

XB-70 имел беспрецедентную скорость полета — М = 3. Для СССР бездействие означало потерю. Поэтому в 1961 году С.А. Микоян объявил о разработке нового сверхскоростного самолета.

Уже в 1962 году был подготовлен и утвержден новый проект — Е-155П. Спустя 2 года истребитель был готов к первому испытательному полету, который выполнил советский летчик-испытатель П. Остапенко.

Спустя некоторое время на государственном уровне было проведено еще несколько испытаний, для которых потребовалось 9 самолетов. Полеты выполнялись в НИИ ВВС, г. Ахтубинск.

Интересен тот факт, что при разработке самолета МиГ-25 конструкторы несколько раз переделывали чертежи.

Объяснялось это тем, что каждый раз перед разработчиками возникали новые проблемы и вопросы: какое вооружение оптимально, как максимально упростить систему управления, какая силовая установка лучше всего подходит для той или иной модели и т.д.

Основной целью конструкторского бюро Микояна-Гуревича было создание машины, которая могла бы долгое время летать на очень высоких скоростях.

Для изготовления носовой части фюзеляжа, а также передней кромки крыла использовался титан. Это было необходимо для того, чтобы самолет выдерживал сильную жару во время полета.

МиГ-25 вид носовой части фюзеляжа

Для изготовления остальных деталей станка использовалась сталь (нержавеющая), а сварка была автоматической (раньше обычно применялась клепка).

Всего самолет состоял из следующих узлов:

  • Титан: всего 9%;
  • Алюминий: 11 %;
  • Нержавеющая сталь — 80 %.

Несмотря на то, что серийное производство самолета началось в 1965 году, на вооружение его приняли только в 1972 году.

Со временем самолет модернизировали:

  • увеличенная площадь киля;
  • Полностью сняты крепления топливных баков, установленные на концах крыла. Причиной тому была непригодность переднего горизонтального оперения;
  • Уменьшена площадь ложных рубашек.

Стоит отметить, что даже после принятия на вооружение у самолета были проблемы с двигателем. Поэтому в ВВС машину начали использовать только в 1973 году.

МиГ-25 в воздухе

После появления в летных частях новых моделей самолетов американские истребители-разведчики Lockheed, которые ранее очень часто летали у границ Советского Союза, стали реже патрулировать эти места.

Летом 1975 года С.А. Микоян получил звание Героя Советского Союза.

На этой модели также были мировые рекорды. Так, в 1977 году советскому летчику А. Федотову удалось на этом самолете подняться на высоту 37650 метров. Таким образом был установлен новый мировой рекорд. Всего на МиГ-25 установлено 29 мировых рекордов.

Несмотря на то, что во время первых испытательных полетов возникали различные проблемы с оборудованием и двигателем, свежий продукт советского авиапрома очень хорошо себя показал. В 1967 году публике были представлены новые модели самолетов.

Во время парада, который проходил в Москве, все три модели МиГ-25 взлетели в небо. Разработчики утверждали, что скорость представленных истребителей может достигать 3000 км / ч.

Истребитель на взлете

Интересен факт, что воздушный парад наблюдался не только в СССР, но и во всем мире, в том числе в США. Сказать, что западные инженеры были впечатлены работой советских конструкторов, — ничего не сказать.

Дошло даже до того, что западные политики провели в Конгрессе США слушания, на которых горячо обсуждалась тема нового советского истребителя.

Как и начало использования истребителей третьего поколения во Вьетнаме, появление МиГ-25 так или иначе стало поводом для разработки истребителей F-15 и F-14 американскими конструкторами.

К сожалению, были жертвы. В 1967 году летчик НИИ ВВС И. Лесников попытался установить на этой модели мировой рекорд. К сожалению, пилот погиб. Причиной тому стал выход из ограничений на полеты.

Двигатель

Двигатель Р15Б-300 устанавливался на большинство самолетов МиГ 25 и их модификаций. Технические данные этого агрегата впечатляют. Он разогнал истребитель до скорости трех мАч и поднялся на высоту 22 километра. Тяга 11200 кгс.

В полностью вооруженном состоянии истребитель развивал скорость 3000 км / ч. Без оружия скорость увеличивается на 10-15%. Американские ученые, проводя испытания, доказали, что двигатель Р15Б-300 развивает скорость до 3400 км / ч. Максимальная скорость МиГ 25 достигала 3600 км / ч. При пролете над Синайским полуостровом эта скорость была зафиксирована советскими самолетами в 1972 году с обеих сторон.

Согласно этим данным, истребитель МиГ 25 установил абсолютный рекорд по скорости и высоте. Но из соображений безопасности пилотам запретили разгонять самолет выше 3000 км / ч.

Боевой МиГ 25

Конструкция МиГ-25

Оборудования для радиолокации и электроника

Внешний вид истребителя понравился бы любому энтузиасту электроники. Советским конструкторам удалось добиться того, чтобы именно МиГ-25 стал самым мощным самолетом в мире по электронному оборудованию.

На разведывательных моделях были установлены сверхмощные радиолокационные станции «Сабля». На моделях перехватчиков изначально была РЛС РП-25 типа «Смерч-А».

Кабина МиГ-25

Но после угона самолета в Японию было решено как можно скорее разработать новую систему управления. Более поздние модели имели модернизированную систему управления, а также оснащались новой РЛС, например «Сапфир С-25».

Вооружение

Ракеты класса «воздух-воздух» П-60, П-40П / т.д.ля вооружения моделей бомбардировщиков использовались бомбы типа ФАБ-500М-62, ФОТАБ 100-80. Самолет мог поражать цели на земле, находясь на высоте 20 000 м.

вооружение МиГ-25

Двигатели

Двигатели истребителя типа П15Б-300, одновальные, турбореактивные, с 2-створчатым, 3-позиционным эжекторным соплом и кормовой камерой. Между двигателями есть специальная перегородка, предназначенная для предотвращения возгорания.

Охлаждение моторных отсеков осуществляется воздушным потоком приточного воздуха.

истребитель-перехватчик МиГ-25

Двигатели обладали беспрецедентными по тем временам характеристиками:

  • Сухая масса — 2795 кг;
  • Тяга форсажа — 11200 кгс;
  • Удельный расход топлива (минимальный) — 1,25 кг на кгс в час.

Благодаря такому мощному двигателю самолет мог разгоняться до трехступенчатой ​​скорости и набирать высоту до 22 км.

Скорость МиГ-25 могла достигать 3000 км / ч.

И это со всем оружием, которое у него было. При его отсутствии зафиксировано увеличение скорости на 15%. Впоследствии специалисты в США испытали двигатель этого истребителя, с помощью которого достигли скорости 3400 км / ч.

Максимальная скорость, достигаемая на этом самолете, составляет 3600 км / ч. Это был 1972 год, когда советские истребители пролетали над Синайским полуостровом.

Это означает, что именно этот истребитель является мировым рекордсменом по скорости и высоте. По соображениям безопасности пилотам строго запрещалось летать со скоростью выше 3000 км / ч.

Топливная система

Силовая установка имеет 6 фюзеляжных и 4 крыльевых бака. Основное топливо — Т-6, резервное — Т-7П. Грузоподъемность на моделях-перехватчиках составляет 14 570 кг, на моделях-разведчиках — 15 245 кг.

Подвесной топливный бак МиГ-25

Вскоре было решено увеличить дальность полета, для чего установили еще один топливный бак, на этот раз подвесной. Он располагался под фюзеляжем. Его грузоподъемность составляла 4370 кг.

МиГ-25. Страх на западе

Изначально МиГ-25 наводил ужас, особенно среди американских пилотов и лиц, принимающих решения. Они считали, что МиГ-25 был не только современным, но и очень быстрым самолетом. Поэтому во время работы над истребителем F-15 требования к его характеристикам были изменены. Все изменилось, когда 6 сентября 1976 года советский водитель Виктор Беленко на своем МиГ-25 бежал из СССР в Японию. Машина была передана американцам, которые тщательно ее осмотрели, через 67 дней она была возвращена в СССР. Результаты исследования показали, что МиГ-25 оказался не так опасен, как считалось ранее.

Угон самолета

В сентябре 1976 года для советской авиационной промышленности произошло печальное событие. Летчик ВВС СССР В. Беленко захватил самолет МиГ-25 и приземлился в Японии.

Угон истребителя МиГ-25

Поэтому он рассекретил данные и характеристики нового на тот момент иностранным спецслужбам бойца. Это событие послужило поводом для разработки новой модели самолета.

На более поздних моделях была заменена система управления, вооружение и полностью переработана система опознавания самолета.

Теперь на него был установлен алгоритм кодирования, который было намного сложнее взломать.

Кроме того, в усовершенствованной модели МиГ-25ПД появилась новая радиолокационная станция и обновленные силовые установки П15БД-300.

Вскоре самолет привезли домой. Сначала его детально изучили на Горьковском авиационном заводе, затем отправили в Даугапилсское военное авиационное инженерное училище.

В этом учебном заведении боец ​​находился до 80-х годов. Все это время он использовался как тренажер. А потом, после того, как его отменили, самолет разобрали на сувениры.

Характеристики МиГ 25

Истребитель МиГ 25 уже много лет правит небом. Именно на этой машине и ее модификациях было установлено множество рекордов скорости и высоты. Чертежи машин держались в секрете. Использование этой модели самолета очень широко.

Боевой МиГ 25

Истребители-перехватчики

  • МиГ 25П — самый первый перехватчик МиГ 25, базовая модель впервые выпущена в 1969 году (на базе прототипа Е-155П);
  • МиГ 25ПУ — модель, предназначенная для учебных целей;
  • МиГ 25МП — усовершенствованная модель, ставшая прототипом для МиГ 31. Серийно не производилась;
  • МиГ 25 ПД — модифицированная модель с мощным вооружением и электроникой. Сюда входят модели МиГ 25ПДС и МиГ 25ПДСЛ, на которых установлен двигатель Р15БД-300».

Разведчики

  • МиГ 25Р — очень высотный самолет-разведчик. Осуществлял радиолокационную, радио и оптическую разведку. Он был оснащен качественной оптикой и фотоаппаратурой.
  • МиГ 25БМ — предназначен для прорыва линии ПВО. Оснащен противорадиолокационными ракетами Х-58. Он мог нести ракеты с ядерными боеголовками. Поражения по целям радиолокационной службы противника наносила высота стратосферы.
  • МиГ 25РБТ — самолет радиоэлектронной разведки. Кабина самолета была оборудована новейшей электроникой «Станция« Тангаж».
  • МиГ 25МР — предназначен для исследований и прогнозирования метеонаблюдений. На нем было установлено специальное оборудование.

Боевой МиГ 25

Тактические разведчики-бомбардировщики

МиГ 25РБ, МиГ 25РБВ — одноместные самолеты на всех высотах, предназначенные для разведки и бомбометания. Они были оснащены высокоточной электроникой, мощным радиолокационным оборудованием (СРС-4А). Принесли на борт массивное боевое вооружение. Бомбовая нагрузка составляла 4000 кг. У них было ядерное оружие. Для автоматического бомбометания использовалась система навигации «Пеленг-Д».

Боевой МиГ 25

Электроника и радиолокационное оборудование

Кабина была оснащена мощной электроникой, характеристики которой на тот момент были лучшими для этого вида охоты. К ним относятся система САУ-155П1 (система автоматического управления), датчик теплового направления 26Ш-1, СПО «Сирена-3М» (система предупреждения о радиационной опасности), радиовысотомер Р-19 и система наведения «Лазурь». На кораблях установлены мощные радиолокаторы бокового обзора типа «Сабля».

Боевой МиГ 25

Бесцельный перехватчик

Появление в СССР первых мобильных зенитно-ракетных комплексов большой дальности заставило американцев сделать вывод о том, что по уязвимости сверхзвуковой B-70 будет не намного лучше дозвукового B-52 с разницей в десятки цен раз. В марте 1964 года, потратив более 1,3 миллиарда долларов, США отказались от дальнейшего развития «Валькирий», ограничившись постройкой двух двухместных экспериментальных самолетов XB-70A без боевых систем. (Правда, в Советском Союзе до 1967 года эта машина считалась не экспериментальной, а боевой.) Назначение будущего МиГ-25 исчезло, потому что он создавался для решения одной-единственной задачи. Медленные, но удивительно быстрые «Валькирии» летят к нам через шест. Из полярных аэропортов им навстречу подъезжают те же медленные, но такие же скоростные перехватчики и стреляют по B-70 прямо над полюсом. Как истребитель МиГ-25 не годился — не мог вести ближний и средний бой — радиус разворота превышал 10 км. Правда, надежда на американцев у разработчиков еще оставалась: долгое время советская разведка считала, что сверхскоростной самолет-разведчик А-11 (будущий SR-71), разработанный создателем U-2 Кларенсом Джонсоном в Короче говоря, это был бомбардировщик. Буква «А» в названии вводила в заблуждение. Обычно в ВВС США им обозначают самолеты, предназначенные для нанесения ударов по наземным целям (от слова «Attack»). Буква Джонсона произошла от слова «Архангел» — при разработке U-2 носил обозначение «Ангел». Есть и другая версия: «А» означает «Агентство», потому что заказчиком нового самолета было ЦРУ.

Во всех остальных случаях исчезновение цели автоматически прекращает работу программы. Но не для человека с фамилией Микоян. На Горьковском авиазаводе развивается все увеличивающееся производство чудодейственной машины: в 1967-1970 годах было выпущено 79 машин, в 1971-1975 годах — уже 343, в 1976-1980 годах — 402 и в 1981-1985 годах — 288 машин. Всего на заводе построено 1112 (!) МиГ-25 всех модификаций.

Произошло много изменений, некоторые из них на грани анекдота. Чувствуя необходимость как-то оправдать все увеличивающееся производство самолета, Микоян находил для него все новые и новые применения. Самое простое решение было на поверхности: если МиГ-25 летает выше и быстрее СР-71, то почему бы не сделать его советским тактическим разведчиком. Сказано — сделано. У МиГ-25 изменен носовой обтекатель, в котором размещалась разведывательная аппаратура; установлены дополнительные антенны; для увеличения автономности кили преобразованы в составные баки (по 350 литров каждый); разработан специальный большой подфюзеляжный бак (5300 л); все оружие было удалено. В 1969 году был запущен в производство неуловимый российский самолет-разведчик МиГ-25Р.

История создания стратосферного бомбардировщика на базе МиГ-25 кажется невероятной. Дело в том, что некоторые самолеты-разведчики МиГ-25Р, предназначенные для ночной и сумеречной фотосъемки, могли нести до 8 световых бомб калибром 100 или 250 кг для освещения целей — своего рода сверхмощные фонари. Эти самолеты довольно интенсивно использовались во время арабо-израильских конфликтов. И если бы вместо фотобомб повесили бомбы с высокой взрывоопасностью, такая идея пришла в голову Микояну. В кратчайшие сроки была разработана сложнейшая аппаратура для прицельной бомбардировки из стратосферы на сверхзвуковой скорости (!) «Пеленг-2», увеличена бомбовая нагрузка до 5 тонн и внедрена тандемная подвеска авиабомб. Есть сведения, что 4 таких самолета дважды (в 1971 и 1973 годах) отправлялись в Египет, где активно проводили разведывательные полеты, в том числе во время боевых действий в октябре 1973 года. Кроме того, источники противоречат друг другу: с одной стороны, они утверждают что эти самолеты не бомбили, с другой стороны, что система бомбометания задана отработана. Можно предположить, что они бросали, но не попадали — попробуйте проехать с 20 км со скоростью несколько тысяч километров в час.

Лишь одна микоянская модификация МиГ-25 вышла из строя — административный самолет для высшего командного состава МиГ-25П. Видно, что высшее руководство просто боялось не выдержать перегрузки при полете на раскаленном 7-местном самолете со средней скоростью 2500 км / ч.

Тактико-технические характеристики

Самолет представляет собой двухкилевый моноплан с двумя двигателями с расположенными сбоку воздухозаборниками, трапециевидным крылом вверху и полностью вращающимся стабилизатором.

Недосягаемый рекордсмен МиГ-25

Фюзеляж истребителя полностью металлический, относится к типу монокока. Сам фюзеляж имеет 57 шпангоутов и разделен на несколько частей:

  • Отсек за кабиной. Термически изолирован и полностью герметичен;
  • Передний отсек;
  • Хвостовик;
  • Хвостовая часть. Для изготовления использовалась сталь ВЛ-1. Эта деталь служит опорой для килевых гребней, балок стабилизатора, коромысел управления РП, а также гидроцилиндров тормозных щитков;
  • Воздухозаборники;
  • Танковый отсек. Он разделен на 6 топливных баков, каждый из которых имеет стеновой каркас. Этот отсек имеет большую нагрузку, поэтому он является основной частью фюзеляжа. С базовым отсеком одновременно соединяются две части фюзеляжа: задняя и передняя.

Самолет имеет трехопорное шасси со стойками рычажного типа. Внизу основных стоек расположены колеса 1300 x 360, а на передней стойке одновременно расположены 2 колеса, каждое 700 x 200. Стойки освобождаются и убираются с помощью гидравлической системы.

шасси легендарного МиГ-25

То же самое и с вращением колес. Пневматическая система позволяет экстренный выпуск стоек. Основные стойки были оснащены противоскользящими пулеметами.

Модификации

Долгое время МиГ-25 был самым быстрым, мощным и современным в мире. На этом самолете установлено много рекордов и достижений.

Истребители-перехватчики:

  • МиГ25П — самая первая базовая модель, выпущенная в 1969 году;
  • МиГ25ПУ: эта модель была разработана специально для учебных целей;
  • МиГ25ПД — улучшенная и обновленная версия, получившая мощное и модернизированное вооружение;
  • МиГ25МП — более модернизированная модель. Это прототип самолета МиГ 31.

Первая базовая модель МиГ 25П

Разведчики:

  • МиГ25П — самолет-разведчик, способный летать на больших высотах и ​​с большой скоростью. На борту имелось фото- и оптическое оборудование, благодаря которому велась радиотехническая, радиолокационная и оптическая разведка;
  • МиГ25БМ — имел в своем арсенале противорадиолокационные ракеты Х-58, которые могли наносить урон с высоты стратосферы;
  • МиГ25МП — был оснащен совершенно новой техникой для изучения наблюдений метеорологов и составления прогнозов;
  • МиГ25РБТ — самолет был оснащен самой современной разведывательной аппаратурой, соответственно для этого он и предназначался. Свою задачу он выполнил безупречно благодаря радиотехнике.

самолет-разведчик МиГ-25РБТ

Тактические бомбардировщики:

  • МиГ-25РБ и МиГРБВ: оба самолета имели кресло пилота и предназначались для целей разведки и бомбометания;
  • МиГ-25РД — это обновленная версия предыдущих моделей, оснащенная двухконтурными турбореактивными двигателями.

Мировые рекорды самолета Е-266 М/1

Эти 6 мировых рекордов (один из которых абсолютный), установленных более 15 лет назад, до сих пор не побиты
17 мая 1975 г
Время подъема на высоту 25000 м — 2 мин 32,2 с (летчик Федотов А.В)
17 мая 1975 г
Время подъема на высоту 30 000 м — 3 мин. 9,85 с (пилот П.М. Остапенко)
17 мая 1975 г
Время набора высоты 35000 м — 4 мин 11,7 с (летчик Федотов А.В)
22 июля 1977 г
Рекорд высоты с полезной нагрузкой 1000 кг — 37 080 м (пилот Федотов А.В.). Рекорд высоты с полезной нагрузкой 2000 кг
31 августа 1977 г
Абсолютный рекорд высоты — 37650 м (летчик Федотов А.В.) Год принятия на вооружение — 1970 г
Размах крыла — 14015 м.
Длина самолета (без ПВД) — 19,75 м.
Высота — 5,139 м.
Площадь крыла — 61,40 кв.м
Масса топлива во внутренних баках, кг:
— без ПТБ — 14570,
— с ПТБ — 18940.
Взлетная масса — 36 720 кг.
Тип двигателя: два ТРДФ Р-15Б-300.
Максимальная тяга, кН / кгс:
— без форсажной камеры — 2х73,5 / 2х7500;
— форсаж — 2х109,8 / 2х11200.
Максимальная скорость 3000 км / ч (М = 2,83).
Посадочная скорость — 290 км / ч.
Практический потолок (с четырьмя СД) — 20700 м.
Практическая дальность, км:
— на сверхзвуковой скорости — (М = 2,35) 1250;
— на дозвуковой скорости — 1730 с.
Разбег — 1250 м.
Длина хода (с тормозным парашютом) 800 м.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 4,5 (МиГ-25ПД 5,0). Рекордсмен МиГ-25 недостижим

МиГ-25 vs SR-71 «Blackbird»

МиГ-25 выпускался в двух основных модификациях (плюс бесчисленное количество модификаций): перехватчик МиГ-25П и бомбардировщик-разведчик МиГ-25РБ, с минимальными различиями между ними. МиГ-25 — серийный самолет, предназначенный для массового строительства и постоянной эксплуатации в боевых частях.
СР-71 — стратегический сверхзвуковой разведчик, построено 36 единиц. Редкий, в основном экспериментальный самолет.
А теперь начнем с этих фактов. Прямое сравнение перехватчика МиГ-25П со стратегическим самолетом-разведчиком невозможно из-за разных требований к их конструкции. МиГ-25П создавался для быстрого перехвата целей, Blackbird наоборот должен был часами находиться в воздушном пространстве другого государства.

Рекордсмен МиГ-25 недостижим
Таким образом, специалистам ОКБ Микояна удалось найти простые и надежные технические решения, в которых в качестве основного конструкционного материала использовалась жаропрочная сталь. Время нахождения на скорости 2,8 М для МиГ-25 было ограничено 8 минутами, иначе тепловой нагрев разрушил бы самолет. За эти восемь минут МиГ-25 облетел всю территорию Израиля.
SR-71 должен был поддерживать трехскоростной звуковой режим полета в течение полутора часов. Этот результат был невозможен с помощью обычных методов. В конструкции SR-71 широко использовался титан, использовалась сложнейшая система космонавтики (отслеживает положение 56 звезд), а пилоты сидели в скафандрах высокого давления, похожих на скафандры. Боевой полет SR-71 напоминал цирк: взлет с полупустыми баками, доступ к сверхзвуковому звуку и прогрев конструкции для устранения расширительных зазоров в баках с последующим торможением и первой дозаправкой в ​​воздухе. Только после этого SR-71 пошел на боевой курс.
Но, опять же, подобные извращения были результатом обеспечения длительного полета на трех скоростях звука. Другого пути здесь нет. Я уже не говорю о том, что эксплуатационные расходы МиГ-25П и СР-71 были несопоставимы из-за разных задач, которые ставились перед машинами.
Если вы ищете ближайший зарубежный аналог МиГ-25П, то, скорее всего, это перехватчик F-106 «Дельта Дарт» (эксплуатация началась в 1959 году). Прочный и легкий в управлении самолет состоял на вооружении 13 эскадрилий ПВО США. Максимальная скорость — 2 Маха, максимальная — 17 километров. Из интересных особенностей: в комплекс вооружения, помимо обычных ракет класса «воздух-воздух», входили две неуправляемые ракеты АИР-2А «Джинн» с ядерной боевой частью. Впоследствии машина получила шестиствольную пушку «Вулкан» — в очередной раз ударил опыт Вьетнама. Конечно, F-106, как и все представители сотой серии, был примитивной машиной по сравнению с могучим МиГом, созданным 10 лет спустя. Но в 1960-е американцы не стали разрабатывать высотные перехватчики, сосредоточив свои усилия на создании истребителей четвертого поколения. Рекордсмен МиГ-25 недостижим
Если боевая эффективность перехватчика МиГ-25 оказалась невысокой, то почему спецслужбы западных стран так рвались заполучить копию советского самолета? Во-первых, МиГ-25 оказался уникальной машиной для установления рекордов: МиГ установил 29 мировых рекордов по скорости, скороподъемности и высоте полета. В отличие от СР-71, на советском перехватчике на скорости 2,5 М допускались перегрузки до 5 g. Это позволило МиГу устанавливать рекорды на коротких и закрытых маршрутах.
Истинную славу «несокрушимого самолета» получил МиГ-25РБ 63-го отдельного авиационного разведывательного отряда. В мае 1971 года Скауты начали регулярные полеты в Израиль. Впервые при входе в воздушное пространство Израиля израильские системы ПВО открыли сильный огонь по советскому МиГ-25РБ. Бесполезно. Для перехвата была создана эскадрилья Призраков, но тяжелый истребитель «Фантом» вовсе не тяготел к покорению стратосферы. Выпустив все свои ракеты, Фантомы вернулись ни с чем. Затем в воздух поднялось звено «Миража»: предельно легкое, на дозаправке им пришлось подняться на высоту более 20 км для успешного пуска своих ракет. Но даже израильтянам этот маневр не удался: запущенные позади них ракеты не могли долететь до МиГа. Рекордсмен МиГ-25 недостижим
Самая мощная в Америке система ПВО «Найк-Геркулес». Даже ему не удалось поставить МиГ-25 на форсаж, хотя максимальная высота перехвата «Геркулеса» составляет 45 км. Несокрушимый исследователь, конечно неприятно, но терпимо. Но неуязвимый бомбардировщик действительно страшен. Термостойкие бомбы ФАБ-500 создавались специально для МиГ-25РБ, которые сбрасывались с высоты 20 000 метров со скоростью 2300 км / ч. Бомба весом 500 кг, пролетев несколько десятков километров, врезалась в землю на глубине нескольких метров, где взорвалась, перевернув всю прилегающую территорию. Конечно, точность оставляла желать лучшего, но сама неизбежность возмездия действовала на врага трезво.
Ну и напоследок расскажу забавную легенду: в системе охлаждения аппаратуры МиГ-25РБ использовано 250 литров «Массандры» — смесь воды и спирта и 50 литров чистого спирта годного к употреблению. При каждом разгонном полете (высокая скорость на большой высоте) приходилось заменять весь этот приклад. Однажды А.И. Микоян получил письмо от жен военных с просьбой заменить алкоголь на что-нибудь другое. Микоян ответил, что если для достижения требуемых летных характеристик машины ему нужно будет залить в нее армянский коньяк, то он также заправит ее.

МиГ-25 — чемпион

Невероятно, но почти за два года основные проблемы были решены. Высокоскоростной односторонний пуск ракеты, подвешенной над внешними узлами крепления, приводил к опасной асимметрии, которую устранял неразъемный дифференциальный стабилизатор. Самолет был пронизан целой системой теплообменников-турбоохладителей для снижения температуры воздуха с 7000С на входе в компрессор до 200С, необходимых для нормальной работы оборудования. Специально для радиоэлектронной аппаратуры была разработана мощная водно-спиртовая система охлаждения, питаемая теми загадочными 200 литрами «Массандры». За стальные теплоотражающие перегородки Госплан присудил самолету 5 кг серебра — и ни грамма лишнего. Тело и голова пилота охлаждались особым потоком воздуха, но прикасаться к стеклянной кабине голыми руками было категорически запрещено — это было все равно что касаться горячего утюга. В результате получился уникальный самолет, не имеющий аналогов в мире, способный набирать высоту и скорость, как ничто в мире. Самолет получил специальное «спортивное» название «Е-266», под которым он был зарегистрирован в Международной авиационной федерации FAI, и начал расправляться с мировыми рекордами, установленными в основном американским самолетом-разведчиком SR-71. Это было продолжением своеобразного психологического давления на США в поисках космических успехов СССР. До сих пор многие записи E-266 остаются нетронутыми.

РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖАЕТСЯ В РЕКЛАМЕ — ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Практическое применение

Сирия

Летом 1982 года Израиль объявил, что МиГ-25РБ из Сирии был сбит системой ПВО HAWK. В ответ на это Сирия заявила, что в то время у них в арсенале не было такого самолета.

В 90-е гг. Сирийские истребители МиГ-25 регулярно выполняли разведывательные полеты на границе с Израилем. Были случаи, когда приходилось отбрасывать израильские самолеты, которые иногда терпели крушение в Сирии.

Ирак

В 1973 году на территории Ирака стали появляться самолеты СССР, которые выполняли разведывательные полеты в Турцию, Израиль и Иран.

Тактический бомбардировщик Mig R / RB

В 1992 году иракский истребитель МиГ-25ПДС вошел в запретную зону страны, в результате чего был сбит американский истребитель F-16. Пилоту, который пилотировал иракский самолет, удалось выдворить себя.

Ливия

Впервые самолеты МиГ-25 начали появляться в Ливии в 1977 году. Это были 5 истребителей из СССР, выполнявших разведывательные полеты.

Во время чадско-ливийского конфликта ливийский МиГ-25 пару раз встречался с истребителями США. Правительство Ливии тогда заявило, что им удалось уничтожить более двух самолетов из Соединенных Штатов.

Индия

СССР начал поставки самолетов в Индию в 1981 году. Это были два самолета-разведчика МиГ-25Ру и шесть самолетов-разведчиков МиГ-25РБ.

В 1997 году пакистанские F-16 попытались сбить МиГ-25, вторгшийся на территорию Пакистана. Это был истребитель из Индии.

МиГ-25 в Индии

Но пакистанские самолеты не получили результата, и истребителю противника удалось скрыться. Во время Каргильской войны Индия активно использовала МиГ-25 для разведывательных полетов.

Вооружение

Применялись ракеты «воздух-воздух» Р-40Р / Т и Р-60. Для бомбардировщиков использовались бомбы ФОТАБ 100-80, ФАБ-500М-62.

Таблица рекордов

Перехватчик также был спарен с планером. Четыре новые ракеты класса «воздух-воздух» К-40 с титановым корпусом позволяли вести огонь на дальность до 50 км, развивая беспрецедентную скорость, превышающую число М = 5. Впервые бортовая электроника позволяло подвести перехватчик к цели в полуавтоматическом режиме, что было просто необходимо при ожидаемых скоростях сближения: нормальные рефлексы человека просто не успевали сработать. Проблемы начались там, где их не ждали: супер-противник исчез с супер-перехватчика.

Интересные факты

С этим самолетом МиГ-25 связано несколько интересных фактов:

  • До того, как МиГ-25 начали использовать в Советском Союзе, в СССР лидерами авиастроения были американцы. После появления на вооружении МиГ-25 они передали руководство Советскому Союзу, и американские истребители перестали приближаться к границам СССР;
  • Разработка МиГ-25 стала новым шагом не только в советской авиационной промышленности, но и в мире. Конструкция истребителя, позволяющая сохранять маневренность при увеличении скорости, поэтому никто не пробовал. В результате удалось разработать самолет, отличающийся маневренностью и высокой скоростью;
  • На разработку МиГ-25 ушло много времени, около 10 лет. Это связано с тем, что истребитель такой сложной конструкции еще никто не создавал. Поэтому в процессе разработки время от времени возникали различные несоответствия и технические проблемы. Дошло до того, что проект приходилось переделывать несколько раз.

Истребитель-перехватчик МиГ-25

  • Появление МиГ-25 в известном смысле заставило американских конструкторов приступить к разработке новых истребителей F-14, F-15. Однако по техническим характеристикам эти самолеты не превосходили характеристик советских машин;
  • Чертежи МиГ-25 держались в секрете. Это еще больше подогрело интерес конструкторских бюро других (в основном западных) стран).

Выпуск МиГ-25 надолго вывел СССР в лидеры авиационной промышленности. Советский самолет использовался в разных странах, в том числе в бывшем СССР. Вскоре США попытались «ответить» своими истребителями F-14 и F-15, однако по техническим характеристикам эти самолеты не превосходили характеристик советских машин.

Сохранившиеся экземпляры

МиГ-25 в Музее истории гражданской авиации

  • Главный музей истории гражданской авиации (Ульяновск)
  • Таганрогский музей авиационной техники
  • Национальный музей ВВС — МиГ-25РБ, ранее принадлежавший ВВС Ирака. Самолет был обнаружен военными США в 2003 году; он был закопан в песок, и обе консоли крыла отсутствовали. По состоянию на 2010 год самолет находится на восстановлении.
  • В городе Дубна. Памятник установлен на пересечении Центральной и Октябрьской улиц.
  • Центральный музей ВВС Италии, пос. Монино, Щелковский район Московской области, МиГ-25РБ, летчик-испытатель Федотов А.В
  • В городе Югорск (ХМАО), ул. Железная дорога
  • В городе Когалым (Ханты-Мансийский автономный округ)
  • В городе Елец (Липецкая область), на въезде в город со стороны Москвы.
  • Минский музей авиационной техники ЦАК ДОСААФ
  • Пермь Музей авиации Павлова Михаила Анатольевича, на шоссе 262 космонавтов
  • Государственный музей авиации (Киев) — МиГ-25РБ
  • Военно-исторический музей ВВС ВС Украины — МиГ-25РБС
  • Екатеринбург, штаб ПВО Уральского военного округа, музей — МиГ-25 борт 46 (красный). Служил в авиационном гарнизоне «Сокол», недалеко от Большого Савино (аэропорт), Пермь. На нем управлял заслуженный военный летчик питомника Пастухова Г.П., командир 764-го ИАП. 7 ноября 2012 года Соколу исполнилось 60 лет.
  • В селе Верхнеподпольный Ростовской области.

Оборудование

Самый быстрый реактивный военный самолет в мире - советский истребитель МиГ-25

Первоначально на перехватчике была установлена ​​РЛС РП-25 «Смерч-А» (изделие «720»), разработанная для перехватчиков Ту-128. После угона самолета в Японии вышло постановление правительства (от 4 ноября 1976 г.), согласно которому в срочном порядке готовились новый комплекс вооружения и новая радиолокационная станция Sapfir S-25. Также на самолете установлено:

Система автоматического управления САУ-155П1 (перехватчик) или САУ-155Р1 (разведка): навигационная система «Пеленг-Д (ДР, ДМ)»; Извещатель теплового направления 26Ш-1, система радиоуправления (перехватчики) «Лазурь»; Радиокомпас АРК-10; высотный радиовысотомер РВ-18 (РВ-19); СПО «Сирена-3М» или ЛО06 «Береза»; Система управления воздухозаборником СРВМу-2А; Радионавигационный комплекс ближнего действия РСБН-6С «Коралл»; Радиомаркер МРП-56П; Домофон СПУ-7; ответчик СО-63Б; Система воздушной сигнализации СВС-ПН-5; речевой информатор РИ-65; диктофон МС-61 и др. в последующих сериях была установлена ​​СПК «Радуга».

Все перехватчики оснащены системой «Полет-1И», которая состоит из системы радионавигации и подхода, вертикальной носовой части, системы воздушной сигнализации и системы автоматического управления полетом. Самолет-разведчик оснащался: фотоаппаратурой А-70 или А-72 станции радиоэлектронной разведки Куб-3М, бортовой РЛС «Сабля», станцией электронной разведки «Вираж» или «Тангаж».

В 1969 году Горьковский ВВС начал серийное производство истребителей МиГ-25П, которые были официально приняты на вооружение авиации ПВО в 1970 году, а в 1978 году производство самолета МиГ-25ПД, оснащенного ИМП «Сапфир-25». — Доплеровский радар, инициированный и датчик теплового направления ТП-23. Через год построенный ранее самолет МиГ-25П был модернизирован до уровня МиГ-25ПД (эти самолеты получили обозначение МиГ-25ПДС). Вооружение перехватчика включает четыре гиперзвуковые (М> 5) ракеты большой дальности Р-40Т (Р-40ТД) с тепловизионной поисковой головкой и Р-40Р (Р-40РД) с полуактивной радиолокационной системой наведения (максимальная дальность пуска до высотная цель на встречных курсах — 35-60 км). Топливный бак может быть подвешен под фюзеляжем.

При необходимости они могли поражать наземные цели с высоты 20 000 метров.*

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии