- От концепции к опытному образцу
- 8. F-35 Lightning II
- Основные технические характеристики МиГ-35
- Особенности конструкции
- 7. F-35B Lightning II
- Области боевого применения
- 4. P-8A Poseidon
- Модификации
- 2. F-22 Raptor
- МиГ-29 и МиГ-35. Что изменилось?
- 1. B-2 Spirit
- 3. C17A Globemaster III
- Самые дорогие военные самолеты в России — Су-57 и Ту-160
- 5. E-2D Advanced Hawkeye
- 6. F-35C Joint Strike Fighter
- Перспективность и востребованность
- Почему так дешево?
- 9. Bell Boeing V-22 Osprey
От концепции к опытному образцу
Необходимость усовершенствования МиГ-29 возникла перед конструкторами еще в 1980-х годах. Затем Российская авиастроительная корпорация «МиГ» начала работы над его усовершенствованными модификациями (МиГ-29К, МиГ-29М).
В начале 1990-х они были успешно испытаны. Однако из-за распада СССР и тяжелой экономической ситуации эти самолеты долгое время не имели возможности поступить на вооружение ВВС России.
Несмотря на кризис, сделавший практически невозможным госзаказ и финансирование проектов, работа продолжалась.
В 1999 году РСК вернулась к программе МиГ-29 / К по созданию истребителей авианосного базирования по заказу Индии. В 2013 году самолет МиГ-29К / КУБ был официально принят на вооружение ВМС Индии.
В 2005 году для участия в тендере на закупку военного самолета MMRCA (Индия) на базе одного из уже построенных самолетов был создан опытный образец с использованием РЛС «Жук-МАЭ». В итоге в конце 2006 года рабочий проект получил название «Истребитель МиГ-35».
В январе 2017 года в Луховицах (Московская область) он успешно прошел летные испытания, а в 2020 году ВВС России ждут прибытия первого самолета.
8. F-35 Lightning II
Цена самолета — 122 миллиона долларов
Эта крылатая боевая машина полностью невидима для радаров противника, без ущерба для скорости или вооружения. Он может выполнять функцию истребителя-бомбардировщика и при необходимости вести воздушные бои.
F-35 также может выполнять вертикальные маневры, что делает его первым реактивным истребителем с такой способностью к взлету. Хотя в рейтинге самых дорогих военных самолетов Lightning II занимает лишь восьмую строчку,
это самый дорогой самолет в истории авиации с точки зрения производственных и других затрат, включая консультации и техническую поддержку, обучение пилотов новым самолетам, стоимость вспомогательного оборудования и многое другое, и все это стоит 345 миллиардов долларов.
Основные технические характеристики МиГ-35
Требования к этой модели — универсальность использования и надежность в длительном полете, что в сухих цифрах выражается следующим образом:
Стандартная взлетная масса | 17500 килограмм. |
Максимальная взлетная масса | 29700 килограмм. |
Максимальная тяга двигателя | 2 × 5400 кгс |
Максимальная тяга форсажа | 2 × 9000 кгс |
Максимальная скорость: | |
Вверх | 2400 километров в час. |
На земле | 1400 км / ч |
Практический потолок | 17500 м |
Скорость отклонения вектора тяги | 60 ° / сек |
Радиус со стандартной полезной нагрузкой | 1000 км** |
Дальность без дозаправки с подвесными баками | 3500 километров** |
Соотношение тяги и веса: | |
При нормальной взлетной массе | 1.03 |
При максимальной взлетной массе | 0,77 |
* в зависимости от модификации.
** приблизительные значения
Особенности конструкции
МиГ-35 обладает всеми преимуществами четвертого и многих пятого поколений. Планер, унаследованный им от МиГ-29, до сих пор по техническим характеристикам не уступает ни одному из конкурентов НАТО.
Это позволило разработчикам сосредоточиться на автоматизации и совершенствовании электронного оборудования.
Фактически авионика МиГ-29 была полностью обновлена с добавлением некоторых элементов, которые теперь присутствуют исключительно на истребителях пятого поколения. МиГ-35 также конкурирует с гораздо более дорогими американскими F-22 и F-35.
Бортовое радиолокационное оборудование практически сводит на нет технологию малозаметности, используемую на этих самолетах. Наш МиГ-35 способен обнаруживать истребители противника на расстоянии до 200 км и картографировать местность с разрешением 1х1м.
РЛС «Жук-А» с активной фазовой антенной решеткой позволяет одновременно захватывать до 30 целей и вести боевые действия одновременно против шести воздушных противников и четырех наземных противников.
Также увеличена дальность обнаружения ракет: предупреждение об атаке принимается на дальности 30 км при атаке «воздух-воздух» и до 50 км при атаке по земле.
Станция оптического сопровождения позволяет МиГ-35 обнаруживать цели на дальности до 45 км.
Конструктивно МиГ-35 остается многофункциональным легким истребителем, однако по разным параметрам все же тяготеет к классу тяжелых боевых машин. Усиленная сотовая конструкция позволяет значительно (до 50% по сравнению с МиГ-29) увеличить топливо и боевую нагрузку.
Для ведения ближнего воздушного боя, а также для поражения наземных целей на истребителе МиГ-35 установлена 30-миллиметровая пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 снарядов.
К шести оружейным вооружениям добавлены еще два (и еще один может быть размещен на средней линии планера).
Боевая нагрузка достигает 7 тонн ракетного вооружения и бомб. В базовой комплектации устанавливаются ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности с поисковыми головками. Для ближнего боя используются ракеты Р-73Э.
По наземным целям могут применяться авиационные бомбы массой до 0,5 т, корректируемые бомбы с лазерным или телевизионным наведением, ракеты калибра 80 и 122 мм, высокоточные ракеты с ТВ-наведением Х-29ТЭ.
Ячейку пришлось усилить, так как она будет использоваться на крейсерах с самолетами проекта 1143.5 (например, «Адмирал Кузнецов»).
Из-за укороченной взлетно-посадочной полосы этих кораблей конструкция истребителя МиГ-35 была частично изменена.
Это увеличило продолжительность полета ячейки до 6 тысяч летных часов (почти в два с половиной раза по сравнению с МиГ-29) и до 40 лет.
Благодаря использованию композиционных материалов и особым конструктивным решениям МиГ-35 предназначен для использования в условиях короткой, частично поврежденной и грунтовой трассы с максимальным набором тяжелого вооружения и полной дозаправкой. Для взлета ему нужно всего 190 м.
Поскольку конструкция планера истребителя МиГ-35 не позволяет в полной мере использовать технологию «Стелс», разработчики РСК «МиГ» делают основную ставку в снижении его заметности за счет использования радиопоглощающих элементов обшивки.
Это, помимо специальных мер по снижению теплового излучения двигателя РД-33МК и других инновационных решений, снижает заметность боевой воздушной единицы во всех трех аспектах: от радиолокационного, инфракрасного и оптического обнаружения.
Эффективность использования МиГ-35 не зависит от сложности климатической зоны.
Адаптация к сложным погодным условиям также перешла от МиГ-29 к новому истребителю. Не требует ангара при температуре от +50 до -45 градусов Цельсия и отлично подходит для работы в аэропортах, расположенных на высоте до трех с половиной километров над уровнем моря.
Кресло пилота унифицировано, что дает возможность быстро заменить кабину второго пилота дополнительным топливным баком.
Отделение оснащено новейшим радиоэлектронным оборудованием, спроектированным по принципу открытой архитектуры, что подразумевает внедрение дальнейших разработок различных производителей.
Информация о рабочей станции и диапазон управления обеспечивается тремя (или четырьмя в задней кабине) 10-дюймовыми многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями профиля.
Это значительно упрощает процесс управления и позволяет устанавливать отечественные и зарубежные комплексы оборудования и вооружения.
7. F-35B Lightning II
Создание самолета обошлось в 131,6 миллиона долларов
Корпус морской пехоты США остановил свой выбор на новых истребителях F-35B, которые представляют собой вариант с коротким взлетом и вертикальной посадкой (с использованием технологии STOVL). Такой самолет может взлетать и приземляться с вертолетоносцев и многоцелевых десантных кораблей, оборудованных кабиной экипажа. Они также могут взлетать и приземляться в обычном режиме, когда на основных базах есть более длинные взлетно-посадочные полосы.
Кстати, компания Lockheed Martin — разработчик F-35B — официально признала, что концепция STOVL, хотя и со значительными изменениями, происходит от советского прототипа Як-141 КБ Яковлева.
Области боевого применения
В процессе совершенствования тактики использования истребителей, доминировавшей с начала Второй мировой войны и вплоть до войны в Корее, узкоспециализированная техника перестала соответствовать требованиям современных боевых задач.
Из-за сложности технологий его цена выросла в разы и если раньше было целесообразно построить огромный воздушный флот, то в современных реалиях даже самые развитые страны не могут себе этого позволить.
Поэтому существующая парадигма развития военной авиации предполагает использование универсальных машин, оснащенных соответствующим комплексом вооружения.
Как следует из названия, многофункциональный истребитель МиГ-35 используется для решения широкого круга боевых задач.
Эта машина предназначена как для воздушного боя, так и для высокоточного бомбардировки наземных целей.
Технические характеристики и вооружение позволяют этой модели эффективно защищать воздушные линии, а также подавлять противовоздушную оборону во время наступательных операций.
4. P-8A Poseidon
Производство самолета стоит 290 миллионов долларов
Эта военизированная версия Boeing 737-800ERX борется с подводными лодками, надводными силами и блокирует поставки, а также выполняет функции электронной разведки.
В его арсенале торпеды, глубинные бомбы, ракеты SLAM-ER, противокорабельные ракеты Harpoon и другое оружие. Он может сбрасывать буи гидролокатора и управлять ими.
Модификации
Помимо единого стандарта существует еще и двойная конфигурация. Для этого с головы самолета снят дополнительный топливный бак и оборудована кабина второго пилота.
Эта модификация получила индекс МиГ-35Д. Он разрабатывался для программы MMRCA, согласно которой ВВС Индии предполагали закупить 126 машин.
К сожалению, из-за несоответствия некоторых частей оборудования заявленным параметрам, в 2011 году эта модель была снята с конкурса и подверглась значительному капитальному ремонту.
2. F-22 Raptor
Хищник — 350 миллионов долларов
Lockheed Martin F-22 Raptor — это одноместный двухмоторный всепогодный тактический стелс-истребитель пятого поколения, разработанный для ВВС США. Это был «их ответ» на наши усовершенствованные МиГ-29 и Су-27.
Являясь продуктом программы Advanced Tactical Fighter ВВС США, этот самолет был разработан в первую очередь как истребитель превосходства в воздухе, но имеет дополнительные возможности, включая функции наземной атаки, радиоэлектронной борьбы и разведки. Этот искусственный хищник может сбивать крылатые ракеты противника, летать на большие расстояния на сверхзвуковой скорости и избегать практически всех типов радаров.
МиГ-29 и МиГ-35. Что изменилось?
У этих самолетов, безусловно, много общего. Но в отличие от предшественника МиГ-35 получил значительные улучшения:
- на нем установлена РЛС «Жук-А», которая намного превосходит РЛС МиГ-29;
- Усиленная конструкция, что позволило увеличить количество топлива и полезную нагрузку;
- Заметность радара значительно снижена;
- Повышены долговечность, надежность и живучесть;
- Стоимость часа полета дешевле более чем в 2 раза;
- Доработана система управления заводом;
- Отклоненный вектор тяги двигателей существенно увеличивает маневренность;
- Сведена к минимуму зависимость от качества пути;
- обеспечивается совместимость с отечественным и зарубежным оружием и авионикой;
- Усовершенствованы электронные системы прицеливания, прицеливания и безопасности.
- Увеличена скорость истребителя МиГ-35.
1. B-2 Spirit
Самый дорогой военный самолет на 2020 год — 2,1 миллиарда долларов
Northrop B-2 Spirit, также известный как бомбардировщик-невидимка, — американский стратегический тяжелый бомбардировщик, в котором используется стелс-технология, разработанная для прорыва плотных систем ПВО. Задача B-2 Spirit — обеспечивать обычное или ядерное оружие.
Первоначальная стоимость самого дорогого серийного самолета в истории составляла 737 миллионов долларов, что делало его самым дорогим самолетом из когда-либо построенных. Однако после модернизации и корректировок в 1997 году его общая стоимость достигла 2,1 миллиарда долларов. B-2 Spirit стоит 135 000 долларов в час.
Самолет имеет две основные защиты от обнаружения радаров:
- дорогостоящее покрытие из радиопоглощающих материалов, известное как «альтернативный высокочастотный материал»,
- аэродинамическая конструкция «летающее крыло».
Жиклеры его двигателей экранированы. В результате бомбардировщик-невидимка практически невозможно обнаружить с помощью инфракрасных, акустических, электромагнитных, визуальных или радиолокационных сигналов, что делает его ценным, но чрезвычайно дорогим оружием.
Каждые семь лет самолет B-2 Spirit подвергается полной модернизации стоимостью 60 миллионов долларов.
Правительство США заказало 21 такой самолет, но затем остановило производство из-за огромных затрат на строительство.
3. C17A Globemaster III
Цена за 1 экземпляр — 328 миллионов долларов
C17A — военно-транспортный самолет, но он был разработан для чрезвычайных ситуаций. Имеет возможность доставлять военную технику, солдат и транспорт в любую точку мира.
Globemaster III также используется для транспортировки солдат, танков и других транспортных средств в глубь зоны боевых действий, проведения медицинской эвакуации и участия в десантных операциях. Эта способность дает американским военным явное преимущество перед противниками в сухопутном конфликте.
Самые дорогие военные самолеты в России — Су-57 и Ту-160
5. E-2D Advanced Hawkeye
Цена 1 единицы — 232 миллиона долларов
В августе 2007 года E-2D Advanced Hawkeye, модернизированная версия E-2 Hawkeye, впервые взлетел. Он отличался от своего предшественника многими технологическими усовершенствованиями, в том числе способностью общаться и координировать свои действия со всеми прибрежными, сухопутными и морскими кораблями. Обновление также включало электронный и механический радар активного сканирования (APY-9).
E-2D имеет полностью интегрированную цельностеклянную тактическую кабину, современные компьютеры для миссий, улучшенную электронную поддержку и обновленный набор средств связи и передачи данных. Последняя версия самолета оснащена системой управления полетом и двумя турбовинтовыми двигателями Allison / Rolls-Royce T56-A-427A (3800 кВт).
6. F-35C Joint Strike Fighter
Стоимость — 131,2 миллиона долларов
Разработка одного из самых дорогих истребителей в мире и первого самолета-невидимки ВМС США была дорогостоящей и сложной для Министерства обороны США. Большинство недостатков было устранено на этапе проектирования и разработки, но тот факт, что общая стоимость программы составляет 400 миллиардов долларов, привел к ряду новых проблем.
Пентагон пытался ускорить производство F-35C, чтобы военно-морской флот страны мог гораздо быстрее ввести новый самолет в свой флот, но вся сделка застопорилась из-за переговоров о цене. При цене 131,2 миллиона долларов на самолет заказов от зарубежных покупателей было не так много.
Однако в 2019 году командующий ВМС США и заместитель командующего авиацией корпуса морской пехоты США совместно заявили, что авианосный вариант Joint Strike Fighter, F-35C Lightning II, соответствует всем требованиям. Эти самолеты заменят F-14 и более ранние F / A-18.
Перспективность и востребованность
В настоящее время ведутся испытания опытного образца и подготовка заводской базы к серийному выпуску самолета. Переговоры по его включению в бюджет ВКС России начались в 2010 году.
В настоящее время два чемпиона проходят регулярное тестирование в боевых частях. Предполагается, что к 2020-2021 годам на вооружении будут находиться не менее 30 боевых машин.
В закупке МиГ-35 заинтересованы и ВВС других государств. Египет планирует закупить около 50 истребителей, и с правительством Индии ведутся переговоры.
Почему так дешево?
Говоря о цене этой красавицы, следует отметить, что на рынке вооружений ее можно приобрести по цене около 45 миллионов долларов. Что это за сумма? Сравним, F-16 стоит 200 миллионов долларов.
9. Bell Boeing V-22 Osprey
Стоит 118 миллионов долларов
Многоцелевой боевой конвертоплан (совмещающий в себе преимущества самолета и вертолета) совершил свой первый полет в марте 1989 года. Но несчастные случаи на летных испытаниях и нестабильное финансирование привели к задержкам с выпуском этой модели.
Только в 2007 году самолет поступил на вооружение морской пехоты США. ВВС США представили свою версию самолета (CV-22B) в 2009 году, а ВМС США планируют использовать вариант CMV-22B в 2021 году.
V-22 обладает уникальной способностью взлетать и приземляться вертикально, как вертолет, но по дальности, скорости и взлетной массе он не уступает самолету с неподвижным крылом.