Российский Су-34

Другая родословная

Су-34 также писали как фронтовой бомбардировщик, и в этой роли его можно было бы использовать, но стоит упомянуть, что его разрабатываемый прототип назывался Су-27ИБ. IB расшифровывается как «истребитель-бомбардировщик». Поэтому наш штурмовик — это конструктивная разработка истребителя Су-27, созданная в 1970-х годах в ответ на появление американского истребителя McDonnel Douglas F-15 Eagle. Кстати, на базе F-15 построили истребитель-бомбардировщик, или, как его называют в США, многоцелевой штурмовик F-15E Strike Eagle, который, конечно, следует считать ближайшим к нему. Американский аналог нашего Су-34.


Немного статистики На вооружении ВКС России находятся 83 Су-34 (75 серийных и 8 опытных образцов). Самолет потерян. 4 июня 2015 г при посадке в аэропорту Воронежской области парашют Су-34 не раскрылся. Самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы и перевернулся.

Strike Eagle совершил первый полет в 1986 году и вступил в строй в 1988 году. Первый полет раннего прототипа Су-34 — «Продукция Т-10В» (он же Су-27ИБ) состоялся 13 апреля 1990 года что разница во времени между первыми полетами конкурентов не так уж велика, но Су-34 был принят на вооружение российской армии не через два, а через 24 года после того, как он впервые «взлетел». Объяснять, почему наша оборонка взяла такой перерыв, кажется излишним.

Однако работа сделана, и мы можем только радоваться этому. F-111 Horitzer, который когда-то вдохновлял создателей Су-24, давно находится в музеях, и наш героический «бомбардировщик» до сих пор летает, хотя давно уже морально устарел. К факторам устаревания Су-24 можно отнести, прежде всего, его узкую специализацию: сейчас в мировой военной авиации наблюдается тенденция к созданию более универсальных платформ. Наш старый бомбардировщик слишком медленный и слишком мало маневренный, чтобы иметь шанс в воздушном бою против современного истребителя. После того, как Су-24 был сбит истребителем F-16 ВВС Турции, российское командование решило проводить все ударные работы только под прикрытием истребителей Су-30СМ. Задача Су-24 заключается в нанесении ракетных ударов и бомб по наземным или надводным целям, а для обеспечения относительной точности атак самолет должен (из-за устаревших систем прицеливания) работать с достижимой высоты для вооружения легкой зенитной артиллерии такие как ПЗРК, и с гораздо большей вероятностью попадут в руки тех же исламистских боевиков в Сирии.


Бронированный дом. Просторная кабина Су-34, защищенная титановой броней, — пожалуй, одна из самых интересных особенностей штурмовика. В кабине можно сидеть, лечь и стоять. Также в вашем распоряжении туалет и мини-кухня с микроволновой печью. Это беспрецедентный комфорт для самолетов такого класса.

Ударный «дальнобойщик».

Шок
Разработка нового фронтового бомбардировщика взамен старого КБ Сухого Су-24 началась в середине 1980-х годов. За основу взяли схему и планер истребителя Су-27, подвергнув все существенным изменениям. Новейшее бортовое оборудование, помехозащищенность и невидимость, мощное вооружение и усовершенствованные радиолокационные конструкции вплотную приблизили Т-34 к самолету пятого поколения.
«На Западе машины этого типа называют тактическими истребителями или истребителями-бомбардировщиками и классифицируют как самолеты-перехватчики», — говорит авиационный эксперт Владимир Карнозов по целям, хотя он способен эффективно уклоняться от атак и защищаться в воздушном бою. -25 в основном поражает цели непосредственно на линии фронта, а Су-34 обеспечивает изоляцию с тыла: это необходимо, чтобы противник не мог нести боеприпасы или обеспечивать подкрепление».


Су-34 — молодой самолет, запущенный в серию сравнительно недавно, но разработчикам и производителю удалось полностью вылечить его от «детских болезней». «Обычно на совершенствование и оптимизацию систем уходит много лет, а это, как вы знаете, очень сложная задача. Бывает, что самолеты стоят на вооружении десятилетиями, а их оборудование не доведено до совершенства. Судя по всему, с Су… 34 эта задача была успешно решена: «Она широко и успешно применяется в Сирии. Возможно, это побудило зарубежных коллег поставить самолету такую ​​высокую оценку », — отмечает Карнозов.
Что еще более важно, Су-34 — это просторный и комфортабельный самолет. В длительных перелетах можно встать, размяться, прогуляться в зоне отдыха за креслами и выпить чашечку кофе или чая.

Поставки

  • 15 декабря 2006 г первые два Су-34 были переданы ВВС России. Самолет с бортовым номером «01» вошел в 929i GLIT для продолжения статусных испытаний.
  • 3 августа 2007 года бортовой номер «02» принят в Липецком ЦБП и ОАО».
  • В декабре 2008 года бортовой номер «03» был передан ВВС».
  • 19 декабря 2009 г были получены еще 2 Су-34: номера очереди «04» и «05».
  • 20 декабря 2010 г передано еще 4 бомбардировщика (первые 4 из 32 по контракту 2008 г)
  • 10 декабря 2011 года Западный военный округ принял на вооружение 6 Су-34.
  • 28 декабря 2012 г. Западный военный округ (авиабаза «Балтимор») 5 Су-34.
  • 25 января 2013 г. Западный военный округ (авиабаза «Балтимор») 5 Су-34.
  • 6 мая 2013 года был получен первый самолет 2013 года производства из 12 запланированных на этот год.
  • 9 июля 2013 г были получены 3 Су-34.

В начале 2012 года Минобороны России подписало контракт с Сухим на поставку 92 Су-34 до 2020 года в дополнение к уже подписанному контракту на 32 самолета. В 2013 году ожидается поставка 12 Су-34.

Тактико-технические характеристики

По своим характеристикам Су-34 делятся на тактико-технические и летные. Назовем основные из обеих категорий:

  • Длина устройства 23,3 м;
  • Размах крыла — 14,7 м;
  • Масса ИС с экипажем и снаряженным орудием — 22,5 тыс. Кг;
  • Максимальный взлетный вес — 45 тыс. Кг;
  • Максимальная скорость на малой высоте — 1400 километров в час, на большой — 1900 км / час;
  • Автономность — 1100 км с подвесными баками, 1500 км без;
  • Максимальная дальность боеприпасов — 260 км.

Бомбардировщик Су-34
Су-34 как бомбардировщик

Вооружение

Встроенная пушка ГШ-301 (30 мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект 180 выстрелов). На 12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, гондолами двигателей и консолями крыла) можно разместить до 8000 кг различного вооружения.

Комплекс высокоточного ударного оружия гарантирует поражение наземных (надводных) целей на дальности до 250 км. Включает тактические крылатые ракеты Х-59М с телевизионным командным наведением (до трех CR), ракеты класса воздух-поверхность типов Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц), четыре противокорабельных ракеты типов с дальностью полета 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемых авиабомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может быть подвешен контейнер с 70 гидроакустическими буями.

«Неинтеллектуальное» вооружение для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 и включает до шести блоков с ракетами С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также до до шести ракет С-25, до семи малых грузовых контейнеров КМГУ, до 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100.

Зенитное ракетное вооружение в целом аналогично вооружению других самолетов семейства Су-27. В его состав входит до восьми ракет средней дальности с активным радиолокационным наведением РВВ-АЭ, до шести ракет средней дальности Р-27 или УР малой дальности с Р-73 ТГС. В конце крыла можно разместить два контейнера с системой радиоэлектронной борьбы. Под крылом и фюзеляжем подвешены три ПТБ объемом 3000 литров.

Производство

Су-34 бортовой номер 05 Красный

По состоянию на 2011 год выпущено 22 Су-34, в том числе опытные (с 42-48) и серийные (с 01-09 и с 01-05, 10). Самолеты с б / н 46, 47, 01, 03 проходят испытания в 929i GLIT (Ахтубинск); б / н 02, 04-09 в 968-м ИИСАП (Липецк); б / н 48 участвует в выставке авиасалона МАКС (Жуковский); Опытные образцы с б / н 42, 43, 44, 45 больше не участвуют в программе летных испытаний. Платы номера с 01 по 05 выпуска 2006-2009 гг. Останутся в ГЛИТ (2 таб.) И ЦБПиПЛС (3 таб.); н / н 06, 07, 08, 09 2010 г.в., а также н / н 01, 02, 03, 04, 05, 10 2011 г выпуска — на 7000 АБ Балтимор (Воронеж).

12 и 22 декабря 2011 года шесть новых бомбардировщиков Су-34 прибыли на авиабазу Балтимор в Воронеже, что сделало эту базу первой боевой частью ВВС, получившей эти машины.

в 2008 г заключен пятилетний контракт №2. 319/3/1-ЭОЗ от 10 ноября 2008 года на сумму 33,6 млрд рублей на поставку 32 самолетов, работы начались в 2009 году. 1 марта 2012 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков и генеральный директор Сухого Игорь Озар подписали госконтракт поставить до 2020 года 92 фронтовых бомбардировщика Су-34.

Всего ВВС намерены закупить 124 самолета этого типа.

Су-34 вид сбоку

Серийное производство самолета было начато на Новосибирском авиационном заводе. Стоимость самолета Су-34 составляет около 1 миллиарда рублей.

В начале 2008 года НАПО объявило, что первым в России организовало онлайн-сборку последних фронтовых бомбардировщиков Су-34. Общая стоимость технического оборудования составит более 50 миллионов евро.

Автоматизация процесса должна привести к тому, что одновременно можно будет собрать до 20 автомобилей, а ремонт самолетов будет в два раза быстрее.

В 2007 году лаборатория была перестроена. Холдинг «Сухой» в рамках государственного оборонного заказа выполняет ремонт и модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М и сборку последних истребителей-бомбардировщиков Су-34.

Представитель холдинга Сухой»:

В настоящее время НАПО им. Чкалова реализует масштабную программу технического перевооружения: в 2008-2009 гг. Планируется закупить 43 высокопроизводительных процессинговых центра на общую сумму около 2 млрд руб., Что позволит предприятию выйти на качественно новый уровень в создании современной авиатехники.

Преимущества и недостатки

Преимущества Су-34:

  • высокая маневренность, что позволяет быстро менять позицию при атаке и уклоняться от атак противника;
  • возможность нести большую боевую нагрузку;
  • широкий спектр действия;
  • эффективность в обнаружении и, как следствие, поражении бронетехники и других подвижных наземных целей;
  • разнообразное применяемое вооружение, в том числе противокорабельное, противолодочное, противорадиолокационное;
  • низкая стоимость самолета, простота ремонта и обслуживания за счет взаимозаменяемости ряда агрегатов с машинами семейства Су-27.

Су-34 превосходит вышеупомянутый F-15E Strike Eagle по взлетной массе, массе топлива, дальности полета, защите экипажа и комфорту, лишь немного ниже по максимальной скорости.

о недостатках истребителя-бомбардировщика известно, что в 2013 году Минобороны РФ официально объявило об их устранении.

О способностях ударного «Утенка»

Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, крылом средней трапециевидной формы, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в кормовой части фюзеляжа и убирающимся трехопорным шасси.

Форсунка двигателя АЛ-31Ф Марина Лысцева
Мотор-форсунка АЛ-31Ф © Марина Лысцева

Любимый многими пилотами самолет оснащен просторной комфортабельной кабиной и отличными летными характеристиками. «Он, конечно, не предназначен для высшего пилотажа, но на перегрузки он достигает 7,5 единиц (опыт пилотов при выполнении высшего пилотажа — о ТАСС)», — сказал в беседе с ТАСС пилот Алексей Белоног, освоивший четыре типа самолетов и для которых Су-34 является бесспорным фаворитом. «И, кстати, правда, что солдаты ласково называют его« Утенок »за характерную форму приплюснутой морды. Я не вижу в этом ничего плохого», — добавил он.

Су-34 — уникальная машина. В нем одновременно размещены три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Он может успешно бороться с любой воздушной целью, эффективно поражать наземные и надводные цели. Кроме того, он может оставаться в воздухе бесконечно долго — единственное ограничение — физические возможности пилотов

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой точки страны к ее границе для надежной локализации возможного вооруженного конфликта до подхода основных сил. «Еще до поступления в войска испытательная бригада ОКБ Сухого вылетела из Москвы на Сахалин и обратно без посадки, но с дозаправкой в ​​воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решить любую задачу на максимальном удалении от аэропортов, Об этом ТАСС сообщил военный обозреватель.

Су-34 Вадим Савицкий / Минобороны России
Описание Су-34 © Вадим Савицкий / Минобороны России

Превосходная аэродинамика, большая емкость внутренних топливных баков, высокоэффективные двухконтурные турбореактивные двигатели, система дозаправки в воздухе, а также подвеска дополнительных топливных баков вместе с удобной кабиной обеспечивают бесперебойный полет до десяти часов без потери работоспособности экипажа.


«Съемки сложнее, чем полет на истребителе». Как делать аэрофотосъемку

На Су-34 для этого были созданы все условия. Экипаж (пилот и штурман), в отличие от других истребителей, размещается в кабине не один за другим, а рядом — в бронированной кабине, вход в которую осуществляется через нижний люк по ступеням. «Между ними есть пространство, где можно разложить матрас и где один из членов экипажа может отдыхать во время полета», — говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за сиденьями пилотов позволяет им стоять в полный рост. «На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в сиденья, и даже биотуалет. Поэтому уникальность Су-34 может удивлять», — говорит Литовкин.

Дмитрий Медведев в кабине Су-34 на авиабазе Кубинка, 2009 Дмитрий Астахов / ТАСС
Дмитрий Медведев в кабине Су-34 на авиабазе Кубинка, 2009 г. © Дмитрий Астахов / ТАСС

Самолет Су-34 имеет возможность летать в режиме автопилота на предельно малой высоте, огибая землю. По мнению экспертов, ни один другой истребитель в мире, включая американские F-22 и F-35, не обладает такими «возможностями». Уникальной особенностью машины было наличие второго радара для обзора задней полусферы: система предупредит экипаж об угрозе и может отреагировать залпом управляемых ракет на попытку «нанести удар в спину» вражескому самолету.

Летно-технические характеристики Су-34

Длина — 23,3 м, высота — 6,4 м, размах крыла — 14,7 м. Практический потолок — 14 650 м. Дальность полета — 4,5 тыс. Км без дозаправки, 7 тыс. Км — с дозаправкой; боевая дальность — до 1,1 тыс км. Взлетная масса 45,1 т, максимальная боевая нагрузка 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. Км / ч.

Продолжение

Су-34 способен эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели (в том числе малые и мобильные) в любом географическом районе с использованием всего спектра авиационных боеприпасов, в том числе высокоточных. Как отмечают производители, он отлично справляется с задачами при проведении автономных и групповых действий днем ​​и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях помех со стороны противника, огневого и информационного противодействия, а также воздушной разведки.

Су-34 на полигоне летно-испытательного центра в Астраханской области, 2006 г. Марина Лысцева / ТАСС
Описание Су-34 на полигон летно-испытательного центра в Астраханской области, 2006 г. © Марина Лысцева / ТАСС Состав вооружения Су-34

Вооружение установлено на 12 пусковых установках, расположенных на законцовках крыла или под консолями крыла, а также на подфюзеляжных блоках.

По данным Минобороны РФ, номенклатура применяемого авиационного оружия включает:

  • корректируемые авиационные бомбы типа КАБ-500 и КАБ-1500;
  • бомбы свободного падения калибра 100 кг и 250 кг;
  • неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13 и С-25;
  • управляемые ракеты класса «воздух-земля» С-25Л, Х-25, Х-29, Х-31, Х-35;
  • противокорабельные ракеты 3М80;
  • ракеты малой и средней дальности Р-73 и Р-27 и РВВ-АЕ.

В штатное вооружение входит также 30-мм автоматическая пушка ГШ-301.

По боеспособности относится к самолетам поколения 4 ++. Наличие на нем системы активной безопасности вместе с новейшими компьютерами позволило создать дополнительные возможности летчику и штурману для ведения прицельного бомбометания, маневра под огнем противника. Как отмечают производители, цифровая авионика самолета построена по принципу открытой архитектуры, что позволяет легко заменять его комплексы и системы новыми разработанными.

Бортовое оборудование и системы

В состав пилотажно-навигационного комплекса входит инерциальная навигационная система, интегрированная с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Цифровой многоканальный SDU используется для управления самолетом. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, автоматически контролирует положение ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Реализованная на бомбардировщике система активной безопасности автоматически предотвращает выход на неприемлемые режимы полета и столкновение с землей при полете на малой высоте. Есть способ вывести за горизонт и увезти прокатиться. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия пилотов, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматический возврат в аэропорт и заход на посадку.

Самолет оснащен комплексом авионики, обеспечивающим решение боевых задач в полном диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса раздельно-цельная. Все информационные системы сконфигурированы как автономное оборудование, в которое входят вычислительные блоки на базе мощного цифрового компьютера «Аргон», а также ряд специально запрограммированных процессоров. Все подразделения управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета в решении боевых задач.

Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем позволяют решать боевую задачу в случае частичного отказа или даже отказа некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса, внедряя при необходимости новые информационные системы.

Установленная на борту самолета многомодовая РЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать небольшие наземные цели, одновременно отслеживая несколько «встречных» воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей 200-250 км.

Бомбардировщик также оборудован радаром заднего обзора, который не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух-воздух» в задней полусфере.

Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей расширены за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы в сочетании с лазерным дальномером. Каналы могут работать как совместно, так и по отдельности, в зависимости от погодных условий и времени суток.

Центральная компьютерная система управления состоит из рабочего места оператора-навигатора, центрального компьютера и мультиплексной шины передачи данных. В посту штурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора на ЭЛТ с жидкокристаллической панелью. На дисплеях отображается обрабатываемая информация: системами — буквенно-цифровыми, компьютерными — в виде символов.

Индикаторы позволяют смешивать изображения в режиме «большой картинки», когда на одном экране одновременно отображается информация из разных систем.

Цифровой бортовой компьютер использует системы «искусственного интеллекта» и «искусственной безопасности».

Для морского варианта самолета (его модификация на экспорт известна как Су-32ФН) применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решения дополнительных задач и обеспечения разведки, наблюдения за морской поверхностью, поиска подводных лодок, обнаружения мин и борьбы против надводных кораблей противника.

При борьбе с подводными лодками (подводными лодками) комплекс авионики может осуществлять поиск целей при получении предварительного целеуказания от других средств, в том числе космических. Все поисковые и визирные операции выполняются автоматически. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения.

Основными средствами обнаружения подводных лодок на борту самолета Су-32ФН являются РЛС в сочетании с гидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий, расположенный в хвостовой балке. Самолет может нести до 72 радиопеленгаторов, включая несколько пассивных радиопеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные радиопеленгаторы и средства генерации взрывных волн.

Шестикрылый серафим

Су-34, созданный на базе одного из лучших отечественных истребителей, несомненно, превосходит Су-24 по маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, сохраняя при этом более безопасную высоту. Новый самолет также имеет более высокую боевую нагрузку (по неофициальным данным до 12000 кг против 7500), боевую дальность (1100 км против 560) и максимальную скорость (на большой высоте 1900 км / ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному глазу. Су-34 представляет собой «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными оперными консолями, расположенными в передней части крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на малых скоростях. Но от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.

Еще одна яркая особенность — приплюснутый «нос» (радиолокационный обтекатель). Такая конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 кабина кабины увеличена. Как и на Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются в ряду кресел. Этот макет является прямым результатом разработки проекта учебно-тренировочного авианосного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, на F-15E тоже два пилота, но они сидят один за другим.

Между сиденьями есть проход, где один из членов экипажа может лечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет также будет совершать дальние перелеты с дозаправкой в ​​воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, поэтому кратковременный отдых может не оказаться лишним. В задней части кабины находится туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь вы даже можете встать в полный рост.

Вход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней стойки шасси. Кстати, в связи с изменением конструкции кабины передняя стойка была переработана и усилена. В отличие от Су-27, у него не одно колесо, а два, расположенных рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина пилота была выполнена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметична и «надувается» — до высоты 10 000 м экипажу не нужны высоколетные костюмы.


Больше колес! В связи с увеличенной массой головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) передняя стойка шасси была полностью переработана. Они переместили его вперед и изменили схему его очистки, включив пару колес вместо одного.

По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных улучшений. Усиленное крыло, добавлены две дополнительные точки подвески для вооружения (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее базовой модели: его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45000 кг), что позволяет перевозить больше топлива (до 12000 кг).).) и еще больше оружия на борту.

Для большей защиты самолета, помимо основного РЛС (B004 с пассивной ФАРой), размещенного под «утиным» носом, в расширенном заднем радиусе установлен дополнительный радар, обращенный к задней полусфере. При обнаружении вражеских целей в воздухе Су-34 может атаковать их либо штатной для семейства Су-27 30-мм автоматической пушкой ГШ-30-1, либо малыми ракетами класса воздух-воздух (R -73) и средний (R-77). Ассортимент средств поражения класса «воздух-поверхность» достаточно велик и включает как корректируемые авиабомбы КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, Ракеты С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М.


Испытания Су-34 в действии способны выполнять боевые задачи в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин действуют в составе российской авиагруппы в Сирии. РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖАЕТСЯ НИЖЕ

Описание конструкции самолёта

По конструкции истребитель-бомбардировщик Су-34 представляет собой двухмоторный центроплан, представляющий собой машину с двумя двигателями и одинарным крылом, расположенными в центре секции фюзеляжа, типичную для тактических истребителей.

Оперение корабля вертикальное с двумя килями. Рама — трехколесный велосипед (два колеса на передней стойке и два на задней).

Двигатели расположены в кормовых отсеках самолета.

Передняя часть самолета, где расположена кабина пилота, уплощена, поэтому Су-34 ласково прозвали «Утка».

Су-34
Истребитель-бомбардировщик действительно похож на утку

Силовая установка

Су-34 оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф или их вариантами. Тяга АЛ-31Ф — 13,3 тыс. Кгс.

Модернизация ИС предполагает установку усовершенствованных двигателей АЛ-41Ф, характеризующихся форсажной тягой до 14-14,5 тыс. Кгс при сохранении сверхзвуковой скорости в крейсерском полете, что значительно снижает расход топлива по сравнению с реактивными самолетами, которые имеют вынужден поддерживать высокую скорость для движения на форсажном режиме.

Су-34 оснащен вспомогательным блоком питания (ВСУ), который играет очень важную роль. Благодаря ему пилот может автономно запускать двигатели и взлетать с любой ровной местности, а не только из специально оборудованных аэропортов. Это значительно увеличивает дальность боевых действий ИС, позволяя использовать их как палубную авиацию.

Заправка автомобиля топливом производится с помощью:

  • шесть стационарных баков (3 в фюзеляже + 2 в консолях крыла + 1 в центральной части);
  • 3 000-литровые воздушные баллоны с отсоединением;
  • системы дозаправки в воздухе с самолетов-заправщиков.

Ночная дозаправка происходит при свете двух специальных маяков.

РЛС переднего обзора

Самолет оборудован радиолокационной станцией Ш-141, обеспечивающей:

  • одновременное сопровождение до десяти целей;
  • одновременное поражение четырех целей;
  • наведение ракет «воздух-воздух»;
  • определение координат цели ракеты малой дальности Р-73.

Радиус фиксации станции различных целей указан в таблице:

Задача Максимальная дальность, км
Большая земля (поверхность) 250
Типичная местность (поверхность) 150
Мобильная «Танковая и гусеничная боевая машина пехоты» 75
Большой самолет «Транспортный самолет» 250
Малый самолет «Истребитель» 90

Радар также поддерживает полеты на предельно малых высотах с автоматическим подавлением высоты благодаря специальной функции — TFR.

РЛС заднего обзора

Конструкцией ИБ, а точнее увеличенными размерами хвостовой балки, предусмотрено расположение в хвостовой части РЛС заднего обзора H012. Однако специалист в области авиации Николай Якубович пишет, что вторая станция не входит в состав оборудования серийного Су-34 и ВСУ размещается в его отсеке. При этом специалист допускает, что конструктор создаст новый вариант ИС, где появится задний радар.

Подвесное оборудование для разведки

Благодаря универсальности Су-34 может использоваться не только по прямому назначению для обеспечения информационной безопасности, но и в качестве разведчика.

В этом случае самолет оснащается специальной подвеской — универсальным разведывательным контейнером «Сыч» (УКР».

Данная УРК существует в трех вариантах для каждого типа разведывательных задач:

  1. Радиотехника;
  2. Радар;
  3. Оптика.

При использовании для разведки экипаж не несет на борту бомб.

Отражающая площадь

Корпус Су-34 выполнен из композиционных материалов, которые выполняют роль специальных радиопоглощающих покрытий. Они «гасят» радиолокационные волны, уменьшая заметность самолета для радаров противника.

Этой же цели служила продуманная геометрия несущей конструкции истребителя-бомбардировщика, за исключением подфюзеляжных килей.

В ОКБ Сухого отмечают, что радиолокационная заметность ИС при движении на малой высоте равна заметности крылатой ракеты.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Су-34 в небе
Су-34 с контейнерами комплекса РЭБ Л-175В «Хибины» на консолях крыла и с контейнером групповой защиты самолетов под фюзеляжем

Возможности комплекса радиоэлектронной борьбы Су-34 достаточны для использования многофункциональной машины в качестве боевого радиоэлектронного самолета, что продемонстрировали события в Южной Осетии.

В комплекс входят:

  • радиолокационные приемники;
  • модуль Л-175В «Хибины» или Л005-С «Сорбция-С»;
  • различные ракеты для радиолокационных атак на дальности до 160 o (Х-31ПД) до 250 километров.

Средства наведения самолета

Су-34 оснащен прицельным комплексом, который обнаруживает и уничтожает цели с помощью РЛС. В его состав входит оптическая система «Сикамор», с помощью которой к цели наводятся ракеты класса «воздух-земля» и авиабомбы с управляемыми головками. В то же время комплекс чрезвычайно эффективен при использовании неуправляемых авиабомб, оставшихся в российских арсеналах со времен Советского Союза. Использование таких боеприпасов в Сирии обеспечивает выполнение боевых задач при гораздо более низких бомбовых затратах, чем управляемые бомбы.

Су-34 на базе «Хмеймим»
Су-34 в Латакии (Сирия), октябрь 2015 г., авиабаза Хмеймим. Фото Минобороны РФ

Кроме того, машина может быть оснащена модулем Damocles, разработанным в сотрудничестве с французской компанией Thales Group, что открывает возможности для вооружения истребителя-бомбардировщика ракетами и бомбами НАТО.

Кабина Су-34

Кабину снаружи защищает высокопрочная 17-миллиметровая броня из прочного титанового сплава. Остекление, конечно, тоже бронированное.

Кресла экипажа К-36ДМ позволяют безопасно катапультироваться на любой скорости и высоте самолета и, при необходимости, с земли. Доступ в кабину осуществляется через нижний люк, расположенный на передней стойке шасси.

Кабина Су-34
Закат из кабины Су-34. Фото Минобороны РФ

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для комфорта экипажа используются следующие средства к существованию:

  • мини-кухня с термосом и микроволновой печью;
  • откидное спальное место (между стульями);
  • сухой шкаф;
  • отопление и кондиционер;
  • электрические массажеры, встроенные в сиденья;
  • пространство, где можно постоять;
  • кислородная система, позволяющая летать на высоте до 10 км без кислородных масок;
  • сенсорная система проецирования на лобовое стекло для контроля работы оборудования вне сиденья.

Эти системы поддерживают хорошее физическое и эмоциональное состояние экипажа при длительных полетах.

Система пожаротушения

Автоматическая система пожаротушения — естественное средство повышения выживаемости современных самолетов. Вдобавок к этому конструкторы создали дополнительные средства предотвращения возгорания и взрыва топливных баков, изолировав содержимое баков от воздуха путем «герметизации». В основе технологии лежит набивка из пенополиуретана с открытыми порами.

Интересные факты

Один из первых опытных экземпляров Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими дозаправками в воздухе, что подтвердило возможность длительных полетов на этом типе самолетов.

просторная кабина Су-34

Между креслами сделан проход для размещения экипажа Су-34, который можно использовать как место для сна и отдыха. За сиденьями достаточно места для размещения членов экипажа в полный рост.

В этом случае показания приборов отображаются на стеклянной крыше, что позволяет контролировать их из задней части кабины.

Все фронтовые бомбардировщики Су-34 имеют кухню, оборудованную емкостями для хранения еды и воды, а также микроволновой печью.

Санузел расположен в задней части кабины. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете номиналом 1 рубль, выпущенной Банком России из серии «Вооруженные Силы Российской Федерации». Монета выпущена ограниченным тиражом (5 тысяч штук) в 2009 году.

Весной 2016 года пара Су-34 использовалась для разрушения ледяных заторов на Северной Двине. Для взлома льда использовались авиабомбы массой 250 кг.

Оценка

Су-34 — единственный истребитель ВВС России, способный использовать весь спектр высокоточного вооружения (для сравнения: в войне с Грузией в 2008 году даже модернизированный Су-24 мог использовать только обычные авиабомбы и неуправляемые ракеты расстояние 2-3 км).

По итогам 6 лет эксплуатации Су-34 на первых экземплярах самолета выявлены проблемы с нестабильной работой РЛС и прицельно-навигационного комплекса. Что, по мнению экспертов, является общей для всех новых самолетов проблемой (так называемые «болезни роста»). На самолетах, поставленных в 2011-2012 годах, большинство этих дефектов устранено.

Су-34 интенсивно используется в боевых частях с 2012 года, половина Су-34 уже налетела 200-250 часов в 2013 году.

Двигатели

В качестве силовой установки на самолете Су-34 используются два турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф двухконтурной конструкции. Такая схема позволила увеличить рабочие параметры двигателя и снизить удельный расход топлива.

В первом контуре двигателя установлены две ступени компрессора и две турбины на валу. Между компрессором и турбиной расположена камера сгорания.

турбореактивные двигатели на СУ-34

Второй контур — это оболочка, построенная вокруг тела первого контура. С помощью осевого вентилятора в межконтурное пространство нагнетается атмосферный воздух, который подается на дожигатель, расположенный за турбиной первого контура.

В зависимости от модификации двигатели семейства АЛ-31Ф способны развивать тягу от 12800 до 14500 кгс. Окончательное ускорение достигается в режиме экстремального ускорения, и его можно удерживать в течение короткого времени.

Этот режим сокращает срок службы двигателя и не рекомендуется для частого использования.

На борту бомбардировщика Су-34 находится автономный агрегат с малым газотурбинным двигателем. Эта система используется для запуска главных двигателей при работе из полевых аэропортов.

Су-34 против «Орла» и Tornado

Наш фронтовой бомбардировщик по праву можно назвать уникальным истребителем: он не имеет прямых западных аналогов по боевой нагрузке и широте спектра выполняемых боевых задач.

Стальные армейские крылья.
Стальные армейские крылья. Что такое военная авиация России

Военно-воздушные силы США, крупнейшие в мире по количеству истребителей, в настоящее время полагаются на многоцелевые истребители семейства Boeing F-15E Strike Eagle для бомбардировок. Самая современная версия этого самолета, F-15EX, оснащена цифровой кабиной и новой силовой установкой. Разработчик заявляет о «беспрецедентной» полезной нагрузке самолета до 29 500 фунтов (примерно 11 800 кг). Истребитель F-15EX имеет 12 точек подвески для управляемого оружия класса «воздух-воздух» и 15 точек подвески для оружия класса «воздух-поверхность». При этом информации о боевом применении этого самолета нет.

Истребитель F-15E Strike Eagle REUTERS / Эдди Кио
Истребитель F-15E Strike Eagle © REUTERS / Eddie Keogh

Также следует отметить, что стоимость F-15EX превышает соответствующий показатель для многоцелевого истребителя пятого поколения F-35A Lightning II: в соответствии с оборонным бюджетом США на 2020 год закупка первого одобрена восемь самолетов F-15EX ВВС США на общую сумму около 1,1 миллиарда долларов, то есть стоимость модернизированного самолета Strike Eagle составляет 137,5 миллиона долларов, в то время как стоимость единицы F-35A (базовая модификация самолета предполагалась для ВВС — прим. ТАСС) от 14-й серийной партии (последняя на данный момент известна ТАСС) достигает, по текущим данным производителя, Lockheed Martin Corporation, 77,9 млн долларов.

Военно-воздушные силы европейских государств, в основном Великобритании и Германии, ранее использовали для бомбардировок истребители-бомбардировщики «Торнадо». Стоит отметить, что Великобритания официально сняла с вооружения флот Tornado, в то время как Германия использует ограниченное количество этих самолетов. Истребитель-бомбардировщик зарекомендовал себя в локальных конфликтах во время боев в Персидском заливе в 1991 году и во время вторжения в Ирак в 2003 году.

Истребитель-бомбардировщик Tornado Reuters
Истребитель-бомбардировщик «Торнадо» © Reuters

Общая масса ракетно-бомбовой нагрузки самолета, размещенной на семи точках крепления, составляла около 9000 кг. Предполагается, что после окончательного демонтажа немецкого Tornado в рядах ВВС Европы он будет заменен на многоцелевые истребители Typhoon производства консорциума Eurofighter. Боевая нагрузка тайфуна составляет около 6500 кг, что значительно меньше, чем у всех упомянутых истребителей.

Военно-воздушные силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК) используют истребитель JH-7A для выполнения бомбардировок. По разным данным, JH-7A несет 7500-9000 кг ракет и бомб на 11 опорных пунктов.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии