Рабочая лошадка ВТА

Конструкция

Сам по себе транспортный самолет Ил-76 спроектирован по типовой для тяжелой авиации схеме. У самолета нормальная стреловидная стреловидность и однолопастное оперение Т-образной формы. Крылья самолета более трапециевидные, с изломом по задней кромке. Рабочая лошадка ВТА - Ил-76
Фюзеляж самолета Ил-76 имеет круглую форму. Сам по себе он разделен на несколько герметичных отсеков. В частности, кабина пилотов Ил-76 расположена вверху, а кабина штурмана — непосредственно под кабиной. Также имеется герметичная грузовая кабина. Максимальная полезная нагрузка самолета может составлять 60 тонн.

Рабочая лошадка ВТА - Ил-76
Самолет имеет три люка: два спереди и один сзади. Задний люк является грузовым и имеет трехстворчатую конструкцию. Теоретически в этой позиции можно использовать высадку солдат сразу четырьмя потоками, двумя через передние люки и еще двумя через грузовой люк. Но на практике такое решение практически не применялось из-за постоянного сближения десантников в воздухе.
Самолет оснащен четырьмя ТРД одновременно. Каждый из них подвешен на собственном пилоне под крылом самолета. Дополнительно имеется пятиточечное шасси, которое при взлете убирается в фюзеляж.
Помимо прочего, есть универсальная сантехническая система. Одна из его основных функций — открытие и закрытие дверей, полный контроль над шасси и другими небольшими, но очень важными частями самолета. Сама гидросистема состоит из двух независимых систем, управляемых бортинженером.

Установка на Ил-76 четырех двигателей Д-30КП обеспечивает самолету высокую тяговооруженность. Двигатели оснащены устройствами реверсирования тяги закрылкового (ковшового) типа, что позволяет использовать тягу двигателя как дополнительное средство торможения самолета во время полета. Расположение двигателей на пилонах под крылом позволило унифицировать силовую установку самолета Ил-76 и сделать двигатели взаимозаменяемыми с гондолами.

Рабочая лошадка ВТА - Ил-76

Модификации

— Ил-76 (Кандидат по классификации НАТО) Первая серийная модификация. Первый полет опытного образца состоялся 25 марта 1971 года под командованием Е.И. Кузнецова. Первый полет серийного самолета 5 мая 1973 года.
— Ил-76 «Багдад-1». Позже переименован в «Аднан-1». Самолет ДРЛО ВВС Ирака на базе Ил-76МД с антенной РЛС Thomson-CSF Tiger-G, которая была установлена ​​в неподвижном обтекателе вместо погрузочной рампы. Всего было построено 3 самолета, один из которых серьезно поврежден во время авианалета Многонациональных сил.
— Модифицировать Ил-76 «Аднан-2» с РЛС «Тигр» во вращающемся обтекателе. Во время войны в Персидском заливе он вылетел в Иран (где позже получил название «Симорг») и 22 сентября 2009 года во время репетиции парада разбился, хотя тип разбившегося самолета официально не объявлен. Сразу после аварии.
— Самолет Ил-76КТ для тренировки космонавтов в условиях имитируемого отсутствия гравитации. Всего было построено 3 самолета этой модификации. Первый полет 2 августа 1981 года.
— Ил-76ЛЛ Летающая лаборатория. Самолеты для разработки и испытаний авиадвигателей. Первый полет в 1991 году. Изменена конфигурация электронного оборудования и радиолокационных станций. Для проведения испытания исследуемый двигатель подвешивается на ферме взамен штатного No. 2.

— Ил-76М Обновленный, с усиленным фюзеляжем. Грузоподъемность увеличена до 42 тонн. Первый полет 24 марта 1978 года.
— Ил-76МГА Гражданский самолет без спецтехники и вооружения. Изготовлено и эксплуатируется две машины (СССР-76502 и СССР-76503). Первый полет 22 декабря 1976 г.
— Ил-76МД повышенной дальности, Кандид-Б по классификации НАТО. Доработанный вариант Ил-76М. Усиленная конструкция рамы и шасси. Увеличена полезная нагрузка до 48 тонн, максимальная взлетная масса — до 190 тонн, дальность полета с грузом 40 тонн — до 4200 км. Срок службы батареи увеличен до двух месяцев. Возможна установка четырех дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Первый полет 6 марта 1981 года.
— Ил-76МД Пожарный вариант. Доработанный вариант самолета Ил-76МД для пожаротушения. Способен нести 42 тонны огнегасящей жидкости. Первый полет 28 января 1993 года. Интересный факт: в 1989 году в Красноярске были установлены баки на 76508 литров.

— Самолет-76МД «Скальпель». Версия Ил-76МД переоборудована в больничный самолет. На борту находятся три медицинских модуля, которые функционируют как предоперационная, операционная и реанимационная. Первый полет — 23 июля 1983 года. По сообщениям СМИ, в июле 2008 года военно-медицинский самолет «Скальпель» находится на вооружении.
— Ил-76МД-90А (изделие 476) Модификация самолета Ил-76МД. Самолет оснащен более мощными и экономичными двигателями ПС-90А-76, отвечающими требованиям ICAO по уровню шума и выбросам вредных веществ.
— Доработанный модернизированный дальний Ил-76МД-М. Обновленная версия Ил-76МД. Первый полет он совершил 28 февраля 2016 года.
— Самолет Ил-76МДК «Космос» Ил-76МД, переоборудованный для обучения космонавтов в условиях отсутствия искусственной гравитации. Самолет имеет усиленное крыло и фюзеляж, в топливной и гидравлической системах установлены специальные аккумуляторы, обеспечивающие бесперебойную работу этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузового отсека отделаны мягким материалом, спортивные коврики крепятся к полу. Первый полет — 6 августа 1988 года. Три таких самолета были созданы, все базировались в подмосковном аэропорту Чкаловский». Рабочая лошадка ВТА - Ил-76
— Обновлен Ил-78МК Кабриолет. Самолет-заправщик разработан на базе самолета Ил-78М и предназначен для дозаправки в воздухе до трех самолетов различного назначения. После доведения до рабочего состояния Ил-78МК может использоваться как военно-транспортный самолет для перевозки и парашютного десантирования грузов и личного состава.
— Ил-78МК-90 Модификация самолета Ил-78МК. Самолет оснащен более мощными и экономичными двигателями ПС-90А-76, отвечающими требованиям ICAO по уровню шума и выбросам вредных веществ.
— Ил-76МФ Модификация самолета Ил-76МД. По сравнению с базовой моделью длина фюзеляжа увеличена на 6,6 м за счет включения дополнительных 3,3 м секций позади и перед крылом. Таким образом, длина грузовой платформы Ил-76МФ составила 31,14 метра против 24,5 метра у Ил-76МД. Модернизация коснулась и бортового радиоэлектронного оборудования. В приборной панели есть два индикатора на экране, добавлен блок спутниковой навигации. Благодаря более современному оборудованию из экипажа удалось исключить радиста, то есть экипаж сократился до пяти человек. Использование более мощных и экономичных двигателей ПС-90А-76 позволило увеличить дальность полета. Дальность полета Ил-76МФ с грузом 40 тонн составляет 5800 км по сравнению с 4700 км у Ил-76МД. Грузоподъемность увеличена до 60 тонн. Максимальный взлетный вес увеличен до 210 тонн. Первый полет был совершен 1 августа 1995 года. Ожидается, что в 2009 и 2010 годах будут проведены совместные государственные испытания для дозаправки ВВС России. Первый серийный самолет был построен в 2010 году на авиастроительном заводе ТАПОиЧ».
Ил-76П Самолет пожаротушения. Способен нести 32 тонны огнегасящей жидкости. Первый полет 22 сентября 1989 г.
Ил-76ПС поисково-спасательный. Первый полет 18.12.1984.
Глушитель Ил-76ПП. Доработанный вариант самолета Ил-76МД. Создан в единственном экземпляре. Первый полет 29 апреля 1987 года.
Стратегический авиационный командный пункт (ВКП) Ил-76СК для руководства ядерными силами страны в случае выхода из строя наземных пунктов управления (заводское обозначение Ил-76ВКП). Оснащен разнообразным коммуникационным оборудованием (в том числе спутниковым). Было построено 2 самолета, оба на базе аэропорта Чкаловский.
Ил-76Т (Кандид-А по классификации НАТО) Транспорт. Гражданская модификация Ил-76М. На самолете были демонтированы кормовая пушка, автомат для выброса дипольного отражателя, десантное оборудование и военная электроника. Первый полет 4 ноября 1978 года.
Ил-76ТД Дальний транспорт. Гражданская модификация Ил-76МД. Разобранная военная техника. Грузоподъемность машины составляла 50 тонн, максимальная взлетная масса — 190 тонн, дальность полета с максимальной нагрузкой — 3600 км. Первый полет 5 мая 1982 года. СССР-76464 (2803)
Ил-76ТД «Антарктида» Доработанная версия самолета Ил-76ТД. Первый полет 17 ноября 1985 года. Серийная машина была оснащена дополнительным навигационным и окрасочным оборудованием для полетов в Арктике и Антарктике. У Аэрофлота 76474. В Красноярске переоборудовано 2 самолета 76459 и 76465.
Ил-76ТД-90ВД Модификация самолета Ил-76ТД. Использует более дешевые двигатели ПС-90А-76 (Ил-76ТД-90ВД). Доработан под руководством авиакомпании «Волга-Днепр» (Ил-76ТД-90ВД). Самолет данной модификации соответствует требованиям ИКАО по шуму от земли в соответствии с главой 4, в то время как все остальные модификации с двигателями Д-30-КП (Д-30-КП-2) соответствуют только главе 2.
Ил-76ТД-90SW Модификация самолета Ил-76ТД с двигателями ПС-90А-76, аналог Ил-76ТД-90ВД). Доработан по заказу азербайджанской авиакомпании Silk Way Airlines (Ил-76ТД-90SW).
Ил-76ТФ Гражданская модификация Ил-76МФ с более экономичными двигателями ПС-90А-76. Планируется сокращение экипажа до 3-4 человек.
A-50 (Поддержка по классификации НАТО) Раннее предупреждение и управление самолетом. Первый полет в 1978 году.
Летающая лаборатория А-60, авианосец лазерного оружия. Построено 2 (по другим данным 3) экземпляра ОКБ Бериева и завода. Г. Димитров в Таганроге на базе Ил-76МД. Первый полет — 19 августа 1981 года (первый самолет) и 29 августа 1991 года (второй самолет). По окончании испытаний первый самолет находился в аэропорту Чкаловский, который сгорел в 1989 году. Второй самолет базируется в аэропорту города Пушкин (Санкт-Петербург). Есть информация о третьем Ил-76 (А-60) в Таганроге, который находится в эксплуатации.
Самолет ДРЛО А-100 «Премьер» на базе Ил-76МД-90А.
Ил-78 (Mida по классификации НАТО) Самолет-заправщик на базе Ил-76МД. Первый полет 26 июня 1983 года.
Ил-78М Ил-78 модифицированный. Первый полет 7 марта 1987 года.
Ил-78М-2 Проект модернизации Ил-78М аналогичен Ил-76МД-М.
Ил-78М-90А Самолет-заправщик разработан на базе Ил-76МД-90А.
Проект Ил-78МК (МК — модернизированный, кабриолет), модификация кабриолета Ил-78М в транспортной конфигурации. Он был разработан и подготовлен к серийному производству в начале 1990-х годов, но заказов на самолет не было.
Ил-78МК-90 Проект самолета-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями ПС-90А-76
Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставленный по госконтракту ВВС Индии.
Ил-78МП Обозначение четырех самолетов, поставленных государственной компанией «Укрспецэкспорт» по контракту с Пакистаном. Ремонт, доработка и покраска серийных машин производились на Николаевском авиаремонтном заводе (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка произведена в период с декабря 2009 года по май 2012 года.
Китайский самолет ДРЛО KJ-2000 на базе Ил-76ТД.

ЖИЗНЬ И РАБОТА

С июня 1974 года самолет начал поступать в ВВС (первый самолет прибыл в 610-й ЦБП — Центр боевой подготовки — в Иванове 3 июня 1974 года, в боевую часть в Витебске — 13 июня того же года), и был официально принят на вооружение 21 апреля 1976 года. Первые варианты самолета имели обозначение Ил-76 как для ВВС, так и для ГА (всего было построено 80 самолетов). Первый Ил-76МГА, построенный для Аэрофлота, был доставлен в Тюменское УГА 22 декабря 1976 года. Хотя изначально планировалось, что поставка самолетов этого типа Аэрофлоту начнется только в 1978 году. Нужен был в первую очередь, т.к началась бурная разработка месторождений полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке. Поэтому уже в 1975 году опытный образец Ил-76 прошел опытную эксплуатацию в Тюменской области. Очень удивленное возможностями машины, руководство Московского государственного авиационного управления (МинГА) настояло на начале поставок Ил-76 Аэрофлоту еще в 1976 году.

В 1975 году Ил-76 установил множество мировых рекордов для самолетов этого класса. Так, 4 июля 1975 г летчик-испытатель Я.И. Верников доставил груз весом 70 121 тонну на высоту 11 875 метров. В этот же день была показана средняя скорость 856 697 км / ч на замкнутом маршруте протяженностью 2000 км с грузом 55 тонн (пилотировал А. М. Тюрюмин). Под его управлением Ил76 показал среднюю скорость 857 657 км / ч (с грузом 70 тонн) 7 июля на дистанции 1000 км (с грузом 70 тонн) и 10 июля — 815 968 км / ч с грузом 40 тонн груза. Во втором случае протяженность маршрута составила 5000 км. Кроме того, 24 апреля 1975 года десантники были сброшены с самолета Ил-76 с высоты 15386 метров.

Машина оказалась поистине уникальной: она может садиться на бетонные, грунтовые и даже ледяные дорожки; вылетать из основного аэропорта на 2 месяца и при этом иметь помощь только экипажа. Самолет прошел серьезные испытания во время полетов в Демократическую Республику Афганистан (всего было выполнено более 14,7 тысячи полетов), где неоднократно подвергался обстрелу зенитными ракетами. Например, известен случай, произошедший в 1990 году с гражданским «бортом», когда ракета, взлетевшая на борт Ил-76, оторвала кусок кожи размером 2,5х2 метра от фюзеляжа, после чего самолет пролетел еще 200 км и приземлился целый и невредимый. Всего в ДРА было потеряно 3 Ил-76: в 1979, 1984 и 1990 годах (гражданские).

Практически по всем параметрам Ил-76 превосходил более свежий на тот момент американский С-141В (первый полет был совершен в марте 1977 года). Единственная «головная боль» — неэффективность двигателей, установленных на Ил-76. Хотя в советское время об этом мало кто задумывался: керосина было много и казалось, что он никогда не кончится.

Не прекращая серийного производства, самолет постоянно модернизировался и улучшался. В результате удалось увеличить пассажировместимость, грузоподъемность и дальность полета более чем в 1,5 раза по сравнению с первыми вариантами Ил-76.

Ил-76 ТД, «Антарктида», 1985 г
Ил-76 ТД

В 1979 г в войска начали поступать модернизированные Ил76 — Ил-76М (М — доработанный, работы начались 6 марта 1970 г., первый полет осуществлен 24 марта 1978 г.), основные отличия от оригинального варианта которого были: установка двигателей Д-30КП 2 серии с взлетной тягой 12000 кгс (вместо 11700 кгс у Ил-76), усиление верхней панели крыла, средней секции, промежуточной и отделяемой частей крыла, шасси. МВМ машины составила 172 тонны, масса плавающего груза увеличилась на 14 тонн. Первая машина этой версии поступила на вооружение ГВТАП 128 (Паневежис) 27 августа 1978 года.

Гражданский вариант машины имел обозначение Ил-76Т (Т — транспортный, первый полет — 4 ноября 1978 г.). Всего было построено 133 Ил-76М и 35 Ил-76Т. Первый Ил-76Т также был доставлен в Тюмень; Для этого типа самолетов также разработаны пассажирские модули размером со стандартный контейнер. А 5 июля 1978 года Аэрофлот начал полеты Ил-76 на международных авиалиниях.

С 1982 г эксплуатируются Ил-76МД (МД — дальнемагистральный) (работы начаты 6 января 1976 г., первый полет — 6 марта 1981 г.) и Ил-76ТД (ТД — дальнемагистральный транспорт, первый полет) эксплуатируется с 1982 г. — 5 мая 1982 г.) соответственно военная и гражданская модификации самолета. На этих машинах увеличена масса заправляемого топлива, еще больше усилены верхняя панель крыла, боковая балка и ниша переднего шасси. Общий вес армирования увеличивал массу снаряженного самолета на 3 тонны. При этом масса десантного груза увеличилась на 18 тонн (до 190 тонн) и на 1 тонну. Кроме того, на самолетах этой версии было гарантировано увеличение ресурса планера и введено дополнительное аварийно-спасательное оборудование. Взлетная тяга двигателей Д-30КП 2-й серии 12000 кгс поддерживается до + 23 ° С при нормальном давлении, при температуре + 30 ° С она увеличена на 750 кгс по сравнению с Д-30КП и составила до 11450 кгс. Всего по состоянию на 1 ноября 2009 года построено 426 Ил-76МД и 171 Ил-76ТД. Первым «владельцем» Ил-76МД был ВТАП, дислоцированный в Тарту (30 июня 1981 г.), и Ил-76ТД, Красноярское УГА (поставлен 17 мая 1982 г).

Ил-76 строился достаточно интенсивно (в середине 80-х годов прошлого века заказчику ежегодно поставлялось 50-60 самолетов): если в 1980 году в ВВС ВТА было 152 Ил-76, а в 1985 году — 293 самолета, то в В 1991 году их было уже 456.

Военные самолеты семейства Ил-76, помимо того, что активно использовались для перевозки войск, военной техники и материально-технических средств через территорию СССР и стран социалистического лагеря, принимали участие в поддержке боевых действий в Республика Афганистан (89% личного состава перевезено самолетами этого типа и 74% всех грузов перевезено воздушным транспортом). Кроме того, экипажи Ил-76 постоянно работали вахтовым методом в Анголе и Эфиопии. Значительное количество самолето-пролетов было совершено Ил-76 в ходе межнациональных конфликтов, имевших место на территории СССР. Военная техника активно использовалась при урегулировании последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также землетрясения в Армении в 1988 году (по делу было задействовано 312 Ил-76). В конце 80-х годов прошлого века машины этого типа стали использоваться для обеспечения вывода советских войск из Восточной Европы, который продолжался до середины 1994 года.

Однако главной задачей Ил-76 была высадка личного состава и техники, именно для этой цели он и был создан. Так, в учениях 1986 года высадка производилась только самолетами Ил76 (125 машин), при этом было выслано 5080 десантников и 138 единиц боевой техники. В том же году четыре советские военно-транспортные авиационные дивизии, оснащенные самолетами Ил-76, получили возможность (исходя из своей численности) высадить целую воздушно-десантную дивизию за один вылет (без тяжелого вооружения).

грузовой отсек Ил-76, Урал-4320
Урал-4320 выгружается из грузового отсека Ил-76

Кроме того, Ил-76 участвовал в совместных тренировках с личным составом Ракетных войск стратегического назначения по погрузке и разгрузке «спецсредств», транспортировке призывников к будущим пунктам службы (иногда из солнечного Закавказья прямо в ледяную Сибирь). По воспоминаниям ветеранов, командировка по перевозке атомных часов в различные части Вооруженных сил СССР была достаточно интересной для обеспечения точной службы в полевых условиях. А поскольку у СССР была значительная территория, прошло несколько месяцев, а на местах благодарности не было предела.

интересно также отметить, что в конце октября 1991 года экипаж подполковника С.Н. Жбанкова совершил маловысотную (3-5 м) грузовую посадку в Антарктиде на станции Восток. Это кажется несколько символичным: с одной стороны, на Земле не осталось мест, где бы не доминировал наш VTA. С другой стороны, это стало «лебединой песней» советской военно-транспортной авиации, доказавшей, что здесь, в самых тяжелых условиях, она способна решить любую поставленную задачу. Он достиг такого уровня подготовки, выше которого уже сложно представить, и поскольку он, возможно, никогда не будет таким, ему становится грустно в душе и возникает вопрос: почему мы все это потеряли? И позвольте вам сказать, что с такими задачами справлялись специально обученные экипажи, седые экипажи и технический персонал. Но, если бы тогда Родина приказала, эти задачи смогли бы выполнить так называемые «бригады со средним уровнем подготовки». Или ты мне не веришь?

На гражданские Ил-76 в первую очередь возлагалась задача перевозки грузов из центральных частей страны в северные регионы, а также в Сибирь, Дальний Восток и Крайний Север. Ил-76 летал на международных авиалиниях, например, также на Кубу, иногда их задействовали для обеспечения жизни советских научных экспедиций в Арктике и Антарктике. По некоторым данным, одна из модификаций машин носила обозначение Ил-76ТД «Антарктида» (первый полет 17 ноября 1985 г.). В его грузовом отсеке при необходимости можно установить до 108 пассажирских мест.

интересно, что незадолго до распада СССР велись работы по «адаптации» Ил-76 для перевозки «сельскохозяйственных животных в специальных контейнерах».

В новом веке самолет используется для поддержки действий российских войск в Чечне, для ротации миротворцев ООН. Кроме того, в конце 2001 года самолеты этого типа совершали рейсы в Афганистан с гуманитарной помощью. Кто-то 17 лет назад, во время вывода войск, думал, что все повторится снова: красная звезда Эли снова будет присутствовать в аэропортах этой страдающей страны!

Ил-76, номер 76622
Ил-76, очередь 76622

Украинский Ил-76, помимо обеспечения различных видов учений, в том числе международных, принимал участие в ротации миротворцев, высадке десантников на Северный полюс в 2000 году, а также в транспортировке топлива в Гренландию в 2009 году.

По данным РЛЭ, самолет Ил-76МД может перевозить до 145 военнослужащих с личным вооружением (однопалубный вариант) или до 48 тонн груза. Но, как показала его последующая операция, эти цифры не предел для этой крылатой машины.

Таким образом, в период развертывания боевых действий в Афганистане известны случаи, когда до 350 человек были выведены из самолета при ротации войск и в период межэтнического конфликта в Азербайджане, в чрезвычайной ситуации, непосредственно перед вторжением разъяренных войск толпа в аэропорту «Насосная» (Азербайджан), 412 мирных жителей были эвакуированы с самолета. Но, как показали последующие годы коммерческого транспорта, это число было далеко не пределом.

Что касается массы максимально допустимой нагрузки, то это вообще интересная тема. Судите сами. Например, рассмотрим самолет Ил-76МД. Так, его официальная стоимость составляет 48 тонн, но во время испытаний «простой» Ил-76 поднял 70-тонный груз на высоту более 11000 м, а на заре «дикой торговли» в начале 90-х перевез. 80 тонн каждый. Правда, на очень коротких дистанциях и за очень короткое время начались повреждения элементов конструкции. По воспоминаниям ветеранов, в советское время военный Ил-76МД в холодное время года иногда летал с взлетной массой 205 тонн. Но это не рекорд для данного типа самолетов: при расследовании ряда авиационных происшествий выяснилось, что взлетная масса самолета составляла 217-220 тонн. Известный автору «абсолютный рекорд» — 236 тонн. При этом он ни в коем случае не просит пытаться его побить дальше: чем это кончается, хорошо известно из хроник авиакатастроф!

ОПИСАНИЕ

Самолет Ил-76 имеет высокорасположенное крыло средней стреловидности и мощной механизации (язычки, трехщелевой закрылок, спойлер, тормозной щиток), герметизированный фюзеляж и Т-образное оперение. Крыло обусловлено заданной скоростью полета, а также к необходимости получения характеристик укороченного взлета и посадки. В местах сопряжения с фюзеляжем были разработаны специальные обтекатели.

Ил-76 76424, вид, двигатели, боковые двери
Вид двигателей при посадке через боковые двери Ил-76 76424 (этот самолет пропал — потерялся в июле 1998г.)

Т-образное оперение было выбрано из соображений удаления горизонтального оперения из зоны действия сглаживания обтекания полностью выдвинутого крыла механизации.

Двигатели тягой по 12000 кгс каждый оснащены устройствами реверсирования тяги закрылков (ковшом) для уменьшения хода посадки. Их приподнятое положение позволяло максимально убрать их от уровня земли, что снижает вероятность попадания в них инородных тел и обеспечивает прохождение выхлопных струй двигателя под отклоненные ребра. Установка двигателей на 25,2 и 42,1% размаха крыла позволила обеспечить малые крутящие моменты при выходе из строя одного из них и при этом уменьшить площадь вертикального оперения. Также на Ил-76 была установлена ​​ВСУ ТА-6, обеспечивающая запуск двигателя, питание самолета, кондиционирование воздуха в герметичных кабинах, а также испытательные системы и оборудование. Иногда его горячие выхлопные газы использовались экипажами для быстрого разогрева пищи.

Многоколесная рама обеспечивает работу машины с грунтовых колей. Самолет оснащен высокоэффективной системой торможения колес основных шасси. Конструкция обтекателей шасси предотвращает попадание воды, грязи, снега в их отсеки при движении самолета по аэродрому. Грузовой отсек самолета Ил-76МД объемом 300 м3 (длина 20,0 метра, с аппарелью — 24,5 метра, высота 3,4 метра и ширина 3,45 метра) позволяет размещать грузы массой до 48 тонн, до 145 тонн. (225 — в двухэтажном варианте) солдат с личным оружием, до 126 десантников, до 107 раненых (72 носилки и 35 сидячих). Он герметичен, система кондиционирования обеспечивает высоту «кабины» 2400 метров при высоте полета 11000 метров. Также имеется оборудование для аварийной подачи кислорода людям, перевозимым в грузовом отсеке.

Грузовое отделение заканчивается герметичной вертикальной откидной дверцей в конце рампы. Пространство под полом грузового отделения используется как вспомогательное грузовое отделение для размещения различного оборудования.

Грузовой люк самолета закрывается аппарелью и тремя дверями: центральной, открывающейся вверх, и двумя боковыми, открывающимися наружу и не оказывающими существенного влияния на аэродинамику самолета, в отличие, например, от С-141.

Ил-76, десантники, двигатели
Десантники на фоне Ил-76

Самолет оборудован системой механизации погрузочно-разгрузочных работ: установлены 2 лебедки GPL-3500 (позволяют загружать несамоходную технику до 20 тонн) и 4 электротельфера, позволяющих поднимать тяжелые грузы до 10 тонн и превышение порога пандуса. Для загрузки самоходной и несамоходной техники также используются четыре гребных борта с механизированной системой очистки.

Самолет может нести до 4-х платформ П-7 и до 2-х П-16 с грузом. Выгрузка персонала осуществляется в 4 потока (до высоты 8000 метров), для оборудования и грузов — с высоты до 4000 метров. Следуя за отцепленным оборудованием, возможна высадка до 17 человек сопровождающего экипажа. Показатель авиатранспорта Ил-76МД по всей боевой и вспомогательной технике и номенклатуре боевой нагрузки ВС СССР составлял 33–38% (по другим данным — 60%).

Кроме того, в самолете имеется значительное количество бытовой техники, начиная от термоса, туалета и заканчивая шезлонгами для экипажа. Поэтому неудивительно, что в ходе длительных перелетов экипажам даже удалось сварить варенье в термосе, а потом — и «запечатать.

Самолет оборудован пилотажно-навигационным комплексом ПНПК-76 (подробное описание опущено — прим. Ред.).

Комплексная авиационная навигационная система МСН-76, предназначенная для полетов в боевых порядках, обеспечивает после наложения на экране РЛС стробоскопа на отметку летящего впереди самолета автоматическое сохранение заданных интервалов и расстояний в процессе полета.

Самолет также оборудован инерциальной навигационной системой (И-11-76), для ведения радиосвязи на нем установлены многочисленные радиостанции разной дальности.

Ряд систем на самолете никогда не использовался. Это хорошо видно, если внимательно прочитать названия кнопок и переключателей. Например, не использовался ввод программы полета с перфорированной ленты, не устанавливалась аппаратура отображения местности в дневных и сумеречных условиях (КП-5), блок точного измерения скорости воздуха (ТИВС).

В «союзнические» планы также входила установка на Ил-76 новой ИНС (И-12) с коротким сроком готовности к эксплуатации, нового ПНПК «Купол-3» с повышенными характеристиками точности, бортовой защиты комплекс, который должен был автоматизировать защиту самолета при попадании в зоны ПВО противника. Но этим планам не суждено было сбыться…

выпуск, семейство Ил-76
Производство самолетов семейства Ил-76/78 / А-50 годами

Для выполнения посадки и парашютного приземления личного состава и грузов на борт Ил-76 установлено десантно-транспортное оборудование: роликовые конвейеры (4 роликовых конвейера), лебедки LPG-3000A, 4 тельфера, лебедка электрическая (LPG-1500A), десантная сиденья, делители и переключатели потока, светофоры, сирены и ряд другого оборудования. На полу грузового отсека предусмотрены места для швартовки.

Для защиты самолета от задней полусферы в его хвостовой части установлены две 23-мм пушки ГШ-23. Для противодействия ракетам с ТГСН на Ил-76 возможна приостановка автоматов пассивных помех (АПП-50). Для постановщиков помех с радиолокационным поиском и радиолокационной станции прицеливания истребителей на самолет установлен комплекс активных постановок помех.

Кроме того, с внешних подвесок, размещаемых при необходимости на крыльях, можно сбрасывать до 4-х бомб калибром до 500 кг или радиолокационных радиомаяков-ответчиков. Также на Ил76 возможна установка аэронавигационных фотоаппаратов для аэрофотосъемки. Таким образом, самолеты уже становились многофункциональными, ведь они могли решать задачи и поражать наземные цели и аэрофотоснимки.

Экипаж самолета — 6-7 человек: два пилота, штурман, бортовой техник (инженер), бортовой радист, бортовой техник бортового оборудования (ADO), бортовой техник пулеметчик.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии