Миг-31: фото, технические характеристики самолета, максимальная скорость, стоимость в рублях, вооружение истребителя перехватчика

История разработки

МиГ-31 по классификации НАТО носит название «песец». Непревзойденный истребитель-перехватчик четвертого поколения. 2-местный самолет летит на сверхзвуковой скорости 24 часа в сутки и в любую погоду.

МиГ-31М

Боевая машина способна перехватывать и уничтожать вражеские цели на малых, средних и больших высотах. Четыре самолета этой версии контролируют пространство в 1000 км. Боевая машина способна противостоять активным и пассивным радиопомехам противника. Самолет используется для перехвата ракет. Этот истребитель называют убийцей спутников, МиГ-31 может уничтожать даже маловысотные спутниковые объекты. Сформированный из таких машин авиаполк в советское время имел статус спецназа в составе ПВО.

Разработка нового самолета началась в 1968 году в ОКБ Микояна. Повысить боевые возможности самолета было решено с помощью РЛС с активной фазовой антенной решеткой (ФАР). Новый проект базировался на схеме МиГ-25. Правда, экипаж должен был состоять из двух человек: сидящего за ним летчика и штурмана.

Первый полет МиГ-31 совершил в 1975 году.

Государственные испытания нового самолета длились с 1976 по 1980 год, а серийное производство самолетов началось только в 1979 году. Уже в 1981 году был принят на вооружение новый самолет с РЛС РП-31 и Р-33 УР, пришедший на смену старому Ту — 128. МиГ-31 производился серийно с 1975 по 1994 год, всего выпущено около 505 единиц техники.

МиГ-25

МиГ-25

Состояние

Было построено более 500 самолетов МиГ-31 всех модификаций. В настоящее время на вооружении ПВО России находится 425 (по состоянию на конец 1998 г.) истребителей-перехватчиков МиГ-31. Все существующие МиГ-31 модернизируются до МиГ-31БМ. В многочисленных публикациях сообщалось, что в начале 1990-х годов в Китай было поставлено 24 самолета МиГ-31. Но, по всей видимости, это были только переговоры о поставках. В серьезных изданиях, таких как World Military Aircraft Inventory. Teal Group Corp. »,« Военный баланс »не упоминает о наличии МиГ-31 в китайских ВВС.

Технические характеристики

Перехватчик МиГ-31 имеет нормальную аэродинамическую схему, высокое трапециевидное крыло, два вертикальных киля и полностью вращающееся горизонтальное оперение. Кроме того, ракетное вооружение наполовину встроено в корпус.

Сам фюзеляж на 50% состоит из стали и на 33% из алюминия. Носовая часть самолета изготовлена ​​из алюминиевых сплавов. Он включает в себя отсек с электронным оборудованием, кабину пилотов и еще один отсек с оборудованием, следующим за ним. В носовой части радар-обтекатель.

Тактико-технические параметры самолета:

  • экипаж — 2 человека.;
  • размах крыла — 13,46 м;
  • стреловидность по передней кромке — 41 градус;
  • пустой вес — 21 тонна;
  • масса топлива — 16,3 тыс кг;
  • подъемная масса — до 5000 кг.

Габариты самолета

Истребитель имеет следующие габариты:

  • высота — 6,5 м;
  • длина — 21,6 м;
  • взлетная масса — 46,75 тонны;
  • 2 двигателя — турбореактивный Д-30Ф6.

Особенности МиГ-31

Особенности МиГ-31

МиГ-31 имеет трехопорную раму. На всех стойках по 2 колеса. Основные стойки убираются вперед, рулевая рейка, наоборот, убирается назад. Колеса оснащены металлокерамическими тормозными дисками. Конструкция рамы позволяет самолету приземляться в аэропортах класса 2.

Высота, скорость и дальность полета

Летно-технические параметры:

  • высота полета — 20600 м;
  • максимальная скорость — 3000 км / ч;
  • скорость по поверхности земли — 1500 км / ч;
  • при посадке — 280 км / ч;
  • дальность полета — 3000-5400 км;
  • скороподъемность — 20 тыс метров за 7,9 мин.;
  • продолжительность полета — 3-7 часов;
  • боевая дальность — до 2200 км;
  • дистанция, необходимая для разбега, — 1200 м.

Двигатель

МиГ-31 оснащен двумя двигателями Д-30Ф6. В двигателе семь модулей. Имеет компрессор низкого давления (5-ступенчатый) и высокого (10-ступенчатый), камеру сгорания (кольцевую), 2-ступенчатые турбины высокого и низкого давления. «Пожарная полоса» — способ впрыска топлива для запуска форсажной камеры. Масса двигателя 2,4 тыс. Кг. Содержит детали из титана, стали и никелевых сплавов.

Двигатель D30-F6

Двигатель D30-F6

Двигатель TTX:

  • расход топлива — 1,9 кг / кгс в час (на крейсерском форсажном режиме);
  • тяга — до 15,5 тыс кг.

Внутри фюзеляжа 7 топливных баков. Кроме того, топливо хранится в четырех- и двухкилевых баках. Запас топлива на борту — 1630 кг. Все топливные баки заправлены централизованно. Самолет может заправляться в небе от Су-24 Т или Ил-78.

Оборудование

Основа СУО — РЛС с МАЯКОМ «Заслон». Дальность обнаружения вражеских объектов до 180 км. На самой последней модификации МиГ-31ДМ этот показатель увеличен до 320 км. Боевая машина принимает на автоматическое сопровождение 10 единиц противника. Аппаратура «Аргон-К» выделяет 4 цели, на которые одновременно наводятся 4 управляемые ракеты Р-33. На версии МиГ-31БМ ракеты Р-33С и Р-37 способны одновременно поражать 6 целей.

В состав бортовой системы управления вооружением (внедорожник) входят дискретное непрерывное освещение, доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки и бортовой компьютер А-15А. Вспомогательным средством обнаружения объектов является датчик теплового направления 8TP. Оснащен радаром для пассивного обзора и выдачи команд управляемым ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловой головкой самонаведения (ТГСН).

Навигационное оборудование: САУ-155МП, комплект КН-25 с ИС-1-72А, ЭВМ «Маневр». На МиГ-31 установлены комплексы «Радикал-НП» и А-723 Квиток-2. Радионавигация на большие расстояния включает системы Tropic и Route. Самолет имеет средства радиоэлектронной борьбы с использованием радиолокационных и инфракрасных лучей.

Истребитель-перехватчик в силу своих технических характеристик выполняет множество задач в сотрудничестве с автоматизированной наземной системой управления, работающей от дистанционного радиогида.

Система APD-518 обеспечивает обмен информацией между 4-мя перехватчиками на расстоянии 200 км.

Кабина

Кабина МиГ-31 расположена в носовой части самолета. Сначала располагается кабина, а за ней — штурман. Обе кабины герметичны и отделены друг от друга полностью прозрачной перегородкой (10 мм). Сиденья экипажа выдвижные. Фонари кабины оснащены подвижными сегментами, которые можно открывать / открывать.

Кабина МиГ-31

Вооружение

Вооружение МиГ-31 состоит из управляемых ракет большой дальности Р-33 (120 км), размещенных попарно на четырех внешних точках крепления, слегка утопленных под фюзеляжем самолета, управляемых ракет средней дальности с системой РП. ИК-наведение 40Т и ракеты малой дальности Р-60, Р-60М и Р73 по четырем подкрыльным точкам атаки.

Варианты подвески боевого вооружения МиГ-31БМ

Варианты подвески боевого вооружения МиГ-31БМ

Внизу, под фюзеляжем самолета, установлена ​​23-мм 6-ствольная пушка ГШ (на 260 снарядов). Скорострельность этой установки — 8000 выстр. / Мин. На МиГ-31 установлена ​​противоспутниковая ракета 79М6. Боевая нагрузка самолета до 5000-9000 кг. Истребитель до сих пор стоит на вооружении России. Парк ВВС насчитывает 400 единиц МиГ-31.

Существующие модификации и принципиальные отличия от базовой версии

МиГ-31 неоднократно модернизировался. Немного изменена конструкция боевой машины, добавлено более современное оборудование, увеличена мощность оружия.

Модификации МиГ-31

Модификации МиГ-31

Изменения:

  • МиГ-31ДЗ — добавлен механизм дозаправки в небе (выпускается с 1990г.);
  • МиГ-31Б — с механизмом дозаправки в воздухе самолетов Ил-78 и Су-24 Т (выпускался с 1994 г.);
  • МиГ-31БМ — улучшенная аппаратура управления вооружением (увеличенная дальность обнаружения целей), оснащенная более мощными ракетами класса «воздух-воздух» (выпускается с 2006 г.);
  • МиГ-31Д — запускает противоспутниковую ракету ПС 1, под фюзеляжем имеется выдвижной пилон для подвески ракеты (в эксплуатации с 1987 г.);
  • МиГ-31М — более мощное вооружение, современная авионика и РЛС, изменены стекла кабины, увеличены узелки в корневой части крыла, увеличен угол наклона вниз в носовой части (выпускается с 1986г.).

Дальность полёта

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, запускающих ракеты в середине траектории, выпуск подвесных баков после того, как они разряжены и выброшены из аккумуляторной батареи, дозвуковая практическая дальность и продолжительность полета составляют, соответственно, 3000 км и 3 часа 38 минут.

Автономность и практический срок службы в дозвуковых условиях без подвешенных резервуаров и втянутой аккумуляторной батареи составляют:

  • без ракет: дальность — 2480 км, продолжительность — 2 часа 44 минуты;
  • с 4 ракетами и их пуском по центру: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 часа 35 минут;
  • с 4 ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 часа 26 минут.

Сколько стоит боевая МиГ-31?

Стоимость экспортного варианта истребителя МиГ-31 2001 года выпуска составляет 35 миллионов долларов. Модернизированные самолеты предыдущих моделей стоят от 10 миллионов долларов.

Четвёртое поколение

По классификации НАТО МиГ-31 получил название Foxhound («песец»). Это двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик большой дальности на все сезоны. Разработан на ОКБ-155 (ныне ПАО «РСК« МиГ ») в 1970-х годах и считается первым советским истребителем четвертого поколения.

Истребитель предназначен для перехвата и поражения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах днем ​​и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, когда противник использует активные и пассивные радиолокационные помехи, а также ложные тепловые цели. Группа из четырех самолетов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство на дальности до 1100 км.

Изначально истребитель проектировался для перехвата крылатых ракет во всем диапазоне высот и скоростей, а также спутников на малых высотах. Уже несколько лет полки МиГ-31 имеют статус спецназа в составе ПВО. Самолет способен перехватывать цели в стратосфере. Когда он был создан, офицер стратегической разведки США Lockheed SR-71 Blackbird считался одной из потенциальных целей.

Всего было разработано 12 модификаций МиГ-31, из которых семь производились серийно. В Казахстане, по данным из открытых источников, в настоящее время на вооружении находятся 29 самолетов трех модификаций: МиГ-31 Б, МиГ-31 БСМ, МиГ-31 ДЗ (подробнее об этом позже). Всего после распада СССР группировка этих истребителей на территории Казахстана составила более 30 самолетов. Истребители входили в единую советскую систему ПВО и базировались в Семипалатинске. В начале 1990-х годов Россия планировала передислоцировать все самолеты на своей территории, но казахстанское руководство и генералы настаивали на том, чтобы МиГ-31 оставались в Казахстане. По некоторым данным, Тохтар Аубакиров, который стал первым казахстанским космонавтом, а до этого служил летчиком-испытателем в ОКБ имени В.И. Микояна и принимал участие в разработке МиГ-31.

Морской щит

В составе морской авиации ВМФ России сейчас две воинские части, вооруженные истребителями МиГ-31. Один базируется в аэропорту Мончегорск в Мурманской области, второй — в Елизово на Камчатке. Ремонт взлетно-посадочной полосы в Мончегорске завершился в октябре 2013 года. Заменено более 2000 бетонных плит на взлетно-посадочной полосе, рулежных дорожках и стоянках автомобилей. В Елизово работы по трассе завершились летом 2016 года. Ее длина составила почти 3,5 тысячи метров.

С появлением «Кинжалов» флот сможет «дотянуться» практически до всех регионов Арктики, прилегающих к побережьям России. Новые ракеты способны поражать цели на расстоянии до 2 тыс. Км. Самолет, базирующийся на Кольском полуострове, будет контролировать космос от побережья Исландии до Карского моря. А с Камчатки МиГ-31 полностью закрывает воды Восточно-Сибирского, Охотского и Берингова морей.


Дивизия «Кинжал»: развернута самая мощная авиация Российской Федерации. Она способна использовать новейшие гиперзвуковые ракеты

В прошлом году части 21-й смешанной авиационной дивизии, вооруженные истребителями МиГ-31, дислоцировались в Пермском и Красноярском краях, а также в Челябинской области. Это позволяет ВКС России держать южные границы под контролем. С вводом в строй истребителей морской авиации с ракетами «Калибр» воздушное пространство будет охвачено по всему периметру страны.

«Мы должны дать понять, что не должны приближаться к нашим границам и строить агрессивные планы», — сказал «Известиям» заслуженный летчик-испытатель, герой России полковник Игорь Маликов. — Кстати, МиГ-31 с «Кинжалом» — оборонительное оружие. В случае нападения на Россию он может поразить авиабазы, с которых взлетают самолеты противника в направлении наших территорий, а также корабли и морскую инфраструктуру.

Арктический регион давно стал зоной активного геополитического соперничества, напомнил военный эксперт Вадим Козюлин.

«Сейчас есть несколько точек пересечения интересов ряда держав», — сказал он «Известиям». — Были вопросы: кто будет разрабатывать полезные ископаемые на шельфе океана. Причем в этих обсуждениях участвуют не только страны региона, но и США. А полки «МиГов» с «Кинжалами» разместят в ключевых точках региона.


Вид сверху: истребитель МиГ-31БМ будет переделан в штурмовой штаб «Боевые дирижабли» получат уникальную систему автоматического управления

«Тридцать один» с «Кинжалами», которые имеют большую дальность действия, смогут контролировать огромные территории. Включая, например, Северный морской путь, из аэропортов Кольского полуострова и Камчатки. Эксперт отметил, что это качество особенно ценится в регионах, где нет развитой земельной инфраструктуры.

Оборудование

МиГ-31 ордена 790 Кутузова 3-го авиационного полка, авиабаза Хотилово.

Основой системы управления вооружением самолета МиГ-31 является импульсная доплеровская радиолокационная станция с пассивно-фазовой антенной решеткой (ПФАР) РП-31 N007 «Заслон» разработки НИИ приборостроения (Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушной цели до 200 км (для цели RCS площадью 19 м² при углах пролета с вероятностью 0,5), дальность обнаружения цели RCS 3 м с вероятностью 0,5 при углах стрельбы 35 км (автосопровождение дальность — 120км). На модернизированном самолете МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслон» отслеживают до 24 целей и могут атаковать до 8 целей одновременно. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает четыре наиболее важных, по которым могут быть нацелены одновременно четыре ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

Еще одним средством обнаружения воздушных целей является датчик теплового направления 8ТР, который расположен под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения зависит от состояния атмосферы и степени «нагрева» цели. На 56 км). В полетном положении датчик теплового направления втягивается в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Он совмещен с РЛС и предназначен для пассивного наблюдения за воздушным пространством, а также для целеуказания ракет Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

В состав пилотажно-навигационного оборудования самолета МиГ-31 входит система автоматического управления САУ-155МП и навигационно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровой ЭВМ «Маневр», радиоуправляемой дистанционной навигацией системотехник «Радикал-НП» (А-312) или А-331, система дальней радионавигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется с помощью двух систем: «Тропик» (аналог системы «Лоран») и «Маршрут» (аналог — система «Омега»).

Самолет оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и инфракрасного диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействовать с наземной автоматизированной цифровой системой управления (САУ Рубеж), работающей в режиме дистанционного наведения, полуавтономными действиями (координационная поддержка) как индивидуально, так и в составе группы из четырех человек самолет с автоматическим обменом информацией внутри группы. Система цифровой противодействия помех предполагает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырех перехватчиков, находящихся на максимальном расстоянии 200 км друг от друга, и наведение группы истребителей с менее мощной БРЭО на цель (в данном случае В этом случае самолет действует как точка наведения или ретранслятор).

Ключевые отличия версии МиГ-31БМ:

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть обстреляны одновременно ракетами Р-33С или Р-37 (последняя — на максимальной дальности 280 км). Получена возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М = 6, улучшены другие характеристики комплекса

Модернизированные варианты самолета могут быть оснащены противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или Х-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными ракетами Х-31А (до шести), Х-59 и Х- Ракеты класса «воздух-поверхность» 29Т (до трех) или Х-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с ТВ или лазерным наведением. Максимальная масса полезной нагрузки 9000 кг.

МиГ-31 ордена 790 Кутузова 3-го авиационного полка, авиабаза Хотилово.

ОАО «Русская Авионика» разработало принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком предыдущего прототипа было отсутствие информации от пилота о тактической обстановке: командир не знал, что делал штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной панели расположен многофункциональный ЖК-индикатор 6х8 дюймов (аналогичный тому, что используется на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой есть три таких индикатора, которые могут отображать самую разнообразную информацию (тактика, навигация, радар, изображения с камер управляемого вооружения и т.д.). Самолет также получил индикатор на лобовом стекле, который заменил предыдущий PPI.

Навигационный комплекс, которым оснащен модернизированный МиГ-31БМ, во многом унифицирован с МиГ-29СМТ (включает приемник спутниковой навигации). В результате доработки истребительного парка МиГ-31 ВВС России получили практически новый самолет с широким спектром боевого применения.

На экспортную версию этого истребителя МиГ-31ФЭ можно установить вооружение и оборудование западного производства и интегрировать их с российскими системами.

Вооружение

Самолет вооружен 23-мм шестиствольной пушкой; Различные модификации МиГ-31 могут быть оснащены ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» различных типов, гиперзвуковыми аэробалистическими ракетами и авиабомбами.

От России пока отстаём

Три модификации МиГ-31 находятся на вооружении в Казахстане. Первый — МиГ-31 Б (базовый). Это серийная модификация истребителя, оснащенная системой дозаправки в воздухе. Вступил в строй в 1990 году. МиГ-31 БС — базовая модель без твэла. Такое переоснащение объясняется тем, что в Казахстане вообще нет танкеров, способных заправлять истребители. МиГ-31 БСМ является модернизацией МиГ-31 БСМ 2014 г. Третья модификация, МиГ-31 ДЗ, представляет собой серийный истребитель-перехватчик, оснащенный системой дозаправки с воздуха. Таким образом, в Казахстане используются самолеты, фактически советские по оснащению и элементной базе, хотя и со значительно большим ресурсом.

Здесь ремонтируют и ремонтируют МиГ-31

Здесь проводится обслуживание и ремонт МиГ-31 class = «empty»>

В России ситуация с флотом МиГ-31 принципиально иная. В настоящее время на вооружение принята самая современная модификация самолета — МиГ-31 БМ.

В соответствии с гособоронзаказом РФ к 2020 году планируется модернизировать 60 самолетов МиГ-31 базовой модификации до уровня МиГ-31 БМ. Все работы ведутся в Нижнем Новгороде на авиационном заводе. Сокол».

«Есть планы по дальнейшей модернизации казахстанских самолетов», — сказал полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы ​​по безопасности полетов, который, вероятно, уже работает в новом министерстве обороны и аэрокосмической промышленности. Но пока дело не дошло до практической реализации — заключения контрактов с Россией».

Полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы ​​по безопасности полетов

Полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы ​​по классу безопасности полетов = «пустой»>

Таким образом, сегодня казахстанский флот МиГ-31, хотя и является грозной силой и очень значимым элементом единой системы ПВО стран-участниц ОДКБ, все же значительно отстает от российского. Этот факт вызывает беспокойство: у нас одна из самых протяженных границ в Евразии, огромное воздушное пространство и чрезвычайно неспокойное южное направление, которое может взорваться в любой момент. Опыт недавних локальных конфликтов ясно показывает, что в таких войнах невозможно добиться ощутимого прогресса без воздушной составляющей. А использование потенциальным противником современных видов оружия — крылатых ракет, высокоточных бомб, беспилотных летательных аппаратов и др. — выводит ответственность систем ПВО на принципиально новый уровень.

Посадка и выпуск тормозных парашютов МиГ-31

Посадка и выпуск тормозного парашюта МиГ-31 класс = «пустой»>

Тем временем исследователь времени возвращается. Теперь, как говорят летчики, работать будет «вся стая». Рейсы на авиабазу Караганда продолжатся, несмотря на плохую погоду, даже после захода солнца.

3. Нужны ли нам вообще МиГи-31?

Вопрос, собственно, не праздный.
Что лучше: сжечь 12 тонн топлива, отправив Су-35С на задание дальностью боя 1600 км с 12 ракетами,
Или — сжечь 15 тонн топлива и отправить МиГ-31БМ на задание с боевой дальностью 720 км с 8 ракетами?
По возможностям авионики самолеты сопоставимы.
«ИРБИС» Су-35 сравним с РЛС МиГ-31БМ как по дальности обнаружения, так и по возможности «распределяет цели» на самолет группы (играет роль мини-ДРЛО), который может атаковать противника без включения радара.
Максимальная скорость (+ возможность длительного полета на ней) и потолок у МиГа выше, но он проигрывает в маневренности.
Но, похоже, у него нет целей. История с ADA окончена, высоколетающий, скоростной SR-71 все-таки сняли с вооружения.

Комплекс «Кинжал»

1 декабря 2017 г зенитный ракетный комплекс «Даггер» с боевой гиперзвуковой аэробалистической ракетой приступил к выполнению экспериментальных боевых задач в аэропортах Южного военного округа. Ракета несет истребитель МиГ-31К. По словам замминистра обороны России Юрия Борисова, самолет был выбран в качестве авианосца, потому что «он больше подходит для разгона этой ракеты до требуемых скоростей на требуемых высотах». По мнению экспертов, в состав комплекса «Кинжал» входит одноступенчатая управляемая твердотопливная ракета 9М723 наземного оперативно-тактического комплекса «Искандер-М», модернизированная для пуска с воздуха. С апреля 2018 года комплекс, по данным Минобороны РФ, находится в штатной службе на Каспии.

Боевая эксплуатация

МиГ-31, как и его предшественник МиГ-25П, является истребителем-перехватчиком. Истребитель может осуществлять длительное патрулирование и бороться с аэродинамическими объектами любого класса. Самолет может перехватывать и уничтожать ракеты, летящие у поверхности земли.

Особенности МиГ-31

Впервые истребитель поступил на вооружение авиационного полка ВВС СССР в 1980 году. После 1991 года самолет был передан ВВС России. В 1990-е годы истребители использовались в чеченской войне. На данный момент более 100 самолетов подлежат модернизации под модификации БМ и ДЗ.

В 2016 году МиГ-31 использовался в Сирии. Самолеты с противоспутниковыми ракетами накрыли базу Хмеймим. В Сирии истребители используются для управления авиацией и могут заменить машины A-50 LISKA.

На исправление ошибки – секунды

Самолеты очищали от снега, заправляли топливом и заряжали аккумуляторы. Согласно схеме, первым взлетит доска погодного разведчика. Его задача — составить оперативную карту погоды в районе полета. Это измерение нижнего и верхнего пределов облачности, измерение силы ветра на разной высоте и других параметров. Метеорологические исследования проводятся примерно за час. Летный экипаж по-прежнему использует авиасимулятор. Он называется «Динамика» и был разработан РСК «МиГ» специально для этого типа самолетов.

«Мы были одной из первых частей, куда прибыл этот тренажер, — говорит полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы ​​по безопасности полетов. — можно установить ветер, нижний предел облачности. В программу можно вставить сбой любой системы».

Предшественником МиГ-31 был МиГ-25. Однако его возможности были существенно ограничены: самолет проектировался как одноместный. Пилоту нужно было управлять самолетом на большой скорости и захватить цель. Поэтому МиГ-25 так и не стал универсальным перехватчиком. В новом самолете задачи распределены: пилот управляет машиной и стреляет, штурман сканирует огромную территорию радиолокационным обзором и наводит истребитель на цель. Кабина МиГ-31 — двухместная. Экипаж организован по тандемной схеме: впереди командира, сзади штурмана. Надо сказать, что, несмотря на немалые размеры самолета, жилое пространство для экипажа очень ограничено. В обеих каютах очень мало места.

Кресло штурмана МиГ-31

«Назовем этот самолет» дирижаблем. «Его масса с боекомплектом и полной дозаправкой более 40 тонн, — говорит капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31. Этот самолет помогает пилоту, имеет систему автоматического управления и т.д. А МиГ-31 требует много внимание.Самолет очень сложен в технике пилотирования, имеет очень разные режимы взлета и посадки. Режим может привести к печальным последствиям. На МиГ-29 диапазон ошибок широк — можно отклониться от режима, исправить ошибки во времени и продолжить полет. На МиГ-31 дальность очень мала».

Капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31

Амангельды 29 лет. На службу в в / ч 50185 он пришел совсем недавно, с мая 2016 года летал на МиГ-31. В 2009 году окончил Актюбинское училище. Летал на учебном Л-39 в Балхаше, затем служил в Шымкенте, где летал на МиГ-29 боец ближнего боя. Караганда — третий служебный пост молодого офицера ВВС.

«Наш тип истребителя очень сложный, — говорит заместитель командира дежурной авиационной эскадрильи капитан Мадьяр Арыстанбеков, который должен был иметь большой опыт. В Казахстане немного упрощена система подготовки пилотов МиГ-31. Сейчас по этому типу мы обучаем пилотов без класса, а с истребителем среднего уровня, то есть пилот сразу не садится на МиГ-31 с учебно-тренировочного самолета и с истребителя типа МиГ-29 или Су-27. Новоприбывшие пилоты проходят переподготовку на нашей авиабазе: изучают аэродинамику этого самолета, материальную часть и другие дисциплины. Затем они проходят наземную подготовку на тренажере. Они вывозят практические занятия по определенному графику: каждому пилоту назначается инструктор и обучение базовым навыкам для этого вида осуществляется посадкой в ​​полете, простым высшим пилотажем. Кроме того, по окончании экспортной программы пилоту разрешается летать самостоятельно. У навигаторов есть отдельная программа обучения. Но их легче в том смысле, что они не летают на самолете сами. Навигаторы обучаются с нуля. Их сразу из школы привозят в палату».

Капитан Мадян Аристамбеков, заместитель командира авиационной эскадрильи

Капитан Мадьяр Аристамбеков, заместитель командира класса = «пустой»> авиаэскадрильи

Чрезвычайно сложная технология пилотирования МиГ-31 и большая ответственность персонала за этот самолет существенно ограничивают возможности молодых летчиков служить в в / ч 50185. Сюда берут только самых способных. Два человека пришли годом ранее, трое в прошлом году.

Описание

Самолет МиГ-31 является дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-25П. Он предназначен для использования в системе ПВО страны, способной осуществлять длительное патрулирование и бороться со всеми классами аэродинамических целей (включая малые крылатые ракеты, вертолеты и высокоскоростные высокоскоростные самолеты класса Lockheed SR.71 или B. -1Б) в любое время суток, в сложных метеоусловиях, с интенсивной радиоэлектронной борьбой. МиГ-31 — практически единственный самолет, способный перехватывать и уничтожать крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах. Рекомендации ЦАГИ на этот самолет выдавались в 1968 и 1972 годах в ОКБ им. А.И. Микоян начал полномасштабные работы по созданию машины. Истребитель, получивший обозначение МиГ-25МП (Е-155МП, «изделие 83»), должен был иметь линию перехвата 700 км при полете на крейсерской скорости 2500 км / ч (М = 2,35) и 1200 км на дозвуковой скорости. Весной 1975 года завершилось строительство первого экспериментального истребителя Е-155МП-831. 16 сентября состоялся первый полет нового самолета (летчик-испытатель А. Федотов). В следующем году был запущен второй опытный образец для летных испытаний, а летом 1977 года на авиазаводе «Сокол» в Горьком были изготовлены два самолета первой опытной партии. После окончания первого этапа государственных испытаний в 1979 году было запущено серийное производство истребителей-перехватчиков, получивших новое обозначение — МиГ-31. В отличие от оригинального самолета, экипаж нового истребителя-перехватчика состоял из двух человек. Сложное радиооборудование потребовало введения в состав экипажа штурмана-оператора, основной задачей которого является контроль воздушного пространства и разработка тактики перехвата групповых целей. В состав авионики входил радиоприцел «Заслон», первоначально (с начала 1960-х годов) разработанный НИИ приборостроения для дальнего перехватчика Ту-148 с изменяемым крылом, который должен был заменить самолет Ту-128. Первые полеты истребителя с установленной ФАР состоялись в 1976 году. 15 февраля 1978 года был выполнен первый полет с обнаружением и сопровождением 10 воздушных целей. Государственная программа испытаний была полностью завершена осенью 1980 года, когда первые серийные самолеты уже начали поступать в боевые авиационные части Войск ПВО. Первые новые истребители были оснащены авиационной частью, базирующейся в городе Правдинске. Самолет МиГ-31 с внедорожником Заслон был официально принят на вооружение авиации ПВО в декабре 1981 года. В боевых частях МиГ-31 начали заменять, прежде всего, дальние перехватчики Ту-128 (The перевооружение было полностью завершено к концу 1980-х гг.). В июне 1991 года самолет был впервые показан на авиасалоне в Париже, осенью 1991 года его выставили на международном салоне в Дубае. При проведении международных авиасалонов он получил лестные отзывы специалистов. МиГ-31 стал первым в мире истребителем, совершившим перелет через Северный полюс (испытатели Р. Таскаев и Л. Попов). На выставке лидерам авиационной техники стран СНГ в Мачулищах (Беларусь) зимой 1992 года был продемонстрирован истребитель-перехватчик МиГ-31М. 2 сентября 1998 года МиГ-МАПО продемонстрировал новую модификацию перехватчика МиГ-31БМ, предназначенную для борьбы с РЛС. На сегодняшний день зарубежных аналогов МиГ-31 нет.

Силовая установка

На самолете установлены новые высокоэффективные двухконтурные турбореактивные двигатели Д-30Ф6 (первоначально — Д-30Ф) со смешением потоков внешнего и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и всережимным регулируемым соплом конструкции для передняя. Они имеют тягу без форсажа 9270 кгс (91 кН) и форсажную мощность 15510 кгс (152 кН) для каждого из двух двигателей. Сухая масса двигателей 2420 кг. Разработка началась в 1972 году под руководством П.А. Соловьева. Воздухозаборники двигателя — боковые, прямоугольного сечения, регулируемые с помощью подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещенный в 7 фюзеляжных баках, 4 крыльях и 2 киле — 1630 кг. Кроме того, на внешних нижних крыльях могут быть подвешены 2 ПТБ объемом 2500 литров каждый. Заправка централизованная. Последующие самолеты МиГ-31, а также МиГ-31Б (БС) и все последующие модификации оснащены системой дозаправки в воздухе от заправщиков Ил-78 или Су-24Т. Шток топливного бака Г-образной формы выдвигается.

Главное – безопасность столицы

В день посещения авиабазы ​​Караганда погода стояла плохая: небольшая облачность, периодически мокрый снег, сильные порывы ветра, видимость на грани минимальной погоды. Однако командование части решило провести тренировочные полеты. Обычно в мирное время военные стараются лишний раз не рисковать — ведь речь идет о безопасности людей и безопасности техники. В военное время все ограничения снимаются, к этому нужно готовить пилотов.

Риск вторжения потенциально опасного объекта в воздушное пространство страны присутствует постоянно, независимо от геополитической ситуации в мире и в регионе. Подразделения ПВО, в которых МиГ-31 находится на вооружении с советских времен, находятся в круглосуточной оперативной готовности, а в Караганде постоянно находятся в состоянии боевой готовности две группировки с полной загрузкой боеприпасов. По команде истребители взлетают через 7 минут. Через 20 минут я уже над Астаной. Защита неба над столицей — первоочередная задача авиабазы.

Взлет МиГ-31

Аварии и авиакатастрофы

За время своей многолетней эксплуатации самолет не раз попадал в аварии. Были случаи авиакатастроф с гибелью всех членов экипажа. Правда, пилотам в большинстве случаев удавалось выжить. В 1979 году возле аэропорта Ахтубинск машина полностью разрушилась из-за утечки топлива и возгорания двигателя. Правда, пилот и штурман вовремя успели катапультироваться.

В 1984 г на Сахалине произошло 2 авиакатастрофы с участием самолета. В одном из них погиб экипаж. В 1988 году пожар в моторном отсеке привел к гибели еще одного самолета. Авиакатастрофы с участием этих самолетов произошли в 1990, 1996, 2000, 2005, 2007 годах. В 2010 году МиГ-31 перевернулся при посадке на взлетно-посадочную полосу в аэропорту Котлас. Члены экипажа выжили, но получили многочисленные травмы. В 2011 году на Пермском крае сразу после взлета самолета произошла авария. Пилот и штурман погибли. В 2013 и 2014 годах произошли авиакатастрофы, в которых разбились 3 самолета. Правда, экипажу удалось изгнать себя и выжить.

Рекорды, установленные МиГ-31

Со дня создания и до распада СССР характеристики самолета МиГ-31 были полностью засекречены. В 2003 году истребитель установил 22 рекорда. Все достижения истребителя зафиксированы спортивной комиссией Федерации авиации РФ. Из них 19 рекордов стали мировыми успехами и получили престижные международные дипломы.

В конце июля 2003 года в аэропорту Ахтубинск были выполнены полеты для установления возможных рекордов скороподъемности и набора максимальной высоты полета с дополнительным грузом и без него. Боевая нагрузка состояла из обычной загрузки основных боеприпасов: 4 ракеты Р-33 и пушка. Для полетов использовались самые первые модели, на которых модернизация не проводилась.

В ходе испытаний боевая машина показала лучшие характеристики, самолет превосходил характеристики самолета МиГ-25. Например, время набора высоты до 12 км сократилось в 3 раза. Установлен рекорд высоты. Вместе с грузом испытательный самолет смог подняться на высоту 21 690 метров. Продемонстрированные результаты можно улучшить, если усовершенствовать и обновить истребитель.

МиГ-31 считается единственным самолетом, способным автономно выполнять функции разведывательной машины и боевой машины для поражения целей противника на больших и малых высотах. Дальность вооружения истребителя — более 1000 км. Самолет может поднимать вооружение массой до 10 тонн на высоте 20 000 м и развивать скорость пуска до 3 000 км / ч. Несмотря на то, что самолет был разработан в 1975 году, даже сегодня его нельзя считать устаревшим.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии