МиГ-29: характеристики истребителя, модификации, возможности, вертикальный взлет, максимальная скорость

История создания истребителя МиГ-29

Военная авиационная техника в СССР создавалась параллельно с новыми разработками НАТО. Советский Союз, оглядываясь на достижения в военной авиастроении США, Германии, Франции, старался не отставать. КБ Сухого, Микояна, Гуревича, Яковлева постоянно работали над созданием самолетов, превосходящих технику НАТО.

Проектирование самолета МиГ-29 началось в 1969 году. Военно-воздушным силам СССР был необходим перспективный истребитель (ПФИ) с большей дальностью полета, отличной маневренностью и скоростью выше 2 М. Машина должна была поднимать в небо тяжелое вооружение. Новый самолет предполагалось использовать на коротких взлетно-посадочных полосах. Проект PFI был довольно дорогим. Было решено производить легкие и тяжелые самолеты отдельно. МиГ-29 относился к легкому классу. Его конструкция с 1974 года разрабатывается ОКБ Микояна.

МиГ-29

Первый полет истребитель совершил в 1977 году. Серийное производство началось в 1982 году. Задержка в производстве была связана с тем, что первый самолет имел множество дефектов и два самолета разбились во время испытаний. МиГи производились на авиазаводе «Знамя труда» в Москве. В 1983 году машины отправили на вооружение на авиабазу Кубинка. После успешного прохождения испытаний МиГ-29 в ЛИИ ли. Самолеты М.М. Громова были отправлены в 1-й боевой авиационный полк под Ивано-Франковском.

МиГ-29

В этой разработке было много изменений. Некоторые модели были экспортированы. Кроме того, была создана учебная палуба и МиГ-29. Самолеты производились на МАПО им. Дементьевой и на Нижегородском военно-воздушном заводе. В настоящее время доработка и производство истребителей ведется в Подмосковье на РСК «МиГ» в Луховицах. С 1982 года выпущено 1600 единиц. Парк ВВС России насчитывает около 270 самолетов МиГ-29.

Воплощение передовых технологий

Базовая модель МиГ-29 оказалась удачным конструкторским решением с колоссальным модернизационным ресурсом. Уже в 1982 году конструкторы ОКБ им. Микоян приступил к созданию истребителя МиГ-29М четвертого поколения.

Перед разработчиками стояла задача повысить эффективность поражения воздушных и наземных целей, то есть сделать истребитель многоцелевым, а также увеличить дальность полета и улучшить условия работы пилота.

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31 на все сезоны на большой дальности
Искусственный интеллект на сверхзвуковых скоростях: в России разрабатывают новый истребитель МиГ-41 Новый истребитель МиГ-41, который должен заменить перехватчик МиГ-31, сможет работать в космосе. Говоря об этом на Интернационале…

Появление новых аналого-цифровых систем управления полетом (взамен механических) позволило создать варианты МиГ-29 со статически неустойчивой продольной аэродинамической схемой. Это означало, что без помощи автоматики управлять машиной стало невозможно, однако конструкторы добились значительного улучшения маневренности и дальности полета.

Кроме того, обновленные версии МиГ-29, благодаря использованию технологии малозаметности, малозаметны. На машинах увеличена емкость топливной системы, появилась функция дозаправки в воздухе.

Например, МиГ-29М может отслеживать до десяти целей и вести огонь по четырем одновременно. Дальность обнаружения истребителей противника до 80 км. Большое внимание конструкторы уделили рабочему месту пилота: улучшен обзор из кабины (кабины), увеличена эргономика и информативность систем индикации и навигации оружия.

ведь спустя 40 лет МиГ-29 остается шедевром конструкторского мышления

  • МиГ-35
  • © РСК «МиГ»

Воплощением передовых технологий компании МиГ является МиГ-35, близкий к пятому поколению. Эксперты считают новинку глубокой модернизацией МиГ-29, отмечая ряд конструктивных изменений, более широкое использование композитов и оборудования с современными автоматизированными системами.

В частности, на МиГ-35 установлена ​​бортовая электронная радиостанция (БРЛС) «Жук-А» с решеткой фазоактивных антенн. В результате модернизации мощность «Жук-А» увеличилась почти вдвое. Минобороны планирует заменить весь парк МиГ-29 на МиГ-35.

Экспорт и боевое применение

Помимо СССР, страны Варшавского договора и другие военно-политические союзники Москвы нуждались в легком истребителе четвертого поколения. В КБ им. Микоян разработал два экспортных варианта МиГ-29: «9-12А» — для поставок в Восточную Европу и «9-12Б» — для вооружения ВВС других государств.

Из открытых данных следует, что до распада Советского Союза МиГ-29 поступали из Алжира, Болгарии, Бангладеш, Восточной Германии, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, Северной Кореи, Кубы, Польши, Румынии, Сирии, Судана и Югославия. Всего за границу было передано около 300 боевиков.

В 1993 году Венгрия заказала 28 истребителей МиГ-29, а в 2000-х годах были подписаны контракты со многими странами Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии.

В 2004 и 2010 годах Индия подписала контракты на поставку 45 МиГ-29 в палубном варианте. Ожидается, что до конца 2020 года Египет получит около 50 МиГ-29М / М2. Кроме того, на протяжении всего постсоветского периода компания «МиГ» выполняла ремонтно-модернизационные работы на истребителях, поставленных в советские годы.

ведь спустя 40 лет МиГ-29 остается шедевром конструкторского мышления

  • МиГ-29 на палубе авианосца ВМС Индии, Индия
  • Рейтер
  • © Шайлеш Андраде

Самолеты МиГ-29, находящиеся на вооружении стран третьего мира, принимали участие в нескольких вооруженных конфликтах. В 1991 году 42 легких истребителя иракских ВВС попытались помешать американским силам провести операцию «Буря в пустыне». Однако истребитель Саддама Хусейна был обречен во многом из-за предательства радарного и авиационного инженера Адольфа Толкачева. Будучи завербованным ЦРУ, он доставил в США 54 сверхсекретных разработки, в том числе новейшую электронную систему управления для самолетов МиГ и устройства для обхода радиолокационных станций.

МиГ-29 использовался в эфиопско-эритрейской войне (1998–2000 гг.), В пограничном конфликте между Индией и Пакистаном (1999 г.), в операциях НАТО против Югославии (1999 г.) и в войне в Дарфуре (2003–2007 гг.). Есть упоминания об использовании МиГ-29 в приднестровском конфликте в начале 1990-х годов.

По официальным данным США и НАТО, за весь период эксплуатации МиГ-29 истребителями F-15 и F-16 было уничтожено 11 отечественных самолетов. Однако такой результат, по мнению экспертов, является следствием низкой квалификации пилотов оперативной части и численного превосходства американских истребителей в боях.

На пути к совершенству

Основную ударную мощь МиГ-29 составляли 30-мм пушка ГШ-301, неуправляемые авиационные ракеты, а также управляемые ракеты малой и средней дальности. Боевая нагрузка истребителя не превышала двух тонн.

МиГ-35: все, что нужно знать о новом истребителе
МиГ-35: все, что нужно знать о новом истребителе 18 июля в Москве в рамках ежегодной Международной авиационно-космической выставки (МАКС) состоялась презентация многофункционального…

Для повышения живучести самолета на нем установили два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33. МиГ-29 получил высокую для своего времени удельную тягу — 1,1 (отношение тяги двигателя к массе самолета).

Советский самолет был оснащен передовыми системами управления вооружением и навигации. Для дублирования информации с бортовых приборов использовалась коллиматорная система отображения на лобовом стекле (ИЛС-31).

На МиГ-29 первым в мире была внедрена в серию нашлемная система целеуказания «Щел-3УМ». Это позволяет летчику мгновенно захватить цель поисковыми головками ракеты — для этого достаточно посмотреть на нее в окуляр системы целеуказания. Такая отзывчивость имеет решающее преимущество в ближнем бою.

В 1986 году вторая серийная модификация МиГ-29 («изделие 9-13») поступила на вооружение советской авиации. Масса боевой нагрузки машины увеличилась с 2000 до 3200 кг, увеличились внутренние запасы топлива, а также появилась возможность установки внешних топливных баков.

ведь спустя 40 лет МиГ-29 остается шедевром конструкторского мышления

  • Капитан В. Галуненко в кабине МиГ-29
  • РИА Новости
  • © Юрий Абрамочкин

Советские конструкторы смогли улучшить боевые характеристики МиГ-29, установив станции радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Gardenia и блоки пассивных помех (БВП-30-26).

Возможности и преимущества

МиГ-29 может развивать скорость до 2450 км / ч и взлетать в небо на высоту до 18 км. Самолет имеет два двигателя, но может взлетать только с одним. Прямо в полете, запускается второй двигатель.

При выполнении пилотажного «звонка» самолет внезапно взлетает вертикально вверх, затем резко замирает и падает, при этом истребитель на некоторое время исчезает из поля зрения радара. На МиГ-29 пилоты Оси могут выполнять и другие трюки: «пирамида», «молот», «крест», «стрела», «звезда».

Акробатическая фигура

Акробатическая фигура «колокольчик»

Самолет имеет нововведения в фюзеляже, благодаря которым его аэродинамические характеристики улучшились по сравнению с предыдущими моделями. Кузов был изготовлен из алюминиевых и литиевых сплавов, а клепаные соединения были заменены сварными. Вес машины уменьшился.

Корпус изготовлен из материалов, поглощающих радиоволны. Самолет стал менее заметным на радарах. Конструкторы МиГа сделали крылья более острыми, благодаря чему улучшилось качество управления самолетом даже на высоких скоростях.

Самолет оснащен ракетами, бомбами и пушкой. Самолет может сопровождать тяжелые бомбардировщики и прикрывать их от истребителей противника. Легкий МиГ способен выполнять разведывательные задачи. Вооружение истребителя предназначено для перехвата воздушных целей, противодействия средствам разведки и уничтожения самолетов противника.

Еще одна разработка, дающая летчику МиГ-29 явное преимущество в бою, — шлем с монокулярным прицелом. Пилот может захватить цель и запустить по ней ракету Р-73, даже если нос самолета направлен в противоположную сторону.

Самолеты этой версии могут быть на передовой и обеспечивать наступление армии. МиГи могут взлетать с неподготовленных взлетно-посадочных полос. Самолет имеет закрытые нижние форточки и усиленное шасси.

МиГ-29 может быстро взлетать. Скорость подъема 330 м / с. Автомобиль преодолевает повороты с небольшими радиусами, отлично маневрирует в горизонтальной и вертикальной плоскости. В 1988 году была выпущена новая модель, способная взлетать и садиться на авианосец. Самолет мог складывать крылья для более компактного размещения на борту корабля. МиГ может взлетать почти вертикально (с очень коротким разбегом), но не может взлетать из-под воды.

Особенности МиГ-29

Первым авиационным полком, начавшим освоение МиГ-29, стала авиагруппа «Стрижи». Пилоты 6 самолетов в 1986 году посетили финскую авиабазу Рисала. Именно тогда этот советский истребитель был впервые показан зарубежной общественности. В 1988 году на Международной выставке в Фарнборо, где был показан этот самолет, экспертов поразил тот факт, что у него расход топлива на 15% ниже, чем у его аналогов из НАТО. Для международной презентации советские автомобили представили интересный дизайн. Самолет был раскрашен в сине-красный цвет, а на носу было написано слово «Стрижи». С тех пор МиГ-29 стали называть Стрижами.

Технические и летные характеристики

Летно-технические параметры:

  • экипаж — 1-2 чел.;
  • длина и высота — 17,32 и 4,73 м;
  • размах крыльев — 11,36 м;
  • масса пустого — 10,9 т;
  • максимальная взлетная масса — 18,4 тонны;
  • заправка — 4300 литров (внутренняя) и 1500 литров (ПТБ);
  • высота подъема — 18 км;
  • максимальная скорость — 2415 км / ч;
  • скорость полета над земной поверхностью — 1500 км / ч;
  • дальность полета с полной дозаправкой — 2000 км (3200 км с тремя подвесными верхними баками);
  • скороподъемность — 330 м / с;
  • посадочная скорость — 260 км / ч;
  • боевая дальность — 710 км;
  • боекомплект — 3000 кг;
  • двигатель — 2 (TR DD F RD 33).

Особенности конструкции

Самолет спроектирован по интегрированной аэродинамической схеме. Имеет двухкилевое оперение и низкое крыло. Планер изготовлен из стали, алюминиевых и титановых сплавов и композитных материалов. Угол раскрытия крыла по передней кромке составляет 42 градуса. На оголовье — отклоняющиеся носки, щелевые закрылки и полуоткрывающиеся элероны. Рама трехколесная. Передняя стойка имеет 2 колеса. Основные — по одному колесу.

Макет МиГ-29

Макет МиГ-29

Вооружение истребителя

Боевое оружие:

  • боевая нагрузка — 3000 кг на 6 или 8 точках подвески;
  • 1 пушка ГШ 30 на 150 выстрелов;
  • УД «воздух-воздух» — R 27, R 73, R 60;
  • воздух-земля — ​​ФАБ 250, ФАБ 500;
  • кассета КМГУ 2;
  • блоки НУР 57 мм, 130 мм, 240 мм;
  • атомная бомба РН 40.

Двигатель

Самолет оснащен двумя турбореактивными двигателями РД 33. Они оснащены 4-ступенчатыми компрессорами низкого давления. Кроме того, высокое давление создается 9-ступенчатым компрессором. RD 33 развивает тягу 81,42 Кн. Этот показатель тяговооруженности не мог превзойти ни один посторонний аналог.

Расход топлива для двигателя максимальный — 0,77 кг / кгс * ч. Масса двигателя — 980 кг. Двигатель бездымный, с впрыском жидкости при посадке. Силовая установка состоит из 5 фюзеляжей и 2 верхних крыльев танка. Их общая вместимость составляет 4300 литров.

РЛС

Самолет оборудован САУ-451, системой АС, СОС-3М и сигнальной аппаратурой. Вооружение управляется внедорожником-29, в который входят бортовой компьютер Ц100 и РЛПК-29 («Сапфир-29»).

МиГ оснащен навигационным блоком СН-29 и комплексом ОЭПрНК-29. На лобовом стекле установлена ​​система оповещения с устройством фотоуправления. Истребитель имеет оборудование КРУ «Бирюза», механизм выброса ложных целей ППИ-26, станцию ​​радиопомех, СПО-15ЛМ «Береза».

Кабина

Фонарь кабины имеет каплевидную форму. Козырек не имеет насадок, способен обеспечить хороший обзор в полете, при посадке и взлете. Кабина просторная, оборудована катапультным креслом К-36ДМ. Пилот может покинуть самолет даже на минимальной высоте. Приборная панель аналогична панели Су-27.

Кабина МиГ-29

Зарубежная оценка

В советское время МиГ-29 поставлялся в несколько стран Варшавского договора (ГДР, Чехословакия, Румыния), а также в Югославию и Ирак. После 1991 года машина продавалась не только из России, но и из стран бывшего СССР (Украина, Молдова). В настоящее время истребитель числится в ВВС 25 стран мира.

Американское издание The National Interest назвало российский МиГ-29 истребителем, который «свел НАТО с ума» своими летными качествами и мощным вооружением.

МиГ-29 Fulcrum был первым российским истребителем четвертого поколения, который имел смертоносный вид в отличие от предыдущих советских самолетов. Быстрый и маневренный, Fulcrum мог обогнать любой истребитель НАТО, а самолет был оснащен новейшими ракетами

Среди достоинств издание отмечает его сверхманевренность (превосходящую американский F-16) и способность «достигать очень больших углов атаки». Среди основных преимуществ — российская ракета класса «воздух-воздух» малой дальности с инфракрасной системой самонаведения Р-73. В то же время издание указывает, что такое оружие из США появилось только в 2003 году. «С Р-73 летчику МиГ-29 достаточно лишь взглянуть на цель, чтобы запустить по ней ракету», — пишет The Национальный интерес.

Наконец, сообщает издание, МиГ-29 способен взлетать и приземляться с неподготовленных взлетно-посадочных полос: «его воздухозаборники особо защищены от мусора».

Вооружение МиГ-29 Марина Лысцева / ТАСС
Вооружение МиГ-29 © Марина Лысцева / ТАСС

Истребитель применялся во время боевых действий в Афганистане, различных конфликтов на постсоветском пространстве, в странах Персидского залива, Эфиопии, Эритрее, Югославии, Индии, Йемене, Судане, Сирии.

С середины 1990-х гг. Доработанные истребители МиГ-29СЭ поставлены в ряд стран, у которых увеличен запас топлива во внутренних баках и обновлена ​​радиолокационная станция с новым компьютером. Дальность вооружения пополнилась ракетами средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 с радиолокационными и тепловизионными головками поиска и РВВ-АЭ с активными радиолокационными поисковыми головками, а максимальная боевая нагрузка увеличена до 4500 кг.

Модификации МиГ-29

Развитые изменения:

  • МиГ-29 — одноместный самолет;
  • МиГ-29 К — авианосный истребитель и бомбардировщик;
  • МиГ-29 КВП — промежуточный образец для обучения летчиков взлету с палубы авианосца;
  • 9-41 — истребитель на корабле;
  • МиГ-33 — МиГ-29М;
  • МиГ-29М / ОВТ — экспериментальный образец с отклоненным вектором тяги;
  • МиГ-29УПГ — усовершенствованная модель для ВВС Индии;
  • 9-13 — следующая серийная версия, на вооружении с 1986 г., дополнительно имеет РЭБ «Гардения», БВП-30-26М, увеличенный запас топлива, боевую нагрузку 3200 кг;
  • МиГ-29СМТ — модернизированный экспортный вариант, создан в 1994 г.;
  • МиГ-29УБТ — 2-х местный, выпуск с 1998г.;
  • 9-12 — серийный образец, в эксплуатации с 1983 г., масса полезной нагрузки 2 тонны;
  • МиГ-29АС — улучшенный, на экспорт в Словакию с новой авионикой;
  • МиГ-29СМ — улучшенная версия, с новыми бомбами «ВП»;
  • 9-31 — на борту, разработан в 2004 году для индийского авианосца «Викрамадитья»;
  • МиГ-29М — с улучшенным оснащением, имеет ракетную пусковую установку «ВП»;
  • МиГ-29МУ1 — улучшенная украинская модель с улучшенной навигацией;
  • МиГ-29УБ — 2-местный учебно-боевой самолет, место для конструктора разместили за счет редукции РЛС, в эксплуатации с 1985 г.;
  • 9-12Б — экспортный вариант для других государств, не входящих в ОВД, изменено управление пусковой ракетой, в боекомплект включены Р-27Р1 и Р-27Т1;
  • МиГ-29М2 — 2-х местный, с большей дальностью полета и грузом;
  • МиГ-29Н — разработан на экспорт;
  • МиГ 29КУБ — экспортный, палубный;
  • МиГ-29БМ — белорусская модернизированная модель с обновленной РЛС;
  • МиГ 29С — модель 3-й серии с РВВ-АЭ и современной пусковой установкой СУ, масса боевой нагрузки 4000 кг;
  • 9-12А — экспортный образец для стран Варшавского договора, с доработанными боеприпасами РЛПК-29, Р-27Р1 и Р-27Т1;
  • МиГ-29 Снайпер — усовершенствованная румынская модификация.
Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии