Конструкция истребителя
МиГ-29 — фронтовой многоцелевой сверхзвуковой истребитель четвертого поколения. Выполнено по нормальному аэродинамическому дизайну, промежуточное крыло с моторным крылом трапециевидной формы. Имеет вертикальное двухкилевое оперение с полностью поворачиваемыми стабилизаторами. Самолет имеет так называемую интегральную компоновку: фюзеляж и крыло образуют единый несущий корпус, обеспечивающий меньшее лобовое сопротивление и большую подъемную силу на больших углах атаки.
Два двигателя РД-33 размещены в гондолах в кормовой части фюзеляжа. Газотурбинный двигатель РД-33 — двухконтурный двухвальный двигатель с кольцевой камерой сгорания, регулируемым соплом и гидроэлектронной системой управления.
Воздухозаборники при рулении на землю закрываются специальными заслонками для предотвращения попадания мусора в двигатели.
Особенности конструкции самолета
- МиГ-29 имеет двигатели, разнесенные по единой аэродинамической схеме, двухкилевое оперение и низкорасположенное крыло. Планер в основном изготавливается из стали и алюминиевых сплавов, также используются композитные материалы и титан.
- Угол раскрытия крыла по передней кромке составляет 42 градуса, на крыле расположены отклоняющие носки, элероны и щелевые закрылки. Кили имеют внешний изгиб на 6 градусов и обшивку из углепластика. Стабилизатор дифференциально отклоняется и полностью вращается. Рама трехколесного велосипеда с двумя передними колесами и одной колесной стойкой.
- На самолете установлен турбореактивный двигатель РД-33. Имеется газотурбинный энергоблок ГТДЭ-117 мощностью 66,2 кВт. При взлете и посадке регулируемые воздухозаборники закрываются защитными панелями, в результате чего воздухозаборник осуществляется через воздухозаборники более пяти секций. Силовая установка включает два крыльевых бака и пять фюзеляжей общей емкостью 4300 л. Возможна подвеска двух ПТБ крыла и одного ПТБ фюзеляжа (1150 л + 1500 л).
- Истребитель оснащен САУ-451, системой автоматического управления, и системой ограничения сигнала SOS-3M. Вооружение управляется комплексом СУВ-29, в состав которого входят радиолокационный прицельный комплекс Ц100 БЦВМ и РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»).
- В кабине экипажа установлен комплекс ОЭПрНК-29, в который входят ОЭПС-29, система управления бортовой ЭВМ Ц-100, СУО-29 и навигационная система СН-29. Система отображения фотоуправления расположена на лобовом стекле. В состав комплекса входят также оборудование КРУ Э502-20 «Бирюза», система сброса ложных целей ППИ-26, Гардения-1ФУ, станция радиоэлектронного подавления, СПО-15ЛМ «Берёза».
- В кабине установлено катапультное кресло К-36ДМ. Катапультное сиденье позволяет покинуть автомобиль в аварийной ситуации даже на нулевой высоте. Называемая пилотами «Рита», система голосовой индикации предупреждает об угрозе со стороны противника и опасном режиме полета, выдавая голосовые сообщения женским голосом, например, «противник позади» или «подход слишком низко для посадки».
Вооружение
Самолет оснащен 30-мм пушкой ГШ-301 (150 выстрелов) и может нести различные типы ракет класса «воздух-воздух» (Р-27Р, Р-73, Р-60М), неуправляемые реактивные снаряды и критики шеститочечных авиационных бомб.
Модифицированные МиГ-29 также получили возможность использовать ракеты класса воздух-поверхность: Х-29, Х-31 и др.
Уникальность самолета МиГ-29
МиГ-29 был и остается одним из самых популярных истребителей в мире. За годы его серийного производства было выпущено 1600 штук. Он состоял на вооружении не только наших бывших союзников, но и стран НАТО. И это говорит о многом. Сверхзвуковой и исключительно маневренный МиГ-29 имеет уникальную конструкцию интегральной схемы, которая не разделяет (как раньше) самолет на фюзеляж и крылья. Планер МиГ состоит из плавных переходов с классическими боковинами только в носовой части.
Кроме того, МиГ-29 имеет:
- высокое крыло с углом раскрытия 45 градусов;
- два сверхмощных ТРДД с форсажной камерой;
- вертикальное двухкилевое хвостовое оперение;
- проверенная рамка;
- к-36 катапультные кресла;
- высокие общие аэродинамические характеристики;
- большая дальность полета;
- шесть подчиненных опорных пунктов для размещения бомб, управляемых и неуправляемых ракет;
- надежная механическая схема управления.
Серийное производство и боевая служба
С 1982 года, еще до завершения испытаний, на Московском машиностроительном заводе «Знамя труда» было запущено серийное производство. Производство двигателей РД-33 осуществлялось Московским машиностроительным предприятием (ныне ОАО «ММЗ им. В.В. Чернышева»). В июле 1983 года первые МиГ-29 начали поступать в 234-й гвардейский истребительный авиационный полк (Кубинка, Московская область). Всего было выпущено более 1,6 тысячи самолетов, производство улучшенных модификаций продолжается и по сей день.
Истребитель применялся во время боевых действий в Афганистане, различных конфликтов на постсоветском пространстве, в странах Персидского залива, Эфиопии, Эритрее, Югославии, Индии, Йемене, Судане, Сирии.
По информации из открытых источников, в настоящее время на вооружении ВВС России находится до 270 МиГ-29 различных модификаций. В составе ВМФ России имеется несколько десятков таких истребителей. В частности, в 2016 году сформирован 100-й боевой авиационный полк на корабле, оснащенном самолетами МиГ-29К, который должен служить на единственном авианосце ВМФ «Адмирал Кузнецов».
В советское время МиГ-29 поставлялись в ряд стран Организации Варшавского договора (ГДР, Чехословакия, Румыния), а также в Югославию и Ирак. После 1991 года МиГ-29 продавался не только в Россию, но и в страны бывшего СССР (Украина, Молдова). В настоящее время истребитель числится в ВВС более 20 стран мира.
Технические и летные характеристики
Летно-технические параметры:
- экипаж — 1-2 чел.;
- длина и высота — 17,32 и 4,73 м;
- размах крыльев — 11,36 м;
- масса пустого — 10,9 т;
- максимальная взлетная масса — 18,4 тонны;
- заправка — 4300 литров (внутренняя) и 1500 литров (ПТБ);
- высота подъема — 18 км;
- максимальная скорость — 2415 км / ч;
- скорость полета над земной поверхностью — 1500 км / ч;
- дальность полета с полной дозаправкой — 2000 км (3200 км с тремя подвесными верхними баками);
- скороподъемность — 330 м / с;
- посадочная скорость — 260 км / ч;
- боевая дальность — 710 км;
- боекомплект — 3000 кг;
- двигатель — 2 (TR DD F RD 33).
Возможности использования в мирных целях
В учебно-боевом варианте МиГ-29 кабина инструктора располагалась за кабиной курсанта и оснащалась полным набором органов управления, систем индикации и собственно катапультным креслом К-36ДМ. Большой навес, общий для обеих кают, предлагает захватывающий вид, что делает его чрезвычайно эффективным в воздушных боях, а также для полетов отважных туристов. Небольшая подготовка и предполетный инструктаж в нашем аэроклубе позволяет:
- совершить сверхзвуковой полет в стратосфере с набором высоты до 18-19 км;
- испытывать перегрузки от 2 до 9 G при выполнении трюков на сверхзвуковой скорости;
- сделать бочку, поворотную, штопорную, вертикальную и т д. Полет на относительно небольших высотах и скоростях на военном истребителе МиГ-29.
Модификации МиГ-29
Развитые изменения:
- МиГ-29 — одноместный самолет;
- МиГ-29 К — авианосный истребитель и бомбардировщик;
- МиГ-29 КВП — промежуточный образец для обучения летчиков взлету с палубы авианосца;
- 9-41 — истребитель на корабле;
- МиГ-33 — МиГ-29М;
- МиГ-29М / ОВТ — экспериментальный образец с отклоненным вектором тяги;
- МиГ-29УПГ — усовершенствованная модель для ВВС Индии;
- 9-13 — следующая серийная версия, на вооружении с 1986 г., дополнительно имеет РЭБ «Гардения», БВП-30-26М, увеличенный запас топлива, боевую нагрузку 3200 кг;
- МиГ-29СМТ — модернизированный экспортный вариант, создан в 1994 г.;
- МиГ-29УБТ — 2-х местный, выпуск с 1998г.;
- 9-12 — серийный образец, в эксплуатации с 1983 г., масса полезной нагрузки 2 тонны;
- МиГ-29АС — улучшенный, на экспорт в Словакию с новой авионикой;
- МиГ-29СМ — улучшенная версия, с новыми бомбами «ВП»;
- 9-31 — на борту, разработан в 2004 году для индийского авианосца «Викрамадитья»;
- МиГ-29М — с улучшенным оснащением, имеет ракетную пусковую установку «ВП»;
- МиГ-29МУ1 — улучшенная украинская модель с улучшенной навигацией;
- МиГ-29УБ — 2-местный учебно-боевой самолет, место для конструктора разместили за счет редукции РЛС, в эксплуатации с 1985 г.;
- 9-12Б — экспортный вариант для других государств, не входящих в ОВД, изменено управление пусковой ракетой, в боекомплект включены Р-27Р1 и Р-27Т1;
- МиГ-29М2 — 2-х местный, с большей дальностью полета и грузом;
- МиГ-29Н — разработан на экспорт;
- МиГ 29КУБ — экспортный, палубный;
- МиГ-29БМ — белорусская модернизированная модель с обновленной РЛС;
- МиГ 29С — модель 3-й серии с РВВ-АЭ и современной пусковой установкой СУ, масса боевой нагрузки 4000 кг;
- 9-12А — экспортный образец для стран Варшавского договора, с доработанными боеприпасами РЛПК-29, Р-27Р1 и Р-27Т1;
- МиГ-29 Снайпер — усовершенствованная румынская модификация.
Утратил ли МиГ-29 былую актуальность и устарел? Да Нет
История
Попытки сконструировать легкий фронтовой истребитель нового поколения предпринимались в конце 60-х годов прошлого века. Нынешние МиГ-21 и МиГ-23 во многом уступали своим американским и европейским аналогам. Военно-воздушным силам был нужен высокотехнологичный, сбалансированный истребитель с хорошей маневренностью, поэтому в 1969 году в СССР был объявлен конкурс на разработку такого самолета. Участвовали конструкторские бюро Сухого, Яковлева, а также Микояна и Гуревича. Конструкторское бюро МиГ объявлено победителем. Первый полет новой машины был совершен в октябре 1977 года, а в августе 1983 года первые серийные МиГ-29 начали прибывать на авиабазу Кубинка.
Возможности и преимущества
МиГ-29 может развивать скорость до 2450 км / ч и взлетать в небо на высоту до 18 км. Самолет имеет два двигателя, но может взлетать только с одним. Прямо в полете, запускается второй двигатель.
При выполнении пилотажного «звонка» самолет внезапно взлетает вертикально вверх, затем резко замирает и падает, при этом истребитель на некоторое время исчезает из поля зрения радара. На МиГ-29 пилоты Оси могут выполнять и другие трюки: «пирамида», «молот», «крест», «стрела», «звезда».
Акробатическая фигура «колокольчик»
Самолет имеет нововведения в фюзеляже, благодаря которым его аэродинамические характеристики улучшились по сравнению с предыдущими моделями. Кузов был изготовлен из алюминиевых и литиевых сплавов, а клепаные соединения были заменены сварными. Вес машины уменьшился.
Корпус изготовлен из материалов, поглощающих радиоволны. Самолет стал менее заметным на радарах. Конструкторы МиГа сделали крылья более острыми, благодаря чему улучшилось качество управления самолетом даже на высоких скоростях.
Самолет оснащен ракетами, бомбами и пушкой. Самолет может сопровождать тяжелые бомбардировщики и прикрывать их от истребителей противника. Легкий МиГ способен выполнять разведывательные задачи. Вооружение истребителя предназначено для перехвата воздушных целей, противодействия средствам разведки и уничтожения самолетов противника.
Еще одна разработка, дающая летчику МиГ-29 явное преимущество в бою, — шлем с монокулярным прицелом. Пилот может захватить цель и запустить по ней ракету Р-73, даже если нос самолета направлен в противоположную сторону.
Самолеты этой версии могут быть на передовой и обеспечивать наступление армии. МиГи могут взлетать с неподготовленных взлетно-посадочных полос. Самолет имеет закрытые нижние форточки и усиленное шасси.
МиГ-29 может быстро взлетать. Скорость подъема 330 м / с. Автомобиль преодолевает повороты с небольшими радиусами, отлично маневрирует в горизонтальной и вертикальной плоскости. В 1988 году была выпущена новая модель, способная взлетать и садиться на авианосец. Самолет мог складывать крылья для более компактного размещения на борту корабля. МиГ может взлетать почти вертикально (с очень коротким разбегом), но не может взлетать из-под воды.
Первым авиационным полком, начавшим освоение МиГ-29, стала авиагруппа «Стрижи». Пилоты 6 самолетов в 1986 году посетили финскую авиабазу Рисала. Именно тогда этот советский истребитель был впервые показан зарубежной общественности. В 1988 году на Международной выставке в Фарнборо, где был показан этот самолет, экспертов поразил тот факт, что у него расход топлива на 15% ниже, чем у его аналогов из НАТО. Для международной презентации советские автомобили представили интересный дизайн. Самолет был раскрашен в сине-красный цвет, а на носу было написано слово «Стрижи». С тех пор МиГ-29 стали называть Стрижами.
Статья:
В 1970-х годах в СССР начались работы над «большим крейсером с авиационным вооружением» пр-1160, на котором должны были находиться самолеты 3-го поколения. Микоян и ОКБ Сухого активно предложили ему более современные истребители МиГ-29К и Су-27КИ. Однако вскоре работы над проектом 1160 были свернуты. Корабль проекта 1143.5 достиг стадии постройки, но только ОКБ Сухого получило госзаказ на создание авианосного истребителя.
Генеральный конструктор Беляков снова проявил инициативу и предложил создать соответствующую модификацию МиГ-29. На основе проекта МиГ-29М можно было снабдить моряков машиной, которая делала бы авиагруппу корабля многофункциональной, наподобие американского тандема F-14 и F / A-18. Проведенные в 1982-1984 гг. Летные исследования на комплексе «Нитка» подтвердили принципиальную возможность создания серийных морских истребителей для взлета и посадки с трамплина, и в 1984 г соответствующее постановление издал ЦК КПСС. Советский Союз и Совет Министров СССР, которые призвали к разработке такого самолета Министерством здравоохранения под названием SU. Сухого и ММЗ им. А.И. Микоян. Первому было поручено создание тяжелого истребителя ПВО Су-27К, второму — более легкого многоцелевого морского истребителя МиГ-29К, который также мог использоваться для поражения надводных и береговых целей.
Проектирование МиГ-29К (редакция «9-31») началось на ММЗ им. А.И. Микоян под руководством генерального конструктора Белякова в 1984 г. М.Р. Вальденберга. Проект был выполнен на базе МиГ-29М, в отличие от ОКБ им. НА. Сухой — работа велась на базе серийного Су-27. Позже это позволило Су-27К быстрее пройти испытания и принять на вооружение. Микоянистам пришлось потрудиться над созданием новой системы управления вооружением (SUV). В течение 4 лет шла кропотливая работа над дизайном нового самолета. Строительство двух прототипов велось совместно ОКБ и заводом «Знамя труда» (МАПО им. П.В. Дементьева). 19 апреля 1988 года первая машина (9-31 / 1, бортовой номер 311) была передана в аэропорт. После наземной проверки всех систем и оборудования 23 июня 1988 г летчик-испытатель Т.О. Аубакиров поднял ее в воздух. Первый опытный МиГ-29К пока не оснащался новым внедорожником. После 33 полетов, в которых оценивалась устойчивость и управляемость нового самолета, 7 августа 1989 г. 311 был переведен в Саки. Испытательные полеты МиГ-29К на «Нитке» в сентябре-октябре подтвердили соответствие взлетно-посадочных и летных характеристик расчетным и позволили приступить к изучению вопросов пригодности для базы на борту ТАВКР. Первый этап испытаний на совместимость МиГ-29К с кораблем также проводился на комплексе «Нитка».
21 октября 1989 года ТАВКР «Тбилиси» отошел от достройки ЧСЗ и отправился в плавание. И вот, спустя 10 дней, 1 ноября 1989 г., сначала В.Г. Пугачев на Су-27К (Т-10К-2), а затем Т.О. Аубакиров на МиГ-29К No. 311 впервые в истории российской авиации и ВМФ «посадил» свой самолет на ТАВКР. Вечером того же дня Аубакиров совершил первый взлет с тбилисского трамплина на борту МиГ-29К. Летно-конструкторские испытания (ЛКИ) самолета на ТАВКР продолжались до 22 ноября 1989 г., после чего МиГ-29К был отправлен на завод для капитального ремонта. Во время ЛКИ 17 ноября 1989 года военные летчики-испытатели НИИ ВВС впервые вылетели с моста ТАВКР. Всего за время ЛКИ было совершено 227 полетов и 35 посадок на корабль, из них 13 — на МиГ-29К. В дальнейшем испытательные полеты МиГ-29К над комплексом и кораблем «Нитька» возобновились 23 мая 1990 г и продолжались до 3 октября 1990 г. В августе 1991 г начались полеты по Государственной программе испытаний. На заключительном этапе испытаний доска «9-31 / 2» эксперт н. 312 был связан с полетами космических кораблей. Он предназначался для испытаний внедорожников и имел полный комплект оборудования и вооружения. Однако госиспытания МиГ-29К так и не завершились. Применение на истребителе перспективной системы вооружения привело к тому, что быстро развести его как комплекс воздушного боя не удалось. Основным фактором было то, что в условиях распада СССР программа строительства новых авиатранспортных судов была остановлена. Поэтому создание истребителя другого типа на борту стало непосильной роскошью: для авиагруппы единственного ТАВКР хватило уже выпускаемых серийно Су-27К.
Самолет МиГ-29К выполнен по нормальному аэродинамическому проекту и имеет цельную конструкцию планера. Планер состоит из развитого по длине и размаху профилированного несущего корпуса (фюзеляжа), плавно шарнирно сочленяемого через зону притока с трапециевидным крылом, полностью поворотного стабилизатора, отклоняемого дифференциально, и вертикального двухкилевого хвостового оперения. Из-за специфических базовых условий на корабле МиГ-29К имел ряд особенностей. Из-за увеличения нагрузок при посадке центральный танк, расположенный за ним силовой отсек корпуса, к которому крепились основные стойки шасси, и тормозной гак, а также носовая часть корпуса в районе Передние стойки шасси были значительно усилены. В хвостовой части вместо парашютной установки разместили тормозной гак с выхлопной, тяговой и демпфирующей системами, а также регистратором аварийных ситуаций. Тормозной щиток был установлен на верхней поверхности кузова. Увеличились площадь стабилизатора, проем и площадь крыла соответственно, изменилась механизация: появились двухщелевые закрылки с увеличенной хордой и новые элероны. Мы также перешли на улучшенный профиль крыла Р-177М. Консоли крыла спроектированы таким образом, чтобы они складывались вниз с управлением из кабины с помощью гидравлического привода. Каждая консоль имеет четыре точки подвески. Стойки шасси имели увеличенную длину, больший ход амортизаторов, новую пневматику с повышенным давлением и оснащались узлами для швартовки и буксировки с помощью морских средств. Стойка рулевого переднего шасси стала поворачиваться на угол до 90 °. На МиГ-29К установлен аналого-цифровой ЭДСУ с трех- и четырехкратным резервированием по всем трем каналам с механическим дублированием в каналах крена и направления.
Два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33К с повышенной тягой установлены в изолированных гондолах двигателей в кормовой части корпуса. Двигатели имели интегрированную цифровую систему управления, которая также генерировала команды для управления заслонками воздухозаборника и новой коробкой внешнего блока. Двигатели истребителя были оборудованы аварийным режимом для обеспечения взлета с трамплина и безопасного ухода на второй круг при посадке. Вместо верхних воздухозаборников разместили дополнительные топливные баки, а общий внутренний состав топлива составил 5670 литров. Для увеличения дальности полета МиГ-29К был оборудован системой дозаправки с воздуха.
На МиГ-29К используется система управления вооружением С-29К (СУВ-29К) с единой многофункциональной панелью управления и трехэкранной системой индикации СОИ-29К, которая в целом соответствует по составу внедорожнику МиГ-29М. Многофункциональная система управления вооружением обеспечивала всепогодный поиск, всестороннее обнаружение, идентификацию и координатное измерение одиночных и групповых воздушных целей в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности при воздействии организованных помех. В его состав входили радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-29УМ с РЛС Н010, модернизированный для условий работы над водной поверхностью, и оптико-электронный навигационно-прицельный комплекс ОЭПрНК-29М с оптической станцией сопровождения ОЛС-М и нашлемной системой целеуказания система. Комплексное использование прицельных комплексов позволяло незаметно начинать атаку и одновременно применять разные виды оружия. Система управления вооружением автоматически обнаруживала и сопровождала до 10 целей, обеспечивая стрельбу управляемыми ракетами по четырем целям. В состав авионики входили также навигационная система СН-К «Узел», обеспечивающая аэронавигацию над морем и посадку на палубу ТАВКР, и БКО в составе станции РТР, датчик теплового направления Мак-Ф, станцию помех «Гардения» и два пассивных глушителя. Вооружение МиГ-29К включало восемь ракетных средств воздушного боя и 25 средств поражения наземных и надводных целей.
Следует отметить, что МиГ-29К хоть и находится в иной «весовой категории», чем Су-27К, но имеет перед собой ряд преимуществ. Он имеет систему управления вооружением с более высокими тактическими характеристиками, достойную самолетов поколения 4+, и гораздо более широкий спектр управляемого и неуправляемого вооружения, в основном класса воздух-поверхность. Кроме того, несомненно, к его преимуществам следует отнести меньшую стоимость и вес, что позволяет размещать его на меньших судах. Об этом свидетельствует модернизация МиГ-29К для размещения на авианосце пр.1143.4 «Адмирал Горшков» («Баку»), проводимая для ВМС Индии. В целом МиГ-29К — очень удачный самолет, и нет никаких сомнений в том, что только финансовый кризис помешал ему занять достойное место на палубах наших авианосцев.
Чемпион по маневру
МиГ-29 отличается уникальными летно-техническими характеристиками, которые определяют:
- красиво оформленный планер;
- мощный двигатель РД-33;
- большая площадь крыла и отличная аэродинамика.
В результате истребитель обладает следующими уникальными техническими характеристиками:
- быстрый взлет;
- высокая скорость и маневренность как по горизонтали, так и по вертикали;
- преодоление кривых с малыми радиусами;
- уникальное трюковое исполнение. В частности, МиГ-29 выполняет «срыв хвоста»;
- высокая скороподъемность, равная 330 м / с.
В результате в воздушных боях МиГ-29 показал отличные технические характеристики и оказался вне конкуренции. Еще одним преимуществом этого самолета является относительная простота обслуживания, а также возможность взлета с коротких и плохо подготовленных взлетно-посадочных полос.