МиГ-23

Содержание
  1. Описание конструкции реактивного самолёта
  2. Фюзеляж
  3. Крыло
  4. Система управления полётом
  5. Силовая установка
  6. Система управления воздухозаборниками двигателей
  7. Гидравлическая система
  8. Электрооборудование
  9. Шасси и тормозной парашют
  10. Топливная система
  11. Приборное и кислородное оборудование
  12. ТТХ и летные данные самолета
  13. Тактико-технические характеристики
  14. Модификации истребителя
  15. Преимущества и недостатки истребителя
  16. Эксплуатация и боевое применение истребителя МиГ-23
  17. Производство и экспорт МиГ-23
  18. Фото МиГ-23 ВВС Чехии
  19. Фото МиГ-23 ВВС Румынии
  20. Фото МиГ-23 ВВС Венгрии
  21. Фото МиГ-23 ВВС Ливии
  22. Участие истребителя в боевых действиях
  23. II. Супербалалайка
  24. 9. Е-8/1
  25. Основные параметры
  26. Вооружение МиГ-23
  27. III. На случай ядерной войны
  28. 10. МиГ-21ПД(23-31)
  29. 11. МиГ-23ПД(23-01)
  30. 12. МиГ-23М.
  31. 13. 23-11/1
  32. Оперение
  33. Фюзеляжная часть
  34. Интересные факты
  35. Особенности крыла
  36. Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета
  37. Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

Описание конструкции реактивного самолёта

МиГ-23 — высокоплан с крылом изменяемой стреловидности.

Фюзеляж

Вместе с кабиной экипажа в фюзеляже размещены радиолокационная станция, прикрытая обтекателем, три внутренних топливных бака, пушка ГШ-23Л и двигатель. Кроме того, есть отсек для передней стойки шасси. Основу фюзеляжа составляют шпангоуты и панели, одни из которых соединяются заклепками, а для крепления других используется электросварка.

Крыло

Неподвижная часть крыла образует центральный отсек, в котором расположены баки и топливные агрегаты, с помощью которых поворотные консоли соединяются с центральной секцией. Приводятся в действие гидромотором СПК-1. Конструкция консолей двухлонжеронная. Законцовка крыла может отклоняться пилотом на 20 градусов с помощью гидравлической системы. Для изготовления механизации крыла использовался не только алюминий, но и титан, что было вызвано сильным нагревом на больших скоростях полета.

Система управления полётом

Кабина МиГ-23П
Интерьер кабины перехватчика МиГ-23П

Пилот может менять направление движения, рукоятью направлять самолет вверх или вниз. Крен регулируется педалями. В кабине есть специальный рычаг, с помощью которого изменяется угол раскрытия крыла. Самолет оборудован тормозными щитками, которые используются для снижения скорости как в режиме посадки, так и при маневрах. Эффективность стабилизаторов повышается за счет установки на крыло интерцепторов. Кроме того, имеется механический синхронизатор, предотвращающий перекос ребер.

Силовая установка

Самая «продвинутая» модификация машины — МиГ 23МЛД — оснащена ТРД Р-35-300. Предыдущие версии оснащались силовыми установками Р29Б-300 и Р27Ф2М-300. Для запуска всех этих двигателей на большой высоте на истребителе была установлена ​​система подачи кислорода.

Система управления воздухозаборниками двигателей

Изменение параметров воздухозаборников можно производить как вручную, так и автоматически. Для этого на самолете установлена ​​система ATC-23, которая способна самостоятельно выбирать одну из трех программ управления в зависимости от режима полета истребителя. Ручной режим — аварийный.

Гидравлическая система

На МиГ-23 устанавливались две гидросистемы: общая и разгонная. Первый из них обеспечивал подвод усилий к механизмам выпуска и уборки шасси, руля направления, стабилизатора, гребня поворота, обычных и пневматических тормозов и закрылков.

МиГ-23 на стоянке
МиГ-23 на стоянке. Хорошо видны воздухозаборники, регулировка которых производилась с помощью гидравлики

Вторая предназначалась для очистки и спуска аварийного турбонасоса, а также обеспечивала часть усилия для интерцепторов и стабилизатора. Кроме того, обе гидравлические системы использовались для поворота консолей крыла.

Электрооборудование

Бортовые системы МиГ-23 потребляют как постоянный, так и переменный ток. В качестве источников используются генераторы ГСР-СТ-18/70 КИС и СГК-30 / 1.5. Также есть аварийные источники: аккумуляторные батареи 15-СКС-45Б и преобразователь для электрических машин.

Электроэнергия для наземного обслуживания воздушных судов подается через внешние стандартные разъемы.

Шасси и тормозной парашют

У МиГ 23 три стойки шасси: передняя с поворотными колесами и две основные. Механизм сбора и выпуска — гидравлический. Кроме того, была установлена ​​пневматическая резервная система (в первых версиях она была основной). Колеса боковой тележки оснащены тормозами с гидравлическим приводом.

Внизу киля истребителя находится контейнер, в котором размещен специальный парашют, создающий дополнительное торможение при приземлении. Пилот может управлять этим инструментом, нажав одну из кнопок в кабине.

Топливная система

На самолете МиГ-23 топливные баки расположены внутри крыльев и фюзеляжа. Количество этих танков изначально было 10, но затем истребитель облегчили. На модификациях МиГ-23МЛ и МЛД осталось 4 крыльевых и 3 фюзеляжных бака. Это уменьшило дальность боя, но значительно улучшило маневренность.

МиГ-23 с подвесным баком
МиГ-23 с подвешенным на подфюзеляжном блоке танком

Надо сказать, что в полете топливо используется как охлаждающая жидкость. Кроме того, предусмотрено использование подвесных баков: два из них могут подвешиваться под крылом, а еще один — под фюзеляжем.

Приборное и кислородное оборудование

МиГ-23 имеет все необходимое для самолетов этого класса вооружение. С их помощью пилот, в частности, может управлять:

  • Высота полета;
  • Положение относительно горизонта;
  • Состояние воздухозаборника;
  • Перегрузка по току;
  • Угол атаки;
  • Скорость мотора;
  • Оставшееся топливо;
  • Гидравлическое давление.

Основная часть указателей расположена на приборной панели.

Истребитель также оснащен шестью кислородными баллонами. Система жизнеобеспечения подает этот газ в шлем или герметичную маску на высоте более 8000 метров, а на нижних уровнях пилот дышит смесью, близкой по составу к атмосферному воздуху. Предусмотрен аварийный режим работы кислородного оборудования, который активируется при разгерметизации кабины.

ТТХ и летные данные самолета

Конструктивные особенности, связанные с установкой сложной системы поворота консоли, наложили свои собственные ограничения на возможности полета. Достичь заданных условий по тяге, вооружению и радиоэлектронной поддержке самолета полностью не удалось. Устаревшая аэродинамическая компоновка планера, первые попытки использовать цифровые технологии в прицельной аппаратуре, например, систему единого обзора (SEI) на фоне лобового стекла, не позволили истребителю вырваться в явных лидеров для покорения поле битвы.

В 1986 году после авиакатастрофы при выполнении сложной воздушной акробатики было временно запрещено выполнение этих упражнений в соответствии с курсом подготовки боевой авиации. Однако самолет прожил долгую жизнь, пока его не заменили истребители четвертого поколения: МиГ-29 и Су-27.

МИГ-23 взлетает

Тактико-технические данные представлены в таблице. Показывает габариты самолета, что важно для определения значения RCS, энергетические возможности при горизонтальных и вертикальных маневрах. Но одной маневренности боевому истребителю недостаточно. Без качественного оружия он не сможет выполнить боевую задачу.

Технические характеристики МиГ-23Ф-4 и «Фантом» Мираж F1
Страна происхождения Советский Союз Соединенные Штаты Америки Франция
Профиль Тактический истребитель Тактический истребитель Тактический истребитель
Тестовый год 1967 1961 г 1966 г
Количество членов экипажа 1 2 1
Двигательная установка 1x Р-35-300 при 100% об / мин 8550 кгс (на форсаже: 13000 кгс) 2 x General Electric
2-79,4кН (8000 кгс) на форсаже
1 × ТРДФ Snecma Atar 9K-50
Тяга без форсажа: 1 × 49,03 кН (5000 кгс)
Форсажная тяга: 1 × 70,61 кН (7200 кгс)
Максимальная скорость, км / ч 2500 на высоте, 1400 на суше 2370 на высоте
1350 на земле
2335 на высоте,
1470 на земле
Статический потолок, км 17,7 19 ветры
Автономность полета, км 1650 (2350 с ПТБ) 2380 3300
Масса, т 10,5 12, 7 7,4
Максимальная взлетная масса, т ветры
(15,6 — взлетная масса нормальная)
20,2 16.2
Размах крыла, м 13,9 (при развертке 16°) 11,7 8,4
Длина, м 16,7 19,2 15,2
Высота, м 5 5 4.5
Площадь крыла, м2 37,3 (при развертке 16°) 49, 2 25
Варианты боеприпасов 1 23-мм пушка ГШ-23Л
2 × Р-23Л / Т (Р-24Р / Т) управляемые ракеты класса «воздух-воздух
2-4 × Р-13М управляемые ракеты класса « воздух-воздух » (2-6x Р-60)
2 × ЗРК Х-23М
4 × УБ-16 × С-5 неуправляемое вооружение
до 2000 кг бомбовой нагрузки
1 × 20-мм шестиствольный пистолет М61А1 Vulcan
4 управляемые ракеты средней дальности AIM-7
2 30-мм пушки DEFA
Управляемые ракеты:
ракеты класса «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или AM.39 или AS.30L для экспортных самолетов)
управляемые ракеты класса «воздух-воздух»:
2 × Super R 530 e
2 × R550

Маневренность истребителей описывается тремя перегрузками: доступной, максимальной тягой и доступной продольной. По сравнению с F-4E, МиГ-23М немного ниже на малой высоте, но превосходит на большой высоте по скорости прохождения поворотов. Разница составляет буквально десятые доли градуса в секунду. Все зависит от конкретной ситуации, например, от остатка топлива.

При выполнении космических маневров со средней тягой, близкой к конечной, МиГ постепенно обретает превосходство в энергии. На малой высоте МиГ 23 уступает истребителям F-15 и 16 по нормальной доступной перегрузке, что выражается в увеличении времени выполнения резкого поворота и его радиуса.

Французский самолет Mirage стал достойным соперником МиГа.

Это чистый истребитель с классической компоновкой, несвойственной DASO. Летные данные самолета практически не отличаются. Торнадо, как и 23-й МиГ, имеет стреловидное крыло, но его функция — поддержка наземных войск на европейском театре военных действий. По маневренности уступает советским и французским истребителям.

Тактико-технические характеристики

МиГ-23 выпускался во многих модификациях. Самой совершенной версией был МиГ-23МЛД, выпускавшийся с 1984 по 1985 год. Его особенности заключались в следующем:

Взлетная масса 14,77 тн нормальное, 20,1 тн максимальное
Масса самолета без топлива и вооружения 10,23 тонны
Подача топлива во внутренние баки 3,7 тонны
Длина самолета 16,7 м
Рост 5 мес
Размах крыльев С 7,78 до 13,97 м
Мощность двигателя До 8550 кгс в штатном режиме, до 13000 кгс на форсаже
Автономность полета 900 км на малой высоте, 1450 км в полете в стратосфере
Полная скорость 2500 км / ч на высоте, 1400 км / ч над уровнем моря
Крейсерская скорость 990 километров в час
Практический потолок 18 600 м

Летчики на фоне МиГ-23
Летчики 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиационного полка на фоне МиГ-23. Фотография сделана в 1983 году

Эксплуатационная перегрузка модификаций ML и MLD была увеличена до 8,5G, что позволяло истребителю вести активные маневренные бои.

Модификации истребителя

МиГ-23БН
МиГ-23БН — истребитель-бомбардировщик, на базе которого впоследствии был создан МиГ-27

Наиболее известны следующие варианты самолета МиГ-23:

  1. «23-11». Предсерийная модификация, состоящая из десяти истребителей. Один из них предназначался для статических наземных испытаний, остальные были экспериментальными самолетами;
  2. МиГ-23С. Первая серийная модификация. Оснащен упрощенным бортовым оборудованием, так как «стандартное» еще не было готово;
  3. МиГ-23Л. Эти самолеты, выпускаемые с 1971 года, получили датчики теплового пеленгации ТП-23, радиолокационные станции Сапфир-23Л, а затем прицел АСП-23Л;
  4. МиГ-23М. Первая модификация вооружена ракетами средней дальности Р-23Р и Р-23Т. Самолет оборудован отклоняемой законцовкой крыла. Кроме того, увеличилась мощность завода;
  5. МиГ-23МС. Это изменение предназначалось для экспортных поставок. Он отличается от МиГ-23М упрощенным оснащением. В частности, вместо РЛС «Сапфир-23Д» установлена ​​РЛС самолета МиГ-21;
  6. МиГ-23МФ. Очередной «экспортный» вариант истребителя. В целом соответствует самолету МиГ-23М, немного отличаясь в худшую сторону характеристиками бортового оборудования;
  7. МиГ-23МЛ. Облегченная версия истребителя. Выпускается с 1974 года. Для уменьшения веса убран один из баков фюзеляжа. Кроме того, самолет получил более мощный двигатель — R35F-300. Заменено электронное оборудование, улучшены характеристики бортовой РЛС, видоискателя и прицела;
  8. МиГ-23П. Это перехватчик, который заменил устаревшие Су-9 в частях ПВО;
  9. МиГ-23МЛД. Эта модификация считается лучшей. Такой самолет строится с 1984 года. Улучшена аэродинамическая конструкция и увеличена маневренность. В очередной раз улучшены тактико-технические характеристики бортового оборудования, в частности радиолокационной станции. Самолет был оборудован устройствами для запуска тепловых ловушек, защищающих истребитель от любых ракет с инфракрасной поисковой головкой;
  10. МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Экспериментальный самолет для испытательных станций, активно мешающих работе РЛС;
  11. МиГ-23Б. Боевой бомбардировщик. В 1971 выпущена небольшая серия (24 самолета). На машине установлен прицельно-навигационный комплекс «Сокол-23С». В данной модификации отсутствует радиолокационная станция;
  12. МиГ-23БН. Крупномасштабный истребитель-бомбардировщик. Выпускался с 1973 по 1985 годы. Дальнейшее развитие этой версии машины привело к созданию самолета МиГ-27.

Боевая подготовка МиГ-23
Учебно-боевой вариант МиГ-23. Оборудована дополнительной инструкторской кабиной

Кроме того, на базе МиГ-23 созданы летающие лаборатории для испытаний различных систем и вооружений, предназначенных для истребителей четвертого поколения.

Преимущества и недостатки истребителя

Самолет МиГ-23 обладает следующими положительными качествами:

  1. Возможность выполнять длительный полет на крейсерской скорости при выборе оптимального угла раскрытия крыла;
  2. Хорошие взлетно-посадочные характеристики;
  3. Истребитель может летать с довольно внушительной полезной нагрузкой;
  4. Самолет способен применять многие виды вооружения как по воздушным, так и по наземным целям;
  5. МиГ-23 быстро разгоняется, превосходя некоторые истребители четвертого поколения.

У МиГ-23 много недостатков. Некоторые из них, однако, были устранены в процессе эксплуатации.

Вот лишь некоторые из недостатков:

  1. Плохой вид из кабины;
  2. Сложный выход из вращения (на первых модификациях);
  3. Недостаточно хорошая маневренность (за исключением модификаций ML и MLD);
  4. Низкие характеристики бортовых РЛС и ракет класса «воздух-воздух». Справедливости ради следует сказать, что по этому критерию самолет обычно сравнивают с истребителями четвертого поколения, что неверно;
  5. Сложность обслуживания и ремонта земли.

Возможно, со временем МиГ-23 удастся усовершенствовать, однако после распада СССР все работы в этом направлении свернули. Основным фронтовым истребителем был МиГ-29.

Эксплуатация и боевое применение истребителя МиГ-23

Боевое крещение истребителя МиГ-23 произошло в небе Ливана: сирийские МиГи (23 и 21) в боях с израильскими F-15 и F-16 достигли примерного паритета, и хотя счет израильских летчики были выше нескольких машин, это было связано не с характеристиками самолета, а с более слабой технической подготовкой сирийцев, что отмечалось в отчетах и ​​с израильской стороны.
правда, они мало об этом помнят, тем более им нравится вспоминать, что израильские F-16 сбили сотню мгновений, потеряв только одну машину. По крайней мере, американская пропаганда не поскупилась на оплату этой истории. В результате продажи F-16 увеличились, и были расторгнуты контракты на МиГ-23, который стал первой и главной жертвой информационной войны.

Фронтовой истребитель МиГ-23, вид сбоку

Фронтовой истребитель МиГ-23, вид сбоку

В следующем году война вспыхнула с новой силой, и МиГ-23 снова столкнулся с F-15. Бои с «уволенными» сирийскими пилотами уже шли не в пользу американской техники. Советские гарнизоны ПВО были рано переброшены в Ливан и столкнулись с самолетами МиГ-23, которые оказались крайне неудачными для F-15. Они быстро отговорили американцев от вмешательства в конфликт, и вскоре столкновения между Сирией и Израилем разошлись. Результатом трехлетней войны стала потеря 13 МиГ-23 (конечно, «экспортных» модификаций, несколько уступающих истребителям ВВС СССР) ценой 12 сбитых F-16 и F-15 (последние американские истребители на тот момент).

Кроме того, вырисовывалась весьма любопытная картина: если «на бумаге» последнюю модель МиГ-23МЛ еще можно было сравнить с F-15A (превосходившим советского «собрата» по ряду параметров), то с самым совершенным Истребитель четвертого поколения F-16 точно не должен позволить МиГ-23 ускользнуть. Но на самом деле F-15A «не догнал» МиГ-23, а F-16 не только не превзошел его на голову, но и проиграл по разгонным характеристикам и ряду других параметров! На этот раз информационная война сыграла злую шутку с иностранными летчиками-истребителями: заявленные «публичные» характеристики их самолетов не соответствовали действительности, а «неудачный» истребитель Микоян был ими явно недооценен.

МиГ-23 с одним крылом в разложенном состоянии

МиГ-23 с одним крылом в разложенном состоянии

Потом был Афганистан. Активно применяемый здесь с 1984 года МиГ-23 (модификация МиГ-23МЛ) взял на себя довольно необычную роль бомбардировщика, способного нести до 2000 кг бомбовой нагрузки. Специально для условий этой войны самолеты оборудовали пусковыми установками для отстрела тепловых ловушек. Конечно, бомбардировщики МиГ-23 работали «в свободное время», т. К. В их основные обязанности входила защита транспортных самолетов и штурмовиков от действий авиации соседних стран (правда, к концу войны за пределами 80% время полета уже было занято бомбардировками МиГ-23). Опасные ситуации с пакистанскими и иранскими боевиками возникали не раз, но до прямого противостояния дело не дошло.

Советские МиГ-23 успешно сражались с французскими миражами в Анголе в 1985 году. Кубинские «добровольцы», управлявшие этими самолетами, сумели завоевать и поддерживать господство в воздухе до конца войны при поддержке СССР Луанды и Южной Африки. Еще в 1990-е гг. Оставшиеся в Анголе МиГ-23МЛД (1994 г.) успешно использовались южноафриканскими наемниками для установления «конституционного порядка» в стране (опять же в роли бомбардировщиков-штурмовиков).

МиГ-23 также хорошо проявил себя во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Соотношение потерь в воздушных боях до 1984 г составляло 1: 3 в пользу МиГа. Зимой 1983 года американский ракетный фрегат «Старк» также стал жертвой (предположительно по ошибке) одного из МиГ-23, построенных специально для отражения авианалетов на соединения ВМФ, пропустил подходящий МиГ и получил два корабля ракеты за один проход.

Однако это была последняя «большая» война для МиГ-23. В 1991 году во время войны в Персидском заливе МиГи уже не могли сражаться на равных с американскими истребителями, в основном из-за того, что первыми целями последних были наземные радары. Кроме того, «слепые» бойцы, довольно больные и немногочисленные, не могли представлять серьезной опасности.

МиГ-23, вид сзади

МиГ-23, вид сзади

В войне между Эфиопией и Эритреей МиГ-23 эпизодически использовались обеими сторонами в войне (сложно говорить о техническом состоянии самолета, а также об эффективности действий). С 2014 года в качестве ударных бомбардировщиков они использовались в сирийской гражданской войне.

Интересные факты:

  • В 1989 году пилот сирийских ВВС угнал МиГ-23МЛД и успешно приземлился в одном из израильских военных аэропортов. Системы ПВО не засекли его полет.
  • Та же история в том же году произошла в другой части Земли: кубинский МиГ-23 достиг американской военной базы во Флориде и был обнаружен только тогда, когда его попросили приземлиться.
  • Снова 1989 год и снова МиГ-23, на этот раз советский. Во время планового полета над территорией Польши у самолета внезапно отказал двигатель, и пилот был катапультирован согласно инструкции. Самолет тем временем «одумался» и пролетел еще 900 км над территорией Европы, пока у него не кончилось топливо и он не разбился в Бельгии. Авария была бы диковинкой, если бы в результате этого падения не умер местный житель.

И дело тут не в противовоздушной обороне той или иной страны. Самолет был просто хорош.

Положение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Положение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Производство и экспорт МиГ-23

Всего за годы производства (завершено в 1985 г.) было выпущено более 3600 МИГ-23. Помимо СССР состоял на вооружении стран Варшавского договора. Он также поставлялся на Кубу, в Ирак, Сирию, Египет, Индию, Вьетнам и ряд африканских стран.

Фото МиГ-23 ВВС Чехии

МиГ-23 ВВС Чехии.МиГ-23
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана в июле 1994 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана в июле 1994 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана в июле 1994 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана 28 апреля 1998 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МФ ВВС Чехии. Фотография сделана в июне 1994 года.МиГ-23МФ
МиГ-23МФ ВВС Чехии. Фотография сделана в июне 1994 года.МиГ-23МФ

Фото МиГ-23 ВВС Румынии

МиГ-23МЛ ВВС Румынии. Фотография сделана 16 июля 1991 года.МиГ-23МЛ ВВС Румынии

Фото МиГ-23 ВВС Венгрии

МиГ-23МФ ВВС Венгрии. Фотография сделана 16 сентября 1991 года.МиГ-23МФ ВВС Венгрии

Фото МиГ-23 ВВС Ливии

На фото: истребитель МиГ-23 ВВС Ливии.Истребители МиГ-23 ВВС Ливии
На фото: МиГ-23МЛ (23-22Б) ВВС Ливии.МиГ-23МЛ (23-22Б) ВВС Ливии
На фото: МиГ-23 ВВС Ливии.МиГ-23 ВВС Ливии
На фото: МиГ-23УБ ВВС Ливии, 5 октября 2009 г.МиГ-23УБ ВВС Ливии

Участие истребителя в боевых действиях

Поступив на вооружение 23-го МиГа, он стал лучшим многоцелевым истребителем СССР. Он превосходил западноевропейские самолеты Jaguar, Tornado, французский Mirage 3 или израильский Kfir».

Самолет МИГ-23

При горизонтальном и вертикальном маневрах советский истребитель МиГ имел преимущество перед зарубежными машинами аналогичного класса. Это преимущество особенно проявилось при поступлении в полки ряда легких самолетов серий ML и MLD. Истребитель способен составить конкуренцию новому, на тот момент американскому F-15 на высотах более 10 км, если МиГ-23П пилотирует опытный пилот.

Бортовая радиолокационная станция советского МиГа лишь немного уступала РЛС Ф-15 по дальности и азимутальному углу обзора, но имела лучшие данные об угле возвышения в горизонтальной плоскости. Это позволяло скрыть истинное количество техники в боевом порядке. Но если у противника был воздушный командный пункт гавайского типа, это преимущество сводилось к нулю.

Популярность советского истребителя МиГ была обеспечена его высоким экспортным потенциалом.

он был продан по всему миру. Истребитель отлично зарекомендовал себя в боевых действиях в Анголе, Сирии и ирано-иракской войне. На боевом счету 23-го МиГа также американский фрегат «Старк», получивший на борту ракету во время атаки западной коалиции на Ирак. Но это был последний успешный эпизод с участием самолета, так как радиоэлектронная борьба была проиграна.

Вооружение МИГ-23

Американцы и союзники, благодаря мощной поддержке спутниковых и военно-морских систем, подавили все наземные контрольные точки в Ираке, что сделало самолет «слепым». С 2014 года МиГ-23М борется в составе сирийской армии с боевиками ИГИЛ. Боевые возможности устаревших самолетов все еще остаются на высоком уровне для нанесения бомбовых ударов по скоплениям живой силы, базам и оружейным складам.

II. Супербалалайка

Е-8 (он же МиГ-23 (второй), а позже — МиГ-21М) был задуман как преемник МиГ-21, оснащенный новым двигателем Р-21Ф-300 и системой вооружения С-23: Сапфир -1 РЛС с заменой второй ступени на «Сапфир-2», ЗРК К-23, прицел АСП-ПФ, ИК-пеленгатор «Спектр». Для ускорения перехода производства нового самолета было решено строить его с конструктивными элементами серийного МиГ-21ПФ. В связи с необходимостью размещения новых систем, в частности РЛС с большим диаметром антенны, пришлось отойти от классической уже для советской авиационной промышленности «трубки» к схеме с подфюзеляжным дефлектором в виде клина. Другими особенностями внешнего вида и без того нестандартного во внешнем виде истребителя стали носовой дестабилизатор (испытан на Е-6Т / 3) и складывающийся при растяжении шасси подфюзеляжный киль, который позже был внедрен. «настоящий» МиГ-23.

9. Е-8/1

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

Естественно (для советского автопрома), что на момент постройки Е-8 комплекс вооружения не был готов, оба построенных экземпляра летали с РЛС, ракетным вооружением и прочей техникой, доставшейся от «двадцать первого». Конечно, двигатель Р-21Ф-300 тоже был недоделанным и, по «старинному русскому обычаю», доработали «на лету». Разрушение двигателя в одном из испытательных полетов привело к потере Е-8/1 и тяжелым травмам пилота — ГСС Г.К. Мосолова. После этого происшествия испытания были прекращены, и второй образец — Е-8/2.

В 1962-63 годах ОКБ МиГ разработало на базе Е-8 два проекта: перехватчик Е-8М — с РЛС Сапфир-23П и модернизированный Р-21Ф-300, истребитель Е-8Ф с двигателями дополнительной подъемной силы что обеспечивало укороченный взлет и посадку.

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

Основные параметры

Ниже приведен список основных характеристик стандартного МиГ-23:

  • Длина — 16,7 м.
  • Члены экипажа — 1 пилот.
  • Высота — 5,0 м.
  • Площадь крыла — 34,16 кв. М.
  • Рама (основание / рейка) — 5770/2660 мм.
  • Масса пустого истребителя 10,55 тонны.
  • Максимальный взлетный вес — 20,1 тонны.
  • Запас топлива — 4,3 тонны.
  • Скоростной порог — 2500 км / ч.
  • Практическая дальность полета — 900/1450 км.
  • Длина разгона — 450 м.
  • Аэродинамический коэффициент — 12,1.

Истребитель МИГ-23 в полете

Вооружение МиГ-23

Для борьбы с самолетами противника МиГ-23 оснащался ракетами средней дальности с радиолокационным и тепловизионным наведением. Всего он мог нести до четырех таких ракет. Кроме того, на машине была установлена ​​двуствольная скорострельная пушка ГШ-23 с боекомплектом 200 патронов. При необходимости можно было поставить еще до двух пушек этого типа, для которых имелись специальные контейнеры.

Для поражения наземных целей в боекомплект МиГ-23 входили две ракеты класса «воздух-поверхность». Кроме того, самолет мог нести кассетные бомбы массой 500, 250 и 100 кг. При использовании четырех специальных креплений на самолет можно было нести до 16 бомб (по 100 кг каждая.).

Общая масса вооружения, которое мог нести МиГ-23, составляла 2 тонны.

МиГ-23.

МиГ-23
МиГ-23 в небе. Фото от 1 мая 1989 г.МиГ-23
МиГ-23МЛД.МиГ-23МЛД

III. На случай ядерной войны

После завершения истории Е-8 начался следующий этап создания преемника МиГ-21, уже в соответствии с новой идеологией. Фронтовой истребитель 70xx по концепции (или моде?) Того времени должен был взлетать с неподготовленной взлетно-посадочной полосы длиной 250-300 метров. Выполнить это условие можно было двумя способами: установкой дополнительных подъемных двигателей и использованием створки с изменяемой стреловидностью.

Опытный «разработчик технологии» МиГ-21ПД (он же Э-7ПД и 23-31) был представителем первого пути и создавался на базе МиГ-21ПФМ. Два подъемных двигателя РД-36-35 устанавливались в удлиненном фюзеляже и выдвигались в центральной части. За ним последовал претендент на звание нового фронтового истребителя — МиГ-23ПД (23-01, МиГ-23УВП) с треугольным крылом, форточками «а-ля Мираж-III» и таким же подъемным РД-35 — 36. После непродолжительного полета обе машины доказали, что такая схема не подходит для фронтового массового истребителя.

10. МиГ-21ПД(23-31)

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

11. МиГ-23ПД(23-01)

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

12. МиГ-23М.

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

К изменяемой схеме крыла, реализованной на самолете 23-11, у заказчика не было претензий, преимущества крыла с изменяемой геометрией были очевидны, самолет успешно летал. В 1969 году после постройки и испытаний нескольких предсерийных образцов началось производство МиГ-23С, первого «настоящего» «двадцать третьего« серийного».

13. 23-11/1

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

Оперение

Хвостовое оперение горизонтального типа имеет наклонную ось, включает в себя две части стабилизатора. Каждая половина состоит из переднего лонжерона, нервюр, обшивки и лонжерона. В центре — панели, на носу и хвосте — заклепки. Каждый элемент стабилизатора МиГ-23 вращается на паре подшипников.

Вертикальное оперение включает вращающиеся руль направления и киль. Рама последнего элемента имеет передний лонжерон, два лонжерона, ряд ребер из листового металла, а также фрезерованные и смонтированные сбоку элементы. Центральная часть киля полностью в панелях, верхняя часть снабжена рентгенопрозрачным блоком с антеннами. Вращающееся рулевое колесо закреплено на трех опорах.

Фото истребителя МиГ-23

Фюзеляжная часть

Этот элемент самолета МиГ-23 представляет собой полумонокок, имеющий овальное поперечное сечение, переходящее в округло-прямоугольную форму. В технологическую конструкцию этого элемента входит большое количество панелей, которые соединяются между собой электросваркой и заклепками.

В носовой части предусмотрены следующие механизмы:

  • Радиолокационный отсек.
  • Радиопрозрачный обтекатель.
  • Электронное оборудование.
  • Кабина.
  • Гнездо опоры передней рамы.
  • Пространство за кабиной разделено перегородкой.

Воздухозаборники прямоугольного сечения закреплены в области 4-18 рамы. Их входные части не касаются 55-миллиметровой боковой обшивки, образуя выпускную прорезь для переднего ограничивающего звена.

Единственная герметичная кабина МиГ-23, фото которой представлены ниже, оборудована сиденьем с возможностью катапультирования. Фонарь состоит из козырька и откидного элемента, который открывается и складывается под действием пневмоцилиндра. К тому же эту деталь можно приподнять на 100 мм при парковке. Козырек изготовлен из специального бронированного стекла; На крышке откидной части светового элемента установлен перископ. Пара зеркал гарантирует обзор плоскостей крыла. В передней раме есть ниша под полом кабины.

Кабина экипажа МИГ-23

Интересные факты

В сентябре 1962 года было проведено очередное испытание самолета МиГ-23, фото которого приведено ниже. На этот раз произошла деформация диска одной из ступеней компрессора установки. Обломки повредили самолет, что привело к отказу двух гидравлических систем и потере управления. Георгий Мосолов (пилот-испытатель) сумел катапультироваться, но получил тяжелую травму. После этого инцидента испытания модели серии Е-8 были приостановлены.

Характеристики МИГ-23

Следующий проект серии МиГ-23 — версия с шифром Е-8М. Он отправился на полигон в декабре 1963 года. Изначально модель должна была иметь возможность укорочить взлет и посадку. Двигатели представляли собой два газотурбинных двигателя типа Р-27Ф-300. Они были оборудованы воздухозаборником сверху. Кроме того, предусмотрены сопла для отклонения струи газа назад или вперед на несколько градусов (от 5 до 10) во время взлета и торможения.

Особенности крыла

Крыло включает центроплан с неразъемным силовым баком и пару поворотных консолей трапециевидной формы. К верхним рамам приваривается основной элемент неподвижной части двери (центральный отсек). Вмещает шарнирные соединения консолей и топливных баков.

Поворотный элемент крыла представляет собой сварную кессонную конструкцию, трансформирующуюся в усиленную вилку. Этот агрегат с парой лонжеронов имеет консоль, разделенную на носовую, центральную и кормовую. За повороты отвечает двухканальный гидромотор типа СПК-1.

Носовой блок поворотный четырехсекционный, отклоняется на 20 градусов. Секции соединены между собой управляемыми стержнями. Лонжероны крыла истребителя МиГ-23 изготовлены методом горячей штамповки из алюминия. Узел герметизируется герметиком, проходящим через отверстия под болты, а также резинкой, проложенной по всему периметру отсека. Заслонка разделена на три секции, одна из которых изготовлена ​​из титанового сплава, остальные — из алюминиевого сплава. Все части соединены между собой захватами, управляемыми отдельным гидромотором. Максимальный угол отклонения закрылка — 50 градусов.

Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета

Истребитель имеет высокорасположенное крыло с отрицательным V-образным крылом. Рычаги наклоняются и фиксируются в трех положениях под углом 16 °, 45 ° и 72 °. Они крепятся к центральной секции возле фюзеляжа, что увеличивает несущую поверхность, в отличие от знаменитого советского истребителя Су-17. У последнего, напротив, центральная секция имеет большую площадь, чем у МиГ-23М.

В процессе смены сканирования перемещается не только центр тяжести летательного аппарата, но и положение точки приложения аэродинамического фокуса. Это приводит к снижению продольной устойчивости и увеличению погружающего момента МиГа. Отклонение дифференциального стабилизатора используется для компенсации крутящего момента.

На антабках крыла МиГ установлены четырехсекционные жалюзи и трехсекционные закрылки. Вместе с уменьшением угла стреловидности они значительно улучшают взлетно-посадочные характеристики самолета.

Фюзеляж истребителя выполнен по типу полумонокок с разделением на две части по шпангоутам n. 28. Рентгенопрозрачный нос с кабиной, приборы включены в герметичный блок. Катапультное кресло класса 0-0 позволяет пилоту безопасно покинуть самолет. Над остеклением фонаря установлен перископ для обзора заднего полушария. Киль первых модификаций самолета МиГ снабжен удлиненным передним килем, который отсутствует в серии МЛД первой линии.

Для повышения курсовой устойчивости МиГа 23 ° на больших углах атаки в хвостовой части установлен подфюзеляжный киль.

Он складывается перед взлетом и приземлением истребителя под углом до 95 °. Под штурвалом фюзеляжа находится контейнер для тормозного парашюта, выпущенного после приземления самолета. Пневматические тормоза МиГа расположены в хвостовой части фюзеляжа и представляют собой четырехстворчатую конструкцию.

В раму трехколесного велосипеда входят:

  • сдвоенная передняя стойка;
  • основные колеса;
  • механизм поворота основных стоек;
  • гидроцилиндры;
  • система демпфирования автоколебаний Шимми.

Главный двигатель истребителя на модификации МиГ-23М — одноконтурный двухвальный с форсажной камерой ТРДФ Р-27-300. На модернизированные типы устанавливались новые модели силовой установки Р-29 и Р-35. Воздухозаборники боковые. Клинья используются для регулирования ударных волн на сверхзвуковых скоростях.

Проект МИГ-23

Управляемый дифференциальный стабилизатор самолета одновременно выполняет управление по крену и тангажу. Для бокового управления используются спойлеры, выдвинутые на консоль крыла МиГа; для продольного управления используется руль направления на киле, который отклоняется педалями.

Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

Проблема разработки истребителя МиГ связана с падением авторитета истребительной авиации на фоне эйфории развития ракетной техники в начале 1960-х годов в СССР. На его основе разработано много перспективных технологий продукции четвертого поколения.

За время его существования было выпущено до двух десятков модификаций МиГ-23.

На основе этого типа конструкторы дали путевку в небо истребителю-бомбардировщику МиГ-27. Изменена конфигурация носа для лучшего обзора целей на земле. Самолеты серии ML отправлялись на экспорт.

Для советской авиации был поставлен 23-й МиГ серии МЛД. Описание характеристик истребителя:

  • усиленный планер;
  • система активных помех;
  • современное авиационное оборудование.
    • Всего было выпущено 66 самолетов этой модификации. Часть МиГов серии МЛ была переработана для МЛД. Прицельная система позволяла обнаруживать цели на фоне земли. Количество одновременных поражений истребительных целей составляло 6 единиц. В центральной части установлены контейнеры для отжигания тепловых ловушек для противодействия ПЗРК при полете на малой высоте. Истребитель МиГ-23 стал уверенно и долго защищать небо Родины.

      Памятник МИГ-23

      После распада Советского Союза техническая поддержка самолетов во многих странах прекратилась. Например, Египет продал до десятка американских МиГов, где они вошли в состав специальной истребительной эскадрильи Red Eagles. Его летчики летали на советскую технику для изучения тактико-технических характеристик, определения инфракрасной и электронной подписи МиГа.

      Воздушные бои велись с американскими аналогами. Но отсутствие технической документации и запчастей не позволяло существующему самолету летать в полном объеме. Последней страной, выпустившей 23-й МиГ, стал Китай. Общее количество выпущенных боевых машин составило 3630 единиц и 769 «близнецов».

      Лучшие самолеты советского авиапрома 60-х годов оказались заложниками недальновидной политики руководства страны.

      Основное боевое применение МиГа пришлось на события, в которых активное участие принимали американские самолеты F-15 и F-16 четвертого поколения.

      Решающим фактором поражений МиГов стала недостаточная подготовка арабских и африканских пилотов. Лучшие самолеты советского авиапрома 1960-х годов стали заложниками недальновидной политики руководства страны, которому приходилось вести борьбу с высококвалифицированными специалистами пилоты из США или Израиля. Но если в машине приедет советский инструктор, дело может кардинально измениться. Большинство воздушных побед на МиГах было одержано советскими летчиками.

Источники

  • https://www.AviaPort.ru/directory/aviation/mig23/
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/istrebitel-mig-23/
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/mig-23/
  • http://armedman.ru/samoletyi/1961-1990-samoletyi/frontovoy-istrebitel-mig-23.html
  • http://komotoz.ru/photo/aviaciya/mig-23.php
  • http://alternathistory.com/mig-23-odno-imya-mnogo-samoletov-chast-1/
  • https://FB.ru/article/63489/mig—perehvatchik-ne-voshedshiy-v-istoriyu

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии