МиГ-23

Содержание
  1. Описание конструкции реактивного самолёта
  2. Фюзеляж
  3. Крыло
  4. Система управления полётом
  5. Силовая установка
  6. Система управления воздухозаборниками двигателей
  7. Гидравлическая система
  8. Электрооборудование
  9. Шасси и тормозной парашют
  10. Топливная система
  11. Приборное и кислородное оборудование
  12. ТТХ и летные данные самолета
  13. Тактико-технические характеристики
  14. Модификации истребителя
  15. Преимущества и недостатки истребителя
  16. Эксплуатация и боевое применение истребителя МиГ-23
  17. Производство и экспорт МиГ-23
  18. Фото МиГ-23 ВВС Чехии
  19. Фото МиГ-23 ВВС Румынии
  20. Фото МиГ-23 ВВС Венгрии
  21. Фото МиГ-23 ВВС Ливии
  22. Участие истребителя в боевых действиях
  23. II. Супербалалайка
  24. 9. Е-8/1
  25. Основные параметры
  26. Вооружение МиГ-23
  27. III. На случай ядерной войны
  28. 10. МиГ-21ПД(23-31)
  29. 11. МиГ-23ПД(23-01)
  30. 12. МиГ-23М.
  31. 13. 23-11/1
  32. Оперение
  33. Фюзеляжная часть
  34. Интересные факты
  35. Особенности крыла
  36. Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета
  37. Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

Описание конструкции реактивного самолёта

МиГ-23 — высокоплан с крылом изменяемой стреловидности.

Фюзеляж

Вместе с кабиной экипажа в фюзеляже размещены радиолокационная станция, прикрытая обтекателем, три внутренних топливных бака, пушка ГШ-23Л и двигатель. Кроме того, есть отсек для передней стойки шасси. Основу фюзеляжа составляют шпангоуты и панели, одни из которых соединяются заклепками, а для крепления других используется электросварка.

Крыло

Неподвижная часть крыла образует центральный отсек, в котором расположены баки и топливные агрегаты, с помощью которых поворотные консоли соединяются с центральной секцией. Приводятся в действие гидромотором СПК-1. Конструкция консолей двухлонжеронная. Законцовка крыла может отклоняться пилотом на 20 градусов с помощью гидравлической системы. Для изготовления механизации крыла использовался не только алюминий, но и титан, что было вызвано сильным нагревом на больших скоростях полета.

Система управления полётом

Кабина МиГ-23П
Интерьер кабины перехватчика МиГ-23П

Пилот может менять направление движения, рукоятью направлять самолет вверх или вниз. Крен регулируется педалями. В кабине есть специальный рычаг, с помощью которого изменяется угол раскрытия крыла. Самолет оборудован тормозными щитками, которые используются для снижения скорости как в режиме посадки, так и при маневрах. Эффективность стабилизаторов повышается за счет установки на крыло интерцепторов. Кроме того, имеется механический синхронизатор, предотвращающий перекос ребер.

Силовая установка

Самая «продвинутая» модификация машины — МиГ 23МЛД — оснащена ТРД Р-35-300. Предыдущие версии оснащались силовыми установками Р29Б-300 и Р27Ф2М-300. Для запуска всех этих двигателей на большой высоте на истребителе была установлена ​​система подачи кислорода.

Система управления воздухозаборниками двигателей

Изменение параметров воздухозаборников можно производить как вручную, так и автоматически. Для этого на самолете установлена ​​система ATC-23, которая способна самостоятельно выбирать одну из трех программ управления в зависимости от режима полета истребителя. Ручной режим — аварийный.

Гидравлическая система

На МиГ-23 устанавливались две гидросистемы: общая и разгонная. Первый из них обеспечивал подвод усилий к механизмам выпуска и уборки шасси, руля направления, стабилизатора, гребня поворота, обычных и пневматических тормозов и закрылков.

МиГ-23 на стоянке
МиГ-23 на стоянке. Хорошо видны воздухозаборники, регулировка которых производилась с помощью гидравлики

Вторая предназначалась для очистки и спуска аварийного турбонасоса, а также обеспечивала часть усилия для интерцепторов и стабилизатора. Кроме того, обе гидравлические системы использовались для поворота консолей крыла.

Электрооборудование

Бортовые системы МиГ-23 потребляют как постоянный, так и переменный ток. В качестве источников используются генераторы ГСР-СТ-18/70 КИС и СГК-30 / 1.5. Также есть аварийные источники: аккумуляторные батареи 15-СКС-45Б и преобразователь для электрических машин.

Электроэнергия для наземного обслуживания воздушных судов подается через внешние стандартные разъемы.

Шасси и тормозной парашют

У МиГ 23 три стойки шасси: передняя с поворотными колесами и две основные. Механизм сбора и выпуска — гидравлический. Кроме того, была установлена ​​пневматическая резервная система (в первых версиях она была основной). Колеса боковой тележки оснащены тормозами с гидравлическим приводом.

Внизу киля истребителя находится контейнер, в котором размещен специальный парашют, создающий дополнительное торможение при приземлении. Пилот может управлять этим инструментом, нажав одну из кнопок в кабине.

Топливная система

На самолете МиГ-23 топливные баки расположены внутри крыльев и фюзеляжа. Количество этих танков изначально было 10, но затем истребитель облегчили. На модификациях МиГ-23МЛ и МЛД осталось 4 крыльевых и 3 фюзеляжных бака. Это уменьшило дальность боя, но значительно улучшило маневренность.

МиГ-23 с подвесным баком
МиГ-23 с подвешенным на подфюзеляжном блоке танком

Надо сказать, что в полете топливо используется как охлаждающая жидкость. Кроме того, предусмотрено использование подвесных баков: два из них могут подвешиваться под крылом, а еще один — под фюзеляжем.

Приборное и кислородное оборудование

МиГ-23 имеет все необходимое для самолетов этого класса вооружение. С их помощью пилот, в частности, может управлять:

  • Высота полета;
  • Положение относительно горизонта;
  • Состояние воздухозаборника;
  • Перегрузка по току;
  • Угол атаки;
  • Скорость мотора;
  • Оставшееся топливо;
  • Гидравлическое давление.

Основная часть указателей расположена на приборной панели.

Истребитель также оснащен шестью кислородными баллонами. Система жизнеобеспечения подает этот газ в шлем или герметичную маску на высоте более 8000 метров, а на нижних уровнях пилот дышит смесью, близкой по составу к атмосферному воздуху. Предусмотрен аварийный режим работы кислородного оборудования, который активируется при разгерметизации кабины.

ТТХ и летные данные самолета

Конструктивные особенности, связанные с установкой сложной системы поворота консоли, наложили свои собственные ограничения на возможности полета. Достичь заданных условий по тяге, вооружению и радиоэлектронной поддержке самолета полностью не удалось. Устаревшая аэродинамическая компоновка планера, первые попытки использовать цифровые технологии в прицельной аппаратуре, например, систему единого обзора (SEI) на фоне лобового стекла, не позволили истребителю вырваться в явных лидеров для покорения поле битвы.

В 1986 году после авиакатастрофы при выполнении сложной воздушной акробатики было временно запрещено выполнение этих упражнений в соответствии с курсом подготовки боевой авиации. Однако самолет прожил долгую жизнь, пока его не заменили истребители четвертого поколения: МиГ-29 и Су-27.

МИГ-23 взлетает

Тактико-технические данные представлены в таблице. Показывает габариты самолета, что важно для определения значения RCS, энергетические возможности при горизонтальных и вертикальных маневрах. Но одной маневренности боевому истребителю недостаточно. Без качественного оружия он не сможет выполнить боевую задачу.

Технические характеристики МиГ-23Ф-4 и «Фантом» Мираж F1

Страна происхождения Советский Союз Соединенные Штаты Америки Франция
Профиль Тактический истребитель Тактический истребитель Тактический истребитель
Тестовый год 1967 1961 г 1966 г
Количество членов экипажа 1 2 1
Двигательная установка 1x Р-35-300 при 100% об / мин 8550 кгс (на форсаже: 13000 кгс) 2 x General Electric
2-79,4кН (8000 кгс) на форсаже
1 × ТРДФ Snecma Atar 9K-50
Тяга без форсажа: 1 × 49,03 кН (5000 кгс)
Форсажная тяга: 1 × 70,61 кН (7200 кгс)
Максимальная скорость, км / ч 2500 на высоте, 1400 на суше 2370 на высоте
1350 на земле
2335 на высоте,
1470 на земле
Статический потолок, км 17,7 19 ветры
Автономность полета, км 1650 (2350 с ПТБ) 2380 3300
Масса, т 10,5 12, 7 7,4
Максимальная взлетная масса, т ветры
(15,6 — взлетная масса нормальная)
20,2 16.2
Размах крыла, м 13,9 (при развертке 16°) 11,7 8,4
Длина, м 16,7 19,2 15,2
Высота, м 5 5 4.5
Площадь крыла, м2 37,3 (при развертке 16°) 49, 2 25
Варианты боеприпасов 1 23-мм пушка ГШ-23Л
2 × Р-23Л / Т (Р-24Р / Т) управляемые ракеты класса «воздух-воздух
2-4 × Р-13М управляемые ракеты класса « воздух-воздух » (2-6x Р-60)
2 × ЗРК Х-23М
4 × УБ-16 × С-5 неуправляемое вооружение
до 2000 кг бомбовой нагрузки
1 × 20-мм шестиствольный пистолет М61А1 Vulcan
4 управляемые ракеты средней дальности AIM-7
2 30-мм пушки DEFA
Управляемые ракеты:
ракеты класса «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или AM.39 или AS.30L для экспортных самолетов)
управляемые ракеты класса «воздух-воздух»:
2 × Super R 530 e
2 × R550

Маневренность истребителей описывается тремя перегрузками: доступной, максимальной тягой и доступной продольной. По сравнению с F-4E, МиГ-23М немного ниже на малой высоте, но превосходит на большой высоте по скорости прохождения поворотов. Разница составляет буквально десятые доли градуса в секунду. Все зависит от конкретной ситуации, например, от остатка топлива.

При выполнении космических маневров со средней тягой, близкой к конечной, МиГ постепенно обретает превосходство в энергии. На малой высоте МиГ 23 уступает истребителям F-15 и 16 по нормальной доступной перегрузке, что выражается в увеличении времени выполнения резкого поворота и его радиуса.

Французский самолет Mirage стал достойным соперником МиГа.

Это чистый истребитель с классической компоновкой, несвойственной DASO. Летные данные самолета практически не отличаются. Торнадо, как и 23-й МиГ, имеет стреловидное крыло, но его функция — поддержка наземных войск на европейском театре военных действий. По маневренности уступает советским и французским истребителям.

Тактико-технические характеристики

МиГ-23 выпускался во многих модификациях. Самой совершенной версией был МиГ-23МЛД, выпускавшийся с 1984 по 1985 год. Его особенности заключались в следующем:

Взлетная масса 14,77 тн нормальное, 20,1 тн максимальное
Масса самолета без топлива и вооружения 10,23 тонны
Подача топлива во внутренние баки 3,7 тонны
Длина самолета 16,7 м
Рост 5 мес
Размах крыльев С 7,78 до 13,97 м
Мощность двигателя До 8550 кгс в штатном режиме, до 13000 кгс на форсаже
Автономность полета 900 км на малой высоте, 1450 км в полете в стратосфере
Полная скорость 2500 км / ч на высоте, 1400 км / ч над уровнем моря
Крейсерская скорость 990 километров в час
Практический потолок 18 600 м

Летчики на фоне МиГ-23
Летчики 234-го гвардейского Проскуровского истребительного авиационного полка на фоне МиГ-23. Фотография сделана в 1983 году

Эксплуатационная перегрузка модификаций ML и MLD была увеличена до 8,5G, что позволяло истребителю вести активные маневренные бои.

Модификации истребителя

МиГ-23БН
МиГ-23БН — истребитель-бомбардировщик, на базе которого впоследствии был создан МиГ-27

Наиболее известны следующие варианты самолета МиГ-23:

  1. «23-11». Предсерийная модификация, состоящая из десяти истребителей. Один из них предназначался для статических наземных испытаний, остальные были экспериментальными самолетами;
  2. МиГ-23С. Первая серийная модификация. Оснащен упрощенным бортовым оборудованием, так как «стандартное» еще не было готово;
  3. МиГ-23Л. Эти самолеты, выпускаемые с 1971 года, получили датчики теплового пеленгации ТП-23, радиолокационные станции Сапфир-23Л, а затем прицел АСП-23Л;
  4. МиГ-23М. Первая модификация вооружена ракетами средней дальности Р-23Р и Р-23Т. Самолет оборудован отклоняемой законцовкой крыла. Кроме того, увеличилась мощность завода;
  5. МиГ-23МС. Это изменение предназначалось для экспортных поставок. Он отличается от МиГ-23М упрощенным оснащением. В частности, вместо РЛС «Сапфир-23Д» установлена ​​РЛС самолета МиГ-21;
  6. МиГ-23МФ. Очередной «экспортный» вариант истребителя. В целом соответствует самолету МиГ-23М, немного отличаясь в худшую сторону характеристиками бортового оборудования;
  7. МиГ-23МЛ. Облегченная версия истребителя. Выпускается с 1974 года. Для уменьшения веса убран один из баков фюзеляжа. Кроме того, самолет получил более мощный двигатель — R35F-300. Заменено электронное оборудование, улучшены характеристики бортовой РЛС, видоискателя и прицела;
  8. МиГ-23П. Это перехватчик, который заменил устаревшие Су-9 в частях ПВО;
  9. МиГ-23МЛД. Эта модификация считается лучшей. Такой самолет строится с 1984 года. Улучшена аэродинамическая конструкция и увеличена маневренность. В очередной раз улучшены тактико-технические характеристики бортового оборудования, в частности радиолокационной станции. Самолет был оборудован устройствами для запуска тепловых ловушек, защищающих истребитель от любых ракет с инфракрасной поисковой головкой;
  10. МиГ-23МЛГ и МЛДГ. Экспериментальный самолет для испытательных станций, активно мешающих работе РЛС;
  11. МиГ-23Б. Боевой бомбардировщик. В 1971 выпущена небольшая серия (24 самолета). На машине установлен прицельно-навигационный комплекс «Сокол-23С». В данной модификации отсутствует радиолокационная станция;
  12. МиГ-23БН. Крупномасштабный истребитель-бомбардировщик. Выпускался с 1973 по 1985 годы. Дальнейшее развитие этой версии машины привело к созданию самолета МиГ-27.

Боевая подготовка МиГ-23
Учебно-боевой вариант МиГ-23. Оборудована дополнительной инструкторской кабиной

Кроме того, на базе МиГ-23 созданы летающие лаборатории для испытаний различных систем и вооружений, предназначенных для истребителей четвертого поколения.

Преимущества и недостатки истребителя

Самолет МиГ-23 обладает следующими положительными качествами:

  1. Возможность выполнять длительный полет на крейсерской скорости при выборе оптимального угла раскрытия крыла;
  2. Хорошие взлетно-посадочные характеристики;
  3. Истребитель может летать с довольно внушительной полезной нагрузкой;
  4. Самолет способен применять многие виды вооружения как по воздушным, так и по наземным целям;
  5. МиГ-23 быстро разгоняется, превосходя некоторые истребители четвертого поколения.

У МиГ-23 много недостатков. Некоторые из них, однако, были устранены в процессе эксплуатации.

Вот лишь некоторые из недостатков:

  1. Плохой вид из кабины;
  2. Сложный выход из вращения (на первых модификациях);
  3. Недостаточно хорошая маневренность (за исключением модификаций ML и MLD);
  4. Низкие характеристики бортовых РЛС и ракет класса «воздух-воздух». Справедливости ради следует сказать, что по этому критерию самолет обычно сравнивают с истребителями четвертого поколения, что неверно;
  5. Сложность обслуживания и ремонта земли.

Возможно, со временем МиГ-23 удастся усовершенствовать, однако после распада СССР все работы в этом направлении свернули. Основным фронтовым истребителем был МиГ-29.

Эксплуатация и боевое применение истребителя МиГ-23

Боевое крещение истребителя МиГ-23 произошло в небе Ливана: сирийские МиГи (23 и 21) в боях с израильскими F-15 и F-16 достигли примерного паритета, и хотя счет израильских летчики были выше нескольких машин, это было связано не с характеристиками самолета, а с более слабой технической подготовкой сирийцев, что отмечалось в отчетах и ​​с израильской стороны.
правда, они мало об этом помнят, тем более им нравится вспоминать, что израильские F-16 сбили сотню мгновений, потеряв только одну машину. По крайней мере, американская пропаганда не поскупилась на оплату этой истории. В результате продажи F-16 увеличились, и были расторгнуты контракты на МиГ-23, который стал первой и главной жертвой информационной войны.

Фронтовой истребитель МиГ-23, вид сбоку

В следующем году война вспыхнула с новой силой, и МиГ-23 снова столкнулся с F-15. Бои с «уволенными» сирийскими пилотами уже шли не в пользу американской техники. Советские гарнизоны ПВО были рано переброшены в Ливан и столкнулись с самолетами МиГ-23, которые оказались крайне неудачными для F-15. Они быстро отговорили американцев от вмешательства в конфликт, и вскоре столкновения между Сирией и Израилем разошлись. Результатом трехлетней войны стала потеря 13 МиГ-23 (конечно, «экспортных» модификаций, несколько уступающих истребителям ВВС СССР) ценой 12 сбитых F-16 и F-15 (последние американские истребители на тот момент).

Кроме того, вырисовывалась весьма любопытная картина: если «на бумаге» последнюю модель МиГ-23МЛ еще можно было сравнить с F-15A (превосходившим советского «собрата» по ряду параметров), то с самым совершенным Истребитель четвертого поколения F-16 точно не должен позволить МиГ-23 ускользнуть. Но на самом деле F-15A «не догнал» МиГ-23, а F-16 не только не превзошел его на голову, но и проиграл по разгонным характеристикам и ряду других параметров! На этот раз информационная война сыграла злую шутку с иностранными летчиками-истребителями: заявленные «публичные» характеристики их самолетов не соответствовали действительности, а «неудачный» истребитель Микоян был ими явно недооценен.

МиГ-23 с одним крылом в разложенном состоянии

Потом был Афганистан. Активно применяемый здесь с 1984 года МиГ-23 (модификация МиГ-23МЛ) взял на себя довольно необычную роль бомбардировщика, способного нести до 2000 кг бомбовой нагрузки. Специально для условий этой войны самолеты оборудовали пусковыми установками для отстрела тепловых ловушек. Конечно, бомбардировщики МиГ-23 работали «в свободное время», т. К. В их основные обязанности входила защита транспортных самолетов и штурмовиков от действий авиации соседних стран (правда, к концу войны за пределами 80% время полета уже было занято бомбардировками МиГ-23). Опасные ситуации с пакистанскими и иранскими боевиками возникали не раз, но до прямого противостояния дело не дошло.

Советские МиГ-23 успешно сражались с французскими миражами в Анголе в 1985 году. Кубинские «добровольцы», управлявшие этими самолетами, сумели завоевать и поддерживать господство в воздухе до конца войны при поддержке СССР Луанды и Южной Африки. Еще в 1990-е гг. Оставшиеся в Анголе МиГ-23МЛД (1994 г.) успешно использовались южноафриканскими наемниками для установления «конституционного порядка» в стране (опять же в роли бомбардировщиков-штурмовиков).

МиГ-23 также хорошо проявил себя во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов. Соотношение потерь в воздушных боях до 1984 г составляло 1: 3 в пользу МиГа. Зимой 1983 года американский ракетный фрегат «Старк» также стал жертвой (предположительно по ошибке) одного из МиГ-23, построенных специально для отражения авианалетов на соединения ВМФ, пропустил подходящий МиГ и получил два корабля ракеты за один проход.

Однако это была последняя «большая» война для МиГ-23. В 1991 году во время войны в Персидском заливе МиГи уже не могли сражаться на равных с американскими истребителями, в основном из-за того, что первыми целями последних были наземные радары. Кроме того, «слепые» бойцы, довольно больные и немногочисленные, не могли представлять серьезной опасности.

МиГ-23, вид сзади

В войне между Эфиопией и Эритреей МиГ-23 эпизодически использовались обеими сторонами в войне (сложно говорить о техническом состоянии самолета, а также об эффективности действий). С 2014 года в качестве ударных бомбардировщиков они использовались в сирийской гражданской войне.

Интересные факты:

  • В 1989 году пилот сирийских ВВС угнал МиГ-23МЛД и успешно приземлился в одном из израильских военных аэропортов. Системы ПВО не засекли его полет.
  • Та же история в том же году произошла в другой части Земли: кубинский МиГ-23 достиг американской военной базы во Флориде и был обнаружен только тогда, когда его попросили приземлиться.
  • Снова 1989 год и снова МиГ-23, на этот раз советский. Во время планового полета над территорией Польши у самолета внезапно отказал двигатель, и пилот был катапультирован согласно инструкции. Самолет тем временем «одумался» и пролетел еще 900 км над территорией Европы, пока у него не кончилось топливо и он не разбился в Бельгии. Авария была бы диковинкой, если бы в результате этого падения не умер местный житель.

И дело тут не в противовоздушной обороне той или иной страны. Самолет был просто хорош.

Положение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Положение крыльев истребителя МиГ-23 на разных режимах полета

Производство и экспорт МиГ-23

Всего за годы производства (завершено в 1985 г.) было выпущено более 3600 МИГ-23. Помимо СССР состоял на вооружении стран Варшавского договора. Он также поставлялся на Кубу, в Ирак, Сирию, Египет, Индию, Вьетнам и ряд африканских стран.

Фото МиГ-23 ВВС Чехии

МиГ-23 ВВС Чехии.МиГ-23
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана в июле 1994 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана в июле 1994 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана в июле 1994 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МЛ ВВС Чехии. Фотография сделана 28 апреля 1998 года.МиГ-23МЛ
МиГ-23МФ ВВС Чехии. Фотография сделана в июне 1994 года.МиГ-23МФ
МиГ-23МФ ВВС Чехии. Фотография сделана в июне 1994 года.МиГ-23МФ

Фото МиГ-23 ВВС Румынии

МиГ-23МЛ ВВС Румынии. Фотография сделана 16 июля 1991 года.МиГ-23МЛ ВВС Румынии

Фото МиГ-23 ВВС Венгрии

МиГ-23МФ ВВС Венгрии. Фотография сделана 16 сентября 1991 года.МиГ-23МФ ВВС Венгрии

Фото МиГ-23 ВВС Ливии

На фото: истребитель МиГ-23 ВВС Ливии.Истребители МиГ-23 ВВС Ливии
На фото: МиГ-23МЛ (23-22Б) ВВС Ливии.МиГ-23МЛ (23-22Б) ВВС Ливии
На фото: МиГ-23 ВВС Ливии.МиГ-23 ВВС Ливии
На фото: МиГ-23УБ ВВС Ливии, 5 октября 2009 г.МиГ-23УБ ВВС Ливии

Участие истребителя в боевых действиях

Поступив на вооружение 23-го МиГа, он стал лучшим многоцелевым истребителем СССР. Он превосходил западноевропейские самолеты Jaguar, Tornado, французский Mirage 3 или израильский Kfir».

Самолет МИГ-23

При горизонтальном и вертикальном маневрах советский истребитель МиГ имел преимущество перед зарубежными машинами аналогичного класса. Это преимущество особенно проявилось при поступлении в полки ряда легких самолетов серий ML и MLD. Истребитель способен составить конкуренцию новому, на тот момент американскому F-15 на высотах более 10 км, если МиГ-23П пилотирует опытный пилот.

Бортовая радиолокационная станция советского МиГа лишь немного уступала РЛС Ф-15 по дальности и азимутальному углу обзора, но имела лучшие данные об угле возвышения в горизонтальной плоскости. Это позволяло скрыть истинное количество техники в боевом порядке. Но если у противника был воздушный командный пункт гавайского типа, это преимущество сводилось к нулю.

Популярность советского истребителя МиГ была обеспечена его высоким экспортным потенциалом.

он был продан по всему миру. Истребитель отлично зарекомендовал себя в боевых действиях в Анголе, Сирии и ирано-иракской войне. На боевом счету 23-го МиГа также американский фрегат «Старк», получивший на борту ракету во время атаки западной коалиции на Ирак. Но это был последний успешный эпизод с участием самолета, так как радиоэлектронная борьба была проиграна.

Вооружение МИГ-23

Американцы и союзники, благодаря мощной поддержке спутниковых и военно-морских систем, подавили все наземные контрольные точки в Ираке, что сделало самолет «слепым». С 2014 года МиГ-23М борется в составе сирийской армии с боевиками ИГИЛ. Боевые возможности устаревших самолетов все еще остаются на высоком уровне для нанесения бомбовых ударов по скоплениям живой силы, базам и оружейным складам.

II. Супербалалайка

Е-8 (он же МиГ-23 (второй), а позже — МиГ-21М) был задуман как преемник МиГ-21, оснащенный новым двигателем Р-21Ф-300 и системой вооружения С-23: Сапфир -1 РЛС с заменой второй ступени на «Сапфир-2», ЗРК К-23, прицел АСП-ПФ, ИК-пеленгатор «Спектр». Для ускорения перехода производства нового самолета было решено строить его с конструктивными элементами серийного МиГ-21ПФ. В связи с необходимостью размещения новых систем, в частности РЛС с большим диаметром антенны, пришлось отойти от классической уже для советской авиационной промышленности «трубки» к схеме с подфюзеляжным дефлектором в виде клина. Другими особенностями внешнего вида и без того нестандартного во внешнем виде истребителя стали носовой дестабилизатор (испытан на Е-6Т / 3) и складывающийся при растяжении шасси подфюзеляжный киль, который позже был внедрен. «настоящий» МиГ-23.

9. Е-8/1

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

Естественно (для советского автопрома), что на момент постройки Е-8 комплекс вооружения не был готов, оба построенных экземпляра летали с РЛС, ракетным вооружением и прочей техникой, доставшейся от «двадцать первого». Конечно, двигатель Р-21Ф-300 тоже был недоделанным и, по «старинному русскому обычаю», доработали «на лету». Разрушение двигателя в одном из испытательных полетов привело к потере Е-8/1 и тяжелым травмам пилота — ГСС Г.К. Мосолова. После этого происшествия испытания были прекращены, и второй образец — Е-8/2.

В 1962-63 годах ОКБ МиГ разработало на базе Е-8 два проекта: перехватчик Е-8М — с РЛС Сапфир-23П и модернизированный Р-21Ф-300, истребитель Е-8Ф с двигателями дополнительной подъемной силы что обеспечивало укороченный взлет и посадку.

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

Основные параметры

Ниже приведен список основных характеристик стандартного МиГ-23:

  • Длина — 16,7 м.
  • Члены экипажа — 1 пилот.
  • Высота — 5,0 м.
  • Площадь крыла — 34,16 кв. М.
  • Рама (основание / рейка) — 5770/2660 мм.
  • Масса пустого истребителя 10,55 тонны.
  • Максимальный взлетный вес — 20,1 тонны.
  • Запас топлива — 4,3 тонны.
  • Скоростной порог — 2500 км / ч.
  • Практическая дальность полета — 900/1450 км.
  • Длина разгона — 450 м.
  • Аэродинамический коэффициент — 12,1.

Истребитель МИГ-23 в полете

Вооружение МиГ-23

Для борьбы с самолетами противника МиГ-23 оснащался ракетами средней дальности с радиолокационным и тепловизионным наведением. Всего он мог нести до четырех таких ракет. Кроме того, на машине была установлена ​​двуствольная скорострельная пушка ГШ-23 с боекомплектом 200 патронов. При необходимости можно было поставить еще до двух пушек этого типа, для которых имелись специальные контейнеры.

Для поражения наземных целей в боекомплект МиГ-23 входили две ракеты класса «воздух-поверхность». Кроме того, самолет мог нести кассетные бомбы массой 500, 250 и 100 кг. При использовании четырех специальных креплений на самолет можно было нести до 16 бомб (по 100 кг каждая.).

Общая масса вооружения, которое мог нести МиГ-23, составляла 2 тонны.

МиГ-23.

МиГ-23
МиГ-23 в небе. Фото от 1 мая 1989 г.МиГ-23
МиГ-23МЛД.МиГ-23МЛД

III. На случай ядерной войны

После завершения истории Е-8 начался следующий этап создания преемника МиГ-21, уже в соответствии с новой идеологией. Фронтовой истребитель 70xx по концепции (или моде?) Того времени должен был взлетать с неподготовленной взлетно-посадочной полосы длиной 250-300 метров. Выполнить это условие можно было двумя способами: установкой дополнительных подъемных двигателей и использованием створки с изменяемой стреловидностью.

Опытный «разработчик технологии» МиГ-21ПД (он же Э-7ПД и 23-31) был представителем первого пути и создавался на базе МиГ-21ПФМ. Два подъемных двигателя РД-36-35 устанавливались в удлиненном фюзеляже и выдвигались в центральной части. За ним последовал претендент на звание нового фронтового истребителя — МиГ-23ПД (23-01, МиГ-23УВП) с треугольным крылом, форточками «а-ля Мираж-III» и таким же подъемным РД-35 — 36. После непродолжительного полета обе машины доказали, что такая схема не подходит для фронтового массового истребителя.

10. МиГ-21ПД(23-31)

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

11. МиГ-23ПД(23-01)

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

12. МиГ-23М.

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

К изменяемой схеме крыла, реализованной на самолете 23-11, у заказчика не было претензий, преимущества крыла с изменяемой геометрией были очевидны, самолет успешно летал. В 1969 году после постройки и испытаний нескольких предсерийных образцов началось производство МиГ-23С, первого «настоящего» «двадцать третьего« серийного».

13. 23-11/1

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

МиГ-23. Одно имя - много самолетов. Часть 1

Оперение

Хвостовое оперение горизонтального типа имеет наклонную ось, включает в себя две части стабилизатора. Каждая половина состоит из переднего лонжерона, нервюр, обшивки и лонжерона. В центре — панели, на носу и хвосте — заклепки. Каждый элемент стабилизатора МиГ-23 вращается на паре подшипников.

Вертикальное оперение включает вращающиеся руль направления и киль. Рама последнего элемента имеет передний лонжерон, два лонжерона, ряд ребер из листового металла, а также фрезерованные и смонтированные сбоку элементы. Центральная часть киля полностью в панелях, верхняя часть снабжена рентгенопрозрачным блоком с антеннами. Вращающееся рулевое колесо закреплено на трех опорах.

Фото истребителя МиГ-23

Фюзеляжная часть

Этот элемент самолета МиГ-23 представляет собой полумонокок, имеющий овальное поперечное сечение, переходящее в округло-прямоугольную форму. В технологическую конструкцию этого элемента входит большое количество панелей, которые соединяются между собой электросваркой и заклепками.

В носовой части предусмотрены следующие механизмы:

  • Радиолокационный отсек.
  • Радиопрозрачный обтекатель.
  • Электронное оборудование.
  • Кабина.
  • Гнездо опоры передней рамы.
  • Пространство за кабиной разделено перегородкой.

Воздухозаборники прямоугольного сечения закреплены в области 4-18 рамы. Их входные части не касаются 55-миллиметровой боковой обшивки, образуя выпускную прорезь для переднего ограничивающего звена.

Единственная герметичная кабина МиГ-23, фото которой представлены ниже, оборудована сиденьем с возможностью катапультирования. Фонарь состоит из козырька и откидного элемента, который открывается и складывается под действием пневмоцилиндра. К тому же эту деталь можно приподнять на 100 мм при парковке. Козырек изготовлен из специального бронированного стекла; На крышке откидной части светового элемента установлен перископ. Пара зеркал гарантирует обзор плоскостей крыла. В передней раме есть ниша под полом кабины.

Кабина экипажа МИГ-23

Интересные факты

В сентябре 1962 года было проведено очередное испытание самолета МиГ-23, фото которого приведено ниже. На этот раз произошла деформация диска одной из ступеней компрессора установки. Обломки повредили самолет, что привело к отказу двух гидравлических систем и потере управления. Георгий Мосолов (пилот-испытатель) сумел катапультироваться, но получил тяжелую травму. После этого инцидента испытания модели серии Е-8 были приостановлены.

Характеристики МИГ-23

Следующий проект серии МиГ-23 — версия с шифром Е-8М. Он отправился на полигон в декабре 1963 года. Изначально модель должна была иметь возможность укорочить взлет и посадку. Двигатели представляли собой два газотурбинных двигателя типа Р-27Ф-300. Они были оборудованы воздухозаборником сверху. Кроме того, предусмотрены сопла для отклонения струи газа назад или вперед на несколько градусов (от 5 до 10) во время взлета и торможения.

Особенности крыла

Крыло включает центроплан с неразъемным силовым баком и пару поворотных консолей трапециевидной формы. К верхним рамам приваривается основной элемент неподвижной части двери (центральный отсек). Вмещает шарнирные соединения консолей и топливных баков.

Поворотный элемент крыла представляет собой сварную кессонную конструкцию, трансформирующуюся в усиленную вилку. Этот агрегат с парой лонжеронов имеет консоль, разделенную на носовую, центральную и кормовую. За повороты отвечает двухканальный гидромотор типа СПК-1.

Носовой блок поворотный четырехсекционный, отклоняется на 20 градусов. Секции соединены между собой управляемыми стержнями. Лонжероны крыла истребителя МиГ-23 изготовлены методом горячей штамповки из алюминия. Узел герметизируется герметиком, проходящим через отверстия под болты, а также резинкой, проложенной по всему периметру отсека. Заслонка разделена на три секции, одна из которых изготовлена ​​из титанового сплава, остальные — из алюминиевого сплава. Все части соединены между собой захватами, управляемыми отдельным гидромотором. Максимальный угол отклонения закрылка — 50 градусов.

Конструктивные особенности планера, силовой установки, систем управления самолета

Истребитель имеет высокорасположенное крыло с отрицательным V-образным крылом. Рычаги наклоняются и фиксируются в трех положениях под углом 16 °, 45 ° и 72 °. Они крепятся к центральной секции возле фюзеляжа, что увеличивает несущую поверхность, в отличие от знаменитого советского истребителя Су-17. У последнего, напротив, центральная секция имеет большую площадь, чем у МиГ-23М.

В процессе смены сканирования перемещается не только центр тяжести летательного аппарата, но и положение точки приложения аэродинамического фокуса. Это приводит к снижению продольной устойчивости и увеличению погружающего момента МиГа. Отклонение дифференциального стабилизатора используется для компенсации крутящего момента.

На антабках крыла МиГ установлены четырехсекционные жалюзи и трехсекционные закрылки. Вместе с уменьшением угла стреловидности они значительно улучшают взлетно-посадочные характеристики самолета.

Фюзеляж истребителя выполнен по типу полумонокок с разделением на две части по шпангоутам n. 28. Рентгенопрозрачный нос с кабиной, приборы включены в герметичный блок. Катапультное кресло класса 0-0 позволяет пилоту безопасно покинуть самолет. Над остеклением фонаря установлен перископ для обзора заднего полушария. Киль первых модификаций самолета МиГ снабжен удлиненным передним килем, который отсутствует в серии МЛД первой линии.

Для повышения курсовой устойчивости МиГа 23 ° на больших углах атаки в хвостовой части установлен подфюзеляжный киль.

Он складывается перед взлетом и приземлением истребителя под углом до 95 °. Под штурвалом фюзеляжа находится контейнер для тормозного парашюта, выпущенного после приземления самолета. Пневматические тормоза МиГа расположены в хвостовой части фюзеляжа и представляют собой четырехстворчатую конструкцию.

В раму трехколесного велосипеда входят:

  • сдвоенная передняя стойка;
  • основные колеса;
  • механизм поворота основных стоек;
  • гидроцилиндры;
  • система демпфирования автоколебаний Шимми.

Главный двигатель истребителя на модификации МиГ-23М — одноконтурный двухвальный с форсажной камерой ТРДФ Р-27-300. На модернизированные типы устанавливались новые модели силовой установки Р-29 и Р-35. Воздухозаборники боковые. Клинья используются для регулирования ударных волн на сверхзвуковых скоростях.

Проект МИГ-23

Управляемый дифференциальный стабилизатор самолета одновременно выполняет управление по крену и тангажу. Для бокового управления используются спойлеры, выдвинутые на консоль крыла МиГа; для продольного управления используется руль направления на киле, который отклоняется педалями.

Какую лепту внесла разработка 23-го МиГа в историю авиации

Проблема разработки истребителя МиГ связана с падением авторитета истребительной авиации на фоне эйфории развития ракетной техники в начале 1960-х годов в СССР. На его основе разработано много перспективных технологий продукции четвертого поколения.

За время его существования было выпущено до двух десятков модификаций МиГ-23.

На основе этого типа конструкторы дали путевку в небо истребителю-бомбардировщику МиГ-27. Изменена конфигурация носа для лучшего обзора целей на земле. Самолеты серии ML отправлялись на экспорт.

Для советской авиации был поставлен 23-й МиГ серии МЛД. Описание характеристик истребителя:

    • усиленный планер;
    • система активных помех;
    • современное авиационное оборудование.

Всего было выпущено 66 самолетов этой модификации. Часть МиГов серии МЛ была переработана для МЛД. Прицельная система позволяла обнаруживать цели на фоне земли. Количество одновременных поражений истребительных целей составляло 6 единиц. В центральной части установлены контейнеры для отжигания тепловых ловушек для противодействия ПЗРК при полете на малой высоте. Истребитель МиГ-23 стал уверенно и долго защищать небо Родины.

Памятник МИГ-23

После распада Советского Союза техническая поддержка самолетов во многих странах прекратилась. Например, Египет продал до десятка американских МиГов, где они вошли в состав специальной истребительной эскадрильи Red Eagles. Его летчики летали на советскую технику для изучения тактико-технических характеристик, определения инфракрасной и электронной подписи МиГа.

Воздушные бои велись с американскими аналогами. Но отсутствие технической документации и запчастей не позволяло существующему самолету летать в полном объеме. Последней страной, выпустившей 23-й МиГ, стал Китай. Общее количество выпущенных боевых машин составило 3630 единиц и 769 «близнецов».

Лучшие самолеты советского авиапрома 60-х годов оказались заложниками недальновидной политики руководства страны.

Основное боевое применение МиГа пришлось на события, в которых активное участие принимали американские самолеты F-15 и F-16 четвертого поколения.

Решающим фактором поражений МиГов стала недостаточная подготовка арабских и африканских пилотов. Лучшие самолеты советского авиапрома 1960-х годов стали заложниками недальновидной политики руководства страны, которому приходилось вести борьбу с высококвалифицированными специалистами пилоты из США или Израиля. Но если в машине приедет советский инструктор, дело может кардинально измениться. Большинство воздушных побед на МиГах было одержано советскими летчиками.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии