Миг-21 — самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории

География массового производства

В серийное производство МиГ-21 производили в СССР, Чехословакии, Индии и Китае — всего было выпущено 11 496 экземпляров. В Советском Союзе эта модель самолета имела базовое название Миг. Чехословацкая модель получила название S-106; Китайцы — J-7. Серийное производство версии для экспорта в Китай было приостановлено сравнительно недавно, в 2017 году. Всего в этой стране было произведено около 2500 самолетов.

Прототипом модели МиГ-21 стал самолет Е-6. Эта модель была усовершенствована и преобразована в соответствии с современными требованиями. В период серийного производства его эксплуатационные характеристики постоянно улучшались, велась работа по повышению надежности и безопасности.

Экспертное заключение Зельдер Исаак Якович Советский астрофизик, физико-химик, доктор физико-математических наук, академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического Труда СССР Всего было выпущено более 20 модификаций этой модели: учебно-тренировочные, разведывательные самолеты, перехватчики и даже самолеты-мишени.

Конструкция истребителя МиГ-21

Истребитель МиГ-21 представляет собой одномоторный одноместный центроплан с треугольным крылом (смещение 57 ° по передней кромке) и полностью подвижным горизонтальным оперением. Фюзеляж — полумонокок, в носовой части — многомодовый воздухозаборник с управляемым конусом в центре. Внизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень.

Шасси трехопорное с носовой стойкой.

От модификации к модификации менялись диаметр носовой части фюзеляжа, размеры гаргрота под кабиной, конструкция фонаря, расположение стержня ПВД, изменялись состав оборудования и вооружения, устанавливались различные двигатели.

Боевое применение

Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Маленький, удобный и быстрый МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новенького американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС США потеряли 47 самолетов, успев сбить только 12 МиГов.

Советский истребитель превосходил противника по многим параметрам: он имел лучшую маневренность, отличную тяговооруженность, большую управляемость. Однако советское радиолокационное и ракетное вооружение было откровенно слабее американского. Но, несмотря на это, вьетнамские пилоты МиГов выиграли первый раунд боя.

Американцы для своих пилотов были вынуждены перейти на курсы тактики ведения боя против МиГов.

Во время вьетнамского конфликта 70 истребителей МиГ-21 были потеряны, совершили 1300 боевых вылетов и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры варьируются от источника к источнику. Однако бесспорно, что американский F-4 Phantom проиграл в той войне советскому истребителю.

МиГ-21

Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским летчикам во Вьетнаме, потому что в этой войне им было нечем гордиться.

Следующим крупным военным конфликтом, в котором участвовал МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. В то время в основе истребителя ВВС Индии лежали различные модификации МиГ-21. Им противостояли китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Mirage III и F-104 Starfighter.

По данным индийской стороны, в ходе конфликта было потеряно 45 самолетов и уничтожено 94 самолета противника.

В 1973 году начался еще один арабо-израильский конфликт, получивший название Война Судного дня. В этом конфликте МиГи различных модификаций ВВС Сирии и Египта противостояли израильским пилотам на самолетах Mirage III и F-4E Phantom II.

Mirage III был особенно опасным противником. Во многом они были очень похожи. МиГ имел чуть лучшую маневренность, но уступал противнику по радиолокационным характеристикам и имел худший обзор из кабины.

Война Судного дня заставила пилотов вспомнить тактический прием, например, ближний воздушный бой. Это не практиковалось со времен Второй мировой войны.

За время кампании сирийские истребители провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.

МиГ-21

МиГ-21 принимал участие в войне между Ливией и Египтом, активно использовался в ирано-иракской войне, а также в ряде других локальных конфликтов.

Этот истребитель использовался советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала в руки моджахедов. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.

После появления машин четвертого поколения МиГ-21 стал терять превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. Израильский F-15A значительно превосходил МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безуспешно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.

МиГ-21 до сих пор стоит на вооружении десятков стран мира, в основном в Африке и Азии. Например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные войска. С начала конфликта сирийские ВВС потеряли 17 МиГ-21. Некоторые из них были сбиты, а другие потеряны из-за технических неисправностей.

Послесловие

Последняя модификация МиГ-21бис разительно отличалась от предыдущих версий в лучшую сторону. Увеличен вес и арсенал боевой техники. На подвеске, например, можно было разместить до 10 сткилограммовых бомб, УБ-32 и другое вооружение.

Благодаря автоматическому прицелу можно было стрелять по противнику даже при перегрузках.

МиГ-21бис как истребитель давал фору истребителям-бомбардировщикам и отлично справлялся с поражением наземных целей. Уже сейчас легендарный самолет МиГ-21 стоит на вооружении в нескольких странах — это особенность, о которой говорят лучше всех.

Прототипы для МиГ-21

Время упорных боев подходило к концу. Штурмовик предназначался для ведения боевых атак при сближении самолетов на большой скорости и поражении цели с первого залпа ракет. По такому же принципу были спроектированы сверхзвуковые самолеты противников Lockheed F-104 в Америке и Mirage 3C во Франции.

три момента

С начала 1957 года А. Брунов был назначен главным конструктором, который должен был руководить всем рабочим процессом (проектированием, постройкой, испытаниями, настройкой опытных машин.

  • Е-1 — первая модель истребителя из семейства МиГ-21 имела стреловидное крыло. Для нее был разработан отдельный двигатель, но он не прибыл в назначенное время;
  • Е-2 — второй прототип МиГ-19 с двигателем АМ-9Б и стреловидным крылом. Максимальная скорость 1700 км / ч. Е-2А с новым двигателем разгонялся до 1900 км / ч;
  • E-4 — Этот образец был создан одновременно с E-2. Форма крыла треугольная. Двигатель АМ-9Б. Продуманная конструкция многомодового воздухозаборника позволяла машине развивать скорость на 700 км / ч быстрее, чем у МиГ-19. Хотя в обоих случаях использовалась одна и та же модель двигателя. Рациональность использования треугольного крыла с раскрытием передней кромки 57 ° также продемонстрировали результаты полетов. Максимальные показатели скорости составляли 2000 км / ч. В ходе доработки машина была изменена на версию Е-6. Он развивал скорость до 2 Маха. Е-6 стал прототипом для производства МиГ-21.

Интересные факты

В 1963 году, работая над МиГ-21ПФ, конструкторы попытались установить в дополнение к колесной раме титановые лыжи, чтобы снизить нагрузку при посадке на грунтовый аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовик «с ветерком в грязь убежал», а грузовики застряли.

МиГи на лыжах так и не были выпущены, но идея пригодилась Су-7БКЛ.

МиГ-21 имел несколько прозвищ: Балалайка получила прозвище за форму крыльев, Мерри — за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (ранние версии) — за наличие всего двух подвесок.

Израильская разведка заинтересовалась МиГ-21, они хотели получить самолет от ВВС Ирака через коррумпированного пилота. Разработана операция под названием «Пенициллин» (1966 г).

момент парашюта

Но первая попытка не удалась, вместо перспективного штурмовика предатель летал на устаревшем Як. Поэтому был завербован еще один иракский пилот.

Подходящий случай возник не сразу, так как россияне, просчитав возможность кражи, не полностью заправили топливные баки, а только для тренировочных полетов. В августе, когда были запланированы длительные перелеты, предатель угнал машину в Израиле.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне между Израилем и арабами в 1967 году был бы другим…

Характеристики аппарата

Базовой моделью этого типа самолетов является модель МиГ-21Ф. Самолет обладает хорошими технико-летными характеристиками, что положительно сказывается на летных и боевых качествах: масса пустого самолета — 5 460 кг, с топливом, боеприпасами и экипажем — до 10 100 кг; на высоте развивает максимальную скорость 2230 км / ч (у последних моделей — до 10 000 км / ч), на земле — 1300 км / ч. Дальность полета: от 1 240 км до 2 100 км (в зависимости от количества топливных баков).

МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории

Самолет имеет фюзеляж сигарообразной формы с усеченными краями и на ранних моделях оснащен турбореактивным двигателем Р11Ф-300. Позже на более поздних модификациях самолета устанавливались двигатели Р13Ф-300 и Р-25-300. Всего топливных баков 12 (в некоторых модификациях — 13); общий объем топливной системы — 2160 литров, с дополнительными подвесными баками — 2650 литров. Самолет оборудован системой аварийного покидания на случай возникновения нештатной ситуации. Катапультное кресло аналогично МиГ-19. В последующих модификациях кресло КМ-1 использовалось как более надежное. Это служило для обеспечения безопасности пилота на долгое время, как хорошо продемонстрировано; в улучшенном варианте он также использовался на МиГ-23.

Электрооборудование самолета 27 В постоянного тока производится стартер-генератором. Есть также две серебряно-цинковые батареи в качестве запасных. Переменный ток 115 Вольт частотой 400 Гц преобразуется двумя преобразователями электрических машин; два других находятся в постоянном токе 36 вольт, переменном трехфазном и той же частоты.

МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории

Контрольно-измерительная аппаратура и электронное оборудование позволяют оперативно контролировать самолет во время пилотирования. Кроме того, на борту имеется УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас и радиационная сигнализация, а также автоматический прицел для самолетов. На более поздних моделях к оптическому прицелу была добавлена ​​инфракрасная сетка.

Первые модели не имели автопилота. Впоследствии была установлена ​​система автоматического управления. Установлена ​​даже камера для воздушной разведки.

Вооружение самолета представлено двумя пушками НР-30 (позже — ПШ-23Л) калибром 30 мм (23 мм). Вооружение станковых ракет и бомб — два блока по 16 ракет АРС-57М; два выстрела типа АРС-212; две бомбы и зажигательные баки. Более поздние модели использовали ракеты К-13 и даже ядерное оружие.

Описание конструкции

Следует отметить, что серийное производство МиГ-21 длилось более двадцати пяти лет, за это время были произведены десятки модификаций истребителя. Автомобиль постоянно совершенствовался. Истребители последних модификаций сильно отличаются от самолетов первых лет выпуска.

Истребитель МиГ-21 имеет нормальную аэродинамическую схему с крылом с малым треугольником и хвостовым оперением с большой кривизной. Фюзеляж самолета полумонокок с четырьмя продольными лонжеронами.

Конструкция истребителя полностью металлическая; при его изготовлении использовались алюминиевые и магниевые сплавы. Основной вид соединения элементов конструкции — заклепки.

В носовой части находится круглый регулируемый воздухозаборник с цельным конусом. Он разделен на два канала, которые окружают кабину и снова образуют за ней единый канал. В носовой части истребителя имеются противоугонные щитки, в передней части кабины — отсек для электронного оборудования, под которым есть ниша для шасси. Контейнер с тормозным парашютом расположен в хвостовой части самолета.

Крыло истребителя МиГ-21 имеет треугольную форму, состоит из двух консолей с лонжероном. Каждый содержит два топливных бака и систему нервюр и лонжеронов. Каждое крыло имеет элероны и закрылки. Каждое крыло имеет аэродинамические выступы, повышающие устойчивость самолета на больших углах атаки. На концах корня крыла также есть кислородные баллоны.

Горизонтальное оперение полностью поворачивается с углом наклона 55 градусов. Вертикальное оперение имеет наклон 60 градусов и состоит из киля и руля направления. Под фюзеляжем установлен гребень для повышения устойчивости в полете.

Истребитель МиГ-21 имеет трехопорное шасси, состоящее из передней и основной стойки. Шасси спускается и убирается гидравлической системой. Все колеса рамы — тормозные.

Кабина МиГ-21 имеет аэродинамический фонарь каплевидной формы, он полностью герметичен. Воздух в кабину подается с помощью компрессора, температура в салоне поддерживается термостатом.

Навес самолета состоит из козырька и откидной части. Передняя часть козырька изготовлена ​​из силикатного стекла, под которым находится пуленепробиваемое стекло диаметром 62 мм, защищающее пилота от осколков и пуль. Откидная часть фонаря сделана из оргстекла, открывается вручную вправо.

m10

Для удаления нароста льда фонарь был оборудован системой защиты от обледенения, которая распыляла этиловый спирт на переднее стекло.

Первая модификация истребителя МиГ-21Ф, выпущенная в 1959 году, оснащалась двигателем Р-11Ф-300. Последующие модификации оснащались другими двигателями (например, R11F2S-300 или R13F-300) с более продвинутыми характеристиками. Р-11Ф-300 — двухвальный турбореактивный двигатель (ТРДФ) с шестиступенчатым компрессором, дожигателем и трубчатой ​​камерой сгорания. Он расположен в задней части самолета. TRDF имеет систему управления PURT-1F, которая позволяет пилоту настраивать двигатель от полной остановки до режима форсажа с помощью одного рычага в кабине.

Кроме того, двигатель оборудован системой электрического запуска, системой подачи кислорода в двигатель, системой управления электрогидравлическими форсунками.

Воздухозаборник самолета регулируемый; в передней части — подвижный конус из рентгенопрозрачного материала. В нем размещается радар истребителя (в первых модификациях — радиодальномер). Конус имеет три положения: для скорости полета менее 1,5 м он полностью убран, для скорости от 1,5 до 1,9 м он находится в промежуточном положении, а для скорости полета более 1,9 м он выдвигается на максимум.

В полете моторный отсек продувается потоком воздуха для предотвращения перегрева конструкции истребителя.

Топливная система МиГ-21 состоит из 12 или 13 топливных баков (в зависимости от модификации самолета). Пять мягких баков расположены в фюзеляже истребителя, еще четыре бака расположены в крыле самолета. Кроме того, в топливную систему входят топливопроводы, многочисленные насосы, системы слива баков и другие элементы.

Истребитель МиГ-21 оснащен системой, позволяющей летчику экстренно покинуть самолет. На первых модификациях МиГ-21 устанавливалось катапультное кресло, аналогичное самолету МиГ-19. Затем истребитель оснастили катапультным креслом «СК», которое с помощью фонарика защищало пилота от воздушных потоков. Однако такая система была ненадежной и не могла обеспечить спасение пилота при катапультировании с земли. Поэтому позже на смену ему пришло кресло КМ-1, имевшее традиционную конструкцию.

МиГ-21 имеет две гидравлические системы — основную и разгонную. С их помощью производится отпускание и убирание шасси, тормозных щитков, закрылков, проверка сопла двигателя и конуса воздухозаборника. Самолет также оборудован системой пожаротушения.

На МиГ-21 были установлены следующие типы инструментального и электронного оборудования: авиагоризонт, система определения курса истребителя, радиокомпас, радиовысотомер, станция предупреждения об облучении. Первые модификации самолета не имели автопилота; позже он был установлен.

Вооружение истребителя МиГ-21 состояло из одной или двух встроенных пушек (НР-30 или ГШ-23Л) и различных типов ракетного вооружения и бомб. Истребитель имеет пять точек подвески, общий вес элементов подвески составляет 1300 кг. Ракетное вооружение самолета представлено различными типами ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух». Кроме того, могут быть установлены блоки неуправляемых ракет калибра 57 и 240 мм и зажигательные баки.

Истребитель может быть оснащен аппаратурой воздушной разведки.

МиГ-21

Технические характеристики

МиГ-21бис (1972 г.) — последняя серийная версия. Этот автомобиль четвертого поколения признан самым совершенным из всех 21 МиГов. Оснащен фото- и электронными приборами для разведывательных целей.

  • Размах крыла — 7,5 м;
  • Габариты, Ш × В — 14,10 × 4,71 м;
  • Вес станка — 5460 кг;
  • Нормальная взлетная масса — 8726 кг;
  • Масса топлива — 2390 кг;
  • Реактивный двигатель МиГ-21бис — турбореактивный с форсажной камерой Р-25-300 с увеличенной тягой до 7100 кгс и высотной ЧР (1 шт.);
  • Неусиленная тяга — 1 × 69,60 кН;
  • форсированная — 1 × 97,10 кН;
  • Максимальная скорость на высоте — 2175 км / ч;
  • Максимальная путевая скорость — 1300 км / ч;
  • Автономность с подвесными баками — 1470 км;
  • Максимальная скорость подъема — 13500 м / мин;
  • Максимальная эффективная высота нанесения — 17800 м;
  • Максимальная перегрузка взрыва — 8,5;
  • Количество пилотов — 1 человек.

Техническое оборудование:

  • Радиолокационный прицел Сапфир-21»;
  • Оптический видоискатель АСП-ПФД-21;
  • Система автоматического управления СВУ-23ЭСН;
  • Система навигации и посадки РСБСН-5С.

Оружие:

  • Двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, боковой гильза — 200 патронов;
  • Управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности (до 4) УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, НАР;
  • Неуправляемые и планирующие бомбы.

машины этой последней модификации выпущены в 2013 году.

Модификации

За долгие годы эксплуатации МиГ-21 неоднократно модернизировался. Если говорить о последних модификациях истребителя, то по своим техническим характеристикам они сильно отличаются от самолетов, выпущенных в начале 60-х годов. Специалисты делят все модификации истребителя на четыре поколения.

Первое поколение. В его состав входят фронтовые истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 выпуска 1959 и 1960. Вооружение МиГ-21Ф состояло из двух 30-мм пушек, неуправляемых ракет и ракет С-24. Истребители первого поколения не имели РЛС. МиГ-21Ф-13 оснащался двигателем с более высокими характеристиками, самолет мог развивать скорость 2499 км / ч, эта модификация установила рекорд высоты полета.

Второе поколение. Второе поколение истребителей включает модификации МиГ-21П (1960 г.), МиГ-21ПФ (1961 г.), МиГ-21ПФС (1963 г.), МиГ-21ФЛ (1964 г.), МиГ-21ПФМ (1964 г.) и МиГ-21Р (1965 г.).

Все истребители второго поколения были оснащены РЛС, двигателями с более высокими характеристиками, а также внесены изменения в систему вооружения.

На МиГ-21П полностью сняли пушечное вооружение, так как в то время считалось, что на истребитель ракет хватит. Американский фантом был вооружен аналогичным образом. Война во Вьетнаме доказала, что такое решение было серьезной ошибкой. На модификации МиГ-21ПФМ было решено вернуть пушку: на истребителе возможна установка пушечного контейнера на центральном пилоне. Кроме того, этот самолет был вооружен ракетами РС-2УС с радиолокационным наведением; для их установки пришлось доработать бортовую РЛС.

На модификации МиГ-21ПФС была установлена ​​система обдува пограничного слоя с закрылков, что значительно снизило посадочную скорость истребителя и уменьшило длину его хода до 480 метров.

МиГ-21ФЛ. Модификация, созданная для ВВС Индии.

МиГ-21Р. Под его фюзеляжем установили самолет-разведчик, контейнеры со спецтехникой.

m2

Третье поколение. Появление истребителей этого поколения связано с созданием новой РЛС РП-22 «Сапфир-21» (С-21). Она имела лучшие характеристики, чем предыдущая станция РП-21, и могла обнаруживать цели бомбардировочного типа на дальностях до 30 км. Благодаря новой РЛС на истребитель приняты ракеты с полуактивной поисковой головкой. Раньше пилот должен был навести ракету на цель до ее уничтожения. Теперь достаточно было высветить цель, и ракета совершила маневры сама. Это полностью изменило тактику использования истребителя.

Третье поколение истребителя включает модификации МиГ-21С (1965 г.), МиГ-21М (1968 г.), МиГ-21СМ (1968 г.), МиГ-21МФ (1969 г.), МиГ-21СМТ (1971 г.), МиГ-21МТ (1971 г.).

Типичное ракетное вооружение истребителей МиГ-21 третьего поколения — две ракеты с инфракрасным наведением и две ракеты с радиолокационным наведением.

МиГ-21М. Экспортный вариант истребителя производился по лицензии в Индии.

МиГ-21СМ получил новый, более совершенный двигатель Р-13-300 и встроенную в фюзеляж автопушку ГШ-23Л. Опыт войны во Вьетнаме показал, что артиллерийское вооружение не является вспомогательным, оно необходимо бойцу в каждом бою.

МиГ-21МФ. Экспортная модификация МиГ-21СМ.

МиГ-21СМТ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Используется как носитель ядерного оружия.

МиГ-21МТ. Это вариант истребителя МиГ-21СМТ, который разрабатывался для экспортных поставок, но позже эти самолеты были переданы ВВС СССР. Всего было выпущено 15 единиц данной модификации.

Четвертое поколение. В это поколение истребителей входит МиГ-21бис — новейшая и наиболее совершенная модификация самолета. Он вышел в 1972 году. Главной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший форсажную тягу до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение вместимости топливных баков и аэродинамических свойств. МиГ-21бис оснащался усовершенствованной РЛС «Сапфир-21» и улучшенным оптическим прицелом, что позволяло летчику вести огонь даже с большими перегрузками.

Самолет четвертого поколения получил более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты ближнего боя Р-60. Количество управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести.

Всего выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя.

МиГ-21

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии