МИГ-19: самолёт, боевое применение, истребитель, технические характеристики (ТТХ), кабина, история авиации

История создания

В начале 1950-х годов советские авиаконструкторы решительно начали штурм звукового барьера. Первым шагом стал СМ-1 — МиГ-15 с крылом увеличенной стреловидности, в фюзеляже которого были установлены два новых двигателя АМ-5. Последующие экспериментальные самолеты СМ-2 были построены на базе МиГ-17, и их конструкция была существенно изменена: фюзеляж машин был удлинен, и было применено новое крыло.

МиГ-19 взлетает

Прототипом самого МиГ-19 стал самолет СМ-9, оснащенный форсированными двигателями АМ-9. Он отличался от СМ-2 вертикальным оперением и хвостовой частью фюзеляжа. Первый полет СМ-9 совершил в начале 1954 года. При этом самолет уже получил серийное обозначение МиГ-19, хотя испытания только начинались.

Уже во втором полете истребитель успешно преодолел звуковой барьер, а максимальная скорость составила 1,4 Маха.

В итоге МиГ-19 было решено пойти в производство в феврале 1954 года, не дожидаясь окончания заводских испытаний. Цикл испытаний самолета завершился весной 1955 года, после чего истребитель, уже выпускаемый серийно, поступил на боевые испытания. В июле того же года «Девятнадцатый» принял участие в воздушном параде, и о существовании истребителя стало известно всему миру.

Конструкция

Истребитель МиГ-19С представляет собой классический цельнометаллический однокилевой среднеплан. Фюзеляж представляет собой полумонокок, состоящий из 2-х легко съемных частей: носовой и хвостовой частей. В носовой части расположены воздухозаборник, отсеки авионики, гермокабина и шасси.

Кабина защищена броней: толщина бронестекла 64 мм, передней переборки 10 мм, задней брони 16 мм. В кабине истребителя установлено сиденье катапульты. Хвостовую часть занимают топливные баки и двигатели. По бокам корпуса и под ним установлены тормозные щитки, также есть тормозной парашют.

Цельнометаллическое крыло с углом раскрытия 55⁰ оснащено закрылком и спойлером.

Горизонтальное оперение полностью поворотное, вертикальное состоит из киля со стабилизатором и гребня под фюзеляжем истребителя. Истребитель МиГ-19 оснащался двумя двигателями АМ-9 (РД-9). Каждый двигатель представляет собой турбореактивный двигатель с 9-ступенчатым осевым компрессором, 2-ступенчатой ​​турбиной и форсажной камерой.

Конструкция МиГ-19

Система управления МиГ-19 имеет гидравлический привод. Система торможения рамы, перезарядка оружия, аварийный разряд фонаря — с помощью бортовой пневмосистемы. Навигационное оборудование самолета включало радиокомпас, радиовысотомер и систему «друг или враг». Дальность действия радиостанции РСИУ-4 до 350 км. Оснащен МиГ-19 и радиолокационной сигнализацией.

Конструкция с недостатками

Вскоре стали очевидны конструктивные недостатки самолета типа МиГ-19. Тогда первый МиГ-19ПМ (754) был потерян 16 декабря 1961 года, когда сломался карданный вал одного из агрегатов, что привело к падению давления в гидросистеме. В результате не удалось выдвинуть шасси, а при вынужденной посадке на травянистом участке, расположенном рядом с бетонной взлетно-посадочной полосой, автомобиль разбился. Первый МиГ-19С (930) был потерян 27 апреля 1962 года, когда самолет разбился во время учений по передислокации в аэропорту Дрезден-Клоцше недалеко от Нойкирха. Второй самолет при выполнении того же упражнения из-за поломки тормозной системы вылетел за рулежную дорожку взлетно-посадочной полосы и был спасен пожарными аэродрома.

Вооружение

Предыдущие реактивные истребители ОКБ Микояна-Гуревича, начиная с МиГ-9, были вооружены батареей из 2 23-мм орудий и 37-мм орудия. От МиГ-19 от него пришлось отказаться. Во-первых, необходимо было изменить положение орудий. Размещение стволов близко к воздухозаборнику при стрельбе отрицательно сказывалось на потоке, поступающем в двигатель, и нарушало работу двигателя.

В результате на СМ-2 две пушки перенесли в корни крыльев.

На самолете СМ-9 осталась 23-мм пушка НР-23, но сразу после запуска в серию МиГ-19 их заменили на новые орудия. 30-мм пушка HP-30, разработанная Нудельманом и Рихтером, превосходила HP-23 и N-37 по скорострельности и начальной скорости. При этом взрывчатое вещество в высокопотенциальном снаряде сохранялось на уровне снаряда 37 мм (более 40 г). В зависимости от модификации истребитель МиГ-19 нес три или две пушки (в этих случаях фюзеляж не устанавливался).

Ракетное вооружение МиГ-19 изначально было представлено неуправляемыми ракетными блоками С-5, изначально имевшими индекс АРС-57. Ракеты калибра 57 мм оснащались осколочно-фугасной боевой частью (масса заряда ВВ 285 г), в блоках размещалось 8 ракет. Бомбодержатели предусматривались для двух бомб калибром до 250 кг.

Вооружение МиГ 19

Наведение оружия на цель производилось при помощи прицела АСП-5Н, оснащенного радиолокационным дальномером. Это позволяло захватывать цели и вести по ним прицельный огонь на дальности до 2 км. Перехватчики МиГ-19 были вооружены управляемыми ракетами К-5М. Их наведение на цель осуществлял радиолокационный луч, установленный на самолете, осколочно-фугасная боевая часть имела массу 13 кг.

Запуск двигателя в зависимости от направления ветра

Несмотря на все проблемы с самолетом, на авиабазу Пресен часто бывали иностранные военные делегации. При этом личный состав ВВС ННА с самой современной на тот момент техникой должен был выполнять показательные полеты. Технические проблемы возникли уже при запуске заводов. Необходимо было строго следить за направлением ветра: если ветер дул слева, первым запускался правый двигатель, а если ветер дул справа, первым запускался правый двигатель силовой установки. В противном случае левый двигатель «оторвется» от «следующего» воздушного потока, необходимого для запуска. После многочисленных неисправностей при рулении, которые, к счастью, легко отремонтировали, МиГ-19С (495) погиб 7 февраля 1968 года. На этот раз из-за пожара на силовой установке.

Загадочные реактивные самолеты без камуфляжной окраски

До середины сентября все немецкие специалисты вернулись в Германию. Тем временем представители завода-изготовителя на авиабазе Пресен доставили истребители МиГ-19С, и в середине октября после получения разрешения на эксплуатацию самолета начались первые полеты. За все время эксплуатации истребителей МиГ-19 в ВВС ННА «девятнадцатый» летал без камуфляжа, а потому раскраска обеих машин, которые сейчас находятся в Гатовском музее авиации, нереальна.

Повседневная деятельность проходила в строжайшей секретности и принимала отчасти причудливые формы. Так, например, штурманы, когда их доставляли на командный пункт на суточные смены, вынуждены были поворачиваться в самолете спиной. Под угрозой дисциплинарного взыскания им запретили оборачиваться и смотреть на самолеты. Вокруг машин на стоянках была проведена широкая красная линия, прерывающаяся лишь в узких местах по бокам.

Эти «ворота» охраняли вооруженные часовые, и только персонал, имеющий соответствующее разрешение, мог входить на охраняемую территорию. На охраняемой территории было категорически запрещено пересекать линии забора. Само собой разумеется, что фотография была категорически запрещена, для чего был предусмотрен срок задержания. Некоторые из представленных в статье фотографий сделаны не ранее 1963 года, самолет официально сфотографировали в Дрездене в рамках подготовки к авиашоу в рамках полевого парада после завершения маневров «квартета».

Опытные самолёты

  • СМ-10: Эксперт, с системой дозаправки.
  • СМ-11: Эксперт, с ИК-станцией «Ястреб-СИВ».
  • SM-12/1: Expert, с TRDF RD-9BF, воздухозаборником с острой передней кромкой и регулируемым центральным конусом.
  • СМ-12/2: Эксперт, с ТРДФ Р-3-26В с системой впрыска воды.
  • SM-12/3: Expert, с ТРДФ Р-3-26, выдвинутым на 670 мм от носовой части фюзеляжа и с двухпозиционным конусом в воздухозаборнике.
  • СМ-12 / 4Т: Эксперт, для испытаний УР К-13.
  • СМ-12ПМ: «Эксперт», с двигателями Р3-26, РЛС ЦД-30 в конусе воздухозаборника, двумя управляемыми ракетами Р-2-УС и пусковой установкой У-19М.
  • СМ-12ПМУ: Три опытных самолета с двигателями Р3М-26, РЛС ЦД-30 в конусе воздухозаборника, управляемые ракеты К-5 и пусковые ускорители У-19М.
  • СМ-20: Эксперт по испытанию ракет Х-20.
  • СМ-К: Эксперт по испытанию системы управления ракетой Х-20.
  • СМ-21: Эксперт, для проверки НАР С-21.
  • СМ-24: Эксперт для проверки НАР С-24.
  • СМ-30: Эксперт, с ускорителем ПРД-22 для взлета с наземной пусковой установки.
  • СМ-50: Пять опытных машин с ускорителем У-19Д.
  • СМ-51: Эксперт, с ускорителем У-19Д.
  • СМ-52: Эксперт, с ускорителем У-19Д и РЛС Алмаз
  • СМ-52П: Эксперт по испытанию оборудования «Горизонт-1».
  • СМ-6: Эксперт по испытанию ракет К-6.
  • SL-19: Лабораторный самолет с шасси для лыж.
  • МиГ-19СМК: Эксперт, по испытанию К-10 КР.

Истребитель-перехватчик со сроком годности

Истребители МиГ-19 были оснащены 3-й авиационной эскадрильей ВВС NNA (Fliegergeschwaders 3; FG-3), которая базировалась на авиабазе Прешен. После этого авиаэскадрилья FG-8, базировавшаяся на той же авиабазе, должна была получить «девятнадцатые», и личный состав этой воинской части также должен был принять участие в перепланировке. Однако на практике этого не произошло, так как в планы ВВС ННА входило перевооружение частей истребителями МиГ-21. Впоследствии авиационная эскадрилья FG-8 была переведена на авиабазу Марксвальде (ныне Нойхарденберг), расположенную к востоку от Берлина).

Отказ двигателя при запуске ракеты

До 30 июля были отработаны элементы воздушного боя, после чего их перебросили в Красноводск Туркменской ССР, где велась боевая стрельба по воздушным целям в тире, и на каждого летчика производилось по шесть пусков авиалайнеров авиационная ракета РС-2У. Уже на этом этапе у самолета возникли технические проблемы, так как бывало, что во время пуска мог остановиться один двигатель или даже вся силовая установка. Конечно, в полете двигатели можно было перезапустить, что стало частью учебной программы.

Предложение превышает спрос

Однако новый «Миги» не смог бороться с высотным разведывательным самолетом У-2, и только тогда, когда советская зенитная ракета под Свердловском смогла достичь в небе самолета Гарри Пауэрса 1 мая 1960 г. Советский Союз были прерваны. В результате МиГ-19 недолго находились в истребительных полках ПВО и относительно быстро были заменены на МиГ-21. Что касается нового «девятнадцатого века», то командование ВВС СССР отказалось принять их на вооружение.

Решением «кризиса перепроизводства» было предложение истребителей МиГ-19 союзникам, и пока не ясно, были ли эти машины закуплены добровольно или закуплены под давлением Москвы. В 1957 году Болгария первой закупила «девятнадцатые», а уже 5 сентября 1958 года руководство ГДР подписало договор на 33 миллиона марок ГДР на закупку 24 таких истребителей: 12 машин модификаций. МиГ-19С и МиГ-19 ПМ (производство первой из этих модификаций было остановлено еще в 1957 году). Эта предыстория самолетов ВВС HNA важна в том смысле, что время от времени появляются обвинения в том, что руководство ГДР закупало истребители, которые уже эксплуатировались в ВВС СССР, что противоречит действительности.

ТТХ

Истребитель МиГ-19 имел гораздо лучшие характеристики по скороподъемности, высоте, скорости и дальности полета, чем МиГ-15 и МиГ-17. Боевой МиГ-19 в различных модификациях вооружался не только пистолетами, но и ракетами.

Экипаж

Экипаж МиГ-19 — 1 пилот.

Дальность, скорость, высота полёта

Практическая дальность полета МиГ-19 составляла 1400 км. При использовании подвесных топливных баков (ПТБ) этот показатель увеличивается до 2200 км.

Максимальная развиваемая скорость МиГ-19 была достигнута на высоте 10 км и составила 1452 км / ч (1,6 Маха).

Практическая максимальная высота полета стандартного МиГ-19 установлена ​​на уровне 15 600 метров. С использованием форсажной камеры максимальная высота полета могла быть увеличена до 17,5-17,9 км.

Габариты, вес, длина

Параметры Ценности
Длина тела 12,54 м
Рост 3885 кв.м
Размах крыльев 9.0 м
Площадь крыла 25.16 кв.м
Масса пустого самолета 5172-5447 кг

Лётные данные

Параметры Ценности
Скорость взлета 280-305 км / ч
Взлет с ПТБ 900 м
Разбег на форсаже без ПТБ 515 кв.м
Время набора 10 км 1,1 мин
Время набора 15 км 2,6 мин
Посадочная скорость 235 километров в час
Длина хода 890 кв.м
Длина пути с парашютом 610 кв.м
Максимальная эксплуатационная перегрузка + 8.0 единиц

Расход топлива

Суммарная емкость четырех топливных баков фюзеляжа МиГ-19 составляет 2170 литров. Под крылом можно разместить два одноразовых внешних бака емкостью 400 или 760 литров. Продолжительность полета составляет от 1 часа 43 минуты до 2 часов 38 минут (с использованием PTB).

Снаряжённая масса

Нормальная взлетная масса МиГ-19 — 7560 кг, максимальная взлетная масса — 8832 кг.

МиГ-19 с ракетами
МиГ-19 в различных модификациях вооружался не только пистолетами, но и ракетами

Прототипы

  • СМ-1 (И-340): МиГ-17 эксперт с двумя двигателями АМ-5 (позже АМ-5А). Он разработал компоновку силовой установки, которая впоследствии была применена на МиГ-19.
  • СМ-2/1 (И-360): первый прототип серии с двумя пушками Н-37Д и двумя двигателями АМ-5А (позже АМ-5Ф). Отличался Т-образным хвостовым оперением.
  • СМ-2/2 (И-360): Второй прототип серии, горизонтальное оперение располагалось на фюзеляже.
  • СМ-9/1: с двумя двигателями РД-9Б, прототип МиГ-19.
  • СМ-9/2: с двумя двигателями РД-9Б, прототип МиГ-19С.
  • СМ-9/3: Эксперт, с тремя пушками НР-30 вместо трех НР-23.
  • СМ-9 / 3Т: переоборудован в испытательные ракеты К-13 (Р-3).
  • СМ-9В: прототип МиГ-19СВ.
  • СМ-7/1: с РЛС РП-1 «Изумруд», прототип МиГ-19П.
  • СМ-7/2: С полностью подвижным оперением и двумя блоками НУРС ОРО-57К.
  • СМ-7 / М: с РЛС РП-2У «Изумруд-2» и четырьмя ракетами РС-2-У, прототип МиГ-19ПМ.

Модификации

Базовый МиГ-19 выпускался относительно небольшой серией. С того же 1955 года выпускался доработанный истребитель МиГ-19С с пушками НР-30 и поворотным стабилизатором.

Параллельно с фронтовыми истребителями преобладало производство самолетов-перехватчиков.

Первый из них, МиГ-19П, отличался главным образом тем, что вместо фюзеляжной пушки имел радар «Изумруд». В более позднем варианте — «ПМ» — от пушечного вооружения отказались совсем, но на него установили 4 ракеты К-5. Модификации перехватчиков «ПГ» и «ПМЛ» отличались наличием наземной техники.

На разведывательной модификации МиГ-19Р вместо фюзеляжной пушки устанавливалась аппаратура аэрофотосъемки. Еще на базе «девятнадцати» пытались построить высотный перехватчик и отработали технику взлета без аэродрома со специальных катапультов. Вскоре после начала производства МиГ-21 «Девятнадцатый» был снят с производства.

МИГ-19С

Вскоре, в 1962 году, сборка МиГ-19 в Чехословакии была прекращена. Но в КНР производство и модернизация (не говоря уже о экспорте) «девятнадцатого» (под индексом J-6 или F-6) продолжались до 1980-х годов.

Вибрации, негерметичности и пожары в силовой установке

Причиной тому была непосредственная близость двигателей в фюзеляже, из-за которых воздушного потока, охлаждающего силовую установку, не хватало. Это приводило к тому, что двигатели снова и снова перегревались. В полете из-за сильных вибраций трубы протекали, и даже после замены жестких труб гибкими эта проблема не была окончательно решена. При малейшей ошибке в процессе запуска двигателя температура могла подняться, и силовую установку приходилось резко останавливать. Топливо карбюратора, используемое при запуске двигателей, может попасть в форсунку и воспламениться при следующем включении блока управления. Часть горящей смеси часто попадала внутрь планера, и для ее тушения приходилось привлекать пожарных аэропорта.

Возгорание двигателя напрямую сказалось на автоматике системы управления стабилизатором, расположенной непосредственно на силовой установке. Отказ автоматики переводил стабилизатор в положение с крайне отрицательным значением угла атаки. Пилоту требовалось очень большое усилие, чтобы изменить положение стабилизатора, что отвлекало от управления самолетом и не позволяло пилоту своевременно реагировать. Также были проблемы с металлической стружкой в ​​гидравлической жидкости. Резервные электрические кабели управления были подвержены возгоранию, а тормозные шланги были чувствительны к нагреванию. Летом при высоких температурах окружающей среды эти элементы конструкции приходилось охлаждать сжатым воздухом, но при этом неоднократно возникали проблемы с тормозами, и в конечном итоге очень часто выходили из строя радиолокационные прицелы.

Модификации истребителя МиГ-19

  • СМ-2 (И-360, СМ-2/1) — первый прототип с двигателями АМ-5А (позже АМ-5Ф), расположением горизонтального оперения вверху киля. Вооружение состояло из двух 37-мм орудий Н-37Д. Совершен в апреле 1952 года. Первый полет 24 мая 1952 года.
  • СМ-2/2 — второй прототип с горизонтальным оперением на фюзеляже, расширенными тормозными щитками, пистолетами с 4-х камерными дульными тормозами и соединительными коллекторами. Первый полет 28 сентября 1952 года. Весной 1954 года были установлены двигатели РД-9Б.
  • СМ-2И — опытный образец для испытаний ракет К-6. Переоборудован в 1956 году из серийного МиГ-19.
  • СМ-7 — перехватчик (прототип МиГ-19П) с радиолокационным прицелом РП-1 «Изумруд-1», ПВД на правой консоли крыла, форма фонаря кабины. Изготовлено 2 самолета. Первый полет — 28 августа 1954 г. (летчик-испытатель В.А. Нефедов).
  • СМ-7 / 2М — прототип МиГ-19ПМ с радиолокационным прицелом РП-2У «Изумруд-2Б», ракетное вооружение (РС-2У, АРС-160, АРС-212). Разработан постановлением Совета Министров СССР от 25 августа 1956 года. Изготовлен в 1956 году.
  • СМ-9 (СМ-2Б, СМ-9/1) — прототип с двигателями АМ-9Б. Отличался конструкцией воздухозаборника, 3 пушки НР-23. Первый полет 5 января 1954 года.
  • СМ-9/2 — прототип перехватчика с двумя пушками Н-37Д. Первый полет в июле 1954 года.
  • СМ-9/3 — прототип фронтового истребителя с управляемым стабилизатором, 3 тормозными щитками, 2 пушками НР-30, реактивными пушками ОРО-57. Первый полет 16 сентября 1954 г. (летчик-испытатель К.К. Коккинаки).
  • СМ-9/9 — истребитель-бомбардировщик. Он мог нести тактическую ядерную бомбу «Изделие 244». Разработан Постановлением Совета Министров СССР от 25.07.2012 г. 467-219 от 24 апреля 1958 года. В 1958 году переоборудован из серийного МиГ-19С.

МиГ-19 невозможно спутать с предшественниками по профилю - самолет имеет характерный вытянутый и даже изящный силуэт

МиГ-19 невозможно спутать с предшественниками и в профиль — самолет имеет характерный вытянутый и даже изящный силуэт

  • СМ-9В (СМ-9 / 3В) — прототип МиГ-19СВ. Разработан в 1956 г. Постановлением Совета Министров СССР от 25.07.2012 г. 1195-613. 6 декабря 1956 г летчик-испытатель Н.И. Коровушкин поднялся на высоту 20 740 м.
  • СМ-9РС (проект) — рекордный, с двигателями АМ-9РС, уменьшенным оперением, остроугольными воздухозаборниками и отсутствием некоторого оборудования. Разработан в феврале 1954 года.
  • СМ-10 (опытный) — с крыловой системой дозаправки в воздухе. Вооружения не было. В 1955 году было выпущено 2 самолета.
  • СМ-12 (опытный) — с острым воздухозаборником и двухпозиционным коническим центральным корпусом. Отличался двигателями РД-9БФ (позже РД-9БФ-2, позже Р3-26) составом оборудования. В 1956–1959 годах было выпущено 4 самолета. Первый полет весной 1957 года.
  • СМ-12 / 3Т, СМ-12 / 4Т — ракетоносец К-13. В 1959 году переоборудован из СМ-12/3 и СМ-12/4.
  • СМ-12П (СМ-12-51, СМ-12ПМ) (опытный) — перехватчик с двигателями П3-26 с режимом «частичный форсаж», увеличенным воздухозаборником, 2 ПТБ, целеуказателем-дальномером ЦД-30, Лазурь аппаратура, система наведения «Воздух-1». Оснащен двумя ракетами РС-2УС (К-5МС). Изготовлен в 1957 году. Предполагалось производство по лицензии в Чехословакии.
  • СМ-12ПУ (СМ-12ПМУ) (опытный) — перехватчик с одноразовым жидкостным ускорителем У-19Д. Вооружение состояло из двух ракет К-5М. В 1958 г завод No. Из 21 произведено 4 самолета. Первый полет состоялся 31 июля 1958 г. (летчик-испытатель К.К. Коккинаки).
  • СМ-20 — летающая лаборатория для отработки пуска крылатых ракет с транспортного самолета Ту-95. Разработан в ОКБ С.М. Алексева. В 1957 году было выпущено 2 самолета. Первый полет в 1957 г. (летчик-испытатель С. Амет-Хан)
  • СМ-21 (опытный) — для испытаний НУРС С-21.
  • СМ-25 (опытный) — для испытаний НУРС АРС-212М, ТРС-190, АРС-57М.
  • СМ-30 (эксперт) — для запуска с катапульты. Примечателен дополнительным твердотопливным двигателем ПРД-22 и двумя подфюзеляжными гребнями. Изготовлено 5 самолетов и 6 катапультов ПУ-30. Первый полет 13 апреля 1957 г. (летчик-испытатель Г.М. Шиянов).
  • СМ-50 (МиГ-19СУ) (опытный) — высотный истребитель с маршевыми двигателями РД-9БМ, жидкостным ускорителем У-19 (под фюзеляжем), двумя подфюзеляжными гребнями, кислородным оборудованием ККО-2, бортовой аппаратурой Каскада. Летчик был экипирован скафандром ВКК-3. Для спасения подфюзеляжная пушка, гранатометы ОРО-57К, топливные баки n. 3 и 4 и часть оборудования были демонтированы. В 1956-1957 годах было перевооружено 5 МиГ-19С (из них 4 — на заводе № 21). Первый полет — 21 ноября 1956 г. (летчик-испытатель В.А. Нефедов).
  • СМ-51 (опытный) — высотный истребитель с РЛС. Выпускался в 1958 году на заводе № 21.
  • СМ-52 (СМ-50П) (опытный) — высотный истребитель с двигателями П3-26, ускорителем У-19Д, РЛС Алмаз, ракетами РС-2У. Выпускался в 1958 году на заводе № 21.
  • И-1 (И-370) (опытный) — фронтовой истребитель с двигателем ВК-7, полностью вращающимся горизонтальным оперением.
  • МиГ-19 — первая серийная версия с пушками НР-23 и РЛС «Сирена-2». Выпускался в 1954-1956 гг.
  • МиГ-19БР (проект) — беспилотный самолет-разведчик. Разработан в 1958 году в ОКБ С.М. Алексеева.
  • МиГ-19М — радиоуправляемая цель. Разработан в 1958 году в ОКБ С.М. Алексеева.
  • МиГ-19П («изделие 62») — всепогодный перехватчик для ПВО с бортовой РЛС РП-1 «Изумруд» (на самолетах более поздних версий РП-5) и меньшим количеством дефлекторов в хвостовой части фюзеляжа. В 1956–1958 годах на заводе № 21 было выпущено 433 самолета.
  • МиГ-19ПГ — доработанный. Он мог нести ракеты Р-3С. Оснащен системой наведения ракеты «Горизонт-1». В начале 1960-х часть МиГ-19П была модернизирована.
  • МиГ-19ПМ («изделие 65») — модернизированный перехватчик, последняя серийная модификация МиГ-19. Отличался удлиненной вилкой. Он мог нести 4 ракеты РС-2У (РС-2УС). Орудийного вооружения не было. В 1956-1960 годах на заводе № 21 было выпущено 369 самолетов.
  • МиГ-19ПМЛ — перехватчик с комплексами Лазур. В 1958 году часть ранее выпущенных МиГ-19ПМ была переоборудована.
  • МиГ-19Р — тактический разведывательный самолет на базе МиГ-19СВ с двигателем РД-9БФ-1, камерами AFA-39 в фюзеляже. Выпускается небольшими сериями на заводе № 21.
  • МиГ-19С («изделие 61») — фронтовой истребитель с револьверным стабилизатором. Примечателен пушками HP-30, дополнительными дефлекторами в хвостовой части, небольшим гаргротом за кабиной, новыми пневматическими тормозами и вкладышами фюзеляжа для защиты пушки от пылевых газов. Выпускался в 1956-1957 гг.
  • МиГ-19СВ («изделие 61») — на большой высоте, с более мощными двигателями РД-9БФ, отсутствием фюзеляжной пушки НР-30, тормозного парашюта и радиовысотомера РВ-2. Пилот был экипирован высотным компенсирующим костюмом. Выпускается с 1956 года на заводе № 21. Часть МиГ-19С модернизируется в авиационных ремонтных мастерских.
  • МиГ-19СФ — истребитель с двигателями РД-9БФ. Выпущен небольшой серией.
  • МиГ-19Ф — экспортный вариант МиГ-19С. Отличался составом авионики. Поставляется в Индонезию.

Истребитель МиГ-19

Истребитель МиГ-19

  • SL-19 — летающая лаборатория для проверки шасси лыж.
  • СМК-1, СМК-2 (опытный) — для испытаний крылатых ракет К-10. Без вооружения, оптического прицела, топливного бака No. 2.
  • J-6 (J-6-I) — китайская версия МиГ-19П. Производится с 1958 года на заводах в Наньчане и Шэньяне. Первые 20 самолетов были собраны из советских деталей. Первый полет 28 сентября 1958 года.
  • J-6 — китайский вариант МиГ-19С. Оснащен двигателями WP-6 (китайская версия РД-9Б). Первый полет 30 сентября 1959 г. (пилот-испытатель Ю. Кемин). Изготовлен в Шэньяне в 1963-1986 гг.
  • J-6-II — китайский вариант МиГ-19ПМ. Оснащался ракетами ПЛ-1 (китайский вариант РС-2У). Изготовлен в Наньчане в 1959-1977 гг.
  • J-6-III — модернизированный, с двигателями WP-6A, меньшим размахом крыла и большей хордой, воздухозаборником с центральным корпусом (нерегулируемый). Первый полет 6 августа 1969 года. Изготовлен в Шэньяне с 1973 года. Было выпущено несколько сотен самолетов.
  • J-6A — это модернизированный перехватчик с твердотопливным ускорителем. Оснащен ракетами ПЛ-2. Разработан в 1974-1977 гг. Выпускается с 1977 года.
  • JJ-6 — учебно-боевой, с удлиненным фюзеляжем, двухместной кабиной, 1 пушкой, дисковыми тормозами на основных колесах, оборудованием. Первый полет 6 ноября 1970 года. В 1970-1986 годах на заводе в Шэньяне было выпущено 637 самолетов.
  • JZ-6 — самолет-разведчик на передовой. Выпускается с 1967 года в Шэньяне небольшими сериями.
  • F-6 — экспортная версия J-6. Примечателен составом оборудования.
  • F-6A — экспортная версия J-6A. Примечателен составом оборудования.
  • FT-6 — экспортная версия JJ-6. Примечателен составом оборудования.
  • Q-5 — штурмовик, глубокая модернизация J-6. Он отличался новой носовой частью, боковыми дефлекторами, измененным вертикальным оперением и увеличенной площадью крыла. Первый полет 4 июля 1965 года (пилот-испытатель Туо Фэнминь). Сделано в 1970-х гг.
  • А-5 — экспортный вариант Q-5.
  • С-105 — чехословацкая версия МиГ-19С. В 1958-1961 годах на заводе «Аэро» в Водоходах было выпущено 105 самолетов.
  • С-106 — чехословацкая версия МиГ-19ПМ. Изготовлен в 1961-1962 гг.

МиГ-19 в небе

МиГ-19 в небе

Аварии и катастрофы

  • 18 апреля 1961 г по технической причине разбился МиГ-19ПМ.
  • 27 июня 1961 года в Тушино разбился МиГ-19, летчик погиб.
  • 9 августа 1968 года разбился МиГ-19 ВВС ГДР.

Боевое применение

Советские перехватчики МиГ-19 активно использовались для борьбы с американскими самолетами-разведчиками. Довольно часто, к сожалению, попытки перехвата оказывались безуспешными, но исследователи РБ-47 были сбиты в 1960 и 1963 годах. А в 1964 году был сбит самолет РБ-66, пытавшийся сфотографировать учения ГСВГ.

Самолеты, отправленные в Египет, активно использовались во время арабо-израильских войн и хорошо зарекомендовали себя в боях с самыми современными миражами».

Девятнадцатые прибыли во Вьетнам в конце 1960-х годов, когда уже готовился вывод американских войск. Это были самолеты китайского производства. Несмотря на доминирование в воздухе ВВС США, МиГ-19 удалось заполучить не менее трех «Фантомов».

МиГ-19 в небе

Впоследствии китайские МиГи активно использовались Пакистаном в конфликтах с Индией. В то же время данные о потерях разных фракций настолько сильно расходятся, что установить истинный боевой счет крайне сложно. Впоследствии китайские J-6 составили основу военно-воздушных сил многих африканских стран и использовались в локальных конфликтах.

Обучение на МиГ-15

30 марта 1959 года первая группа техников, занимающихся обслуживанием авиационных двигателей и ячеек, была размещена в условиях полной секретности в учебном центре «Саваслейка», расположенном к востоку от Москвы. Затем за ними последовали летчики, штурманы и специалисты по РЛС, а в итоге в учебный центр направили специалистов по ремонту вооружения. Теоретическая подготовка продолжалась непрерывно, и 4 июля 1959 года начались практические занятия. Практическая разработка нового материала осложнялась тем, что ни МиГ-17, ни МиГ-19 не имели модификаций двухместного учебного. По этой причине перед первыми самостоятельными полетами обучение проводилось на учебно-тренировочном самолете МиГ-15УТИ.

Бесславное прощание

Помимо перечисленных выше проблем, некоторые самолеты стали жертвами аварий из-за ошибок своих пилотов, как, например, случилось в 1968 году с двумя истребителями МиГ-19С, очень красочными с точки зрения чемпионата мира по высшему пилотажу. Когда 25 октября 1968 года МиГ-19 ННА ВВС завершил свой последний полет, все, кто связан с «девятнадцатыми», вздохнули с облегчением, ведь в эти «моменты» ничего другого не могло произойти. Большинство уцелевших автомобилей на тот момент было сдано в металлолом. Машины для размораживания и мощные двигатели применялись на карьерах и на электростанциях. Сменивший «девятнадцать» истребитель МиГ-21Ф-13 доставил гораздо меньше проблем летчикам и техникам.

обычно техническое обслуживание, за исключением обслуживания радиолокационного прицела РП-2У, проводилось на открытой местности. В данном случае было сделано исключение для фотографа из пресс-центра Минобороны ГДР (фотография и ее авторские права принадлежат MHM Dresden)

обычно техническое обслуживание, за исключением обслуживания радиолокационного прицела РП-2У, проводилось на открытой местности. В данном случае было сделано исключение для фотографа из пресс-центра Минобороны ГДР (фотография и ее авторские права принадлежат MHM Dresden)

в этом ракурсе летающего истребителя МиГ-19С хорошо видно его вооружение: три 30-мм автоматических пушки (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

в этом ракурсе летающего истребителя МиГ-19С хорошо видно его вооружение: три 30-мм автоматических пушки (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ был лишен пушечного вооружения. Вместо пушек он нес четыре управляемые ракеты РС-2УС (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

истребитель-перехватчик МиГ-19ПМ был лишен пушечного вооружения. Вместо пушек он нес четыре управляемые ракеты РС-2УС (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

24 двухмоторных истребителя МиГ-19 были приобретены ВВС ННА в 1959 году, но из-за многочисленных конструктивных недостатков почти половина полученных самолетов была потеряна (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

24 двухмоторных истребителя МиГ-19 были приобретены ВВС ННА в 1959 году, но из-за многочисленных конструктивных недостатков почти половина полученных самолетов была потеряна (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

Летчик забирается в кабину своего истребителя МиГ-19С. Фонарь кабины был отодвинут назад, а конструкция катапультного кресла этого типа самолета позволяла летать только в шлемах - для летного шлема просто не было места (фото и авторские права принадлежат MHM Dresden)

Летчик забирается в кабину своего истребителя МиГ-19С. Фонарь кабины был отодвинут назад, а конструкция катапультного кресла этого типа самолета позволяла летать только в шлемах — для летного шлема просто не было места (фото и авторские права принадлежат MHM Dresden)

МиГ-19 стал первым истребителем советского производства, оснащенным тормозным парашютом, что значительно сократило пробег самолета при посадке (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

МиГ-19 стал первым истребителем советского производства, оснащенным тормозным парашютом, что значительно сократило пробег самолета при посадке (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

техник помогает пилоту надеть компенсирующий костюм на большой высоте (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

техник помогает пилоту надеть компенсирующий костюм на большой высоте (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

две из трех автоматических пушек хорошо видны на изображении (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

две из трех автоматических пушек хорошо видны на изображении (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

на фото ракеты

на фото ракеты «воздух-воздух» РС-2У, которая, правда, была сфотографирована в Москве. Нет фотографий этого оружия, сделанных в ГДР (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

истребитель МиГ-19; вид сзади. Плотное расположение двигателей без брандмауэров часто приводило к пожарам на электростанции (изображение и авторское право MHM Dresden)

истребитель МиГ-19; вид сзади. Плотное расположение двигателей без брандмауэров часто приводило к пожарам на электростанции (изображение и авторское право MHM Dresden)

истребитель МиГ-19 в полете (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

истребитель МиГ-19 в полете (изображение и авторские права принадлежат MHM Dresden)

истребители МиГ-19 списаны с вооружения в октябре 1968 г

истребители МиГ-19 списаны с вооружения в октябре 1968 г

Продолжительная подготовка

Допуск к самостоятельным рейсам задерживался из-за опоздания с получением учебных материалов, оборудования аэропорта и специального инструмента. В то же время по неизвестным сегодня причинам технический персонал, прошедший обучение в Советском Союзе, был заменен новичками, которым пришлось на месте пройти соответствующую переподготовку. Кроме того, поскольку истребители МиГ-19 были первым самолетом в ВВС СВА, оснащенным ракетами класса «воздух-воздух», это потребовало организации на авиабазе специальной зоны технического обслуживания для хранения и обслуживания этого оружия. В конце 1959 года, наконец, все самолеты и пилоты получили официальное разрешение на полеты, и тогдашний командующий ВВС NPA генерал-лейтенант Кесслер (Chef LSK / LV, Generalleutnant Keßler) смог официально передать оборудование.

Конструктивно первая истребительная эскадрилья была оснащена истребителями МиГ-19С, вторая — истребителями МиГ-19ПМ, а летчики первого учебного курса первоначально летали с обеими модификациями. Лишь позже была создана определенная дивизия, и в ноябре 1961 г была сформирована 3-я эскадрилья, вооруженная «только» МиГ-17Ф. Летчики-двухмоторные истребители настолько хорошо освоили самолет нового типа, что уже в октябре 1960 года смогли принять участие в первом боевом пуске ракеты на советском учебном лагере Астрахань на берегу Каспийского моря (Schießplatz Astrakhan).

Технические характеристики

Ровесником МиГ-19 был американский истребитель Super Sabre, взлетевший в 1953 году. Однако полноценным конкурентом «девятнадцатого» этот самолет не смог.

ТТХМиГ-19CF-100A

Длина, м 12,5 14,3
Размах крыла, м девять 11,8
Максимальная взлетная масса, т 8,8 14,7
Максимальная скорость, км / ч 1452 1363
Вооружение пушка 3х30 мм 4×20-мм пушка

Американский самолет был крупнее и тяжелее, а по летным характеристикам уступал «девятнадцатому веку». К тому же машина оказалась очень «мокрой» и ненадежной: в авариях погибло более сотни водителей. Super Sabre использовался во Вьетнаме, но в основном для сброса зажигательных танков с напалмом. Однако истребитель F-100 использовался до конца 1980-х — начала 1990-х годов. Тайвань стал одним из последних ее операторов.

Истребитель МиГ-19 оставил уникальный след в истории авиации.

Для СССР этот самолет, несмотря на отличные характеристики, был лишь сценой. Так сказать, эскиз сверхзвукового истребителя, «полноценным портретом» которого уже стал МиГ-21.

В то же время, увлеченные разработкой новейшей авиатехники, мировые державы не сразу осознали, что «развивающиеся страны» не всегда могут позволить себе даже обслуживание таких истребителей и что первые самолеты уже не соответствуют требованиям. И если в США наконец наладили производство «бюджетного» истребителя F-5, то СССР не успел занять эту нишу. Его обогнал Китай со своими копиями советского МиГ-19.

Посадка на автобан

Из-за нехватки подготовленных пилотов, в основном из-за своих задач, 1 сентября 1963 года обе эскадрильи были объединены и все пилоты при необходимости летали на обеих модификациях самолетов. Вскоре после этого чехословацкий пилот с дружеским визитом вместо аэропорта Прешера посадил свой самолет на шоссе недалеко от Форста, неосознанно доказав, что такие посадки возможны. После этого инцидента взлеты истребителей МиГ-19 с автомагистралей и их приземления на автомагистралях были включены в учебную программу, а обучение проводилось не реже одного раза в год.

Характеристики МиГ-19 (классификация НАТО «Farmer» («Фермер»))

Истребитель МиГ-19
Страна: СССР Тип: Истребитель Год выпуска: 1954 Экипаж: 1 человек Двигатель: 2 РД-9Б, грузоподъемностью 2600 кгс Максимальная скорость: 1452 км / ч Практический потолок: 17900 м Дальность: 2000 км (с подвесными баками) Пустой Масса: 5468 кг Максимальная взлетная масса: 8632 кг (нормальная взлетная 7560 кг) Размах крыла: 9,0 м Длина: 14,64 м Высота: 3,885 м Площадь крыла: 25 м2. Вооружение: 3 30-мм пушки, 2 неуправляемых ракетных блока ОРО-57К, 2 подвесных бака по 250 кг

Характеристики предусмотрены для МиГ-19С

Основные модификации

Первый вариант МиГ-19, выпущенный партией около 50 машин, был прототипом СМ-9/1, вооруженным тремя 23-мм пушками НР-23. Кроме того, эти самолеты получили подпрыгивающие пилоны для подвески вооружения и ПТБ.

В серийном МиГ-19С буква «С» указала на наличие цельноповоротного стабилизатора вместо такого же устройства с рулями высоты. Под фюзеляжем установлен вертикальный гребень для повышения устойчивости гусеницы. Истребитель также был оснащен тремя 30-мм пушками HP-30.

МиГ-19П

МиГ-19 в варианте-перехватчике имел четыре пилона под крылом для подвески вооружения, плюс два пилона для подвески ПТБ. Основным отличием перехватчика от фронтового истребителя была РЛС «Изумруд» (фактически радиоприцел), в связи с чем длина фюзеляжа была увеличена на 36 см. Вооружение: две пушки (HP-23 в первой серии, HP -30 в последующих). Кроме того, в ходе серийного производства РЛС «Изумруд-1» со временем была заменена на РЛС «Изумруд-2».

МиГ-19ПГ

Вариант перехватчика, оснащенный оборудованием «Горизонт-1» для передачи данных и наведения с наземного пункта управления. Это оборудование позволило использовать ракеты «воздух-воздух» Р-3С».

МиГ-19СВ

Высотную цель истребитель-перехватчик вел на перехват британской разведывательной авиации Canberra. Это был легкий серийный МиГ-19С с более мощными двигателями, а также уменьшенным углом отклонения закрылков и увеличенной на 2 кв. М. Площадью крыла. Крылатые орудия на этих машинах не устанавливались, но фюзеляж в конструкции сохранился. Строился небольшой серией. Для водителей этих машин был разработан высотный компенсаторный костюм с герметичной каской. В декабре 1956 года во время летных испытаний МиГ-1 9СВ достиг высоты 20,7 км.

МиГ-19ПМЛ

Перехватчики МиГ-19ПМ / ПМУ с наземной системой наведения «Лазурь» иногда обозначались как МиГ-19ПМЛ. Они оснащались цельноповоротным горизонтальным оперением, и впервые эта модификация оснащалась ракетой К-5М. Вооружения орудий не было, а вместо К-5М допускалась подвеска неуправляемых ракет разных типов и калибров.

Советский МиГ-19
Благодаря маневренности МиГ-19 успешно противостоял даже самолетам «третьего поколения».

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии