МИГ-17: самолёт, истребитель, кабина, вооружение, тактико-технические характеристики (ТТХ), конструкция

История создания

Полеты на истребителях МиГ-15 показали, что максимальная скорость нового самолета близка к звуковой. Однако преодолеть преграду не удалось, и истребитель управлялся на откровенно плохих околозвуковых скоростях. Построенный в 1949 году, МиГ-15ЛЛ уже смог преодолеть звуковой барьер под водой (с высоты 12 км).

МиГ-17 в Центральном музее Вооруженных Сил

Но еще раньше, в начале того же года, начались работы по созданию истребителя, превосходящего «пятнадцатый» по скоростным летным характеристикам. Опытный образец будущего МиГ-17 с удлиненным фюзеляжем и более широким крылом поднялся в воздух осенью 1949 года.

Весной 1950 года самолет разбился: дальнейшие испытания показали, что флаттер стабилизатора начинается на большой скорости, что приводит к разрушению оперения.

Истребитель отправили на госиспытания в 1951 году. Увеличилась максимальная скорость нового самолета, увеличилась дальность полета. Но управляемость все же ухудшилась, но большим недостатком это не считалось, в том же 1951 году на вооружение был принят МиГ-17.

Истребитель МиГ-19 – видео

Испытания самолета СМ-2 выявили недостаточную тягу двигателя АМ-5. В 1953 году А.А. Микулина создала более мощный двигатель АМ-9Б с тягой на форсаже 3250 кгс. В серии он получил название РД-9Б. Суммарная тяга двух двигателей в 6500 кгс вполне могла удовлетворить конструкторов ОКБ МИГ. Его габариты были идентичны АМ-5, что позволяло в кратчайшие сроки оформить документацию на будущий прототип самолета. Фюзеляж СМ-2/2 был модифицирован для установки двух двигателей АМ-9Б. Самолет дорабатывали постановлением Совета Министров № 2181-887 от 15 августа 1953 года. В соответствии с этим постановлением началась разработка истребителя-перехватчика СМ-7 и фронтового истребителя СМ-9 с двумя двигателями. Этим же постановлением предусматривалось создание истребителя И-1 (И-370) с двигателем ВК-7. Сравнивая характеристики этих машин, они выявили недостатки И-1, у которого была низкая вертикальная скорость, а у двигателя ВК-7 не было запаса хода.

5 января 1954 года летчик-испытатель Г.А. Седов совершил первый полет на самолете СМ-9/1. После полета он оценил самолет как «легкий в управлении» и способный превышать скорость звука. Уже на втором полете Седов легко превысил скорость звука. 12 сентября 1954 г завершились заводские испытания СМ-9/1, а 30 сентября начались государственные испытания.

Выдержка из Акта государственных испытаний: «Характеристики СМ-9/1 превышают характеристики МиГ-17Ф по максимальной скорости 380 км / ч и потолку 900 м». Этот закон, принятый главкомом ВВС маршалом авиации П.Ф. Жигаревым, рекомендовал принять СМ-9 на вооружение и дать ему имя МиГ-19. 1 февраля 1954 года МАП и Минобороны обратились к Совету Министров с предложением о целесообразности начала серийного производства МиГ-19, не дожидаясь окончания государственных испытаний. Совет министров приказал Министерству авиационной промышленности доставить, а Министерству обороны принять первые 50 самолетов и 100 двигателей по чертежам генерального конструктора, а не по серийным чертежам. Первые серийные МиГ-19 начали поступать в боевые полки в марте 1955 года. 3 июля 1955 года 48 самолетов МиГ-19 приняли участие в воздушном параде в Тушино. На этом параде четыре акробатических номера под руководством командующего авиацией ПВО СССР генерала Е.Я. Савицкий.

Модификации МиГ-19

МиГ-19С — фронтовой истребитель с управляемым стабилизатором;

МиГ-19П, МиГ-19ПМ — истребитель-перехватчик;

МиГ-19 (СМ-12) — самолет с улучшенной аэродинамикой;

МиГ-19 (СМ-10) — истребитель с системой дозаправки;

МиГ-19 (СМ-20) — прототип самолета-тренажера для отработки оборудования крылатых ракет комплекса К-20. Для летных испытаний самолет СМ-20 подвешивался под фюзеляжем бомбардировщика Ту-95;

МиГ-19 (СМ-30) — опытный истребитель с системой взлета от мобильной пусковой установки. Первый полет состоялся 13 апреля 1957 г.;

МиГ-27 - отечественный истребитель-бомбардировщик
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета
МиГ-27 - отечественный истребитель-бомбардировщик
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета
80 лет как
Фото и видео МиГ-25, история, характеристики самолета
МиГ-25 - советский истребитель
МиГ-27 - отечественный истребитель-бомбардировщик
Истребитель МиГ-17 - на пути к сверхзвуку
Момент самолетов: весь модельный ряд, фото, видео

МиГ-19СУ (СМ-50) — опытный истребитель с комбинированной силовой установкой (ТРД РД-9БМ и ЖРД СЗ-20М).

Боевое использование

Советские ВВС использовали МиГ-17 в первую очередь как истребитель и перехватчик для противовоздушной обороны. Боевой «дебют» состоялся 29 июля 1953 года, когда американский самолет-разведчик РБ-50 вторгся в воздушное пространство СССР. Он был сбит парой МиГ-17, в результате чего 16 из 17 членов экипажа погибли.

Один из последних подобных инцидентов произошел 21 сентября 1970 года, когда над территорией Советского Союза появился американский самолет-разведчик RU-8. На перехват подняли МиГ-17Ф, который достиг и уничтожил нарушителя.

Китайские МиГ-17 и J-5 также в основном использовались для защиты воздушного пространства КНР. Наиболее масштабные воздушные бои с участием этих самолетов произошли во время так называемого «кризиса Тайваньского пролива». Противниками МиГ-17 были последующие модификации американского истребителя F-86 Sabre и предыдущий самолет F-84. Результаты столкновений оцениваются противоборствующими сторонами по-разному. В одном из боев в МиГ попала управляемая ракета AIM-9, которая не взорвалась и застряла в фюзеляже. Затем этот вид «трофеев» был передан на изучение советским специалистам.

J-5 - МиГ-17 китайский китайский
Истребитель J-5 — китайская версия МиГ-17

Во время арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов МиГ-17 использовался в качестве штурмовика, поскольку более современные высокоскоростные самолеты МиГ-19 и МиГ-21 уже поступили на вооружение египетских истребителей. И Сирия . В целом эту страницу боевой биографии МиГ-17 сложно назвать удачной, что объясняется как ошибками командования ВВС Египта, так и моральным устареванием самолета.

МиГ-17 и его китайский «клон» J-5 активно использовались ВВС Вьетнама против ВВС США. Как ни странно, в боях с совершенно новым сверхзвуковым F-4 Phantom устаревший советский истребитель показал себя достаточно эффективной машиной. Он был небольших размеров, в то время плохо фиксировался несовершенными радарами. В результате часто не удавалось поразить МиГ-17 ракетой с радиолокационным наведением. В то же время, чтобы использовать AIM-9 Sidewinder, Phantom должен был атаковать с задней полусферы, что было почти невероятно: МиГ был намного маневреннее.

К этому следует добавить, что первые версии F-4 не имели на борту пушечного вооружения. Другими словами, в ближнем бою большой неуклюжий «Фантом» стал просто целью, что и использовали вьетнамские пилоты. Всего им удалось сбить не менее 143 американских самолетов, потеряв 75 своих истребителей. Эти цифры кажутся особенно впечатляющими, учитывая, что военно-воздушные силы США имели подавляющее численное превосходство во время войны.

Летчики и МиГ-17Ф
Вьетнамские летчики перед своим МиГ-17Ф

МиГ-17 использовался и во многих других конфликтах. Их использовали афганские, нигерийские, йеменские и корейские летчики. Также были случаи, когда на МиГ-17 летали западные летчики, нанятые различными вооруженными формированиями.

Тактико-технические данные и вооружение самолёта Миг 27

Высокое положение крыла и поворотный стабилизатор идеально вписываются в аэродинамический дизайн самолета. Стреловидность на 16, 45 и 72 градуса фиксирована, а подвижная часть крыла управляется из кабины с помощью рукоятки, расположенной рядом с дроссельной заслонкой (рычагом управления двигателем).

Все МиГ-27 были оснащены подфюзеляжным килем для устранения проблем с остойчивостью, который убирался при выпуске шасси. Характерной была приплюснутая носовая часть фюзеляжа, по этой причине самолет получил прозвище «Утконос» или «Крокодил». В этом переднем отсеке находился лазерный целеуказатель «Фон».
На штурмовике катапультное кресло расположили немного выше, чем на МиГ-23, а наклон лобового стекла смягчили, что обеспечило лучший обзор вперед. По бокам кабины разместили бронеплиты для защиты пилота от стрелкового оружия.

МиГ 27

Тактико-технические характеристики у истребителя-бомбардировщика МиГ 27:

  1. Габаритные размеры.
    • Размах крыла при минимальном размахе — 13,97 м.
    • Размах крыльев при максимальном раскрытии — 7,78 м.
    • Горизонтальный задний фонарь составляет 5,75 м.
    • Длина фюзеляжа (включая ПВД) — 17,08 м.
    • База рамы 5,77 м.
    • Ширина колеи шасси — 2,66 м.
    • Высота — 5,00 м.
  2. Силовая установка.
  3. Масса
    • Пустой самолет — 11908 кг.
    • Взлетная масса — 18100 кг.
    • Максимальный взлетный вес 20300 кг.
  4. Летные характеристики.
    • Максимальная скорость на высоте 8000 м без внешней подвески — 1885 км / ч.
    • Максимальная путевая скорость без внешней подвески — 1350 км / ч.
    • Скорость подъема на землю 12000 м / мин.
    • Практический потолок — 14000 м.
    • Разбег с максимальной взлетной массой — 950 м.
    • Длина взлетно-посадочной полосы без парашюта — 1100 м.
    • Гонка с тормозным парашютом — 900 м.
  5. Дальность полета.
    • Дальность полета — 540 км (профиль полета «малая — мала — малая высота» с двумя ракетами Х-23 и тремя подвесными баками).
    • Дальность действия без подвесных баков — 225 км с двумя ракетами Х-23.
  6. Вооружение.
    • Пушка ГШ-6-30А.
    • Семь узлов подвески общей грузоподъемностью 4000 кг, включая тактические ядерные бомбы, ракеты Х-23.
    • блоки 240мм НАР С-24, 57мм, НАР УБ-32 или УБ-16.
    • 22 бомбы калибром 50 или 100 кг, или девять бомб по 250 кг, или восемь бомб по 500 кг.
    • Танки с напалмом, пушечные контейнеры на ракетах УПК-23 250 или СППУ-23, Р-13М или Р-60.

МиГ-27 имел несколько модификаций. Вариант с лазерным дальномером «Кайра», оснащенный компьютером, получил обозначение МиГ-27К и был запущен в серийное производство в 1975 году. МиГ-27М по ТТД аналогичен МиГ-27К, но дешевле и надежнее. Однако по боевому применению уступал варианту 27К.

МиГ 27К

Под обозначением МиГ-27МЛ существовала созданная специально для ВВС Индии машина под названием «Бахадур» («Храбрый»), находящаяся на вооружении до сих пор.

МиГ-27МЛ Бахадур

Характеристики МиГ-17 (НАТО: «Fresco» (Фреска))

Истребитель МиГ-17
Страна: СССР Тип: Истребитель Год выпуска: 1951 Экипаж: 1 человек Двигатель: 1x ВК-1А, грузоподъемность 2700 кг Максимальная скорость: 1070 км / ч Практический потолок: 14700 м Дальность: 1165 км Масса пустого: 3798 кг Максимально допустимая масса- взлетный: 6072 кг (нормальная взлетная 5340 кг) Размах крыла: 9,63 м Длина: 11,26 м Высота: 3,8 м Площадь крыла: 22,6 м2. Вооружение: 1 пушка 37 мм, 2 пушки 23 мм, бомбовая нагрузка до 500 кг

Крыло МиГ-27

Крыло самолета состоит из двух неподвижных частей, прикрепленных к фюзеляжу, и двух вращающихся трапециевидных консолей. Угол открытия консолей устанавливается в трех положениях: 16 °, 45 ° и 72 °. Центральный отсек занимает основной силовой элемент неподвижной части. Он был приварен к шпангоутам №1. 18 и п. 20. В отсеке размещены узлы, отвечающие за поворот консолей и крыльевых баков.

Скорость фото видео МиГ-19. Оружие
МиГ-17 скорость видео фото. Оружие
Фото и видео МиГ-25, история, характеристики самолета
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета
МиГ-27 фото, история, характеристики самолета

Винтокрыло состоит из двух лонжеронов. Вращение консолей обеспечивает гидромотор, входящий в систему СПК-1.

Лонжероны изготовлены из алюминиевого сплава горячей штамповки. Отсеки крыла герметичны. Сверху крыла — спойлер, состоящий из двух частей.

Заслонка состоит из трех частей: первая часть (носовая часть) из титанового сплава, следующие две из алюминиевого сплава. Управление закрылками осуществляется механизмами гидроцилиндров общей гидросистемы. Каждая секция управляется отдельным гидроцилиндром.

Пространства между фюзеляжем и выдвинутыми консолями, а также пространства между убранными консолями и фюзеляжем закрывают подвижные и неподвижные закрылки, которые укрепляют конструкцию и обеспечивают необходимую герметичность при большой нагрузке на крыло.

Горизонтальное оперение поворачивается по центру, включает передний лонжерон, лонжерон, ряд нервюр и обшивку. Центральная часть представлена ​​фрезерованными панелями, арка и хвост заклепаны. Стабилизатор состоит из двух половинок, каждая из которых вращается на двух подшипниках. В боковом ребре установлен комбинированный корневой подшипник, а внутри стабилизатора — концевой роликовый подшипник.

Базовые модификации

Первый серийный истребитель, ставший своеобразной базовой версией, не имел особых обозначений и назывался просто МиГ-17. Все последующие изменения получали «добавленную» букву к этому имени.

МиГ-17А

Этот самолет был оснащен двигателем ВК-1А, имевшим ряд преимуществ перед исходной силовой установкой.

МиГ-17АС

Обозначение дополнительной буквы происходит от названия системы АС, с помощью которой запускались неуправляемые ракеты. Это устройство помогло превратить МиГ-17 в истребитель-бомбардировщик.

МиГ-17М

Этот самолет использовался как цель для боевого огня зенитно-ракетных комплексов. Полет был радиоуправляемым.

МиГ-17ММ

Еще один самолет-мишень, отличавшийся от предыдущей модификации набором бортового оборудования.

МиГ-17П

Этот истребитель производился в основном в 1952 году. Буква «П» означает «перехватчик». Самолет был оборудован радиолокационной станцией «Изумруд». На смену пушке Н-37Д пришла третья НР-23, часть машин сделали с двумя пушками.

МиГ-17ПФ
МиГ-17ПФ на стоянке музея

МиГ-17ПФ

Этот самолет отличается от модификации «П», прежде всего, силовой установкой: используется более мощный двигатель ВК-1Ф. Кроме того, в состав бортового оборудования входит Сирена-2 — специальная станция, предупреждающая о том, что самолет излучается радаром.

МиГ-17ПФГ

Самолет был оснащен системой «Горизонт-1», с помощью которой истребитель наводился на цель наземным управлением. Часть машин уже была построена в этой версии, однако МиГ-17ПФ также был модернизирован.

МиГ-17-ПФУ

Перехватчик оснащен ракетами класса «воздух-воздух» РС-1-У. Пушечное вооружение демонтировано. На борту находится РЛС «Изумруд» для наведения ракет на цель. Всего было выпущено 40 таких машин.

МиГ-17Р

Эта версия истребителя оснащалась фотоаппаратом AFA-BA-40R. Самолет предназначался для разведки и аэрофотосъемки.

МиГ-17Ф

Один из самых распространенных вариантов охоты. От базовой модификации он отличался более мощным двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой. Кроме того, претерпела изменения кабина МиГ-17, установили новую приборную панель и переделали носовую часть самолета. Летчики были экипированы высоколетящими скафандрами ВСС-04.

ВСС-04
Высотный скафандр ВСС-04

Достоинства и недостатки самолёта

Истребитель МиГ-17 получил высокую оценку авиационных специалистов всего мира благодаря следующим преимуществам этого самолета:

  1. Высокоскоростной полет начала 1950-х годов;
  2. Отличная тяговооруженность: самолет был достаточно легким, но с мощным двигателем;
  3. Отличная маневренность, особенно на большой высоте;
  4. Крепкое и надежное оружие;
  5. Простота конструкции, которая облегчила работу в боевых частях и обеспечила создание серийного производства;
  6. Возможность использовать истребитель по наземным целям.

Бурное развитие реактивной авиации сделало МиГ-17 в начале 1960-х годов в значительной степени устаревшим. Истребитель, который до недавнего времени считался скоростным, стал считаться медлительным, а его пушечное вооружение многие тогда считали архаичным.

МиГ-17 с вооружением
МиГ-17 с подвесными блоками для пуска неуправляемых ракет

Дальнейшие события показали, что эти суждения были несколько поспешными, но, несмотря на это, МиГ 17 имел некоторые «врожденные» недостатки. Один из них — не лучшая аппаратура. Советская промышленность в то время просто не могла работать наилучшим образом. Второй очевидный недостаток — компоновка самого самолета, не позволяющая оборудовать его радиолокационной станцией с антенной большого диаметра.

Вьетнамский опыт

В 1960-е годы СССР поставлял МиГ-17 в Северный Вьетнам. Именно эти самолеты приняли на себя львиную долю воздушных боев с американскими ВВС. За годы войны вьетнамцы сбили 143 вражеских самолета, потеряв 75 собственных. «Семнадцатый» одержал свою первую победу 4 апреля 1965 года. Четыре вьетнамских пилота атаковали восемь американских истребителей F-105 Thunderchief в небе над Тхань Хоа. МиГ-17 превосходили машины противника по маневренности, поэтому летчики без особого труда сбили два «Тандерчифа». С тех пор, 4 апреля, Вьетнам отмечает День авиации. Кость в горле. Потому что американцы давно вспомнили о советских МиГ-17

Помимо побед на F-105 и Phantom, северовьетнамские топоры, летавшие на МиГ-17, получили самолет-разведчик. Американский RC-47D 29 июля 1966 года выполнял разведывательную миссию в районе Сам Нео в Лаосе. Во время полета он пересек границу Северного Вьетнама в провинции Хоабинь. Самолет был замечен с земли и передал информацию в ближайший военный аэропорт. На перехват поднялся МиГ-17Ф. Пилот Луу Хуа Бинь сбил вражескую машину в 35 километрах от города Хоабинь. Ему хватило одного пробега.
МиГ-17 часто использовался для ударов по наземным и морским целям. Так, 19 апреля 1972 года пара истребителей ворвалась в американский флот, открыв огонь вдоль побережья в районе Донг Хой. Под крыльями были предустановлены 250-килограммовые бомбодержатели. МиГ-17 остались незамеченными для двух эсминцев ВМС США, спрятавшихся в облаках, и нырнули в один из кораблей. Прямое попадание бомбы полностью разрушило артустановку. Однако ответным огнем моряки повредили один из самолетов. Это был первый авиаудар по американским военным кораблям после Второй мировой войны.

Интересные факты боевого применения самолёта Миг 27

Живучесть и отличные летные качества этого штурмовика не раз помогали пилотам в критических ситуациях. Во время боевых действий в Сирии рассказали, как из-за сильного дыма от пожаров одна из машин не достигла цели и, проехав через Ливан, оказалась над Хайфой. Самолет разбомбил случайную колонну военной техники бомбами ФАБ-100, пролетел над морем и, отделившись несколькими пробоинами, вернулся на базу.
В другом случае пара, охваченная огнем МиГов, чудом достигла базы Дахлак, успешно приземлилась и самолеты уже горели на взлетно-посадочной полосе, пилоты выжили.
После распада Союза этот штурмовик использовался в отдельных операциях против террористов, в частности в Чечне, но эти инциденты не были типичными, но получили признание наземных войск и спасли множество жизней. Простая в использовании, эта машина пользуется уважением на поле боя и на протяжении многих лет является настоящим лидером. Его надежность и боевая мощь помнят многие летчики.

Шасси МиГ-27

Истребитель МиГ-27 имел трехопорное шасси. Носовая опора состояла из двух бескамерных колес размером 520×140, основные опоры — бескамерные колеса размером 840×360 каждая.

Основная стойка состоит из сварной балки, консольной полувики, узла вертлюга, внешнего амортизатора и дополнительного реверсивного механизма. Полувилка и амортизатор закреплялись на блоке вертлюга, который устанавливался на балке. При втягивании рамы снимается дверца гидроцилиндра, которая касается балки, в результате чего вилы и колесо вращаются одновременно. Внутри передней стойки расположен механизм возврата руля в исходное положение во время полета.

Конструкция шасси самолета предполагает использование брызговиков, предотвращающих попадание мелких предметов и грязи в форточки. Их использование позволяет осуществлять руление и взлет на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

В передней стойке имеется механизм поворота колес MRK-Z2-25, отвечающий за отклонение угла наклона передних колес пропорционально отклонению педалей в кабине управления.

На МиГ-27 установлена ​​пневматическая тормозная система с дисковыми тормозами.

Технические характеристики самолета МиГ-17:

Размах крыла: 9,63 м.
Длина: 11,26 м.
Высота: 3,80 м.
Масса пустого самолета: 5340 кг.
Нормальная взлетная масса: 5340 кг.
Максимальный взлетный вес: 6070 кг.
Максимальная скорость полета:
— на высоте 5000 м: 1070 км / ч
— у земли: 1100 км / ч
Дальность: 1165 км. (МиГ-17Ф — 1080 км)
Практический потолок: 14500 м.
Максимальная перегрузка: 8 ед.
Скорость всплытия: 30,5 м / с на высоте 5000 м
Тип двигателя: ТРД ВК-1А (ТРД ВК-1Ф — МиГ-17Ф);
Максимальная тяга: 2700 кгс
Форсажная тяга (МиГ-17Ф): 3380 кгс
Экипаж: 1 человек.
Вооружение:
1 пушка Н-37Д 37мм (40 выстрелов)
2 × 23-мм пушка НР-23 (80 выстрелов на ствол)
Боевая нагрузка на две опоры подкрыла: бомбы 50-100кг, топливные баки 400л.

Модификации истребителя МиГ-17

  • СИ — первый прототип. Переоборудован в 1949 г на заводе №2. 155 от серийного МиГ-15бис. Первый полет 14 января 1950 года.
  • СИ-2 — второй прототип. Изготовлено на заводе No. 155 в начале 1950-х гг.
  • СИ-01 («изделие 45») — четвертый прототип, эталон серии. Произведен в мае 1951 г на заводе No. 21 Горького.
  • СИ-02 — третий прототип. Произведен в феврале 1951 г на заводе No. 21 Горького.
  • МиГ-17 (И-330) — базовая модель, фронтовой серийный истребитель. Отличался системой питания, в виде тормозных щитков, возможностью подвешивать под крыло 2 бомбы (50 или 100 кг) вместо ПТБ. В 1951-1955 гг. На заводах им. Произведено 1, 21, 31, 126, 153, 5497 самолетов.
  • МиГ-17А — с двигателем ВК-1А. Выпускается с 1951 года.
  • МиГ-17АС — с неуправляемым ракетным комплексом АС-21. Были модернизированы ранее выпущенные МиГ-17А и МиГ-17Ф.
  • МиГ-17М (М-17Ф) — радиоуправляемая цель.
  • МиГ-17ММ — радиоуправляемая цель с измененным составом радиооборудования.
  • МиГ-17П — серийный перехватчик с РЛС (впервые в СССР для перехватчика) РП-1 «Изумруд» с 2 антеннами, 3 пушками НР-23. В 1952 году на заводе № 21 (Горький) было построено 178 самолетов. Введен в строй 27 июня 1953 года.
  • МиГ-17ПФ — модернизированный перехватчик с двигателем ВК-1Ф, станцией радиационной сигнализации «Сирена-2» и навигационным индикатором НИ-50Б. Вооружение состояло из 1 пушки Н-37Д и 2 орудий НР-23, либо 3 пушки НР-23, либо 2 пушки НР-23. Введен в строй 27 июня 1953 года. Выпускается с 1954 года на заводе №21.
  • МиГ-17ПФ с РП-5 «Изумруд-5» — модернизированный перехватчик. Выпускался в 1955-1956 годах на заводе № 31.
  • МиГ-17ПФГ — с системой командного наведения «Горизонт-1». В середине 1950-х годов часть МиГ-17ПФ была модернизирована.
  • МиГ-17ПФУ (СП-15) — с ракетами РС-1-У. РЛС РП-1-У «Изумруд» отличается отсутствием орудий. В 1956 г завод No. 21 выпущено 40 самолетов (переоборудованных из недостроенных самолетов МиГ-17ПФ).
  • МиГ-17Р — исследователь. Выпускается с августа 1954 г.
  • МиГ-17Ф (СФ) — с двигателем ВК-1Ф и возможностью подвешивания под крылом 2-х бомб по 250 кг каждая. Принят 15 июля 1953 г. В 1954–1958 гг. Было выпущено 21, 126 и 153 1702 самолета.

МиГ-17 как истребитель-перехватчик. Характерная «конструкция носа» — выступающая часть антенны радара самолета

  • ЛЛ-МиГ-17 — летающая лаборатория. Его использовали в 1956–1959 годах в ЛИИ в опытах на тему «Турболет».
  • СГ-5 — опытный для испытаний видоискателя АСП-4Н «Снег» и радиодальномера СРД-3 «Град». Первый полет в июне 1954 года.
  • СДК-5 (СДК) — пилотируемая версия крылатой ракеты «Комета». Было построено несколько самолетов.
  • СДК-7А — летающая лаборатория по созданию тепловизора «Спутник-2».
  • СДК-9А — летающая лаборатория по испытанию ракетных комплексов ФКР-1.
  • СДК-13 — летающая лаборатория по испытанию ракетных комплексов К-10.
  • СИ-5 (опытный) — фронтовой истребитель с ракетным вооружением. Отличался видоискателем НАР С-21, АСП-5Н, радиодальномером СРД-1М «Радаль-М».
  • СИ-10 (опытный) — с бесшовным крылом передней кромки и аэродинамическими гребнями. Первый полет состоялся 17 февраля 1953 года.
  • СИ-16 (эксперт) — с видоискателем НАР АРС-57 и АП-57. Изготовлен в 1953 году.
  • СИ-19 (эксперт) — с видоискателем НАР ТРС-190 и АП-2Р. Изготовлен в августе 1952 г. (переделан из серийного МиГ-17Ф). Первый полет был в декабре 1952 г. (летчик-испытатель А. Солодовников).
  • СИ-21 (эксперт) — с видоискателем НАР АРС-212 и АП-57. Изготовлен в 1953 году.
  • СИ-21М — с пусковыми установками АПУ-5 для АРС-212М.
  • СИ-91 — летающая лаборатория по разработке систем жизнеобеспечения пилотов и необратимого управления ракетой-носителем.
  • СМ-1 (И-340) (эксперт) — эксперт с двумя двигателями АМ-5 (позже АМ-5А). Отличился увеличением подачи топлива. Изготовлен в марте 1952 г. (переделан из СИ-02). Первый полет 19 апреля 1952 г. (летчик-испытатель К.К. Коккинаки).
  • СН — (эксперт) авиаудар мобильными артиллерийскими установками СВ-25-МиГ-17 с 3-мя пушками АМ-23. Отличался носовой частью фюзеляжа, боковыми дефлекторами, колесами КТ-23 на основной стойке шасси и радиолокационным прицелом «Аист». Изготовлен в 1953 году.
  • СП-2 — прототип перехватчика с РЛС «Коршун» с антенной, электрогенератором ГСР-6000 и ПТБ объемом 600 л. Вооружение состояло из двух орудий НР-23. Конвертирован из серийного МиГ-15бис. Первый полет в апреле 1950 г. (летчик-испытатель Г.А. Седов). Позже он использовался как летная лаборатория.
  • СП-6 — прототип с ракетным вооружением. Разработан в Горьковском филиале ОКБ-155. Летом 1952 г. Из 21 произведено 3 самолета.
  • СП-7 — прототип РЛС-перехватчика «Изумруд» с 3-мя пушками НР-23. Совершен в июле 1952 года. Первый полет 8 августа 1952 года.
  • СП-7Ф — прототип МиГ-17ПФ с двигателем ВК-1Ф. Изготовлен в январе 1954 г.

Вид на воздухозаборник МиГ-17. Найдите десять отличий от МиГ-15

Вид на воздухозаборник МиГ-17. Найдите десять отличий от МиГ-15?

  • СП-8 — (опытный) с РЛС РП-5 «Изумруд-5». Первый полет в январе 1954 года.
  • СП-9 — (опытный) с НАР АРС-57 с 4 автоматами ЗП-6-Ш «Вихрь» в носовой части вместо пистолетов. В 1954 году его переоборудовали с серийного МиГ-17ПФ.
  • СП-11 — (эксперт) с РЛС Встреча-1 и инфракрасным прицелом СИВ-52. Осенью 1954 года. Первый полет в декабре 1954 года.
  • СП-16 — (эксперт) с РЛС ШМ-60. Модернизировано 2 самолета МиГ-19ПФ.
  • СП-21 — летающая лаборатория для испытания систем вооружения.
  • СР-2 — самолет-разведчик (эксперт) с двигателем ВК-5Ф, фотоаппаратами АФА-БА-40Р и АФА-БА-21с и звукозаписывающей аппаратурой МАГ-9. На вооружении находились 2 толкача НР-23. Произведен в мае 1952 г на заводе No. 155. Первый полет — 3 июля 1952 г. (летчик-испытатель А. Чернобуров).
  • СР-2 — прототип самолета-разведчика МиГ-17Р, двигатель ВК-1Ф, фотоаппарат АФА-БА-40А.
  • СФ — (опытный) для испытания двигателя ВК-1Ф. Совершен в сентябре 1951 г. Первый полет — 29 сентября 1951 г. (летчик-испытатель А. Чернобуров).
  • СФ-2 — (опытный) с 2 пушками НР-30, измененной конструкцией фонаря кабины, прицелом АСП-5Н-В3, радиодальномером «Радал-М».
  • CM-I — Полировщик с бустером (тягой).
  • CM-II — прототип Лим-5М. Первый полет 2 июля 1959 года.
  • CMR — фоторазведчик (эксперт) на базе Лим-6бис. Изготовлен летом 1964 года.
  • F-5 — экспортная версия J-5.
  • F-5A — экспортная версия J-5A.
  • FT-5 — экспортная версия JJ-5. Доставлено в Албанию (35 самолетов), Пакистан (20), Шри-Ланку (2), Зимбабве (2).
  • J-5 — китайский вариант МиГ-17Ф. Отличался двигателем WP-5 (лицензионный ВК-1Ф). В 1955–1959 годах на заводе в Шэньяне было выпущено 767 самолетов.
  • J-5A — китайский вариант МиГ-17ПФ. Первый полет 11 ноября 1964 года. Серийное производство с 1965 года.
  • JJ-5 — тренировочный. Отличался двухместной кабиной с двойным управлением, двигателем WP-5D без форсажных камер. Первый полет 8 мая 1966 года. В 1966-1986 годах на заводе в Чэнду было выпущено 1061 самолет.

Истребитель МиГ-17 на взлете

Истребитель МиГ-17 на взлете

  • Лим-5 («1С») — польский вариант МиГ-17Ф. Отличался двигателем Лис-5 (лицензионный ВК-1Ф), уменьшенным запасом топлива. С ноября 1956 года по июль 1960 года на заводе PZL в Мелеце было произведено 477 самолетов.
  • Лим-5М («1Ф») — самолет непосредственной поддержки войск. Отличался основной стойкой шасси со сдвоенными колесами, дополнительными крыльевыми топливными баками. На вооружении — блоки НАР С-5. С ноября 1961 г по май 1962 г было выпущено 60 самолетов.
  • Лим-5М-II — с системой обдува пограничного слоя. Отличался двигателем Лис-5М, желобчатыми закрылками.
  • Лим-5МР — фоторазведчик на базе Лим-5М (проект). Отличался крылом большего проема, контейнерами с фотоаппаратами AFA-39, AFA-BA-40R, AFA-BAF-21S, AFPN-21.
  • Лим-5П («1Д») — польский вариант МиГ-17ПФ. С января 1959 г по декабрь 1960 г было выпущено 129 самолетов.
  • Lim-5R — фоторазведчик на базе Lim-5. Отличался камерой AFA-39.
  • Лим-6 («1J») — истребитель-бомбардировщик на базе Лим-5М-II. Он отличался двигателем Лис-6, удлиненным воздухозаборником и формой аэродинамических выступов на крыле. В 1961 году было выпущено 40 самолетов.
  • Лим-6бис — модернизированный. В 1963-1964 годах было переоборудовано 32 произведенных ранее Лим-5М и все Лим-6. Поставляется в Восточную Германию, Египет, Индонезию.
  • Лим-6М — модернизированный. По конструкции аналогичен Лим-6бис. Тормозной парашют отсутствовал. В 1971 году модернизировали ранее выпускавшиеся Лим-5П.
  • Лим-6МР — фоторазведка. Переделано несколько Лим-5П.
  • С-104 — чехословацкое обозначение МиГ-17ПФ.

Боевой порядок МиГ-17

Боевой порядок МиГ-17

Конструкция

По конструкции МиГ-17 представляет собой классический моноплан с центропланом. Фюзеляж типа «полумонокок», крыло с двумя лонжеронами — двойной стреловидности. Хвостовое оперение также стреловидное, а подъемники установлены не на фюзеляже, а на стабилизаторе. Для облегчения доступа к двигателю фюзеляж состоит из двух секций, соединенных технологическим разъемом. Тормозные щитки установлены по бокам фюзеляжа.

В передней части фюзеляжа расположен держатель для пушки, электронного оборудования и передней стойки шасси. Герметичная кабина оснащалась сиденьем катапульты, фонарь кабины имел жидкостный дефростер. В хвостовой части размещались топливные баки и двигатель.

Изначально ТРД ВК-1А устанавливался на МиГ-17, а его вариант с форсажной камерой — на модификации МиГ-17Ф. Двигатель имеет центробежный компрессор, одноступенчатую турбину и девять камер сгорания. Воздухозаборник двигателя располагался в носовой части самолета; он был разделен на два канала, чтобы складываться вокруг кабины. Помимо двух танков в фюзеляже, еще шесть танков находились в крыльях. Дополнительные танки могли висеть под крыльями.

Для связи на МиГ-17 использовалась радиостанция РСИУ-3.

Навигационное оборудование включало радиокомпас, радиовысотомер и глухое шасси. Впоследствии на самолет начали устанавливать радиолокационную систему предупреждения и систему реагирования друга или противника».

МиГ-17 унаследовал вооружение от предшественника: он состоял из двух 23-мм пушек НР-23 и одной 37-мм пушки Н-37. Боекомплект к 37-мм пушке — 40 патронов, к 23-мм пушке — по 80 патронов. Все три пушки устанавливались на тележку, которую можно было опустить для проведения технических работ. Большинство истребителей оснащалось коллиматорными прицелами АСП-3Н.

Конструкция MIG 17

Под крыльями могли подвешиваться две бомбы массой 250 кг. На вооружение принят видоискатель АСП-4Н, оснащенный радиодальномером, но в действительности на «семнадцатый» устанавливался редко.

Модификации

С 1954 года МиГ-17Ф пошел в серию: его двигатель имел форсаж, а длина хвостовой части фюзеляжа уменьшилась. При этом повышенные максимальные характеристики за счет форсажной камеры сочетались с пониженной крейсерской скоростью — уменьшалась тяга в режиме без форсажной камеры.

Использование МиГ-17 в качестве перехватчика ограничивало его возможности по обнаружению цели: так появился МиГ-17П, оснащенный РЛС «Изумруд».

37-мм пушка обычно снималась с перехватчиков. После начала производства самолетов с двигателем ВК-1Ф в производство пошел перехватчик МиГ-17ПФ. Впервые в СССР он был вооружен ракетами класса «воздух-воздух» К-5.

МиГ 17 в полете

После передачи МиГ-17 истребительно-бомбардировочным частям номенклатура их вооружения расширилась. Были установлены неуправляемые реактивные снаряды калибра 212 мм. Самолет-разведчик МиГ-17Р был оснащен камерой и записывающим устройством, установленным вместо 37-мм пушки.

Боевое применение

Самолет не успел добраться до Кореи — даже советские ВВС начали массовое перевооружение его только в 1953 году. С 1954 года МиГ-17 участвовал в перехватах разведчиков НАТО (не всегда успешно) и уже в 1955 году в части начали поступать поистине сверхзвуковые МиГ-19. Поэтому МиГ-17 очень недолго был основным истребителем и перехватчиком ВВС СССР. С конца 1950-х годов самолеты начали переоборудовать в штурмовики и перевести в истребительно-бомбардировочную авиацию.

Первой настоящей войной для истребителей МиГ-17 стал Суэцкий кризис, в котором они использовались ВВС Египта.

Однако достоверной информации о боях и потерях до сих пор нет. В Китайской Народной Республике МиГ-17 использовался в боях с силами Чан Кайши, но главным эпизодом, конечно же, была война во Вьетнаме. Там аккуратный и устаревший истребитель внес важный вклад в историю военной авиации, показав, что отказ от пушечного вооружения был преждевременным.

Самолет не мог вступить в бой с современными истребителями, вооруженными управляемыми ракетами. Но американцам нечем было противостоять внезапной атаке из пушек.

МиГ-17 в музее на Поклонной горе

В конце 1960-х «семнадцатый» окончательно перешел в разряд самолетов для «развивающихся стран». Получила такие машины и Нигерия. Во время очередного раунда гражданской войны полковник Одзюкву провозгласил создание национального государства народа игбо — Биафра. Почти никто не поддерживал это «незапланированное» народное движение, и вскоре нигерийские МиГ-17 уничтожили авиацию Биафры, которая состояла в основном из устаревших легких самолетов и бомбардировщиков.

В 1973 году «семнадцатые» еще использовались в арабо-израильских войнах, но уже как штурмовики.

Для ведения воздушного боя им уже не хватало маневренности. В 1970-е годы МиГ-17 был одним из самых широко используемых реактивных истребителей в мире. Сейчас он все еще находится на вооружении ВВС Северной Кореи. На территории России самолет в основном располагается в виде памятника.

Тактико-технические характеристики

Истребитель МиГ-17 следует сравнить с более поздними модификациями американского истребителя F-86. Еще ближе к советскому истребителю оказался французский «Мистер» IV концерна «Дассо». Рассмотрим основные летно-технические характеристики самолета.

МиГ-17Ф-86FSabreDassaultMystere IV

Длина, м 11.2 11,4 12,9
Размах крыла, м 9,6 11,3 11.1
Взлетная масса (максимальная), т 6 8,2 9,5
Потолок, км 16 15 15
Максимальная скорость, км / ч 1100 1100 1100
Вооружение 37-мм пушка, 2 23-мм пушки, до 500 кг бомб 6х12,7-мм пулеметы, до 1000 кг бомб, 16 НАР 2 30-мм пушки, до 1000 кг бомб, 2 блока НАР

Улучшенная аэродинамика F-86 дала ему высокую скорость, хотя двигатель развивал меньшую тягу, чем советский. Но по маневренности американский истребитель уже уступал МиГ-17. Относительная слабость стрелкового оружия Sabre частично компенсировалась большим количеством боеприпасов и способностью вести плотный огонь. Кроме того, F-86 был оснащен видоискателями с радиодальномером, который автоматически рассчитывал поправки. На МиГ-17 такие прицелы устанавливались очень редко.

Фото самолета МиГ 17

Французский самолет обладал лучшими качествами на малой высоте: на подъеме преимущество перешло к «семнадцатому». По вооружению «Мистер» практически не уступал МиГу, и обычно исход победы определялся уровнем подготовки пилота. Оба зарубежных аналога изначально несли более мощное ударное вооружение.

Истребитель МиГ-17 очень недолго был самым современным советским истребителем.

На протяжении большей части своего долгого срока службы он использовался в странах, которые не могли позволить себе передовые технологии или нуждались в самой простой и непритязательной машине.

К тому времени, как «семнадцатый» стал самым популярным истребителем в мире, он уже сильно устарел. Однако такая долгая жизнь самолета начала 1950-х годов — тоже большое достижение.

Начало реактивной эры

Уже в конце войны Микоян и Гуревич вступили в гонку конструкторских бюро за первенство в создании реактивного самолета. Участвовали четыре конструкторских бюро: Яковлева, Сухого, Лавочкина и Микояна. При разработке ОКБ Микояна изначально был истребитель И-290 с двумя двигателями под крылом, который позже был перепроектирован в И-300 с силовой установкой в ​​фюзеляже. В итоге это был второй вариант, который пошел в производство под названием МиГ-9. 24 апреля 1946 года это был первый советский реактивный истребитель, взлетевший с ТРД. В этот же день в небо поднялся истребитель Як-15 ОКБ Яковлева, также серийный.

Тандем Микояна и Гуревича

Отечественная история знает несколько дизайнерских тандемов, самый известный из которых — коллаборация авиастроителей Артема Ивановича Микояна и Михаила Иосифовича Гуревича. Они удачно дополняли друг друга, но, несмотря на стаж и прекрасное образование, Гуревич всегда оставался в тени своего коллеги.

Конструкторы познакомились в КБ Николая Поликарпова, «отца» первых советских истребителей. Боевые действия 1930-х годов на Дальнем Востоке и в Испании показали, что советские истребители И-15, И-16 и новые И-153 «Чайка» уступают по характеристикам немецким «Мессершмиттам» Bf 109E. ВВС РККА нуждался в современном истребителе, который мог развивать скорость более 600 км / ч, иметь большой практический потолок и современное вооружение.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии