МиГ-15 — реактивный советский самолет, удививший Запад

Создание

Поскольку у советских инженеров не было собственных двигателей, отвечающих новым требованиям, опытные образцы пришлось отправить в Англию, которая в те годы считалась одним из лидеров в строительстве реактивных самолетов.

Как вы думаете, какой самолет лучше? F-86 Сабля МиГ-15

Приобретено 55 турбомоторов Rolls-Royce. Именно на их образце позже были созданы отечественные реактивные двигатели РД-45 и РД-45Ф.

МиГ-15. Советский реактивный самолет, потрясший Запад
МиГ-15УТИ — 1949 г

Разработанная модель получила название И-310. Для испытаний планировалось создать два рабочих прототипа. Их называли «С-1» и «С-2». За исключением небольших конструктивных отличий и нескольких двигателей «под капотом», они были идентичны друг другу.

Экспертное заключение Зельдер Исаак Якович Советский астрофизик, физико-химик, доктор физико-математических наук, академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического Труда СССР 27 ноября 1947 года начались первые испытания С-1. «С-2» на тот момент еще не был готов к полету, процесс его сборки на тот момент только приближался к своему экватору. В первых боевых вылетах «С-1» показал себя не лучшим образом, поэтому было решено отправить его на рассмотрение. В этот момент ему удалось покинуть мастерскую С-2, которая избежала судьбы брата и очень хорошо себя зарекомендовала.

Весной 48-го начались очередные заводские испытания. На них оба самолета показали себя замечательно, выполнив более пятидесяти испытательных полетов на пару. Советское руководство было настолько впечатлено новой моделью, что, не дожидаясь завершения контроля качества, запустило самолет в серийное производство, окрестив его МиГ-15. В его основе лежал не иностранный двигатель, закупленный англичанами, а уже упомянутый советский аналог РД-45.

МиГ-15. Советский реактивный самолет, потрясший Запад
МиГ-15 в Музее авиации

В конце мая того же года начались государственные испытания, которые длились почти три месяца. В их ходе истребитель получил высокие оценки членов комиссии и был официально допущен к серийному производству

Интересные факты

Истребители МиГ-15 оказались наиболее эффективными самолетами ВВС Китайской Народной Республики и Кореи. Во время Корейской войны было достигнуто не менее 1377 побед при потере 566 самолетов.

В число сбитых самолетов противника входило не менее 78 (количество потерь, признанных США) истребителей F-86 Sabre, которые в то время были самыми современными самолетами в ВВС США. Самый известный ас Корейской войны Евгений Пепеляев пилотировал различные модификации самолетов МиГ-15 и одержал 23 подтвержденные воздушные победы.

Высокие летно-технические характеристики истребителя МиГ-15 стали причиной настойчивого желания американцев получить летающую копию истребителя.

За передачу автомобиля было объявлено вознаграждение в размере 100 000 долларов США, что для 1950-х годов было очень значительной цифрой. Но первый экземпляр МиГ-15 попал к американцам после окончания боевых действий в Корее. После комплекса испытаний машина оказалась в Национальном музее ВВС, где стоит сегодня.

mig21 в музей

Во время войны в Корее истребители МиГ-15 активно отражали налеты американской авиации с использованием стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress».

В одном из воздушных боев осенью 1950 года истребители МиГ-15 сбили не менее 12 «суперкрепостей» и несколько машин сопровождения. Этот бой, вошедший в историю ВВС США как «Черный вторник», в корне изменил тактику использования стратегических бомбардировщиков, которые стали применяться только в ночное время.

Не менее известным пилотом МиГ-15 был первый космонавт Юрий Гагарин, прослуживший два года в истребительном авиационном полку на Северном флоте, вооруженный такими машинами. Юрий Гагарин погиб во время обычного тренировочного полета на учебно-тренировочном самолете МиГ-15 УТИ.

Лётные характеристики

Параметр МиГ-15МиГ-15 бисМиг-15 УТИ

Путевая скорость, км / ч 1042 1076 1010
Скорость на границе высоты 5000 м, км / ч 1021 1045 1004
Скорость на границе 10000 м, км / ч 974 987
Скорость посадочная, км / ч 230 227
Скорость захода на посадку, км / ч 174 170
Потолок, м 15100 15500 14150

Помимо СССР, производство истребителя МиГ-15 по лицензии велось на авиазаводах Польши, Чехословакии, а также Китая. Польские машины оснащались лицензионными двигателями и имели обозначение Лим-1 или Лим-2 (аналог советских 15 и 15а).

На их базе производились учебно-тренировочные машины и самолеты фоторазведки. Общий выпуск автомобилей не превышал 1000 экземпляров, поступивших на вооружение только ВВС страны.

красная молния

Чехословацкие истребители С-102 и С-103 производились в больших объемах и активно экспортировались. Основной машиной чешского производства стала учебная версия CS-102, тиражированная более чем в 2000 экземпляров. Также он активно экспортировался во многие страны мира.

интересно, что более поздние машины, произведенные в Чехословакии, имели советское обозначение МиГ-15.

Главный производитель самолетов — СССР, выпустивший не менее 11 тысяч экземпляров самолетов. По другим отчетным данным, количество выпущенных истребителей МиГ-15 всех типов превышает 13,1 тысячи самолетов. Самолет активно поставлялся в вооруженные силы различных государств, в том числе капиталистических.

Модификации истребителя МиГ-15

  • И-310 (С-1, С-01) — первый прототип с двигателем Нин-И. Первый полет 30 декабря 1947 года.
  • И-312 (СТ) — опытный образец, с двухместной кабиной с двойным управлением, автономной системой запуска двигателей. Выпускается на заводе No. 1. Первый полет 23 мая 1949 года.
  • И-320 (Р-1 / Р-2 / Р-3) — двухместный двухмоторный всепогодный перехватчик;
  • С-2 (С-02) — второй прототип с двигателем Nin-II, крылом, камерой AFA-IM.
  • С-3 — модифицированный прототип, стандартный для серии. Отличался тормозными щитками, противопожарным оборудованием, конструкцией киля и элеронов. Первый полет состоялся 17 июня 1948 года.
  • МиГ-15 (С, «Изделие 50») — серийный истребитель с двигателем РД-45Ф. Выпускались в 1948-1950 годах на заводах №1, №153 и №381.
  • МиГ-15 (СВ) — (опытный) использовался в ОКБ-155 для доработок.
  • МиГ-15 (СО) — (опытный) для испытания видоискателя АСП-3Н. Переоборудован 1 серийный МиГ-15 в июне 1949 года.
  • МиГ-15У (СУ) — (опытный) для испытаний носовой установки ограниченной подвижности В-1-25-Ш-3. В 1950 году переоборудовали 1 пушку МиГ-15.
  • МиГ-15бис (СД, МиГ-17, тип 53) — с двигателем ВК-1, новой конструкцией хвостовой части фюзеляжа, пушками НР-23, гидроусилителем в системе управления элеронами, увеличенными тормозными щитками, Приборы инструментального подхода ОСП-48… Разработан в 1949 году. Серийно выпускался в 1950-1953 годах на заводах №1, №21 им. Орджоникидзе, нет. Димитров, нет. 126, п. 153, п. 292.
  • МиГ-15бис — (опытный) для отработки буксирной системы «Бурлаки». Отличался гарпуном в носовой части, дополнительной батареей и воздушным баллоном. В январе 1952 г на заводе № 2 было переоборудовано 5 самолетов. 153.
  • МиГ-15бис — (опытный) для отработки системы дозаправки «Конус». В мае 1952 года на заводе № 153.
  • МиГ-15бис — (опытный) для отработки минной установки «Град» с подвешенными под крылом 2-мя контейнерами (вместо ПТБ) по 56 мин в каждом. В 1952 г отремонтировано 2 самолета.
  • МиГ-15бис — (опытный) с двигателем ВК-5. Изготовлен в 1951 году.
  • МиГ-15бис (ИС) — это двухлучевой истребитель-субкрыло с 6 узлами подвески ТРС, блоками НУРС и авиабомбами. Разработан в 1958-1964 годах в НИИ эксплуатации и ремонта самолетов. Переоборудовано 4 самолета.
  • МиГ-15бис (СД-П) — с тормозным парашютом. В 1951 году на заводе № 279. В 1952 г была построена небольшая серия завода № 2. 1.
  • МиГ-15бис (СЕ, МиГ-15ЛЛ) — (опытный) с новым профилем крыла и увеличенным килем. В марте 1951 г. 1 произведено 3 самолета.
  • МиГ-15Пбис — перехватчик с РЛС «Торий-А». В начале 1951 г. 1 произведено 5 самолетов.
  • МиГ-15Рбис (СР, тип 55) — самолет-разведчик на базе МиГ-15бис, с камерой AFA-BA / 40, транспондером системы государственного опознавания Барий-М. Вооружение состояло из 1 пушки Н-37 и 1 пушки НР-23. В 1951–1952 годах на заводе № 21 в Горьком было выпущено 364 самолета.
  • МиГ-15Сбис (СД-УПБ) — истребитель сопровождения, способный нести 2 ПТБ по 600 литров каждый. В 1951 году на заводе № 292 в Саратове было выпущено 49 самолетов.
  • МиГ-15М — радиоуправляемая цель. Снятые с вооружения МиГ-15 и МиГ-15бис были переоборудованы.
  • СА-1 — (опытный) для отработки системы слепой посадки ОСП-48, с двигателем ВК-1, доработанным составом оборудования. Выпускался в начале 1950-х на заводе No. 381.
  • СА-2 — (опытный) для испытаний ОСП-48, с двигателем РД-45Ф. Состав оборудования аналогичен СА-1.
  • СД-5 — (опытный) с 2 блоками по 8 НУРС АРС-57. Переоборудован из МиГ-15бис летом 1952 года на заводе № 21.
  • СД-10 — (опытный) для отработки зенитных бомб ПРОСАБ-250.
  • СД-21 — (опытный) с пусковыми установками ПУ-21 для стрельбы снарядами С-21. Примечателен видоискателем АП-21. В марте-апреле перевооружен 1 МиГ-15бис.
  • СД-57 — (опытный) с 2-мя блоками по 12 НУРС АРС-57. В 1952 году на заводе № 21 был переоборудован 1 МиГ-15бис.
  • СДК — (экспериментальный) для испытаний крылатых ракетных комплексов КС. Переоборудован в 1951-1952 гг.
  • СИ (И-330, МиГ-15бис 45 °) — прототип МиГ-17 с увеличенным до 45 ° размахом крыла. Изготовлен в июле 1949 г.

Вид спереди, хорошо виден воздухозаборник МиГ-15. Обычно на стоянке закрывается крышкой

Вид спереди, хорошо виден воздухозаборник МиГ-15. Обычно на стоянке закрывается крышкой

  • СП-1 — (экспериментальный) для испытаний РЛС Torii-A с удлиненным фюзеляжем 120 мм и измененной носовой частью. Вооружение состояло из 1 пушки Н-37. Произведен в апреле 1949 г на заводе No. 1.
  • СП-2 — (опытный) для испытания РЛС «Коршун». Выпускался с конца 1949 по начало 1950 года. В 1951 году переоборудован в МиГ-17П.
  • СП-5 — (опытный) для испытания РЛС «Изумруд». Изготовлен осенью 1950 года.
  • СФ — (опытный) с форсированным двигателем ВК-1Ф и крылом 45°.
  • УТИ МиГ-15 (СТ, «изделие 10») — тренировочная двухкамерная с двойным управлением. Вооружение состояло из пушки НР-23 и пулемета УБК-Э. Выпускался в 1950-1959 годах на заводах №1, №99, №135, №153.
  • УТИ МиГ-15 — самолет управления для испытаний целей Як-25МШ с измененным составом оборудования. В 1959-1960 годах на заводе № 918 и в ЛИИ.
  • СТ-2 — (эксперт) для испытаний устройств слепой посадки. 37-мм пушка отсутствует. Первый полет 4 августа 1950 года.
  • СТ-7 — (эксперт) с РЛС «Изумруд». Летом 1953 г завод No. 155 произведено 2 самолета.
  • СТ-8 — (эксперт) с РЛС «Изумруд-3» и сопутствующим прицелом АСП-3НМ. Изготовлен в 1955 году.
  • СТ-10 — (эксперт) для проверки систем катапультирования.
  • Aero S-102 — чехословацкая версия МиГ-15. Первый полет 13 апреля 1953 года. Всего было выпущено 853 самолета.
  • Aero S-103 — чехословацкая версия МиГ-15бис. Было выпущено 620 самолетов.
  • Aero CS-102 — чехословацкая версия УТИ МиГ-15. Изготовлен самолет 2012 года.
  • Лим-1 — польский вариант МиГ-15. С января 1953 года по сентябрь 1954 года было выпущено 227 самолетов.
  • Лим-2 — польский вариант МиГ-15бис.

УТИ МиГ-15 ВВС Польши

УТИ МиГ-15 ВВС Польши

Различные варианты конструкций и комплектаций

В документации на первый самолет указан вариант истребителя МиГ-15С, представляющий собой машину с ТРД модели РД-45Ф, двумя пушками НР-23 и рядом изменений в оборудовании кабины и самолете планер. Такие машины не производились серийно.

убирает раму

Для варианта с подвесными баками зарезервировано обозначение МиГ-15ПБ, но поскольку все серийные самолеты имели точки подвески, от него отказались.

На базе первого самолета МиГ-15 было построено несколько опытных образцов, на которых испытывались различные варианты вооружения и оборудования.

На третьем серийном самолете с обозначением «СВ» проводились испытания модернизированного артиллерийского вооружения, в состав которого входили орудия НР-23 и Н-37Д.

Кроме того, изменения коснулись и конструкции машины: на плоскости левого крыла появился триммер, на крыльях — противовесы, улучшилось электрооборудование и обзор. В ходе испытаний выявился ряд проблем с установкой новых орудий калибра 23 мм, которые удалось решить только на истребителе МиГ-15 бис.

Некоторые экспериментальные решения, испытанные на «СФ», впоследствии были реализованы на модернизированных истребителях.

За это время была испытана версия СО с опытным выдвижным прицелом. Конструкция не показала преимущества и в серию не развивалась. Летом 1950 г прошли испытания несколько истребителей МиГ-15 «СШ» и «СУ» с 23-мм пушками Ш-3-23. Они не были приняты на вооружение бойцов Микояна.

миметический момент

Увеличение объемов производства нового истребителя МиГ-15 потребовало обучения большого количества пилотов. Для этого на базе серийных самолетов был создан учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ (обозначение НАТО Midget).

Машина имела двухместную кабину и развивала меньшую скорость, чем серийный истребитель. Для отработки навыков воздушного боя на самолете имелся 12,7-мм пулемет модели УБК-Э с боекомплектом 150 патронов и пушка НР-23 на 80 патронов. На днище самолета имелось две точки подвески для бомб калибра 50 и 100 кг.

МиГ-15П УТИ, оснащенный РЛС модели РП-1, выпускался малой серией.

Кабина инструктора располагалась в задней части, что было достигнуто за счет уменьшения размеров топливного бака. Оба сиденья могли быть отделены от самолета МиГ-15 УТИ с помощью катапульты. Эмалированный фонарь был повторно зажжен специальным пиропатроном.

На базе модернизированного истребителя МиГ-15-бис существовал разведывательный вариант «СР», вооруженный единственной пушкой НР-23. Вместо остального была установлена ​​фотоаппаратура.

взлетает

Увеличение дальности полета было достигнуто за счет дополнительного запаса топлива объемом 1200 литров, размещенного в двух внешних баках. Такими же танками мог быть установлен истребитель сопровождения СД-УПБ, выпущенный в 1951 году единой партией из 49 самолетов.

Списанные самолеты часто переделывались в радиоуправляемые цели и утверждались по документам с обозначением МиГ-15М.

Помимо серийных модификаций было много экспериментальных машин, на которых испытывались различные варианты вооружения пушек и ракет, а также радиолокационных станций.

На базе самолета МиГ-15бис был создан опытный МиГ-17 «СИ», ставший родоначальником нового семейства истребителей.

Конструкция истребителя МиГ-15

Советский истребитель МиГ-15 был построен по аэродинамической схеме центральной плоскости цельнометаллической конструкции и имел сигарообразный фюзеляж круглого сечения типа полумонокок.

Крыло самолета стреловидное (35 °), профиль симметричный с относительной толщиной в корне 10%. Со временем применяется более несущий профиль. Механизация крыла состояла из желобчатых элеронов и закрылков. Для повышения курсовой устойчивости на верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни.

В хвостовой части самолета установлен воздушный тормоз. Стабилизатор имел стреловидность 40 °, киль — 54 ° 50 ‘. Шасси трехопорное с носовой стойкой.

Силовая установка состояла из ТРД РД-45Ф (на МиГ-15бис — ВК-1). Передний воздухозаборник с 2 каналами, которые проходят по кабине. Для наземного обслуживания доступа к двигателю задняя часть фюзеляжа была отцеплена.

Герметичная кабина оснащалась системой обогрева и катапультным креслом. Для увеличения дальности полета под крылом можно было подвесить подвесные топливные баки объемом 2 260-600 л.

Вооружение МиГ-15 состояло из одной 37-мм пушки Н-37 и двух 23-мм пушек НС-23, размещенных в носовой части фюзеляжа на понижающемся шасси. В варианте истребителя-бомбардировщика блоки НУРС и авиабомбы могли подвешиваться под крылом.

Первые МиГ-15 оснащены гироскопическим автоматическим прицелом АСП-1Н с оптическим дальномером, МиГ-15бис — прицелом АСП-ЗН, обеспечивающим прицельную дальность стрельбы от 180 до 800 м при размерах цели от 10 до 35 м (АСП-1Н) или от 7 до 45 м (АСП-ЗН). Во всех модификациях самолета используется фотоаппарат С-13, установленный в верхней части носовой части фюзеляжа. На МиГ-15 также есть камера AFA-IM, оборудование для слепой посадки (ОСП-48), впервые установленное на советском истребителе и включающее автоматический радиокомпас АРК-5 «Амур», радиовысотомер малой высоты РВ-2 ». Кристалл »и радиомаркер МРП-48« Хризантема».

На МиГ-15бис также установлен радиолокационный ретранслятор «Барий-М» Государственной системы опознавания имущества, а с 1952 года в кабине МиГ-15бис устанавливается перископ заднего обзора ТС-25 или ТС-27.

Советские радиолокационные станции «Торий-А» и «Изумруд» также прошли испытания на истребителе МиГ-15бис. Станция Изумруд впервые позволила в полной мере использовать одноместный истребитель для перехвата самолетов противника и ведения по ним прицельного огня независимо от условий видимости.

Конструкция соединения УТИ МиГ-15

Конструкция соединения УТИ МиГ-15

Боевое применение самолета

Серийный истребитель МиГ-15 появился в разгар напряженной обстановки в Юго-Восточной Азии, которая привела к войне между Северной и Южной Кореей.В ходе активных боевых действий многие образцы нового советского и американского вооружения прошли боевые испытания.

Используемый в начале войны американский прямокрылый F-80 не имел шансов в боях с МиГами.

Позже главным конкурентом советской авиации стал истребитель F-86 Sabre, имевший очень похожую компоновку.

При этом акробатические и скоростные характеристики машин были примерно одинаковыми. Отличие заключалось в лучшей маневренности Sabre на малых высотах, но МиГ-15 имел заметно лучшую скороподъемность и большую скорость полета на средних и больших высотах.

момент войны

Основным отличием машин было вооружение, которое состояло из трех орудий на советской машине и шести крупнокалиберных пулеметов на американской. Только самые последние модели Sabre, появившиеся ближе к концу Корейской войны, получили более мощное вооружение из четырех 20-мм орудий.

Большим плюсом было наличие на F-86 радиодальномера, позволяющего вести огонь с больших расстояний.

Подобное устройство появилось на истребителе МиГ-15 только в 1952 году.

Поскольку тактика ведения воздушного боя не изменилась со времен Великой Отечественной войны, истребитель МиГ-15 больше подходил для ведения активных действий. Из-за большого веса залпа и удивительного действия пуль советская машина имела гораздо больше шансов на победу.

Во время боя американские летчики пытались вывести МиГ-15 на малую высоту, чтобы компенсировать слабую огневую мощь высокой маневренностью.

После окончания Корейской войны МиГ-15 участвовал во многих вооруженных конфликтах, но больше нигде не смог проявить себя. Среди конфликтов с участием этих самолетов стоит отметить противостояние Китая и Тайваня, Синайскую войну и арабо-израильские войны 1960-х годов.

воздушный бой

В начале войны во Вьетнаме МиГ-15 считался полностью устаревшим и в боях не применялся. Однако машина широко использовалась для обучения летных экипажей пилотажным навыкам новых советских истребителей.

Технические характеристики и особенности конструкции

При длине 10 метров самолет весил около трех с половиной тонн, вооружение состояло из двух 23-мм орудий и одной 37-мм. Кроме того, под крыльями можно было разместить две бомбы массой от 50 до 100 кг.

Экспертное заключение Зельдер Исаак Якович Советский астрофизик, физико-химик, доктор физико-математических наук, академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического Труда СССР. Максимальная скорость на поверхности достигла 1024 км / ч, на высоте 5 км она снизилась до 1021 км / ч, а при достижении 10 км — 974 км / ч. Максимальный лимит полета составляет чуть более 15 км.

Как и предыдущие советские реактивные истребители, МиГ-15 имел катапультное кресло в кабине, что значительно увеличивало шансы пилота на выживание. Для упрощения доступа к двигателю при проведении ремонтных работ была изменена конструкция фюзеляжа.

МиГ-15. Советский реактивный самолет, потрясший Запад
Самолет в воздухе

Мы также изменили его позицию, переместив в очередь. По сравнению с предыдущей моделью положение орудий было изменено, что упростило любые работы по замене. Также впервые на советском истребителе была применена система пожаротушения, а на приборной панели в кабине или в системах МиГов появился датчик обнаружения пожара.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии