- История создания
- Описание конструкции
- 2. Силовая установка
- Основные задачи Ми-28
- Достоинства и недостатки
- Модификации и боевое применение
- Особенности конструкции
- Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования
- Двигатели
- Броня
- Электроника
- Локатор
- Лопасти и рулевой винт
- Летные и технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами
- Вооружение вертолета
- Безопасность Ми-28
История создания
В годы Великой Отечественной войны важную роль стала играть штурмовая авиация. Самолет, испытанный в ходе боевых действий, продолжали совершенствоваться после войны. До конца 1950-х годов основу советской штурмовой авиации составляли самолеты Ил-10, хотя уже существовали серийные вертолеты, способные нести боевые грузы.
В начале 1960-х годов был запущен в производство Ми-8, оснащенный газотурбинными двигателями. По этой причине было выпущено значительное количество вертолетов Ми-4 с поршневой силовой установкой, на базе которых появился боевой Ми-4АВ. Именно этот вертолет стал основой для создания полноценного армейского Ми-24.
Когда на эту машину было дано техническое задание, была установлена необходимость создания штурмового варианта, который имел бы более высокую скорость полета. Именно эта задача, выпущенная в 1968 году, и является началом биографии вертолета Ми-28.
Разработка Ми-28 началась только через два года, проект получил рабочее название «изделие 280».
На ранних этапах рассматривался вариант двухвинтовой компоновки с разнесением винтов в поперечной плоскости. Такая конструкция обеспечивала значительный вес боевой нагрузки и возможность использования кресел летчиков-катапультируемых. Но изменение тактики использования вертолетов обострило события.
Обновленная концепция предусматривала полет на поворотах вокруг поверхности и попадания на малую высоту, что вынудило отказаться от катапультных кресел. Вместо этого использовалось усиленное шасси, позволяющее приземляться на высоких вертикальных скоростях. Параллельно с конструкторским бюро Миля сотрудники конструкторского бюро Камова разрабатывали свой проект. В машине предполагалось использовать соосный винт и одинарную кабину.
Официальный конкурс на создание вертолета был объявлен в 1976 году, в нем приняли участие ОКБ Миля и Камова. Невооруженный прототип Ми-28 впервые взлетел осенью 1982 года. Второй экземпляр прошел испытания с вооружением. По результатам полета были получены многочисленные комментарии, в результате которых появилась серия опытных образцов под обозначением Ми-28А. Машины демонстрировались на ряде выставок и участвовали в учениях.
Из-за сложной ситуации в стране разработка вертолета была отложена, и первый готовый к производству вариант Ми-28Н был показан только летом 1996 года. Официальные испытания начались в 2005 году и закончились через три года. В 2009 году машина была официально принята на вооружение, хотя в 2005 году Минобороны заказало 67 вертолетов.
Описание конструкции
Боевой вертолет Ми-28 имеет классическую компоновку с несущим винтом и несъемными стойками шасси. Фюзеляж имеет смешанную конструкцию из легких сплавов и композитов на основе алюминия, соединенных сваркой, склеиванием и клепкой. Конструктивно фюзеляж машины разделен на переднюю и центральную части, а также на киль и хвостовую балку. Подключения съемные, что обеспечивает ускоренный ремонт оборудования.
Экипаж машины размещен в носовой части в двух отдельных каютах.
Спереди выставлено положение штурмана, сзади — летчик. Кресла экипажа оснащены амортизаторами и преднатяжителями ремней безопасности. Между каютами установлена алюминиевая защитная переборка. Металлические части кабин покрыты титановыми и керамическими пластинами.
Для установки элементов брони на вертолет Ми-28 использовался клей. Остекление из многослойного силикатного пуленепробиваемого стекла. Защита выдерживает удары пуль калибром до 23 мм, а также бронебойные пули из крупнокалиберного пулемета (кроме боковых окон). Для обеспечения аварийной высадки из кают предусмотрены надувные трапы, предотвращающие попадание людей в шасси.
Под носовой частью вертолета Ми-28 установлены прицельный модуль и держатель для 30-мм пушки 2А42 с боекомплектом 250 снарядов. Станция оснащена лазерным дальномером и целеуказателем с выводом информации на экраны в кабине экипажа. Часть электроники станции прицеливания и летного оборудования находится под полом кабины.
Хвостовая балка Ми-28 подходит для установки радиооборудования, а также для перевозки различной аэродромной техники. Допускается перевозка трех человек. Безопасность полета гарантируется невозможностью контакта балки с лопастями несущего винта. Килевая стрела автомобиля оснащена рулевым винтом и управляемым стабилизатором. Внутри балок размещены приводы для управления канатом.
По бокам фюзеляжа смонтировано крыло с раскрытием 4880 мм, оборудованное четырьмя пилонами для размещения боевой нагрузки или топливных баков.
Крыло Ми-28 имеет кессонную конструкцию с частичным использованием композиционных материалов. В конструкции есть пиропатрон, стреляющий из самолета. Аналогичные действия выполняются при выходе экипажа из машины на большой высоте.
Вооружение может устанавливаться на машины под крыльями:
- неуправляемые ракеты типа С-8 или С-13;
- противотанковые управляемые ракеты комплексов «Штурм» или «Атакующий»;
- ракеты «воздух-воздух» типа «Игла-В»;
- контейнеры с 30-мм пушкой НППУ-28, пулемет может управляться дистанционно летчиком;
- контейнеры для перевозки грузов или установки минных заграждений.
Силовая установка первых машин Ми-28 состояла из двух турбовальных двигателей ТВ3-117ВМА с автоматическим регулированием мощности. Кроме того, используется система впрыска воды, обеспечивающая работу установки в момент пуска неуправляемых ракет. Впоследствии на вертолет установили российские двигатели ВК-2500, созданные на базе своего предшественника.
В моторном отсеке установлен дополнительный двигатель для привода компрессора. Сжатый воздух необходим для запуска главных двигателей. Топливные баки расположены в центральной части, снабжены системой заправки пенополиуретаном на случай кончины топлива. Вертолет использует 5-лопастной несущий винт и 4-х лопастной рулевой винт. Для изготовления клинков используются композитные материалы, выдерживающие попадание пули калибра 23 мм.
В вертолетах Ми-28Н используется радиолокационная станция (установлена над несущим винтом), которая обеспечивает обнаружение целей на дальностях до 20 км и позволяет облетать землю.
Питание бортовой электроники машины осуществляется двумя генераторами, установленными на двигателях. Также есть гидравлические и пневматические компрессоры.
2. Силовая установка
Ми-28Н почти на 3 тонны тяжелее «Апача», но более мощные двигатели это с лихвой компенсируют. У него лучшее соотношение мощности к взлетной массе. Газотурбинные двигатели мощностью 2200 л.с каждый обеспечивают максимальную скорость полета 324 км / ч и крейсерскую скорость 265 км / ч. Сравните: Apache развивает максимальную скорость 365 км / ч, а в круизе — 265 км / ч.
РЕКЛАМА — ПРОДОЛЖАЕТСЯ НИЖЕ
Топливо заливается в гибкие баки общей емкостью 1900 литров с самоблокирующимся латексным протектором. Этого достаточно для практической дальности полета 460 км, а с установкой дополнительных баков для переправы — до 1100 км.
В верхней части фюзеляжа, за несущим винтом, находится вспомогательная силовая установка (на фото не видна) с отдельным двигателем для работы систем и запуска главной силовой установки. Кстати, «Охотник» способен нормально летать даже в случае полного отказа одного из двигателей.
Основные задачи Ми-28
Ожидается, что ударный вертолет будет выполнять широкий спектр задач на поле боя. Оснащенный инновационными пилотажно-навигационными системами позволял вести бой в любых условиях, независимо от времени суток и погодных условий.
Основные задачи машины следующие:
- Поддержка наземных формирований во время боевых действий;
- Уничтожение танков, бронетехники различных типов;
- Сопровождение десанта с вертолетов;
- Уничтожение самолетов с характеристиками, сопоставимыми с вертолетами.
Есть специальный отсек, в котором могут разместиться 2-3 человека. Это позволяет использовать машину для эвакуации экипажей поврежденной техники с поля боя.
Для выполнения боевой задачи можно перевезти вертолет в кабину транспортного самолета, например:
- Ил-76;
- Ан-124;
- Ан-24.
После разгрузки автомата выпуска из транспортного средства необходимо подготовить его к отправке. Это займет всего полтора часа.
Достоинства и недостатки
Основная проблема Ми-28, как и всего комплекса РФ, — серьезное отставание от США в электронных системах. В совокупности это не позволяет вам полностью реализовать свой потенциал.
Большая часть электроники «Охотника» построена на основе французских и шведских элементов, но отечественные инженеры разрабатывают собственные системы.
Среди высоких характеристик особенно важна способность летать на предельно малых высотах. Самолет — единственный в мире, который может автоматически летать на высоте 5-15 метров и полностью складываться вокруг земли, независимо от сложности.
Модификации и боевое применение
Первые два прототипа, созданные в рамках «Проекта 280», носили название Ми-28. С учетом результатов испытаний и отзывов заказчиков родился «Проект 286». Машины получили обозначение Ми-28А, оснащались газовыми турбинами ТВ3-117 и модифицированными воздушными винтами.
Вертолет в серию не вошел, так как не отвечал требованиям ночной эксплуатации. На базе 28А был разработан вариант Ми-28Л, предназначенный для ВВС Ирака. Автомобиль был создан в 1990 году, но в связи с изменившейся ситуацией до постройки опытного образца не дошел, хотя должен был выпускать автомобили по лицензии.
Первой действительно серийной версией стал Ми-28Н, который был запущен в производство только в 2006 году. «Ночной охотник» был оснащен улучшенной трансмиссией на базе КПП ВР-29, а также обновленным бортовым оборудованием.
На борту установлена специальная станция ночного видения, обеспечивающая обнаружение движущихся целей на дальностях до 10 км. К 2018 году ВВС России получили не менее 108 Ми-28Н, из которых 5 были уничтожены полностью или частично. В авариях пострадали 4 человека.
Вариант Ми-28НЭ предназначен для экспортных поставок.
Партия машин была доставлена в Ирак и Алжир (15 и 2 вертолета соответственно). Предполагалось, что оборудование будет поставлено в Индию, но заказчик отказался от предложенных образцов, и контракт был расторгнут. Обучение пилотов должно проводиться на вертолетах Ми-28УБ, оборудованных дублирующими органами управления.
Особенностью учебно-тренировочных машин является полностью сохраненный боевой потенциал. Разработка модификации началась в 2010 году, заводские испытания завершились только в прошлом году. Поставка первой партии машин (24 вертолета) ожидается в 2018 году).
В 2009 году начались работы по созданию усовершенствованной версии Ми-28НМ. Вертолет оборудован новой радиолокационной станцией дальнего действия. Для повышения надежности используется резервное управление. Первый испытательный полет состоялся летом 2016 года. В настоящее время машина находится на доработке.
В связи с относительно недавним поступлением вертолетов на вооружение их боевое применение ограничено. Единственный конфликт, в котором официально участвуют ударные вертолеты Ми-28Н, — это война в Сирии.
Первый самолет поступил в состав авиационной группы ВВС России осенью 2015 года.
Техники принимали участие в освобождении некоторых городов от террористических формирований. В апреле 2016 года зафиксирована первая потеря — вертолет разбился из-за ошибки пилота. Весь экипаж погиб.
Особенности конструкции
Для создания вертолета было решено использовать цельнометаллическую схему фюзеляжа полумонокок, традиционную для большинства современных вертолетов и разработок того времени.
Некоторые конструкторские решения были приняты по Ми-24, именно этот самолет в войсках следовало заменить на новинку. Например, положение экипажа в кабине самолета идентично его предшественнику, поскольку размещение рядом с ним не позволяло получить требуемые углы обзора. К тому же проверенный принцип безопаснее.
Макет был выбран на основе 6 полноразмерных макетов, которые были созданы последовательно для решения проблемы.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования
Авионика вертолета соответствует требованиям систем пятого поколения. Их разработчик — Федеральный научно-производственный центр РПКБ».
Ми-28 перед взлетом
Электроника позволяет выполнять следующие действия:
- задачи внутри группы назначаются автоматически;
- вертолет можно использовать практически в любых погодных условиях и в любое время суток;
- разрешается выполнять боевые задачи на минимально возможной высоте;
- поддерживается связь со всеми наземными и воздушными командными пунктами, а также с артиллеристами;
- гарантируется одновременное использование боевых систем оператором и пилотом;
- есть возможность адаптировать новые электронные системы, средства поддержки и автоматизации;
- в связи с обслуживанием узлов и агрегатов по техническим условиям допускается эксплуатация на большом удалении от баз и аэропортов.
В дополнение ко всем этим функциям каждая машина способна поражать другие вертолеты / самолеты и вести разведку.
Список стандартных комплектов следующий:
- Компьютер «Багет-53», использующий единый интерфейс и на его базе обрабатывающий поступающие данные;
- Жидкокристаллические индикаторы МФИ-10-6М расположены в поле управления кабины экипажа, интегрирована консоль ПС-7В, с которой совмещены устройства записи информации в видео;
- Высокоточная ИНС-2000 и носовая станция СБКВ-2В-2 объединены в единый комплекс с навигационной системой, подключенной к спутнику. Скорость и дрейф контролируются доплеровским измерителем DISS, аппаратом сбора и анализа воздушных сигналов СВС, системой дальней навигации — также интегрирована РСДН;
- Система обнаружения направления излучения в ультрафиолетовом спектре, обнаружение электронного и лазерного излучения;
- Автоматическое управление — ГВС;
- Аппаратура управления боевыми системами;
- Индикация и обозначение цели на шлемах пилотов;
- Комплекс пилотажных машин;
- Средства для работы с объектами (от обнаружения до запуска) на основе телеканала и тепловизионных изображений;
- Средство для выполнения боевых задач на любой местности и в любую погоду. Ориентирован на пилотную работу, включает в себя очки ночного видения;
- КСС-28Н-1 — бортовая связь.
Одним из важных элементов станка является автомат горячего телевидения «Охотник». Разработка ФГУП «ГРПЗ» выполняет интеллектуальную обработку изображений, умеет просчитывать и контролировать цели.
Двигатели
Ранее на машины устанавливались украинские двигатели, которые теперь заменены на ВК-2500. Эти турбовальные силовые установки производятся заводом Климова. По сравнению с предыдущим ТВЗ-117ВМА мощность увеличена до 20%, появились новые системы управления и контроля, работающие в автоматическом режиме.
Ми-28, запуск ракеты
Благодаря параметрам двигателей потолок самолета увеличен до 30%, скороподъемность — на 50%, грузоподъемность увеличена на 1-2 тонны в зависимости от модификации.
Броня
Основную защиту экипажа обеспечивает броня кабины: алюминиевый лист толщиной 10 мм, усиленный снаружи керамическими элементами брони толщиной 16 мм. Этот продукт не пробивает пули калибра 7,62 и 12,7 мм.
Двери кабины из стеклопластика, броня аналогична описанной на кабине.
Лобовое стекло представляет собой прозрачный силикатный блок диаметром 42 мм. Окна и боковые двери имеют такие же блоки, но более тонкие: 22 мм.
Кабина пилота и оператора отделена друг от друга алюминиевой броней толщиной 10 мм. Избежать гибели обоих пилотов даже при взрыве фугасно-зажигательного снаряда малого калибра в одной из кабин.
Электроника
Электроника позволяет вертолету выполнять боевые задачи на высоте до 5 метров, а в полете он наклоняется над пересеченной местностью.
Безопасность цепей гарантируется их дублированием. Например, самые важные блоки и проводка размещены по разные стороны, а самые важные блокируются менее важными.
Используется средство постановки помех, позволяющее бороться с радиолокационными станциями и инфракрасными боевыми частями. На более поздних моделях комплекс Витебск L370 устанавливается с аналогичной задачей.
Отметим, что машина способна выполнять автономные боевые вылеты без аэропорта в течение 15 суток.
Локатор
Локатор, установленный над втулкой подшипника ротора, является инновационной разработкой. Его главное преимущество в том, что он обеспечивает круговой обзор. Сообщается, что опытные пилоты могут только зависнуть и развернуть локатор из-за препятствия, что позволяет им анализировать ситуацию, сохраняя при этом вертолет в безопасности.
Лопасти и рулевой винт
Лезвия изготовлены из композитных материалов. Основная идея при их разработке заключалась в сохранении высокой остаточной прочности даже при значительных повреждениях.
Уникальный дизайн и использование современных комплектующих / материалов позволили получить максимальные маневренные характеристики вертолета.
В частности, самолет может выполнять:
- цикл Нестерова;
- переворот Иммельмана;
- бочка;
- летать боком, назад, боком со скоростью до 100 км / ч;
- разворот с угловой скоростью до 117 град / с;
- развивать угловую скорость крена более 100 град / с.
Все это имеет большое значение в бою, так как увеличивает выживаемость. Например, чтобы соответствовать пилотным системам и вооружению, автопистолет сконструирован таким образом, что он нацелен на потенциального врага и стреляет без снижения скорости.
Летные и технические характеристики в сравнении с зарубежными аналогами
В таблице представлено сравнение основных технических характеристик российского вертолета Ми-28Н и его американских аналогов.
Отечественная техника имеет наибольший взлетный вес среди конкурентов, что является предметом критики.
С другой стороны, вертолет может нести максимальную боевую нагрузку, что является преимуществом в боевых действиях. Но для маневровых полетов и контртеррористических операций Ми-28Н не очень подходит. Американский аналог AH-1Z имеет заметно большую скорость полета, но заметно отстает в боевой дальности.
Ми-28НАХ-64Даpache LongbowBell AH-1Z Viper
Длина, мм | 17010 | 17730 | 17800 |
Высота, мм | 3820 | 4050 | 4370 |
Диаметр несущего винта, мм | 17200 | 14630 | 14630 |
Взлетная масса (допустимая), кг | 11 700 | 8006 | 8390 |
Запас топлива, л | 3500 | 4641 | 1561 |
Модель двигателя | ТВ3-117ВМА | General Electric T700-GE-701C | General Electric T700-GE-401C |
Мощность агрегата, л.с. | 3320 | 2834 | 2680 |
Максимальная скорость, км / ч | 324 | 276 | 411 |
Автономность полета, км | 500 | 480 | 231 |
Потолок, м | 5700 | 4465 | 6100 |
Экипаж, чел | 2 | 2 | 2 |
Вооружение | 1 * 30 мм 2А42, полезная нагрузка до 1605 кг | 1 * 30 мм M230, полезная нагрузка до 771 кг | 1 * 20 мм M197, 6 точек подвеса |
Вертолет Ми-28 — одна из машин, способных выполнять некоторые трюки. К ним относятся мертвая петля, иммельман и ствол. Конструкция ротора и систем управления позволяет перемещаться вбок или назад со скоростью до 100 км / ч.
Огромным преимуществом российских вертолетов является возможность их перевозки транспортными самолетами.
Несмотря на недостатки, вертолет Ми-28Н постепенно поступает на вооружение российской армии.
Вертолеты модифицируются на заводе в суровых условиях без государственной поддержки. По этой причине компания сталкивается с трудностями при выходе на зарубежные рынки, поскольку клиентам требуется полностью готовая машина, испытанная в реальных условиях.
Без активной поддержки дальнейшее развитие прекратится, и действительно, Ми-28Н — уникальная боевая машина, способная автоматически облетать землю и поддерживать высоту полета в диапазоне 5… 15 м способен на такое.
Вооружение вертолета
Для оснащения боевыми системами предусмотрено 4 точки подвеса под пилонами, кроме того, используется пушка 2А42 калибра 30 мм. Пистолет мобильный, имеет боекомплект на 250 патронов. Пушка поражает людей (до 4 км), легкие танки (1,5 км) и низкоскоростные летательные аппараты (до 2,5 км).
На подвески могут быть размещены следующие типы ракет:
- НАР С-8 — 4Х (20 штук), относится к неуправляемым ракетам;
- НАР С-13 — также неуправляемый, пригодный для борьбы с живой силой, легкобронированной техникой и инфраструктурой противника;
- ПТУР «Штурм-В» — 16 шт;
- Управляемая «Б-Атака» — 16 единиц;
- Управляемый «Атака-ВН» — 16 шт;
- За уничтожение самолета «Стрелец» ракетой «Игла-В-4Х4.
Кроме того, в оснащение штурмовика входит контейнер КМГУ-2, который используется для выполнения ряда задач. Он позволяет перевозить небольшие грузы, устанавливать минные заграждения.
Безопасность Ми-28
Для повышения выживаемости, достижения оптимальных характеристик по прочности и надежности конструкторы использовали приемы, разработанные при создании тяжелого Ми-26. Многие схемы были разработаны во время проектирования для достижения наилучших характеристик. Одна из планировок была так называемым «центральным центром». Он должен был охватить все жизненно важные системы в центре фюзеляжа, а второстепенные блоки были бы размещены вокруг них.
От этого принципа было решено отказаться по нескольким причинам:
- сложность достижения необходимой прочности;
- чрезмерные вибрационные нагрузки и проблемы с их устранением;
- уязвимость оборудования при выполнении работ.
Следовательно, от привлекательного решения пришлось отказаться в пользу более классических.
Дублирование агрегатов положительно сказывается на выживаемости машины в бою, кроме того, они взаимно экранированы друг от друга, разделены значительным расстоянием, что позволяет защитить фюзеляж и другие элементы компоновки. Наиболее важные блоки устанавливаются таким образом, чтобы их перекрывали второстепенные блоки.
Материалы и размеры элементов разработаны таким образом, чтобы в случае столкновения или повреждения пилоты успевали вернуться на базу до того, как разрушение конструкции станет критическим.
Если машина получила критическое повреждение и находится на высоте более 100 метров, двери кабины отодвигаются, затем специальный резак перерезает ремни принудительной тяги, надувает воздушные шары, устраняя травмы экипажа из-за орудия или Рамка. Летчики спускаются с парашютом.
При возникновении аварийной ситуации на высоте ниже 100 м ремни принудительно фиксируют экипаж на сиденьях «Памир-К». В случае удара основная энергия гасится шасси в процессе деформации, после чего остальная сила удара гасится энергопоглощающими сиденьями. Они способны выравнивать нагрузки до 60G в вертикальной плоскости.
Топливные баки заполнены пенополиуретаном, а также оснащены самоблокирующимся латексным слоем, который предотвращает проливание и возгорание топлива в случае повреждения баков.