- История Ми-26
- «Геликоптер Миля — 1», первый серийный
- Конструкция
- Фюзеляж
- Хвостовая балка
- Шасси
- Несущий винт
- Рулевой винт
- Силовая установка
- Трансмиссия
- AH-64 Apache
- Назначение
- Модификации
- Оборудование
- Силовая установка
- С оглядкой на американцев?
- Конструктивные особенности
- Фюзеляж
- Рулевой винт
- Шасси
- Технические характеристики
- В Ле-Бурже через базы НАТО
- Авиапроисшествия и катастрофы
- Тактико-технические характеристики
- Устройство
- «Сикорский CH-53E»
- Применение
- Особенности грузового вертолета Ми-26
- След в авиации
История Ми-26
Разработка Ми-26 началась в ОКБ Миля в начале 70-х годов прошлого века. Новый грузовой вертолет должен был перевозить тяжелые грузы в малонаселенных районах Советского Союза. Создан как замена модели, созданной в том же конструкторском бюро, — грузового Ми-6. Первоначально вертолет Ми-26 не предполагалось использовать в военных целях. Новый автомобиль был необходим для перевозки грузов массой 10-15 тонн на расстояние 500-800 километров.
Конструкторы поставили перед собой цель максимально использовать проверенные узлы и агрегаты, используемые на Ми-8, Ми-12 и Ми-6 и уже производимые серийно в новой машине. Рассматривались разные схемы будущего станка: одновинтовой, двухвинтовой, продольной и поперечной. Исследования, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ и ЦИАМ, показали преимущества классической одновинтовой конструкции. Согласно техническому заданию, разработанному на новую машину, Ми-26 должен был перевозить грузы массой до 20 тонн на расстояние не менее 400 километров. Двигатели для нового тяжелого вертолета были разработаны на заводе «Прогресс» в Запорожье».
Создатели Ми-26 уделили большое внимание конструкции несущего винта. Новая машина была оснащена металлопластиковым воздушным винтом диаметром 28 метров. Это решение значительно улучшило технические характеристики вертолета, увеличило его тягу и уменьшило общую массу. Особенно удачным оказался фюзеляж новой машины: при сохранении необходимой массы фюзеляжа удалось повысить жесткость конструкции и в несколько раз увеличить полезный объем грузового отделения.
При создании нового тяжелого вертолета учитывался опыт эксплуатации предыдущих моделей. Перед воздухозаборниками установили пылезащитные устройства, что значительно увеличило срок службы двигателя. Был продуман удобный доступ ко всем узлам и агрегатам, что сделало ремонт и обслуживание Ми-26 максимально удобным. Грузовое отделение было оборудовано погрузочной техникой (электролебедка, канатная дорога). Машина может перевозить грузы на внешней подвеске (до 20 тонн).
Изначально машина была способна перевозить личный состав. В грузовом отделении могли разместиться 82 десантника с оружием или 60 раненых на носилках. За несколько часов вертолет Ми-26 можно было превратить в машину скорой помощи.
Строительство прототипа началось в 1972 году, первый полет был совершен в 1977 году. В 1980 году Ми-26 успешно прошел государственные испытания, получив высокие оценки Госкомиссии и летчиков, проводивших их. Новую машину рекомендовали к производству и вводу в эксплуатацию.
В 1983 году начались войсковые испытания новой машины, а в 1985 году она начала поступать в войска.
Широкой публике этот автомобиль был показан в 1981 году на международной выставке в Ле Бурже. Он искупался.
Вертолет активно использовался в войне в Афганистане. Именно Ми-26 первым эвакуировал поврежденный вертолет Ми-8. Вертолеты Ми-26 действовали в Афганистане с авиабаз в соседнем Таджикистане и выполняли задачи советской группировки: транспортировку грузов и личного состава, эвакуацию раненых. После начала вторжения многонациональной коалиции в Афганистан Ми-26 выполнил эвакуацию на внешней подвеске двух вертолетов CH-47 Chinook (ВВС США) и поврежденного вертолета AS-532 Cougar (ВВС Нидерландов).
Ми-26 активно использовался при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 1986 года. Эта машина принимала участие в конфликте в Нагорном Карабахе, в первой и второй чеченских кампаниях, в нескольких конфликтах на территория континента Африканского.
Было сбито несколько машин. Самая крупная авиакатастрофа в мировой истории авиации связана с Ми-26. В 2002 году возле Ханкалы чеченскими сепаратистами из ПЗРК «Игла» был сбит вертолет Ми-26. В этой страшной трагедии погибли 127 человек.
Вертолет отлично подходит как для военных, так и для мирных задач. Его можно использовать для спасательных операций, перенося большие грузы на внешней подвеске. Этот вертолет также используется для тушения лесных пожаров.
Сегодня эти машины стоят на вооружении нескольких десятков стран. Большая часть Ми-26 находится в ВВС России. Эти вертолеты также активно использует МЧС России. Машина имеет несколько десятков модификаций, ее производство продолжается на Ростовском вертолетном заводе. До 2011 года было произведено 316 единиц, 40 автомобилей отправлено в другие страны.
Ми-26 на сегодняшний день является самым большим серийным транспортным вертолетом в мире. Он установил несколько мировых рекордов по полезной нагрузке, высоте и дальности полета. Автомобиль имеет отличные технические характеристики, любим водителями и обслуживающим персоналом. Благодаря своим уникальным характеристикам эти вертолеты пользуются большой популярностью как в России, так и за рубежом.
«Геликоптер Миля — 1», первый серийный
Ми-1 был введен в строй в 1951 году, а серийное производство началось спустя три года. Изначально самолет получил название «Вертолет Миль-1». Вертолет разгонялся до 170 км / ч на высоте не более 3 километров. На протяжении многих десятилетий вертолеты Ми-1 активно используются как в гражданской авиации, так и в вооруженных силах страны.
Производство вертолета прекратилось в 1960 году. Всего было построено более 2600 машин. Фото: пресс-служба Вертолетов России / Russianhelicopters.aero
Конструкция
Вертолет построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и оснащен трехопорным шасси. Главный ротор состоит из 8 лопастей и приводится в движение двумя газотурбинными двигателями. Основной корпус изготовлен из алюминия и стекловолокна.
Фюзеляж
Фюзеляж конструкции выполнен по типу «монокок». Это схема с несущей обшивкой, запас прочности которой обеспечивает система, состоящая из рам. Напротив — кабина, в которой могут разместиться четыре человека: два пилота, штурман и бортинженер.
Кабина оборудована кондиционером и компрессором избыточного давления, предотвращающим попадание пыли в салон.
Объем грузового отсека Ми-26 при аналогичных габаритах предшественника увеличен вдвое. Грузовое отделение занимает центральную часть корпуса и имеет длину 12 м, ширину 3,2 м и высоту 3 м. Размеры выбирались исходя из существовавшего на тот момент оборудования: автокраны, автоцистерны, буровые установки и т.д.
В удаленных местах экипажу придется самостоятельно управлять погрузочно-разгрузочными операциями. Для этого в отсеке установлены две тали по 2500 кг и электрическая лебедка на 500 кг. На полу устанавливаются ролики: ролики, позволяющие грузу катиться по отсеку, а не тащить их.
Погрузка производится из хвостовой части через загрузочный люк. Двери и лестница люка имеют гидравлическое управление, а опора хвостовой балки откидывается для облегчения посадки. Для быстрого высадки десанта на борт предусмотрены лестничные двери.
Вертолет способен перевозить 70 десантников в полном боевом снаряжении или 60 раненых в лежачем положении.
Носилки штабелируются на 4-х уровнях и фиксируются замками и ремнями. В полу под люком находится рама для крепления троса внешней подвески.
Хвостовая балка
Низ хвоста плоский и высокий. Коленчатый вал и коммуникации разводятся в пределах радиуса. На его конце расположены элементы оперения и опора для заднего ротора. В конце опоры находится противовес, который стабилизирует вращательные колебания. Для облегчения погрузки выгружаемого груза опора хвостовой балки складывается и при необходимости снимается с грузового тракта.
Шасси
Вертолет стоит на трех неубирающихся стойках, каждая со сдвоенными колесами. Задние колеса имеют гидравлический привод и наклоняют кузов.
Несущий винт
Несущий винт состоит из восьми лопастей и имеет диаметр 32 метра. Это на три метра меньше винта Ми-6, но на 30% эффективнее. Сердечник лопасти представляет собой неразъемный стальной лонжерон, к которому крепится хвостовое оперение в виде блоков из стеклопластика.
Производство целых 16-метровых лонжеронов — это уникальная техническая задача. В мире есть только одно предприятие, способное производить такую продукцию — Челябинский трубопрокатный завод.
Лопасти с возможностью вращения прикреплены к ступице, которая сделана из титана и алюминия. Главный недостаток гребного винта — низкая инерция, затрудняющая самостоятельное вращение. Авторотация — это способность ротора вращаться от набегающего воздушного потока. Этот режим позволяет пилотам безопасно приземлиться в случае отказа двигателя.
Рулевой винт
Огромный крутящий момент несущего винта компенсировался рулевым винтом диаметром 7,6 метра.
Его диаметр является самым большим в мире и превышает размер циферблата кремлевского колокола.
Ротор состоит из пяти лопастей и приводится в движение двигателями через редуктор и вал.
Силовая установка
Ми-26 оснащен двумя газотурбинными двигателями Д-136 мощностью по 11000 лошадиных сил каждый и дополнительной силовой установкой ТА-88.
Двигатели расположены в гондолах в верхней передней части и отделены друг от друга противопожарным экраном из титанового листа.
Особенности Д-136
Максимальная мощность: 11000 CV
Расход топлива в час: | 3100 кг / ч |
Коэффициент сжатия воздуха: | 18,4 |
Пиковое потребление воздуха: | 36 кг / сек |
Длина: | 371 см |
Длина: | 138 см |
Рост: | 112 см |
Сухой вес: | 1077 кг |
Назначенный ресурс: | 2000 часов |
В связи с политическим кризисом в будущем планируется замена украинского Д-136 компании «Мотор-Сич» на российский аналог.
Вспомогательная установка ТА-88 запускает главные двигатели, а также приводит в действие бортовые приборы и гидравлику из состояния покоя.
Силовая установка имеет систему синхронизации мощности и автоматическую поддержку частоты вращения вала. Если один из двигателей выходит из строя, другой переключается в максимальный режим, что позволяет успешно продолжить полет.
На новой машине значительно снизилась интенсивность работ по техническому обслуживанию. Система трапов, капотов, выдвижных трапов обеспечивала легкий доступ к двигателю и трансмиссии.
Трансмиссия
Самый сложный и ненадежный агрегат в вертолете — это главный редуктор. Его кузов передает мощность в 20 000 лошадиных сил, сравнимую с мощностью трех локомотивов 2ТЭ116. На локомотивах эта мощность передается электрически, то есть через электрический генератор. Инженеры МВЗ не смогли позаимствовать такое решение, потому что масса всех электрических устройств составила бы 11 тонн.
Необходимо было передавать крутящий момент напрямую, и это требует изменения.
Заказ на изготовление коробки передач такой прочности не принял ни один моторный завод в Союзе. Он был разработан самостоятельно в ОКБ Миля.
При производстве использовалась новая многопоточная схема, которая позволяла удерживать вес в пределах нормы. Редуктор ВР-26 имеет собственные трансмиссии вентиляции и смазки.
Редуктор Ми-26Ми-6
Пустой вес | 3640 кг | 3370 кг |
Передаваемая мощность | 22000 л.с | 12000 л.с |
В трансмиссию кроме БП-26 входят: редуктор рулевого винта, промежуточный редуктор, муфты свободного хода.
AH-64 Apache
AH-64 — основной ударный вертолет вооруженных сил США.
Выпущенный в середине 1970-х, он поступил на вооружение только в 1985 году и начал активно использоваться в горячих точках.
Небольшой по размерам, по сравнению с гигантами транспорта, вертолет маневренный и развивает скорость 293 км / ч.
Apache принял боевое крещение в 1989 году во время вторжения американских войск в Панаму. Сегодня боевые потери составляют 152 машины.
Назначение
Тяжелый транспортный вертолет Ми-26 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов внутри грузового отсека и на внешней подвеске, а также для эвакуации больных и раненых и проведения спасательных работ.
он способен перевозить грузы массой до 20 тонн на расстояние 400 км на высоте более 1500 м.
Модификации
Комментарии и описание изменений
Ми-26 | Базовая модель. |
Ми-26М | Улучшенная производительность. Установлена новая авионика. |
Ми-26МС | Санитарная модель с комплектом носилок и оборудованной точкой помощи |
Ми-26НЭФ-М | Противолодочная версия с акустическим буем. Не производится. |
Ми-26П | Коммерческая версия на 63 пассажира. |
Ми-26ПК | Строительный кран |
Ми-26ПП | Оборудование радиоэлектронной борьбы |
Ми-26Т | Летающий кран |
Ми-26Т2 | Цифровые компьютеры с дисплеями. Экипаж сократился до 3 человек. Первый образец выпущен в 2015 году |
Ми-26ТС | Шаблон для экспорта в RPC |
Ми-26ТМ | «Летучий журавль». |
Ми-26ТП | Вариант с противопожарным оборудованием |
Ми-26ТЗ | Летающий нефтеналивной танкер (танкер) |
Ми-27 | Воздушный командный пункт сухопутных войск. Не в строю. |
Модификация Ми-26Т2 отличается улучшенной авионикой и навигацией. Установлен новый комплекс НПК90-2, позволяющий автоматизировать крейсерские, предпосадочные маневры и заход на посадку в условиях плохой видимости.
Большинство аналоговых устройств заменено цифровыми и установлены многофункциональные дисплеи. Первый образец был показан публике в 2015 году, и ожидается, что изменения будут запущены в серийное производство в 2018 году.
Оборудование
Вертолет способен работать в различных климатических зонах и погодных условиях. Для этого внутри устанавливается следующее навигационное оборудование:
- «Расческа-2» — Жатка система. На основе гироскопа. Указывает количество отклонения от курса.
- ПКМ-77М — прибор управления полетом. Устройство определяет пространственное положение самолета.
- Веер-М — Система ближней навигации. Работает за счет радиоточки на земле.
- «Ромашка» — приемник радиосигналов.
- А-036 — Ростомер
- АГР-83-15 — Искусственный горизонт.
- Ак-19 и АРК-УД — Радиокомпасы
- DISS-32 — Доплеровский измеритель скорости
После тщательной модернизации модели на Ми-26Т2 в оборудование был включен приемник ГЛОНАСС.
Связь с Землей обеспечивают УКВ, КВ радиостанции, для переговоров членов экипажа предусмотрен переговорное устройство СПУ-8.
На экран пилотов выводилось изображение с видеокамер, установленных на внешней подвеске. Автопилот ВУАП-1 имел систему предотвращения перекатывания груза. Компьютер внес поправки в управление с учетом данных с датчиков ускорения и ветра.
Сравнительная таблица характеристик вертолетов того же класса.
Шаблон | Супер жеребец CH-53 | CH-47 Чинук | Ми-26 |
Экипаж | 5 | 3 | 6 |
Вместимость человека | 55 | 55 | 85 |
Грузоподъемность кг | 14500 | 12284 | 20 000 |
Силовая установка | GE-416 3 x 3,2700 кВт | Lycoming T55 2 x 3529 кВт | Д-136 2 х 8500 кВт |
Автономия км | 1000 | 770 | 475 |
Крейсерская скорость км / ч | 278 | 296 | 265 |
Длина (высота) м | 30,2 (8,46) | 30,1 (5,7) | 40 (8,1) |
Потолок м | 5640 | 6100 | 4600 |
Диаметр ротора м | 24 | 18,3 | 32 |
Силовая установка
Силовая установка вертолета состоит из двух турбовальных двигателей Д-136 взлетной мощностью 11400 л.с каждый и вспомогательной силовой установки (ВСУ) ТА-88 (расположенной под кабиной пилота слева и обеспечивающей запуск двигателя и его работу) электрические и гидравлические системы и системы кондиционирования на стоянке).
Двигатели Д-136 установлены бок о бок в верхней части фюзеляжа в отдельных гондолах, разделенных титановой перегородкой. Воздухозаборники двигателей оснащены противопылевыми устройствами и электрическими системами защиты от замерзания. Блок управления оборудован системой автоматического поддержания частоты вращения ротора; в случае отказа двигателя система автоматически увеличивает мощность от второго до чрезвычайного, сохраняя постоянную скорость вращения ротора (132 об / мин).
Трансмиссия состоит из главного редуктора, двух обгонных муфт, приводных валов рулевого винта, промежуточного редуктора и редуктора рулевого винта. Трехступенчатый главный редуктор модульной конструкции ВР-26 имеет приводы вентилятора охлаждения КПП и масляных систем, установленных над воздухозаборниками двигателя, приводом рулевого винта и приводными агрегатами. Длина редуктора 2,5 м, ширина 1,95 м и высота 3,02 м, масса 3640 кг.
Для обслуживания силовой установки и трансмиссии обтекатели двигателей оснащены большими навесными панелями, используемыми в качестве рабочих площадок, а в хвостовой балке имеется проход для обслуживания трансмиссии рулевого винта без специального оборудования на земле.
Топливная система включает несколько гибких баков общей емкостью 12 000 литров.
С оглядкой на американцев?
Несмотря на приверженность КБ Миля так называемой «классической» схеме, попутно с решением о начале работ над «Проектом-90» было принято еще одно очень необычное и даже спорное решение. В те годы советская разведка располагала информацией о том, что в США разрабатывается вертолет грузоподъемностью до 20 тонн. Характерным отличием американской машины от классической конструкции винтокрылых самолетов было наличие сразу двух несущих винтов, разнесенных по разным сторонам машины — первый располагался над кабиной пилотов, второй — почти на пределе кормовой край. По такой необычной схеме впоследствии американцы построили знаменитый американский вертолет Boeing CH-47 Chinook, получивший наступательное прозвище «Горбун» у наших авиационных специалистов».
Не желая отставать в разработке и одновременно проверять реализуемость этой схемы в реалиях советских конструкторских бюро, отдельной группе инженеров было поручено разработать машину, аналогичную конструкции американцев. Также следует отметить, что все работы по «Проекту-90» велись параллельно, и ни одна из схем не была отработана за счет других.
Конструктивные особенности
Вертолет выполнен в одновинтовой конфигурации с рулевым винтом и неубирающимся трехстоечным шасси.
Фюзеляж
Полумонококковый фюзеляж выполнен из алюминиево-литиевых сплавов с широким применением титановых сплавов и композиционных материалов. В носовой части находится кабина, состоящая из первого пилота на левом переднем сиденье и второго пилота на правом сиденье. За первым пилотом стоит бортинженер, а за вторым — оператор-радионавигатор, среди пилотов на откидном сиденье может разместиться грузовой оператор, за кабиной экипажа — отдельная кабина на четыре пассажира.
Грузовой отсек расположен в центральной части фюзеляжа. Он оснащен механизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием, состоящим из двух тельферов грузоподъемностью 2500 кг и электрической лебедки усилием 500 кг для перемещения грузов на полу кабины, которая оборудована роликовыми конвейерами и крюками для крепления нагрузки. Кабина оборудована загрузочной дверью с опускающейся загрузочной рампой с открывающимися наружу дверями.
Хвостовая балка с плоским дном для улучшения условий погрузки и разгрузки трансформируется в широкое вертикальное оперение с асимметричным профилем для создания поперечной силы и разгрузки рулевого винта и регулируемого стабилизатора на стоянке.
Несущий винт — восьмилопастный, с шарнирно-сочлененными лопастями и гидроамортизаторами. Прямоугольные лопасти имеют улучшенные аэродинамические поверхности с относительной толщиной 0,12 на стыке и 0,09 на вершине лопасти и умеренной аэродинамической закруткой. Лопасти смешанные с трубчатым лонжероном из стали, к которому прикреплены 26 ребристых секций с обшивкой из стекловолокна и сотами. Наконечник лезвия защищен антикоррозийной накладкой из титанового сплава. Хорда лопасти 0,835 м, окружная скорость концов лопасти 220 м / с.
Рулевой винт
Хвостовой винт пятилопастный, диаметром 7,67 м, с прямоугольными лопастями из стеклопластика.
Шасси
Рама представляет собой неубирающийся трехколесный велосипед с двойными основными колесами и убирающейся опорой хвостового оперения. Передняя опора самоориентирующаяся, основные опоры со сдвоенными колесами размером 1120х450 мм имеют небольшие размеры, двухкамерные амортизирующие стойки обеспечивают изменение высоты от земли на стоянке.
Технические характеристики
На вертолете могут разместиться до 5 членов экипажа. Двигатели типа D136 вместе с каждым развивают мощность по 11400 л.с. Ми-26 обладает выдающимися характеристиками несущего винта. Его размах — 32 м. Винт состоит из 8 лопастей, которые в полете образуют стреловидный круг площадью 804 квадратных метра. Вес пустого вагона — 28 тонн. Максимальный порог нагрузки — до 56 000 кг. Оптимальная взлетная масса — 49 тонн.
Еще одно важное преимущество вертолета Ми-26 — высокая крейсерская скорость. Характеристики этого типа полета превосходят все ожидания, достигая 255 км / ч. Что касается максимального скоростного барьера, то он составляет 295 км / ч. Во время полета одним из определяющих компонентов является статический потолок по отношению к влиянию земли. С учетом влияния этот показатель равен 2900 м, без него — 1800 м. Динамический потолок составляет 4,9 км. Практическая дальность полета составляет 490 км, в перегонном режиме — до 1800 км.
В Ле-Бурже через базы НАТО
В июне 1981 г состоялась первая публичная демонстрация Ми-26 на авиакосмической выставке в Ле Бурже. «Ну, когда нужно было лететь, КГБ давал разрешение, ЦК давал, но комитет партийного контроля не дает», — говорит Карапетян. Было написано анонимное письмо. Хотели даже уволить летчика и первого заместителя генерального директора завода. Верно, потом поняли, и произошло обратное: того, кто написал жалобу, уволили. На защиту летчика отправился Марат Тищенко (в то время генеральный конструктор ОКБ Миля.
Они — ну давайте переоденемся, а он — ни в коем случае. В 1971 году, когда летчика Ельяна на Ту-144 сменил Козлов, самолет разбился на авиасалоне в Ле Бурже. Я человек предубежденный, поэтому Ми-26 летать не будет. И это все, что нужно сделать, это может быть достигнуто генеральным секретарем и так далее. После этого мне дали разрешение, но просили, чтобы Тищенко мне гарантировал Гурген Карапетян, летчик-испытатель ОКБ Миля, Герой Советского Союза
Кстати, полет до Парижа занял около 17 часов. Остановки были в Вильнюсе, Варшаве, Берлине и Франкфурте-на-Майне. «Мы совершили так много посадок из-за того, что машина была экспериментальной, и нас сопровождал вертолет Ми-8, чтобы он мог нас сопровождать», — сказал Карапетян.
Описание Вертолет Ми-26 на авиасалоне в Ле Бурже, 1981 г. © О. Карасев / ТАСС
По словам пилота, Ми-26 произвел фурор на выставке, все восхищались вертолетом. «Автомобиль уникален, это наше национальное достояние. И с тех пор никто в мире даже не создал такой автомобиль. Американцы в Boeing начали заниматься этим бизнесом, забросили на полпути, потратив около 2,5 миллиардов долларов», — сказал он говорит.
Вертолет показали на открытом статическом табло, но позже пилоты согласились и, улетев, облетели аэропорт. Все остались довольны и сфотографировались.
Кстати, впервые немцы разрешили нам пролететь через Франкфурт-на-Майне. Мы летели над Западной Германией через Северное море и Данию. И здесь им разрешили. А потом выяснилось, что мы облетели все ракетно-ядерные базы США в Германии Летчик-испытатель ОКБ Миля Гурген Карапетян, Герой Советского Союза
Когда мы прилетели в Париж, Карапетяна встретил первый заместитель генерального директора Аэрофлота. Он был его другом, с которым они летали в аэроклуб на вертолетах в начале 1960-х годов.
Он подходит и говорит: «Эй, а тебя там никто бы не застрелил?» «Нет, видимо, — говорю, — что это?» — «Да, перехватили телефонный разговор по радио, на базу НАТО позвонил полковник и попросил поднять самолеты, чтобы вас сбивали» Гурген Карапетян, летчик-испытатель ОКБ Миля, Герой Советского Союза
«А когда мы вернемся, у нас есть маршрут, и нам говорят:« Поехали сюда ». «Спрашиваю у навигатора:« Где? «Да, есть аэропорт НАТО», — говорит Карапетян. Вертолет вошел в центр аэродрома и взял курс.
Спрашиваю курьера по-английски: «Зачем вы нас сюда привезли?» «Да, я должен был увидеть русский вертолет, который произвел фурор в Париже», — ответил он. Пришлось ругаться в кабине вертолета: «Вот идиот, деревья зеленые. Он должен на него посмотреть
ОписаниеВ кабине вертолета Ми-26 © Валерий Матыцин / ТАСС
Немецкий диспетчер, санкционировавший полет, был уволен через 20 минут после взлета Ми-26.
Авиапроисшествия и катастрофы
- Катастрофа Ми-26 19 августа 2002 года в Чечне стала крупнейшей по количеству жертв в истории военной авиации СССР / России и крупнейшей вертолетной катастрофой в истории мировой авиации. Он был сбит чеченскими боевиками в районе Ханкалы ракетой ПЗРК «Игла-1М». Тогда погибли 127 человек.
Авиационные происшествия и катастрофы | ||||
Дата | Номер доски | Место бедствия / аварии | Убито / всего на борту | Краткое описание |
26.01.1983 | н / д | возле Торжка | 6/6 | Отрыв лопасти несущего винта и разрушение хвостового оперения при взлете |
18.10.1985 | н / д | пгт. Москва Таджикистан | 1 / н / д | Военный совет. Аварийная посадка из-за поломки трансмиссии рулевого винта |
24.06.1987 | 51 | возле Кутаиси | 1 + 17/18 | Военный совет. Падение из-за разрушения подшипника ведущего вала рулевого винта |
11.12.1987 | н / д | возле аэропорта города Кварели | 3/6 | Вертолет падает и переворачивается на бок в условиях учебного полета |
14.05.1989 | 06003 | возле Лабытнанги | 0 / н / д | Тренировочный полет с имитацией отказа двигателя. Он рухнул из-за жесткого приземления. |
1989 г | 72 | телави: аэропорт | 0 / н / д | Посадка на взлетно-посадочную полосу с выключенными двигателями на скорости, во много раз превышающей допустимую |
13.12.1989 | н / д | под Ростовом | 5/5 | Ошибка управления при тестовом полете из аэропорта Чкаловский |
20.03.1990 | 06024 | под Киренском | 9/9 | Отсутствие управляемости из-за неисправности гидромеханизма несущего винта |
18.08.1990 | 06023 | Тюменская обл | 5/5 | Разрушение вертолета в воздухе из-за нерасчетных перегрузок из-за нарушения внешней нагрузки |
15.07.1991 | н / д | возле Чирчика | 0 / н / д | Вынужденная посадка из-за возгорания правого двигателя |
03.03.1992 | н / д | возле села Сейдиляр | 12/50 | Военный совет. Он участвовал в гуманитарной миссии во время карабахского конфликта. Сбит ПЗРК |
12.05.1992 | н / д | возле села Вазашен | 8/8 | Военный совет. Он участвовал в эвакуации семей российских пограничников во время карабахского конфликта. Сбит ракетой ПВО на высоте 2000 м. |
27.02.1993 | 06193 | steung Treng аэропорт | 0/14 | Потеря управления при посадке при транспортировке товаров военного назначения в ООН |
15.10.1993 | 06043 | возле Нефтеюганска | 0 / н / д | Авария |
19.10.1995 г | 95 красный | у мыса Неупокоевка острова Большевик | 18.08 | Столкновение с кучей льда высотой 313 метров из-за плохой погоды и использования устаревших схем полетов |
19.10.1996 г | н / д | графство Кап | 1/2 | Вход в зону сильного ветра при переноске пиломатериалов на внешней подвеске |
18.08.1997 | н / д | возле города Ключи | 0/7 | Вынужденная посадка после разрушения двух лопастей рулевого винта |
25.09.1999 | н / д | возле Ботлиха | 0 / н / д | Военный совет. Хвостовая балка касается земли и падает на правый борт во время транспортировки боеприпасов |
20.03.2000 | н / д | графство Кап | 2/5 | Разрушение в воздухе при подготовке к отсоединению груза древесины |
21.02.2001 | н / д | недалеко от аэропорта Марково | 0 / н / д | Вынужденная посадка из-за неисправности главного редуктора |
01.12.2001 | 92 красный | у станицы Стодеревская Ставропольского края | 2/18 | Отказ двигателя на 1,5 км и планирование действий в чрезвычайных ситуациях |
19.08.2002 г | 89 красный | возле Ханкалы | 127/152 | Военный совет. Сбитый ПЗРК «Игла», он сел на минном поле. |
03.05.2003 | 06075 | возле Читы | 12/12 | Совет МЧС. Падение во время тушения лесного пожара из-за намотки водосбросного кабеля на хвостовой винт. |
02.12.2006 | 29112 | возле Кандагара | 8/8 | Он разбился в горной местности при неблагоприятных погодных условиях. |
14.07.2009 | ER-MCV | Гильменд | 1 + 6/6 | Во время посадки вертолет получил попадание из ПЗРК или гранатомета. |
14.12.2010 | Z3076 / D | аэродром | 0/8 | Вертолет ВВС Индии упал на землю через несколько минут после взлета. |
20.12.2011 | 06121 | возле Тайлаково | 1/6 | При транспортировке дизельного топлива он жестко приземлился и полностью сгорел. |
05.06.2012 | н / д | расстояние до Сургута составляет 200 км | 0/5 | Произведена вынужденная посадка путем отслоения в отсеке гребной полости. |
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации Ми-26Т.
Характеристики
- Экипаж: 5 человек (2 на Ми-26Т2)
- Пассажировместимость: 85 солдат или 70 десантников с полным снаряжением или 60 носилок для раненых и три места для сопровождающих десантников
- Грузоподъёмность: 20000 кг
- Длина: 40.02 м
- Длина фюзеляжа: 33,74 м
- Диаметр несущего винта: 32,0 м
- Диаметр рулевого винта: 7,61 м
- Максимальная ширина фюзеляжа:
- Рост:
- Площадь, охватываемая ротором: 804,25 м2
- Основание рамы:
- Колея рамы: 5,0 м
- Масса пустого: 28 200 кг
- Нормальная взлетная масса: 49600 кг
- Максимальный взлетный вес: 56000 кг
- Масса топлива во внутренних баках:
- Объем топливных баков: 12000 литров (14800 литров на четырех ПТБ или 4780 литров на двух ПТБ)
- Силовая установка: 2 × турбовальные «Мотор Сич» Д-136
- Мощность двигателя: 2 × 11 400 л.с вместе с. (снять)
Летные характеристики
- Максимальная скорость: 295 км / ч
- Крейсерская скорость: 265 км / ч
- Практическая дальность: 800 км
- Дальность плавания: 2350 км (с четырьмя ПТБ)
- Продолжительность полета:
- с максимальным запасом топлива:
- Практический потолок: 6500 м
- Статический потолок: 1520 м
- Динамический потолок: 4600 м
- Скороподъёмность:
- Скорость вертикального подъема:
Устройство
Вертолет Ми-26 построен по классической схеме. Имеет рулевой и несущий винты. Несущий винт имеет восемь лопастей, рулевой винт — пять. Лопасти воздушного винта имеют стальной лонжерон, пластиковый каркас и специальный наполнитель. Для улучшения аэродинамических свойств лопасти имеют изменяемый профиль. В конструкции рукава использован титан.
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Д-136 (мощностью 11400 л.с каждый), не имеющих аналогов в мире.
Рама трехстоечная, неотдвижная.
Фюзеляж представляет собой полумакет цельнометаллический. В носовой части размещены антенна РЛС и кабина пилота. За ним расположена пассажирская кабина. Грузовой отсек занимает большую часть фюзеляжа. Его размеры довольно внушительны: длина 12 метров, ширина 8,25 метра. Имеется погрузочное оборудование.
В конструкции вертолета активно используется специальный алюминиевый сплав, который примерно на 25% легче обычного алюминия. Топливные баки интегрированы в конструкцию машины, их объем составляет 11600 литров, что позволяет Ми-26 преодолевать расстояние до 800 километров.
Фюзеляж имеет отличные аэродинамические характеристики; На вертолет установлены многочисленные обтекатели.
Комплекс электронного и навигационного оборудования позволяет машине выполнять свои задачи днем и ночью, в различных погодных условиях. Модернизированный вертолет Ми-26Т2 получил новейший комплекс авионики-26 и более комфортную кабину с жидкокристаллическими экранами, а также новую навигационную систему, позволяющую осуществлять навигацию и прокладку маршрута с помощью навигационной системы ГЛОНАСС.
Экипаж Ми-26 состоит из шести человек.
На данный момент готова модификация Ми-26Т2, его могут использовать два человека.
«Сикорский CH-53E»
Эта модификация представляет собой тяжелый транспортный самолет, считающийся самым большим винтокрылым самолетом, построенным в Америке. Его первоначальное предназначение заключалось в проведении специальных операций в частях морской пехоты. Однако позже грузовой вертолет Sikorsky CH-53E начали использовать и в других сферах. В процессе эксплуатации оказался надежным, быстрым и эффективным устройством.
Агрегат стоит на вооружении нескольких стран, в том числе Германии, США, Мексики и Израиля. Всего было выпущено более 520 автомобилей этой серии. Максимальная взлетная масса — 19 тонн, максимальная скорость — 315 километров в час, снаряженная масса — 10,7 тонны.
Применение
- Война в Афганистане
- Устранение последствий аварии на Чернобыльской АЭС
- Гражданская война в Анголе
- Карабахская война
- Первая чеченская война
- Вторая чеченская война
Первое боевое применение Ми-26 произошло в 1984 году в Афганистане в составе 23-го отдельного авиаполка Пограничных войск КГБ СССР, дислоцированного в Душанбе.
В 1988 г была проведена первая единичная операция по эвакуации поврежденного Ми-8 на внешней подвеске Ми-26 с территории Афганистана на территорию СССР. Операцию провел Юрий Иванович Ставицкий, ныне Герой России. 37
27 сентября 1996 года на нем было построено большое построение, которое позже было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. В ходе этого мероприятия был установлен очередной рекорд, Ми-26 поднял 224 десантника на высоту 6500 метров.
Используется для эвакуации двух американских военных вертолетов CH-47 Chinook в Афганистане, стоимость эвакуации составляет 650 000 долларов.
Используется для эвакуации поврежденного вертолета AS-532 «Cougar» ВВС Нидерландов в Афганистане.
на нем самолет Ту-134 доставлен из аэропорта Пулково в тренировочный лагерь МЧС в районе микрорайона Рыбацкое в Санкт-Петербурге.
Особенности грузового вертолета Ми-26
Гражданская модель вертолета была запущена в производство только в 1985 году. Гражданская версия отличалась от военной машины главным образом только навигационным оборудованием. Отличалась и система подвески, с помощью которой можно было обеспечить лучшую транспортировку морских контейнеров. Специально разработанная платформа позволила увеличить скорость грузового транспорта до 200 км / ч. Для использования станка в горных условиях была разработана ручка, с помощью которой можно было транспортировать дрова.
У этого вертолета есть ряд преимуществ и рекордов, которые он установил еще до того, как пошел в серийное производство. В 1982 году он смог взять груз весом 25 тонн и подняться с ним на высоту 4 тысячи метров, а вся масса вертолета на тот момент составляла чуть более 56,7 тонны. На этом автомобиле Ирина Копец установила девять мировых рекордов, когда за рулем стояла женщина. В августе 1988 года был также установлен рекорд: экипаж Ми-26 смог совершить полет по замкнутому кругу протяженностью 2 тысячи километров со средней скоростью 279 км / ч. В этом полете пилоты столкнулись с сильным погодным фронтом.
Ми-26 способен нести любую военную технику массой менее 20 тонн. Всю боевую технику можно загрузить своим ходом через задний люк вертолета, который открывается двумя дверьми. Что касается живой силы, то такой грузовой вертолет может спокойно разместить 82 военнослужащих или 68 десантников во всем снаряжении. В случае враждебности такой вертолет можно быстро оборудовать для перевозки раненых, которые могут быть размещены на носилках, и в этом случае могут поместиться 60 солдат и три сопровождающих врача. Для длительных перелетов можно установить дополнительные топливные баки прямо в грузовом отсеке.
След в авиации
Ми-26 оставит свой след в истории не только как уникальный вертолет с технической точки зрения. Первая партия начала служить в 1984 году в Таджикистане. Транспортные средства сыграли важную роль в снабжении наших войск в Афганистане. В 1988 году с его помощью удалось перенести поврежденный Ми-8 в безопасное место.
Тяжелый погрузчик действительно показал свои силы при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Ми-26 группами кидали осколки реактора бором для охлаждения остатков топлива. Для уменьшения вредного излучения экипажа на борт были установлены тяжелые свинцовые плиты массой 5 тонн, с которыми Ми-8 не справился. В срочном порядке производитель выпустил версию машины, способную распылять клеевые химикаты.
Эти элементы связывают радиоактивную пыль и препятствуют ее распространению в воздухе. Взяв на себя всю опасную работу, машина, возможно, спасла здоровье более тысячи ликвидаторов и предотвратила наихудшие сценарии.
Он взял вертолет и участвовал в чеченских конфликтах, летал в Африку и Азию. Высокая нагрузка, низкие требования к квалификации обслуживающего персонала и надежность машины завоевали ему доверие во всем мире.
Однако с этим аппаратом связаны и трагедии. В августе 2002 года Ми-26 погиб из-за попадания зенитной ракеты. Пилот приземлился прямо на минах, и инженеры потратили много времени, расчищая путь спасателям. Трагедия унесла жизни 127 человек и является крупнейшей в истории военной авиации.
Тяжелый вертолет по-прежнему пользуется спросом, но основной заказчик сменился, отныне вместо ракет и танков Ми-26 перевозит коммерческие грузы.
Все чаще его можно увидеть на дальних северных полях смещения, где это единственная грузовая артерия и единственный строительный кран. Активным пользователем автомобиля является МЧС. Ежегодно «коровы» спасают леса от опасности пожаров, обливая их тоннами воды. Тяжелый грузовик будет популярен еще долго, замены пока не планируется.