Ми-24 армейский ударный боевой вертолет, вооружение и технические характеристики ТТХ, обзор кабины и экипажа Крокодила

Немного истории

История вертолетов начинается практически сразу после окончания Второй мировой войны. Пионерами в этом деле были американцы, впервые винтокрылые самолеты были применены во время Корейской войны. Первые вертолеты были поршневые, они использовались для разведки, целеуказания и эвакуации раненых.

Ми-24

Военные довольно консервативны, поэтому у вертолетов поначалу было много противников. Американским генералам не нравились их низкая скорость, плохая охрана и отсутствие оружия. Однако опыт боевых действий показал высокую эффективность вертолетов. Например, использование вертолетов для эвакуации раненых увеличило их выживаемость в несколько раз.

К концу корейского конфликта Соединенные Штаты стали самой «вертолетной» страной в мире; Созданием таких самолетов занималось несколько десятков компаний.

В 1960-х и 1970-х годах крах колониальной системы привел к десяткам локальных конфликтов по всему миру, в которых регулярные войска обычно противостояли различным повстанческим группировкам, часто базирующимся в труднодоступных районах. А потом выяснилось, что вертолет — отличное средство борьбы с партизанами.

Ми-24

В середине 1960-х годов в США появилась новая воинская часть — Авиационная дивизия, в состав которой входило более 400 армейских вертолетов. Сразу после формирования дивизия была отправлена ​​в джунгли южного Вьетнама. В 1966 году в небе этой страны появился первый в мире ударный вертолет AH-1 Cobra. Эта машина не должна была нести десант или вести разведку, ее главной задачей было уничтожение противника.

Ми-24

Еще одним поворотным моментом в биографии боевых вертолетов стал октябрь 1973 года. В ходе последовавшего арабо-израильского конфликта 18 израильских ударных вертолетов «Кобра» за один вылет уничтожили 90 египетских танков советского производства. На Западе поняли, что ударный вертолет — лучшее противотанковое оружие.

СССР не сразу увидел потенциал новой авиации, но затем опрометчиво бросился на поиски потенциальных противников. В 1965 году началось производство знаменитого многоцелевого вертолета Ми-8, который можно назвать военно-транспортным вертолетом. Он был оснащен управляемыми ракетами и пулеметом калибра 12,7 мм. Кабина и двигатели были защищены броней. Кроме того, эта машина могла перевозить более двадцати десантников.

Однако Советской армии был нужен боевой вертолет с более мощным вооружением, способный не только перевозить войска, но и эффективно уничтожать живую силу и боевую технику противника. Разработка нового ударного вертолета началась в 1967 году. Советская концепция отличалась от американской. Конструкторам требовалось создать не только ударный вертолет, но и летающую боевую машину пехоты, которая могла бы не только высадить десант, но и при необходимости прикрыть его огнем.

Новый вертолет предполагалось оснастить авиационной пушкой ГШ-23, неуправляемыми ракетами (до 120 калибров), противотанковыми управляемыми ракетами «Фаланга» и авиабомбами (до 500 кг).

КБ Миля и ОКБ Камова приняли участие в тендере на разработку новой машины. Камовцы представили вертолет Ка-25Ш (модификация противолодочного вертолета), Миль пошел несколько другим путем.

На момент старта соревнований вертолет Ми-8 уже находился в серийном производстве, все его комплектующие прошли переработку и ликвидированы «детские» болезни. Было очевидно, что «восьмерка» имеет большой потенциал модернизации. Поэтому было решено разработать новый ударный вертолет на базе Ми-8.

для будущего вертолета разработан новый двигатель ТВЗ-117, начались работы по созданию ПТУР нового поколения «Штурм». В отличие от Phalanx, он имел полуавтоматическое рулевое управление и высокую ракетную скорость. Корпус Ми-8 был раздроблен с борта, на него были установлены крылья, полностью заменены редукторы, ротор и трансмиссия. Крылья создавали дополнительное аэродинамическое сопротивление, снижая скорость машины, но при этом разгружали винт и на них можно было навешивать оружие. В центральной части фюзеляжа находилось десантное отделение, в котором могли разместиться восемь истребителей.

Каркас нового армейского вертолета решено было сделать выдвижным. Авиационная пушка была заменена на 12,7-мм четырехствольный пулемет, что значительно увеличило боекомплект.

Ка-25Ш оказался намного легче (7,5 т), но он мог нести ударное вооружение или нести войска. Однако военных это не слишком устраивало. Намного больше понравилась «летающая» БМП Миля: его машина могла не только доставлять войска, но и подавлять противника огнем. ОКБ Миля стало победителем конкурса.

Существует легенда, что после победы Миль в частной беседе с Камовым принял некое «разделение труда»: он пообещал не слишком усердствовать с приказами ВМФ, и Камов согласился не «мешать» заказы Земли.

Первый прототип Ми-24 был создан в 1969 году и начались испытания. Работы интересовали руководителей самого высокого ранга, их лично контролировал Брежнев.

Ми-24

Испытания выявили ряд дефектов, влияющих на работу двигателя, систем вооружения и устойчивость машины в полете. У военных было много претензий к общей компоновке вертолета. Больше всего нареканий пришлось на кабину пилота, которая сразу получила прозвище «веранда». В нем было много стекла, но, несмотря на это, вид членов экипажа оставлял желать лучшего. В кабине было большое количество прямых краев, дававших многочисленные отражения, которые сильно мешали пилотам. Двери кабины также не очень понравились покупателям.

Система управления вооружениями работала неудовлетворительно, но, несмотря на все эти недостатки, вертолет Ми-24 был запущен в серийное производство.

Достоинства и слабые места

Боевая эффективность «двадцать четыре» была достигнута за счет сочетания положительных качеств: мощного комплекса разнообразного вооружения, хорошей броневой защиты и высокой скорости. Надежность и неприхотливость вертолета определили его популярность во всем мире, а большой потенциал модернизации позволяет ему не устаревать даже сейчас.

Конечно, у «Крокодила» были свои недостатки. Но между ними не было роковых конструктивных недоработок, а существующие легко устранялись. Уже упоминавшаяся неудачная конструкция оригинального варианта кабины была зафиксирована на Ми-24В. Недостаточный КПД рулевого винта был побежден на Ми-24Д.

Во время войны в Афганистане вертолеты начали оснащаться высотными двигателями.

Бронирование было оценено как хорошее, а выживаемость была увеличена за счет заполнения топливных баков полиуретановой пеной, установки тепловых ловушек для защиты ПЗРК и стальных ограждений для гидравлических линий.

Пулемет ЯкБ во время войны в Афганистане зарекомендовал себя как мощное, но крайне капризное и ненадежное оружие. Пулемет перегрелся, заклинило, порвана лента. Но более поздние модификации орудия были намного лучше. Отказы, конечно, случались, но в целом в ружье влюблялись и летчики, и оружейники.

Вооружение Ми-24

Также пытались вооружить «Крокодайл» тяжелыми ракетами С-24 и С-25. Выяснилось, что двигатели мощных ракет своим газовым шлейфом нарушают режим работы двигателей вертолета, в результате запускать ракеты могли только опытные летчики. Да, и он использовал эти ракеты лишь эпизодически. До 1990-х годов решить проблему ночного труда не удавалось.

Модификации вертолета

Первой серийной модификацией вертолета стал Ми-24А. Его производство началось в 1971 году. Машина имела удлиненную кабину, боковые части которой были прикрыты стальной броней, а у командира экипажа также была бронированная спинка. Пуленепробиваемое лобовое стекло также было бронированным, боковые окна — из оргстекла. Члены экипажа могли использовать в полете бронежилеты и каски.

Хвостовой винт вертолета находился на правом борту, изменена опора ПТУР. Всего было выпущено 250 единиц данной модификации.

Ми-24

Ми-24А обладал поистине внушительным арсеналом вооружения. На дульном срезе устанавливался 12,7-мм пулемет во вращающейся стойке; он также мог нести четыре ПТУР Phalanx, неуправляемые авиационные ракеты и авиабомбы (до 500 кг).

Ми-24Д. Это первая модификация вертолета с кабиной привычного для нас типа, члены экипажа находились в ней в тандеме. Кабины были изолированы друг от друга, каждая имела свой бронированный фонарь, командир покидал кабину через дверь, а штурман — через люк. Производство автомобиля началось в 1973 году, всего было выпущено 600 единиц данной модификации. На Ми-24Д впервые на воздухозаборниках были установлены устройства защиты двигателя от попадания пыли, что значительно увеличило его ресурс.

Ми-24

Ми-24В. Эта модификация стала знаковой, именно на ней установили новый противотанковый ракетный комплекс «Штурм» с системой наведения «Радуга». Теперь «крокодил» мог спокойно бороться с бронетехникой противника. На вертолет можно было установить четыре противотанковые ракеты; в 1986 году их число увеличилось до шестнадцати.

Кроме того, были усилены некоторые элементы фюзеляжа и правая часть хвостовой балки. Также обновили топливную систему вертолета, теперь дополнительные баки установили на опорах, а не в грузовом отсеке. Надо сказать, что модификация Ми-24В стала самой распространенной: всего было выпущено 1000 машин, производство продолжалось до 1986 года.

В 1989 году началось производство модификации Ми-24ВП, эта машина имела более мощное вооружение, систему управления огнем и системы, позволяющие использовать вертолет в ночное время. Ми-24ВП даже оснащался ракетами класса «воздух-воздух», что позволяло сбивать самолеты противника. Было выпущено около 30 таких машин. По оценкам экспертов, эта модель вертолета превосходила американский вертолет Apache по всем характеристикам: скорости, безопасности, боевой мощи.

Ми-24

Ми-35 — экспортная модификация Ми-24В.

Война в Афганистане стала тяжелым испытанием для Ми-24. Слабым местом этой машины было отсутствие КПД несущего винта. Это было очень важно для условий афганского нагорья. Чтобы решить эту проблему, потребовалось увеличить мощность двигателя. Конструкторам удалось довести статическую высоту до 2,1 тысячи метров.

Другой серьезной проблемой была недостаточная защита машины от переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК).

Вертолеты были оснащены автоматами для отжига тепловых ловушек, кроме того, на Ми-24 были установлены станции СОЭП «Липа». Обогреватели и система зеркал, расположенная в его вращающейся головке, мешали поиску ракет и значительно снижали вероятность поражения вертолета.

Кроме того, проводились работы по снижению температуры выхлопных газов двигателя. Специальная конструкция смешала их с холодным воздухом, что снизило температуру на 60%.

Еще одним направлением модернизации стало повышение боевой эффективности использования вертолетов. На смену неуправляемым воздушным ракетам (НАР) С-5 пришли НАР С-8, превзойдя их по всем характеристикам. Разработаны подвесные контейнеры с пушками ГШ-23А. Появились подвесные кассетные контейнеры, начиненные осколками, бомбами или минами с большим взрывоопасным потенциалом. Разработаны крепления для восьми фугасных бомб ФАБ-100. На некоторых вертолетах устанавливался ночной прицел, расширявший боевые возможности машины.

Вскоре после начала боевых действий в Афганистане появилась еще одна модификация вертолета — Ми-24П, в которой пулемет ЯкБ-12,7 в мобильной носовой установке был заменен пушкой ГШ-30К. Пулемет ЯкБ-12.7 обладал прекрасной боевой мощью, но его работа (особенно в тяжелых условиях Афганистана) была крайне ненадежной.

Это далеко не полный список модификаций знаменитого вертолета, их несколько десятков. Часть из них предназначалась для выполнения специальных задач (Ми-24Р — разведчик, Ми-24К — корректировщик огня), часть — экспериментальные образцы, которые так и не пошли в серию. Некоторые изменения были внесены специально для экспортных поставок.

Интересной модификацией является Ми-24ВМ, совершивший первый полет в 1999 году. Этот вертолет не предназначался для серийного производства; скорее, это была попытка капитального ремонта машин, существовавших в то время. Ми-24ВМ получил новый несущий винт и рулевой винт из композитных материалов, новую коробку передач без подшипников, хвостовой винт имеет форму X. Шасси вертолета сделали неубирающимся, что снизило массу машины и повысило выживаемость экипажа.

Кроме того, была увеличена мощность двигателя, уменьшена площадь крыла, значительно расширена номенклатура вооружения.

Ми-24

Южноафриканская компания ATE совместно с КБ Миля и ОАО «Росвертол» создала модификацию вертолета Ми-24 Super Hind. Две другие модификации были созданы южноафриканцами совместно с украинским заводом «Авиакон». Эти машины поставлялись в Алжир и Азербайджан.

Эти вертолеты оснащены западным навигационным оборудованием, средствами связи и системой управления огнем. Все это работает по стандартам НАТО.

Сегодня ведутся работы по усовершенствованию Ми-24. В ОАО «Росвертол» создано несколько машин, способных эффективно вести боевые действия в ночное время. В 2004 году ВС РФ передано 14 вертолетов.

Однако следует отметить, что сегодня армейский вертолет Ми-24 — это уже устаревшая машина. И дело здесь не в его техническом несовершенстве, а в концепции его применения. Тяжелый бронированный вертолет, плохо приспособленный для применения высокоточного оружия, вряд ли понадобится в будущем. Вертолет Ми-24 был разработан более сорока лет назад для совершенно другой войны. Большинство недостатков этой машины решено на Ми-28Н, который, по сути, является эволюционной разработкой «крокодила».

Фото Ми-24

Ми-24 - армейский ударный вертолет

Ми-24 - армейский ударный вертолет

Ми-24 - армейский ударный вертолет

Ми-24 - армейский ударный вертолет

Ми-24 - армейский ударный вертолет

Марат Николаевич Тищенко, 1931-2015 гг.

Марат Николаевич Тищенко, 1931-2015 гг
Со стороны Минобороны СССР разработкой вертолета курировал главком ВВС, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Павел Семенович Кутахов. Рабочее проектирование началось в июне 1968 года. При проектировании большое внимание было уделено боевой выживаемости вертолета. Планировалось вооружить бортовые кабины и капоты двигателей, установить бронестекла спереди и бронированные спинки кресел экипажа. Если один двигатель откажет, второй автоматически перейдет в режим взлета. Состав вооружения изначально был аналогичен Ми-4АВ (комплекс К-4А), но позже включал новые виды вооружения.
Требования к вертолетам оказались слишком высокими, чтобы построить их в срок невозможно. Руководство МВЗ, желая ускорить процесс разработки, решило начать производство вертолета без согласования макета. Готовый вертолет был представлен госкомиссии. 19 сентября 1969 года летчик-испытатель Г.В. Алферов первым поднял Б-24 с земли. В ходе испытаний опытного образца в НИИ ВВС и липецком ЦБПиПЛС был выявлен ряд недостатков. Часть из них устранить не удалось, но на Арсеньевском машиностроительном заводе «Прогресс» уже началось производство первой партии вертолетов, и руководство ВВС и МАП пошло на компромисс: устранение недостатков было отложено до последующих поправок. В июне 1970 г начались государственные испытания серийного Ми-24А, которые продолжались до конца 1972 г. В 1973 г запущен в производство вертолетный завод в Ростове-на-Дону (постановление МАП от 13 февраля 1972 г).

Боевой вертолет Ми-24
С февраля по ноябрь 1974 г в НИИ ВВС прошли государственные испытания доработанного вертолета Ми-24Д, закончившиеся положительными результатами. В ходе репетиций был отработан широкий набор фигур и элементов боевого маневрирования: галс, галс, жесткий галс, скольжение, боевой галс, галс-галс на холме, пикирование и т.д. Ми-24В с полным диапазоном оружия были завершены. 29 марта 1976 года Ми-24В и Ми-24Д были приняты на вооружение Советской армии.
Ми-24 выполнен в классической одновинтовой конструкции с трехлопастным пятилопастным несущим винтом и трехлопастным рулевым винтом. Лопасти несущего винта короче и шире, чем у Ми-8. Ось карданного вала (и вся силовая установка) наклонена влево на 2,5 °. Фюзеляж — полумонокок. Для создания дополнительной подъемной силы в полете и частичной разгрузки несущего винта установлено небольшое крыло с отрицательным бортом V (-12 °). Кронштейны крыльев имеют две балки трапециевидной формы. Шасси — трехколесный, с передней стойкой, убирающейся в фюзеляж. Хвостовой держатель установлен для защиты рулевого винта. Пульт управления состоит из 2 ТВД ТВ3-117 (на Ми-24В — ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Начиная с Ми-24Д воздухозаборники двигателей оснащены пылезащитными устройствами. От двигателей к гребным валам и вспомогательным механизмам мощность передается через трехступенчатый главный редуктор ВР-24. Подача топлива расположена в 5-ти гибких баках. Предусматривается установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска двух или четырех ПТБ по 450 литров каждый под крылом. Боевой вертолет Ми-24
Кабина и грузовой отсек герметичны. Кресла пилота и оператора вооружения расположены в кабине одно за другим. Начиная с Ми-24Д кабины экипажа раздельные, расположены ступенчато. На случай отказа пилота в кабине штурмана-оператора устанавливается второй блок управления. Сиденье борттехника находится в багажном отсеке. В грузовом отсеке по оси вертолета установлены откидные сиденья для отряда десантников. В трюм можно попасть через двойные двери с обеих сторон. Нижние створки фиксируются в открытом положении тягами и служат трапами. Окна могут быть вырваны внутрь, чтобы десантники могли вести огонь из служебного оружия. Боевой вертолет Ми-24
Боевой вертолет Ми-24
Боевой вертолет Ми-24

Описание конструкции

Вертолет Ми-24В — самая массовая модификация этого самолета. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой винт — три. Экипаж вертолета — три человека.

Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных каютах, бортмеханик — в трюме. В первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабина пилота и штурмана полностью герметичны, оснащены системой кондиционирования воздуха, гарантирующей нормальный температурный режим. Есть система подачи кислорода, необходимая для полетов на высоте более 3 км.

Давление в кабине и трюме немного выше атмосферного. Это необходимо для предотвращения попадания пыли или загрязненного воздуха.

Фюзеляж представляет собой полумонокок, который состоит из арки и центральной части, а также хвостовой части и концевой балки.

В передней части вертолета находятся кабины экипажа: летчика и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированы, броневые листы являются частью силовой цепи фюзеляжа. Фонари обеих кабин выполнены из пуленепробиваемого стекла и оргстекла. Кресло пилота имеет бронированную спинку и бронированный подголовник. Дверь кабины также бронированная.

Грузовой отсек расположен в центральной части фюзеляжа, здесь же находится место бортмеханика. По обеим сторонам грузового отсека двойные двери. Высота грузового отсека составляет всего 1,2 метра, что делает его неудобным для перевозки пассажиров.

Силовая установка расположена над грузовой площадкой. Он состоит из двух двигателей ТВ3-117В, коробки передач, дополнительной силовой установки и гидроузла. Также есть вентиляторная установка. Топливные баки расположены под полом грузового отделения и в задней части. Крылья машины прикреплены к внешней стороне фюзеляжа в грузовой зоне. А внизу — ниши, в которых складываются боковые стойки шасси.

Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри находится карданный вал. На поверхности луча расположены ракетные установки, антенны и проблесковые маячки.

На концевой балке расположены управляемый стабилизатор, редуктор и рулевой винт.

Крылья вертолета предназначены для создания дополнительной подъемной силы (до 30%), а также для установки подвесного вооружения. Устанавливаются под углом -19°.

Вооружение вертолета Ми-24В — подвесное и легкое вооружение. Последний состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который размещен в подвижной носовой обойме. В горизонтальной плоскости его можно поворачивать на + 60 ° относительно продольной оси, поднимать на 20 ° и опускать на 40°.

Подвесное вооружение вертолета включает в себя различные виды управляемого и неуправляемого авиационного вооружения. Неуправляемые бомбы включают в себя бомбы свободного падения, НАР, ящики для пушек. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.

Управляемое вооружение включает противотанковые ракеты «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыла. ПТУР относится ко второму поколению этого оружия, целеуказание осуществляется в полуавтоматическом режиме. Оператор-штурман направляет ракету на цель.

Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения коробки передач. Силовая установка имеет бронезащиту. Электрооборудование приводится в действие двумя генераторами, также расположенными на электростанции.

Топливная система состоит из пяти баков общим объемом 2130 литров, оснащенных системой нейтрального газа и снабженных полиуретановыми гильзами.

Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальной начинкой, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево — 3%, что улучшает устойчивость машины в полете.

Рама вертолета Ми-24 состоит из трех выдвижных опор, переднее колесо — поворотное. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет дополнительные килограммы к конструкции.

Капитан Н. Гуртовой в десантной кабине Ми-24В, оборудованной поворотным сиденьем со сбитой «восьмерки». Кундуз, 181-й ОБВП, весна 1986 г

Капитан Н. Гуртовой в посадочной кабине вертолета Ми-24В, оборудованного поворотным сиденьем с сбитой «восьмеркой». Кундуз, 181-й ОБВП, весна 1986 г
Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал пулеметы А-12,7 и ЯкБ-12,7; Пушки ГШ-23 и ГШ-2–30К; ПТУР Falange, штурм и атака; МЕДСЕСТРЫ С-5, С-8, С-13 и С-24; Ракеты класса «воздух-воздух» Р-60; бомбы свободного падения калибра 50-500 кг, малогабаритные грузовые контейнеры КМГУ-2, сливные цистерны, универсальные контейнеры ГУВ-8700 и УПК-23-250. Для защиты от ПЗРК под хвостовым валом и по бокам фюзеляжа могут быть подвешены инфракрасные ловушки АСО-2В и установлены ЭВУ на выхлопных патрубках двигателей. С 1982 года установлена ​​станция активных помех СОЭП-В1А Липа.

Боевой вертолет Ми-24
Первые серийные Ми-24А в конце 1970-х поступили в Воронежский филиал 4 ЦБП. В 1971 году летчики 319-го Краснознаменного ОВП им. В.И. Ленина, дислоцированный под Уссурийском. В 1961 году экипажи этого полка действовали во Вьетнаме, в 1962-1964 годах — на Кубе, затем 111 полков в Бродах (ПрикВО) перевооружили на Ми-24, после чего вертолеты стали поступать в полки других военных округов. В 1980 году армейские ВВС были отделены от ВВС Советской Армии, база которых состояла из десятка воинских авиационных частей. Разведывательные модификации Ми-24 поступили на вооружение отдельных эскадрилий Боевого командования общевойсковых дивизий. В 1973 году в ГСВГ поступили первые Ми-24 (172, 178, 439 овп). После скандальных посадок легких самолетов М. Руста в Москве и Г. Шнайдера в Батуми в состав ПВО вошли несколько эскадрилий Ми-24, вооруженных ракетами Р-60. Из-за них серия успешных перехватов самолетов воздушных головорезов. Вертолет широко использовался во время войны в Афганистане и обеих чеченских войн, во многих локальных конфликтах как на территории СНГ (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан), так и за рубежом. В составе сил ООН российские и украинские Ми-24 принимали участие в миротворческих операциях в Югославии и Сьерра-Леоне. Боевой вертолет Ми-24
За создание Ми-24 группа работников МВЗ под руководством М.Н. Тищенко получила Ленинскую премию. В 1975 и 1978 годах на А-10 было установлено 7 мировых рекордов по грузоподъемности и скорости полета. В 1992 году летчик Расторгуева Г.В и штурман Л. Полянская на специально подготовленном Ми-24В вылетели из Москвы в Майами (США), приурочивая к 500-летию открытия Америки и 50-летию ленд-лиза. Боевой вертолет Ми-24
Серийное производство продолжалось до 1989 года. Всего на двух заводах было выпущено 2570 вертолетов Ми-24 всех модификаций. Поставляется на экспорт в Алжир, Анголу, Афганистан, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Восточную Германию, Зимбабве, Индию, Ирак, Йемен, Кампучию, Северную Корею, Кубу, Ливию, Мексику, Мозамбик, Монголию, Никарагуа, Папуа — Новую Гвинею, Перу, Польша, Сирия, Судан, Сьерра-Леоне, Уганда, Чехословакия, Шри-Ланка, Эфиопия, Югославия. В настоящее время в составе ВВС России 855 вертолетов Ми-24. 270 вертолетов принадлежат Украине, 79 — Белоруссии, 15 — Азербайджану, 7 — Армении. 38 вертолетов армии ГДР достались бундесверу (позже 20 были проданы Венгрии и 18 — Польше), чехословацкие были разделены между Чехией и Словакией, югославские — между Сербией и Хорватией. Украина продала часть своих вертолетов Перу, Шри-Ланке и УНИТА в Анголе. 10 вертолетов разными способами приземлились в США, где прошли испытания в различных исследовательских центрах. Захваченные в Чаде Ми-24 прошли испытания во Франции, затем в Великобритании. В настоящее время Ми-24А экспонируются в Центральном музее Вооруженных Сил Москвы, в музеях Луганского авиаремонтного завода и Армии СРВ, Ми-24В — в музее 344 Центрального бюро проблем и заводов в Торжке. Ми-24Д установлен как памятник на территории 344 ЦБПиПЛС.

Боевой вертолет Ми-24
Находящиеся на вооружении нашей армии Ми-24 проходят радикальную модернизацию. Вместо штатных металлических лопастей несущего винта Ми-24 модернизированная версия, получившая название Ми-24ВМ, оснащена более стойким в боевых условиях стеклопластиком с улучшенными аэродинамическими характеристиками. При этом штатная ступица несущего винта Ми-24 заменена на эластомерную, не требующую смазки, позаимствованную у Ми-28Н. Вместо трехлопастного рулевого винта установлен малошумный Х-образный винт. В соответствии с унификацией с Ми-28Н дорабатывается разгонная часть управления (автомат перекоса). В результате этих работ вес был уменьшен на 300 кг, а статический потолок увеличен на 600 М. При этом увеличивается скорость подъема, улучшаются эксплуатационные характеристики и боевая выживаемость.
Вся система уборки шасси, которая существовала на Ми-24, теперь демонтирована, а люки шасси закрыты. Это позволяет снизить вес более чем на 120 кг. Применение новой балочной опоры ракетного вооружения ДБ-ЗУ и многоместных авиационных пусковых установок (ВСУ) позволило более компактно разместить оружие на крыле, уменьшив его дальность действия. Кроме того, ДБ-ЗУ значительно облегчило эксплуатацию вертолета в боевых условиях, упростив подвеску ракет без больших физических усилий. Командная строка по радио также была упрощена, что еще раз уменьшило вес вертолета. Общее снижение веса составило 300 кг, в результате чего скорость набора высоты увеличилась с 9,6 до 12,4 м / с. Статический потолок также увеличился на 300 метров.

Боевой вертолет Ми-24
Крыло модернизированного вертолета также претерпело улучшения: его свет уменьшен до внешнего пилона. При этом количество более совершенных ударных ПТУР, установленных на внешних пилонах на двух АПУ-8-4У, осталось прежним — шестнадцать. Для повышения автономности боевого применения вертолета предлагается установить интегрированную в крыло систему подвески вооружения. Боевой вертолет Ми-24
На Ми-24ВМ установлена ​​несъемная мобильная установка НППУ-24 с пушкой ГШ-23 (взамен пулемета ЯБ-12,7). Вместо двух аналоговых ЭВМ на Ми-24ВМ установлен цифровой комплекс БВК-24, а для поражения воздушных целей — система управления вооружением внедорожника «Игла В»

ЛТХ

Ми-24 в трех проекциях
Размеры (править
Диаметр несущего винта: 17,3 м
Диаметр рулевого винта: 3908 м
Высота с витками с винтами: 5,47 м
Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 для Ми-24ВМ) м
Ширина фюзеляжа: 1,7 м
Высота фюзеляжа: 3,9 м
Размах крыла: 6,4 м
Основные массы
Пустой: 7580 кг
Нормальная взлетная: 10 500 кг
Максимальная взлетная 11500 кг
Максимальная нагрузка: 2400 кг
Вес внешней нагрузки: 2400 кг
Внутренний запас топлива: 2100 кг
Запас топлива в ПТБ: до 3000 кг
Силовая установка
Количество, тип, марка: 2 мотора ТВ3-117
Мощность: 2 х 2200 л.с вместе с.
Летные характеристики
Экипаж: 2-3 3 человека.
Пассажиры: до 8 десантников, двое тяжело раненных на носилках, двое легко раненых и один десантник.
Крейсерская скорость: 270 км / ч
Максимальная скорость в горизонтальном полете: 335 км / ч
Практическая дальность полета: 450 км
Дальность плавания: 1000 км
Средний расход топлива: 780 л / ч
Статический потолок: 1400 м
Динамический потолок: 4950 м
Максимальная рабочая перегрузка: -1,3 / + 3
Допустимый угол крена: 50 градусов.
Допустимый угол наклона: 30 градусов.

Боевой вертолет Ми-24

ТТХ в сравнении с вертолётами вероятных противников

Ми-24AH-1 CobraAH-1Z ViperAH-64D

Диаметр несущего винта, м 17,3 13,41 14,6 14,63
Диаметр хвостового винта, м 3,908 2,59 2,97 2,79
Длина фюзеляжа, м 17,51 13,59 13,87 15.06
Ширина фюзеляжа, м 1,7 0,99 0,99
Высота, м 3.9 4.9 4,37 4,95
Максимальный взлетный вес, кг 11 500 4535 8409 10 400
Силовая установка ТВ3-117В (ВМА) T53-L-703 T700-GE-401C T700-GE-701D
Мощность двигателя, л.с. 2 х 2500 1 х 1690 2 × 1723 2 х 2000
Экипаж, чел 2-3 (до 8 парашютистов) 2 2 2
Максимальная скорость в горизонтальном полете, км / ч 335 315 287 265
Практическая автономность полета, км 450 510 680 480
Практический потолок, м 4950 3720 5900 6100
Вооружение стрелковым оружием и пушками 12,7-мм пулемет (Ми-24А-Д), 30-мм пушка (Ми-24П), 23-мм пушка (Ми-24ВП-ВМ) 7,62-мм пулемет, 40-мм гранатомет. 20-мм пушка 30-мм пушка
Ракетное вооружение НАР С-5, С-8, С-13, С-24.
ПТУР «Фаланга», «Штурм-В», «Атака-М», «Гермес-А”
70-мм НАР 70мм НАР «Гидра», ПТУР «Адский огонь 70мм НАР «Гидра», ПТУР «Адский огонь

Боевое применение

Впервые в боевых условиях Ми-24 был использован в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировали кубинские летчики и атаковали территорию соседней Эфиопии. Автомобиль хорошо себя зарекомендовал.

В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны и совершали карательные налеты на афганские села и города.

Ми-28 редко использовался для перевозки войск; в основном он выполнял ударные функции. Поначалу повстанцам нечего было противостоять тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито зенитным огнем из крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 оказалось непросто.

Ми-24

Ситуация изменилась после того, как моджахеды начали использовать переносные зенитно-ракетные комплексы, ориентируясь по тепловому следу вертолетов. Прежде всего, ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новенького американского ПЗРК «Стингер».

Ми-24

В 1989 году советские войска были выведены из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 различных модификаций. Не все они были сбиты противником. Многие автомобили попадали в аварию из-за крайне тяжелых условий эксплуатации и вождения. Всего в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных типов.

В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой приняли участие и вертолеты Ми-24, находившиеся на вооружении ВВС Ирака. Советские вертолеты должны были не только выполнять атакующие функции, но и бороться с американскими AH-1J Sea Cobra, которые оказались весьма достойными противниками.

После распада СССР крокодилы использовались практически во всех конфликтах, которые разгорались на территории бывших советских республик. В Нагорном Карабахе Ми-24 использовали обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану — один.

Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил Ми-24 ВВС Грузии.

Этот вертолет также использовался в Приднестровье.

Ми-24 активно использовался федеральными войсками во время первой и второй чеченских кампаний. Во время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были намного выше: 23 машины (к 2005 г).

Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 г.), а также во время гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они используют Ми-24 против талибов и ИГИЛ.

Правительственные силы Украины активно и очень эффективно использовали Ми-24 на ранних этапах конфликта в Донбассе. Четыре вертолета потеряны.

Ми-24

Боевые вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.

Тактико-технические характеристики Ми-24

— Начало деятельности: 1971 г
— Единиц произведено: ~ 3500.

Экипаж Ми-24

— 2-3 человека

Вместимость Ми-24

— до 8 десантников, 2 тяжело раненых на носилках и 2 легко раненых и парашютист.

Габаритные размеры Ми-24

— Диаметр несущего винта: 17,3 м
— Диаметр рулевого винта: 3,908 м
— Высота с гниющими лозами: 5,47 м
— Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м
— Ширина фюзеляжа: 1,7 м
— Высота фюзеляжа: 3,9 м
— Размах крыла: 6,4 м
— Допустимый угол крена: 50 градусов.
— Допустимый угол наклона: 30 градусов.

Масса Ми-24

— Пустой: 7580 кг
— Нормальная взлетная масса: 10 500 кг
— Максимальная взлетная масса: 11500 кг

Полезная нагрузка Ми-24

— Максимальная грузоподъемность: 2400 кг
— Вес нагрузки на внешнюю привязь: 2400 кг
— Внутренний запас топлива: 2100 л
— Электропитание ПТБ: до 2000 л

Двигатели Ми-24

— Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117
— Мощность: 2 х 2500 л.с вместе с.
— Средний расход топлива: 780 л / ч

Скорость Ми-24

— Крейсерская скорость: 270 км / ч
— Максимальная скорость в горизонтальном полете: 335 км / ч
— Максимальная эксплуатационная перегрузка: -1,3 / + 3

Дальность полета Ми-24

— Практическая дальность полета: 450 км
— Дальность полета парома: 1000 км

Статический потолок Ми-24

— 1400 метров

Динамический потолок Ми-24

— 4950 тонн.

Ми-24 Super Hind — модификация, принятая на вооружение Алжира.

Ми-24 Super Hind - модификация, принятая на вооружение Алжира.
Боевой вертолет Ми-24

Вооружение

Вертолет имеет стрелковое вооружение и встроенные пушки. В шести точках под крылом он может нести подвешенное вооружение: контейнеры с пулеметами или гранатометами, управляемые и неуправляемые ракеты, авиабомбы.

Страны, в которых модификации Ми-24 состоят на вооружении

Страны, в которых находятся на вооружении модификации Ми-24

Разное

Первые макеты Ми-24 (тогда еще В-24) были традиционно окрашены для советских вертолетов: сплошной темно-зеленый и синий цвет от фюзеляжа. Но уже опытный образец 1969 года имел двухцветный деформирующий камуфляж.

Ми-24 на войне

В 1984 году для съемок фильма «Красная заря» были изготовлены «фальшивые» Ми-24. На французские вертолеты Puma устанавливались модели крыльев с блоками НАР, а носовая часть закрывалась обтекателем из цветного стекла.

В целом получилась довольно сносная имитация ранних «двадцати четырех», но обтекатель сильно ухудшал обзор пилота. Следовательно, когда одни и те же вертолеты в той же роли появлялись в фильмах «Рэмбо-2» и «Рэмбо-3», от их макияжа остались только крылья с ракетными установками. И сходство с Ми-24 полностью потерялось.

В менее известных боевиках, например в «Красном скорпионе», роль Ми-24 исполнял С-62, декоративные крылья которого с блоками НАР не имели ни малейшего сходства с «Крокодилом». Но в фильме «Огненный лис» использовались не настоящие вертолеты, а радиоуправляемые модели, но они достоверно передают внешний вид первых «Очков”.

Более трех десятилетий «крокодилы» сражаются в разных частях света.

Когда-то они предназначались для переброски десантно-штурмовых частей в тыл врага, поддерживая их огнем. И в конце концов, им тоже пришлось участвовать в воздушных боях, которые раньше считались надуманным сценарием, невозможным в реальности. И «двадцать четвертый» прошел все испытания блестяще, его репутация «классического» ударного вертолета вполне заслужена.

Возможно, Ми-24 был не лучшим вертолетом в своем классе. Но эффективность его использования в бою, популярность среди пилотов и заказчиков говорят сами за себя — это исключительная боевая машина, грозный противник и достойный соперник.

Преимущества и недостатки

Если говорить о преимуществах ударного вертолета Ми-24, то в первую очередь следует отметить его необычайную надежность и живучесть. Тяжелая броня кабины и силовой установки делала этот вертолет практически невосприимчивым к наземным огням. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины было мощное вооружение. С его помощью вертолет может решить любую задачу — эффективно уничтожить живую силу и бронетехнику противника.

Ми-24 — очень тяжелая и крупногабаритная машина. Его максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (для американского Ан-1 — 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно достаточно слабая. Поэтому маневрирование и зависание — не для «крокодила», его стихия — скорость.

Сегодня концепция использования Ми-24 устарела. Грузовой отсек, в котором должны были находиться десантники, никогда не использовался по прямому назначению, но значительно утяжелял машину.

Развитие современных вертолетов идет не в сторону повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в сторону более активного использования управляемого вооружения, способного поражать противника на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону ПВО противника и подвергаться опасности. Однако для этого боевые машины должны иметь современную оптику, системы прицеливания и управления огнем. На Ми-24 этого нет.

На Ми-35 и многих других последующих модификациях вертолета практически удалось устранить основные недостатки машины, но модернизированных машин очень мало. Кроме того, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты полагают, что пилотируемые вертолеты будут заменены БЛА с дистанционным управлением в недалеком будущем. Они намного дешевле и не нужно рисковать людьми. Не исключено, что Ми-28Н, Ка-52, как и их зарубежный аналог AH-64 Apache, являются последними из ударных вертолетов, управляемых пилотами из кабины.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии