Легкий танк БТ-2

История создания танка БТ-2

танк БТ-2 - 02

В июле 1929 года на заседании Реввоенсовета СССР была утверждена «Транспортная система танков и бронетехники Красной Армии». Эта «система» утвердила организацию бронетанкового вооружения СССР, классификацию танков и их функции в соответствии с этой классификацией.

Танки были разделены на:

  • разведывательные танки — дешевые, быстрые, вездеходы, желательно амфибии (танки и клинья);
  • сборные танки — это основной танк Красной Армии;
  • боевые танки — это разбитые танки, которые не участвуют в борьбе с танками и противотанковой артиллерией противника, но вводятся в пустые места в боевых порядках противника, организованных основными танками и с десантом на броню развивают наступление и отрезать внутренние коммуникации врага;
  • высококачественные танки усиления ТРГК (основные командные резервные танки) — мощные средние танки с мощным вооружением;
  • мощные танки специального назначения — это тяжелые революционные танки, способные выдержать огонь противотанковой артиллерии и обладающие мощным артиллерийским вооружением.

Система подтвердила лишь очевидный факт: в СССР нет тех, кто соответствует принятым требованиям и утвержденной классификации. А это означало, что нам пришлось с нуля строить современную танковую промышленность, отбирать и обучать специалистов для работы в конструкторском бюро и производстве. И всю эту работу нужно делать в кратчайшие сроки.

В ноябре 1929 г было создано «Управление моторизации и механизации Красной Армии» под руководством командира ИА корпуса Халепского, который продвигал идею ускорения производства бронетехники в СССР путем получения лицензий на производство новейшей бронетехники за рубежом. Халепский считал, что такой «допинг» позволит советской промышленности быстро устранить отставание, существовавшее от передовых стран Европы и Америки в области танкостроения.

6 декабря 1929 года приказом Серго Орджоникидзе, который в то время возглавлял Наркомат тяжелой промышленности, были выделены средства на закупку иностранных танков. Через 24 дня закупочная комиссия отправилась в США и начала переговоры с изобретателем и бизнесменом Джоном Уолтером Кристи о покупке нескольких танков M1931, которые были разработаны и произведены на предприятии Christie’s, с последующей лицензией на производство в СССР.

M1931 можно было назвать продвинутым деревенским автомобилем своего времени: плотное расположение узлов, уникальная подвеска, использование сварки при сборке кузова, поперечный двигатель. Танк Кристи мог двигаться как по гусеницам, так и по колесам. Предполагалось, что по шоссе (на поле боя) машина передвигается на колесах, а на поле боя — по рельсам. Это решение значительно увеличило ресурс танка.

танк БТ-2 - 03

Дизайнер Кристи на майке

И все же M1931 на тот момент был самым быстрым танком в мире:

  • скорость передвижения на колесах — 70 км / ч;
  • скорость передвижения по рельсам — 45 км / час.

Однако члены комиссии отметили, что танк Christie’s не полностью отвечал требованиям «Транспортной системы танков и бронетранспортеров Красной Армии» и не мог быть «боевым танком» из-за слабости вооружения. Однако, по данным советской разведки, польская армия проявила интерес к танку Christie: поляки уже подписали договор на поставку 1 танка и на покупку лицензии на производство танков M1931 в Польше. И даже продлили производство этого танка на 50% от стоимости машины.

Поскольку командование Красной Армии считало Польшу главным и наиболее вероятным противником в возможной войне, действовать приходилось быстро и решительно — нельзя было допустить, чтобы самый быстрый танк в мире появился на вооружении польской армии.

Кристи не любил СССР, но очень любил деньги. Конструктору заплатили 100% стоимости — 60 000 долларов за два танка M1931, закупили запасные части для этого танка за 4 000 долларов и пообещали заплатить еще 100 000 долларов за эксклюзивное право на производство танков в СССР в течение следующих 10 лет при условии, что Кристи приедет в СССР и лично окажет помощь в создании серийного производства танка.

24 декабря 1930 года два танка Christie выехали в Советский Союз. Танки достроены не были. Дело в том, что в 1930 году между СССР и США не было дипломатических отношений, был запрет на экспорт новейшего оружия, техники и технологий. В общем, штрафы. Для преодоления санкций в Нью-Йорке работала публичная компания Amtorg Trading Corporation, зарегистрированная на имя граждан США, фактически принадлежавшая СССР и занимавшаяся закупкой новейших технологий, оборудования и т.д. В Америке.

В СССР танки M1931 прибыли без башен. Уже в СССР стало ясно, что американцы плохо себя ведут: документация была неполной. Кристи отказалась предоставить полный комплект; СССР снизил лицензионные сборы на 25000 долларов. Однако это уже было не так важно: внешняя разведка СССР смогла «получить» все необходимые документы и чертежи через одного из ближайших помощников Кристи. На этом совместная деятельность Christie’s и СССР закончилась навсегда.

В мае 1930 года была сформирована первая в СССР механизированная бригада, в которую вошли два танковых батальона, разведывательный дивизион, артиллерийский дивизион и специальные части. Бригада была оснащена танками МС-1, бронетехникой БА-27, автомобилями и тракторами отечественного производства. Это была первая не только в СССР, но и в мире подобная связь. Но танки «МС-1» явно не соответствовали задачам, стоящим перед бригадой. По этой причине необходимо было срочно наладить серийное производство новых современных танков.

Один из прибывших в СССР танков Christie’s разобрали для углубленного изучения специалистами, а второй отправили на полевые испытания — поскольку танк не имел башни, поэтому на корпусе машины был закреплен балласт массой 800 кг. Эту машину показали высшему командованию Красной Армии, которое в целом одобрило танк.

танк БТ-2 - 04

Гусеничная ходовая часть БТ на заводских испытаниях, без вооружения

По результатам испытаний был составлен отчет, согласно которому перед проектировщиками стояла задача устранить ряд выявленных недостатков. Из отчета следовало, что скопировать танк в первоначальном виде не получится: выявленные недостатки оказались существенными и потребовали изменения конструкции танка. И нужно было создать башню с артиллерийским орудием. Для доработки танка был создан КБ под руководством выдающегося инженера Николая Михайловича Тоскина. И было решено организовать серийное производство танка на ХПЗ (Харьковский паровозостроительный завод).

Серийное производство танков БТ-2 (так в СССР называли усовершенствованный американский танк М19131) началось в 1932 году. Однако изначально речь шла не о производстве, а о муке: не хватало и попросту не хватало станков, специалистов для работы на имеющихся машинах не было, промышленность еще не освоила производство качественной брони, возникли трудности с формированием башен и бронекорпусов.

Изготовить качественный двигатель М-5 не удалось, и производство двигателя было остановлено: авиадвигатели устанавливались на новые танки, исчерпавшие свой ресурс в авиации. Мы также купили партию устаревших двигателей Liberty в США».

37-мм пистолет Б-3 не поступал на завод в необходимых объемах — его серийное производство только начиналось, и там тоже были проблемы.

Героический, без преувеличения, труд конструкторов, инженеров и рабочих в конечном итоге сделал производство танка БТ-2 серийным. Объем производства автомобилей рос из месяца в месяц, повышалось качество продукции. В 1932 году на ХПЗ, в г

1933 г. — 224 танка. Могло быть и больше, но в середине 1933 года новая боевая машина БТ-5 пошла в производство, а БТ-2 был снят с серийного производства.

Конструкция лёгкого танка БТ-2

танк БТ-2 - 05

БТ-2, без всякого преувеличения, был уникальным танком. Начнем с невероятной удельной мощности 35,4 лошадиных сил на тонну. А также просто колоссальная скорость, которая достигала 70 км / ч по трассе на колесах и 45 км / ч по суше. Особого внимания заслуживает подвеска Кристи. Именно эта весьма удачная ходовая часть стала основой для последующего проектирования танков в СССР, от всей серии БТ до легендарного Т-34.

БТ-2 — легкий однобашенный танк классической компоновки, гусеничный на колесах, с пулеметно-пушечным вооружением и противопульной броней. Танк состоял из 4-х секций:

  • управление;
  • борьба;
  • власть;
  • коробка передач.

танк БТ-2 - 06

Доступ к силовому отделению из боевого отделения осуществлялся через специальные двери (затворы), которые располагались в перегородке между отсеками. Отсек источника питания от трансмиссионного отсека также был отделен перегородкой, в которой был устроен вырез для вентилятора.

Броневая защита, выполненная из многослойных броневых листов, скрепленных заклепками, является пуленепробиваемой, защищая машину и экипаж от пуль стрелкового оружия, осколков пуль, мин среднего и малого калибра. Толщина брони:

  • лоб, башня и борта корпуса — 13 мм;
  • корма — 10 мм;
  • низ — 6 мм.

Корпус танка одновременно являлся рамой, на которой крепились все механизмы машины и вооружение.

Коробчатый корпус. Для возможности поворота передних рулевых колес передняя часть кузова была заужена с боков. Носовая часть машины представляла собой стальное литье, к которому приклепывались и приваривались бронелисты днища и лобового листа.

Башня танка имеет цилиндрическую форму, склепанную со скошенной передней частью.

Экипаж танка — 2–3 человека. Для танков только с пулеметным вооружением — 2 человека (механик и командир (он же стрелок)), для пушечных и пулеметных танков — 3 человека (механизированный, командир (он же пулеметчик) и заряжающий-пулеметчик). Для посадки / высадки экипажа на всех машинах имелось два люка:

  • люк механического срабатывания;
  • люк в крыше башни.

Силовая установка БТ-2 представляет собой 12-цилиндровый авиационный карбюраторный двигатель V-образного типа с жидкостным охлаждением марки Liberty или двигатель М-5-400 производства СССР, аналог Liberty, мощностью 400 л.с при 1650 л.с об / мин Двигатель запускался двумя электростартерами (по 1,3 л.с каждый) или кривошипом, например вручную.

Механическая трансмиссия: главное многодисковое сцепление сухого трения (сталь по стали), 4-ступенчатая коробка передач (четыре передних и один задний ход), две одноступенчатые бортовые передачи и два многодисковых боковых сцепления с ленточным тормозом, две коробки передач (гитары) привод на задние опорные колеса, которые лидировали при движении танка на колесах.

Индивидуальный пружинный или «свечной» подвес БТ-2».

танк БТ-2 - 07

Танк мог двигаться как на колесах, так и на гусеницах. Ходовая часть состояла из пары передних промежуточных колес (диаметром 550 мм) и пары ведущих колес (диаметром 640 мм), между которыми находились четыре пары двухколесных опорных катков (диаметром 815 мм) с пневматическими шинами.

Каждая танковая гусеница «набиралась» из 46 гусениц (половина гусениц была плоской, а другая половина с гребнем) шириной 263 мм. Экипаж танка перешел с гусеничного на колесный БТ-2 за 30-40 минут. Каждая гусеница была разделена на 4 части и размещена на крыльях и закреплена ремнями в трех точках.

Пушечно-пулеметные танки вооружались 37-мм пушкой Б-3 с клиновым затвором. В августе 1930 года через подставную компанию «Бутаст» в Германии (Германия не продавала СССР даже более совершенную технику, технологии и вооружение) у компании «Рейнметалл» было закуплено несколько артиллерийских систем, в том числе новейшая пушка 3,7 cmPaK35 / 36 противотанковый, который внимательно изучили советские специалисты. Следовательно, в СССР на заводе No. Калинина под Москвой 8 начато серийное производство 37-мм противотанковой пушки 1-К. На базе 1-К была создана танковая пушка Б-3.

Установленная на БТ-2 пушка позволяла поражать цели на дальности до 2 км с боевой скорострельностью 12-15 выстрелов в минуту. Бронебойный снаряд пушки Б-3 пробивал 13-мм броню (по нормали) на максимальной дальности 1500 метров.

В горизонтальной плоскости ружье управлялось с помощью плечевого упора.

Помимо пушки, БТ-2 оснащался 7,62-мм пулеметом ДТ в отдельной шариковой опоре справа от башни.

Боеприпасы к танкам:

  • 92 выстрела из пушки;
  • диски 2709 об / мин (43 диска по 63 об / мин).

Поворот башни по горизонтали осуществлялся ручным приводом через планетарную передачу.

Однако из-за сложностей, возникших в процессе создания серийного производства БТ-2, далеко не все танки получили комбинированное вооружение из пушек и пулеметов. Из-за проблем с поставкой вооружения было выпущено 148 танков с комбинированным вооружением, 60 — только с 37-мм пушкой, 412 — только с пулеметным вооружением. При этом вместо пушки на танки пулеметов (позже эти пулеметы были разобраны с бронепробкой вместо пулемета).

Радиостанции на танках не устанавливались — связь между машинами поддерживалась флаговой сигнализацией. Для внутренней связи между членами экипажа предполагалось использование световых сигналов.

Эксплуатация в войсках и боевое применение БТ-2

Первые танки БТ-2 были приняты Красной Армией в качестве учебных машин. И надо сказать, что процесс освоения машин в войсках был очень сложным. На это повлияло невысокое качество первых танков (процесс серийного производства танков только начинался) и низкая техническая грамотность танковых экипажей: создавалась не только промышленность, но и вооружались сами танковые войска, которые не могло появиться на пустом месте. Кроме того, агрегаты испытывали постоянную нехватку запчастей.

Однако танкистам сразу понравились «очаровательные» танки, имевшие впечатляющую динамику и серьезную огневую мощь. Танкисты особенно оценили «прыгучесть» БТ-2: при хорошем разгоне с небольшого трамплина машина могла преодолевать препятствие (канаву, реку, овраг) шириной до 40 метров.

Крещение БТ-2 произошло от пожара на реке Халхин-Гол. В 11-й легкой танковой бригаде, атаковавшей холм Баин-Цаган без поддержки пехоты, было много танков БТ-2. С марша, без отдыха и подготовки, бригада бросилась в лобовую атаку. Более половины машин бригады (46 безвозвратно) были потеряны, но японские части были буквально разбиты, а их останки в панике отступали. Надо сказать, что такая лобовая атака была не прихотью командования, а настоятельной необходимостью, когда промедление грозило военной катастрофой.

Танки БТ-2 принимали участие в польской роте в 1939 году и в советско-финской войне 39-40-х годов. На 1 июня 1941 года в Красной Армии оставалось 580 танков БТ-2, из них в движении находилось лишь 366 машин. Эти танки в основном использовались войсками в качестве учебных танков и уже были сильно изношены. С началом войны все машины были пущены в эксплуатацию. По некоторым данным, части БТ-2 «дорабатывали» до 1944 года, что просто здорово.

Ни один танк БТ-2 не сохранился до наших дней в полной сохранности. Однако есть отреставрированные автомобили.

БТ-2, наряду с танком Т-26, является началом советской танковой промышленности, советской школы танкостроения и бронетанковых войск страны.

Производство

Серийное производство танка сразу же столкнулось с множеством трудностей. СССР в то время только начинал доминировать в тяжелой промышленности и буквально не хватало всего для производства перспективной модели бронетехники: подготовленных кадров, станков, качественных материалов. Возникли проблемы с производством качественной брони и формированием из нее корпуса и башен. Танк остался без двигателя — производство М-5 было остановлено. Танки стали оснащаться двигателями, исчерпавшими свой ресурс в авиации, а также необходимо было срочно закупить запасы этого устаревшего («Либерти») двигателя в США. Мы купили 2000 штук, некоторые из них тоже были в употреблении. Но новые двигатели нуждались в ремонте, они отличались невысокой надежностью и пожароопасностью.

С оружием возникли большие проблемы. Изначально на танк планировалось установить 37-мм пушку ПС-2, но наладить ее серийное производство не удалось. Положение спасло принятие на вооружение пушки Б-3, которая заключалась в наложении ствола и казенной части противотанковой пушки 1К (закупленной у немецкой пушки Rheinmetall) на станине с противооткатными устройствами пушки ПС-2. Однако возникли проблемы с производством Б-3, эту пушку производили на заводе. Калинина с большим трудом полукустарным методом. Также не удалось отработать двойную установку пушки и пулемета. Это привело к необходимости переделки башни для установки на шаровую установку пулемета. Однако первые 60 башен были изготовлены без такой установки, и в результате танки остались без пулеметов. Поскольку производство танков обогнало производство огнестрельного оружия, часть танков досталась невооруженным войскам. Изначально на танки планировалось установить 37-мм пушку Hotchkiss, но в достаточном количестве их не было. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, было решено установить прямо в войсках пару пулеметов ДТ или ДА вместо пушки. Это считалось временной мерой, в будущем планировалось заменить их 45-мм пушкой, но так и не было сделано. В результате большая часть БТ-2 была вооружена только пулеметами.

Танк Кристи на испытаниях в СССР

Производственные проблемы постепенно решались. В 1932 году было выпущено 396 танков, в 1933 году — еще 224. В связи с началом производства танка БТ-5 (фактически БТ с новой башней с 45-мм пушкой) производство БТ (названо БТ-2) снято с производства.

Описание конструкции танков серии БТ

Танк БТ-5 создавался на замену первой не самой удачной модификации машины — БТ-2. По компоновочной схеме он практически полностью копировал своего предшественника. В дальнейшем эта схема станет классической для многих поколений советских танков. В передней части машины располагалось отделение управления с сиденьем водителя, за ним следовало боевое отделение, а в корме танка располагалось моторное отделение. Экипаж танка БТ-5 состоял из трех человек.

BT

В боевом отделении машины находилась башня с пистолетом и пулеметом, а также места для командира машины и магазина для пулемета.

Корпус танка состоял из катаных бронелистов, которые соединялись заклепками. У машины не было рациональных углов наклона, исключение составлял только передок, напоминавший усеченную пирамиду. Подобная форма требовалась для обеспечения вращения ведущих колес. По сравнению с БТ-2 бронирование у «пятерки» практически не изменилось. Немного усилена броневая защита крышки люка механика-водителя. В целом броня корпуса и башни защищала экипаж от осколков и пуль стрелкового оружия.

Буксирные крюки располагались в носовой части корпуса.

В боевом отделении, на более крупном преследовании, устанавливалась эллиптическая башня с 45-мм пушкой 20К и совмещенным с ней пулеметом ДТ. На некоторых танках зенитный пулемет ДТ также устанавливался на башне. Сиденье командира танка, который также выполнял функции наводчика, располагалось слева от орудия, справа — магазин. В крыше башни имелось два люка для посадки и высадки членов экипажа.

Радиостанция была установлена ​​в нише башни части танков БТ-5.

Пушка 20К имела хорошие по тем временам характеристики. Бронебойный снаряд имел начальную скорость 760 м / с и мог пробивать 37-мм броню на расстоянии одного километра. Для поражения живой силы противника и его средств открытого огня в боекомплект танка входили осколочные снаряды. В состав прицелов входили прицелы ПТ-1 и ЦМФ.

Башня обеспечивала круговой огонь из пушки и пулемета с углами вертикальной наводки от -6 до + 25º.

BT

Боекомплект на обычный танк составлял 115 выстрелов, на командирский — 72 выстрела.

Обычно для связи использовались сигнальные флажки, а на командирские машины устанавливались радиостанции 71-ТК-1 с характерной перильной антенной, расположенной вокруг башни.

Танк БТ-5 оснащался авиационным бензиновым двигателем М-5 с двенадцатью цилиндрами. Его мощность составляла 400 л. С., Что позволяло боевой машине разгоняться по шоссе до скорости 72 км / ч и до 50 км / ч — по пересеченной местности. Емкость топливного бака бака составляла 360 литров; на последующих модификациях БТ-5 он был увеличен до 530 л. Следует отметить, что большой расход бензина был одним из главных недостатков всех баков серии БТ. БТ-5 не стал исключением. Мощный авиационный двигатель обеспечивал боевой машине отличную скорость и маневренность, но при этом отличался исключительной «жадностью».

Гусеничный гребной винт состоял (по бокам) из гребневой зубчатой ​​гусеницы с открытым шарниром, направляющего колеса, опорных катков (четыре штуки), заднего ведущего колеса с ведущими роликами. Опорные катки были оснащены резиновыми шинами. На трассе управление осуществлялось с помощью рычагов, которые тягами соединялись со сцеплениями.

BT

При переходе с гусеничного двигателя на колесный рельсы снимали и закрепляли на полках. Управление машиной осуществлялось рулевым колесом, соединенным тягами с передними рулевыми катками. По меркам того времени перевод машины на полный привод производился за тридцать минут.

Трансмиссия танка была аналогична установленной на БТ-2, она состояла из сухого многодискового главного сцепления, двух боковых муфт и четырехступенчатой ​​коробки передач.

БТ-5 был оборудован стационарной системой пожаротушения, которая состояла из огнетушителя четыреххлористого углерода и нескольких спринклеров, расположенных в моторном отсеке танка.

BT

БТ-2. Внутренне устройство танка.

Легкий танк БТ-2 состоял из:

  • башни;
  • бронекорпус;
  • двигательная установка;
  • трансляции;
  • оружие;
  • тележка;
  • электрическое оборудование.

Фото танков БТ-2 в строю своей бригады. Калиновский
Бронекорпус танка был его основной частью. Его предназначение — защита от бронебойных снарядов и средних осколков снарядов полевой артиллерии. Бронекорпус одновременно служил каркасом, на котором устанавливались агрегаты и механизмы танка. Форма корпуса коробчатая, собирается при помощи болтов и заклепок. Передняя часть заужена для обеспечения необходимого радиуса поворота передних колес. Боковые стенки корпуса двойные, в полости находились элементы подвески и бензобаки.

Для удобства наблюдения водителем, а также для уменьшения мертвого пространства перед танком передняя планшайба установлена ​​под большим углом. Изнутри корпус разделен перегородками на отсек управления, боевого, трансмиссионного и силового. В отделении управления установили приводы управления трансмиссией и трансмиссией, приборную панель с приборами и сиденье водителя.

Внутри боевого отделения были установлены вооружение, приборы для наблюдения и стрельбы, стойки для размещения боеприпасов и противопожарного оборудования. Здесь же оборудовали рабочее место командира танка.

Фото танка БТ-2
Силовой и боевой отсек разделялись сплошной перегородкой. В силовой части устанавливали бензиновый двигатель Liberty или его отечественный клон М-5. Также были радиаторы, аккумуляторная батарея и масляный бак. Разборная перегородка отделяла трансмиссионный отсек от силового. Коробка передач установлена ​​в трансмиссионном отсеке.

Башня танка клепанная, цилиндрическая. Передняя часть башни имела скос. Под скосом находится прорезь для пушки или пары пулеметов ДТ.

Силовая установка танка включала в себя двигатель, системы смазки, подачи воздуха и топлива, охлаждения и запуска.
Танковый двигатель марки «Либерти» или М5. Авиационный двигатель, четырехтактный, V-образный, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощность 400 л / с. Топливная система двигателя нагнетается топливным насосом. Два бензобака размещались по бокам от двигателя, между бортовыми бронелистами. Каждый бак имел емкость 180 литров. Система смазки двигателя включала масляный бак емкостью двадцать литров и масляный насос, пару фильтров и манометр на меводовом щите.

Фото танк БТ-2 преодолевает препятствие
Шасси. Отличительной особенностью БТ-2 от других танков было наличие гусеницы на колесах. При движении по дорогам с твердым покрытием экипаж танка снял гусеницы и закрепил их на крыльях. Затем на ступицы задних колес установили стопорные кольца, на шток рулевой колонки установили рулевое колесо. На смену типа движителя ушло около 40 минут. В этом состоянии передача от КПП передавалась на заднюю колесную пару.
Подвеска танка индивидуальная рессорная. Между внешней стороной и внутренней стенкой вертикально установлены три пружины, а внутри боевого отделения — горизонтально.
Вертикально расположенные рессоры соединены балансирами с задними и передними опорными колесами.

Основным вооружением БТ-2 был 37-мм ТП Б-3 (5К) с подвижной броней. Пушка могла стрелять осколочными снарядами на дальности до двух километров. Начальная скорость БС -700 м / с, уступки на фрагментацию -710 м / с. Скорострельность орудия -12 выс / м. Пулемет ДТ считался вспомогательным оружием. Его шаровая установка была установлена ​​справа от орудия. Наведитесь на цель из пушки и пулемета в горизонтальном направлении с помощью планетарного механизма и в вертикальном направлении со спинкой. Наведение орудия производилось с помощью оптического прицела. Боекомплект к пистолету — 92 патрона, к пулемету — 2709 патронов, в 43 дисках. Из-за нехватки орудий на некоторых танках была установлена ​​пулеметная установка ДТ-2, реже — ДА-2.

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней не сохранилось ни одного полноценного экземпляра танка БТ-2.

В то же время в Кубинковском музее бронетехники есть интересный гибрид — БТ-5 с установленной на нем башней БТ-2. По некоторым данным, это прототип танка БТ-2М, гибрид между БТ-2 и БТ-5.

Служба и боевое применение

Поступившие в войска танки БТ-2 быстро стали восприниматься больше как учебные. Процесс их освоения персоналом был трудным. Не особо высокое качество сборки машин, помноженное на невысокую квалификацию обслуживающего персонала, приводило к постоянным сбоям. Их ликвидация затрудняла вечная нехватка запчастей. Однако динамические возможности танка были впечатляющими, особенно славились танковые прыжки на довольно большие дистанции, которые с гордостью демонстрировались высокопоставленным чиновникам и иностранным гостям. Изначально БТ-2 поступали на вооружение мехкорпусов, после расформирования — механизированных бригад и танков.

Постепенно, по мере насыщения войск более совершенными танками, БТ-2 все больше переводились на выполнение учебных задач как в частях, так и в учебных заведениях, где в конце 1930-х годов насчитывалось до 130 танков БТ-2. В мае 1940 года все 597 танков БТ-2, состоявших на вооружении Красной Армии на тот момент, было решено «оставить в качестве полигонов до полного износа». Однако массовое формирование мехкорпусов вынудило эти машины снова принять на вооружение.

Впервые БТ-2 вышли на бой в конфликте на реке Халхин-Гол. Затем они приняли участие в так называемой «освободительной кампании на западе Украины и Белоруссии». Значительное их количество участвовало в советско-финской войне. Так, в 1-й легкой танковой бригаде насчитывалось 82 БТ-2, большая часть которых по техническим причинам вышла из строя во время тяжелых боев и эвакуирована на завод. Были и боевые потери: 4 танка сожжены, 2 потоплены. В целом потери БТ-2 в конфликтах и ​​войнах 1939-1940 годов были небольшими.

К 1 июня 1941 года в Красной Армии насчитывалось 580 линейных танков БТ-2, в том числе 396 в западных округах. Из них 366 находились в движении и использовались только как учебные машины, 119 требовали среднего и 30 — крупного ремонта, еще 72 были чисто учебными и использовались в основном как учебные стенды. С началом боевых действий все танки БТ-2, находившиеся в армии в качестве учебных машин, были введены в строй. БТ-2 входили в состав бронетанковых и моторизованных дивизий мехкорпусов и участвовали в боях практически на всем фронте. Так, в 5-м мехкорпусе было 10 БТ-2, в 6-м мехкорпусе — 30, в 7-м мехкорпусе — 27, в 8-м мехкорпусе — 14, в 24-й танковой дивизии 10-го механизированного корпуса — 139. В ходе боев эти сильно изношенные машины быстро были потеряны, поэтому в той же 24-й тд 24 июля 1941 года ни одного БТ-2 уже не было. По некоторым данным, возникла серьезная нехватка 37-мм пуль, так как их производство давно остановлено. БТ-2, находившиеся во внутренних округах, были спешно приведены в боевую готовность и запущены в бой летом — осенью 1941 г и также в большинстве своем были быстро потеряны. Некоторое количество БТ-2 использовалось в битве за Москву, например, в 18-й танковой бригаде насчитывалось 5 БТ-2. Отдельные машины этого типа встречались на фронте в 1942-1943 годах (в частности, есть фотография пулемета БТ-2 в бою, датированная летом 1942 года). Некоторое количество этих машин имелось на Ленинградском фронте, например, летом 1943 года их было 12. По некоторым данным, воевали они в 1944 году.

Наличие БТ-2 в армии на сегодняшний день

1 января 1934 г

1 января 1939 г

1 мая 1940 г

15 сен 1940

1 января 1941 г

1 июня 1941 г

620

620

512

543

567

580

Вооружение БТ-2.

Двуствольный пулемет ДА-2 - фото
По замыслу, основным вооружением танка БТ-2 должна была стать 37-мм пушка. Само орудие на тот момент серийно не производилось и на вооружение не принималось. Существующая 37-мм пушка ПС-2 не была освоена в производстве и возникли трудности с ее дальнейшим выпуском. 37-мм противотанковая пушка обр. 1930 г., производство которой контролировал завод. Калинин. По решению артиллерийского комитета КБ завода «Большевик» провело работы по наложению ствола с казенной частью пушки 19К (бывшая пушка «Ренметалл») в приклад танковой пушки ПС-2. В результате мы получили 37-мм пушку Б-3.

Для доводки пистолета до производства его поставили на завод № 8 им. Калинина, где не отказали себе в удовольствии и поменяли его индекс на свой внутренний — 5К. Первые изображения были отправлены заказчику в том же году. Пистолет не имел спаренного пулемета ДТ, как говорилось в задании, полуавтоматический затвор работал неудовлетворительно. В результате в первом квартале 1932 года конструкции башни пришлось спешно скорректировать, а 60 готовых башен приспособили для раздельной установки танковой пушки и пулемета. Но поскольку бойница в башнях была прорезана «по месту», не нашлось места, где могла быть установлена ​​шаровая установка для спаренных пулеметов. Отдельно пушка и пулемет устанавливались только на 240 вновь выпущенных башенках.

Фото 37-мм пушки Б-3
Изначально планировалось оснастить первые 300 танков БТ 37-мм пушкой, все последующие должны были быть установлены в 45-мм орудия 1932 года. 8 не справились вовремя, остальные из 310 танков тоже довольствовались орудием Б-3 (5-К).
Но были и проблемы с выпуском этих орудий, поэтому их посадили. Калинин поставил на ХПЗ всего 190 орудий, поэтому на танки, которых не хватало, приходилось вооружаться парой пулеметов ДТ. Понимая недостатки такого решения, Комитет обороны своим постановлением обязал вооружить оставшиеся 300 танков, разобрав их пистолетом Гочкиса от танков Т-18. А с января 1934 года заменить эти башни на башни, рассчитанные на установку 45-мм пушки.

Фотография танка БТ-2 с раздельной установкой пулеметной пушки
На самом деле это решение так и осталось на бумаге. Орудия танков Т-18 уже перекочевали на танки Т-26, а все легкие танки БТ-2, не имевшие 37-мм пушки Б-3, были вооружены парой пулеметов или остались без оружия. Танков БТ в 1932 году составило 396 единиц, а в 1933 году — 224 танка. Танку был присвоен индекс БТ-2, в связи с разработкой новой модификации этого легкого танка.

В 1932 году танковое отделение ХПЗ было реорганизовано. В него вошло СКБ, из состава которого была выделена группа молодых конструкторов, занимающихся усовершенствованием серийных танков. Испытания новых танков проводила опытная служба.

Фотография танка БТ-2 с раздельной установкой вооружения
Весной 1932 года военная приемка приняла у производителя первые серийные танки. А в танковых частях начали осваивать новые танки БТ-2. Одними из первых их получили танкисты Калиновской механизированной бригады.
Отклики танкистов на новую машину были самыми неблагоприятными. Сбои во время работы были обычным явлением. Проблема усугублялась тем, что танкисты получили невооруженные БТ-2.

Модификации и прототипы

Невозможно точно указать, сколько резервуаров каждой модификации было произведено, так как данные разных авторов сильно различаются. Совершенно очевидно, что пулеметных танков было намного больше, чем пушечных.

  • M1940 г. Приобретены танки Christie (2 штуки), берут на себя опытные образцы. Судьба не выяснена.
  • Пушка и пулемет БТ-2. Вооружение: 37-мм пушка Б-3 и 1 пулемет ДТ. Серийная модификация.
  • Пушка БТ-2. Вооружение: 37-мм пушка Б-3.
  • Пулемет БТ-2. Вооружение — 1 пулемет ДТ с шаровой установкой и 2 спаренных пулемета ДТ (возможно также СИ). Серийная модификация.
  • Пулемет БТ-2 без шаровой приставки. Вооружение — 2 спаренных пулемета СИ. Серийная модификация.
  • БТ-2 хим. Танк огнеметный (химический). На 1 июня 1941 года таких танков было 14, все во внутренних районах. Информации о судьбе нет.
  • Инженер БТ-2. Строитель мостов. На 1 января 1940 года один такой танк имелся в Ленинградском военном округе. Судьба не выяснена. Однако после «Зимней войны» был выпущен другой экземпляр, но уже на базе БТ-5.
  • БТ-2-ИС (БТ-ИС). Это был БТ-2 с полным приводом и, как следствие, большая проходимость на колесах. Создан в 1935 году группой под руководством Н. Цыганова. Изготовлен в единственном экземпляре. Испытания прошли успешно. Судьба не выяснена.
  • БТ-2 с 76-мм пушкой. Опытный образец был построен, но, по всей видимости, не испытан. Судьба неизвестна.
  • БТ-2 с 203-мм пушкой. Опытный образец. Выпущен в 1934 году. Танк оснащался 203-мм пистолетом Курчевского. После испытаний его сняли с них из-за того, что танк сильно подпрыгивал.
Источники

  • http://typrishol.ru/voennaya_texnika/pervyj-letayushhij-sovetskij-lyogkij-tank-bt-2.html
  • https://arms-russia.ru/tanki/bt-2/
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/tanki/seriya-bt/
  • http://ww2tanki.ru/tanki-vtoroj-mirovoj/sovetskie-tanki-vtoroj-mirovoj-vojny/legkie-tanki-sssr/tank-bt-2

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии