КВ-1 — тяжелый советский танк, история разработки и боевое применение, особенности конструкции и вооружение, ТТХ характеристики, достоинства и недостатки, модификации

История создания

В ноябре 1937 г начальником танкового руководства Красной Армии был назначен один из опытнейших советских танкистов Д.Г. Павлов. Бывшие руководители АБТУ (сначала И.А. Халепский, а затем Г.Г. Бокис) до этого попали под стремительно набирающий обороты каток политических репрессий «Ежов». Новый начальник с большой энергией взялся за выполнение возложенной на него задачи, так как лично испытал все недостатки бронетехники, стоявшей на вооружении в то время.

Оценивая результаты боевых действий в Испании, Павлов считал, что новые советские танки нуждаются в максимально надежной защите. Созданные в начале 1930-х годов малокалиберные, но скорострельные противотанковые орудия почти не оставляли шансов советской технике, и с этим нужно было что-то делать. Кроме того, Д.Г. Павлов уже знал, что во Франции появились танки с противотанковым бронированием.

Танк Char B1
Char B1 — французский тяжелый танк 1930-х годов. Его броня была толщиной 60 мм (сравнима с советским опытным СМК)

В декабре 1937 года новый руководитель АБТУ направил письмо директору Ленинградского экспериментального машиностроительного завода № 185. В этом документе впервые четко сформулированы требования к уровню бронирования новых танков. В частности, указывалось, что тяжелые танки должны быть полностью защищены от 76-мм снарядов на дальности 800-1000 метров и от огня 47-мм противотанковой пушки — на всех возможных дальностях. Д.Г. Павлов считал, что для решения этой задачи потребуется броня толщиной 60 миллиметров.

Следует отметить, что непосредственный предшественник Павлова, Г.Г. Бокис, также считал, что защита тяжелых танков должна быть противопульной. Поэтому летом 1937 года он попросил конструкторов Харьковского паровозостроительного завода, на котором в 1930-е годы производился серийный «сухопутный крейсер» Т-35, увеличить лобовую броню этой машины до 75 мм.

Арест Бокиса и поиск «врагов народа» на самом ХПЗ задержали выполнение этого приказа. Однако с самого начала было ясно, что увеличение толщины брони огромного пятибашенного танка неминуемо приведет к чрезмерному увеличению массы машины, уже не выделявшейся ни маневренностью, ни скоростью. Необходимо было разработать проект принципиально новой машины.

Сформулированное в начале весны 1938 года техническое задание предусматривало строительство тяжелого танка с тремя башнями, вооруженного тремя пушками и восемью пулеметами (два из которых были крупнокалиберными). Вскоре выяснилось, что ХПЗ перегружен другой работой. Помочь коллегам могли конструкторы двух ленинградских заводов — №185 и Кировского.

Компоновка танка СМК
Компоновка тяжелого танка СМК, прямого «предка» КВ-1

В августе 1938 года был составлен госконтракт, в соответствии с которым планировалось производство двух опытных тяжелых танков — Т-100 создавался на заводе No. 185 и СМК в Кировском (расшифровывается как «Сергей Миронович Киров»).

Уже на этом этапе наблюдалась тенденция к дальнейшему сокращению количества башен. Это проявилось в том, что конструкции обеих опытных боевых машин создавались в двух вариантах: первая совпадала с исходным техническим заданием, а вторая предполагала создание двухбашенного танка, вооруженного 76-, 2-мм и 45-мм пушками.

К октябрю того же года были подготовлены дизайны и модели автомобилей. Примерно в это же время на Кировский завод приехала группа выпускников Военной академии механизации и моторизации (ныне Военная академия Вооруженных Сил). В него вошли С. Красавин, Б. Павлов, Л. Переверзев, В. Синозерский, Г. Турчанинов и Л. Шпунтов. Все они полностью закончили учебу и теперь должны подготовить дипломный проект. Его темой было создание еще одного тяжелого танка: башни.

Работой выпускников руководили инженеры СКБ-2 (официальное обозначение конструкторского бюро Кировского завода). Н.Л был назначен менеджером проекта. Духова. Будущий танк получил ориентировочное название U0. Судя по всему, главный конструктор СКБ-2 Жорес Котин изначально отнесся к этому проекту гораздо серьезнее, чем к обычной воспитательной работе.

«Базой» для УО стал проект тяжелого танка СМК. «Устранение» одной из башен позволило сделать машину более компактной и легкой. При этом одним из основных требований на первом этапе было сохранение бывшего основного комплекса вооружения, состоящего из двух орудий. Это означало, что 76,2-мм и 45-мм орудия размещались вместе в башне.

КВ-1 с двумя пушками
Опытный образец КВ-1 с двумя орудиями в одной башне

Видимо, необходимо объяснить, почему в те годы тяжелые и средние танки делались «многоствольными». Делалось это не только во имя повышения огневой мощи — главным было желание создать универсальную машину, пригодную как для борьбы с пехотой противника, так и для уничтожения бронетехники противника. Считалось, что для решения второй проблемы лучше всего подходят малокалиберные скорострельные орудия, поэтому они считались необходимыми для таких танков, как Т-35, Т-28, СМК и Т-100.

Такой подход сегодня может показаться странным, но он был достаточно оправдан. В частности, американские танки Sherman должны были быть выполнены в двух вариантах: один был вооружен противотанковой пушкой, другой — оружием, способным вести огонь более или менее эффективными осколочно-фугасными снарядами. Не всегда удается совместить эти два качества в одном оружии. В гораздо более поздние времена, например, создатели танка M1 Abrams столкнулись с подобными проблемами».

Танк У0 «Диплом» отличался от СМК не только размерами и «одной башней». Были предложены следующие изменения:

  • Использование в качестве силовой установки дизельного двигателя, а не карбюратора;
  • Внедрение новых элементов управления MTO;
  • Установка специально разработанной планетарной коробки передач.

В остальном Y0 совпало с QMS. Между тем увеличение веса за счет отказа от башни позволило значительно увеличить толщину брони и оптимизировать ее компоновку. Это должно было быть использовано — конечно, при условии, что учебный проект превратится в настоящую боевую машину.

Танк Т-100
Т-100 опытный тяжелый танк, один из прямых конкурентов КВ-1

В декабре 1938 г на совместном заседании Комитета обороны при Совнаркоме и Политбюро ЦК КПСС были представлены «двухбашенные» варианты Т-100 и Т-100. СМК были утверждены. Точно неизвестно, рассматривался ли проект У0, но уже 27 февраля 1940 года на уровне правительства было дано разрешение на постройку однобашенного «танка прорыва», отвечающего тактико-техническим требованиям, утвержденным Минобороны. Комитет СНК. Будущая боевая машина получила обозначение КВ — в честь наркома обороны народа, одного из ближайших сотрудников И.В. Сталина Клима Ворошилова. Впоследствии танки стали называть именами военно-политических деятелей за рубежом — можно вспомнить, в частности, танк Черчилля».

Бывшие аспиранты, ставшие инженерами, вернулись в СКБ-2 в марте 1939 года, и работа над проектом началась. По инициативе Н. Духова было решено заменить планетарную коробку передач на механическую пятиступенчатую. Его конструкция в основном совпадала с аналогичной установкой, разработанной для среднего танка Т-28.

Несмотря на то, что использование дизельного двигателя планировалось в рамках дипломного проекта, КВ изначально создавался на базе карбюраторного двигателя М-17Ф. Этот силовой агрегат обеспечил значительный прирост мощности — около 60 лошадиных сил (660 против 600). Однако в июне 1939 года ситуация изменилась: на танк окончательно «прописали» дизельный двигатель. Это было связано с двумя основными факторами: во-первых, использование дизеля вместо бензина позволило уменьшить размеры баков при сохранении запаса хода, а во-вторых, трансмиссия ни в коем случае не позволяла «снять» более 580 лошадиных сил от силовой установки.

КВ экспертный танк
Эксперт танка КВ на заводских испытаниях в сентябре 1939 г

В последний день лета 1939 года первый опытный образец танка КВ был доставлен в учебный лагерь завода, после чего начались его испытания. Они длились всего несколько дней. При этом военный представитель Кировского завода отметил, что на машине нет крупнокалиберного зенитного пулемета ДК, который устанавливался на СМК. Устранить этот недостаток конструкторам не удалось, так как башня уже была перегружена — ведь для защиты задней полусферы были установлены две пушки и кормовой пулемет.

Второй этап испытаний начался в октябре 1939 года. Одновременно с КВ на заводском полигоне проходили испытания СМК. Поэтому двухбашенный танк считался основным, и ему уделялось основное внимание. По этой причине в конце ноября пробег СМК превысил тысячу километров, а КВ проехал всего 485 км. Самым заметным событием этого периода стал отказ от 45-мм пушки. Его разобрали, заменив на дополнительный пулемет ДТ. Впоследствии одноствольная версия стала основной и единственной.

30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Этот конфликт позволил Красной Армии опробовать новые образцы военной техники, в том числе тяжелые танки. «Дебют» КВ состоялся 18 декабря. В эти дни Красная Армия пыталась прорвать финскую оборону на Карельском перешейке. Новый тяжелый танк успешно справился с поставленной задачей, но решение принять его на вооружение, которое последовало буквально на следующий день, сегодня кажется грубой ошибкой.

Танк КВ-2
КВ-2 — танк, созданный зимой 1939/40 года на базе КВ-1 и вооруженный 152-мм пушкой

Действительно, Комитет обороны проявил самое настоящее легкомыслие, приказав начать серийное производство машины, не завершив даже цикл заводских испытаний, ориентируясь на результаты единственного боя. Последствия этой ошибки были чрезвычайно серьезными. Между тем конструкторам было приказано в срочном порядке создать спецверсию КВ, вооруженную мощной 152-мм гаубицей.

В принципе, такая задача не стала «неожиданностью» для СКБ-2 — ведь начальник бронетанкового управления Д. Павлов еще в январе 1938 года подчеркивал необходимость использования крупнокалиберных орудий на новых моделях тяжелых танков. Поэтому возможность «перевооружения» также предусматривалась на этапе проектирования СМК и КВ. «Зимняя война» только подтолкнула соответствующие события: необходимо было срочно снабдить армию танком, способным в долгосрочной перспективе разрушать укрепления, бункеры и бетонные бункеры.

Конструкторы СКБ-2 так и не успели догнать начало второго штурма линии Маннергейма: когда на передовую поставили КВ с новой увеличенной башней и 152-мм пушкой, советские войска уже захватили финский бункер. Однако на заключительном этапе войны эти танки принесли некоторую пользу: они использовались для прорыва обороны в полевых условиях. Кроме того, были проведены тестовые атаки на пустые стаканы и бункеры. Впоследствии, уже в 1941 году, танк со 152-мм пушкой получил название КВ-2, тогда как исходный образец с 76-мм пушкой получил название КВ-1.

Весной 1940 года правительство утвердило план серийного производства тяжелых танков КВ. Предполагалось, что 100 КВ-2 и 130 КВ-1 будут выпущены с июля по декабрь.

КВ-1 с упрощенной башней
КВ-1 с упрощенной граненой башней

Для реализации этого замысла необходимо было внести некоторые изменения в конструкцию боевых машин, сделав их производство более «технологичным» и экономичным. Список основных нововведений следующий:

  1. Цельносварные баки заменены на сварные;
  2. Упрощенное изменение;
  3. Уменьшенное количество опорных подшипников;
  4. Изменена форма крыльев;
  5. Большинство винтов заменено на болты.

Самым заметным изменением стало появление граненой башни, которую было намного проще изготовить, чем предыдущую «круглую». Все это позволило снизить стоимость автомобиля примерно на 15%.

Между тем 10 июня под Ленинградом испытания КВ возобновились. Испытывались один танк с «малой» башней и два со 152-мм пушкой. Соответствующее распоряжение отдал заместитель Уполномоченного по защите народа маршал Г. Кулик, которому долгое время не нравилось поспешное решение о принятии КВ на вооружение. Как и ожидалось, тестирование быстро выявило множество недостатков и недоработок. Среди них, в частности, было отмечено:

  1. Низкий моторесурс;
  2. Серьезные необратимые повреждения коробки передач и конечных передач;
  3. Плохая работа системы охлаждения при температуре воздуха выше 20 градусов;
  4. Неспособность танка развивать «паспортную» скорость;
  5. Постоянное и быстрое засорение воздушного фильтра: он пришел в негодность в течение полутора часов от начала движения;
  6. Слабый механизм поворота башни. Он был «позаимствован» у среднего танка Т-28 и плохо справился с увеличением нагрузки: загорелся и сгорел.

Все эти недостатки, особенно проблемы с трансмиссией, сделали танки КВ практически непригодными для использования. Казалось бы, эту ситуацию следует исправлять немедленно, однако в сентябре 1940 года никаких изменений в конструкцию машины внесено не было. Этому мешало уже внедренное серийное производство.

Полевой ремонт КВ-1
Принудительный ремонт КВ-1 в чистом поле. Фотография сделана еще во время Великой Отечественной войны

Печально известный Л.З. Мехлис, который тогда работал в Наркомате госконтроля, после получения осенью сообщения о продолжающихся проблемах с танками КВ провел личную проверку и убедился, что перечень дефектов конструкции ровный крупнее, чем выглядело на летних испытаниях, так что шасси явно осталось недоделанным, погон башни не имел должного усиления, а пушка Л-11 не соответствовала требованиям Наркомата обороны, ни по характеристикам основные характеристики и с точки зрения качества изготовления.

В ноябре Мехлис послал И.В письмо Сталину, в котором подробно описал удручающие результаты проверки, проведенной на Кировском заводе. Казалось бы, в те тяжелые годы виновные должны были быть сурово наказаны, но этого не произошло. Дело ограничилось дисциплинарными взысканиями и продолжилось серийное производство заведомо бракованных танков. Впоследствии Мехлис, Кулик и Д. Павлов неоднократно сигнализировали об этом «примерно», но ничего не изменилось. Фактически исправили только механизм поворота башни.

«Добиванию» танков КВ отчасти помешали не совсем корректные результаты анализа боевых действий Вермахта против Франции в мае-июне 1940 года. Командование Красной Армии прекрасно знало, что у французской армии есть танки хорошо бронированный вооруженный. Казалось бы, немецким войскам будет сложно справиться с этими мощными машинами, но результат оказался крайне неожиданным: вермахт победно завершил кампанию всего за 40 дней. Оценивая этот факт, некоторые советские специалисты предположили, что Германии удалось создать особенно мощное противотанковое ружье.

Танк Henschel VK 3001 (H)
Henschel VK 3001 (H), один из первых опытных образцов немецкого тяжелого танка. В 1941 году у этой машины еще не было башни

Чтобы обезопасить себя от новой угрозы (которой фактически не было), конструкторы приняли меры по дальнейшему усилению брони танков КВ. Кроме того, было решено перейти на более мощную 107-мм пушку. Все эти работы требовали больших усилий, но не увенчались большим успехом. При этом остались все прежние недоработки.

Единственным значительным достижением этого периода стало изготовление первых чугунных турелей для КВ-1. Это сулило существенное упрощение серийного производства боевых машин. К сожалению, до начала Великой Отечественной войны переход к плавильным башням не был произведен вовремя. Кроме того, на СКБ-2 были загружены работы по созданию еще одного тяжелого танка — КВ-3 (также использовалось обозначение Т-150). Этот проект так и не был реализован, как более поздние КВ-4 и КВ-5. Гораздо правильнее было бы сосредоточить усилия дизайнеров на «доводке» исходной модели, но такой вывод основан на современных «пост-знаниях».

Уже после нападения Германии на СССР, в начале июля 1941 года, производство танков КВ-2 было остановлено. Это позволило Кировскому заводу нарастить выпуск КВ-1, но эта машина так и осталась незавершенной. Кроме того, стремительное наступление немецких войск привело к необходимости развертывания серийного производства в тылу — на Челябинском тракторном заводе. В Ленинграде последний танк КВ был изготовлен 18 октября 1941 года, через месяц после окружения города.

В августе 1942 года началось производство танка КВ 1С. Эта машина отличалась от оригинала в основном легкой броней. Это позволило улучшить динамические характеристики танка, но через 11 месяцев серийное производство КВ-1С было остановлено.

Модель КВ-1Э
Современная модель танка КВ-1Э с силовой броней

Для борьбы с «Тиграми» и «Пантерами» требовалась гораздо более мощная техника. К тому же КВ-1С уже мало отличался по своим характеристикам от среднего Т-34-76, что делало его просто лишним.

Как видите, история тяжелого танка Клима Ворошилова оказалась довольно короткой — на его создание ушло около года, а серийное производство длилось чуть более трех лет. Судьба этой боевой машины могла бы сложиться гораздо успешнее, если бы не ряд ошибок, не столько технических, сколько организационных. В 1944 году на смену КВ пришли тяжелые танки ИС — сегодня все знают, как расшифровывается эта аббревиатура.

Основные цели и задачи

Изначально КВ-1 предназначался для прорыва мощных оборонительных укреплений и «расчистки» пути для наступления средних и легких танков. В рамках этой общей задачи должны были быть достигнуты следующие цели:

  1. Выявление и уничтожение противотанковых батарей противника;
  2. Подавление фронтового сопротивления пехоты, уничтожение пулеметных гнезд, засаженных деревьями наземных столбов и укрытий;
  3. Прорыв металлических преград;
  4. Выход на позицию полевой артиллерии противника и ее уничтожение;
  5. Отражение контратак бронетехникой.

Толстая броня позволяла КВ-1 достаточно свободно маневрировать под огнем противотанковых орудий, а наличие кормового пулемета, как полагали конструкторы, позволяло действовать без непосредственного сопровождения пехоты.

В годы войны КВ-1 неоднократно действовал в полном соответствии со своим «теоретическим» предназначением. В частности, именно так эти танки использовались в первые дни Сталинградского контрнаступления, а также в 1944 году во время Выборгской операции.

Подбитый КВ-1
Тяжелый танк КВ-1, подбитый в Сталинграде. Видны следы пулевых выстрелов

Гораздо чаще КВ использовался почти так же, как Т-34, как универсальная боевая машина для поддержки пехоты, оборонительных действий, контратак и вылазок в оперативный тыл противника.

Конструкция боевой машины

КВ-1 имеет классическую компоновку: двигатель и трансмиссия расположены в корме, отделение управления — спереди, боевое отделение и башня — посередине. Сегодня это не кажется чем-то необычным, но до появления этой машины советские тяжелые танки были многобашенными, и на таком фоне явно выделялся «Клим Ворошилов». Главной особенностью КВ-1 было довольно гармоничное сочетание самых новаторских конструкторских решений того времени: использование дизельного двигателя, наличие толстой противотанковой брони, индивидуальной подвески торсиона и универсальной пистолет довольно мощный.

Отделение управления

Передняя часть танка КВ-1 была закреплена за отделением управления. На борту находились места для двух членов экипажа: стрелка-радиста, сидевшего слева, и механика-водителя, сиденье которого было установлено по центру. Для входа в отделение управления использовался люк, расположенный прямо над сиденьем радиста.

Первым его место должен был занять водитель, а выход из танка производился в обратном порядке. Правда, прямо перед мехводом был еще один небольшой люк, но проскользнуть в него было невозможно: это «окно» предназначалось исключительно для наблюдения. В бою люк механика-водителя был закрыт, ориентироваться приходилось, заглянув в очень узкую смотровую щель с триплексом или зеркальным устройством, установленным на крыше корпуса.

Отдел управления КВ-1
Отделение управления восстановленным танком КВ-1

Гоночный пулемет ДТ помещался перед радистом в шарнирном держателе. Радиостанция располагалась с левой стороны, питание ее обеспечивали четыре батареи. Кроме того, в отделении управления располагались приборы управления, топливные краны, насос и баллоны со сжатым воздухом (используются при пуске двигателя). В аварийных ситуациях водитель и радист могли покинуть танк через вырезанный в днище запасной люк.

Боевое отделение

Башня с артиллерийской пушкой устанавливалась в центральной части танка КВ-1, прямо над боевым отделением, на шариковой опоре. Сиденье командира находилось слева от орудия, а наводчик и магазин — справа. Все эти члены экипажа входили в танк и выходили из него через люк верхней башни (был всего один). При посадке его место занял сначала наводчик, потом командир и только потом магазин.

Круговой обзор обеспечивался с помощью панорамы и четырех зеркальных перископов, установленных по периметру боевого отделения. У наводчика также был оптический прицел. Слева от него в корпусе танка прорезана смотровая щель, закрытая триплексом. В кормовой части башни находился пулемет ДТ, диски с патронами к нему, а также часть боекомплекта к пушке. Остальные пули размещались внизу боевого отделения, по бокам которого, кроме того, находились баки для горючего и моторного масла.

Боевое отделение КВ-1
Боевое отделение танка КВ-1. Хорошо видны приборы наблюдения наводчика и командира танка

Броня

Корпус танка КВ-1 был изготовлен из катаной стали разной толщины. Защиту лобовой проекции обеспечивали три броневых листа. Верхний и нижний располагались под небольшим углом, их толщина составляла 75 мм. Средний лист был значительно тоньше — всего 40 мм, но установлен со значительным уклоном, что значительно снизило его уязвимость.

Борта корпуса и нижний броневой лист в корме танка имели толщину 75 мм, а верхний кормовой лист — 60 мм. Самыми тонкими оказались крыша и днище. Толщина стальных листов, прикрывающих моторный и трансмиссионный отсеки снизу и сверху, составляла всего 30 мм, а сверху и снизу боевого отделения находилась сорокаммовая броня.

Башня была наиболее защищена от снарядов. Для защиты пушки и пулемета помимо основной 75 мм брони в передней части устанавливалась маска — 90 мм из высокопрочной стали. Толщина брони литых башен увеличена сначала до 82, а затем до 110 мм. Наружные элементы приборов наблюдения были защищены от повреждений специальными заглушками.

Силовая установка и трансмиссия

Танк КВ-1 оснащался четырехтактным дизельным двигателем В-2. Этот двигатель мог развивать до 600 лошадиных сил, но рабочая мощность составляла 500 лошадиных сил. В качестве топлива использовалось дизельное топливо ДТ или дизельное топливо сорта Е. Топливные баки, расположенные в отделении управления и в боевом отделении, вмещали до 615 литров. Иногда на крылья устанавливались дополнительные топливные баки. Их было от трех до пяти.

Двигатель КВ-1
Танковый дизельный двигатель КВ-1

Двигатель запускался плавно с помощью электрического запуска. Изначально два таких устройства устанавливались на танки КВ-1, но в конце 1941 года предпочтение было отдано схеме пуска с более мощным дросселем. В том случае, если все это оборудование по каким-то причинам не работало, можно было включить двигатель с помощью сжатого воздуха. Цилиндры с ней, как уже отмечалось, находились в отделении управления.

Трансмиссия КВ-1 включала следующие основные элементы:

  1. Главное сцепление (многодисковое, сухое сцепление);
  2. Коробка передач: два вала, пять скоростей (не считая заднего хода);
  3. Бортовые сцепления;
  4. Планетарные коробки передач на борту.

Следует отметить, что моторный и трансмиссионный отсеки на танках КВ были отделены друг от друга.

Органы управления

Водитель управлял движением танка КВ-1 с помощью основных педалей сцепления и акселератора, а также трех рычагов. Один из них был для переключения передач, а два других использовались для смены.

Управление пушкой осуществлялось с помощью электрического поперечного привода и ручного маховика с вертикальным ходом. Выстрел мог производиться нажатием на ручной или ножной спусковой крючок. Заряжание орудия, как нетрудно догадаться, производилось вручную.

Вооружение танка

Первоначальное техническое задание предполагало, что танк КВ-1 будет оснащен тем же набором пушек и пулеметов, что и опытный СМК. Однако позже от этой идеи пришлось отказаться. Примечательно, что при заводских испытаниях 45-мм пушка была снята с башни. С тех пор все КВ-1 были вооружены одной пушкой.

Пушка ЗиС-5
ЗиС-5 — 76,2-мм пушка, устанавливалась на танки КВ-1, с октября 1941 г

Артиллерийское вооружение

Первые танки КВ оснащались 76,2-мм пушкой Л-11, разработанной на Кировском заводе. Это была разработка предыдущей пушки Л-10, которая уже использовалась на Т-28. Длина нарезной части ствола этого ружья достигала 30 калибров, что позволяло придать пулям начальную скорость 615 метров в секунду.

С помощью Л-11 можно было пробивать броню толщиной 60 миллиметров на расстоянии одного километра. Между тем немецкие танки конца 30-х — начала 40-х годов прошлого века были защищены броней максимальной толщиной всего 30 мм. Следовательно, мощности Л-11 было достаточно для их безопасного уничтожения даже на расстоянии 3 километров.

Существенным недостатком этого пистолета был недостаток конструкции противооткатного устройства, которое гарантированно выходило из строя на некоторых режимах стрельбы. Этот факт был хорошо известен еще на этапе проектирования КВ-1, поэтому танк планировалось оснастить самой современной пушкой Ф-32 конструкции В. Грабина, созданной одновременно с Л-11. Сделать это не удалось только потому, что L-11 было проще запустить в серийное производство.

Впоследствии неисправность пушки «Ленинград» была успешно устранена, самосвал заработал без сбоев, но в январе 1941 года КВ-1 все же перевооружили: простота устройства и относительная дешевизна пушки Ф-32 сделали возможно преодоление L-11. При этом баллистические и «бронебойные» характеристики обоих пистолетов были практически одинаковыми.

Тем временем Грабин разработал и подготовил к серийному производству еще одну танковую пушку — F-34. Он был мощнее F-32 и в то же время несколько проще по конструкции. Этими пушками стали вооружать средние танки Т-34, они также устанавливались на отдельные экземпляры КВ-1, но тогда более перспективным вариантом казался переход на пушку Ф-27.

КВ-1 и Ф-32
Поврежденный танк КВ-1, вооруженный пушкой Ф-32

Испытания тяжелых танков, оснащенных F-27, прошли весной 1941 г и не увенчались успехом. Длина ствола нового пистолета была признана чрезмерной, военным не понравились значительные размеры агрегатных патронов. В результате конструкция F-27 была несколько изменена, и уже во время войны, в октябре 1941 года, это орудие было принято на вооружение с обозначением ЗиС-5.

Ствол нового пистолета имел длину 41,5 калибра, что позволяло придавать пулям начальную скорость 680 метров в секунду. Боекомплект составлял 90 патронов (иногда увеличивался до 114 штук).

Пулеметное вооружение

Первоначальное техническое задание предусматривало вооружение КВ-1 крупнокалиберным пулеметом ДК, но в башне для этого места просто не было. По этой причине все модификации тяжелого танка имели только 7,62-мм пулеметы ДТ. Это была особая модификация танка знаменитого ручного пулемета Дегтярева.

Дизельное топливо было установлено перед местом радиста в шаровой опоре. Второй агрегатировался с пушкой, а третий размещался в корме башни и служил для защиты машины от вражеской пехоты, наступавшей с тыла. Кроме того, внутри башни находился еще один пулемет, который можно было использовать в качестве дублирующего или зенитного орудия. В последнем случае дизельное топливо приходилось устанавливать на башне, размещенной на люке башни. Это устройство было установлено на каждом пятом серийном танке КВ.

Боекомплект пулемета составлял 48 дисков, внутри которых размещалось 3024 патрона. Кроме того, ручные гранаты F-1 могли использоваться для самообороны. Их было 25. Командир танка тоже был вооружен пулеметом (ППД или ППШ).

КВ-1С, вид сзади
КВ-1С, вид сзади. Хорошо виден пулемет в задней части башни

Технические характеристики

Приведены основные параметры танка КВ-1 для двух наиболее распространенных его вариантов — базового серийного образца и «скоростной» модификации, известной как КВ-1С:

КВ-1 КВ-1С
Вес бака 47,5 тонн 42,5 тонны
Длина 6,625 м 6,9 м
Длина 3,32 м 3,25 м
Рост 2,71 м 2,64 м
Ликвидация 0,45 м 0,45 м
Скорость по шоссе 34 километра в час 42 километра в час
Скорость по пересеченной местности 5-10 км / ч 10-15 км / ч
Запас хода До 225 км До 180 км
Удельная мощность 11,6 л.с на тонну 14,1 л.с на тонну

Вооружение и двигатель машин обеих модификаций были одинаковыми.

Преимущества и недостатки танка КВ-1

Основным преимуществом КВ-1 был высокий уровень безопасности. Как в «Зимнюю войну», так и в начальный период Великой Отечественной войны поразить эту боевую машину большинством видов противотанковых средств было практически невозможно. В результате КВ-1 мог легко выигрывать «дуэли» с танками и артиллерийскими батареями противника.

Конструкция «Клима Ворошилова» была, пожалуй, самой передовой для начала 40-х годов прошлого века. Только одна советская машина — Т-34 — могла составить ему конкуренцию. Создателям КВ удалось объединить в своей задумке все самые прогрессивные новинки тех лет: длинноствольную пушку, наклонное бронирование, хорошую систему подвески и дизельный двигатель.

Дополнительным преимуществом КВ была правильно подобранная скорость его движения на первой передаче: в отличие от Т-34, этот танк не догонял идущую за ним пехоту, что позволяло гораздо успешнее координировать действия во время атаки.

КВ-1 с посадкой
КВ-1 с посадкой танков на броню

У КВ-1 было много недостатков, но стоит выделить два из самых серьезных. Первым и наиболее очевидным из них была общая «сырость», незнание конструкции. В 1939 году машину не предполагалось принимать на вооружение, а отправили на тщательные испытания, после которых все дефекты можно было устранить — ведь еще было время для этого. К сожалению, качество было принесено в жертву количеству, что было серьезной ошибкой, за которую кровью заплатили и сами танкисты, и солдаты Красной Армии, оставшиеся на поле боя без поддержки бронетехники.

Вторым и не менее существенным недостатком КВ-1 была неопределенность его целевого назначения. У этого танка никогда не было своей ниши. В начале войны гораздо более дешевый и маневренный Т-34 был почти так же неуязвим для противотанковых орудий противника, как и КВ, но при этом имел почти такое же вооружение. В результате терялся сам смысл существования отдельного тяжелого танка. А во второй половине Второй мировой войны, когда на полях сражений появились «Тигры» и «Пантеры», брони КВ-1 и его вооружения сразу стало явно недостаточно.

К сожалению, конструкторы СКБ-2 не смогли наделить свой тяжелый танк достаточным модернизационным потенциалом, который позволил бы своевременно переоснастить машину более мощной крупнокалиберной пушкой. Спорным решением стал и переход на производство «скоростного» КВ-1С, который по своим параметрам стал еще ближе к Т-34, что в целом было весьма незначительным.

Танк КВ-1 в Великой Отечественной войне

Достаточно большое количество танков КВ-1 находилось на вооружении частей западных округов, поэтому эти машины пошли в бой с первого дня войны. Русский танк вызвал настоящий шок у гитлеровцев, в вермахте тогда такого не было. Ни одна немецкая противотанковая пушка не взяла броню российского КВ-1, ни один немецкий танк ничего не мог поделать с русским гигантом. Только 88-мм зенитное орудие могло справиться с КВ-1, который гитлеровцы часто использовали как противотанковое орудие.

Танк КВ-1 - история создания и обзор технических характеристик
В конце 1941 года основная сборка танков КВ была передана Челябинскому тракторному заводу.
Но большая часть потерь этих танков в начале войны произошла из-за поломок и неисправностей. Экипажи просто сбросили танки и ушли. Слабыми сторонами КВ-1 были, прежде всего, низкое качество узлов и агрегатов, плохая обзорность из бака, неудачная замена и прежде всего множество претензий к воздушному фильтру. Танкисты часто не могли выйти на поле боя. Но картина с подготовкой танкистов была еще более удручающей. У танкистов практически не было опыта управления танками.
Хорошо обученные танкисты, зная характеристики своей техники, совершили с ней настоящие подвиги. Так, например, танковая рота (5 машин) лейтенанта Колобанова за час без потерь уничтожила 22 танка противника. Русские танкисты на КВ часто просто давили немецкие танки, и описаний таких подвигов много как в советских, так и в немецких документах.

Танк КВ-1 - история создания и обзор технических характеристик

Модификации КВ

Несмотря на то, что КВ-1 находился в серийном производстве менее четырех лет, было создано несколько весьма существенно различных вариантов этого танка.

КВ-85
Ходовая часть КВ-85 — башня ИС-1 на шасси КВ-1

Список самых известных изменений выглядит следующим образом:

  1. КВ-2. По сути, это самостоятельная модель. Основное отличие — новая башня с мощной 152-мм пушкой М-10Т;
  2. КВ-1Е. Эти танки выпускались с июля по август 1941 года. От базовой модификации они отличались установкой дополнительных броневых щитов в передней части корпуса. Иногда утверждают, что эта мера была предпринята для защиты от немецкого 88-мм орудия, но эта версия сомнительна;
  3. КВ-1С. Выпускается с августа 1942 года. Основное отличие — небольшой вес за счет уменьшения толщины брони (в основном бортовой). Кроме того, конструкторам удалось частично устранить недостатки трансмиссии и сделать танк более надежным;
  4. КВ-85. Последняя серийная модификация. Это было шасси КВ-1 с установленной на нем башней будущего танка ИС-1. КВ-85 создавался как переходная модель. Основной причиной его появления стали высокие советские танки в боях с «Тиграми» и «Пантерами».

Отдельно стоит упомянуть огнеметные танки КВ-6 и КВ-8. Первый из них был выпущен в блокадном Ленинграде небольшой серией (не менее 4 и не более 8 единиц). Информации об этой боевой машине мало. КВ-8 было построено в гораздо большем количестве. Основой для огнеметного танка изначально был КВ-1, а затем КВ-1С.

Главная особенность КВ-8 — замена пистолета ЗиС-5 на 45-мм пушку, рядом с которой вместо спаренного пулемета установили огнемет. Чтобы противник не отличил КВ-8 от других тяжелых танков, 45-мм орудие было закрыто специальным кожухом, имитирующим ЗиС-5. Такие боевые машины применялись, например, при обороне Сталинграда в 1942 году.

КВ-8
КВ-8 — огнеметный вариант тяжелого танка КВ-1

Основные характеристики советских тяжелых танков в годы Великой отечественной войны

Главныйтехнические характеристикиТанк КВ 1 Танк КВ 2 Танк 2 ИС

Боевая масса (т) 43 год 52 46
Экипаж (чел) 5 6 4
Габаритные размеры (мм)
длина 6675 6950 6770
длина 3320 3320 3070
рост 2710 3250 2630
Ясно (мм) 450 430 420
Толщина брони (мм) 40-75 40-75 60–120
Калибр пушки (мм) 76 152 122
Пулеметы 3×7,62 3×7,62 3х7,62, 1х 12,7 (ДШК)
Боеприпасы (художественные кадры) 90 36 28 год
Мощность мотора (л.с.) 500 600 580
Максим. Скорость 34 34 37
Автомобильная навигация (км) 225 250 240
Внедорожник (км) 180 150 160
Преодоление препятствий (м)
стена 0,87 0,87 1
ров 2,7 2,7 3.5
форд 1.3 1.6 1.3

Тактико-технические характеристики, представленные в таблице и оставшиеся за ее пределами, дают оценку трем основным компонентам любой бронетехники:

  • броневая защита и живучесть танка и экипажа;
  • огневая мощь оружия;
  • скорость и маневренность.
Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии