Ка-50 — история «Черной акулы», опередившей время — SNEG5

Вертолёт Ка-50 – рождённый в СССР

Ка-50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало 80-х годов ХХ века стало настоящим поворотным моментом в области вертолетостроения. И в Европе, и в США стали появляться вертолеты, которые, по заверениям создателей, смогли в корне изменить характер современного боя. Весь мир прогрессивной авиации с нетерпением ждал реакции русских, которые не привыкли иметь технику хуже, чем у их потенциального противника. Мало что было известно о наших разработках на Западе. Некоторые фото без должного качества, какая-то информация от спецслужб, но никто на Западе не получил четкой информации и тем более технических деталей. Различные источники совершенно по-разному интерпретировали информацию о создании нового вертолета, в то время еще остававшуюся секретной.

Концепция

С самого начала вертолет задумывался советскими инженерами как ответ американскому AH-64 Apache. Новая боевая машина разработана в абсолютном духе ОКБ Камова: соосная двухвинтовая конструкция без рулевого винта. Ниша для использования нового вертолета была определена очень быстро: прямая поддержка сухопутных войск, таких как уже уважаемый Ми-24.

Проектные работы были завершены в декабре 1972 г., но первый полет в силу определенных причин, испытаний и проверок состоялся только через 10 лет, 27 июня 1982 г. Вертолет получил первоначальное «рабочее» название В-80Ш1 (вертолет 1980-х гг.), штурм) и представлялся как всепогодная машина для выполнения сложных и особо сложных боевых задач на предельно малых высотах.

В плане компоновки новый «истребитель», получивший впоследствии обозначение КА-50, существенно отличался от ранее разработанных машин КБ Камова. КА-50 получил фюзеляж и хвостовое оперение «самолетики», убирающееся шасси и крыло большего размера, чем у других вертолетов. Отличительной особенностью вертолета было использование летного экипажа. Это решение потребовало от конструкторов использования большого количества компьютерных систем, которые облегчили пилоту пилотирование и использование оружия.

Силовая установка Ка-50 также была спроектирована с особой тщательностью. По бортам верхней части фюзеляжа установили пару газотурбинных гигантов ТВ3-117ВМА. Мощные двигатели оснащались сетчатыми выхлопными устройствами для уменьшения инфракрасного следа в бою. Помимо моторов, была установлена ​​специальная защита от пыли, которая снизила износ лопаток компрессора. В остальном двигатели имели те же технические режимы, что и у большинства других вертолетов.

Зубы, когти и западное любопытство

Использование оружия и одновременно выполнение энергичных маневров Ка-50 позволило создать уникальный прицельно-каскадерский комплекс. Бортовой компьютер автоматически принимал целеуказания с любого другого вертолета, самолета ДРЛО и любого другого наземного комплекса и отображал информацию о цели на специальном индикаторе тактической обстановки, а также дублировал информацию на индикаторе лобового стекла. Наличие такой информации значительно облегчило выбор оружия для пилота и процесс его использования.

Помимо систем индикации на Ка-50 применялась нашлемная система целеуказания «Обзор-800», особенность которой заключалась в том, что летчик с помощью нашлемного прицела через преобразователь сразу передавал сигнал на атаковать приемники ракет, расположенные на подвесках. Поворачивая голову в ту или другую сторону, пилот таким образом ориентировал поисковые головки ракеты в нужном направлении. Использование этой системы позволило получить уникальный индикатор: цель была захвачена через полторы секунды после наведения на нее прицела.

Не один, не два, а четыре цифровых компьютера отвечали за управление всеми системами: первое управление навигацией, второе управляемое обнаружение целей и использование оружия, третье непрерывно тестировало все системы и компоненты, а четвертое было резервным.

Встроенное и подвесное вооружение Ка-50 также было выполнено высотным. Ка-50 имеет 30-мм автоматическую пушку 2А42 с скорострельностью до 500 выстрелов в минуту. Такая же пушка была установлена ​​на бронетранспортерах БМП-2.

По сравнению с другими авиационными пушками 2А42 имеет гораздо большую массу и в три раза меньшую скорострельность, но на сегодняшний день его безусловным преимуществом является способность поражать легкобронированные цели на дальности до 3000 метров. Пушка 2А42, используемая в Ка-50, по-прежнему обладает почти в три раза большей мобильностью, чем мобильная пушка М-230 на вертолете Apache. Пистолет питается высокопотенциальными и осколочными боеприпасами из двух ящиков для боеприпасов, общий боекомплект которых составляет 460 патронов, с возможностью стрельбы очередями по 10 или 20 патронов.

Принимая решение об использовании пушечного вооружения, специалисты ОКБ Камова не зря сделали выбор в пользу конструкции Грязева 2А42. Решение о замене обычного ГШ-301 было продиктовано стремлением повысить надежность стрельбы в условиях высокого уровня запыленности и плохого охлаждения на малых скоростях и малых высотах.

Подвесное вооружение вертолета расположено на четырех пилонах, которые с помощью специальных гидроприводов могут отклоняться вперед и назад на угол до 10 градусов. На этих пилонах установлено до 12 ракет противотанкового комплекса «Вихрь» Тульского конструкторского бюро приборостроения под руководством Аркадия Шипунова.

Лазерная система наведения с максимальной дальностью пуска до 10 километров способна эффективно поражать любую подвижную и стационарную бронированную цель. Помимо противотанковых ракет, под крылом Ка-50 могут подвешиваться практически все авиационные боеприпасы, масса которых не превышает 500 кг. «Вихрь» способен поражать танки противника практически со стопроцентной вероятностью, даже если они оснащены системами активной защиты и динамического бронирования.


Сохранность автомобиля гарантирует высокий уровень бронирования. Впервые в металле удалось реализовать уникальные идеи пассивной защиты вертолета. Сама идея бронирования «Камовцы» была позаимствована у штурмовика Су-25, кабина и фюзеляж которого выдерживали до двух десятков выстрелов из орудий разного калибра. Система защиты вертолета пока полностью не рассекречена, но доподлинно известно, что в комплекс защиты входят средства обнаружения лазерного и радиолокационного облучения, автомат для запуска дипольных отражателей и ложных тепловых целей (ЛТЦ).

Помимо этих средств защиты, вертолет может быть оборудован подвесным контейнером с системой электронного подавления, способной исключить возможность пуска по нему ракеты с переносного зенитного комплекса, в том числе современных «Стингеров». В случае поражения вертолета огнем противника в двигателях и кабине экипажа устанавливаются автономные системы пожаротушения.

Еще одна интересная новинка с точки зрения размещения оборудования — катапультное кресло с выдвижной ракетной системой. Комплекс К-37-800 производства НПП «Звезда» после получения команды катапультирования произвел выстрел с лопастей несущего винта и с верхней части фонаря кабины. Через сотые доли секунды после включения лопастей реактивная система с помощью специальных двигателей тянула пилота вместе с сиденьем с помощью специально сконструированного фала. После выключения двигателей реактивной системы ремни безопасности автоматически срезались и спинка сиденья «отделялась» от пилота, освобождая и натягивая купол парашюта. Спасательная система обеспечивала выживание экипажа на скорости от 0 до 400 км / ч и на высоте до 4000 метров.

Также стоит отметить внимание, уделяемое новой боевой машине западными спецслужбами. Вспоминает Сергей Михеев, генеральный конструктор ОКБ Камова:

«Чтобы обмануть сотрудников иностранных спецслужб, сотрудникам КБ Камова пришлось пойти на многие уловки. Так, например, чтобы внешний вид новой боевой машины не стал достоянием общественности, инженеры Камова имитировали двойную кабину на корпусе вертолета, соорудив специальную надстройку: для дальнейшего запутывания иностранцев был изобретен дополнительный двигатель. Пушка также размещалась по разным сторонам. Была такая игра в кошки-мышки. В целом работа по сохранению секретности была, конечно, уникальной. До 1992 года, когда было решено показать КА-50 на выставке, никто не получил и сотой части информации об этом вертолете».

Боевое применение Ка-50


Одним из важнейших достижений боевого применения в конце 2000 года стало подтверждение правильности решения об использовании прицельных, пилотажных и навигационных комплексов.

Боевая ударная группа (БУГ) из двух вертолетов Ка-50 и двух вертолетов Ка-29, переоборудованных в целеуказатели, успешно выполнила действия по поддержке наземных формирований и не получила значительных повреждений. Отдельной строкой в ​​отчете о боевом применении был пункт о быстрой и успешной адаптации летчиков к управлению одноместной машиной. Компьютер взял на себя всю тяжелую работу, избавив водителя от лишних действий.

Также следует отметить надежность оборудования: не было простоев, связанных с отказами системы или узла. Кроме того, в процессе использования техники появилось еще одно существенное преимущество новой машины. Вот как его запомнил полковник Александр Рудых, пилотировавший один из вертолетов Ка-50:

«Обычно мы работали парами. Командир открыл ответный огонь и начал набор высоты, а я начал работать с неуправляемыми ракетами. Ракеты приземлились очень равномерно, поразив склад боеприпасов. Склад взорвался так, что горы, должно быть, сдвинулись. Первой мыслью было, ну вот, теперь зацепим меня и Серегу (ведущий водитель машины). Посмотрел — значит впереди взрыв стеной, по сторонам крутые горы. Что делать: надел ручку на себя и начал набирать высоту. Я оглядываюсь, но ведущего нет. Я спрашиваю его по радио, и оказывается, он уже вне огня. Потом, когда мы уже анализировали задачу, я спросил его: «Какая у вас тогда была вертикальная скорость?» Точно не считали, но оказалось около 35 метров в секунду. То есть получается, что за эти чуть более 30 секунд он набрал больше тысячи метров».

Для сравнения, скороподъемность вертолета Apache AH-64 составляет всего 8 метров в секунду. Если бы американец оказался в такой же ситуации, он бы точно не выбрался из огня. В последующих отчетах в конструкторское бюро летчики сообщали, что благодаря новому прицельному комплексу в 99% случаев ошибок прицеливания не было.

Илья Матвеев, доцент кафедры Казанского научно-исследовательского технического университета — КАИ, специалист в области авионики, в интервью телеканалу «Звезда» поделился интересным мнением о перспективах Ка-50. Эксперт отметил, что модернизационный потенциал проекта Ка-50 еще не исчерпан.

«Определенно есть еще место для работы. Например, об использовании новых материалов, новых систем управления и наведения. Вы также можете сделать достаточно, работая над управляемым оружием, и я знаю, что сейчас они сосредоточены на нем».

Эксперт отметил, что все лучшее было взято у «Черной акулы» для других проектов, в том числе для Ка-52. Особое место специалисту принадлежит в проекте Ка-50 по системам авионики.

«Авионика действительно хороша. Несмотря на то, что новые разработки Ка-50 использовались практически с нуля, они оказались как минимум не хуже зарубежных вертолетов, а в области управления оружием даже намного их превзошли»,

Взгляд на перспективы

Создав Ка-50, конструкторы вложили в него большой потенциал. Несмотря на то, что было выпущено всего 15 таких машин в различных модификациях, Ка-50 был заменен более совершенным Ка-52 — двухместным вертолетом, построенным по той же схеме с двумя несущими винтами, но уже с двумя членами в его распоряжении экипаж, один из которых пилотирует машину, а другой занимается применением оружия и отслеживанием обстановки на поле боя.


Новый вертолет сохранил и расширил весь спектр вооружения своего предшественника, получил обновленные системы оптического слежения, тепловизионные камеры, интегрированное и подвесное вооружение. Минобороны России подписало контракт с холдингом «Вертолеты России» на поставку 140 вертолетов Ка-52 до 2020 года, однако в самом Минобороны заявляют, что количество машин в будущем будет увеличиваться, а значит, черный Shark case жив-здоров, верой и правдой служит Отечеству.

На Северном Кавказе

На Северном Кавказе
Полет группы из двух Ка-50 и Ка-29ВПНЦУ в сопровождении Ми-8 из аэропорта Торжок в Грозный (Северный) с промежуточными посадками в аэропортах Калуга, Курск, Миллерово, Егорлыкская и Буденовок осуществлялся в период с самые неблагоприятные погодные условия — с 3 по 26 декабря 2000 года. В ходе полета существенных авиационных сбоев не зафиксировано. Если не считать непогоды на маршруте, такой долгий полет на одном только вертолете удался.
28-30 декабря летчики отряда выполнили первые ознакомительные полеты с районом боевых действий. Самые первые разведывательные вылеты вражеских целей на вертолетах Ка-50 состоялись в первый день 2001 года, а с 6 января летчики БУГа начали выполнять полеты с применением оружия по наземным целям.

Боевой вертолет Ка-50. Вторая часть
Боевой вертолет Ка-50. Вторая часть
— Обозначение вертолета Ка-29ВПНЦУ. Одним из внешних отличий машины является оптическое окно прицельно-пилотажно-навигационного комплекса «Рубикон» под носовой частью фюзеляжа—

Боевой вертолет Ка-50. Вторая часть
Погрузка НАР С-8 в блоки Б-8В вертолета Ка-29ВПНЦУ, Чечня, январь 2001 г.—
В состав группы входили восемь летчиков и штурманов, 26 специалистов 344-й инженерно-технической службы ЦБП, два представителя Управления армейской авиации и девять представителей Камова и серийного завода. Боевую работу вели летчики армейской авиации. Следует отметить, что техники БУГ в целлюлозно-бумажной промышленности в основном обслуживали Ми-24 и не имели специальной подготовки.
Прибывшие на Кавказ летчики целлюлозно-бумажной промышленности не были знакомы с районом следующего боевого применения. Двухместная версия Ка-50 — вертолет Ка-52 — в то время только начинала госиспытания. Поэтому летный экипаж группы выполнял ознакомительные полеты на Ми-24. Задания по боевому применению выполнялись группами: пара Ка-50 и Ми-24, а также пара Ка-50 с участием Ка-29.
Полеты отнюдь не велись в полигональных условиях — под горами был настоящий противник. Конечно, это была не первая чеченская война: во время «контртеррористической операции на Северном Кавказе», как официально называлась вторая чеченская война, чеченские боевики перестали организовывать противовоздушную оборону.
Однако оставался риск столкнуться с пулеметным огнем или ракетой ПЗРК. К сожалению, последующие события показали это, в частности те, которые привели к ликвидации армейской авиации как составной части Сухопутных войск.
И погода не способствовала самоуспокоенности. Январь на Кавказе — не лучшее время для полетов на предельно малых высотах. Частые туманы значительно затрудняли полет. Иногда проходы закрывались, и полеты приходилось совершать по ущельям, что не являлось препятствием для выполнения боевых задач.
В этих условиях схема вертолета соосным несущим винтом показала свою высокую эффективность. После первого же полета командир группы, выходя из кабины, с восхищением сказал: «В горах надо летать только на этой машине». Действительно, отсутствие рулевого винта значительно облегчило управление при боковых порывах ветра, которые чрезвычайно опасны в ограниченном пространстве. Освещенная солнцем часть склона ущелья активно прогревается, что приводит к нарушениям в атмосфере. Попадая в турбулентность или сильный порыв ветра, Ми-8 и Ми-24 иногда теряли управление, что часто приводило к летным происшествиям.
В горах проявились такие преимущества Ка-50, как высокая маневренность и скороподъемность. Однажды пилот вертолета с бортовым номером 24 при уклонении от вертикального препятствия (скалы) преодолел все проектные характеристики вертикальной скорости. Скороподъёмность, зафиксированная приборами, достигла 30 м / с!
Однако BUG не избежал проблем. В одном из боевых вылетов 6 января 2001 г. Ка-50 № 25 поразил опознанную цель с вертолета Ка-29 неуправляемыми ракетами с предельно малой высоты. Выполнив задание, пилот почувствовал вибрацию и решил приземлиться в аэропорту Ханкалы. После приземления при осмотре обнаружено повреждение острия лопасти от осколков. Инженерно-технический персонал вырезал поврежденный участок, и вертолет вылетел в аэропорт базирования. Впоследствии «25 карта» три недели ждала от Торжка запасной набор лезвий. —BUG заполнен в аэропорту Грозный (Северный), Чечня, январь 2001 г.—
В результате до 29 января 2001 г. БУГ выполнял задачи в сокращенном составе: вертолет-целеуказатель Ка-29ВПНЦУ и Ка-50 №24. Группа боевого командного пункта Объединенной группировки войск на Северном Кавказе планировала и для БУГа поставлены цели с заранее известными координатами, идентифицированные средствами разведки, которыми, как правило, были стоянки, лагеря и места сосредоточения боевиков, склады боеприпасов, пироги, укрытия, окопы и т д. Большинство целей находилось в труднодоступной горной местности, на склонах, ущельях и горных вершинах с высотой над уровнем моря до 1500 м. На заключительном этапе миссии пара вертолетов Ка-50 выполняла задачи в свободном истребителе.
После завершения ремонта Ка-50 No. 25 декабря группа продолжала в полном объеме выполнять возложенные на нее задачи. К 14 февраля 2001 г вертолеты НО и сопровождающие их Ми-24 совершили 121 самолето-вылет общей продолжительностью более 110 часов (при плане 113 самолето-вылетов). На долю вертолетов НО пришлось 76 самолето-вылетов (более 63 летных часов). Больше всего в Чечне летал Ка-50 №24: 36 вылетов, Ка-50 № 25 — 13 вылетов, вертолет-целеуказатель Ка-29ВПНЦУ — 27 полетов. Налет каждого из пилотов БУГ на Ка-50 составлял от 6 до 10 часов; Кроме того, от 1 до 15 часов каждый из них налетал на вертолете Ми-24. Вылеты производились в сложных погодных условиях, в которых, как правило, никто не летал во время подготовки в Торжке.
В ходе боевых действий чаще применялись неуправляемые ракеты С-8. Неуправляемые ракеты запускались как с Ка-50, так и с Ка-29. Всего с борта двух Ка-50 было произведено более 100 выстрелов НАР, в ходе которых было применено 929 ракет (из-за огня Ка-29-29 использовано 184 ракеты С-8). В боях также использовались 30-мм пушки 2А42 обоих Ка-50. Общий расход составил почти 1600 патронов. Из Ка-50 No. 24 и 19 — Ка-50 н. 25. Командование стало щедрым на управляемое оружие. Правда, ПТУР применялся поодиночке и всего трижды (дважды со «стороны 24» и один раз со «стороны 25»): в зоне ответственности БУГа было мало целей, достойных мощной кумулятивной боевой части ракеты «Вихрь». Все три ракеты поразили цель, при этом пуск ПТУР с Ка-50 №25 производился без измерения дальности. Несмотря на сложные условия использования, ПрПНК обеспечил точное попадание ракеты в цель и объект атаки был уничтожен.

Тактико-технические характеристики

Взлетная масса 9,8 нормальных тонн, 10,8 максимальных тонн
Заправка 1870 литров во внутренних баках фюзеляжа, по 550 литров в каждом из подвесных двигателей
Высота вертолета 4,9 м
Размах крыльев 7,34 м
Длина вертолета 15,6 м (с вращением шурупов)
Диаметр несущего винта 14,45 м
Крейсерская скорость 255 километров в час
Полная скорость 310 километров в час
Автономность полета 450 км (с четырьмя подвесными цистернами до 1100 км)
Динамический потолок 5500 м
Статический потолок 4000 м

В ходе испытательных полетов вертолет Ка 50 «Черная акула» разгонялся до 350 километров в час, а на небольшом спуске он может развивать еще большую скорость — до 390 км / час. Вертолет способен маневрировать с перегрузками до 3,5G.

Ка-50 совершает наступление
Ка-50 совершает наступление

12 фактов об ударном вертолете Ка-50

Ка-50

1. Наш ответ «Апачу»

Разработка ударного вертолета второго поколения в СССР началась в 1976 году. Руководство вооруженных сил страны пришло к выводу, что летающая БМП Ми-24 уже не отвечает требованиям современной войны. Кроме того, в США начались работы по созданию ударного вертолета Apache AH-64 нового поколения. Найти адекватный ответ на эту угрозу было поручено двум крупным российским вертолетным компаниям — Конструкторскому бюро им. М.Л. Миля и КБ им. Камова Н.И. Милевцы предложили проект Ми-28 — вертолет классической схемы, во многом повторяющий концепцию AH-64. В ОКБ Камова, которое в 1974 году после смерти основателя возглавил С.В. Михеев, взяли на себя обязательство создать что-то принципиально новое. Противостояние этих двух направлений стало главной интригой отечественной боевой вертолетостроительной отрасли на ближайшие 40 лет.

2. Осевая симметрия

Основным отличием проекта Ка-50 было использование фирменной схемы Камова с соосными винтами. Да, технически это сложнее, но для боевого вертолета у него есть ряд ключевых преимуществ. Такой вертолет не нуждается в рулевом винте, который потребляет значительную часть мощности двигателя для вращения. В целом эффективность соосных пропеллеров на 22% выше, чем у одинарных пропеллеров того же диаметра, что означает, что вертолет можно сделать более компактным при той же полезной нагрузке. Кроме того, отсутствие хвостовой балки с длинным коленчатым валом, которую невозможно защитить даже от пуль, увеличивает боевую выживаемость машины. Вертолет соосной схемы с одинаковой мощностью двигателей имеет потолок на 1000 м выше и скорость набора высоты на 5 м / с выше.

3. Один над полем — воин

Исследование характеристик перспективного американского вертолета AH-64 показало, что превзойти его, создав такую ​​машину, невозможно, поскольку все отечественные системы — управления, вооружения, связи и навигации — значительно превосходят зарубежные по весу и габаритам. Дело не только в несовершенстве электроники, но и в более жестких условиях эксплуатации военной техники в нашей стране со времен Второй мировой войны. Поэтому, подумав, конструкторы ОКБ Камова решили сделать для американцев и миланцев одноместный автомобиль вместо двухместного. Экономия массы за счет уменьшения экипажа решила все проблемы обеспечения боевой эффективности. Предполагалось, что функции пилота и оператора вооружения будет выполнять один человек. Они намеревались обеспечить это не только с помощью новых систем автоматизации управления, но и с помощью новаторских тактик применения. Ка-50 должен был иметь внешнюю систему целеуказания, в том числе от командирской машины (конструкция которой привела к разведке и атаке Ка-52) и беспилотных вертолетов Ка-37 и Ка-137, которые позволяли снимать функция поиска цели от пилота. Эта система предполагала практическую реализацию принципов сетевой войны в те годы, когда эта концепция еще только зарождалась в умах стратегов.

4. Вертолетная сверхманевренность

Лучшая управляемость была значительным преимуществом Ка-50. Благодаря аэродинамической симметрии на спаренных вертолетах легче управлять, что важно для облегчения работы отдельного пилота. Но главное — это умение писать в небе пируэты, невозможные для вертолетов классической схемы. К таким уникальным фигурам относится, например, воронка — вертолет, летящий над целью со скоростью до 180 км / ч, при этом его дуло постоянно направлено в центр, что позволяет вести непрерывный прицельный огонь, избегая ответного огня. Ка-50 может падать вбок или даже назад при зависании. Он способен совершать 180% -ный разворот во всем диапазоне скоростей, т.е развертывать фюзеляж со всем вооружением без изменения направления полета. Все эти сверхманевренные элементы вертолета отличали Ка-50 от других боевых вертолетов, как Су-27 когда-то отличался от любого другого истребителя. По трюковым качествам это просто машина из другой эпохи.

5. Под броней

Камовцы умело использовали преимущества новаторской схемы. Одноместный автомобиль позволил значительно увеличить бронирование благодаря включенным в конструктивную электрическую схему стеклянным и пуленепробиваемым стальным пластинам. Для защиты пилота использовалось 300 кг брони, что спасало его от попаданий крупнокалиберного пулемета. Для сравнения: для защиты члена экипажа на AH-64 отведено всего 90 кг. Кроме того, Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным системой катапультирования пилотов. Кроме того, спасение, во время которого срабатывают винты, возможно во всем диапазоне высот и скоростей.

Ка-50
Фото: Антон Денисов

6. Пушечный выстрел

Ка-50 был оснащен мощным вооружением. Например, 30-мм пушка 2А42 была не пневматической, а танковой пушкой, заимствованной у БМП-2. Это гораздо больше соответствовало условиям использования на борту вертолета (пыль и грязь с аэродрома, дым и дым на поле боя, интенсивное использование без охлаждения). Но он был тяжелым, поэтому размещение его на мобильной башне, как это было сделано на Ми-28 по примеру Ан-64, казалось не лучшим решением. На Ка-50 пушку решили установить возле кабины пилота, недалеко от центра тяжести. Кстати, при тестировании переносимости его выстрелов для пилота использовалась оригинальная отечественная методика: на приборной доске ставился гаечный ключ, и если после поворота от ружья он не падал на землю, эргономика считалась приемлемой. Что касается точности, то, несмотря на то, что гидропривод поворачивал пушку Ка-50 только на 11 градусов вместо 110 градусов, как у Ми-28, точность Ка-50 за счет более жесткого позиционирования и уникальной маневренности орудия спаренный вертолет, в четыре раза превышал кучность стрельбы из пушки Ми-28.-28 и в три раза — Ан-64.

Ну, а основным калибром Ка-50 был ПТУР «Вихрь» с боевой дальностью 8000 м, что превышало дальность действия систем ПВО противника. Дальность действия ПТУР Ми-28 «Атака» составляла всего 5300 метров.

7. Вертолет в штопоре

Конечно, у коаксиальной схемы есть и недостатки. Помимо увеличенной массы трансмиссии, существует также угроза перекрытия винтов при энергичных вертикальных маневрах, без которых невозможна эксплуатация ударных вертолетов. По этой причине были потеряны два Ка-50. Первый раз случился 3 апреля 1985 года. Вертолет попал в так называемый кольцевой вихрь, что-то вроде вращения вертолета, когда пропеллеры при резком спуске идут по их следу и теряют эффективность в турбулентном потоке. Летчик-испытатель Евгений Ларюшин погиб в этом полете, пытаясь спасти машину.

После этой аварии конструкторы увеличили расстояние между винтами, но в 1998 году винты снова столкнулись в полете, что привело к гибели машины и пилота. На этот раз водитель вел машину так сильно, что система управления перепутала тангаж с направлением движения и резко сместила индикатор крена на 180 градусов. Пилот по ошибке попытался парировать уклон, и винты столкнулись в резком маневре. Катастрофа произошла так быстро, что пилот Борис Воробьев не успел выгнать себя и погиб.

В обоих случаях аварии произошли по вине пилотов, вышедших за пределы эксплуатационных возможностей, но противники Ка-50, в которых всегда много новаторских идей, имели бесполезные аргументы против этой машины. При этом забыли, что аварии вертолетов по классической схеме от столкновения гребных винтов с хвостовой балкой в ​​подобных ситуациях происходят не реже.

8. Акула-оборотень

«Черная акула», кстати, было не первым прозвищем Ка-50. В 1992 году этот вертолет появился на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) с надписью Werewolf на хвосте. Но уже в 1993 году на экраны вышел фильм «Черная акула», имя которого было присвоено и главному герою этого боевика — Ка-50. Одним из основных требований к ударному вертолету является возможность его использования в ночное время, для чего Ка-50 был оснащен специальным оборудованием и окрашен в черный цвет. Необычная окраска и хищные очертания стали основой отличительного прозвища.

Ка-50 принимал участие в боевых действиях не только в кино. В 2000-2001 годах в качестве вертолета целеуказания была создана боевая группа из двух «Черных акул» и Ка-29, которые в течение двух месяцев атаковали террористов в горах Чечни.

9. Секретный вид

Ка-50 был весьма необычен не только по замыслу, но и по внешнему виду своим фюзеляжем самолета (рассматривался вариант установки над ним кабины штурмовика Су-25, но оказался недостаточно бронированным). Сам его внешний вид был пока настолько засекречен, что во время испытаний он был окрашен в синий цвет Аэрофлота, а по бокам были прикреплены имитаторы иллюминаторов. Во время одного из полетов такая «наклейка» отклеилась и попала в воздухозаборник двигателя. Им удалось посадить машину на двигатель, но с тех пор они перестали использовать такую ​​маскировку.

Ка-50
Фото: Антон Денисов

10. Проверка боем

Ка-50 принимал участие в боевых действиях не только в кино. В 2000-2001 годах в качестве вертолета целеуказания была создана боевая группа из двух «Черных акул» и Ка-29, которые в течение двух месяцев атаковали террористов в горах Чечни. Вертолет подтвердил свои возможности на практике. Например, Ми-24, поддерживавший Ка-50 во время боевых вылетов, часто упускал из виду «заряды», совершал такие резкие маневры, словно растворялся в воздухе. Отличные пилотажные качества вертолета особенно проявились в горах, когда приходилось действовать в узких ущельях с разреженной атмосферой и неблагоприятными погодными условиями. Затем, однажды, уклоняясь от столкновения с камнем, один из Ка-50 показал указанную скороподъемность 30 м / с. Представьте: маховик весом 10 тонн за одну секунду взлетел на высоту 12-этажного дома.

11. Неожиданная развязка

Первый полет Ка-50 совершил 17 июня 1982 года. Его противостояние с Ми-28 в борьбе за звание главного ударного вертолета продолжалось следующие 20 лет. Планировалось два этапа сравнительных испытаний: в 1984 г сравнивались летные качества машин, в 1985 г. — их возможности в применении оружия. На обоих этапах победителем был объявлен Ка-50, после чего было решено выбрать его в качестве серийного ударного вертолета. Но чтобы не тратить зря деньги, потраченные на разработку Ми-28, этот проект тоже решили не закрывать и готовить на базе упрощенный ударный вертолет для экспорта. Руководство страны понимало, что такая сложная, дорогая и инновационная машина для современной войны, как Ка-50, не нужна странам третьего мира, нашим традиционным покупателям оружия. А вот классический Ми-28 с двумя членами экипажа пригодится.

Однако ситуация изменилась. СССР прекратил свое существование, и для России главной угрозой было не масштабное противостояние со странами НАТО, а множество локальных конфликтов, вспыхнувших на его границах. Поэтому серийное производство Ка-50 было ограничено 15 экземплярами, после чего эта машина была снята с производства и в 2009 году Ми-28Н «Ночной охотник» был принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета ВС РФ».

12. Всё только начинается

Однако не следует думать, что Ка-50 бесследно канул в небытие. На его основе был создан двухместный вариант Ка-52 «Аллигатор», который был принят на вооружение как разведывательно-ударный вертолет и вместе с Ми-28Н выпускается на большом количестве предприятий холдинга «Вертолеты России». Ка-52 равен 85% Ка-50, но с более мощной электроникой. Аллигатор стал тяжелее, но способен выполнять в небе те же трюки, что и Черная акула. Развитием Ка-50 стала и его военно-морская версия: Ка-52К, который в прессе иногда называют «Катран», хотя официального подтверждения этого названия до сих пор нет. Ка-52К должен был стать основной ударной силой российско-французских вертолетоносцев класса «Мистраль». Сделка не удалась, но Египет проявляет интерес к покупке двух почти готовых кораблей. Подписан предварительный контракт на поставку в эту страну 46 вертолетов Ка-52К. Если это будет реализовано, время покажет. Но в любом случае спаренные боевые вертолеты уже нашли свое место в новой высокотехнологичной армии России. Таких боевых машин нет ни у кого в мире.

9 мая 1995 года, через 50 лет после капитуляции фашистской Германии, на Поклонной горе прошел грандиознейший Парад Победы. В нем приняло участие большое количество современной военной техники. Одним из ярких моментов программы стало участие последних на тот момент боевых вертолетов Ка-50 Black Shark. Являясь основным ударным вертолетом, этот вертолет должен был создать эпоху в истории мировой вертолетостроения, настолько необычной была его концепция с самого начала. К сожалению, по разным причинам эта эпоха не состоялась. Или это только начало?

Особенности аэродинамики вертолёта

Созданная в ОКБ Камова модель вертолета обладает уникальными аэродинамическими характеристиками, которые являются следствием оригинальной конструкции каждого агрегата:

  • увеличение скорости до 390 км / ч;
  • возможность двигаться горизонтально вбок и назад со скоростью около 80 км / ч;
  • статический потолок полета — 4000 м;
  • динамический режим обозначен 5500 м;
  • скорость подъема аппарата 20 м / с;
  • генеральная реконструкция вертолета позволила повысить эффективность транспортной системы до 20%;
  • «Черная акула» обладает большей маневренностью, благодаря соосной конструкции роторов;
  • в режиме полета соосная система создает большую устойчивость машины, исключает вибрации на высоких скоростях;
  • сохранение симметрии соосной конструкции позволяет машине приземляться и подниматься с очень ограниченных участков, независимо от силы ветра.

Результаты

Полученные результаты
Боевой вертолет Ка-50. Вторая часть
Одним из главных результатов «похода на войну» стало подтверждение обоснованности концепции использования вертолетных автоматических прицельно-пилотажно-навигационных комплексов, снимавших значительную нагрузку с пилота. Опыт боевых действий БУГа в небе Чечни показал, что летчики, несмотря на относительно небольшой налет на Ка-50, быстро адаптировались к поведению спаренной машины. ПрПНК «Рубикон» позволял использовать всю номенклатуру бортового вооружения при перенацеливании. Следует отметить, что выявленные разведкой цели находились в труднодоступных местах, что требовало использования всех маневренных возможностей вертолета.
В зависимости от погодных условий и труднопроходимой местности огонь велся с дистанции до 3 км как в автоматическом режиме (прицеливание оружия с помощью телеавтомата), так и в оперативном. Режимы работы использовались в условиях ограниченной видимости и малых расстояний. При этом в стрельбе исправили залпы пуль. По словам летчиков, точность поражения неуправляемых ракет в ручном режиме была не намного хуже результатов стрельбы из ПрПНК. По показаниям систем управления объективом (камеры в кабинах Ка-50) и данным разведки на местности все намеченные цели были уничтожены.
Еще одним важным достижением BUG стало подтверждение надежности новой технологии при ее регулярном и интенсивном использовании. Следует отметить, что во время поездки группа Камова оказывала боевому летному составу только методическую помощь, опровергая утверждения о необходимости специальной и длительной подготовки технического персонала для работы с Ка-50. Простоев из-за отказа оборудования практически не было. Совместная база Ка-50 с «Вертолетами армейской авиации» в боевых условиях подтвердила, что оснащение армейской авиации новой техникой не приведет к обострению проблем в обслуживании вертолетов. Ка-50 базировался в сочетании с Ми-24 и Ми-8 и использовал те же стандартные аэродромы. Демонстрация возможности автономной базы вертолетов без штатных аэропортовых средств не проводилась из-за ограниченного финансирования подготовки НО.
В боевых условиях система КАБРИС зарекомендовала себя очень положительно. На цифровой карте местности пилот видел отметку своего вертолета, расположение других машин и намеченные цели. По словам командира группы полковника Р., при незначительных доработках Ка-50 средний летчик-истребитель сможет приземлиться в сложных метеоусловиях вне поля зрения земли, по информации КАБРИС.
Несмотря на ограниченные сроки эксплуатации и погодные условия, не позволившие испытать все возможные и теоретически обоснованные боевые режимы Ка-50 (включая знаменитую «воронку»), пилоты 344-го ЦПИ и ПЛС остались очень довольны характеристики огня и маневренности «Чёрной акулы» в реальных боевых условиях. Мощная броня Ка-50 положительно сказалась на боевом духе летчиков, вылетавших в бой. Пилоты, судя по письменной оценке, чувствовали себя в большей безопасности, чем в кабинах других вертолетов. Ощущение безопасности усиливалось осознанием возможности побега в чрезвычайной ситуации с помощью спасательных средств. К счастью, во время командировки в Чечню не пришлось пользоваться автомобилями скорой помощи.
Конечно, недостатка в наблюдениях, которые требовалось устранить при капитальном ремонте серийных вертолетов, не было. По словам летчиков, необходимо было внести ряд изменений в расположение указателей в кабине Ка-50 и отображение информации о них, оснастить вертолет тепловизионными и прицельными комплексами, которые позволили бы ему летать ночью, а также доработать алгоритм использования тепловых ловушек и переоснастить вертолет полноценным комплексом ПВО. Забегая вперед, нужно сказать, что большая часть этих военных потребностей была удовлетворена вертолетами группы после их возвращения.
К Ка-29ВПНЦУ нареканий стало больше. Индикатор КАБРИС в его кабине был установлен перед штурманом, и пилот должен был «смотреть» на него, что отвлекало его от пилотирования. Кроме того, машина оказалась тяжелее и, как следствие, менее маневренной и быстрой, чем Ка-50, что несколько ограничивало действия группы. При этом Ка-29 успешно выполнил свою основную задачу — разведку и целеуказание, а также обеспечил поддержку ударных вертолетов огнем неуправляемых ракет.
Также были проблемы с оборудованием. Летчики летали в легких бронежилетах, вооруженных пулеметами «Каштан». Летный экипаж высоко оценил «Каштан» за простоту использования и точность стрельбы. Однако в кабине Ка-50 не было штатного места для крепления нестандартного личного вооружения, такого как «Каштан». Бронежилет, не пропускающий воздух, снизил комфорт пилотирования, и летный экипаж, к счастью, не почувствовал в этом необходимости.
В целом результаты использования БУГ в составе двух Ка-50 и одного Ка-29 в реальной боевой обстановке признаны положительными. После внесения необходимых изменений в выявленные комментарии такие группы могли значительно повысить эффективность действий войск в зонах локальных конфликтов.

Достоинства и недостатки

Ка-50 был поистине революционным вертолетом. В какой-то степени это его разочаровало, ведь в большую серию вошел только Ка-52. Однако «Черная акула» имела ряд преимуществ:

  1. Исключительная маневренность. Вертолет способен «скользить» вбок, одновременно вести огонь из бортового оружия, лететь в хвосте со скоростью до 90 км / ч и даже совершать «петлю» без какого-либо ускорения;
  2. Мощная и точная пушка — лучшая в своем классе;
  3. Бортовой электронный комплекс позволяет летчику безопасно управлять полетом и одновременно стрелять по целям;
  4. Вертолет имеет небольшие габариты, удобен в транспортировке и не очень заметен в полете;
  5. Кабина и жизненно важные системы надежно защищены броней;
  6. Вертолет оборудован системой спасения, что значительно увеличивает шансы пилота на выживание.

К недостаткам Ка-50, как ни странно, можно отнести некоторые его достоинства, а именно: использование соснового рисунка и «одноместное сиденье». И то, и другое вызвали и вызывают ожесточенные споры. В частности, много говорят об опасности перекрытия лопастей ротора. Такие случаи возникали, причины их устранены, однако полностью исключать такое развитие событий нельзя.

Отказ второго члена экипажа, по мнению некоторых военных экспертов, сам по себе был ошибкой, так как пилоту вертолета приходится выполнять слишком много функций иного характера. С другой стороны, уменьшается вес автомобиля, появляется возможность усилить его бронирование или установить дополнительное оборудование. Этот вопрос окончательно не решен.

Ка-50Шу
Основное внешнее отличие Ка-50Ш от базовой модели — наличие сферической ГОЭС в передней части фюзеляжа

Основные цели и задания

Боевой вертолет Ка 50 «Черная акула» предназначен для решения следующих задач:

Прямая поддержка войск на поле боя;
Уничтожение боевых систем ПВО противника;
Действия против коммуникаций противника, расположенных в его неглубоком тылу;
Уничтожение малых движущихся целей (танки, легкая бронетехника, автомобили и др.) И живой силы;
Разведка и выявление системы обороны противника.

Все эти действия можно выполнять в любую погоду, днем ​​и ночью.

Источники

  • https://SNEG5.com/obshchestvo/vooruzhenie-aviaciya/ka-50-istoriya-chernoy-akuly.html
  • https://fishki.net/1776674-boevoj-vertolyot-ka-50-chast-ii.html
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/vertolet-chernaya-akula/
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/vertolety/ka-50/
  • [https://zerka.ru/ydarnyi-vertolet-ka-50-chernaia-akyla.html]

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии