- История создания
- «Осьминог»
- Оружейное оснащение
- История создания многоцелевого вертолета Ка-27
- Боевое предназначение
- Служба
- Проект противолодочного вертолета Ка 27 – рождение и постройка машины
- Пробный шар
- Модификации
- Начало производства
- Оборудование и вооружение вертолета Ка-27
- Особенности конструкции
- Электропитание и оборудование
- Шасси
- Фюзеляж
- Технические параметры
- Основное назначение
- Характеристики Ка-27
- Конструктивные элементы
- Силовая часть воздушного судна
История создания
Первый полноценный советский противолодочный вертолет был создан в конструкторском бюро Н.И. Камова Ка-25. С самого момента своего появления эта машина во многом не устраивала военных моряков. Вертолет не мог проводить дальние исследования: его возможности ограничивались полетом продолжительностью около часа на максимальном расстоянии 50 километров от базового корабля. Кроме того, Ка-25 был опасен для экипажа — не менее двадцати машин погибли в результате аварий.
В 1970 году были проведены масштабные военно-морские учения «Океан», которые еще раз наглядно продемонстрировали, что Ка-25 морально устарел и уже не может считаться современным средством борьбы с подводными лодками. После завершения маневров Николай Ильич Камов счел необходимым проинформировать главкома ВМФ адмирала Горшкова о проекте корабельного вертолета Ка-252, возможности которого позволяли рассчитывать на существенное повышение эффективности его применения поиск и уничтожение подводных лодок.
Вертолет Ка-25, непосредственный предшественник Ка-27
Предложение конструктора было одобрено, и уже в октябре 1971 года командование ВВС и ВМФ утвердило перечень тактико-технических требований к новому самолету.
На правительственном уровне решение о создании Ка-252 было принято 3 апреля 1972 года. Летом следующего года на заседании симуляционной комиссии представители КБ Камова сделали подробный отчет, в котором подробно описывалась конструкция характеристики нового вертолета и его бортового оборудования.
Наибольший интерес вызвали двигатели ТВЗ-117, значительно более мощные и надежные, чем на Ка-25, а также поисково-прицельная станция «Спрут» и автоматизированная система «Драйв-СВ-борт». Новое оборудование позволяло вертолету работать в одиночном поисковом режиме самостоятельно или координировать свой полет с другими машинами, объединенными в общую группу. В этом случае большая часть необходимых действий должна была выполняться автоматически с минимальным вмешательством пилота. Дальность боя увеличена почти вдвое.
К сожалению, даже такая передовая техника все же уступала по своим характеристикам западным аналогам, существовавшим на тот момент. С этим пришлось столкнуться, поскольку разработчики вертолетов просто не могли исправить ситуацию, а закупка зарубежной электроники для военных нужд в СССР не практиковалась.
Современный прототип Ка-252. От серийных машин он отличался убирающимся шасси
Буквально через месяц после заседания макетной комиссии состоялся первый полет Ка-252. Однако это было больше похоже на «прыжок»: кроме зависания ничего не исправили. Только в декабре 1973 г., после смерти Н. И. Камова, был совершен круговой полет.
Испытания вертолета были долгими и трудными. Доработку требовала автоматизированная система «Привод-СВ», а созданная для Ка-252 исследовательская гидроакустическая станция не соответствовала требованиям военных. Кроме того, пришлось дорабатывать коробку передач и двигатели. Многочисленные комментарии пилотов вертолетов, участвовавших в этапах летных и морских испытаний. В частности, им не понравилось расположение сидений в салоне, расположение основных органов управления и сложный алгоритм запуска силовой установки, состоявший из 20 различных манипуляций.
Самым досадным недостатком были частые поломки пилотажно-навигационного комплекса. Также экипаж застрял в полете из-за недостаточной герметичности кабины, а в режиме висения вертолет был недостаточно устойчивым.
В результате вертолет был принят на вооружение только в 1981 году, получив официальное обозначение Ка-27. Его серийное производство началось несколько раньше, в 1977 году. Хотя некоторые недостатки, выявленные в ходе испытаний, так и не были устранены, создатели вертолета были удостоены Ленинской премии. Учитывая, что сейчас машина используется на флоте, а не только в России, нельзя не признать, что награда была заслуженной.
Освоение Ка-27 на флоте происходило в основном в 80-х годах прошлого века. К сожалению, быстро выяснилось, что оборудование, используемое на борту базового корабля, далеко не всегда позволяет использовать весь потенциал вертолета.
Групповой полет на Ка-27 с излучаемыми гидроакустическими станциями
Наибольшие вопросы вызвали действия боевых групп Ка-27. Оказалось, что оператор крейсера, несущего самолет, может управлять полетом только трех из этих машин, остальные противолодочные вертолеты не могут быть отслежены. При этом Ка-27 продемонстрировал способность обнаруживать иностранные подводные лодки и обрабатывать их «портреты» по полученным данным.
В 1990-х годах ОКБ Камова начало работы по модернизации Ка-27. Обновленная машина была способна использовать противокорабельные крылатые ракеты, на борту была установлена радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой. Практически полностью заменено электронное оборудование. Работы шли очень медленно, и только в конце 2020 года первые образцы Ка-27М поступили в ВМФ.
«Осьминог»
Так называется специальный бортовой комплекс, в который входят:
- Радиолокационная станция, решающая задачи навигации и поиска возникших подводных лодок. Обтекатель системы расположен на носовой части фюзеляжа.
- Пониженная гидроакустическая станция. Он расположен в задней части фюзеляжа и определяет координаты подводных лодок.
- Счетно-прицельный прибор. Обеспечивает автоматический вывод вертолета на точку для последующего выпуска разрушающего оружия.
- Буй радио-гидроакустического типа.
- Детектор магнитный.
Кроме того, противолодочный вертолет Ка-27 способен запускать жетоны, дымогенераторы и сигналы транспондеров.
Надводная цель этот истребитель при полете на высоте 500 м обнаруживает:
- Если EPR до 250м — не менее 25км.
- Если RCS 2 м — не менее 5 км.
Отличительной особенностью системы «Octopus» является наличие специальной цифровой информационно-вычислительной подсистемы, а также высочайшая степень автоматизации самого процесса освидетельствования судна. Особого внимания заслуживает скорость работы системы: за час работы она способна проводить детальное обследование водной поверхности, площадь которой не превышает 2000 квадратных километров.
Оружейное оснащение
Корабельный вертолет Ка-27 с целью уничтожения подводных лодок хранит в специальном отсеке противолодочные торпеды класса АТ-1МВ, а также авиабомбы калибром от 50 до 250 килограммов. Кроме того, при необходимости на самолет могут быть установлены управляемые ракеты для нейтрализации подводных лодок типа АПР-2Э.
История создания многоцелевого вертолета Ка-27
Тяжелый многоцелевой вертолет Ка-27 является дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25. Как и другие машины ОКБ Н.И. Камова, Ка-27 выполнен по двухвинтовой соосной схеме. Первый полет прототипа вертолета с индексом Ка-252 был совершен 24 декабря 1973 года, машина пошла в серийное производство (Кумертау) в 1977 году, с индексом Ка-27.
Вертолет Ка-27. Видно, что машина чрезвычайно компактна.
Первоначально вертолет разрабатывался как средство передвижения на борту корабля и решал целый комплекс задач: поиск, обнаружение и поражение подводных лодок, поисково-спасательные работы, эвакуация раненых и транспортировка грузов.
Соосная конструкция без рулевого винта, положенная в основу конструкции вертолета, обеспечивает большую маневренность, повышает безопасность полета при полетах с кораблей и делает вертолет компактным, что особенно важно при базировании на кораблях сравнительно небольшого класса эсминцев.
Боевое предназначение
Основная задача бортового вертолета Ка-27 — поиск и уничтожение подводных лодок (подводных лодок) противника на удалении до 200 километров от места взлета в любых погодных условиях днем и ночью.
Кроме того, в вертолет были внесены дальнейшие модификации, которые использовались для следующих целей:
- Поисково-спасательные операции;
- Радар дальнего обнаружения;
- Распознавание радиации;
- Транспортировка и высадка подразделений морской пехоты;
- Используйте для последующей огневой поддержки на поле боя.
Гражданская версия вертолета может использоваться для тушения пожаров, доставки грузов и выполнения крановых работ.
Вертолет Ка-27ПС поднимает водолаза на борт
Служба
Вертолет Ка-27 поступил на вооружение в апреле 1981 года. Ранее, в 1978 году, на ракетный крейсер «Минск» было поставлено пять машин. В 1979 году на аэродроме Североморск-2 был сформирован специальный вертолетный полк, состоящий исключительно из Ка-27.
Сегодня Ка-27 служит на крейсере «Адмирал Кузнецов», а также на других эсминцах и противолодочных кораблях. Кроме того, машина продавалась в Китае, Индии, Сирии и бывшей Югославии.
Проект противолодочного вертолета Ка 27 – рождение и постройка машины
После заседания госкомиссии основным направлением работ над проектом стала силовая установка будущей машины. Ставка была сделана на газотурбинные двигатели, которые, в отличие от своих поршневых аналогов, обладали большей мощностью и долговечностью. Благодаря установке новых двигателей увеличилась грузоподъемность машины и увеличился ее диапазон. С такими характеристиками вертолет стал не только поисковой машиной и целеуказателем, но и мог выполнять атакующие функции.
Первая экспериментальная машина, получившая обозначение Ка-252, взлетела в августе 1973 года. В военно-технической номенклатуре советской авиационной техники вертолет получил обозначение Ка-27. На Западе новый советский вертолет сразу получил код «Спираль», буквально «Спираль». Следует отметить, что завершение работ по созданию нового вертолета для нужд ВМФ СССР осуществил С.В. Мичеев. Николай Ильич Камов скончался в ноябре 1973 года, не дожив до того времени, когда его идея пошла в серию.
Несмотря на то, что новый вертолет оказался на порядок лучше предшественника, еще три долгих года велись работы по совершенствованию конструкции машины. Одновременно создавались две версии вертолета:
- поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС (артикул 500);
- противолодочный винтокрылый самолет Ка-27ПЛ (артикул 501).
Только в 1977 году было принято решение о запуске серийного производства машины на Кумертауском авиационном производственном предприятии, расположенном в башкирском городе Кумертау. Тяжелый авиатранспортный крейсер «Минск» получил первые серийные машины, сошедшие с конвейера. На этом корабле отряд из пяти вертолетов Ка-27ПЛ провел испытательную эксплуатацию. Кроме них на Северном флоте был сформирован вертолетный полк, где новые машины проходили пилотирование и испытания перед доставкой на корабли. Дело в том, что официальное серийное производство началось в 1977 году, новый вертолет начал массово поступать в флот только весной 1981 года. Опять же, три года ушло на то, чтобы соединить все процедурные и технические вопросы, связанные с технологичностью производства вертолетов и производством вертолетов усовершенствование основных узлов и агрегатов самолета.
Пробный шар
Исторически созданные в СССР военные и гражданские морские вертолеты представлены образцами техники, созданной в недрах конструкторского бюро Н.И. Камова. Несмотря на то, что компания Миля серьезно уступает КБ Миля по количеству созданных и запущенных в серию самолетов, самолеты Камов — единственные в своем роде. С самых ранних прототипов Николай Ильич Камов делал упор на использование коаксиальной схемы в конструкции машин. В дальнейшем эту схему вращения ротора начали применять на всех последующих моделях, став фирменной микросхемой ОКБ Камова.
Первой машиной, увидевшей дневной свет, стал Ка-10. Затем последовал вертолет Ка-15. Ни одна из машин не получила похвал из-за низких летных характеристик и недостаточно проработанной конструкции. Вертолет Ка-25, который оказался на порядок эффективнее, стал настоящим прорывом в области массового вертолетостроения. Именно эта машина стала первой моделью, поступившей на флот в 1966 году. Наиболее массовым и распространенным стал противолодочный вариант вертолета Ка-25ПЛ. Новая техника была предоставлена для оснащения противолодочных кораблей. Со строительством и вводом в строй специализированных противолодочных кораблей типа «Кондор» типа 1123 вертолет Ка-25ПЛ стал незаменимым элементом противолодочной обороны.
Несмотря на серийное производство, советская машина имела ограниченные технические и боевые возможности. Ка-25ПЛ уступал зарубежным аналогам по многим параметрам. Вертолет имел ограниченную дальность полета и небольшую полезную нагрузку. Машина не отличалась надежностью, что было весомым аргументом для противников использования этого вертолета на флоте. Военным кораблям требовалась более мощная и совершенная машина с высокими летно-техническими характеристиками.
В результате эксплуатации, анализа и оценки технических возможностей советской морской авиации в высших кабинетах Генерального штаба ВМФ СССР было принято решение о создании нового вертолета. В то время в Советском Союзе развивалась компания по строительству авиатранспортных кораблей, которые должны были иметь мощное авиационное вооружение. Новый вертолет должен был стать основным противолодочным оружием тяжелых крейсеров проекта 1143.
Техническая проблема возникла не на пустом месте. Конструкторское бюро Камова уже работало над созданием нового вертолета. Оценив все достоинства нового проекта, было решено приступить к разработке новой машины, получившей впоследствии опытное обозначение Ка-252. Постановление Совета Министров от весны 1972 года заложило основы работы в этом направлении. Рассматривался вариант кардинальной модификации существующих машин.
Модификации
За годы деятельности на базе Ка-27 создано несколько модификаций вертолетов, в том числе и гражданских:
- Ка-27ПЛ (противолодочный) — основной вариант мостового вертолета;
- Ка-27Э способен обнаруживать радиоактивные вещества на борту кораблей;
- Ка-27М оснащен бортовой РЛС активной антенной решетки «Копье-А»;
- Ка-27ПС (и его развитие — Ка-27ПСД) предназначен для поисково-спасательных операций на море. Машины укомплектованы подъемным устройством (электролебедкой) и аварийно-спасательным оборудованием, их грузоподъемность и автономность увеличены. Также может использоваться как транспортный вертолет;
- Ка-27М — новейшая модификация, которая планирует оснастить вертолет современным радиолокационным оборудованием, в том числе АФАР;
- Ка-28 — вариант, предназначенный для экспорта, его бортовое оборудование упрощено по сравнению с базовой моделью;
- Ка-32 — гражданская версия вертолета, поставляемая на экспорт.
Фото Ка-27ПЛ
Фото Ка-27М
Фото Ка-27ПС
Фото Ка-27ПС и Ка-52
Начало производства
Вертолет Ка-27 по сути является усовершенствованной версией Ка-25. Массовое производство новой машины происходило на заводе в городе Кумертау. Однако этому предшествовал полет опытного образца, который впервые поднялся в воздух 8 августа 1973 года. В декабре того же года самолет совершил свой первый круговой полет.
Компоновка вертолета Ка-27 достаточно стандартна для ОКБ Камова и представляет собой двойной соосный несущий винт. Следует отметить, что этот истребитель имел в три-пять раз больше возможностей своего предшественника Ка-25. В частности, такие параметры, как продолжительность и продолжительность полета увеличились почти на 40%. Кроме того, установка более мощных и надежных двигателей привела к увеличению удельной тяги к массе в 1,7 раза.
Оборудование и вооружение вертолета Ка-27
Установленное на вертолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает высокоточное решение дневной и ночной навигации в простых и сложных погодных условиях на земле без ориентиров. Позволяет автоматически запускать вертолет к месту применения упавших средств поиска и поражения подводных лодок. Высокоточный автопилот позволяет вертолету длительное время зависать в автоматическом режиме со стабилизацией определенной высоты, что необходимо при работе с опущенной гидроакустической станцией.
Для борьбы с подводными лодками вертолет оснащен прицельно-поисковым комплексом «Спрут-Э», который гарантирует обнаружение подводной лодки, определение ее координат и параметров движения и выработку рекомендаций по применению вооружения. Система позволяет обнаруживать поверхность воды до 2000 км2 за один час.
Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения размещаются противолодочные торпеды АТ-1МВ, глубинные бомбы, авиабомбы калибром от 50 до 250 кг. Также вертолет может быть оснащен противолодочными управляемыми ракетами АПР-2Э. В целом вертолет Ка-27 более чем в 3-5 раз (в зависимости от решаемых задач) превосходит своего предшественника Ка-25ПЛ.
Особенности конструкции
Как и многие другие машины, созданные Камовити, Ка 27 представляет собой спаренный вертолет. Подъем создается двумя трехлопастными главными роторами, вращающимися в противоположных направлениях. Такая схема позволяет создавать более компактные вертолеты, чем более традиционные продольные, с рулевым винтом или стабилизирующим оперением. Именно поэтому советский флот всегда предпочитал автомобили Камова Миля. Лопасти несущего винта можно складывать, что еще больше уменьшает габариты корабельного вертолета.
Электропитание и оборудование
На Ка-27 установлено четыре различных энергосистемы.
Они обеспечивают блок питания со следующими параметрами:
- Переменный трехфазный, напряжение 200/115 В;
- Однофазный переменный, напряжение 115 В;
- Переменный трехфазный, напряжение 36 В;
- Постоянное, напряжение 28,5 В.
Понижающие трансформаторы используются в качестве источников переменного тока напряжением 36 В. Постоянный ток вырабатывается выпрямителями или, в аварийных ситуациях, буферными батареями. Генераторы подключены не к блоку управления, а к главному редуктору.
Основными элементами бортового оборудования вертолета являются системы навигации и полета — НКВ-252 и ПКВ-252-1. Они работают вместе и согласованно. Координаты и высота транспортного средства определяются и уточняются навигационной системой, которая затем вычисляет траекторию полета, необходимую для достижения следующей точки по заранее определенному маршруту.
Кабина вертолета Ка-27ПС: рабочие места командира экипажа и штурмана
Пилотажный комплекс выполняет все необходимые манипуляции с органами управления вертолетом как при перемещении между разными точками маршрута полета, так и при непосредственном поиске подводных лодок. ПКВ-252-1 поддерживает стационарное «зависание» над морем в точке выхода гидроакустической станции на постоянной высоте и с заданным углом упреждения.
В совокупности оба комплекса позволяют выполнять практически полностью автоматизированные поисковые полеты с минимальным вмешательством пилота, участие которого в управлении сводится к смене режима полета (если этого требует тактическая обстановка). Точность спуска гидроакустической станции увеличена до максимально возможной. Такая возможность бортового оборудования Ка-27 была использована при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда вертолет установил специальный контрольно-измерительный прибор прямо в центре реактора.
Шасси
Палубный вертолет Ка 27 оборудован двумя передними и двумя задними шасси. Для обеспечения плавной посадки даже при вертикальных колебаниях кабины экипажа каждая из опор выполнена в виде гидроагрегата. Двухкамерные амортизаторы установлены на задних колесах, которые несут большую часть веса, а на передних — однокамерные амортизаторы.
Поскольку дорожный просвет у этого вертолета небольшой, стойки шасси дополнительно оснащены специальным механизмом, позволяющим поднимать машину. Это значительно облегчает обслуживание и упрощает доступ к оружейному отсеку.
Вертолет Ка-27 в обычном аэропорту
Рулевое управление осуществляется с помощью переднего шасси, которое выполнено поворотным. Все колеса оснащены противоскользящим тормозом.
Фюзеляж
Корпус вертолета собран на лонжеронах и балках. Носитель — это обшивка самого фюзеляжа, которая состоит из двух частей (носовой и задней) и включает гондолу и хвостовое оперение. Внутри две кабины: первая — для командира экипажа и штурмана, вторая — для штурмана-оператора. Внизу фюзеляжа расположены топливные баки и отсек для вооружения.
Стоит отметить, что вторая кабина может использоваться для перевозки грузов или пассажиров, а также военнослужащих (в соответствующей модификации).
В задней части фюзеляжа расположен технический отсек — небольшое внутреннее пространство, заполненное различным оборудованием и закрытое специальным откидным створкой, который можно откинуть при выполнении наземного обслуживания. На внешней стороне хвостовой балки крепится хвостовая часть вертолета.
Гидроакустическая станция размещена в специальном отсеке, оборудованном подвижными стабилизаторами.
Парение включает два вертикальных киля с рулями направления и горизонтальный стабилизатор, который может фиксироваться под углом от -15 до +15 градусов.
Технические параметры
Палубный вертолет Ка-27 имеет следующие технические характеристики:
- Количество человек в вагоне — 3 человека.
- Нормальная взлетная масса 11000 кг.
- Максимальная скорость полета 270 км / ч.
- Крейсерская скорость полета — 230 км / ч.
- Динамический потолок полета — 2950 м.
- Реальная дальность полета — 800 км.
- Несущий винт имеет диаметр 15,9 м.
- Длина машины — 11,3 м.
- В сложенном виде корабль имеет высоту 5,4 м.
- Грузоподъемность 5000 кг.
- Масса топлива в баках — 12000 кг.
Основное назначение
Вертолет Ка-27 используется для обнаружения, сопровождения и нейтрализации подводных лодок противника, которые движутся на максимальной глубине 500, но со скоростью не более 75 км / ч и находятся на максимальном расстоянии двухсот километров от головного корабля. При этом допускается волнение моря в 5 баллов. Погодные условия могут быть как нормальными, так и тяжелыми. Время суток не имеет значения.
Кроме того, вертолет способен выполнять поставленные перед ним задачи как самостоятельно, так и в составе группы.
Характеристики Ка-27
Страна: СССР Тип: Многоцелевой вертолет Год выпуска: 1973 Экипаж: 2-3 человека Двигатель: 2 x ГТД ТВ3-117 НПО им. Климова мощностью 1618 кВт. Максимальная скорость: 270 км / ч. Практический потолок: 4300 м. Дальность: 800 км. Масса пустого: нет информации. Максимальная взлетная масса: 11 000 кг. Размах крыла: Диаметр винта: 15,9 м. Длина: 11,3 м. Высота: 5,4 м Площадь крыла: — Вооружение:
Конструктивные элементы
Боевой вертолет Ка-27 оснащен трехлопастными винтами встречного вращения, которые складываются, оставаясь на корабле. Лопасти этих гребных винтов изготовлены из стеклопластика, а их втулки — из титана.
Фюзеляж машины выполнен из неразъемного алюминиевого сплава. Для обеспечения как продольной, так и путевой устойчивости вертолета используется хвостовое оперение, имеющее два киля. Шайба каждого киля имеет неуправляемую рейку и обращена к оси самого фюзеляжа.
Рама имеет четыре неоткидные ножки и оборудована гидравлической системой подъема небольшого вертолета для обеспечения удобного доступа в грузовой отсек. Особенностью передних колес является самоориентация. Также есть возможность установить лыжи.
Силовая часть воздушного судна
На вертолете установлены два турбовальных двигателя ТВ 3 суммарной взлетной мощностью 2х2200 л.с и коробка передач ВР-252. Несущие винты имеют стабилизированную скорость вращения в полете.
Основными источниками электроэнергии являются два трехфазных генератора переменного тока частотой 400 Гц с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы работают параллельно, но только тот, что слева, напрямую подключен к сети, а тот, что справа, находится в резерве. Постоянный ток в вертолете получают путем преобразования переменного тока с помощью двух полупроводниковых выпрямителей ВУ-Б.
Аварийное питание обеспечивают две никель-кадмиевые батареи и два преобразователя тока.
При аварийной посадке на поверхность воды срабатывают надувные аэростаты, которые при нормальном полете складываются в сложенном состоянии в боковые контейнеры вертолета, расположенные на фюзеляже. Важно отметить, что воздушные шары не обеспечивают необходимой плавучести транспортного средства при выключенных двигателях.
Кроме того, российский вертолет Ка-27 оснащен системой автопилота и полуавтоматической системой передачи координат и другой информации об обнаруженной подводной лодке.
Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочной системы.