Ка 27

История создания

Первый полноценный советский противолодочный вертолет был создан в конструкторском бюро Н.И. Камова Ка-25. С самого момента своего появления эта машина во многом не устраивала военных моряков. Вертолет не мог проводить дальние исследования: его возможности ограничивались полетом продолжительностью около часа на максимальном расстоянии 50 километров от базового корабля. Кроме того, Ка-25 был опасен для экипажа — не менее двадцати машин погибли в результате аварий.

В 1970 году были проведены масштабные военно-морские учения «Океан», которые еще раз наглядно продемонстрировали, что Ка-25 морально устарел и уже не может считаться современным средством борьбы с подводными лодками. После завершения маневров Николай Ильич Камов счел необходимым проинформировать главкома ВМФ адмирала Горшкова о проекте корабельного вертолета Ка-252, возможности которого позволяли рассчитывать на существенное повышение эффективности его применения поиск и уничтожение подводных лодок.


Вертолет Ка-25, непосредственный предшественник Ка-27

Предложение конструктора было одобрено, и уже в октябре 1971 года командование ВВС и ВМФ утвердило перечень тактико-технических требований к новому самолету.

На правительственном уровне решение о создании Ка-252 было принято 3 апреля 1972 года. Летом следующего года на заседании симуляционной комиссии представители КБ Камова сделали подробный отчет, в котором подробно описывалась конструкция характеристики нового вертолета и его бортового оборудования.

Наибольший интерес вызвали двигатели ТВЗ-117, значительно более мощные и надежные, чем на Ка-25, а также поисково-прицельная станция «Спрут» и автоматизированная система «Драйв-СВ-борт». Новое оборудование позволяло вертолету работать в одиночном поисковом режиме самостоятельно или координировать свой полет с другими машинами, объединенными в общую группу. В этом случае большая часть необходимых действий должна была выполняться автоматически с минимальным вмешательством пилота. Дальность боя увеличена почти вдвое.

К сожалению, даже такая передовая техника все же уступала по своим характеристикам западным аналогам, существовавшим на тот момент. С этим пришлось столкнуться, поскольку разработчики вертолетов просто не могли исправить ситуацию, а закупка зарубежной электроники для военных нужд в СССР не практиковалась.


Современный прототип Ка-252. От серийных машин он отличался убирающимся шасси

Буквально через месяц после заседания макетной комиссии состоялся первый полет Ка-252. Однако это было больше похоже на «прыжок»: кроме зависания ничего не исправили. Только в декабре 1973 г., после смерти Н. И. Камова, был совершен круговой полет.

Испытания вертолета были долгими и трудными. Доработку требовала автоматизированная система «Привод-СВ», а созданная для Ка-252 исследовательская гидроакустическая станция не соответствовала требованиям военных. Кроме того, пришлось дорабатывать коробку передач и двигатели. Многочисленные комментарии пилотов вертолетов, участвовавших в этапах летных и морских испытаний. В частности, им не понравилось расположение сидений в салоне, расположение основных органов управления и сложный алгоритм запуска силовой установки, состоявший из 20 различных манипуляций.

Самым досадным недостатком были частые поломки пилотажно-навигационного комплекса. Также экипаж застрял в полете из-за недостаточной герметичности кабины, а в режиме висения вертолет был недостаточно устойчивым.

В результате вертолет был принят на вооружение только в 1981 году, получив официальное обозначение Ка-27. Его серийное производство началось несколько раньше, в 1977 году. Хотя некоторые недостатки, выявленные в ходе испытаний, так и не были устранены, создатели вертолета были удостоены Ленинской премии. Учитывая, что сейчас машина используется на флоте, а не только в России, нельзя не признать, что награда была заслуженной.

Освоение Ка-27 на флоте происходило в основном в 80-х годах прошлого века. К сожалению, быстро выяснилось, что оборудование, используемое на борту базового корабля, далеко не всегда позволяет использовать весь потенциал вертолета.


Групповой полет на Ка-27 с излучаемыми гидроакустическими станциями

Наибольшие вопросы вызвали действия боевых групп Ка-27. Оказалось, что оператор крейсера, несущего самолет, может управлять полетом только трех из этих машин, остальные противолодочные вертолеты не могут быть отслежены. При этом Ка-27 продемонстрировал способность обнаруживать иностранные подводные лодки и обрабатывать их «портреты» по полученным данным.

В 1990-х годах ОКБ Камова начало работы по модернизации Ка-27. Обновленная машина была способна использовать противокорабельные крылатые ракеты, на борту была установлена ​​радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой. Практически полностью заменено электронное оборудование. Работы шли очень медленно, и только в конце 2020 года первые образцы Ка-27М поступили в ВМФ.

«Осьминог»

Так называется специальный бортовой комплекс, в который входят:

  • Радиолокационная станция, решающая задачи навигации и поиска возникших подводных лодок. Обтекатель системы расположен на носовой части фюзеляжа.
  • Пониженная гидроакустическая станция. Он расположен в задней части фюзеляжа и определяет координаты подводных лодок.
  • Счетно-прицельный прибор. Обеспечивает автоматический вывод вертолета на точку для последующего выпуска разрушающего оружия.
  • Буй радио-гидроакустического типа.
  • Детектор магнитный.

Кроме того, противолодочный вертолет Ка-27 способен запускать жетоны, дымогенераторы и сигналы транспондеров.

Надводная цель этот истребитель при полете на высоте 500 м обнаруживает:

  • Если EPR до 250м — не менее 25км.
  • Если RCS 2 м — не менее 5 км.

Отличительной особенностью системы «Octopus» является наличие специальной цифровой информационно-вычислительной подсистемы, а также высочайшая степень автоматизации самого процесса освидетельствования судна. Особого внимания заслуживает скорость работы системы: за час работы она способна проводить детальное обследование водной поверхности, площадь которой не превышает 2000 квадратных километров.

Оружейное оснащение

Корабельный вертолет Ка-27 с целью уничтожения подводных лодок хранит в специальном отсеке противолодочные торпеды класса АТ-1МВ, а также авиабомбы калибром от 50 до 250 килограммов. Кроме того, при необходимости на самолет могут быть установлены управляемые ракеты для нейтрализации подводных лодок типа АПР-2Э.

ка вертолет схема 27

История создания многоцелевого вертолета Ка-27

Тяжелый многоцелевой вертолет Ка-27 является дальнейшим развитием противолодочного вертолета Ка-25. Как и другие машины ОКБ Н.И. Камова, Ка-27 выполнен по двухвинтовой соосной схеме. Первый полет прототипа вертолета с индексом Ка-252 был совершен 24 декабря 1973 года, машина пошла в серийное производство (Кумертау) в 1977 году, с индексом Ка-27.


Вертолет Ка-27. Видно, что машина чрезвычайно компактна.

Первоначально вертолет разрабатывался как средство передвижения на борту корабля и решал целый комплекс задач: поиск, обнаружение и поражение подводных лодок, поисково-спасательные работы, эвакуация раненых и транспортировка грузов.

Соосная конструкция без рулевого винта, положенная в основу конструкции вертолета, обеспечивает большую маневренность, повышает безопасность полета при полетах с кораблей и делает вертолет компактным, что особенно важно при базировании на кораблях сравнительно небольшого класса эсминцев.


Ка-27 - вертолетоносец
Ка-27 - вертолетоносец

Ка-27 - вертолетоносец
Ка-27 - вертолетоносец
Ка-27 - вертолетоносец


Подвешенные глубинные бомбы с противолодочного вертолета Ка-27
Ка-27 - вертолетоносец

Боевое предназначение

Основная задача бортового вертолета Ка-27 — поиск и уничтожение подводных лодок (подводных лодок) противника на удалении до 200 километров от места взлета в любых погодных условиях днем ​​и ночью.

Кроме того, в вертолет были внесены дальнейшие модификации, которые использовались для следующих целей:

  1. Поисково-спасательные операции;
  2. Радар дальнего обнаружения;
  3. Распознавание радиации;
  4. Транспортировка и высадка подразделений морской пехоты;
  5. Используйте для последующей огневой поддержки на поле боя.

Гражданская версия вертолета может использоваться для тушения пожаров, доставки грузов и выполнения крановых работ.


Вертолет Ка-27ПС поднимает водолаза на борт

Служба

Вертолет Ка-27 поступил на вооружение в апреле 1981 года. Ранее, в 1978 году, на ракетный крейсер «Минск» было поставлено пять машин. В 1979 году на аэродроме Североморск-2 был сформирован специальный вертолетный полк, состоящий исключительно из Ка-27.

Сегодня Ка-27 служит на крейсере «Адмирал Кузнецов», а также на других эсминцах и противолодочных кораблях. Кроме того, машина продавалась в Китае, Индии, Сирии и бывшей Югославии.

Проект противолодочного вертолета Ка 27 – рождение и постройка машины

После заседания госкомиссии основным направлением работ над проектом стала силовая установка будущей машины. Ставка была сделана на газотурбинные двигатели, которые, в отличие от своих поршневых аналогов, обладали большей мощностью и долговечностью. Благодаря установке новых двигателей увеличилась грузоподъемность машины и увеличился ее диапазон. С такими характеристиками вертолет стал не только поисковой машиной и целеуказателем, но и мог выполнять атакующие функции.

Первая экспериментальная машина, получившая обозначение Ка-252, взлетела в августе 1973 года. В военно-технической номенклатуре советской авиационной техники вертолет получил обозначение Ка-27. На Западе новый советский вертолет сразу получил код «Спираль», буквально «Спираль». Следует отметить, что завершение работ по созданию нового вертолета для нужд ВМФ СССР осуществил С.В. Мичеев. Николай Ильич Камов скончался в ноябре 1973 года, не дожив до того времени, когда его идея пошла в серию.

Несмотря на то, что новый вертолет оказался на порядок лучше предшественника, еще три долгих года велись работы по совершенствованию конструкции машины. Одновременно создавались две версии вертолета:

  • поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС (артикул 500);
  • противолодочный винтокрылый самолет Ка-27ПЛ (артикул 501).

Модификации Ка-27

Только в 1977 году было принято решение о запуске серийного производства машины на Кумертауском авиационном производственном предприятии, расположенном в башкирском городе Кумертау. Тяжелый авиатранспортный крейсер «Минск» получил первые серийные машины, сошедшие с конвейера. На этом корабле отряд из пяти вертолетов Ка-27ПЛ провел испытательную эксплуатацию. Кроме них на Северном флоте был сформирован вертолетный полк, где новые машины проходили пилотирование и испытания перед доставкой на корабли. Дело в том, что официальное серийное производство началось в 1977 году, новый вертолет начал массово поступать в флот только весной 1981 года. Опять же, три года ушло на то, чтобы соединить все процедурные и технические вопросы, связанные с технологичностью производства вертолетов и производством вертолетов усовершенствование основных узлов и агрегатов самолета.

Пробный шар

Исторически созданные в СССР военные и гражданские морские вертолеты представлены образцами техники, созданной в недрах конструкторского бюро Н.И. Камова. Несмотря на то, что компания Миля серьезно уступает КБ Миля по количеству созданных и запущенных в серию самолетов, самолеты Камов — единственные в своем роде. С самых ранних прототипов Николай Ильич Камов делал упор на использование коаксиальной схемы в конструкции машин. В дальнейшем эту схему вращения ротора начали применять на всех последующих моделях, став фирменной микросхемой ОКБ Камова.

Ка-10

Первой машиной, увидевшей дневной свет, стал Ка-10. Затем последовал вертолет Ка-15. Ни одна из машин не получила похвал из-за низких летных характеристик и недостаточно проработанной конструкции. Вертолет Ка-25, который оказался на порядок эффективнее, стал настоящим прорывом в области массового вертолетостроения. Именно эта машина стала первой моделью, поступившей на флот в 1966 году. Наиболее массовым и распространенным стал противолодочный вариант вертолета Ка-25ПЛ. Новая техника была предоставлена ​​для оснащения противолодочных кораблей. Со строительством и вводом в строй специализированных противолодочных кораблей типа «Кондор» типа 1123 вертолет Ка-25ПЛ стал незаменимым элементом противолодочной обороны.

Несмотря на серийное производство, советская машина имела ограниченные технические и боевые возможности. Ка-25ПЛ уступал зарубежным аналогам по многим параметрам. Вертолет имел ограниченную дальность полета и небольшую полезную нагрузку. Машина не отличалась надежностью, что было весомым аргументом для противников использования этого вертолета на флоте. Военным кораблям требовалась более мощная и совершенная машина с высокими летно-техническими характеристиками.

В результате эксплуатации, анализа и оценки технических возможностей советской морской авиации в высших кабинетах Генерального штаба ВМФ СССР было принято решение о создании нового вертолета. В то время в Советском Союзе развивалась компания по строительству авиатранспортных кораблей, которые должны были иметь мощное авиационное вооружение. Новый вертолет должен был стать основным противолодочным оружием тяжелых крейсеров проекта 1143.

Ка-25

Техническая проблема возникла не на пустом месте. Конструкторское бюро Камова уже работало над созданием нового вертолета. Оценив все достоинства нового проекта, было решено приступить к разработке новой машины, получившей впоследствии опытное обозначение Ка-252. Постановление Совета Министров от весны 1972 года заложило основы работы в этом направлении. Рассматривался вариант кардинальной модификации существующих машин.

Модификации

За годы деятельности на базе Ка-27 создано несколько модификаций вертолетов, в том числе и гражданских:

  • Ка-27ПЛ (противолодочный) — основной вариант мостового вертолета;
  • Ка-27Э способен обнаруживать радиоактивные вещества на борту кораблей;
  • Ка-27М оснащен бортовой РЛС активной антенной решетки «Копье-А»;
  • Ка-27ПС (и его развитие — Ка-27ПСД) предназначен для поисково-спасательных операций на море. Машины укомплектованы подъемным устройством (электролебедкой) и аварийно-спасательным оборудованием, их грузоподъемность и автономность увеличены. Также может использоваться как транспортный вертолет;
  • Ка-27М — новейшая модификация, которая планирует оснастить вертолет современным радиолокационным оборудованием, в том числе АФАР;
  • Ка-28 — вариант, предназначенный для экспорта, его бортовое оборудование упрощено по сравнению с базовой моделью;
  • Ка-32 — гражданская версия вертолета, поставляемая на экспорт.

Фото Ка-27ПЛФото Ка-27ПЛ
Фото Ка-27МФото Ка-27М
Фото Ка-27ПС

Фото Ка-27ПС
Фото Ка-27ПС и Ка-52

Фото Ка-27ПС и Ка-52

Начало производства

Вертолет Ка-27 по сути является усовершенствованной версией Ка-25. Массовое производство новой машины происходило на заводе в городе Кумертау. Однако этому предшествовал полет опытного образца, который впервые поднялся в воздух 8 августа 1973 года. В декабре того же года самолет совершил свой первый круговой полет.

Компоновка вертолета Ка-27 достаточно стандартна для ОКБ Камова и представляет собой двойной соосный несущий винт. Следует отметить, что этот истребитель имел в три-пять раз больше возможностей своего предшественника Ка-25. В частности, такие параметры, как продолжительность и продолжительность полета увеличились почти на 40%. Кроме того, установка более мощных и надежных двигателей привела к увеличению удельной тяги к массе в 1,7 раза.

боевой вертолет ка 27

Оборудование и вооружение вертолета Ка-27

Установленное на вертолете пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает высокоточное решение дневной и ночной навигации в простых и сложных погодных условиях на земле без ориентиров. Позволяет автоматически запускать вертолет к месту применения упавших средств поиска и поражения подводных лодок. Высокоточный автопилот позволяет вертолету длительное время зависать в автоматическом режиме со стабилизацией определенной высоты, что необходимо при работе с опущенной гидроакустической станцией.

Для борьбы с подводными лодками вертолет оснащен прицельно-поисковым комплексом «Спрут-Э», который гарантирует обнаружение подводной лодки, определение ее координат и параметров движения и выработку рекомендаций по применению вооружения. Система позволяет обнаруживать поверхность воды до 2000 км2 за один час.

Для поражения подводных лодок в отсеке вооружения размещаются противолодочные торпеды АТ-1МВ, глубинные бомбы, авиабомбы калибром от 50 до 250 кг. Также вертолет может быть оснащен противолодочными управляемыми ракетами АПР-2Э. В целом вертолет Ка-27 более чем в 3-5 раз (в зависимости от решаемых задач) превосходит своего предшественника Ка-25ПЛ.

Особенности конструкции

Как и многие другие машины, созданные Камовити, Ка 27 представляет собой спаренный вертолет. Подъем создается двумя трехлопастными главными роторами, вращающимися в противоположных направлениях. Такая схема позволяет создавать более компактные вертолеты, чем более традиционные продольные, с рулевым винтом или стабилизирующим оперением. Именно поэтому советский флот всегда предпочитал автомобили Камова Миля. Лопасти несущего винта можно складывать, что еще больше уменьшает габариты корабельного вертолета.

Электропитание и оборудование

На Ка-27 установлено четыре различных энергосистемы.

Они обеспечивают блок питания со следующими параметрами:

  1. Переменный трехфазный, напряжение 200/115 В;
  2. Однофазный переменный, напряжение 115 В;
  3. Переменный трехфазный, напряжение 36 В;
  4. Постоянное, напряжение 28,5 В.

Понижающие трансформаторы используются в качестве источников переменного тока напряжением 36 В. Постоянный ток вырабатывается выпрямителями или, в аварийных ситуациях, буферными батареями. Генераторы подключены не к блоку управления, а к главному редуктору.

Основными элементами бортового оборудования вертолета являются системы навигации и полета — НКВ-252 и ПКВ-252-1. Они работают вместе и согласованно. Координаты и высота транспортного средства определяются и уточняются навигационной системой, которая затем вычисляет траекторию полета, необходимую для достижения следующей точки по заранее определенному маршруту.


Кабина вертолета Ка-27ПС: рабочие места командира экипажа и штурмана

Пилотажный комплекс выполняет все необходимые манипуляции с органами управления вертолетом как при перемещении между разными точками маршрута полета, так и при непосредственном поиске подводных лодок. ПКВ-252-1 поддерживает стационарное «зависание» над морем в точке выхода гидроакустической станции на постоянной высоте и с заданным углом упреждения.

В совокупности оба комплекса позволяют выполнять практически полностью автоматизированные поисковые полеты с минимальным вмешательством пилота, участие которого в управлении сводится к смене режима полета (если этого требует тактическая обстановка). Точность спуска гидроакустической станции увеличена до максимально возможной. Такая возможность бортового оборудования Ка-27 была использована при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда вертолет установил специальный контрольно-измерительный прибор прямо в центре реактора.

Шасси

Палубный вертолет Ка 27 оборудован двумя передними и двумя задними шасси. Для обеспечения плавной посадки даже при вертикальных колебаниях кабины экипажа каждая из опор выполнена в виде гидроагрегата. Двухкамерные амортизаторы установлены на задних колесах, которые несут большую часть веса, а на передних — однокамерные амортизаторы.

Поскольку дорожный просвет у этого вертолета небольшой, стойки шасси дополнительно оснащены специальным механизмом, позволяющим поднимать машину. Это значительно облегчает обслуживание и упрощает доступ к оружейному отсеку.


Вертолет Ка-27 в обычном аэропорту

Рулевое управление осуществляется с помощью переднего шасси, которое выполнено поворотным. Все колеса оснащены противоскользящим тормозом.

Фюзеляж

Корпус вертолета собран на лонжеронах и балках. Носитель — это обшивка самого фюзеляжа, которая состоит из двух частей (носовой и задней) и включает гондолу и хвостовое оперение. Внутри две кабины: первая — для командира экипажа и штурмана, вторая — для штурмана-оператора. Внизу фюзеляжа расположены топливные баки и отсек для вооружения.

Стоит отметить, что вторая кабина может использоваться для перевозки грузов или пассажиров, а также военнослужащих (в соответствующей модификации).

В задней части фюзеляжа расположен технический отсек — небольшое внутреннее пространство, заполненное различным оборудованием и закрытое специальным откидным створкой, который можно откинуть при выполнении наземного обслуживания. На внешней стороне хвостовой балки крепится хвостовая часть вертолета.

Гидроакустическая станция размещена в специальном отсеке, оборудованном подвижными стабилизаторами.

Парение включает два вертикальных киля с рулями направления и горизонтальный стабилизатор, который может фиксироваться под углом от -15 до +15 градусов.

Технические параметры

Палубный вертолет Ка-27 имеет следующие технические характеристики:

  • Количество человек в вагоне — 3 человека.
  • Нормальная взлетная масса 11000 кг.
  • Максимальная скорость полета 270 км / ч.
  • Крейсерская скорость полета — 230 км / ч.
  • Динамический потолок полета — 2950 м.
  • Реальная дальность полета — 800 км.
  • Несущий винт имеет диаметр 15,9 м.
  • Длина машины — 11,3 м.
  • В сложенном виде корабль имеет высоту 5,4 м.
  • Грузоподъемность 5000 кг.
  • Масса топлива в баках — 12000 кг.

Основное назначение

Вертолет Ка-27 используется для обнаружения, сопровождения и нейтрализации подводных лодок противника, которые движутся на максимальной глубине 500, но со скоростью не более 75 км / ч и находятся на максимальном расстоянии двухсот километров от головного корабля. При этом допускается волнение моря в 5 баллов. Погодные условия могут быть как нормальными, так и тяжелыми. Время суток не имеет значения.

русский вертолет ка 27
Кроме того, вертолет способен выполнять поставленные перед ним задачи как самостоятельно, так и в составе группы.

Характеристики Ка-27

Многоцелевой вертолет Ка-27
Страна: СССР Тип: Многоцелевой вертолет Год выпуска: 1973 Экипаж: 2-3 человека Двигатель: 2 x ГТД ТВ3-117 НПО им. Климова мощностью 1618 кВт. Максимальная скорость: 270 км / ч. Практический потолок: 4300 м. Дальность: 800 км. Масса пустого: нет информации. Максимальная взлетная масса: 11 000 кг. Размах крыла: Диаметр винта: 15,9 м. Длина: 11,3 м. Высота: 5,4 м Площадь крыла: — Вооружение:

Конструктивные элементы

Боевой вертолет Ка-27 оснащен трехлопастными винтами встречного вращения, которые складываются, оставаясь на корабле. Лопасти этих гребных винтов изготовлены из стеклопластика, а их втулки — из титана.

Фюзеляж машины выполнен из неразъемного алюминиевого сплава. Для обеспечения как продольной, так и путевой устойчивости вертолета используется хвостовое оперение, имеющее два киля. Шайба каждого киля имеет неуправляемую рейку и обращена к оси самого фюзеляжа.

Рама имеет четыре неоткидные ножки и оборудована гидравлической системой подъема небольшого вертолета для обеспечения удобного доступа в грузовой отсек. Особенностью передних колес является самоориентация. Также есть возможность установить лыжи.

ка 27 противолодочный вертолет

Силовая часть воздушного судна

На вертолете установлены два турбовальных двигателя ТВ 3 суммарной взлетной мощностью 2х2200 л.с и коробка передач ВР-252. Несущие винты имеют стабилизированную скорость вращения в полете.

Основными источниками электроэнергии являются два трехфазных генератора переменного тока частотой 400 Гц с приводом от редуктора ВР-252. Генераторы работают параллельно, но только тот, что слева, напрямую подключен к сети, а тот, что справа, находится в резерве. Постоянный ток в вертолете получают путем преобразования переменного тока с помощью двух полупроводниковых выпрямителей ВУ-Б.

Аварийное питание обеспечивают две никель-кадмиевые батареи и два преобразователя тока.

При аварийной посадке на поверхность воды срабатывают надувные аэростаты, которые при нормальном полете складываются в сложенном состоянии в боковые контейнеры вертолета, расположенные на фюзеляже. Важно отметить, что воздушные шары не обеспечивают необходимой плавучести транспортного средства при выключенных двигателях.

Кроме того, российский вертолет Ка-27 оснащен системой автопилота и полуавтоматической системой передачи координат и другой информации об обнаруженной подводной лодке.

Экипаж состоит из трех человек: летчика, штурмана-координатора и оператора противолодочной системы.

стоимость вертолета ка 27

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии