Истребитель СУ-57: технические характеристики, скорость, новейший российский самолёт, напугал британцев

История создания

Отправной точкой для появления боевых машин пятого поколения стало противостояние в небе между СССР и Америкой. В конце 1970-х — начале 1980-х годов от каждой страны были созданы по два истребителя четвертого поколения: тяжелые Су-27 и F-15 и легкие МиГ-29 и F-16. На основе опыта, накопленного в 1990 году, в США построены и испытаны первые прототипы самолетов F-22 нового поколения. Доработка и производство серии займут почти 12 лет, позже эта машина получит обозначение Raptor.

Самолет СУ-57

В Советском Союзе разработку перспективного истребителя доверили РСК МиГ. Конструкторский коллектив разработал самолет МиГ 1.44. Но из-за политического, а затем и экономического кризиса в стране все испытания прототипа были отменены, проект был заморожен на неопределенный срок.

Новая жизнь истребителя МиГ 1.44 началась в 2000 году в другой стране.

Серия летных испытаний показала, что машина перестала соответствовать современным требованиям маневренности, малозаметности по РЛС и способности поражать различные типы целей. Окончательно остановлена ​​разработка МиГ 1.44.

В 2001 году высшее военное руководство России сосредоточило все усилия на выпуске совершенно нового перспективного фронтового авиационного комплекса (ПАК ФА). Его главным создателем было ОКБ Сухого».

С 2002 по 2005 год в бюро создается эскизный проект Т-50, на основе которого разрабатывается технологическая документация на сборку самолета. Внедрение новейшего метода проектирования позволило значительно ускорить изготовление первого опытного образца машины. В январе 2010 года был создан истребитель пятого поколения ПАК ФА Т-50.

СУ-57 против F-22 «Раптор»

В открытом доступе тактико-технические характеристики последней собственной разработки отсутствуют, но некоторое время аналитики сравнивают ПАК ФА с F-22 Raptor. Соединенные Штаты произвели два истребителя пятого поколения, F-22 и F-35 Lightning, но второй является легким истребителем и будет скорее противостоять будущему МиГ-57, если он будет построен. Сравнение с F-22 логично, ведь истребитель Су-57 готовится как внутренний ответ перспективному истребителю США. Что умеет Raptor? Поскольку это «пятерка», то это, очевидно, сверхзвуковая крейсерская скорость, АФАР, малозаметность, а главное — многофункциональность. Благодаря передовой электронике самолеты пятого поколения должны иметь возможность выполнять роли истребителя, разведчика, штурмовика, наводить другие самолеты на цель и так далее. F-22 может обнаруживать цели на расстоянии 500 км, прицеливаться и отслеживать на расстоянии 380 км, а также может отслеживать около 20 целей одновременно. Современное вооружение позволяет поражать цели на таких дистанциях и даже больше. Поэтому следует ожидать, что Су-57 будет работать как минимум не хуже, чем «Раптор». F-35 имеет более скромные характеристики и стоит на вооружении ряда стран НАТО, а Raptor есть только у США.

Промежуточный финиш

То, что американцы первыми пересекли «финишную черту», ​​было достаточно предсказуемо. Их серийный истребитель пятого поколения, F-22 Raptor, поступил на вооружение ВВС в 2005 году. Поэтому Россия не могла похвастаться ничем подобным, так как ее военно-промышленный комплекс, разрушенный в огненных 90-х, только начинал поступать в его чувства.

F-22 Raptor

Ведь непосредственно в ОКБ Сухого работы над новой машиной начались только в 1998 году. Спустя три года концепция была окончательно сформулирована, и она получила кодовое название ПАК ФА — перспективный авиационный комплекс из более ранней линейки. Другое его название — Т-50.

«Летающий робот» российских ВВС: стелс-истребитель пятого поколения Т-50

Инновационные технологии, использованные при создании перспективного фронтового авиационного комплекса (ПАК ФА), российского истребителя Т-50 пятого поколения, по словам разработчиков, делают его больше похожим на летающего робота, чем на самолет. Пилот в кабине инновационной разработки отечественных авиаконструкторов только интегрирует авиационный комплекс. В настоящее время ПАК ФА проходит этап летных испытаний перед запуском в серийное производство.


Истребитель-невидимка пятого поколения Т-50 Как сегодня пишет английский сайт RT, новую разработку ОКБ Сухого — истребитель ПАК ФА, он же Т-50 — в компании «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) называют не чем иным, как настоящий русский робот-самолет».

«Это в какой-то степени летающий робот, где пилот выполняет функцию не столько пилота, сколько одного из компонентов летательного аппарата, реакция пилота уже включена в схему управления»

— говорит советник замглавы КРЭТ Владимир Михеев.

Благодаря «умному корпусу» — контуру, который помимо функции пилотирования фактически играет роль инструментов и блоков, стелс-истребитель пятого поколения по праву может считаться «умным самолетом».

«Если мы посмотрим на кончики крыльев, с одной стороны это крыло, а с другой — активная оборонительная станция Гималаев. Он расположен в крыле и обеспечивает не только летные характеристики, но и защиту: мешает, проводит радар»

— с гордостью отметил Михеев.

Композитные материалы и инновационные технологии, использованные в конструкции Т-50, позволили ПАК ФА с учетом аэродинамической схемы истребителя и уникальных характеристик двигателя стать незаметным как для оптических приборов, так и для радиолокационных устройств что касается инфракрасного спектра.

«Т-50 — это не только флагман ВВС России, он также на шаг впереди своих западных конкурентов. Например, заметность пятого поколения F-22 ВВС США составляет 0,3-0,4 кв. М»

— подчеркнул представитель КРЭТ, добавив, что аналогичный показатель для Т-50 составляет 0,1–1,0 кв.

На данный момент Т-50 продолжает проходить летные испытания. Планируемое серийное производство нового истребителя начнется в 2016 году. Истребители пятого поколения в настоящее время находятся на вооружении только одной страны мира — это американские самолеты F-22 и F-35.

Ожидается, что Т-50 заменит истребители Су-27 и МиГ-29 четвертого поколения, поступившие на вооружение ВВС России в 1985 и 1983 годах. Поиски истребителя пятого поколения начались в середине 1960-х годов. 1970-е годы в СССР и США, когда самолеты четвертого поколения только делали первые шаги.

Ожидается, что после запуска в серийное производство в период с 2016 по 2020 год российские военные закупят 55 самолетов. ПАК ФА — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный подразделением ОАК — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением T- 50.

Конструктивные особенности СУ-57 ПАК ФА

Конструктивные особенности СУ-57 ПАК ФА
Некоторые технические характеристики ячейки Т-50:
Крыло имеет наклонные законцовки для улучшения воздушного потока, а также флапероны и элероны;
Передние части корневых узелков также вращаются;
Вертикальное оперение — цельноповоротное, способное поворачиваться на угол 90 градусов, при этом играя роль пневматического тормоза;
Горизонтальное оперение — цельноповоротный стабилизатор;
Тормозной парашют используется для уменьшения дальности разбега;
Есть система дозаправки в воздухе.
В конструкции истребителей широко используются композитные материалы на основе углеродного волокна. Испытания ПАК ФА Т-50 в России показали, что такие материалы значительно превосходят металлоконструкции по удельной прочности, а также по возможности создания изделий сложной формы. В общей сложности около четверти всех материалов, используемых в Т-50, составляют композиты. Их максимальная доля используется на внешней поверхности самолета, кроме того, значительно снижается его радиолокационная заметность. СУ-57 - истребитель нового пятого поколения
Для дальнейшего снижения этого показателя на ПАК ФА Т-50 был применен целый ряд мероприятий:
многие конструктивные элементы машины выполнены параллельными друг другу, что сводит к минимуму количество направлений отраженного сигнала;
новый комплект основного вооружения для Т-50 размещен во внутренних отсеках, которые могут закрываться закрылками;
двигатель имеет изогнутые воздухозаборники, чтобы сигнал радара не отражался компрессорами;
в конструкции планера широко используются радиопоглощающие покрытия.
Все вышеперечисленное — это технология Stealth, которая использовалась на новых самолетах 2014 и 2015 годов, но известность даже в России она получила в 80-х годах прошлого века. В результате его применения эффективная площадь рассеивания (ЭПР) уменьшается с 12 кв. М, как у большинства истребителей четвертого поколения, примерно до 0,4 кв. М, как у американского F-22.

КОНСТРУКЦИЯ

Единый корпус состоит из фюзеляжа и выдвигающегося вперед крыла. Внедрение этого решения позволило значительно повысить маневренность самолета. Само крыло оснащено гибкими пальцами, элеронами и флапперонами. Передняя часть передних пуль поворачивается для дополнительного контроля. Вертикальное оперение машины состоит из двух полностью вращающихся килей.

Горизонтальное оперение представляет собой универсальный стабилизатор.

Теплообменники системы кондиционирования воздуха и воздухозаборники гондолы расположены в передней части пилонов. Воздухозаборники двигателей с гондолами расположены на расстоянии 0,6-0,7 метра от центральной оси самолета, где есть несколько отсеков для скрытого размещения ракет и бомб. Объединение всех органов управления самолетом в единую систему обеспечивает высокую маневренность на всех возможных углах атаки, исключает возникновение явления входа самолета во вращение.

Компоновка планера с практически полным отсутствием прямых углов, специальное покрытие радиопоглощающими материалами, использование в конструкции композиционных материалов снизило заметность Т-50 на РЛС. Этот показатель улучшился в 20 раз по сравнению с четвертым поколением. Прекрасный обзор летчика-истребителя обеспечивает продуманная конструкция остекления крыши. Также с левой стороны кабины, под пилотом, находится выдвижной топливный стержень.

Шасси ПАК ФА Т-50 унифицировано с шасси самолета четвертого поколения. Передняя стойка состоит из двух колес диаметром 0,6 метра, крыла и фар. Задние стойки — колесо диаметром около 1 метра с тормозами. Все стойки шасси складываются вперед по направлению полета.

Одна из важнейших характеристик истребителя — отношение тяги двигателя к массе самолета (тяговооруженность). Его увеличение увеличивает маневренность и скорость разгона как на земле, так и в воздухе. Начиная с истребителей 4-го и 4-го поколений, этот показатель превышает 1, т.е суммарная тяга, создаваемая двигателем, больше снаряженной массы машины.

В настоящее время основной установкой является двухконтурный турбореактивный двигатель.

Его особенность заключается в том, что часть нагнетаемого воздуха проходит по второму контуру вокруг камеры сгорания. Меньше топлива используется для создания тяги, что снижает расход топлива и повышает эффективность системы.

Все это типично для режима форсажного режима. При включенной форсажной камере расход топлива увеличивается в три раза, обеспечивая увеличение тяги только на 70%. Однако такой режим работы двигателя чрезвычайно полезен. С его помощью можно сократить длину взлетного выстрела, быстро выполнять опасные маневры во время боя.

Самолет СУ-57

Практически все самолеты предыдущих поколений не могли преодолеть звуковой барьер без форсажа, не говоря уже о постоянном полете на скоростях выше одного Маха. Вот почему наиболее важным требованием к новому двигателю является способность управлять сверхзвуковым полетом без использования режима форсажа, что также уменьшит инфракрасный след автомобиля. Согласно заявленным требованиям на ПАК ФА Т-50 были установлены два двухконтурных ТРД.

Для первых испытаний был выбран турбореактивный двигатель АЛ-41Ф1 с тягой 9500 кгс на маршевом режиме и 15000 кгс на форсаже, с изменяемым вектором тяги и системой плазменного зажигания. Пара таких двигателей позволяет самолету развивать максимальную скорость 2400 км / ч.

Главный девелопер второй очереди — НПО «Сатурн».

Ожидается, что двигатель этого поколения будет на 3-8% лучше АЛ-41Ф1 по основным параметрам, до 20% по вспомогательным. Установка изделия 30 (предварительное название) на Т-50 начнется в 2023-2025 годах.

Основой системы управления воздушным вооружением ПАК ФА Т-50 является радиолокационный комплекс Ш-121. В ее состав входят: РЛС дальнего радиолокационного обнаружения N036 «Белка» с пятью антеннами, станция оптического сопровождения (ОЛС-50М) и система N036UVS. РЛС N036 «Белка» изготовлена ​​на НИВВ «Тихомиров» и оснащена локатором с активной фазовой антенной решеткой (АФАР). 1526 небольших модулей приемопередатчиков равномерно распределены по поверхности антенны.

Конструкция этого типа позволила повысить надежность станции.

Истребитель пятого поколения Су-57

Станция оптического сопровождения (ОЛС-50М) расположена в передней части кабины. Он предназначен для поиска цели по инфракрасному следу, а также для измерения дальности с помощью целеуказателя лазерного дальномера. Возможна совместная работа с нашлемной системой целеуказания пилота в ближнем бою.

Многофункциональная электронная система самолета позволяет обнаруживать тонкие объекты; осуществлять навигацию, разведку и радиоэлектронное противодействие самолетам противника.

Высокая тяговооружённость и раннее обнаружение целей

Высокая тяговооруженность и раннее обнаружение цели
Еще одно требование к самолету пятого поколения — достижение сверхзвуковой скорости без использования форсажной камеры. Он предназначен, во-первых, для экономии топлива, а во-вторых, для улучшения характеристик невидимости самолета в инфракрасном диапазоне. Российский многоцелевой истребитель Т 50 оснащен парой двухконтурных ТРД с управлением вектором тяги. Стоит отметить, что на испытания вышел истребитель с двигателем «первой ступени» или «изделие 117».
Это усовершенствованный двигатель АЛ-41Ф1, устанавливаемый на серийные автомобили СУ-35 2014 и 2015 годов. Новый двигатель «второй ступени» вскоре позволит ПАК ФА еще больше расширить возможности, предоставляемые его вооружением, для достижения превосходства. Максимальная скорость самолета на высоте — 2600 км / ч, а скорость, которую может развивать ПАК ФА без форсажа, — 2,1 М. СУ-57 - истребитель нового пятого поколения
Важнейшая составляющая конструкции любого истребителя — новый локатор, позволяющий в кратчайшие сроки обнаружить противника. На Т-50 установлен локатор с активной фазовой антенной решеткой (АФАР). Каждая из тысячи или даже двух тысяч ячеек такой антенны содержит миниатюрный передатчик и приемник сигнала. АФАР способен сопровождать десятки целей, обнаруживая их с большого расстояния. Максимальное расстояние до 400 км.
Кроме того, для нового Т-50 подготовлена ​​не только радиолокационная станция, но и многофункциональная электронная система, которая не только обнаруживает наземные и воздушные цели, но и решает задачи навигации, распознавания статуса, радиоэлектронной разведки и противодействия. Система управления вооружением также имеет оптико-электронную станцию ​​шаровидной формы, расположенную перед фонарём кабины. Находите цели с помощью теплового излучения и определяйте расстояние с помощью лазерного дальномера. Может работать в ближнем бою совместно с нашлемной системой целеуказания.

Вооружение

Истребитель оснащен встроенной 30-мм пушкой 9А1-4071К. Используется для наземных атак или рукопашных атак. Максимальная боевая нагрузка Т-50 — 10 тонн. Для уменьшения заметности все боеприпасы хранятся во внутренних контейнерах.

Вооружение СУ-57
Ракетное (бомбовое) вооружение делится на несколько классов:

  1. Ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности — РВВ-МД с головкой ИК-наведения (К-73Э, К-74МЕ).
  2. Ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» (РВВ-СД). В настоящее время ракеты средней дальности (до 100 км) оснащаются головками с активной радиолокационной системой нового поколения. На первом этапе после пуска ракета определяет точку включения комплекса самонаведения, затем начинает подсвечивать цель. Цель «отпустить и забыть» реализуется».
  3. Ракеты класса «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности (РВВ-БД). Этот вид оружия используется на точках внешней подвески из-за его большого размера. Примеры таких ракет — изделие 180-БД, КС-172. Дальность поражения до 400 км.
  4. Противокорабельные ракеты/
  5. Различные модификации ракет класса «воздух-поверхность».
  6. Регулируемые бомбы.

Комплекс обороны

Основная задача комплекса обороны — обеспечить полный контроль над ситуацией на близком и большом удалении от самолета. С его помощью можно вывести из строя или повредить систему наведения противника, сводя к минимуму возможность любой атаки.

Су-57

Множество датчиков предупреждают пилота о пусках ракет, лазерном или электронном излучении. Система противодействия истребителю автоматически начинает тревожить при обнаружении угрозы.

Прототипом кабины ПАК ФА Т-50 служила кабина истребителя Су-35 четвертого поколения.

Он имеет два больших цветных экрана, на которых отображается вся информация. Реализована возможность ввода необходимой информации индивидуально для каждого пилота. Основную прицельную информацию можно найти на широкоформатном лобовом стекле автомобиля.

С развитием авиации и информационных технологий улучшилась и система управления самолетом. В настоящее время боевые действия подразумевают, что летчик-истребитель должен иметь полную информацию о воздушной и наземной обстановке. Информация поступает как с собственной геодезической станции, так и с наземных сооружений.

T50 PAKFA

Система «электронного пилота» Т-50 анализирует и предлагает пилоту лучший вариант, с которым он может согласовать или ввести другие исходные данные и получить другие рекомендации.

Летные испытания

Первые недостатки конструкции Т-50 были выявлены еще до начала полетов, при технических пробегах по взлетно-посадочной полосе. В частности, нужно было поправить наземную тормозную систему и рулевое управление. К счастью, это не имело большого значения.

Первый этап программы испытаний предполагал выполнение семи рейсов в Комсомольск-на-Амуре, однако было выполнено только пять: по одному в январе и по два в феврале и марте. В апреле на Ан-124 погрузили два истребителя Т-50 и отправили на авиабазу Жуковский. Еще один испытательный полет состоялся в конце того же месяца.

Су-57 «упакованный»
Истребитель Т-50 «в стае» после полета на Ан-124

Впервые сверхзвуковая скорость была достигнута 14 марта 2011 года. Общее количество вылетов на конец октября 2013 года превысило 450. При этом хотя бы один из опытных истребителей уже был оборудован радиолокационной станцией. Государственная программа испытаний самолета полностью не завершена (завершение намечено на текущий год), но в 2020 году Су-57 прошел испытания в боевых условиях в Сирии. Как известно, такие самолеты, как F-35 и F-22, могут находиться в воздушном пространстве этой страны и поблизости, что позволяет сравнивать возможности бортового оборудования Т-50 и американского пятого класса поколение бойцов.

В Австралии обеспокоены слабостью F-35 перед российским Т-50

Американский истребитель F-35, программа разработки и модернизации которого стоит до 400 миллиардов долларов, уступает российскому Т-50 по маневренности и может не справиться с потенциальным соперником в бою, сообщает популярный новостной сайт Австралии.Т-50 ПАК ФА

Самолет Т-50 ПАК ФА (Фронтовой авиационный перспективный авиационный комплекс). © Фото: ОАО «Компания« Сухой»

Австралийские эксперты обеспокоены боевыми возможностями американского истребителя F-35, с которым может столкнуться новейший российский истребитель пятого поколения Т-50, пишет австралийский новостной сайт News.com.au.

«Австралийский F-35 сможет справиться с российским Т-50», — спрашивает автор статьи. — Может быть нет. Судя по видеозаписи российского истребителя, который по маневренности значительно превосходит F-35».

По мнению автора, Т-50 — «последнее воплощение российской боевой доктрины авиации». Кроме того, успех современной российской авиации продемонстрировали и индийские истребители Су-30 российского производства, которые в учебном бою не оставили шансов британским истребителям Typhoon (12-0 в пользу индийских пилотов), пишет Сайт, Австралийский.

Автор статьи также приводит данные из «убийственного» отчета американского водителя-испытателя, который отметил, что новый F-35, программа разработки и модернизации которого стоит около 400 миллиардов долларов, имеет много проблем и уступает по качеству боевой истребитель F-16D, активно эксплуатируемый в 80-е годы.

Несмотря на многочисленные сенсорные системы и современное бортовое оборудование, одного двигателя недостаточно, чтобы избежать атаки или разогнать F-35, пишет News.com.au.

Тактико-технические характеристики

Официальные данные о самолете Су-57 остаются в секрете. По этой причине его характеристики можно оценить довольно приблизительно, исходя из открытой информации о техническом задании и другой информации, полученной в СМИ.

Летные характеристики

Дальность полета на дозвуковой скорости До 4300 км
Дальность полета на сверхзвуковой крейсерской скорости До 2000 км
Практический потолок 20000 м
Длина хода посадки 100 м
Взлетный рулон 350 м
Максимальная перегрузка Положительный — 10G, отрицательный — 11G
Сверхзвуковая крейсерская скорость 2 млн
Полная скорость 2.45 млн

Опытный образец Т-50
Одиннадцатый летный образец Т-50 с нагрузкой на внешние узлы подвески

Дальность полета может быть увеличена до 5500 км за счет использования двух подвесных баков.

Технические характеристики

Взлетная масса не более 35,5 тонн; 30,61 тонны — нормальная, с полными баками.
Заправка 11,1 тонны
Высота самолета 4,8 м
Длина 19,4 м
Размах крыльев 14 мес
Угол сканирования передняя кромка 48 градусов, задняя кромка -14 градусов, пикирование 78 градусов
Масса пустого самолета 18,5 тонны.
Соотношение тяги и веса От 0,85 до максимальной взлетной массы до 1,13 (при неполном заполнении цистерн до 63% их объема)

Данных об эффективной рассеивающей поверхности (ЭПР) самолета опубликовано не было. К зарубежным оценкам не стоит относиться серьезно, так как они очень далеки даже от малейшей объективности. Истребитель Т 50 пятого поколения немного крупнее F-22, что теоретически может означать, что российскую машину легче обнаружить на радаре, но это все лишь предположение.

Создатели сырого F-35 пытаются принизить машины ОКБ Сухого. Lockheed Martin атаковал российский истребитель Т-50


На авиашоу Singapore Airshow 2016 в Сингапуре в феврале представители Lockheed Martin нанесли массированный удар по российскому истребителю пятого поколения Т-50 ПАК ФА Сухого. Атака была информативной. Скорее, это был даже акт отчаяния, поскольку коммерческая ситуация с истребителями F-22 и F-35 очень мрачная. И особенно на внешнем рынке.

F-22 не смог обзавестись ни одним вменяемым правительством в мире из-за своей фантастической дороговизны. Этот истребитель стоит 411 миллионов долларов. Сгорел даже Пентагон. Для ВВС заказано 400 самолетов. Однако вскоре контракт на покупку был сокращен до 187 машин. В связи с этим в 2011 году производство самолета было остановлено.

Не менее странная ситуация с F-35. Этот истребитель значительно дешевле — его средняя стоимость составляет 120 миллионов долларов. Пентагон, когда самолет готовился к первому полету, заказал 2800 истребителей. На сегодняшний день эта цифра снизилась до 2300. Некоторые страны-члены НАТО намерены закупить в общей сложности около 600 автомобилей. При этом иностранных покупателей, как говорится, зацепили. Они не могут отказаться от покупки этого истребителя, репутация которого с каждым годом падает. Дело в том, что в разработку самолета вложено много денег, и теперь было бы глупо его потерять.

И многие хотели бы отказаться от столь сомнительной покупки, поскольку за 5 лет с момента начала опытной эксплуатации самолет был полуфабрикатом. И неизвестно, когда он станет боевой машиной. Год назад F-35 снова прошел испытания. Впоследствии в протоколе комиссии появилась запись: «В целом самолет продолжает оставаться незрелым, и его эксплуатация во многом зависит от постоянной поддержки подрядчика, что для войны неприемлемо. F-35 остается уязвимым для баллистического огня и вызван всеми видами боевых угроз, создаваемых ракетными ударами. Сроки первых боевых вылетов, вероятно, будут перенесены на неопределенный срок из-за проблем с программным обеспечением блока 2Б, предназначенного для управления высокоточным вооружением AIM-120C, с последующим расширением до GBU-32/31 и GBU-12 боеприпасы».


Истребитель F-35 На сегодняшний день ситуация не изменилась: сроки принятия истребителя на вооружение неизвестны. Разработчики постоянно что-то делают с самолетом и переделывают.

Попытки Lockheed Martin привлечь иностранных покупателей, которых нельзя исказить механизмами НАТО, не увенчались успехом. Компании с завистью наблюдают, как ВВС Индии подписывают контракт с ОКБ Сухого на совместную разработку экспортной модификации Т-50, которая получила название истребителя пятого поколения (FGFA). Он будет производиться в Индии на совместном предприятии. Индия получит половину произведенных истребителей: 125 единиц.

вполне понятно, что в этой ситуации Lockheed Martin попыталась принизить развитие ОКБ Сухого на международной выставке, собравшей клиентов из разных стран. При этом маневр получился довольно грубым. Не вдаваясь в сравнение характеристик, компания заявила, что Т-50 нельзя отнести к истребителям пятого поколения. Говорят, что присущей Т-50 скрытности недостаточно, чтобы вступить в «клуб пятого поколения». Начинка, рассчитанная на людей не слишком компетентных. То есть F-35 — это «эталон» пятого поколения (американцы умалчивают о F-22, так как их все равно никто не купит ни при каких обстоятельствах).

При этом утверждается, что Т-50 мало чем отличается от Су-35, который является самолетом поколения 4 ++. И двигатель такой же, и электроника аналогичная, не самая мощная.

Во-первых, Су-35 заслуживает пары дополнительных опознавательных знаков, чтобы добавить их к четырем. На нем хорошо видны некоторые отличительные черты автомобиля пятого поколения. То есть двигатель (общий с Т-50) обеспечивает сверхзвуковой полет в режиме без форсажных камер. Он также имеет электронное, а не механическое управление. Если сравнивать двигатели с точки зрения обеспечения сверхманевренности (это еще один критерий пятого поколения), то вектор тяги у F-35 и F-22 отклоняется в одной плоскости, у Су-35 и Т -50 — в два. И вот «американцев» нельзя отнести к пятому поколению. При этом следует учитывать, что в 2017 году начнется производство нового двигателя для Т-50, который на 15-25% превосходит нынешний АЛ-41Ф1%.

F-35 находится на грани запрета на форсаж. По техническим характеристикам он дозвуковой. И только президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых репортеров, что она равна 1,2 м. У Су-35 максимальная скорость без форсажа 1,1 м, у Т-50 — 2,1 м, у F-22 — 1, 8 М. Столь малая скорость «эталона пятого поколения» объясняется тем, что при создании универсального самолета как для ВВС, так и для ВМФ планер «разжирел», оказал значительное сопротивление.


Истребитель F-22 Если сравнивать средства обнаружения и наведения на цель, то, по сути, на Т-50 и Су-36 одна и та же станция оптического сопровождения ОЛС-50М, работающая в видимом и инфракрасном диапазонах, установлено. Это наша последняя разработка в этой области. Он позволяет при выключенном радаре для скрытности фиксировать цели, находящиеся на расстоянии 80 километров. Таким образом, американская невидимость для OLS не так уж и незаметна для камер с высоким разрешением. На F-22 такой станции нет. F-35 есть. Но, по мнению экспертов, и не только российских, в этой области технологий Россия превосходит зарубежных производителей.

Что касается радиолокационной станции, то у него она прямо на Т-50, совершенно новая. Это станция с активной фазовой антенной решеткой (АФАР) N036 «Белка». На двух «американцах» тоже более-менее то же самое, с АФАР. Кроме одного. На Т-50 их пять: переднее (N036-01-1), два бортовых (N036B) и два на законцовках крыла (N036L). То есть самолет умеет «смотреть» во все стороны.

совершенно очевидно, что в ближайшее время Т-50 будет модернизирован. И первым в очереди на усовершенствование авионики является радар с фазированной радиооптической антенной решеткой ROFAR. Как и РЛС «Белка», она разработана Концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Ожидается, что полномасштабный образец радара будет готов в начале 2018 года. Его серийное производство можно ожидать в начале 1920-х годов.

Радиооптический радар будет весить вдвое меньше, а разрешение должно увеличиться в десять раз. То есть радар сможет получить четкое изображение (трехмерное телевидение, по данным КРЭТ) объекта, находящегося за сотни километров. Также можно будет сканировать салон самолета. Такой впечатляющий результат дает использование теоретических и практических разработок в области радиофотоники, которые начались всего 35 лет назад с появлением оптоэлектронных кабелей. Использование нового принципа в радарах с обработкой принимаемого сигнала методом когерентной оптики позволяет на порядки увеличить широкополосность РЛС. Это приведет к тому, что использование невидимой техники станет совершенно бессмысленным.

Еще одна особенность, которая должна сделать самолет Т-50 лучшим истребителем в мире в следующем году, — это его вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 12 новых типов высокоточных ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», охватывающих весь диапазон как по дальности, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них — уникальные, релевантные и увлекательные цели в процессе автономного полета.

При примерно такой же боевой нагрузке у «американцев» большой переход к ракетам воздушного боя. F-22 использует только регулируемые бомбы для поражения целей на земле. Однако в ближнем воздушном бою оба «американца» не чувствуют себя в безопасности. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 в таком столкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И во многом это было предопределено превосходством боеприпасов российского истребителя.

И в заключение приведем чисто формальные исследования независимой австралийской аналитической организации Air Power Australia, которые демонстрируют, скажем, большую хитрость представителей компании, производящей самые дорогие истребители в мире. Он провел «обзор» переписки реальных рекламных буклетов для «американских» F-22, F-35, «китайских» J-12 и «российских» Т-50. Вне конкурса Су-35С участвовали в противостоянии. Принцип был прост. Для самолета пятого поколения существует 14 критериев. Если самолет соответствует любому критерию, к его общей сумме добавляется один. В случае несоответствия вычиталась.

Результаты оказались неожиданными для Lockheed Martin. Т-50 — плюс 8. F-22 и Су-35С — плюс 2. J-12 — 0. F-35 — минус 8.

Кажется, что после такой объективной картины нужно не искать изъяны в чужих планах, а помнить свои. То есть до пятого поколения.

Некоторые особенности ПАК ФА

Малозаметность

Около четверти всех материалов, используемых в строительстве, составляют композиты на основе пластика, армированного углеродным волокном. Самое главное, что они задействованы на внешних поверхностях, что значительно снижает заметность радара.

С этой же целью вооружение истребителя размещается в закрытых внутренних отсеках; воздухозаборники имеют особую конфигурацию, а ячейка частично выполнена с радиопоглощающим покрытием.

Двигатели

Что касается двигателей, то пока Т-50 летает с двумя улучшенными АЛ-41Ф1, унаследованными от Су-35. В будущем он получит личные двигатели с управляемым вектором тяги, которые обеспечат ему скорость от 2100 до 2600 км / ч без форсажа.

Т-50

Бортовая электроника

«Глаза» отечественного истребителя первого пятого поколения — локатор с фазированной антенной решеткой (ФАР) с дальностью обнаружения до 400 км. При этом «видит» практически все, что летает и движется по земле, выполняет функции навигации, опознавания, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Вооружение

Ракетный арсенал (в двух внутренних отсеках) Т-50 содержит 10 ракет, из которых 2 — малой дальности и 8 — средней дальности. Он дополнен модернизированной двойной 30-мм пушкой с боекомплектом 100 патронов. При необходимости на внешних подвесках размещаются еще 14 ракет.

Кабина

Пульт управления Т-50

Кабина нового истребителя многое «позаимствовала» у кабины Су-35. Все летные характеристики сосредоточены на двух 15-дюймовых дисплеях. При этом у пилота есть возможность оформить информацию в максимально удобном формате. Информация о полете и цель отображается на большом индикаторе лобового стекла.

Сравнение самолетов пятого поколения

Основными конкурентами ПАК ФА Т-50 являются американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lighting. Их сводные данные представлены в таблице.

Т-50 ПАК ФАФ-22 RaptorF-35 Illumination II

ЭПР, м2 0,005-0,5 0,005-0,3 0,001-0,1
Масса пустого, кг 18 500 19 700 13 300
Максимальный взлетный вес, кг 37 000 38 000 31800
Максимальная скорость, км / ч 2500 2100 1900 г
Крейсерская скорость, км / ч 2100 1850 г 1300
Автономность полета, км 2700 1900 г 2200
Боевая нагрузка, кг 10 000 9000 7700
Точки подвески ракет, шт 10 интерьеров 8 интерьеров 4 внутренних
6 внешних 4 внешних
Дальность обнаружения цели
Истребители четвертого поколения 330 км 164 км 220 км
Истребители пятого поколения 90 км 90 км 110 км

Удельная тяга Т-50 при средней взлетной массе с двумя модернизированными двигателями на 10% выше, чем у F-22, и почти в 1,5 раза выше, чем у F-35. Автономность самолета ПАК ФА Т-50 при полной загрузке составляет 2700 км, для Raptor не превышает 2500 км.

Пак составляет 57

Эффективная площадь рассеивания (ЗРД) Т-50 составляет около 0,5 м2, что немного хуже, чем у американских истребителей. Но это компенсируется гораздо лучшей маневренностью и максимальной скоростью изменения вектора тяги (от 60 ° в секунду до 20 ° для американцев).

По количеству вооружения преимущество на стороне истребителя ПАК ФА Т-50. С учетом внешней подвески максимальное количество ракет — 16 штук. У F-22 их 12 штук, у F-35 — 4 штуки.

Гипотетически воздушный бой Т-50 и F-22 Raptor можно представить следующим образом. На дальности 60-70 км F-22 первым обнаружит самолет противника и выпустит по нему ракету. ПАК ФА сможет этого избежать благодаря своей сверхманевренности, поэтому он заметит «Раптор», выпустив по нему в ответ ракету. На дальнейший исход боя повлияет только подготовка пилотов и их боевой опыт. У F-35 практически нет шансов на победу из-за малой скорости полета, плохой маневренности и небольшого количества ракет.

Т-50 ПАК ФА — прекрасное воплощение инженерного мышления российских ученых.

Несмотря на все препятствия (отсутствие средств, отток квалифицированных инженеров и конструкторов за границу), разработка и последующее производство самолета на авиационном заводе были завершены в кратчайшие сроки. В результате Т-50 опередил свое время, определив вектор развития мировой авиации на ближайшие годы.

Серийное производство истребителя началось в 2018 году. Ему было присвоено новое имя Су-57. Ожидается, что поставки в российские войска начнутся в 2019 году с первой установочной партии из 12 машин.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии