Истребитель Миг-21, скорость полета, вооружение и технические характеристики ТТХ самолета, модификации СМТ, БИС, МФ

История создания

В начале 1950-х годов ОКБ Микояна приступило к разработке легкого фронтового истребителя, способного как перехватывать бомбардировщики противника на большой скорости, так и бороться с истребителями противника.

При работе над новым самолетом учитывался опыт использования истребителя МиГ-15 и его боевого применения в Корейской войне. Военные считали, что время маневровых боев в прошлом, теперь противники будут сближаться друг с другом на большой скорости и поражать вражеские самолеты одной-двумя ракетами или одиночным пушечным залпом. Аналогичного мнения придерживались западные военные теоретики. Работы по самолету с аналогичными характеристиками МиГ-21 велись в США и Европе.

Созданием новой машины руководил А.Г. Брунов, первоначально находясь в статусе заместителя генерального конструктора ОКБ. Впоследствии приказом Министерства авиационной промышленности он был назначен главным конструктором по созданию истребителей.

Работа шла параллельно в двух направлениях. В 1955 году опытный образец истребителя со стреловидным крылом Е-2 (57 ° по передней кромке) поднялся в воздух и смог развить скорость 1920 км / ч. В следующем году состоялся первый полет прототипа Е-4, крыло которого имело треугольную форму. В ходе последующих работ были выполнены полеты других прототипов истребителя со стреловидным и треугольным крыльями.

МиГ-21

Сравнительные испытания показали значительные преимущества самолета с треугольной формой крыла. В 1958 году было выпущено три самолета Е-6 с новым двигателем Р-11Ф-300 с форсажной камерой. Одна из этих трех машин стала прототипом будущего истребителя МиГ-21. Этот самолет отличался улучшенной аэродинамической формой носовой части, новыми тормозными щитками, более широким килем и измененной формой фонаря кабины.

было решено запустить этот самолет в серийное производство и присвоить ему обозначение МиГ-21. Планировалось наладить параллельное производство истребителя-стрелка (под обозначением МиГ-23), но от этих планов вскоре отказались.

Серийное производство истребителя в 1959-1960 годах осуществлялось на Горьковском авиационном заводе. Впоследствии производство самолетов было налажено на ММЗ «Знамя» и Тбилисском заводе ВВС. Производство истребителя было остановлено в 1985 году, в ходе которого появилось более сорока опытных и серийных модификаций самолета.

Процесс модернизации

Советские ученые постоянно вносили изменения в военные самолеты. Фотография самолета МиГ-21, сделанная на последующем так называемом этапе разработки, поможет более подробно разобраться в изменениях, внесенных в первую модель. Среди наиболее удачных разработок можно выделить следующие:

  1. На смену модели МиГ-21 П пришел перехватчик МиГ-21 Ф 13.
  2. Следующим в списке обновленных моделей стал самолет МиГ-21 ПФ, оснащенный новым радиолокационным прицелом и увеличенным запасом топлива.
  3. На смену его предшественнику пришел МиГ-21 ПФМ с обновленным куполом и оснащенный современным оборудованием.

Модернизация МиГ-21 практически не прекращалась, что позволяло инженерам создавать более совершенные модели, содержащие новейшее вооружение и оборудование.

Одной из лучших модификаций был признан МиГ-21 третьего поколения. Для оснащения истребителя конструкторы использовали:

  • РЛС последнего поколения «Сапфир 21 М»;
  • вооружение интегрировано с ракетной установкой Р 13М;
  • система приземления «Полет О.И.», которая помогла пилотам приземлять военные самолеты практически при нулевой видимости;
  • самолеты были оснащены оборудованием для вождения от компании «Лазурь М».

Модификации истребителя МиГ-21

  • Е-1 — истребитель треугольного сечения и двигатель АМ-9Б (проект). Разработан в 1954 году.
  • Е-2 — опытный истребитель-стрелок с двигателем АМ-9Б. Вооружение состояло из двух орудий НР-30. Первый полет 14 февраля 1955 г. (летчик-испытатель Г.К. Мосолов).
  • Е-2А («изделие 63», МиГ-23 — первый с таким обозначением) — фронтовой истребитель с двигателем АМ-11. Построена опытная партия на авиационном заводе им. 21 Горького.
  • E-4 — опытный истребитель с треугольным крылом с двигателем AM-9E (AM-9I). Первый полет 16 июня 1955 года.
  • Е-5 — прототип с треугольным крылом (57 ° по передней кромке) и двигателем АМ-11. Первый полет 9 января 1956 года.
  • Е-6 — прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолета. Первый полет 28 мая 1958 г. (летчик-испытатель В.А. Нефедов).
  • Е-6Б — летающая лаборатория. В 1963 году было выпущено 2 самолета.
  • Е-6Т-3 — экспериментальный самолет с ПГО.
  • Е-6У-1 — опытный образец учебно-тренировочного истребителя. Примечателен двухместной кабиной. Вооружение состояло из пулемета калибра 12,7 мм. Первый полет состоялся 17 октября 1960 г. (летчик-испытатель П.М. Остапенко).
  • E-7N — носитель ядерного оружия. Разработан на базе МиГ-21С.
  • Е-7/8 — прототип разведчика. Разработан на базе МиГ-21ПФ.

МиГ-21 в воздухе

МиГ-21 в воздухе

  • Е-8 (второй с таким обозначением — МиГ-23) — экспериментальный самолет на базе агрегатов МиГ-21ПФ. На самолете установлен двигатель Р-21Ф-300 конструкции Н. Мецхваришвили. Полностью переработан фюзеляж. Характеристики самолета: ПГО и подфюзеляжный воздухозаборник. В 1962 году было выпущено 2 самолета.
  • Е-33 — рекордный вариант МиГ-21У. Спортсмены Н. Проханова, Л. Зайцева, С.Е. Савицкая установили ряд мировых рекордов.
  • E-50 — опытный истребитель-стрелок с ракетой S-155. Первый полет 9 января 1956 г. Построено 3 самолета.
  • Е-66 — это рекорд. 31 октября 1959 г летчик Г.К. Мосолов на участке 15-25 км достиг средней скорости 2388 км / ч.
  • Е-66А — запись изменена. 28 апреля 1961 г. Г.К. Мосолов достиг динамического потолка 34714 м.
  • E-66B — это рекорд. Он был серийным бойцом без вооружения и техники. Самолет был оборудован двумя твердотопливными ускорителями. Осенью 1974 года С.Е. Савицкая установила ряд мировых рекордов.
  • М-21 — радиоуправляемая цель. Разработан совместно с ОКБ КАИ и ЛИИ. Измученные самолеты были превращены в мишень. Убрали радар, прицел, радиостанцию, кислородное оборудование и так далее; Установлены система автоматического управления с автопилотом и системами рулевого управления АП-17, кассета с ИК-ловушками и регистрирующая аппаратура.
  • М-21М — радиоуправляемая маневренная цель.
  • МиГ-21бис (Е-7бис, «изделие 75») — последняя серийная модификация истребителя. Самолет оснащен двигателем Р-25-300. Вооружен пушкой ГШ-23 и ракетами Р-60. В 1972–1974 годах на Горьковском ВВС было выпущено 2030 самолетов. Для мельниц Варшавского договора производился «продукт 75А», для Ближнего Востока — «продукт 75B», который отличался составом оборудования. Поставляется в Финляндию. Изготовлено по лицензии в Индии.
  • МиГ-21И (аналог самолета «Изделие 21-11») — эксперт с остроконечным крылом. В 1967 году было выпущено 2 самолета. Используется для создания сверхзвукового авиалайнера Ту-144. Второй экземпляр в настоящее время выставлен в Музее ВВС в Монино.
  • МиГ-21И (второй с таким обозначением) — модернизированный. Разработан в 1992 году. Самолет оснащен цифровым бортовым компьютером РЛПК «Копье», а также некоторым оборудованием самолета МиГ-29. На вооружении — ракеты Р-27Р1, Р-27Т1, Р-60М, Р-73Э.
  • МиГ-21М (Е-7М, «изделие 96») — экспортный вариант МиГ-21С. Отличался встроенной спаренной пушкой ГШ-23Л и 4 пилонами ракет Р-3. Выпускался на Московском заводе «Знамя Труда» в 1968-1971 гг. Поставляется в страны Ближнего Востока. Производится по лицензии в Индии с 1973 года.
  • МиГ-21МТ («изделие 96Т») — экспортный вариант МиГ-21СМТ. В 1971 году завод «Знамя труда» выпустил небольшую партию.
  • МиГ-21П (Е-7) — перехватчик для авиации ПВО. Он отличался передней частью фюзеляжа большего диаметра. Самолет оборудован радиолокационной станцией РП-21. Разработан в 1958 году. Изготовлено 3 опытных образца.
  • МиГ-21ПД (23-31, изделие 92) — экспериментальный самолет с двигателем дополнительной подъемной силы. В 1966 г был модернизирован штатный МиГ-21ПФМ (удлинен фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35).
  • МиГ-21ПФ (Е-7/4, «изделие 76») — модернизированный перехватчик. Отличался модернизированным двигателем Р-11Ф2-300. Он выпускается на Горьковском авиазаводе с 1961 года, в Москве — с 1962 года. С 1964 года его экспортный вариант производится для стран Варшавского договора.
  • МиГ-21ПФ-В (МиГ-21ПФЛ) — экспортный перехватчик для Вьетнама. Примечателен составом оборудования.
  • МиГ-21ПФМ (Э-7М, «изделие 77») — модернизированный вариант МиГ-21ПФС. Примечателен составом оборудования. Выпускается с 1963 года.
  • МиГ-21ПФМ («изделие 94») — доработанный. Установлена ​​модернизированная РЛС РЛС РП-21М, изменен состав оборудования. В связи с установкой нового катапультного кресла была изменена конструкция купола. Изготовлен в 1964-1965 годах на Горьковском авиационном заводе. Поставляется в страны Варшавского договора.

Раскраска советских истребителей МиГ-21 заключалась в отсутствии краски.

Раскраска советских истребителей МиГ-21 заключалась в отсутствии краски. А кем они маскировались?

  • МиГ-21ПФС (Э-7СПС) — перехватчик с системой продувки пограничного слоя. Отличался двигателем Р-11Ф2С-300.
  • МиГ-21Р (Э-7Р, «изделие 94Р») — тактический разведывательный самолет. Изготовлен в 1965-1971 годах на Горьковском авиационном заводе. Доставлен в Египет.
  • МиГ-21С (Э-7С, «изделие 95») — истребитель с увеличенным запасом топлива и РЛС РП-22 «Сапфир». Изготовлен в Горьком в 1965-1968 гг.
  • МиГ-21СМ («изделие 95М», «изделие 15») — модернизированный истребитель с двигателем Р-13-300. Увеличен состав вооружения. Выпускался в Горьком в 1968-1974 годах.
  • МиГ-21СМТ («изделие 50») — самолет с увеличенным запасом топлива. Изготовлен в Горьком в 1971-1972 гг.
  • МиГ-21У (Е-6У, «изделие 66») — учебный вариант МиГ-21Ф-13. В 1962-1966 годах в Тбилиси был произведен 181 самолет. Экспортный вариант выпускался заводом «Знамя труда» в 1964-1968 гг.
  • МиГ-21УМ (Э-6УМ, «изделие 69») — учебный вариант МиГ-21ПФМ. Производится в Тбилиси с 1971 года. Произведено 1133 самолета. Предоставлено на экспорт.
  • МиГ-21УС (Э-6УС, «изделие 68») — учебный вариант МиГ-21С. Изготовлен в Тбилиси в 1966-1971 гг. Было выпущено 347 самолетов. «Изделие 68А» выпускалось на экспорт (до 1970 г).
  • МиГ-21Ф (Е-6, «изделие 72») — первый серийный вариант истребителя. На вооружении 2 пушки НР-30. В 1959-1960 годах было выпущено 99 самолетов.
  • МиГ-21Ф-13 (Э-6Т, «изделие 74») — серийный истребитель, вооруженный пушкой НР-30 и ракетами К-13 (Р-3С). Выпускался в 1960-1962 годах на авиационных заводах им. 21 (606 самолетов) и «Знамя труда», а также имеют лицензии в Китае и Чехословакии. Поставляется в Польшу, ГДР и Финляндию.
  • МиГ-21ФЛ — экспортный вариант истребителя-перехватчика МиГ-21ПФМ («77»). В 1966-1968 годах выпускался на заводе «Знамя труда». Поставляется в Индию, Ирак и другие развивающиеся страны. В 1966-1973 годах он производился по лицензии в Индии компанией HAL.
  • МиГ-21ФМ («изделие 96Ф», «изделие 98») — экспортный вариант МиГ-21СМ. Выпускался в Москве в 1970-1975 годах, в Горьком с 1975 года. Поставлялся в страны Ближнего Востока и Финляндию.
  • МиГ-21-93 — модернизированный.
  • МиГ-21-2000 — модернизируется Румынией совместно с Израилем.
  • J-7 — китайский вариант МиГ-21Ф-13.

МиГ-21 в цветах одной из стран Ближнего Востока

МиГ-21

Описание конструкции

Следует отметить, что серийное производство МиГ-21 длилось более двадцати пяти лет, за это время были произведены десятки модификаций истребителя. Автомобиль постоянно совершенствовался. Истребители последних модификаций сильно отличаются от самолетов первых лет выпуска.

Истребитель МиГ-21 имеет нормальную аэродинамическую схему с крылом с малым треугольником и хвостовым оперением с большой кривизной. Фюзеляж самолета полумонокок с четырьмя продольными лонжеронами.

Конструкция истребителя полностью металлическая; при его изготовлении использовались алюминиевые и магниевые сплавы. Основной вид соединения элементов конструкции — заклепки.

В носовой части находится круглый регулируемый воздухозаборник с цельным конусом. Он разделен на два канала, которые окружают кабину и снова образуют за ней единый канал. В носовой части истребителя имеются противоугонные щитки, в передней части кабины — отсек для электронного оборудования, под которым есть ниша для шасси. Контейнер с тормозным парашютом расположен в хвостовой части самолета.

Крыло истребителя МиГ-21 имеет треугольную форму, состоит из двух консолей с лонжероном. Каждый содержит два топливных бака и систему нервюр и лонжеронов. Каждое крыло имеет элероны и закрылки. Каждое крыло имеет аэродинамические выступы, повышающие устойчивость самолета на больших углах атаки. На концах корня крыла также есть кислородные баллоны.

Горизонтальное оперение полностью поворачивается с углом наклона 55 градусов. Вертикальное оперение имеет наклон 60 градусов и состоит из киля и руля направления. Под фюзеляжем установлен гребень для повышения устойчивости в полете.

Истребитель МиГ-21 имеет трехопорное шасси, состоящее из передней и основной стойки. Шасси спускается и убирается гидравлической системой. Все колеса рамы — тормозные.

Кабина МиГ-21 имеет аэродинамический фонарь каплевидной формы, он полностью герметичен. Воздух в кабину подается с помощью компрессора, температура в салоне поддерживается термостатом.

Навес самолета состоит из козырька и откидной части. Передняя часть козырька изготовлена ​​из силикатного стекла, под которым находится пуленепробиваемое стекло диаметром 62 мм, защищающее пилота от осколков и пуль. Откидная часть фонаря сделана из оргстекла, открывается вручную вправо.

m10

Для удаления нароста льда фонарь был оборудован системой защиты от обледенения, которая распыляла этиловый спирт на переднее стекло.

Первая модификация истребителя МиГ-21Ф, выпущенная в 1959 году, оснащалась двигателем Р-11Ф-300. Последующие модификации оснащались другими двигателями (например, R11F2S-300 или R13F-300) с более продвинутыми характеристиками. Р-11Ф-300 — двухвальный турбореактивный двигатель (ТРДФ) с шестиступенчатым компрессором, дожигателем и трубчатой ​​камерой сгорания. Он расположен в задней части самолета. TRDF имеет систему управления PURT-1F, которая позволяет пилоту настраивать двигатель от полной остановки до режима форсажа с помощью одного рычага в кабине.

Кроме того, двигатель оборудован системой электрического запуска, системой подачи кислорода в двигатель, системой управления электрогидравлическими форсунками.

Воздухозаборник самолета регулируемый; в передней части — подвижный конус из рентгенопрозрачного материала. В нем размещается радар истребителя (в первых модификациях — радиодальномер). Конус имеет три положения: для скорости полета менее 1,5 м он полностью убран, для скорости от 1,5 до 1,9 м он находится в промежуточном положении, а для скорости полета более 1,9 м он выдвигается на максимум.

В полете моторный отсек продувается потоком воздуха для предотвращения перегрева конструкции истребителя.

Топливная система МиГ-21 состоит из 12 или 13 топливных баков (в зависимости от модификации самолета). Пять мягких баков расположены в фюзеляже истребителя, еще четыре бака расположены в крыле самолета. Кроме того, в топливную систему входят топливопроводы, многочисленные насосы, системы слива баков и другие элементы.

Истребитель МиГ-21 оснащен системой, позволяющей летчику экстренно покинуть самолет. На первых модификациях МиГ-21 устанавливалось катапультное кресло, аналогичное самолету МиГ-19. Затем истребитель оснастили катапультным креслом «СК», которое с помощью фонарика защищало пилота от воздушных потоков. Однако такая система была ненадежной и не могла обеспечить спасение пилота при катапультировании с земли. Поэтому позже на смену ему пришло кресло КМ-1, имевшее традиционную конструкцию.

МиГ-21 имеет две гидравлические системы — основную и разгонную. С их помощью производится отпускание и убирание шасси, тормозных щитков, закрылков, проверка сопла двигателя и конуса воздухозаборника. Самолет также оборудован системой пожаротушения.

На МиГ-21 были установлены следующие типы инструментального и электронного оборудования: авиагоризонт, система определения курса истребителя, радиокомпас, радиовысотомер, станция предупреждения об облучении. Первые модификации самолета не имели автопилота; позже он был установлен.

Вооружение истребителя МиГ-21 состояло из одной или двух встроенных пушек (НР-30 или ГШ-23Л) и различных типов ракетного вооружения и бомб. Истребитель имеет пять точек подвески, общий вес элементов подвески составляет 1300 кг. Ракетное вооружение самолета представлено различными типами ракет класса «воздух-земля» и «воздух-воздух». Кроме того, могут быть установлены блоки неуправляемых ракет калибра 57 и 240 мм и зажигательные баки.

Истребитель может быть оснащен аппаратурой воздушной разведки.

МиГ-21

Технические характеристики

МиГ-21бис (1972 г.) — последняя серийная версия. Этот автомобиль четвертого поколения признан самым совершенным из всех 21 МиГов. Оснащен фото- и электронными приборами для разведывательных целей.

  • Размах крыла — 7,5 м;
  • Габариты, Ш × В — 14,10 × 4,71 м;
  • Вес станка — 5460 кг;
  • Нормальная взлетная масса — 8726 кг;
  • Масса топлива — 2390 кг;
  • Реактивный двигатель МиГ-21бис — турбореактивный с форсажной камерой Р-25-300 с увеличенной тягой до 7100 кгс и высотной ЧР (1 шт.);
  • Неусиленная тяга — 1 × 69,60 кН;
  • форсированная — 1 × 97,10 кН;
  • Максимальная скорость на высоте — 2175 км / ч;
  • Максимальная путевая скорость — 1300 км / ч;
  • Автономность с подвесными баками — 1470 км;
  • Максимальная скорость подъема — 13500 м / мин;
  • Максимальная эффективная высота нанесения — 17800 м;
  • Максимальная перегрузка взрыва — 8,5;
  • Количество пилотов — 1 человек.

Техническое оборудование:

  • Радиолокационный прицел Сапфир-21»;
  • Оптический видоискатель АСП-ПФД-21;
  • Система автоматического управления СВУ-23ЭСН;
  • Система навигации и посадки РСБСН-5С.

Оружие:

  • Двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, боковой гильза — 200 патронов;
  • Управляемые ракеты «воздух-воздух» малой дальности (до 4) УР К-13М, РС-2УС, Р-ЗС, Р-ЗР, Р-60, Р-6ОМ, НАР;
  • Неуправляемые и планирующие бомбы.

машины этой последней модификации выпущены в 2013 году.

Краткое описание военного самолета

Истребитель советского производителя МиГ-21 в любой модификации предусматривает наличие треугольного и хвостового крыльев, то есть традиционного хвостового оперения. Многорежимный воздухозаборник расположен ближе к носовой части самолета. Воздухозаборник снабжен центральным корпусом с бортовой радиолокационной станцией внутри. Антенна РЛС прикрыта конусом с подвижным продольным ходом. Специальный гидропривод приводит в движение конус и фиксирует элемент в нужном положении.

Со стороны фюзеляжа под крылом самолета имеются закрылки основных стоек шасси, оснащенные колесами диаметром до 800 мм. Такой размер колес помогает истребителям взлетать или приземляться даже с плохо оборудованных взлетно-посадочных полос.

Технические характеристики МиГ-21:

Кабина самых совершенных моделей МиГ-21 стала намного эргономичнее, для ее оснащения использовалась современная авионика, сиденье пилота представляло собой катапультируемый механизм КМ-1, который в среде пилотов именовался «ноль-ноль». Когда истребитель попадает в ловушку вражеского луча, в кабину моментально поступает сигнал от обтекателя, расположенного в хвостовой части самолета. Система опознавания была установлена ​​в верхней части киля.

Авиастроители выпустили более 11 тысяч маневренных истребителей МиГ-21, которые в настоящее время состоят на вооружении многих стран. Популярность этой модели объяснялась отличными летно-техническими характеристиками, ведь не все модели военного самолета имели максимальную скорость 2175 км / ч и дальность полета 1210 км.

Благодаря запуску серийного производства удалось значительно снизить стоимость истребителя. Например, на производство военной техники для сухопутных войск нужно было выделить примерно в полтора раза больше денег, чем на производство МиГ-21. Первое боевое применение военный авиатранспорт получил еще во время боевых действий во Вьетнаме.

За годы своего существования легендарный боец, как мы уже отмечали, принял участие во многих военных конфликтах. И практически во всех столкновениях он успешно справился с поставленной боевой задачей. В настоящее время модель МиГ-21 считается устаревшей, но до сих пор стоит на вооружении многих стран.

Характеристики аппарата

Базовой моделью этого типа самолетов является модель МиГ-21Ф. Самолет обладает хорошими технико-летными характеристиками, что положительно сказывается на летных и боевых качествах: масса пустого самолета — 5 460 кг, с топливом, боеприпасами и экипажем — до 10 100 кг; на высоте развивает максимальную скорость 2230 км / ч (у последних моделей — до 10 000 км / ч), на земле — 1300 км / ч. Дальность полета: от 1 240 км до 2 100 км (в зависимости от количества топливных баков).

МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории

Самолет имеет фюзеляж сигарообразной формы с усеченными краями и на ранних моделях оснащен турбореактивным двигателем Р11Ф-300. Позже на более поздних модификациях самолета устанавливались двигатели Р13Ф-300 и Р-25-300. Всего топливных баков 12 (в некоторых модификациях — 13); общий объем топливной системы — 2160 литров, с дополнительными подвесными баками — 2650 литров. Самолет оборудован системой аварийного покидания на случай возникновения нештатной ситуации. Катапультное кресло аналогично МиГ-19. В последующих модификациях кресло КМ-1 использовалось как более надежное. Это служило для обеспечения безопасности пилота на долгое время, как хорошо продемонстрировано; в улучшенном варианте он также использовался на МиГ-23.

Электрооборудование самолета 27 В постоянного тока производится стартер-генератором. Есть также две серебряно-цинковые батареи в качестве запасных. Переменный ток 115 Вольт частотой 400 Гц преобразуется двумя преобразователями электрических машин; два других находятся в постоянном токе 36 вольт, переменном трехфазном и той же частоты.

МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории

Контрольно-измерительная аппаратура и электронное оборудование позволяют оперативно контролировать самолет во время пилотирования. Кроме того, на борту имеется УКВ-радиостанция, автоматический радиокомпас и радиационная сигнализация, а также автоматический прицел для самолетов. На более поздних моделях к оптическому прицелу была добавлена ​​инфракрасная сетка.

Первые модели не имели автопилота. Впоследствии была установлена ​​система автоматического управления. Установлена ​​даже камера для воздушной разведки.

Вооружение самолета представлено двумя пушками НР-30 (позже — ПШ-23Л) калибром 30 мм (23 мм). Вооружение станковых ракет и бомб — два блока по 16 ракет АРС-57М; два выстрела типа АРС-212; две бомбы и зажигательные баки. Более поздние модели использовали ракеты К-13 и даже ядерное оружие.

Интересные факты

В 1963 году, работая над МиГ-21ПФ, конструкторы попытались установить в дополнение к колесной раме титановые лыжи, чтобы снизить нагрузку при посадке на грунтовый аэродром.

Позже летчики-испытатели вспоминали, как штурмовик «с ветерком в грязь убежал», а грузовики застряли.

МиГи на лыжах так и не были выпущены, но идея пригодилась Су-7БКЛ.

МиГ-21 имел несколько прозвищ: Балалайка получила прозвище за форму крыльев, Мерри — за сравнительно небольшие размеры, Голубь мира (ранние версии) — за наличие всего двух подвесок.

Израильская разведка заинтересовалась МиГ-21, они хотели получить самолет от ВВС Ирака через коррумпированного пилота. Разработана операция под названием «Пенициллин» (1966 г).

момент парашюта

Но первая попытка не удалась, вместо перспективного штурмовика предатель летал на устаревшем Як. Поэтому был завербован еще один иракский пилот.

Подходящий случай возник не сразу, так как россияне, просчитав возможность кражи, не полностью заправили топливные баки, а только для тренировочных полетов. В августе, когда были запланированы длительные перелеты, предатель угнал машину в Израиле.

Возможно, если бы не эти события, расклад в войне между Израилем и арабами в 1967 году был бы другим…

Модификации

За долгие годы эксплуатации МиГ-21 неоднократно модернизировался. Если говорить о последних модификациях истребителя, то по своим техническим характеристикам они сильно отличаются от самолетов, выпущенных в начале 60-х годов. Специалисты делят все модификации истребителя на четыре поколения.

Первое поколение. В его состав входят фронтовые истребители МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 выпуска 1959 и 1960. Вооружение МиГ-21Ф состояло из двух 30-мм пушек, неуправляемых ракет и ракет С-24. Истребители первого поколения не имели РЛС. МиГ-21Ф-13 оснащался двигателем с более высокими характеристиками, самолет мог развивать скорость 2499 км / ч, эта модификация установила рекорд высоты полета.

Второе поколение. Второе поколение истребителей включает модификации МиГ-21П (1960 г.), МиГ-21ПФ (1961 г.), МиГ-21ПФС (1963 г.), МиГ-21ФЛ (1964 г.), МиГ-21ПФМ (1964 г.) и МиГ-21Р (1965 г.).

Все истребители второго поколения были оснащены РЛС, двигателями с более высокими характеристиками, а также внесены изменения в систему вооружения.

На МиГ-21П полностью сняли пушечное вооружение, так как в то время считалось, что на истребитель ракет хватит. Американский фантом был вооружен аналогичным образом. Война во Вьетнаме доказала, что такое решение было серьезной ошибкой. На модификации МиГ-21ПФМ было решено вернуть пушку: на истребителе возможна установка пушечного контейнера на центральном пилоне. Кроме того, этот самолет был вооружен ракетами РС-2УС с радиолокационным наведением; для их установки пришлось доработать бортовую РЛС.

На модификации МиГ-21ПФС была установлена ​​система обдува пограничного слоя с закрылков, что значительно снизило посадочную скорость истребителя и уменьшило длину его хода до 480 метров.

МиГ-21ФЛ. Модификация, созданная для ВВС Индии.

МиГ-21Р. Под его фюзеляжем установили самолет-разведчик, контейнеры со спецтехникой.

m2

Третье поколение. Появление истребителей этого поколения связано с созданием новой РЛС РП-22 «Сапфир-21» (С-21). Она имела лучшие характеристики, чем предыдущая станция РП-21, и могла обнаруживать цели бомбардировочного типа на дальностях до 30 км. Благодаря новой РЛС на истребитель приняты ракеты с полуактивной поисковой головкой. Раньше пилот должен был навести ракету на цель до ее уничтожения. Теперь достаточно было высветить цель, и ракета совершила маневры сама. Это полностью изменило тактику использования истребителя.

Третье поколение истребителя включает модификации МиГ-21С (1965 г.), МиГ-21М (1968 г.), МиГ-21СМ (1968 г.), МиГ-21МФ (1969 г.), МиГ-21СМТ (1971 г.), МиГ-21МТ (1971 г.).

Типичное ракетное вооружение истребителей МиГ-21 третьего поколения — две ракеты с инфракрасным наведением и две ракеты с радиолокационным наведением.

МиГ-21М. Экспортный вариант истребителя производился по лицензии в Индии.

МиГ-21СМ получил новый, более совершенный двигатель Р-13-300 и встроенную в фюзеляж автопушку ГШ-23Л. Опыт войны во Вьетнаме показал, что артиллерийское вооружение не является вспомогательным, оно необходимо бойцу в каждом бою.

МиГ-21МФ. Экспортная модификация МиГ-21СМ.

МиГ-21СМТ. Модификация с более мощным двигателем и увеличенным объемом топливных баков. Используется как носитель ядерного оружия.

МиГ-21МТ. Это вариант истребителя МиГ-21СМТ, который разрабатывался для экспортных поставок, но позже эти самолеты были переданы ВВС СССР. Всего было выпущено 15 единиц данной модификации.

Четвертое поколение. В это поколение истребителей входит МиГ-21бис — новейшая и наиболее совершенная модификация самолета. Он вышел в 1972 году. Главной «изюминкой» этой модификации стал двигатель Р-25-300, развивавший форсажную тягу до 7100 кгс. На самолете было найдено оптимальное соотношение вместимости топливных баков и аэродинамических свойств. МиГ-21бис оснащался усовершенствованной РЛС «Сапфир-21» и улучшенным оптическим прицелом, что позволяло летчику вести огонь даже с большими перегрузками.

Самолет четвертого поколения получил более совершенные ракеты с инфракрасной головкой наведения Р-13М и легкие ракеты ближнего боя Р-60. Количество управляемых ракет на борту МиГ-21бис увеличилось до шести.

Всего выпущено 2013 единиц этой модификации истребителя.

МиГ-21

Послесловие

Последняя модификация МиГ-21бис разительно отличалась от предыдущих версий в лучшую сторону. Увеличен вес и арсенал боевой техники. На подвеске, например, можно было разместить до 10 сткилограммовых бомб, УБ-32 и другое вооружение.

Благодаря автоматическому прицелу можно было стрелять по противнику даже при перегрузках.

МиГ-21бис как истребитель давал фору истребителям-бомбардировщикам и отлично справлялся с поражением наземных целей. Уже сейчас легендарный самолет МиГ-21 стоит на вооружении в нескольких странах — это особенность, о которой говорят лучше всех.

География массового производства

В серийное производство МиГ-21 производили в СССР, Чехословакии, Индии и Китае — всего было выпущено 11 496 экземпляров. В Советском Союзе эта модель самолета имела базовое название Миг. Чехословацкая модель получила название S-106; Китайцы — J-7. Серийное производство версии для экспорта в Китай было приостановлено сравнительно недавно, в 2017 году. Всего в этой стране было произведено около 2500 самолетов.

Прототипом модели МиГ-21 стал самолет Е-6. Эта модель была усовершенствована и преобразована в соответствии с современными требованиями. В период серийного производства его эксплуатационные характеристики постоянно улучшались, велась работа по повышению надежности и безопасности.

МиГ-21 фото, история, характеристики самолета
МиГ-21 фото, история, характеристики самолета
МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории
МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории
МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории
МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории
Воздушный момент 21
МиГ-21 - самый массовый фронтовой истребитель в мире
МиГ-21 - многоцелевой истребитель
МиГ-21 - многоцелевой истребитель

Мнение эксперта
Исаак Якович Зельдер
Советский астрофизик, физико-химик, доктор физико-математических наук, академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического Труда СССР.

Всего было выпущено более 20 модификаций этой модели: для учебных целей, самолетов-разведчиков, перехватчиков и даже самолетов-мишеней.

Боевое применение

Боевое применение истребителя МиГ-21 началось в 1966 году во Вьетнаме. Маленький, удобный и быстрый МиГ-21 стал очень серьезной проблемой для новенького американского истребителя F-4 Phantom II. За полгода воздушных боев ВВС США потеряли 47 самолетов, успев сбить только 12 МиГов.

Советский истребитель превосходил противника по многим параметрам: он имел лучшую маневренность, отличную тяговооруженность, большую управляемость. Однако советское радиолокационное и ракетное вооружение было откровенно слабее американского. Но, несмотря на это, вьетнамские пилоты МиГов выиграли первый раунд боя.

Американцы для своих пилотов были вынуждены перейти на курсы тактики ведения боя против МиГов.

Во время вьетнамского конфликта 70 истребителей МиГ-21 были потеряны, совершили 1300 боевых вылетов и одержали 165 побед. Следует отметить, что цифры варьируются от источника к источнику. Однако бесспорно, что американский F-4 Phantom проиграл в той войне советскому истребителю.

МиГ-21

Кстати, Голливуд не выпустил ни одного фильма, посвященного американским летчикам во Вьетнаме, потому что в этой войне им было нечем гордиться.

Следующим крупным военным конфликтом, в котором участвовал МиГ-21, стала война между Индией и Пакистаном в 1971 году. В то время в основе истребителя ВВС Индии лежали различные модификации МиГ-21. Им противостояли китайский истребитель J-6 (модификация МиГ-19), французский Mirage III и F-104 Starfighter.

По данным индийской стороны, в ходе конфликта было потеряно 45 самолетов и уничтожено 94 самолета противника.

В 1973 году начался еще один арабо-израильский конфликт, получивший название Война Судного дня. В этом конфликте МиГи различных модификаций ВВС Сирии и Египта противостояли израильским пилотам на самолетах Mirage III и F-4E Phantom II.

Mirage III был особенно опасным противником. Во многом они были очень похожи. МиГ имел чуть лучшую маневренность, но уступал противнику по радиолокационным характеристикам и имел худший обзор из кабины.

Война Судного дня заставила пилотов вспомнить тактический прием, например, ближний воздушный бой. Это не практиковалось со времен Второй мировой войны.

За время кампании сирийские истребители провели 260 боев и сбили 105 самолетов противника. Их потери оценивались в 57 самолетов.

МиГ-21

МиГ-21 принимал участие в войне между Ливией и Египтом, активно использовался в ирано-иракской войне, а также в ряде других локальных конфликтов.

Этот истребитель использовался советскими войсками в Афганистане. После ухода советских войск из этой страны часть самолетов попала в руки моджахедов. Они участвовали в нескольких воздушных боях с самолетами Северного Альянса.

После появления машин четвертого поколения МиГ-21 стал терять превосходство в воздухе. Во время воздушных боев над Ливаном в 1979-1982 гг. Израильский F-15A значительно превосходил МиГ по большинству характеристик. ВВС Ирака безуспешно пытались использовать МиГ-21 против авиации многонациональных сил в Ираке в 1991 году.

МиГ-21 до сих пор стоит на вооружении десятков стран мира, в основном в Африке и Азии. Например, его продолжают активно использовать сирийские правительственные войска. С начала конфликта сирийские ВВС потеряли 17 МиГ-21. Некоторые из них были сбиты, а другие потеряны из-за технических неисправностей.

Модификации МиГ 21

МиГ 21 за годы своего существования постоянно совершенствовался, МиГ 21Ф 13 пришел на смену перехватчику МиГ 21П. После установки на машину нового радиолокационного прицела и увеличения запаса топлива выпустили серию с индексом МиГ 21ПФ, затем истребитель с улучшенным оснащением и вооружением, с другим фонарём кабины получил обозначение МиГ 21ПФМ.

Истребитель МиГ-21
Самолет МиГ-21 - сверхзвуковой автомат Калашникова
Момент самолетов: весь модельный ряд, фото, видео
МиГ-21 фото, история, характеристики самолета
Истребитель МиГ-21 | армии и солдаты военная энциклопедия
МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории
МиГ-21 - самый популярный сверхзвуковой самолет в истории
Воздушный момент 21
МиГ-21 - самый массовый фронтовой истребитель в мире
Истребитель МиГ-21: технические характеристики, история

Постепенно произошел отход от концепции легкого истребителя: увеличился вес машины, усложнилось оборудование и вооружение. Второе поколение семейства 21 в 1964 году было оснащено новой РЛС «Сапфир-21» и пушкой ГШ-23Л; машина получила обозначение МиГ 21С. Для ВВС Советского Союза самолет оснащался новой силовой установкой Р-13-300 и назывался МиГ 21СМ.

МиГ 21

Самую лучшую и совершенную модификацию представляет МиГ третьего поколения. Эта версия получила обозначение МиГ 21 бис и стала единственной в этом поколении. Он был оснащен усовершенствованной РЛС «Сапфир-21М», модифицированным прицельным оборудованием, а вооружение было усилено новой ракетой Р-13М. Для ВВС самолет был оснащен оборудованием для слепого захода на посадку: система «Полет-ОИ» и самолет ПВО получили комплект средств наведения «Лазурь-М».

Технические характеристики МиГ 21 бис 1972 года были улучшены за счет установки на машину нового двигателя П-25-300. По летным параметрам истребитель стал сопоставим с американским F 16, уступая ему по авионике и боевой нагрузке.

Миг 21

МиГ 21 93, модернизированный в 1993 году, был разработан для размещения современного ракетного вооружения, новой электрической системы управления и мощной бортовой РЛС Kopyyo. Эти машины были экспортированы и заменили старые МиГ 21, которые были доступны во многих странах за рубежом.

Многие иностранные компании, особенно израильские и индийские, предложили свои услуги по доработке, установке новейшего оборудования и вооружения этого легендарного самолета.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии