- Тактико-технические характеристики ИС 3
- Двигатель и трансмиссия
- Вооружение
- Конструкция
- Перки на ИС 3
- Оборудование на ИС 3
- Выбор снаряжения
- Ходовая часть
- Корпус
- Эксплуатация и боевое применение
- Советская Армия
- Другие страны
- Куда пробивать ИС 3
- Конструктивные особенности и компоновка
- Корпус и башня
- Вооружение
- Устройства наблюдения
- Мотор и трансмиссия
- Ходовая
- Связь
- История службы
- Использовался
- Модификации тяжелой техники и машины на его базе
- Башня
- Сохранившиеся экземпляры
- Фотогалерея
- Как играть на ИС 3
Тактико-технические характеристики ИС 3
Для более глубокого понимания советского тяжелого ИС-3 необходимо разобрать полный обзор всех возможностей. IS 3 имеет хорошую динамику по тяжелому и сокрушительному урону за попадание: 390 единиц, отличную броню и экранированные борта.
Эти особенности позволяют чувствовать себя комфортно в любых ситуациях на поле боя. В зависимости от позиции в составе команды танк можно использовать по-разному. С одноклассниками: ИС-3 может прорвать направление, безопасно устраняя повреждения.
С высокоуровневыми противниками танк может поддерживать атаку товарищей по команде. К тому же тяжелый может быстро переходить на другую сторону, действуя как средний танк.
Конечно, даже знаменитый «заостренный нос», который является визитной карточкой третьего ИС, не лишен недостатков. При установке бриллиантом увеличивается риск пробить VLD. Кроме того, нарекания вызывают запас прочности, небольшая дальность обзора в 350 метров и слабые углы вертикального наведения орудия.
Двигатель и трансмиссия
Для силовой установки был выбран дизельный двигатель В-12 В-11-ИС-3, развивающий мощность до 520 л.с. Он имел объем 39 литров и охлаждался замкнутой системой жидкостного охлаждения, в которой размещался бойлер для обогрева паяльной лампой теплоносителя при использовании бака в низкотемпературных условиях.
В качестве стартера использовался электрический СТ-700, дублированный системой стартера на сжатом воздухе.
На ИС-3 устанавливалась механическая трансмиссия, получившая четырехступенчатую коробку передач и множитель диапазона, благодаря чему у танка было 8 передних и 2 задних передачи.
Вращение осуществлялось за счет двух планетарных механизмов.
Такая конструкция позволяла ИС-3 разгоняться до 40 км / ч при удельной мощности 11,2 л.с. / т.
Внутренняя топливная система состояла из 4-х баков общей емкостью 450 литров, она была дополнена 4-мя внешними баками вместимостью 360 литров.
Запас хода по трассе составлял примерно 185 км.
Вооружение
Основной пистолет Д-25Т с двухкамерным дульным тормозом и раздельным заряжанием перекочевал на ИС-3 из ИС-2, так как полностью отвечал требованиям.
Главный недостаток орудия достался по наследству — малая скорострельность, которая в лучшем случае составляла чуть более 2 выстрелов в минуту.
Боекомплект составлял 28 патронов. 18 осколков фугасных, упакованных в серые пачки, и 10 пробивных, упакованных в черные. Подобное разделение по цвету было использовано для ускорения работы погрузчика.
В маске вместе с пистолетом был установлен пулемет ДТ калибром 7,62 мм и боекомплектом 756 патронов, а на пулемете зенитный ДШК калибром 12,7 мм с боекомплектом 250 патронов крыша.
Конструкция
Корпус танка ИС-3 отличался от корпуса ИС-2 не только расположением броневых листов. Например, из конструкции полностью исключены литые детали. Знаменитый «заостренный нос» представлял собой переднюю часть двух листов, расположенных под двойным углом, в форме вытянутого вперед клина. Листы имели толщину 110 мм. Нижняя часть бортов «щуки» толщиной 90 мм — вертикальная, а верхняя часть выполнена с обратным наклоном 60⁰.
Крылья, образованные наклонным бортом танка, снаружи закрывались бронированными бортиками, которые в действительности служили противокумулятивными экранами. Толщина корытообразного дна «щуки» 20 мм. Кормовые бронеплиты — толщиной 60 мм. Башня танка литая, фактическая толщина ее стенок составляла от 255 до 110 мм, но за счет рационально выбранных углов наклона эквивалентная толщина брони составила не менее 160 мм.
Изменения коснулись и ИС-3. Место водителя осталось на прежнем месте, в центре носовой части корпуса. Теперь вместо смотровой щели для наблюдения в механическом двигателе использовался сдвижной люк в крыше, а в бою — смотровой перископ. В башне пики размещались командир машины, наводчик и заряжающий. Проверить обстановку для каждого из них, используя те же перископы МК-4, что и водитель.
рациональное объяснение отсутствия командного купола в ИС-3 сложно: опыт войны доказал его незаменимость.
Однако командирский перископ отличался возможностью управления башней с помощью электрической спусковой кнопки. Теперь командир, заметив цель, мог сразу развернуть на ней башню, нажав кнопку. Связь на ИС-3 обеспечивала радиостанция 10РК-26. Его подключили к переговорному устройству ТПУ-4 для переговоров с экипажем.
Огневая мощь ИС-2 не вызывала нареканий, поэтому вооружение ИС-3 осталось прежним: с ней спарены 122-мм пушка Д-25Т и 7,62-мм пулемет ДТМ. От пулемета и пулемета для стрельбы в задней полусфере отказались. На люке башни пики устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШКМ с коллиматорным прицелом. Для наведения пушки на цель использовался прицел ТШ-17 с четырехкратным увеличением. Возможность стрелять с закрытых позиций была предусмотрена уровнем.
Усовершенствовано размещение боеприпасов пушки на ИС-3. Большинство снарядов укладывались вертикально вдоль стенок башни, часть гильз находилась в носовой части корпуса, складывалась на бортах пилота (вместо топливных баков). «Щука» не получила новых пуль: использовались бронебойные «вакуумные» БР-471 и осколочные ОФ-471.
интересно, что из-за увеличенной длины осколочной пули не удалось разместить ее во всех пакетах. Для самообороны у экипажа Пайка имелись пулеметы ППС и 25 гранат Ф-1 (или РГ-42).
Поскольку подвижность ИС-2 также была признана удовлетворительной, двигатель и ходовая часть ИС-3 остались практически без изменений. Дизель В-11ИС-3 отличался от В-2ИС только большей надежностью и развивал такую же мощность — 520 л.с. Топливные баки, перенесенные из боевого отделения, располагались по бокам от моторного отсека. Четыре дополнительных бака, которые устанавливались снаружи корпуса, на «щуке» были включены в общую топливную систему.
Четырехступенчатая коробка передач, фактически имевшая благодаря коробке передач восемь скоростей, на ИС-3 сохранилась. Танк имел независимую торсионную подвеску. Запасные части хранились в крыльях между внешней и основной сторонами.
Перки на ИС 3
Экипаж танка ИС 3 состоит из 4 человек. Набор улучшенных перков для ИС-3 типичен для любого тяжелого танка в игре. Из личных навыков можно использовать следующий набор:
Шестое чувство необходимо для командира.
«Плавный поворот башни» — пригодится наводчику.
«Король внедорожников» — поможет водителю.
«Бесконтактная боеукладка» — идеальный вариант для магазина.
Среди необходимых перков прокачиваются умения: «Скорость ремонта», «Боевое братство», «Маскировка». Обращаем ваше внимание, что выбор навыков считается консультативным.
Например, вместо «Маскировка» для водителя можно скачать перк «Король бездорожья». Это сделает танк более заметным, но повысит параметры навыка дна на сложной местности.
Оборудование на ИС 3
Чтобы скрыть недостатки машины, нужно правильно выбрать дополнительное оборудование. Основная задача игроков на ИС-3 — максимизировать наносимый урон, который, кстати, составляет 390 единиц за попадание.
Также не стоит забывать о посредственной точности, а не о лучшем времени микширования и стабилизации. Поэтому оптимальный набор модулей будет выглядеть так:
- Отправитель.
- Вентиляция.
- Стабилизация вертикальной направляющей.
Следует уточнить, что некоторые игроки предпочитают ставить усиление передач прицеливания, сокращающее время прицеливания, против улучшения всех характеристик автомата. Однако этот выбор часто необоснован.
Дело в том, что вентиляция дает дополнительное преимущество всем функциям, включая скорость прицеливания. Если вы расширите навык «Боевое братство» на всех членов экипажа, вы получите полный бонус, который эквивалентен использованию дополнительного пайка. Кроме того, сокращается время перезарядки орудия, что позволяет уверенно чувствовать себя в ближнем бою.
Выбор снаряжения
Здесь тоже все выглядит вполне стандартно для этого класса техники. В частности, выбор ИС-3 будет следующим:
- Огнетушитель (ручной).
- Ремкомплект (малый).
- Аптечка (малая).
Вместо огнетушителя вы можете выбрать дополнительные сварные швы, чтобы получить дополнительный бонус к способностям танкиста.
Ходовая часть
Рама танка была позаимствована у ИС-2, отличия заключались только в механизме натяжения гусеницы.
Спереди по бокам располагались рулевое колесо с новым натяжным механизмом, за ним шесть опор и три опорных ролика и ведущая звездочка сзади.
Каждое из опорных катков имело независимую торсионную подвеску; По бокам корпуса имелись упоры противовеса, ограничивавшие движение подвески при движении по неровной поверхности.
Корпус
Ключевой задачей при создании нового танка было повышение защиты при сохранении веса. ИС-3 не должен был быть поражен «Тиграми» и «Пантерами» с любого расстояния. На первый взгляд это может показаться неразрешимой задачей, однако решение оказалось довольно простым и одновременно оригинальным.
Броня располагалась под крутыми склонами и была сильно дифференцированной, собиралась сваркой. Лобовые листы толщиной 110 мм были установлены под двойным углом 56 ° и 43 ° к вертикали, создавая таким образом удивительно необычную переднюю часть корпуса, получившую название «заостренный нос.
Такая форма брони позволяла обеспечить защиту от большинства современных вооружений, например от 8,8-мм Pak 43 или 7,5-см Pak 40, что было подтверждено на полигоне, когда немецкие 88-мм и советские 122-мм орудия оставили только вмятины на корпусе корпус.
Борта ИС-3 также имели сложную форму и состояли из двух частей толщиной 90 мм: верхней с уклоном 60 ° и нижней вертикальной. Кроме того, верх прикрывали экранами толщиной 30 мм и углом наклона 30°.
Эксплуатация и боевое применение
Советская Армия
Вопреки распространенному мнению, содержащемуся в устаревших источниках, танки ИС-3 не использовались в боевых действиях Великой Отечественной войны, но именно эти боевые машины в количестве 52 штук приняли участие в Берлинском параде союзных войск 7 мая. Сентябрь 1945 г в честь победы во Второй мировой войне в составе частей Красной Армии, где они произвели сильное впечатление на западных союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Также существует мнение, что ИС-3 мог использоваться во время боевых действий против Японии в августе 1945 года в рамках боевых действий. ИС-3 использовался при подавлении венгерского восстания 1956 г. Потери машин носили эпизодический характер. Венгерские события были единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе Вооруженных сил СССР.
Другие страны
ИС-3 практически не поставлялись союзникам СССР по Варшавскому договору. Два танка были переданы Польше в 1946 году для ознакомления с конструкцией машины и обучения инструкторов. Впоследствии танки использовались на парадах и в качестве учебных танков до 1970-х годов. Еще один танк был передан Чехословакии в 1950 году.
— Наибольшее количество ИС-3 было поставлено в Египет, куда поступило всего 100 машин как базовой модификации, так и ИС-3М. Первые из них появились в конце 1950-х годов, а большая часть танков была поставлена в 1962-1967 годах. В составе египетской армии ИС-3 использовался во время Шестидневной войны 1967 года. ИС-3 в ходе этой войны не добился значительных успехов, поскольку, как правило, находился в руках плохо подготовленных экипажей и действовал в очень сложных условиях маневренная война с более мобильными и в целом современными танками противника, которые также имели гораздо более высокую скорострельность, такими как Centurion или M48, хотя многие из более поздних ИС-3 все еще были подбиты. При отступлении египетские войска просто бросили свои танки, в том числе ИС-3; Всего в той войне египтяне потеряли 72 танка этого типа, более половины из которых были брошены в хорошем состоянии. Во время войны Судного дня 1973 года в составе египетской армии еще был полк, укомплектованный ИС-3, но информации о его участии в этой войне нет.
Ряд автомобилей, выведенных из эксплуатации или брошенных египтянами в 1967 году, были захвачены Силами обороны Израиля и до начала 1970-х годов эксплуатировались в составе их бронетанковых войск как боевые машины и как танковые тягачи. При этом часть танков получила снятые с танков Т-54/55 дизели В-54 взамен собственных изношенных двигателей, часто переносили и крышу моторного отсека. Израильтяне не использовали танки ИС-3 в боевых действиях, но несколько машин с демонтированными двигателем и трансмиссией, вместо которых были размещены дополнительные боеприпасы, использовались в 1969-1970 годах во время Войны на истощение в качестве постоянных огневых точек, две из которых после того, как у них закончились боеприпасы, они снова были захвачены египетскими войсками.
Значительное количество ИС-3 было переброшено в КНДР; в 60-е годы Корейская народная армия имела при себе как минимум два вооруженных полка.
Куда пробивать ИС 3
Самый главный вопрос для новичков — как проще всего прорваться через ИС 3 в бою. Все очень просто, у щуки нос легко пробивается, если вы знаете значения пробития вашей орды, на изображении ниже показано подробное обозначение зон побега IS 3.
Основные места, нижний броневой лист, стрельба по ВЛД желательна только при бронепробиваемости более 205 мм. И главное — не попасть в неподвижную гусеничную колею, потому что это добавляет 20 мм брони.
Конструктивные особенности и компоновка
Танк ИС-3 оснащался стандартной комплектацией с расположением двигателя в кормовой части. Отделение управления машиной располагалось в передней части корпуса, а боевой блок — посередине. Штаб состоял из четырех человек: механика-водителя, наводчика, наводчика и командира.
Корпус и башня
В советском танке ИС-3 можно найти несколько отличий от версии No. 2, и это касается не только бронелистов. Например, в конструкции не было литых деталей. Носовая часть состояла из лобовой брони и двух листов толщиной 11 см, расположенных в форме клина, слегка вытянутых вперед. В нижней части плиты толщиной 9 см располагались вертикально, а в верхней части — с обратным наклоном 60 градусов.
Вооружение
Установленные в старый вариант автомата орудия не вызывали нареканий, поэтому вооружение на модернизированном варианте осталось без изменений. Так, тяжелая техника оснащалась Д-25Т и пулеметом ДТМ (7,62 мм). Интересно, что конструктор отказался от оружия, чтобы снимать вид сзади конструктора.
На башне люка установили зенитные установки ДШКМ (12,7 мм) с оптическим прицелом ТШ-17, имеющим четырехкратный зум. Это давало возможность стрелять даже из закрытого положения.
До сих пор военные аналитики не могут объяснить, почему на ИС-3 нет командирской башни, поскольку боевой опыт показывает ее необходимость.
Также модернизировано размещение боевых комплектов. Они размещались в башне вертикально, а часть гильз уложена в носовой части корпуса по обе стороны от механика-водителя. Пули БЗ-471 и ШФ-471 все еще использовались.
Устройства наблюдения
Водитель может просматривать местность через люк в крыше во время движения. В боевых условиях перископ МК-4 используется так. Интересно, что это устройство отображения является копией английского MK.IV, что позволяет вести круговое наблюдение. Устройство было легко снимаемым, поэтому перед тем, как открыть люк, слесарь быстро проделал все манипуляции.
На боевых машинах танков ИС-3М также был установлен прибор ночного видения ТВН-1. Устройство имело пассивное значение, так как его место легко занял МК-4. В то же время дисплей водителя получил конструктивные изменения, в ходе которых был устранен ненужный круговой обзор.
Остальной экипаж также имел по одному устройству МК-4, размещенному на крыше башни. При обновлении до версии М3 прибор был заменен на бинокль ТПК-1 с увеличением 1x или 5x.
Танк ИС-3
Мотор и трансмиссия
В связи с тем, что подвижность старой версии также не вызывала нареканий, двигатель и ходовая часть остались без изменений. Дизель В-11 отличался от Фау-2 в старой версии танка только повышенным уровнем надежности, но мощность осталась прежней — 510 лошадиных сил.
Топливные баки из боевого отделения переместили в моторный отсек. При этом в общую топливную систему были включены 4 проектных бака (ранее они выносились за пределы корпуса).
Ходовая
Коробка передач осталась неизменной на тяжелом танке ИС-3. Четырехступенчатое управление с 8-ю скоростями обеспечивалось коробкой передач. Боевая машина оснащалась независимой торсионной подвеской, расположенной между крыльями.
Связь
Командирский перископ давал возможность управлять башней через кнопку электропривода. Во время прицеливания вы можете нажать кнопку и направить пушку на врага. Связь между экипажем обеспечивала станция 10РК-26. К рации было подключено переговорное устройство ТПУ-4.
Для справки: тяжелые машины модификации «М3» сначала выпускались крупными партиями, но в январе 46 производство было остановлено.
История службы
«Презентация», как сейчас сказали бы, ИС-3 состоялась 7 сентября 1945 года во время парада в Берлине, посвященного окончанию Второй мировой войны. Танк произвел впечатление на представителей западных армий, и советские маршалы считали, что именно «лопаты» стали основой модернизированных танковых войск.
Машины выпускались большими сериями, но уже в начале 1946 года производство остановили.
Танк, который должен был избавить от «детских болезней», снова приобрел ИС-2. Да и качество сборки не улучшилось. Именно в военное время это можно было терпеть: танк, если бы он безвозвратно не погиб в первых боях, вскоре был бы восстановлен и через год мог бы морально устареть и снести. А в мирное время «жить» с постоянно ломающимися «лопатами» приходилось годами. У ИС-3 продолжались отказы двигателя и трансмиссии, и, что более важно, корпус сложной формы не обладал необходимой жесткостью и легко повреждается.
В результате с 1948 года все выпущенные «шипы» пошли на «устранение конструктивных недостатков», а по сути — на восстановление. Корпуса машин были усилены и установлены более сильные сцепления. Были внесены и другие улучшения: например, заменены радиостанции. В результате танк стал тяжелее на три тонны, до 48800 кг. В середине 1950-х годов «пики» модернизировали до образца ИС-3М. Вновь была усилена жесткость корпуса, двигатель В-11 заменен на В-54, а в конструкцию КПП введен маслоохладитель.
В боекомплект входила пуля БР-471Д с пробивным наконечником. Этот наконечник из мягкой стали предотвращал отскок пули при попадании в броню. Проще говоря, такие пули лучше всего работали на броне с большими углами наклона. Командирский перископ был заменен на прибор ТПК-1 с пятикратным увеличением, а водитель «щуки» получил прибор ночного видения и инфракрасный маяк. Стало возможным запуск двигателя от внешней сети, через кормовой выход. Орудия самообороны экипажа заменены автоматами АК.
Советские танки ИС-3 участвовали в боевой операции только один раз, в 1956 году, во время «подавления контрреволюционного мятежа» в Венгрии, народ которой требовал выхода страны из Варшавского договора. Достоверно известно, что в этой операции был уничтожен ИС-3 — широко известно фото танка с оторванной взрывом башней.
Позже, при обострении отношений с Китаем, «шипы» вместе с другими тяжелыми танками — ИС-2 и ИС-4 были использованы для укрепления границ Дальнего Востока — одни танки были в боевой готовности, другие были закопаны в земле как бункер.
Остальные ИС-3 использовались в качестве мишеней в тренировочных лагерях: например, сохранился протокол испытаний неуправляемой ракеты С-25, от удара которой остались только лобовая и нижняя броневые листы ИС.3. При этом танки «изобрели», чтобы выжить в Советском Союзе: официально их сняли с вооружения только в 1990-х годах.
В странах ОВД ИС-3 не вызвали энтузиазма: не проявили интереса Польша и Чехословакия, куда «пики» были отправлены для ознакомления. В КНДР из поставленных ИГ были сформированы два полка тяжелых танков, но с тех пор об их судьбе ничего не известно. Но «лопаты» активно поставлялись в Египет. Их использование уже предусматривалось во время Суэцкого кризиса, но этого так и не произошло. В течение 1960-х годов египетский флот ИГ продолжал расти, и в 1967 году они наконец вошли в строй.
Оказалось, что 122-мм орудие по дальности превосходит 90-мм орудия израильских танков — его скорострельность и прицельная техника уже не выдерживали никакой критики. Броня защищала пики от устаревших базук израильской пехоты и обеспечивала некоторую защиту от упомянутых 90-мм орудий. Но даже танки с 90-мм пушками по маневренности превосходили ИС-3, а от 105-мм орудия L7 пиковая броня совершенно не защищала.
В серии противостояний египетские ИС-3 потерпели поражение от модернизированных «Шерманов». На самом деле «пики» могли действовать только с большого расстояния или из засад.
Широко тиражируемый эпизод, во время которого израильский десантник нанес удар ИС-3, который атаковал штаб десантного батальона, гранатой, выпавшей из открытого люка. Предположительно, египтяне пошли в бой с открытыми люками, чтобы поскорее «эвакуироваться». Фактически, водитель открыл люк, чтобы сориентироваться. Точный тип гранаты определить уже невозможно: несколько источников называют дробовик или выстрел из «базуки».
В результате израильтяне захватили много брошенных египтянами ИС-3 — даже там танк не вызвал энтузиазма.
Хотя трофейные «шипы» несколько лет демонстрировались на парадах, в итоге заявка на танки была найдена только одна. Как и в СССР, ИС-3 был выполнен в составе укрепленных рубежей. Напомним, трофейные Т-55 и Т-62 в Израиле перевооружались и активно использовались.
Оставшиеся в Египте танки служили до 1980 года, затем отправлялись на переработку или продавались в музеи. По некоторым данным, ИС-3 поставлялись также в Сирию, Ирак и Китай, но свидетельств их использования в этих странах нет.
Но последняя глава «пикой» боевой карьеры неожиданно была написана в 2014 году. Ополченцы Донецкой республики поставили ИС-3 на постамент и использовали его в боях, используя боеприпасы от гаубиц калибра 122 мм. После того, как все боеприпасы были израсходованы, вагон был брошен и захвачен украинскими войсками.
Использовался
- СССР
- Египет — 50 единиц ИС-3 поставлено СССР в период с 1955 по 1956 год, 60 единиц ИС-3М поставлено СССР в период с 1962 по 1967 год
- Израиль — египетский трофей
- Ирак — 25 единиц ИС-3 поставлены СССР с 1959 по 1961 год
- Китай — 200 единиц ИС-3 поставлены СССР с 1955 по 1958 год
- КНДР
- Польша — 2 танка
- Сирия — 35 единиц ИС-3 поставлены СССР с 1959 по 1960 год
- Чехословакия — 1 танк
Модификации тяжелой техники и машины на его базе
В связи с выявлением множества недостатков и недоработок в 1946 году была собрана экспертная комиссия для проведения анализа. За период от 48 до 52 лет все ИС-3 были исправлены на выявленные недостатки.
В конце пятидесятых годов было принято решение повысить уровень агрегата, придав ему современные технические характеристики. Так родился вариант ИС-3М со следующими параметрами:
- трудный случай;
- двигатель В-54К-И;
- пушки ДШКМ и ДТМ;
- оптический прибор ночного видения ТВН-2;
- средство для очистки воздуха внутреннего пространства ВТИ-2;
- усилены подвески;
- добавлены новые радиостанции;
- установлено современное электрооборудование.
Также созданы в виде модификаций:
- 3К — версия оснащена дополнительной станцией радиосвязи З-112 и ЗУ АБ-1-П / 30;
- 3МК — командирский прототип с аналогичным оборудованием.
Башня
ИС-3 получил новую каплевидную башню из литого под давлением, обеспечивающую отличную защиту. Его толщина равномерно варьировалась от 255 мм спереди до 220 мм по бокам внизу и 110 мм вверху. Вся броня располагалась под углом — от 42 ° до 59°.
Также имелась маска орудия толщиной 250 мм, которая дополнительно защищала ослабленную зону.
Несмотря на мощную броню, во время испытаний один из выстрелов из 88-мм орудия пробил лоб башни при выстреле с дистанции 300 метров.
Для экипажа на крыше башни разместили люк с двумя крышками, справа от которого был установлен индикатор для магазина МК-4, аналогичный таковому у наводчика, а слева — командирский люк вместе с прибором наблюдения ТПК-1.
Интересной особенностью была автоматизация поворота башни, которая позволяла командиру наводить пушку на цель в прицеле одним нажатием кнопки.
Сам механизм качания был планетарным, с электрическим и ручным приводом.
Сохранившиеся экземпляры
В нескольких странах мира сохранилось довольно большое количество танков ИС-3 в виде музейных экспонатов или в виде памятников.
Россия
-
- Бронетанковый музей в Кубинке (Московская область) — две машины, в музейном экспонате и как мемориал (на постаменте)
- Москва, Академия Генерального штаба ВС РФ, памятник (на постаменте)
- Город Волгоград, Музей-панорама «Сталинградская битва»
- Город Вологда, Сокольский район, «Вологодское областное училище курсантов»
- Город Абинск, Краснодарский край, Парк Победы
- Село Александровское Ставропольского края (на постаменте)
- Город Алейск, на постаменте перед блокпостом танковой части
- Город Армавир, Краснодарский край, памятник (на постаменте у БТРЗ-81)
- Г. Артемовский, остановка автобуса депо (на ж / д платформе)
- Город Архангельск, на постаменте перед блок-постом воинской части
- Город Ачинск, памятник в парке Победы (на постаменте)
- Село Батырево, как памятник
- Город Белгород, Музей-диорама «Огненная арка»
- Город Биробиджан на пьедестале
- Город Благовещенск, в честь выпускников танкового училища, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, в 1970 году танк был установлен на постаменте перед училищем.
- Г. Белая Калитва, Ростовская область
- Благодарный город, Ставропольский край (на пьедестале)
- Город Буйнакск (Дагестан), Городской парк, Мемориал (на постаменте)
- Г. Верхняя Пышма, Свердловская область, выставка военной техники
- Городец, памятник у военкомата
- Город Дятьково (на пьедестале)
- Екатеринбург, выставка военной техники во дворе уездного офицерского дома
- Екатеринбург, Кировский район, мкр МЖК, в одном из дворов
- Ижевск, Удмуртская Республика, в парке Дворца детского и юношеского творчества (Дворец пионеров)
- Город Изобильный, памятник в парке Победы (на постаменте)
- Город Камышлов, на постаменте перед блокпостом Еланской танковой части
- Козулька, Красноярский край, памятник у вокзала
- Курск, площадь Дзержинского, памятник (на постаменте)
- Город Краснознаменск (Калинградская область), на постаменте при въезде в город
- Город Краснодар, Музей военной техники на стоячей воде
- Красноярск, Мемориал Победы (на постаменте)
- Город Краснознаменск Калининградской области на постаменте при въезде в город
- Город Лабинск Краснодарского края, памятник (на постаменте)
- Город Льва Толстого (на пьедестале)
- Город Майкоп, Парк Победы
- Город Май КБР, памятник в парке Победы (на постаменте)
- Город Малгобек, на пьедестале
- Город Нальчик, постамент на территории воинской части
- Наро-Фоминск, на постаменте вместе с Т-34-85 и ИСУ-152
- Новороссийск, Краснодарский край, Музей военной техники на Суджукской косе
- Город Новосибирск, Академгородок, на пьедестале у командного училища.
- Омск, музейный комплекс воинской славы омичей
- Город Приозерск (Ленинградская область), крепость Корела
- Город Россошь (на пьедестале)
- Саратов, Парк Победы
- Город Североморск, на постаменте на территории воинской части
- Город Таганрог (на пьедестале)
- Темрюк, Краснодарский край, Музей Военная горка
- Город Тольятти, Самарская область, Парк Победы (вместе с пушкой ИСУ-152 и ЗИС-3) и еще один экземпляр в Техническом музее
- Город Тула, Косая гора (на постаменте)
- Г. Челябинск, Комсомольская площадь, мемориал работникам ЧТЗ (на постаменте)
- Челябинск, Парк Победы
- Город Чита, музей, раньше находился на памятнике Борзе
- Ульяновск (на пьедестале)
- Город Уварово (на пьедестале)
- Хабаровск, Музей Красного Знамени Дальневосточный военный округ
- Энгельс, возле клуба Росинка
- Южно-Сахалинск, выставка военной техники у дома офицеров гарнизона
- Поселок Струги (Псковская область), мемориал (на постаменте)
- Село Ручий Ковровского района Владимирской области (два танка на постаментах, один у дороги Ковров-Пакино, другой перед блокпостом танковой части на той же дороге)
- Поселок Полунино Ржевского района Тверской области рядом с музеем
- Поселок Вещево (Выборгский район Ленинградской области), на постаменте, территория военного городка возле аэродрома
- Слобода Родионово-Несветайская (Ростовская область), на постаменте у трассы Ростов-Новошахтинск.
- Село Горняцкий Белокалитвинского района Ростовской области — памятник (на постаменте)
- Станица Староминская, Краснодарский край (на постаменте)
- Хутор Белый (Ленинградский район Краснодарского края) (на постаменте)
- Село Кашары Ростовской области (на постаменте)
- курская станица Ставропольского края (на постаменте)
- поселок Батырево, Чувашская АССР (на постаменте)
- село Благовещенка, Алтайский край
- село Князе Волконское Хабаровского края на постаменте перед блокпостом танковой части
- село Калининец Одинцовского района на постаменте перед блокпостом танковой части
- поселок Курп, Терский район, Кабардино-Балкария
- оловянная, Читинская область (на постаменте)
- поселок Прохоровка, мемориал Звонница, Белгородская область (выставочный комплекс)
- поселок Сатис, Дивеевский район, Нижегородская область
- детский город ЗИЛ, Московская область, Чеховский район
- военно-исторический музей села Снегири Ленино-Снегиревский Московской области
Беларусь
- Город Минск, Музей Великой Отечественной войны перенесен в Станково Дзержинского района Минской области
- Город Бобруйск, на постаменте у командования сухопутных войск Вооруженных Сил Республики Беларусь
- Город Марьина Горка, на постаменте в военгородке. Ранее здесь располагалась 5-я танковая армия.
- Гомель, Музей ВОВ
- Город Добруш, Гомельская область, на пьедестале
- Город Гродно, у холма славы
- Город Сморгонь на пьедестале
- Город Шклов, на пьедестале
Украина
-
- село Александро-Калиново (Донецкая область) на невысоком постаменте
- октябрьское (Донецкая область) на постаменте
- Город Бахмач (Черниговская область) на постаменте
- Поселок Близнюки (Харьковская область) на постаменте
- Поселок Голубовка (Днепропетровская область), на постаменте
- Село Десна (Черниговская область) на постаменте
- Город Джанкой (Крым) на постаменте
- Город Дзержинск Донецкой области в честь воинов 51-й армии, участвовавших в освобождении города с 5 по 6 сентября 1943 года, был основан 9 мая 1988 года.
- Город Долинская (Кировоградская область) на постаменте
- Город Казатин (Винницкая область) на постаменте
- Г. Киев, музей ВОВ, выставка техники на открытой площадке
- Город Киев, музей Академии на Воздухофлотском проспекте.
- Город Киев, памятник на ул. Дегтяревская
- Город Киев, памятник на танкоремонтном заводе
- Поселок Клугино-Башкировка (Харьковская область) на постаменте
- Город Комсомольск (Полтавская область) на острове
- Техника города Комсомольска (Полтавская область
- Город Константиновка (Донецкая область) на постаменте
- У села Коньково (Тельмановский район Донецкой области) на постаменте
- Город Костополь (Ровенская область)
- Город Кривой Рог (Днепропетровская область), за мемориалом в селе Веселые Терны
- Город Кривой Рог (Днепропетровская область), в селе Всебратское
- Город Любеч (Черниговская область) на постаменте
- Город Макеевка (Донецкая область) на постаменте
- Город Мироновка (Киевская область) на постаменте
- Город Новоград-Волынский (Житомирская область) на постаменте
- Город Новомиргород (Кировоградская область) на постаменте
- Памятник селе Охматову (Черкасская обл
- Город Павлоград (Днепропетровская область), памятник конструктору Ж.Я. Котин (пересечение улиц Днепровская и Карла Маркса)
- Город Первомайск (Николаевская область) на постаменте
- Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) на постаменте
- Город Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) в музее
- Город Полонное (Хмельницкая область) на постаменте
- Город Репки (Черниговская область) на постаменте
- Техника города Ровно (Ровенская область) на холме Славы — 2 танка
- Город Светлодарск (Донецкая область) на постаменте
- Город Синельниково (Днепропетровская область), мемориал «Воинам-освободителям Синельниково» на Садовой улице
- Станица села Луганская (Луганская область) на постаменте
- Поселок Тростянец (Черниговская область) на постаменте
- Поселок Чаплинка (Херсонская область) на постаменте
- Поселок Чемеровцы (Хмельницкая область) на постаменте
- Город Ужгород (Закарпатская область), в / ч А0822 на постаменте, ранее находившемся в Мукачево
- Село Устиновка (Устиновский район Кировоградской области) на постаменте
- Город Чугуев (Харьковская область), в / ч А0501 на постаменте, как памятник воинам 75-й гвардейской танковой дивизии
- Город Ясиноватая (Донецкая область) на постаменте, возле школы №1.
Узбекистан
- Город Чирчик, постамент перед ТВТКУ.
Израиль
- Музей Батей ха-Осеф (Тель-Авив)
- Музей Яд ла-Ширион (Латрун)
Молдова
- Город Корнешть (Молдова) на пьедестале
Кроме того, танк ИС-3 увековечен на нагрудном знаке Вооруженных Сил Российской Федерации.
Фотогалерея
Как играть на ИС 3
Чтобы определиться с боевой тактикой на IS 3, следует начать с того, что машину очень легко освоить даже неопытным игрокам. Также не будем забывать, что «тройка» — это машина фронта, поэтому нет необходимости стрелять чужим легким уроном, прячась в зелени.
Танк должен быть впереди, максимально используя мощь своего оружия. При этом бросаться в пышную изоляцию в группе врагов не стоит: светлячки и искусство легко «клюют» любую тяжесть. К тому же характерная для «наводок» низкая точность и дальнобойность не способствуют ведению дальних перестрелок. Поэтому идеальными условиями для ИС-3 являются карты города.
Чтобы в полной мере насладиться высоким потенциалом технологии, вы должны научиться правильно играть из брони: оставаться в укрытии, выставлять башню и танк с помощью боковых щитов. Кстати, экраны отражают удары не только одноклассников, но и высокоуровневых противников.
Если вам нужно покинуть убежище, не гонитесь, как алмаз, надеясь на отскок. В таком положении ВЛД поднимается в плоскости, соответственно при попадании будет гарантированное проникновение.
ИС-3 — один из немногих танков в игре, который фиксирует отскоки под прямым углом — «заостренный нос» делает свое дело. При этом не следует забывать о танце — отклонении тела из стороны в сторону на углы 5-10 градусов. Эта техника затрудняет нацеливание на слабые места, увеличивает вероятность непробития и дает оружию время для перезарядки.
ИС-3 хорошо себя чувствует в клинче, но только с противниками равной формы. Сходясь с высокими машинами, ИС заменяет крышу башни, где броня составляет всего 20 мм. Всегда помните один важный нюанс: подойдет любой танк с полным запасом прочности. Поэтому сидеть в кустах на такой машине со 100% здоровьем будет только вершиной безумия.