Ил-76 МД

ЖИЗНЬ И РАБОТА

С июня 1974 года самолет начал поступать в ВВС (первый самолет прибыл в 610-й ЦБП — Центр боевой подготовки — в Иванове 3 июня 1974 года, в боевую часть в Витебске — 13 июня того же года), и был официально принят на вооружение 21 апреля 1976 года. Первые варианты самолета имели обозначение Ил-76 как для ВВС, так и для ГА (всего было построено 80 самолетов). Первый Ил-76МГА, построенный для Аэрофлота, был доставлен в Тюменское УГА 22 декабря 1976 года. Хотя изначально планировалось, что поставка самолетов этого типа Аэрофлоту начнется только в 1978 году. Нужен был в первую очередь, т.к началась бурная разработка месторождений полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке. Поэтому уже в 1975 году опытный образец Ил-76 прошел опытную эксплуатацию в Тюменской области. Очень удивленное возможностями машины, руководство Московского государственного авиационного управления (МинГА) настояло на начале поставок Ил-76 Аэрофлоту еще в 1976 году.

В 1975 году Ил-76 установил множество мировых рекордов для самолетов этого класса. Так, 4 июля 1975 г летчик-испытатель Я.И. Верников доставил груз весом 70 121 тонну на высоту 11 875 метров. В этот же день была показана средняя скорость 856 697 км / ч на замкнутом маршруте протяженностью 2000 км с грузом 55 тонн (пилотировал А. М. Тюрюмин). Под его управлением Ил76 показал среднюю скорость 857 657 км / ч (с грузом 70 тонн) 7 июля на дистанции 1000 км (с грузом 70 тонн) и 10 июля — 815 968 км / ч с грузом 40 тонн груза. Во втором случае протяженность маршрута составила 5000 км. Кроме того, 24 апреля 1975 года десантники были сброшены с самолета Ил-76 с высоты 15386 метров.

Машина оказалась поистине уникальной: она может садиться на бетонные, грунтовые и даже ледяные дорожки; вылетать из основного аэропорта на 2 месяца и при этом иметь помощь только экипажа. Самолет прошел серьезные испытания во время полетов в Демократическую Республику Афганистан (всего было выполнено более 14,7 тысячи полетов), где неоднократно подвергался обстрелу зенитными ракетами. Например, известен случай, произошедший в 1990 году с гражданским «бортом», когда ракета, взлетевшая на борт Ил-76, оторвала кусок кожи размером 2,5х2 метра от фюзеляжа, после чего самолет пролетел еще 200 км и приземлился целый и невредимый. Всего в ДРА было потеряно 3 Ил-76: в 1979, 1984 и 1990 годах (гражданские).

Практически по всем параметрам Ил-76 превосходил более свежий на тот момент американский С-141В (первый полет был совершен в марте 1977 года). Единственная «головная боль» — неэффективность двигателей, установленных на Ил-76. Хотя в советское время об этом мало кто задумывался: керосина было много и казалось, что он никогда не кончится.

Не прекращая серийного производства, самолет постоянно модернизировался и улучшался. В результате удалось увеличить пассажировместимость, грузоподъемность и дальность полета более чем в 1,5 раза по сравнению с первыми вариантами Ил-76.

Ил-76 ТД, «Антарктида», 1985 г
Ил-76 ТД

В 1979 г в войска начали поступать модернизированные Ил76 — Ил-76М (М — доработанный, работы начались 6 марта 1970 г., первый полет осуществлен 24 марта 1978 г.), основные отличия от оригинального варианта которого были: установка двигателей Д-30КП 2 серии с взлетной тягой 12000 кгс (вместо 11700 кгс у Ил-76), усиление верхней панели крыла, средней секции, промежуточной и отделяемой частей крыла, шасси. МВМ машины составила 172 тонны, масса плавающего груза увеличилась на 14 тонн. Первая машина этой версии поступила на вооружение ГВТАП 128 (Паневежис) 27 августа 1978 года.

Гражданский вариант машины имел обозначение Ил-76Т (Т — транспортный, первый полет — 4 ноября 1978 г.). Всего было построено 133 Ил-76М и 35 Ил-76Т. Первый Ил-76Т также был доставлен в Тюмень; Для этого типа самолетов также разработаны пассажирские модули размером со стандартный контейнер. А 5 июля 1978 года Аэрофлот начал полеты Ил-76 на международных авиалиниях.

С 1982 г эксплуатируются Ил-76МД (МД — дальнемагистральный) (работы начаты 6 января 1976 г., первый полет — 6 марта 1981 г.) и Ил-76ТД (ТД — дальнемагистральный транспорт, первый полет) эксплуатируется с 1982 г. — 5 мая 1982 г.) соответственно военная и гражданская модификации самолета. На этих машинах увеличена масса заправляемого топлива, еще больше усилены верхняя панель крыла, боковая балка и ниша переднего шасси. Общий вес армирования увеличивал массу снаряженного самолета на 3 тонны. При этом масса десантного груза увеличилась на 18 тонн (до 190 тонн) и на 1 тонну. Кроме того, на самолетах этой версии было гарантировано увеличение ресурса планера и введено дополнительное аварийно-спасательное оборудование. Взлетная тяга двигателей Д-30КП 2-й серии 12000 кгс поддерживается до + 23 ° С при нормальном давлении, при температуре + 30 ° С она увеличена на 750 кгс по сравнению с Д-30КП и составила до 11450 кгс. Всего по состоянию на 1 ноября 2009 года построено 426 Ил-76МД и 171 Ил-76ТД. Первым «владельцем» Ил-76МД был ВТАП, дислоцированный в Тарту (30 июня 1981 г.), и Ил-76ТД, Красноярское УГА (поставлен 17 мая 1982 г).

Ил-76 строился достаточно интенсивно (в середине 80-х годов прошлого века заказчику ежегодно поставлялось 50-60 самолетов): если в 1980 году в ВВС ВТА было 152 Ил-76, а в 1985 году — 293 самолета, то в В 1991 году их было уже 456.

Военные самолеты семейства Ил-76, помимо того, что активно использовались для перевозки войск, военной техники и материально-технических средств через территорию СССР и стран социалистического лагеря, принимали участие в поддержке боевых действий в Республика Афганистан (89% личного состава перевезено самолетами этого типа и 74% всех грузов перевезено воздушным транспортом). Кроме того, экипажи Ил-76 постоянно работали вахтовым методом в Анголе и Эфиопии. Значительное количество самолето-пролетов было совершено Ил-76 в ходе межнациональных конфликтов, имевших место на территории СССР. Военная техника активно использовалась при урегулировании последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также землетрясения в Армении в 1988 году (по делу было задействовано 312 Ил-76). В конце 80-х годов прошлого века машины этого типа стали использоваться для обеспечения вывода советских войск из Восточной Европы, который продолжался до середины 1994 года.

Однако главной задачей Ил-76 была высадка личного состава и техники, именно для этой цели он и был создан. Так, в учениях 1986 года высадка производилась только самолетами Ил76 (125 машин), при этом было выслано 5080 десантников и 138 единиц боевой техники. В том же году четыре советские военно-транспортные авиационные дивизии, оснащенные самолетами Ил-76, получили возможность (исходя из своей численности) высадить целую воздушно-десантную дивизию за один вылет (без тяжелого вооружения).

грузовой отсек Ил-76, Урал-4320
Урал-4320 выгружается из грузового отсека Ил-76

Кроме того, Ил-76 участвовал в совместных тренировках с личным составом Ракетных войск стратегического назначения по погрузке и разгрузке «спецсредств», транспортировке призывников к будущим пунктам службы (иногда из солнечного Закавказья прямо в ледяную Сибирь). По воспоминаниям ветеранов, командировка по перевозке атомных часов в различные части Вооруженных сил СССР была достаточно интересной для обеспечения точной службы в полевых условиях. А поскольку у СССР была значительная территория, прошло несколько месяцев, а на местах благодарности не было предела.

интересно также отметить, что в конце октября 1991 года экипаж подполковника С.Н. Жбанкова совершил маловысотную (3-5 м) грузовую посадку в Антарктиде на станции Восток. Это кажется несколько символичным: с одной стороны, на Земле не осталось мест, где бы не доминировал наш VTA. С другой стороны, это стало «лебединой песней» советской военно-транспортной авиации, доказавшей, что здесь, в самых тяжелых условиях, она способна решить любую поставленную задачу. Он достиг такого уровня подготовки, выше которого уже сложно представить, и поскольку он, возможно, никогда не будет таким, ему становится грустно в душе и возникает вопрос: почему мы все это потеряли? И позвольте вам сказать, что с такими задачами справлялись специально обученные экипажи, седые экипажи и технический персонал. Но, если бы тогда Родина приказала, эти задачи смогли бы выполнить так называемые «бригады со средним уровнем подготовки». Или ты мне не веришь?

На гражданские Ил-76 в первую очередь возлагалась задача перевозки грузов из центральных частей страны в северные регионы, а также в Сибирь, Дальний Восток и Крайний Север. Ил-76 летал на международных авиалиниях, например, также на Кубу, иногда их задействовали для обеспечения жизни советских научных экспедиций в Арктике и Антарктике. По некоторым данным, одна из модификаций машин носила обозначение Ил-76ТД «Антарктида» (первый полет 17 ноября 1985 г.). В его грузовом отсеке при необходимости можно установить до 108 пассажирских мест.

интересно, что незадолго до распада СССР велись работы по «адаптации» Ил-76 для перевозки «сельскохозяйственных животных в специальных контейнерах».

В новом веке самолет используется для поддержки действий российских войск в Чечне, для ротации миротворцев ООН. Кроме того, в конце 2001 года самолеты этого типа совершали рейсы в Афганистан с гуманитарной помощью. Кто-то 17 лет назад, во время вывода войск, думал, что все повторится снова: красная звезда Эли снова будет присутствовать в аэропортах этой страдающей страны!

Ил-76, номер 76622
Ил-76, очередь 76622

Украинский Ил-76, помимо обеспечения различных видов учений, в том числе международных, принимал участие в ротации миротворцев, высадке десантников на Северный полюс в 2000 году, а также в транспортировке топлива в Гренландию в 2009 году.

По данным РЛЭ, самолет Ил-76МД может перевозить до 145 военнослужащих с личным вооружением (однопалубный вариант) или до 48 тонн груза. Но, как показала его последующая операция, эти цифры не предел для этой крылатой машины.

Таким образом, в период развертывания боевых действий в Афганистане известны случаи, когда до 350 человек были выведены из самолета при ротации войск и в период межэтнического конфликта в Азербайджане, в чрезвычайной ситуации, непосредственно перед вторжением разъяренных войск толпа в аэропорту «Насосная» (Азербайджан), 412 мирных жителей были эвакуированы с самолета. Но, как показали последующие годы коммерческого транспорта, это число было далеко не пределом.

Что касается массы максимально допустимой нагрузки, то это вообще интересная тема. Судите сами. Например, рассмотрим самолет Ил-76МД. Так, его официальная стоимость составляет 48 тонн, но во время испытаний «простой» Ил-76 поднял 70-тонный груз на высоту более 11000 м, а на заре «дикой торговли» в начале 90-х перевез. 80 тонн каждый. Правда, на очень коротких дистанциях и за очень короткое время начались повреждения элементов конструкции. По воспоминаниям ветеранов, в советское время военный Ил-76МД в холодное время года иногда летал с взлетной массой 205 тонн. Но это не рекорд для данного типа самолетов: при расследовании ряда авиационных происшествий выяснилось, что взлетная масса самолета составляла 217-220 тонн. Известный автору «абсолютный рекорд» — 236 тонн. При этом он ни в коем случае не просит пытаться его побить дальше: чем это кончается, хорошо известно из хроник авиакатастроф!

ОПИСАНИЕ

Самолет Ил-76 имеет высокорасположенное крыло средней стреловидности и мощной механизации (язычки, трехщелевой закрылок, спойлер, тормозной щиток), герметизированный фюзеляж и Т-образное оперение. Крыло обусловлено заданной скоростью полета, а также к необходимости получения характеристик укороченного взлета и посадки. В местах сопряжения с фюзеляжем были разработаны специальные обтекатели.

Ил-76 76424, вид, двигатели, боковые двери
Вид двигателей при посадке через боковые двери Ил-76 76424 (этот самолет пропал — потерялся в июле 1998г.)

Т-образное оперение было выбрано из соображений удаления горизонтального оперения из зоны действия сглаживания обтекания полностью выдвинутого крыла механизации.

Двигатели тягой по 12000 кгс каждый оснащены устройствами реверсирования тяги закрылков (ковшом) для уменьшения хода посадки. Их приподнятое положение позволяло максимально убрать их от уровня земли, что снижает вероятность попадания в них инородных тел и обеспечивает прохождение выхлопных струй двигателя под отклоненные ребра. Установка двигателей на 25,2 и 42,1% размаха крыла позволила обеспечить малые крутящие моменты при выходе из строя одного из них и при этом уменьшить площадь вертикального оперения. Также на Ил-76 была установлена ​​ВСУ ТА-6, обеспечивающая запуск двигателя, питание самолета, кондиционирование воздуха в герметичных кабинах, а также испытательные системы и оборудование. Иногда его горячие выхлопные газы использовались экипажами для быстрого разогрева пищи.

Многоколесная рама обеспечивает работу машины с грунтовых колей. Самолет оснащен высокоэффективной системой торможения колес основных шасси. Конструкция обтекателей шасси предотвращает попадание воды, грязи, снега в их отсеки при движении самолета по аэродрому. Грузовой отсек самолета Ил-76МД объемом 300 м3 (длина 20,0 метра, с аппарелью — 24,5 метра, высота 3,4 метра и ширина 3,45 метра) позволяет размещать грузы массой до 48 тонн, до 145 тонн. (225 — в двухэтажном варианте) солдат с личным оружием, до 126 десантников, до 107 раненых (72 носилки и 35 сидячих). Он герметичен, система кондиционирования обеспечивает высоту «кабины» 2400 метров при высоте полета 11000 метров. Также имеется оборудование для аварийной подачи кислорода людям, перевозимым в грузовом отсеке.

Грузовое отделение заканчивается герметичной вертикальной откидной дверцей в конце рампы. Пространство под полом грузового отделения используется как вспомогательное грузовое отделение для размещения различного оборудования.

Грузовой люк самолета закрывается аппарелью и тремя дверями: центральной, открывающейся вверх, и двумя боковыми, открывающимися наружу и не оказывающими существенного влияния на аэродинамику самолета, в отличие, например, от С-141.

Ил-76, десантники, двигатели
Десантники на фоне Ил-76

Самолет оборудован системой механизации погрузочно-разгрузочных работ: установлены 2 лебедки GPL-3500 (позволяют загружать несамоходную технику до 20 тонн) и 4 электротельфера, позволяющих поднимать тяжелые грузы до 10 тонн и превышение порога пандуса. Для загрузки самоходной и несамоходной техники также используются четыре гребных борта с механизированной системой очистки.

Самолет может нести до 4-х платформ П-7 и до 2-х П-16 с грузом. Выгрузка персонала осуществляется в 4 потока (до высоты 8000 метров), для оборудования и грузов — с высоты до 4000 метров. Следуя за отцепленным оборудованием, возможна высадка до 17 человек сопровождающего экипажа. Показатель авиатранспорта Ил-76МД по всей боевой и вспомогательной технике и номенклатуре боевой нагрузки ВС СССР составлял 33–38% (по другим данным — 60%).

Кроме того, в самолете имеется значительное количество бытовой техники, начиная от термоса, туалета и заканчивая шезлонгами для экипажа. Поэтому неудивительно, что в ходе длительных перелетов экипажам даже удалось сварить варенье в термосе, а потом — и «запечатать.

Самолет оборудован пилотажно-навигационным комплексом ПНПК-76 (подробное описание опущено — прим. Ред.).

Комплексная авиационная навигационная система МСН-76, предназначенная для полетов в боевых порядках, обеспечивает после наложения на экране РЛС стробоскопа на отметку летящего впереди самолета автоматическое сохранение заданных интервалов и расстояний в процессе полета.

Самолет также оборудован инерциальной навигационной системой (И-11-76), для ведения радиосвязи на нем установлены многочисленные радиостанции разной дальности.

Ряд систем на самолете никогда не использовался. Это хорошо видно, если внимательно прочитать названия кнопок и переключателей. Например, не использовался ввод программы полета с перфорированной ленты, не устанавливалась аппаратура отображения местности в дневных и сумеречных условиях (КП-5), блок точного измерения скорости воздуха (ТИВС).

В «союзнические» планы также входила установка на Ил-76 новой ИНС (И-12) с коротким сроком готовности к эксплуатации, нового ПНПК «Купол-3» с повышенными характеристиками точности, бортовой защиты комплекс, который должен был автоматизировать защиту самолета при попадании в зоны ПВО противника. Но этим планам не суждено было сбыться…

выпуск, семейство Ил-76
Производство самолетов семейства Ил-76/78 / А-50 годами

Для выполнения посадки и парашютного приземления личного состава и грузов на борт Ил-76 установлено десантно-транспортное оборудование: роликовые конвейеры (4 роликовых конвейера), лебедки LPG-3000A, 4 тельфера, лебедка электрическая (LPG-1500A), десантная сиденья, делители и переключатели потока, светофоры, сирены и ряд другого оборудования. На полу грузового отсека предусмотрены места для швартовки.

Для защиты самолета от задней полусферы в его хвостовой части установлены две 23-мм пушки ГШ-23. Для противодействия ракетам с ТГСН на Ил-76 возможна приостановка автоматов пассивных помех (АПП-50). Для постановщиков помех с радиолокационным поиском и радиолокационной станции прицеливания истребителей на самолет установлен комплекс активных постановок помех.

Кроме того, с внешних подвесок, размещаемых при необходимости на крыльях, можно сбрасывать до 4-х бомб калибром до 500 кг или радиолокационных радиомаяков-ответчиков. Также на Ил76 возможна установка аэронавигационных фотоаппаратов для аэрофотосъемки. Таким образом, самолеты уже становились многофункциональными, ведь они могли решать задачи и поражать наземные цели и аэрофотоснимки.

Экипаж самолета — 6-7 человек: два пилота, штурман, бортовой техник (инженер), бортовой радист, бортовой техник бортового оборудования (ADO), бортовой техник пулеметчик.

Летно — технические характеристики Ил-76МД-90А

• Длина самолета, м…………………….. 46,6
• Высота самолета, м……………………. 14,76
• Размах крыла, м……………. 50,5
• Площадь крыла, м2…………. 300
• Диаметр фюзеляжа, м………. 4,8
Схема Ил-76МД-90А
• Максимальная взлетная масса, т…………… 210
• Максимальная грузоподъемность, т………. 60
• Емкость топливного бака, л………………… 109 500
• Тип двигателя………………. 4 ТРДД ПС-90А-76
• Тяга, кгс……………………… 4 х 16 000

Модификации

Существует более 40 модификаций Ил-76 (включая экспортные). Из всей серии особое внимание следует уделить:

  • Ил-76МД — пожарная машина, способная перевозить емкости с жидкостью для тушения пожара массой 42 тонны (рекорд — более 75);
  • Ил-76ЛЛ — подготовлен к испытаниям авиационной техники и двигателей в летных условиях;
  • Ил-76МД «Скальпель» — передвижной госпиталь со всем необходимым для проведения сложных хирургических операций и последующего лечения;
  • Ил-76МДК «Космос», предназначенный для тренировки космонавтов в условиях невесомости;
  • Самолет Ил-76ТД «Антарктида», оборудованный для условий крайнего севера.

Военные варианты: Ил-78 (самолет-заправщик), А-50 (разведка и радиолокационное управление), А-60 (адаптирован для испытаний лазерного оружия).

Основные характеристики Ил-76

  • Экипаж — 5 человек;
  • Длина — 46,6 метра;
  • Пролет этажей 50,5 метра;
  • Площадь крыла — 300 м2;
  • Минимальная и максимальная взлетная масса — 88,5 и 210 тонн соответственно;
  • Номинальная грузоподъемность — 60 тонн;
  • Дальность полета — 6500 километров;
  • Крейсерская скорость — 850 км / ч;
  • Количество военнослужащих на борту — 126 человек;
  • Заявленный срок полезного использования — не менее 30 лет.

Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Самолет А-50 на базе Ил-76

На месте не стоим

После изучения положительных и отрицательных сторон различных модификаций был предложен проект Ил-76М (доработанный). От оригинала он отличался крейсерской скоростью, потолком полета и расходом топлива.

После переноса производства в Ульяновск начались работы по модернизации существующей модели Ил-76М. Усилиями конструкторов и с учетом недостатков предыдущих моделей был спроектирован Ил-76МД, который уже отличался по условиям эксплуатации.

В настоящее время начато производство последней модификации знаменитого самолета Ил-76МД-90А, которая разрабатывается как проект 476.

Существенные изменения претерпели бортовое оборудование, дизайн кабины и электронное обеспечение транспортного средства. Дизайнеры потрудились над улучшением внутренней отделки борта. Созданы более современные и удобные условия для перевозки военной техники и личного состава воздушно-десантных частей.

Candid

Так называется самолет, который мы рассматриваем в НАТО. Технические характеристики самолета Ил-76, его двигатель, угол стреловидности и модификации, имевшие немало в истории его существования, сделали его поистине грандиозным и многофункциональным самолетом, поскольку он используется не только в гражданской авиации, но и также в военной области. Серийное производство автомобиля началось в Узбекистане, на местном объединении имени Чкалова, затем его передали в Ульяновск на завод «Авиастар-СП».

Самая интересная модификация

Здесь можно выделить модификацию Ил-76МД-90А. Неофициальный индекс этой модели — «Изделие-476». Прототип построен в 2011 году; В настоящее время самолеты этой модификации состоят на вооружении ВВС России.

На эту модификацию устанавливаются сверхэкономичные и более экономичные двигатели серии ПС-90А-76. Благодаря этой особенности мощность самолета и другие характеристики машины увеличились в среднем на 15%. Кроме того, модификация получила усиленные крепления рамы, новейшие системы навигации и радиоэлектронику.

Самолет Ил-76: характеристики и модификации
Военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Преимущества и недостатки

Десантное оборудование от Ил-76
Десантное оборудование от Ил-76

Преимущества Ил-76 выражаются в его летно-технических характеристиках. Самолет до сих пор используется в военной и гражданской авиации многих стран мира. Надежность и широкий спектр применения делают Ил-76 очень востребованным, несмотря на длительный срок эксплуатации.

Бортовые системы безопасности отличаются своими достоинствами, в частности, системой пожаротушения. Экспортная цена Ил-76 выросла в несколько раз после аварийной посадки самолета с убранным шасси, не вызвавшей возгорания.

К недостаткам самолета можно отнести постепенное техническое старение. Ил-76 остается популярным тяжелым пассажирским и грузовым транспортом, однако его эксплуатация требует все более глубокой модернизации. Многие страны продолжают использовать Ил-76 только в качестве гражданской авиации, хотя в этой роли самолет постепенно устаревает.

Применение

Ил-76 использовался в боевых действиях в Афганистане, где показал высокую эффективность как боевые машины. Модификации гражданских самолетов используются для тушения лесных пожаров, эвакуации больных из труднодоступных мест и т.д.

Применение Ил-76

Для воздушного транспорта Ил-76 используется в России и странах СНГ, а также в Китае и других странах. Самолет находится на вооружении, помимо России и ее ближайших соседей, в Северной Корее, Сирии, Ираке, Индии и многих других странах.

Прыжки с парашютом с Ил-76

Ил-76 изначально проектировался для безопасной посадки личного состава. Стартовая высота полета для десантников — 800-1000 м. Ил-76 выполняет как тренировочные сбросы младшего состава ВДВ, так и приземления в реальных боевых действиях.

Прыжок с Ил-76

Прыжок с Ил-76

Полеты в невесомости на Ил-76

Некоторые модификации Ил-76 способны имитировать состояние невесомости на борту. Для этого используется маневр параболы Кеплера, при котором состояние невесомости достигается за 28 сек. Этот трюк используется для подготовки космонавтов к условиям антигравитации на космической станции.

Полеты в невесомости на Ил-76

Особенности конструкции самолета

Строение Ил-76
Состав и оборудование Ил-76

76 относится к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для этого типа цельную конструкцию с высокорасположенным крылом. Крылья стреловидные, с одноперстным Т-образным оперением. Для них предусмотрена мощная механизация, есть пятисекционные предкрылки и трехщелевые закрылки.

Фюзеляж круглый, есть разделение на несколько герметичных кабин:

  • двухэтажная кабина в верхней носовой части фюзеляжа;
  • грузовой отсек;
  • кабина, присутствующая только на военных моделях Ил-76.

В фюзеляже имеется несколько люков для обслуживания самолета, а также для планового и аварийного покидания самолета. В грузовом отделении есть лебедки, четыре электротали, ходунки и напольная механизация. Имеются роликовые конвейеры для загрузки несамоходных грузов и оборудования для посадки на платформы.

Ил-76 оснащен четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями. Первоначально использовались модели силовой установки Д-30КП-1, позже Д-30КП-2. В более поздних модификациях их заменили на ПС-90А-76.

Вспомогательный центр — ТА-6А расположен перед обтекателем шасси. Он предназначен для питания самолета во время стоянки, а также запуска основных двигателей сжатым воздухом.

Шасси Ил-76 пятиопорное, многоколесное; убирается в фюзеляж на время полета. Передняя стойка состоит из четырех бескамерных колес. Основные разделены на переднюю и заднюю стойки, каждая с четырехкамерными колесами.

Гидросистема

Ил-76 при тушении пожара
Применение Ил-76 при тушении пожаров

Гидравлическая система самолета предназначена для следующих целей:

  • управление шасси;
  • поворот и торможение колес;
  • контроль плавников и лопастей;
  • регулировка через спойлер и тормозную заслонку;
  • открытие и закрытие аварийных дверей и люков;
  • управление рампой, герметичная дверь, хвостовое крепление, дворники.

В Ил-76 гидросистема разделена на две независимые друг от друга системы. Каждый снабжен двумя источниками давления, каждый из которых связан с соответствующим двигателем. Аварийное электроснабжение обеспечивает электрическая насосная станция НС-46. Все управление выводится на панель в левой части кабины для бортинженера.

Топливная система

Топливная система самолета предназначена для хранения и подачи топлива в двигатели.

Понимает:

  • топливные баки, расположенные вдоль крыла и включенные в его силовую цепь;
  • системы перекачки топлива из баков в главные двигатели и вспомогательные силовые установки;
  • системы заправки топливных баков, конденсата и топливных баков.

Топливная система Ил-76 состоит из четырех групп баков, изолированных друг от друга, по одному на каждый двигатель. Для работы с ними предусмотрены люки и специальные агрегаты, позволяющие программно контролировать и управлять системой. Максимальный запас топлива — 109 480 литров, это почти 85 тонн.

Противопожарная система и система НГ

Грузовое отделение Ил-76
Грузовое отделение Ил-76

Система пожаротушения Ил-76 включает стационарные установки и переносные огнетушители. Первый предназначен для тушения пламени в ключевых компонентах самолета, в том числе в двигателях. Также работает, когда самолет приземляется без шасси.

Для стационарного тушения доступны три цилиндрических баллона по 16 литров с фреоном 114 В2. Переносные огнетушители используются для тушения пожаров внутри салонов и снаружи самолетов. Для этого используются ОП-1-2 и ОП-2-6 с фреоном 12 В1.

Система нейтрального газа (NG) предназначена для защиты топливных баков от взрыва или пожара в случае пожара или попадания в них пули. Для этого в топливные баки подается нейтральный газ, наполняя его по мере расхода топлива. При необходимости создайте взрывозащиту.

Система электроснабжения

Основная и основная система питания Ил-76 — СП3С4П60В с трехфазным переменным током 200/115. Система объединяет четыре канала по количеству генераторов ГТ-60ПЧ6А, которые затем делятся на две независимые подсистемы левой и правой стороны. Каждый генератор имеет блок защиты, регулирования, управления и коммутации.

Резервный источник питания — генератор ГТ-40ПЧ6 от вспомогательного энергоблока. Он используется на земле и в полете в случае сбоя основного питания.

Помимо основного и резервного электропитания предусмотрено также аварийное электропитание. Такое питание обеспечивает преобразователь электрической машины ПО-750А, напряжение однофазного тока 115 В.

Вторичная система питания обеспечивает 27 В постоянного тока и также состоит из двух подсистем. Основными источниками являются четыре выпрямителя ВУ-6А (Б), обеспечивающие преобразование переменного тока в постоянный. Вспомогательный источник — Стартер-генератор ГС-12ТО ВСУ ТА-6. Источники аварийной ситуации: четыре щелочные аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ.

Основными источниками трехфазного переменного тока напряжением 36 В являются два понижающих силовых трансформатора ТС320СО4А. Они питаются от автобусов основной бортовой сети. Резервный источник питания — трансформатор ПТ-125Ц, преобразующий постоянный ток 27 В в переменный 36 В. Резервное питание однофазного переменного тока 36 В обеспечивается трансформатором ТС-1-025.

Светотехническое оборудование

Светильники Ил-76 делятся на несколько подсистем:

  • кабина и рабочие места;
  • грузовой отсек;
  • хвостовая часть самолета;
  • служебные отсеки и кодон;
  • посадочные огни;
  • внутренняя сигнализация;
  • авиационные огни.

Основное освещение кабины обеспечивают красно-белые лампы ПС-62У с абажурами. Особое внимание уделяется освещению приборов и пультов управления. Освещение грузового отсека предназначено для решения соответствующих задач: от перевозки пассажиров до посадки.

Аэронавигационное, сигнальное и посадочное освещение выполнено в соответствии со стандартами управления воздушными судами и безопасности. Расчет сделан на подключение к нескольким источникам питания, чтобы при необходимости видимость не терялась даже в сложных погодных условиях.

Приборное оборудование

Кабина Ил-76
Кабина Ил-76

Аппаратура самолета включает в себя следующие компоненты:

  • система полного и статического давления;
  • анероидные мембранные устройства (АМП);
  • два комплекта систем воздушной сигнализации;
  • центральная система сигналов воздушной скорости и высоты ЦСВ-3М-1Б;
  • корректоры-регуляторы скорости и высоты (КЗСП и КЗВ);
  • комплекс для измерения реле давления ИКДРДФ.

Приборы измеряют и рассчитывают основные параметры полета: барометрическую высоту, скорость полета, температуру. Отдельно выделяют устройства для определения пространственного положения самолета.

Это включает:

  • вертикальный центральный гироскоп;
  • блок сравнения вертикальных гироскопов;
  • сигнализация сбоя питания;
  • индикатор крена и тангажа;
  • переключатель коррекции;
  • искусственный горизонт;
  • электрические указатели поворота;
  • магнитный компас.

Все эти устройства позволяют удерживать самолет в полете в удобном для пассажиров положении даже с учетом поворотов и плохой видимости. Важным аспектом считается сохранение желаемой позиции при приземлении.

Кислородное оборудование

Кислородное оборудование предназначено для обеспечения экипажа и пассажиров чистым воздухом на больших высотах, а также при разгерметизации воздушного судна или загрязнении атмосферы. В аварийных ситуациях оборудование позволяет экипажу дышать в условиях сильного задымления.

Кислородное оборудование Ил-76 представлено баллоном КБ-2 емкостью 7,65 л, загруженным до 29 кг на кв. См. Для баллона предусмотрены кислородные устройства КП-19 и КП-21.

Навигационное оборудование представлено точной носовой системой ТКС-П. Цель: определение и сопровождение заданного маршрута воздушного судна. Для этого используются гироскопические и магнитные средства.

Также используется инерциальная навигационная система И-11-76, обеспечивающая определение координат, скорости, углов крена и тангажа. Все полученные датчики используются для курсовых расчетов и корректировок (при необходимости).

БСОК (Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2)

Бортовая система записи режимов полета МСРП-64М-2 — это то, что принято называть «черным ящиком». Предназначен для записи всех индикаторов полета, начиная от состояния самолета и его систем и заканчивая разговорами экипажа.

БСОК состоит из регистратора KZ-63, фиксирующего высоту, скорость и перегрузки, а также диктофона MS-61B. Расшифровать данные можно только на земле с помощью специальных декодеров: НДУ-8, Луч-74 или АРМ «Топаз-М».

Система автоматического управления

Система автоматического управления самолетом САУ-1Т-2Б предназначена для автоматической коррекции курса, предпосадочных маневров и заходов на посадку. Включает двойной автопилот, ориентированный на каналы тангажа и крена.

Канал крена учитывает стабилизацию курса, различные режимы управления, включая посадку, а также заход на посадку с выходом на центральную взлетно-посадочную полосу. Канал тангажа учитывает положение самолета в воздухе и при необходимости стабилизирует высоту, скорость и подход к посадке.

Радиотехническое и радионавигационное оборудование

Радиотехническое и радионавигационное оборудование Ил-76 представлено следующими элементами:

  • Радиолокатор переднего обзора КП-3А;
  • воздушный переговорное устройство СПУ-8;
  • динамик СГУ-15;
  • аварийная коротковолновая радиостанция Р-861;
  • коротковолновая главная радиостанция Р-847Т;
  • два комплекта радиостанций Р-862;
  • аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»;
  • речевой информатор РИ-65;
  • регистратор МС-61Б;
  • дозиметр ДП-3Б;
  • два комплекта автоматического радиокомпаса АРК-15М;
  • радиокомпас АРК-У2;
  • радиосистема ближнего и дальнего действия РСБН-7С и А-711;
  • радиодальномер СДК-67;
  • радионавигационное и десантное оборудование КУРС-МП-2;
  • транспондеры самолетов СОМ-64 и СО-70;
  • два комплекта низковысотного радиовысотомера РВ-5;
  • доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-013-С2М;
  • система радиационной сигнализации СПО-10;
  • навигационно-пилотажный комплекс «Купол-II-76»;
  • вычислитель управления комплексом УВК на базе бортового компьютера «Гном-А».

Все эти системы обеспечивают внутренний контроль и взаимодействие членов экипажа, а также внешнюю связь самолета.

Пожарная безопасность

В этой машине он обеспечивает обнаружение горячих точек в моторных отсеках, а также на различных участках самолета. Для закалки здесь используется специальный состав под названием Фреон 114 В2, который хранится в 7 пиротехнических головках, общий объем 16 литров.

Если происходит аварийная посадка аэробуса и шасси не выбрасывается, конструкторы предусмотрели автоматический сброс всех огнетушителей, что предотвращает возгорание самолета. Кроме того, на борту также встречаются переносные элементы этого типа, позволяющие ликвидировать небольшие локальные источники открытого огня.

Чтобы обеспечить нормальный полет, необходимо выполнить ряд наблюдений и расчетов: температура воздуха за бортом, проверка фактической и указанной скорости полета и многое другое. Для этого Ил-76 оснащается различными измерительными приборами.

Разработчики внедрили систему подачи воздуха как пассажирам, так и экипажу машины. Также предусмотрена подача чистого кислорода в отсеки на случай пересечения загрязненных и задымленных участков во время полета. Для этого на борту устанавливаются специальные баллоны подачи.

видео посадки Ил-76

Источники

  • https://www.AviaPort.ru/directory/aviation/il76-md/
  • https://naukatehnika.com/vozdushnyij-bogatyir-po-imeni-%C2%ABil%C2%BB.-chast-1.html
  • https://aeroo.ru/32520-tjazhelyj-voenno-transportnyj-samolet-il-76md-90a-istorija-sozdanija-tehnicheskie-harakteristiki-samoleta.html
  • https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-76/
  • https://MilitaryExp.com/samolet-il-76-harakteristiki-i-modifikatsii/
  • http://samoleting.ru/samolety/tth-il-76-gruzopodemnost-razmery-modifikatsii.html
  • https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-76/
  • https://samoletos.ru/samolety/il-76

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии