Cамолет Ил-96 300, 400: характеристики, с двумя двигателями, президентский

История создания

Работы по созданию широкофюзеляжного отечественного самолета, предназначенного для пассажирского авиатранспорта, велись в начале 70-х годов прошлого века.

В то время лайнер Ил-62 использовался для дальних перелетов.

Существенным его недостатком была небольшая вместимость, что увеличивало нагрузку на взлетно-посадочные полосы. К тому же он значительно уступал зарубежным аналогам по комфорту и безопасности. Это было основной причиной начать работу над моделями следующего поколения на этапе проектирования.

ОКБ им. Ильюшин осуществил разработку современного крупнотоннажного пассажирского самолета на базе Ил-86. Было решено создать новую конструкцию для дальнего транспорта, получившую маркировку 86D, практически не отличавшуюся от базовой версии, но на конвейер не попавшую. К концу десятилетия стоит задача разработать новую модель, выгодно превосходящую аналоги.

Существенно изменена конструкция самолета, что стало причиной большего технического превосходства над первыми образцами отечественного производства.

Однако технологии того времени развивались настолько быстро, что после каждого завершения работ конструкторы начинали проект заново, поскольку только что созданный ими проект уже отставал от своих зарубежных конкурентов.

Первая модель Ил-96300 взлетела только осенью 1988 г и получила сертификационное признание после четырех лет испытаний.

Описание конструкции

Ил-96-300 — свободнонесущий широкофюзеляжный низкоплан с четырьмя двигателями, вертикальным оперением и стреловидным крылом.

Фюзеляж самолета имеет диаметр 6,08 метра, в зависимости от компоновки кабины он может вместить от 235 до 300 пассажиров. При стандартной компоновке (300 мест) пассажирский салон разделен на две кабины, по 66 мест спереди и 234 места сзади. Они расположены в ряд из девяти сидений с колесной базой 870 мм и двух коридоров по 550 мм. Самолет вместимостью 235 человек имеет пассажирский салон, разделенный на три салона: первого класса (22 места с междурядьем 1020 мм), бизнес-класса (40 мест) и эконом-класса (173 места). По комфорту пассажиров салон Ил-96 ничем не уступает лучшим зарубежным аналогам.

Нижняя палуба Ил-96-300 занята грузовыми отсеками. Их три, первые два могут принять девять стандартных авиационных контейнеров АБК-1,5, а третий предназначен для перевозки штучных грузов.

Ил-96 имеет крыло с размахом более 60 м и площадью 391 м 2 с большими вертикальными шипами по краям. По площади он значительно превосходит (на 70 м2) крыло Ил-86 и оснащен сложной механизацией. Включает полностью передние ламели и створки с двойной прорезью.

Вертикальное оперение самолета также имеет значительные размеры, оно на полтора метра больше, чем у Ил-86. Эта особенность покрытия позволяет ему сохранять устойчивость в полете даже в случае отказа одного из двигателей.

У Ил-96 четыре стойки шасси: три основные, расположенные под средней частью, и переднее шасси. Каждая из основных стоек имеет четырехколесную каретку с тормозными колесами, а на передней стойке — два не тормозных колеса. Размер всех колес шасси самолета одинаковый.

Размеры самолета Ил-96

Силовая установка лайнера состоит из четырех ТРДД ПС-90А с высокой степенью двухконтурности, которые могут создавать тягу до 16 тыс. Кгс. Они устанавливаются в пилонах, которые крепятся к консолям крыла. ПС-90А выполнен по двухвальной схеме, есть реверс. Двигатель оснащен четырехступенчатой ​​турбиной низкого давления и двухступенчатой ​​турбиной высокого давления. ПС-90А отличается модульной конструкцией, облегчающей обслуживание: при необходимости тот или иной модуль из одиннадцати имеющихся можно быстро заменить.

Впервые в истории советского авиастроения силовая установка самолета была оснащена двухканальной электронной системой управления и контроля «Диагностика-90». Эта система автоматически контролирует расход топлива и защищает двигатели от перенапряжений. Перспективный Ил-96-400М предполагается оснастить новым двигателем ПД-35, который сейчас находится в стадии разработки.

кабина-управления-иль

На Ил-96-300 была установлена ​​новейшая (на то время, конечно) пилотажно-навигационная система, которая позволяла отказаться от штурмана и обойтись экипажем из трех человек. Ил-96-300 — первый советский самолет, оснащенный электронной системой управления полетом ВСУП-85-4 — помимо традиционных аналоговых приборов в кабине Ил-96-300 появились электронные индикаторы. Самолет оборудован системой EDSU.

Топливная система Airbus во многом аналогична системе Ил-86. Топливо хранится в девяти цистернах, откуда оно перекачивается в бак предварительного потребления и, следовательно, в отсек потребления, который есть у каждого из двигателей. Четыре бака расположены в консолях крыла, еще один — в средней части.

Ил-96-300 оборудован автоматической системой кондиционирования. Воздух в кабину подается двигателями.

Салон самолета

Самолет оборудован электроимпульсной системой антифриза. Воздухозаборники нагреваются воздухом, подаваемым камерой компрессора.

 

Краткое описание

Фюзеляж самолета Ил-96 300 диаметром 6,08 м, вместимость в зависимости от положения пассажирских кресел от 235 до 300 человек. В стандартной версии на 300 мест купе разделено на 2 салона. В одном 234 места, в другом — 234 места спереди.

В моделях с меньшей пассажировместимостью купе разделено на 3 части: первая, бизнес-класс и эконом. Сравнивая уровень комфорта с зарубежными аналогами, отечественная версия ничем не уступает.

60-метровый размах крыла модели с килями, занимающими часть нижней кромки, и двухщелевыми килями превышает размеры первого Ил-86. Нижняя часть занята погрузочными площадками для перевозки авиаконтейнеров и пакетов.

3 основных стойки шасси под центральной частью самолета и передняя стойка такого же диаметра удерживают самолет на взлетно-посадочной полосе и разгоняют его при взлете.


Спальная зона в самолете

Описание характеристик пилотажно-навигационного комплекса Ил-96 300 удивляло своей интеллигентностью. С его помощью можно управлять макетом трехместного самолета без навигатора.

Впервые установлена ​​электронная система управления полетом ВСУП 85 4, новые электронные табло и индикаторы, ЭДСУ, электроимпульсная система защиты от замерзания.

Паспортные данные

Самолет с двумя двигателями в каждом крыле имел длину 55 346 м, высоту 17 457 м, размах крыла 60,106 м, диаметр фюзеляжа 6079 м и, как уже упоминалось выше, силовые установки с турбореактивными двигателями 4 л.с.-90А с максимальной тягой. 16000 кгс.

Максимально допустимая взлетная масса этой модели самолета — 250 тонн, полезная нагрузка — не более 40. Объем топливных баков авиалайнера — 150 000 литров.

Что касается летных характеристик, модель характеризуется оптимальной скоростью 860 км / ч, рекомендуемой высотой от 9 100 до 13 100 м и автономностью при максимальной полезной нагрузке, не превышающей 9800 км.

Согласно проведенным испытаниям, срок полезного использования самолетов Ил 96-300, а также Ил-96 400 выдерживает 25 лет эксплуатации или 10 000 полетов, что по времени нахождения в воздухе составляет 70 000 часов.

Этот срок эксплуатации лайнера регламентировал разработчик — ОКБ Ильюшина.

Модельный ряд

Самолет Ил-96 300 и последующая 400-я серия изначально проектировались как пассажирские. Они предназначались для среднемагистральных рейсов.


Кабина Ил-96

Однако судьба поступила иначе, на данный момент первая версия авиалайнера практически не используется, а следующая, более модернизированная и оснащенная электроникой, полностью перешла в руки военных.

Однако на их платформе разработано и выпущено несколько модификаций, которые летают до сих пор.

Парк самолетов Путина

На каком самолете летает Владимир Владимирович Путин? Воздушный флот главы государства состоит из 8 самолетов и 2 вертолетов. В основном для полетов используется флагман 96-300ПУ («КПП»). Это очень большой самолет, в нем есть все необходимое для эффективной работы и полноценного отдыха.

Этот самолет идет с полным набором электротехники. Это отличная площадка для управления страной и армией нашего государства. Ил-96-300 ПУ имеет все необходимые средства связи, в том числе спутниковые, поэтому взломать систему управления президентским самолетом невозможно.

Главный плюс в том, что абсолютно никто не знает, по какому маршруту полетит президентский самолет. А еще он может выбрать любую другую технику для авиаперелетов, например, следующие марки самолетов:

  • Ту-154М;
  • Ту-134;
  • Ил-62М;
  • Як-40;
  • Ил-96-300 (основной);
  • Ил-62 (резерв).

Президентский совет

Для подстраховки к морю номер один должен вылететь еще один самолет, сопровождающий главу государства, это то, что делают все президенты. И Путин выбирает самолет, на котором будут совпадать условия, характер поездки, дальность полета. Например, Индия использует марку самолетов, а Якутии нужна совсем другая.

Путин обычно использует в деловых визитах самолеты, разработанные специально для президентских полетов, но так уж получилось, что ему пришлось лететь на истребителе. Или когда нужно пересесть на вертолет, это Ми-8. На борту самолета должны находиться один командир и две смены экипажа, а также пять мужчин и пять бортпроводников.

В 2012 году летная часть «Россия» получила дозаправку: еще один Ил-96-300 с бортовым номером RA96020, а в 2013 году — еще один, который был заказан под бортовым номером RA96021.

Ил-96-300 Путин
Президентский самолет

Сотрудников прессы всегда интересует не только самолет, на котором летит президент России (кстати, президентские фото Ил-96 постоянно публикуются на страницах российской прессы), но и то, как устроиться на такую ​​работу, но это конечно непростой выбор.

Комиссия отбирает для работы в Государственном таможенном комитете «Россия»: по возрасту, уровню квалификации кандидат должен быть ответственным, исполнительным, надежным, дисциплинированным. Новички, как правило, не поднимаются на борт №1, для начала нужно подняться по всем ступеням карьерной лестницы и достичь высочайшего уровня профессионализма. Самолет этого президента эксплуатируется государственной транспортной компанией «Россия».

Анатолий Кнышов, летчик-испытатель, Герой России:

— Когда я летел в США на Ил-96 в 1990-е годы и в баках оставалось топливо еще на три часа полета, американцы были ужасно удивлены. Представитель их авиационных властей тогда прямо заявил: по некоторым позициям этот тип самолетов для нас недостижим. Странно, что Россия все еще может создавать конкурентоспособный продукт. На Ил-96 по заданию генерального конструктора я совершил шесть посадок с имитацией отказа всех двигателей. Никто не делал этого ни с одним иностранцем. А на Ил-96 это может сделать даже тренировочный экипаж среднего звена.

Модели 300-й серии

С момента первого признания было выпущено 22 самолета Ил-96-300.

Многие из них используются сегодня:

  • Ил-96 300ПУ — спецпроект, предназначенный для перевозки президента РФ, всего было собрано 5 экземпляров. Снаружи он практически не отличается от пассажирских собратьев, за исключением небольшой горки вверху. В нем есть оборудование, позволяющее управлять Вооруженными силами страны, он оснащен «ядерным чемоданом».
  • Ил-96 300 96 Т — разработан на базе предшественника в 1997 году. Неоднократно демонстрировался как грузовой авиалайнер компании «Аэрофлот», хотя к авиаперевозчику никогда не имел отношения. Единственный экземпляр взлетел один раз, во время испытаний заказов не поступало, поэтому самолет переоборудовали в Ил-96 400 Т.

На сегодняшний день производство 300-й серии продолжается, так как она используется для перевозки первого лица государства.

Последний совет воронежский завод дал в 2015 году, примерно в то же время, когда был получен еще один госзаказ, полученный в конце 2018 года.

На посадку

А как насчет Ил-96-300? Первый самолет этого типа поступил на вооружение Аэрофлота в 1993 году. На данный момент эти самолеты доступны только в Государственном таможенном комитете России в качестве VIP-транспорта и на Кубу (на нем также летает лидер Кубы). Всего воронежское предприятие выпустило 20 самолетов, в том числе опытные.
11 августа 2009 г было объявлено, что самолет Ил-96-300 будет снят с производства как «бесперспективный». А перед этим Дмитрий Медведев посетил завод ВАСО. Ознакомившись с самолетом, он сказал: «Хороший самолет. Зайдите внутрь и почувствуйте, что у нас все еще есть власть в стране. Очень хороший! Еще раз поздравляю! Наши машины, конечно, лучшие. Красиво просто!».

Сергей Кнышов, командир Ил-96, проходил стажировку в США на Боингах, но предпочитает летать только на Ил-96:

— Если сравнивать два лайнера: Боинг-767 и Ил-96-300, то американец с двумя двигателями перевозит 200 пассажиров и потребляет 6 тонн топлива. Ил-96 перевозит 300 пассажиров и 15 тонн грузов при потреблении всего 7 тонн. Разделите тонны на километры и вам все будет ясно. К тому же Ил-96 — великолепная машина: просторный салон, большие экраны — слепой все увидит. Диаметр фюзеляжа 6 метров, как у тоннеля метро. Вы чувствуете себя как на обычном, надежном океанском лайнере с четырьмя двигателями. Кстати, за всю свою историю Ил-96 не участвовал ни в одной катастрофе. Я не убил ни одного человека.

Генрих Новожилов, главный конструктор Ил-96:

— Меня часто просят сравнить два самолета: наш и Боинг-767. Есть официальная оценка Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Эти самолеты не уступают друг другу по характеристикам. У нас больше. Если посмотреть на ежемесячный налет Аэрофлота, то иногда у Ил-96-300 больше, чем у Боинга. А по количеству посадок в месяц мы превосходим Боинг-767, потому что Ил-96-300 не всегда эксплуатируется на очень дальних маршрутах, для которых он создавался».

В прошлом году Аэрофлот выставил на продажу все шесть самолетов Ил-96-300. «В связи с планируемым выводом из эксплуатации самолетов Ил-96-300 Аэрофлот предлагает всем заинтересованным сторонам представить свои предложения по приобретению самолетов этого типа», — сказал авиаперевозчик.

Стоимость самолетов компания не называет, мотивируя это переговорами. Последний рейс под флагом Аэрофлота Ил-96-300 был выполнен 30 марта 2014 года из Москвы в Ташкент.

Как пояснил Интерфаксу представитель Аэрофлота, самолеты старые, экономичные и вызывают жалобы пассажиров из-за низкого комфорта в салоне. Все Ил-96-300 Аэрофлота выпускались в 1991–1995 годах.

Модели 400-й серии

Больше наград удостоились модернизированные и более совершенные «Ильюшки» -96.400. Ими успешно управляют Минобороны и Аэрофлот».

Однако не все модификации самолета потребовались. Некоторые из них не стали популярными и было выпущено не более одного тестового экземпляра.

Изменения, отмеченные этой серией, представлены ниже:

  • Ил-96 400 — признан улучшенной модернизированной версией своего предшественника. Получил новый силовой агрегат ПС-90А-1 с соответствующим улучшенным наддувом. Он отличается длинным фюзеляжем, меньшим расходом топлива и новой авионикой.
  • Ил-96 400Т — грузовой вариант своего прототипа, сохранивший летно-технические характеристики. Производство ведется с 2007 года в Воронеже. Первые 3 самолета успешно эксплуатировались местной авиакомпанией «Полет», выполняющей международные грузовые рейсы. В июле 2014 года они были удалены и разобраны для обработки. На данный момент планируется возобновление серийного производства по госзаказу Минобороны РФ.
  • Ил-96 400ТЗ — Минобороны РФ подписало договор на поставку 2-х единиц, оснащенных универсальными воздушными заправочными устройствами УПАЗ-1, установленными на первых модификациях самолета Ил-78. Их планируется использовать для перевозки топлива в радиусе 3 500 км.
  • Ил-96 400 ВКП — замена устаревшей модели Ил-86 ВКП (пост стратегического управления третьего поколения) для ВС РФ.
  • Ил-96 400 М — первая отечественная авиационная разработка совместно с зарубежными представителями. Серийное производство не велось, единственный созданный в 1993 году отличался от прототипа длинным фюзеляжем, силовой установкой «Pratt & Whitney», зарубежной авионикой. В 1997 году он получил сертификат в Америке и неоднократно демонстрировался на мировых авиасалонах как самолет с маркировкой ИЛ-96400 с новым силовым агрегатом.
  • Ил-96 400МД — оснащен американскими двигателями, которые сейчас используются на Боинге 777».
  • Ил-96 400МК — 4 ТРД НК-92.

По состоянию на 2017 год выпущено 30 самолетов. Кроме того, наибольшей популярностью пользовалась продукция Воронежского акционерного авиастроительного общества в период с 2004 по 2009 годы.

На данный момент собрано 6 авиалайнеров.

Самые известные факты

Так называемый двухэтажный отечественный авиалайнер — активная легенда российского и советского авиапрома, с его эксплуатацией связано много интересных историй и фактов.

Некоторые из них противоречивы и характеризуют самолет отрицательно, другие, напротив, положительно, возвышая модели Ил-96 над зарубежными аналогами.

Самые распространенные представлены ниже:

Модель Ил-96М, созданная совместно с американскими конструкторами, считается безупречным лидером среди отечественных пассажирских авиалайнеров последнего десятилетия.

Это самый крупный самолет Ил, его пассажировместимость достигает 435 человек, максимальная взлетная масса — 270 тонн, протяженность полета — 12800 км с одной дозаправкой.

Плата с надписью «Ил-96 300ПУ» расшифровывается как «Центр управления». Отсюда можно наблюдать за ситуацией в мире, самолет оборудован системой ПВО, тепловой пушкой, фюзеляж покрыт материалами, обеспечивающими отражение радиосигналов от систем слежения.

Внутри модели есть все необходимое для комфортного передвижения и, при необходимости, для жизни в течение некоторого времени. Однако, несмотря на повышенные меры безопасности авиалайнера, 2 из 3 негативных происшествий за его долгую историю связаны с ним.

Первая авиакатастрофа произошла 5 октября 2004 года в аэропорту Лиссабона. Во время взлета произошло столкновение со стаей голубей, что привело к неожиданной отмене полета. После осмотра технического состояния модели было обнаружено скопление конденсата на трубах SCR, который попал в приборную панель авиалайнера.

Это повлияло на показания датчика и вызвало отключение. Впоследствии последняя версия была признана официальной.
Катастрофа в Португалии произошла без присутствия президента на борту самолета, но 2 августа 2005 года в Турку (Финляндия) он был вынужден переехать в запасной.

Причина — неисправность рулевой системы. Последующее судебное разбирательство привело к наложению 42-дневного запрета на полеты всех модификаций Ил-96 300. Одна из частей тормозного механизма авиалайнера оказалась неисправной, поэтому вся система торможения вышла из строя систематически.

Произошло это из-за несоответствия дизайна модели оригинальным чертежам.

Огромные убытки авиакомпании стали причиной отставки генерального директора ВАС Вячеслава Саликова.

03.06.2014 г загорелся неработающий авиалайнер Ил-96 300, стоявший на технической стоянке аэропорта Шереметьево. В кабине произошло самовозгорание, пострадавших нет, остов распилил на металлолом.

Больше никаких негативных ситуаций за многолетнюю историю использования карты не наблюдалось.

Основная причина того, что модели Ил-96 не получили всемирного признания, — это неудачное время разработки. Основная работа проходила в то время, когда страна находилась на рубеже веков и находилась в нестабильном положении.

Именно это помешало авиалайнеру занять лидирующие позиции на мировом рынке и уступить место американскому самолету Boeing 777, отличающемуся высокой аварийностью.

«Президентский» ИЛ-96-300

Первый «президентский» Ил-96-300ПУ был собран для президента Бориса Ельцина, который хотел заменить старый Ил-62 на более перспективную модель самолета. О богатстве интерьера и технической обивке самолета, который был собран для Ельцина, ходят легенды. Внутреннее оборудование кают включало:

  • Дизайн интерьера выполнил Глазунов;
  • В отделке использованы благородные породы дерева;
  • Драгоценные камни и золото также использовались в украшениях;
  • Различные электронные замки и бронестекло.
  • Кроме того, самолет был оборудован системой дистанционного управления Ракетными войсками стратегического назначения, электронными системами, препятствующими запуску ракет ПЗРК, специальной системой спасения президента от самолета в случае аварии.

Не принимая во внимание тот факт, что президент выбрал для себя Ил-96-300, можно с уверенностью сказать, что Ил-96 — это очень качественная машина. О качестве сборки говорит тот факт, что за 20 лет эксплуатации не разбилось не один Ил-96-300. Конечно, это можно объяснить теорией вероятности, ведь было выпущено всего 30 самолетов, но факт остается фактом. На фоне постоянных сообщений мировых СМИ об авиакатастрофах самолетов Boeing и Airbus надежность Ил-96 вызывает уважение.

ИЛ-96-400 – последняя модификация ИЛ-96

Самолет Ил-96-400Т — грузовая модификация самолета Ил-96-300. Фюзеляж этой модели увеличился на 9,35 метра. Чтобы превратить Ил-96-300 в транспортный самолет, необходимо было усилить пол грузового отсека и установить на него специальные направляющие, предназначенные для крепления различных типов механизмов. Эти устройства предназначены для погрузки / разгрузки контейнеров и специальных авиационных поддонов, используемых в международных перевозках.

Все доработки пассажирского Ил-96-300, проведенные с целью преобразования пассажирского авиалайнера в тяжелый транспортный самолет, привели к тому, что максимальная нагрузка составила 92 тонны. В настоящее время Ил-96-400Т пользуется большим спросом в сфере грузовых авиаперевозок.

В 2009 году авиакомпания «Полет» начала эксплуатацию грузовых самолетов Ил-96-400Т. К сожалению, дела у этой старейшей частной авиакомпании в России шли не очень хорошо. В 2014 году он прекратил свое существование из-за огромного падения спроса на его услуги.

В 2009 году самолетом Ил-96-400Т заинтересовались представители перуанской авиакомпании. В ходе авиакосмической выставки МАКС-2009 подписано несколько договоров на поставку двух Ил-96-400Т. Интерес к самолету проявили представители Китая и некоторых стран Ближнего Востока. Получение новых транспортных модификаций Ил-96-400Т новыми, более мощными двигателями позволило им получить «пропуск» в мировую авиацию, поскольку новые двигатели соответствуют всем мировым авиационным стандартам. В сочетании с совершенной системой пилотирования и навигации и большой грузоподъемностью, Ил-96-400Т является очень заманчивым предложением в своем классе.

Многие утверждают, что сейчас в России нет альтернативы продолжению производства транспортных самолетов на базе довольно старой модели Ил-96-300. Ситуация с украинским тяжелым транспортным самолетом от Академии наук достаточно напряженная, так что приходится довольствоваться тем, что есть. К тому же Ил-96-400Т — неплохой самолет, успешно прошедший все нормы летной годности, принятые в России. Годовой интерес зарубежных авиакомпаний подтверждает востребованность самолетов Ил-96-400Т. Сирия, Иран и Зимбабве ведут переговоры о поставке нескольких транспортных самолетов Ил-96-400Т с российской стороной.

Ил-96-400Т

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии