Бомбардировщик Ту-160 Белый лебедь — история разработки и применение, конструкция и характеристики, вооружение и модификации, достоинства и недостатки самолета

Содержание
  1. История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»
  2. Особенности конструкции бомбардировщика
  3. Фюзеляж
  4. Крыло
  5. Шасси
  6. Силовая установка
  7. Топливная система
  8. Оборудование
  9. Вооружение Ту-160
  10. Боевое применение
  11. Конкуренция
  12. Редкая птица
  13. Быстрее, выше, сильнее
  14. Экземпляры
  15. Немного о самой модернизированной модели
  16. Технические характеристики «Белого лебедя» (ТТХ)
  17. История проекта создания самолёта Ту 160
  18. Количество и стоимость бомбардировщиков Ту-160
  19. Количество самолетов в стране
  20. Подробнее о летных возможностях
  21. Летные характеристики бомбардировщика
  22. Модернизация
  23. Аварии и катастрофы
  24. Эксплуатация
  25. Достоинства и недостатки Ту-160
  26. Тактико-технические данные бомбардировщика Ту 160
  27. Лётные характеристики Ту 160
  28. Силовая установка самолёта Ту 160
  29. Размеры самолёта Ту 160
  30. Вес самолёта Ту 160
  31. Вооружение самолёта Ту 160
  32. Новые модели воздушных средств
  33. Оборудование
  34. Топливо
  35. Сравнение с зарубежными аналогами
  36. Самолет «Белый лебедь»: описание модификаций
  37. Модификации бомбардировщика
  38. Управление
  39. Производство
  40. Современное положение
  41. Вооружение

История разработки бомбардировщика Ту-160 «Белый лебедь»

В 60-е годы прошлого века активных разработок стратегических бомбардировщиков в СССР практически не велось. Долгое время военно-политическое руководство страны считало, что время самолетов уходит, и лучше сосредоточить усилия на создании баллистических ракет. Ситуация изменилась только в 1967 году, когда правительство поручило оборонной промышленности подготовить проект принципиально нового бомбардировщика. В постановлении Совета Министров указаны желательные параметры этой машины, в том числе крейсерская скорость (даже не максимальная!) 3500 километров в час при дальности полета 13000 километров — абсолютно фантастические характеристики даже на сегодняшний день.

Наибольшим опытом создания тяжелых бомбардировщиков обладало конструкторское бюро А. Н. Туполева, однако поначалу он не участвовал в проектировании новой машины.

Т-4МС
Вот как может выглядеть Т-4МС: бомбардировщик ОКБ Сухого

Были задействованы еще два конструкторских бюро — П.О. Сухого и В.М. Мясищев. Первый из них разработал проект Т-4МС, основанный на аэродинамической конструкции «летающее крыло». При этом в 1972 году инженеры ОКБ Мясищева подготовили сразу два перспективных варианта. Один из них, М-18, по всей видимости, был весьма близок к американскому Б-1Б, который в то время еще создавался а второй, М-20, имел аэродинамическую конструкцию «утка».

КБ А. Н. Туполева участвовало в создании нового «стратега» в конце 1969 года. По разным причинам, в том числе, возможно, под влиянием Д. Ф. Устинова, это КБ впервые пыталось создать самолет на базе пассажирского корабля Ту-144.

В 1972 году Министерство авиационной промышленности СССР провело конкурс, по итогам которого предполагалось выбрать один из проектов стратегического бомбардировщика для последующей «доводки» конструкции и серийного производства. Вариант, предложенный ОКБ Туполева, был признан наименее удачным. Т-4МС произвел сильное впечатление на конкурсную комиссию, однако военные выразили обеспокоенность тем, что ОП «Сухой» не сможет одновременно работать над созданием истребителя Су-27, что в то время было приоритетной задачей.

Конструкция Мясищева — М-18 — казалась наиболее приемлемой в этом контексте. Сходство с B-1 было скорее плюсом, чем минусом: оно указывало на то, что по крайней мере компоновка бомбардировщика уже «опробована». При этом ОКБ Мясищева не имело собственной производственной базы и не имело опыта создания сверхзвуковых самолетов.

Чертежи М-20
Один из вариантов «альтернативного» проекта М-20, созданного в КБ Мясищева совместно с М-18

Окончательное решение комиссии выглядело парадоксальным: победитель не был назначен, а вся дальнейшая работа была возложена на конструкторское бюро А. Н. Туполева, предложив остальным участникам передать всю имеющуюся техническую документацию.

Глядя на современный «Белый лебедь» Ту 160, может показаться, что он основан на проекте Мясищева М-18, но это не совсем так. В частности, туполевцы не сразу согласились на вариант самолета с крылом изменяемой стреловидности. Долгое время мы не могли выбрать наиболее оптимальную планировку. Окончательное решение о создании бомбардировщика с обозначением Ту-160 вместе с общим техническим заданием, устанавливающим требуемые характеристики, было закреплено в декабре 1975 года специальным постановлением правительства СССР.

Параллельно с работами по созданию самого самолета велось проектирование его бортового оборудования, силовой установки и системы вооружения. Все эти задачи были чрезвычайно сложными, но решались в срок.

Ту-160 совершил первый полет 18 декабря 1981 года. Заводские испытания бомбардировщика продолжались до 1985 года, после чего он плавно вошел в состояние. В середине 1989 года самолет был подготовлен к передаче в войска для опытной эксплуатации.

Первые экземпляры Ту-160 были построены в Москве, затем серийная сборка производилась в Казани. Отдельные части ячейки производились в Иркутске, Воронеже и Куйбышеве (ныне Самара).

На Ту-160
Использование «украинского» Ту-160 в аэропорту Прилуки

Дальнейшая судьба стратегического бомбардировщика была сложной, иногда даже трагичной. После распада СССР часть уже выпущенных серийных самолетов оказалась на территории Украины, где из-за постоянной нехватки средств эти самолеты не получали необходимого обслуживания. В результате 8 из 19 «украинских» Ту-160 были переданы России, один стал музейным экспонатом, а 10 распилили в присутствии американских сенаторов, не скрывающих своего злорадства.

Производство модернизированных Ту-160 может быть возобновлено в ближайшие годы, однако сообщения об этом до сих пор весьма противоречивы.

Особенности конструкции бомбардировщика

Ту-160 имеет цельную компоновку, характерную для многих современных военных самолетов. Подъемную силу создают не только крылья, но и фюзеляж. По аэродинамической схеме это низкоплан с полностью поворачиваемым килем и стабилизатором. При производстве планера используются композиционные материалы, а также сплавы на основе стали, жаропрочного алюминия и титана.

Фюзеляж

Планер самолета Ту-160 состоит из следующих основных частей:

  1. F1 — обтекатель бортовой радиоэлектронной станции;
  2. F2 — кабина и отсек авионики;
  3. F3 — первый бомбовый отсек и передние пули вместе с крылом;
  4. Ф4 — центральная балка-кессон;
  5. F5 — второй бомбовый отсек, гондолы двигателей;
  6. Ф6 — хвост и киль.

Кабина сделана общей, командир и пилот на передних сиденьях, операторы сзади.

Кабина экипажа Ту-160
Кабина экипажа Ту-160

Исключение любого члена экипажа разрешено во всех режимах полета.

Крыло

Поворотное крыло изменяемой стреловидности — один из самых заметных элементов конструкции Ту-160. Угол наклона передней кромки может варьироваться от 20 до 65 градусов. Используемый на бомбардировщике механизм поворота был скопирован с аналогичного устройства, установленного на самолете Ту-22М, с поправкой на больший размер и массу крыла. Имеется развитая система механизации.

При наземном обслуживании запрещается переводить крыло в «сверхзвуковое» положение, так как хвост бомбардировщика «настигает» остальную часть самолета и может даже удариться о бетон.

Шасси

Во время руления, взлета и разбега самолет Ту 160 поддерживается тремя стойками шасси. Есть специальные гондолы для размещения двух основных стоек. Когда шасси убирается, длина этих стоек уменьшается, что уменьшает габаритные размеры самолета. Основные вагоны шестиколесные. Одноосная передняя поворотная стойка убирается в специальную нишу, которая также имеет вход в кабину. Ширина колеи шасси составляет 5,4 метра. Чтобы инородные тела не попали в воздухозаборники при взлете, передняя стойка оборудована аэродинамическим дефлектором.

Силовая установка

Ракетоносец Ту-160 оснащен четырьмя двухконтурными ТРДД НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе (ныне АНТК им. Н.Д. Кузнецова). Серийное производство началось в 1983 году и возобновилось в 2016 году.

Двигатель для Ту-160
Двухконтурный ТРДД НК-32

Номинальная тяга на крейсерском режиме составляет 14 000 кгс, а на форсаже этот показатель достигает 25 000 кгс. Гондолы двигателей расположены под фюзеляжем самолета, по две с каждой стороны.

В отличие от американского B-1B, здесь используются регулируемые дефлекторы, которые позволяют развивать и длительное время поддерживать скорость 2200 километров в час. Лопатки турбины двигателя выполнены таким образом, что падающие на них радиоволны отражаются на поглощающих элементах конструкции. В результате радиолокационная заметность бомбардировщика снижается.

Топливная система

Всего в крыле и фюзеляже самолета 13 топливных баков. Во время полета бортовая электроника контролирует положение центра тяжести бомбардировщика и при необходимости перераспределяет топливо, не допуская разбалансировки машины.

Заправлять Ту-160 можно в воздухе. Для этого используется выдвижной стержень для приема топлива, расположенный в носовой части самолета.

Оборудование

Бомбардировщик оснащен системой дистанционного управления, включающей как аналоговые, так и цифровые устройства. Предусмотрено четырехкратное резервирование, также есть механическая разводка, которая при необходимости дублирует команды.

Поиск целей и наведение на них наступательного оружия осуществляется с помощью прибора ОПБ-15Р (оптико-телевизионный прицел) и радиолокационной станции с антенной, направленной по траектории полета. Эти элементы оборудования составляют комплекс «Обзор-К», который также используется для картографирования местности.

Рабочее место штурмана Ту-160
Рабочее место левого штурмана Ту-160

Защиту самолетов от истребителей и наземных средств ПВО обеспечивает Байкальский оборонный комплекс. В его состав входят устройства для стрельбы пассивными помехами, а также системы радиоэлектронной борьбы и обнаружения срабатывания радаров противника. Долгое время «Байкал» оставался слабым местом Ту-160 (создатели американского самолета B-1B столкнулись с аналогичной проблемой), однако со временем им удалось добиться достаточно высокого уровня надежности этого оборудование. Кроме того, предполагается, что характеристики оборонительных систем варианта Ту-160 М2 будут значительно улучшены.

Панель приборов в кабине выглядит устаревшей по современным меркам. Многофункциональные индикаторы в нем не устанавливались, оборудование в основном «унаследовано» от Ту-22М.

Вооружение Ту-160

Бомбардировщик способен поднимать в воздух до 45 тонн боевого груза, для чего предусмотрены два отдельных отсека.

Можно использовать три основных варианта оружия:

  1. 24 аэробалистических ракеты Х-15. У них сравнительно небольшая дальность полета — до 300 км, но при этом скорость достигает 5 М. Основной вариант боевой части — ядерная, мощностью 300 килотонн. Также существуют противорадиолокационные и противокорабельные модификации;
  2. 12 крылатых ракет Х-55. Дальность полета — 3500 км, скорость — до 830 км / ч. Боевая часть ядерная, мощностью от 200 до 500 килотонн. Есть «обычный» вариант Х-555 с дальностью полета 2000 км;
  3. 12 крылатых ракет Х-101. Дальность действия — 5 500 км, масса боевой части — 400 (по другим данным — 450) кг. Есть ядерный вариант ракеты — Х-102, мощностью до 1 мегатонны. Главное достоинство Х-101 и Х-102 — большая точность, вероятное круговое отклонение — 5 метров.

Ту-160 запускает ракету
Ту-160 запускает крылатую ракету

Ракеты запускаются специальными барабанными устройствами. Изучается возможность использования бомб свободного падения и правильных авиабомб.

Боевое применение

В апреле 2020 года Минобороны С. Шойгу отметило необходимость возобновления производства. Но самолет уже использовался 17-20 ноября 2020 года во время операции в Сирии. Машина была вооружена крылатыми ракетами обоих типов: Х-555 и Х-101. Впоследствии техника была использована в сирийской кампании.

Самолет Ту-160 «Белый лебедь»: технические характеристики

Конкуренция

На ранних этапах разработки нового бомбардировщика командование лучше узнало ОКБ СУ с обозначением Т-4М. Однако одновременно конструкторы занимались созданием истребителей Су-27. Было решено передать всю информацию о создаваемом тяжелом самолете инженерам туполевского ведомства.
На этом этапе самолет White Swan может прекратить свое существование и переименовать его в Т-4М. Однако Туполев отвергает предложенный проект и решает продолжить работу над бомбардировщиком с крылом изменяемой стреловидности. Кроме того, заказчик выдвинул два обязательных требования:

  1. Возможность маловысотных трансзвуковых полетов.
  2. Дальние дозвуковые полеты.

В новом самолете использовались самые передовые технологии и материалы того времени, было разработано усиленное шасси, модернизирован двигатель и ряд других узлов. Кодовое наименование модели — Ту-160М. Агрегат комплектовался различными деталями, произведенными на пятистах предприятиях.


Редкая птица

А теперь о грустном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит был связан с сокращением вооружений в период, предшествующий распаду СССР, и привел к тому, что каждый самолет получил свое название. На вооружении находится не менее 61 американского аналога.

С этим связана еще одна интересная история. После распада СССР 19 таких машин остались на территории Украины, и только 6 были в рабочем состоянии. Учитывая экономическое состояние новообразованного государства, не было возможности обслуживать и ремонтировать эти машины. Фактически даже для тренировочного полета необходимо заправить машину примерно 40 тоннами топлива.

Быстрее, выше, сильнее

Ту-160 — реактивный бомбардировщик, несущий ракеты с крылом изменяемой стреловидности. Самолет оказался уникальным: это самый большой и мощный военный самолет с изменяемой геометрией крыла в мире. Это также самый быстрый бомбардировщик, когда-либо находившийся на вооружении. К тому же у него наибольшая взлетная масса, то есть они могут нести большую нагрузку бомб, чем их зарубежные аналоги.

Чтобы было понятнее, давайте посмотрим на цифры и сравним характеристики White Swan с его основным конкурентом, американским бомбардировщиком B-1B Lancer. Если вы посмотрите на эти самолеты, вы заметите, что у них много схожих характеристик: у них одинаковые очертания фюзеляжа, изменяемый размах крыльев и расположение двигателей. Однако бросается в глаза явно больший размер «Лебедя»: он составляет 54,1 метра в длину и 13,1 метра в высоту, почти на 10 метров длиннее и на 3 метра выше американского.

Мощность двигателей Ту-160 позволяет на больших высотах развивать скорость до 2200 км / ч или 2,08 М (Мах в авиации называется скоростью звука, которая составляет около 1200 км / ч, но зависит от состояния воздуха). Максимальная скорость «американца» составляет всего 1,2 М. Боевая нагрузка (сколько боеприпасов может нести самолет) составляет 45 тонн, а у Б-1Б — 34 тонны в заднем бомбоотсеке и 22 тонны на пилонах под ним. Али.

Экземпляры

Большинство стратегических ракетоносцев Ту-160 имеют собственные названия. Боковые номера самолетов, находящихся на вооружении ВВС Италии, выделены жирным шрифтом.

Самолет Ту-160
Сер. / Номер. Б / н РФ Имя Примечание
70-01 18 первый экземпляр рейса
70-02 Статистические тесты пройдены, не полетели
70-03 29 второй экземпляр рейса
1-01 тридцать первый серийный самолет
1-02 56 второй серийный самолет потерян в авиакатастрофе
2-01 86 третий серийный самолет, хранящийся в ЛИИ
2-02 19 (бывший 87) 94113 «Валентино Близнюк»
4-01 «Борис Веремей» ранее здесь была выставка б / н 342 в г. Жуковский
? 14 замечен в Прилуках в 1999 году, когда налетал менее 100 часов
21 год «Генерал Ермолов»
? 21 год это было в Прилуках, предположительно распилено
? 22 это было в Прилуках, предположительно распилено
? 23 это было в Прилуках, предположительно распилено
? 24 это было в Прилуках, распилен 16 ноября 1998 г .; налет 466 часов
? 25 это было в Прилуках, предположительно распилено
? 26 год находился в Прилуках, с 2000 г в Полтавском авиационном музее
? тридцать видел в Прилуках
? 31 год видел в Прилуках
? 32 видел в Прилуках
? 33 видел в Прилуках
? 10 94100 «Николай Кузнецов» переведен из Прилуков в Энгельс, назначен 9 августа 2008 г
? одиннадцать 94114 «Василий Сенько» был переведен из Прилуков в Энгельс
6-03 12 «Александр Новиков» Прибывший в КАПО в 2011 году для проведения контрольно-восстановительных работ, ожидается, что он будет передан Министерству обороны Российской Федерации в 2012 году.
03-04 14 94103 «Игорь Сикорский» был переведен из Прилуков в Энгельс, бывший ч / б неизвестен
5-05 15 «Владимир Судетти» Проверка КАПО продолжается.
? 16 «Алексей Плохов» перенесен из Прилуков в Энгельс, прошел модернизацию
? 17 94110 Валерий Чкалов был переведен из Прилуков в Энгельс
? 18 был переведен из Прилуков в Энгельс
7-01 01 «Михаил Громов» постсоветское производство, потерпело крах в 2003 г
7-02 02 94102 «Василий Решетников» Прошел контрольно-восстановительную службу на КАПО в 2009 году.
7-03 03 94101 «Павел Таран» Прошел контрольно-восстановительную службу на КАПО в 2011 году.
7-04 04 «Иван Ярыгин» Прошел контрольно-восстановительную службу на КАПО в 2010 году.
7-05 05 94104 «Александр Голованов» Постсоветское производство, в 1995 году называлось «Илья Муромец», в 1999 году было переименовано. Он проходит инспекционно-эвакуационные услуги на КАПО, его планируется передать Минобороны РФ в 2012 году.
8-01 06 94105 «Илья Муромец» Прошел контрольно-восстановительную службу на КАПО в 2009 году.
8-02 07 «Александр Молодчий» Первый полет 1999 г., передан ВВС Италии в 2000 г
8-03 08 94115 «Виталий Копылов» Последний автомобиль КАПО производства 2008 года.

Кроме того, согласно годовой бухгалтерской отчетности КАПО за 2011 год, следующие серийные номера Ту-160 прошли аудит, осмотр и восстановление:

5-03 Капитальный ремонт на КАПО в 2009 году.

5-04 Капитальный ремонт на КАПО в 2011 году.

5-05 Капитальный ремонт на КАПО, поставка Минобороны РФ ожидается в 2012 году.

6-01 Прошла контрольно-восстановительную службу на КАПО в 2008 году.

6-05 Капитальный ремонт на КАПО, поставка Минобороны РФ ожидается в 2013 году.

Немного о самой модернизированной модели

Самолет Ту-160 «Белый лебедь» с индексом М — новейшая модернизация, запущенная в серийное производство. Аппарат оснащен новым вооружением и современным электронным оборудованием. Бомбардировщик может нести на борту около девяноста зарядов OFAB, каждый из которых весит пятьсот килограммов. Если сравнивать рассматриваемый самолет с британским аналогом «Тайфун», то отечественная модель по большинству показателей превосходит «британца». Например, у него в четыре раза большая дальность полета без дозаправки, повышенный КПД двигателя, а также он способен нести больше бомб и ракет.

Технические характеристики «Белого лебедя» (ТТХ)

Ту-160 — самый большой и тяжелый бомбардировщик в мире. Его основные рабочие параметры следующие:

Взлетная масса 275 тонн максимум, 267,6 нормальных тонн
Масса самолета без вооружения и топлива 110 тонн
Высота самолета 13,1 м
Размах крыльев 35,6 / 50,7 / 55,7 метров в зависимости от режима полета
Длина самолета 54,1 м
Заправка 148 тонн

Следует отметить, что площадь крыла меняется в зависимости от его размаха.

История проекта создания самолёта Ту 160

Создание нового проекта бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. В начале 1970-х проекты были представлены на экспертизу. Обе конструкции оказались похожими — это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяемой стреловидностью, но все же компоновки были разными.

В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева, имеющее опыт создания сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и неконкурентный проект ОКБ Туполева, было решено поручить работу над проектом туполевцам, так как они имеют большой опыт создания сверхзвуковых машин.

Помимо ОКБ Туполева, были задействованы предприятия оборонно-промышленного комплекса, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего с 1972 года приняли участие более 800 организаций.
Первый прототип (обозначение 70-01) поднялся в воздух в декабре 1981 года с экипажем во главе с летчиком-испытателем Б. Веремеем из аэропорта Раменское. Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца были изготовлены на предприятии «Опыт».

Ту схема 160

Серийные самолеты производились на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября сериал получил путевку в рай.

Количество и стоимость бомбардировщиков Ту-160

Ту-160 — один из самых дорогих представителей авиатехники, цена экземпляра серии М в 2015 году составляла 250 миллионов долларов. По информации от 2008 года, 1 час полета ракетоносца без применения оружия стоит 580 тысяч рублей. В ВВС России 16 машин.

Количество самолетов в стране

На сегодняшний день на вооружении ВКС России находятся 16 стратегических бомбардировщиков Ту-160. Правительство решило полностью модернизировать самолет, получивший название Ту-160М2.

Первый полет обновленной машины запланирован на февраль 2018 года. В дальнейшем планируется усовершенствовать каждую из находящихся на вооружении машин Ту-160. Это способствует обновлению дальней авиации и повышению обороноспособности страны.

Подробнее о летных возможностях

Самолет «Белый лебедь», фото которого представлены ниже, считается одним из самых мощных и быстрых в мире. Он имеет размах крыльев от тридцати пяти до пятидесяти пяти метров с постоянной площадью поверхности 232 кв. Практические возможности по высоте полета для сравнения — более двадцати километров, пассажирское судно преодолевает не более 11,5 километров. Продолжительность полета бомбардировщика составляет более пятнадцати часов при боевом радиусе пять тысяч километров.

скорость самолета белого лебедя

Летные характеристики бомбардировщика

В отличие от американского бомбардировщика B-1B, Ту-160 предназначен для полетов в стратосфере, а не на земле. Поэтому во время его эксплуатации можно выполнять полеты с полными баками, тем самым достигая максимально возможной автономности.

Боевой диапазон 7300 км
Автономность без дозаправки 13 950 км максимум, 12 300 км практическое
Практический потолок 16000 м
Крейсерская скорость 850 километров в час
Полная скорость 2200 км / ч в стратосфере, 1030 км / ч на земле
Длина штриха и штриха 0.9 км

Обращаем внимание на достигнутые на Ту-160 характеристики набора высоты — 4,4 километра в минуту. Во время дозаправки этот самолет может оставаться в воздухе до 25 часов.

Модернизация

В 2002 году Минобороны РФ подписало договор с Казанским заводом ВВС на модернизацию 15 Ту-160 с продлением срока их полезного использования до 2030 года. В ходе этих работ произведена замена электронного оборудования, авионики, двигатели, кабельные системы и др. произведена модернизация под новые высокоточные крылатые ракеты Х-101.






27 апреля 2021 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов в ходе визита на Казанский ВВС объявил, что все 16 Ту-160, которые на тот момент находились в боевом составе ВКС, будут государства проходят «стопроцентную радикальную модернизацию». Замминистра подчеркнул, что ресурсов этих машин хватит до ввода в строй новых ракетоносцев Ту-160. 28 ноября 2021 года источник в ВПК сообщил о завершении сборки на КАЗе и отправке первого бомбардировщика, прошедшего такую ​​модернизацию, на испытания.

Аварии и катастрофы

За всю историю эксплуатации два экземпляра Ту-160 были потеряны. Весной 1987 года второй самолет опытной серии разбился из-за разрушения двигателя, всем членам экипажа удалось успешно катапультироваться. 18 сентября 2003 г. Ту-160 (бортовой номер «01 красный», имя собственное «Михаил Громов») потерпел крушение в районе с. Степное (Советский район Саратовской области). Во время испытательного полета из-за отказа дренажной системы самолет Правый топливный бак «развалился» и в правых двигателях возник пожар, после чего самолет взорвался и рухнул, экипаж погиб.

Эксплуатация

Первые два экземпляра были переданы на авиабазу Прилуки (в / ч 64204, Украинская ССР) до завершения испытаний. В 1991 году вам передали еще 19 машин. Были сформированы 2 эскадрильи. После распада СССР Украина вернула 8 Ту-160 из-за долга за газ. Остальное летательное оборудование было просто сдано в металл. 1 самолет в состоянии инвалидности находится в Музее стратегической и дальней авиации (Полтава). Последний комплекс ВВС Украины был уничтожен 2 февраля 2001 года.

В 2001 году по соглашению ОСВ-2 у России было 15 самолетов. Соглашение Минобороны и КАПО о модернизации всех агрегатов было подписано в 2002 году.

5 июля 2006 г на вооружение ВВС России был принят модернизированный бомбардировщик.

Достоинства и недостатки Ту-160

Ту-160 и F-16
Ту-160 в полете в Венесуэлу. Рядом летит F-16 норвежских ВВС

Несмотря на то, что некоторые американские политики пытаются продемонстрировать пренебрежительное отношение к «Белому лебедю», у этого самолета и сегодня есть большой потенциал. К его преимуществам, в частности, можно отнести:

  1. Большая грузоподъемность — до 45 тонн. Ни один другой стратегический бомбардировщик не способен поднять в воздух такую ​​внушительную массу;
  2. Высокая скорость полета. По этому показателю Ту-160 уникален;
  3. Широкий боевой диапазон. В то время как B-1B ближе к тактическим самолетам в этом отношении, White Swan по дальности полета довольно близок к гораздо более медленным Ту-95 и B-52;
  4. Высокая надежность. Сегодня Ту-160 по этому показателю опережает, например, средний бомбардировщик Ту-22М3.

Из недостатков машины можно отметить, прежде всего, невозможность использования обычного бомбового вооружения. Это сильно ограничивает практическое использование Ту-160, особенно в региональных конфликтах. Возможно, в будущем этот недостаток будет устранен.

Кроме того, технический персонал сталкивается со значительными трудностями при управлении «Белым лебедем» на земле из-за очень высокого уровня шума, создаваемого двигателями самолета. Вам даже придется надеть специальные наушники и антивибрационные ремни.

Тактико-технические данные бомбардировщика Ту 160

Ту 160 «Белый лебедь»

Лётные характеристики Ту 160

  • Максимальная скорость на высоте 12 тысяч м — 2200 километров в час.
  • Максимальная путевая скорость 1030 км / ч.
  • Крейсерская скорость — 850-920 км / ч.
  • Скорость подъема — 70 м / сек.
  • Практическая автономность без дозаправки — 14 тыс. Км.
  • Потолок — 15 600 м.
  • Боевая дальность — 7300 км.
  • Продолжительность полета 14,5 часа.

Силовая установка самолёта Ту 160

  • Четыре ТРДД НК-32 с тягой на маршевом режиме — 137,2 кН, на форсаже — 245,7 кН.

Размеры самолёта Ту 160

  • Длина самолета — 54,10 м.
  • Высота самолета — 13,10 м.
  • Размах крыла, стреловидность 200 — 55,7 м.
  • Размах крыла 350 — 50,7 м.
  • Размах крыла 650 — 35,6 м.

Вес самолёта Ту 160

  • Пустой и снаряженный самолет — 117 тонн.
  • Максимальная взлетная — 225 тонн.
  • Боевая нагрузка — 40 тонн.

Вооружение самолёта Ту 160

  • На барабанной установке — 6 КРВБ Х-55СМ / 101/102.
  • Ракеты малой дальности Х-15 — 12 шт

Новые модели воздушных средств

Весной 2000 года в состав ВВС России попала обновленная модель ракетоносца Ту-160. Спустя 5 лет комплекс был введен в эксплуатацию. Весной 2006 года завершился последний цикл испытаний модернизации с целью улучшения характеристик силового агрегата НК-32. Благодаря внесенным изменениям конструкторам удалось повысить надежность силового агрегата и в несколько раз увеличить его ресурс.

Модернизированный серийный бомбардировщик взлетел в небо в конце 2007 года. Согласно ранее утвержденным планам, в течение следующих 12 месяцев проектировщики должны были модернизировать еще 3 модели военных самолетов. Посмотрев фотографии Ту-160 предыдущих и обновленных моделей, вы сможете самостоятельно понять, какую неординарную работу проделали конструкторам.

В 2015 году Сергей Шойгу выступил с заявлением, в котором подчеркнул важность возобновления работы самых мощных бомбардировщиков. Заявка была рассмотрена и одобрена, что позволило российским авиаконструкторам возобновить производство

По предварительным данным, обновленные модели бомбардировщиков Ту-160 М и Ту-160 М2 поступят в серийное производство в начале 2023 года.

Оборудование

Панель приборов выглядит очень устаревшей. Осталось от предыдущих изменений. Однако начинка самая современная и включает:

  • электродистанционная система управления с одновременным использованием аналоговых и цифровых технологий;
  • оптико-телевизионный видоискатель, обеспечивающий точность поиска и наведения объекта;
  • радиолокационная установка с антенной, необходимой для картографирования местности;
  • противорадиолокационная система, защищающая от обнаружения противником;
  • система видеосъемки для пассивных помех.

Кабина Ту-160

Топливо

Но на это уйдет много времени.

Полностью укомплектованный «Белый лебедь» может вмещать 148 000 кг авиационного топлива. При этом не обычный керосин, а специальное азотированное топливо, которое дает характерный желтоватый дым на выхлопе. Да, это то, что позволяет бомбардировщику летать на такие большие расстояния без дозаправки. Имейте в виду, что вам придется потратиться на оборудование для азотирования топлива, а обычный самолет ТС-1 вам не подойдет, ищите Т-8 и будьте готовы к затратам.

Семь причин выбрать лебедя: чем знаменит стратегический бомбардировщик Ту-160

Что касается расхода топлива, то тут все просто. При дешевом круизном рейсе на каждые сто километров тратится около тонны топлива. Сверхзвуковой полет — это совсем другое. Точных цифр нет, но, по словам пилотов, в этом режиме на скорости 1800 километров в час за шестьдесят минут самолет потребляет 50-60 тонн топлива.

Сравнение с зарубежными аналогами

Самолет «Белый лебедь», характеристики которого до сих пор остаются одними из лучших в своем классе, в настоящее время снят с производства. Информация о возможном возобновлении производства агрегатов на базе Ту-160 пока не подтверждена, но многое зависит от экономической ситуации и спроса на машины. Следует отметить, что этот самолет не производился на экспорт.

Ниже приводится сравнительное описание основных параметров между «Белым лебедем», американским В-1 и английским «Тайфуном»:

Ту-160 М «Белый лебедь» Самолет производства США под маркой B-1 Британский истребитель «Тайфун»
Дальность полета без дозаправки — 12,5 тыс. Км в 2,5 раза ниже В четыре раза ниже
Переносное вооружение (бомбы и крылатые ракеты) — не менее 90 единиц В полтора раза меньше В два раза меньше
Показатели скорости — до 2300 км / ч В полтора раза меньше Почти вдвое
Мощность электростанции — 1800 * 4 Почти вдвое Слабее в 2,1 раза

Самолет «Белый лебедь»: описание модификаций

Рассмотрим отличия моделей, выпускаемых на базе Ту-160:

  1. Ту-161В — проект бомбардировщика, оснащенный силовой установкой на сжиженном водороде. Самолет отличается от базовой версии размерами фюзеляжа. Жидкое топливо этого типа помещалось в баки при температуре от — 250 градусов. Предусмотрена дополнительная гелиевая система, отвечающая за управление криогенными двигателями, а также азотный блок, контролирующий разрежение в теплоизоляционных отсеках ракетоносца.
  2. Модификация НК-74 оснащена экономичными реактивными двигательными установками со специальной форсажной камерой. Преимущество таких моделей — большая дальность полета.
  3. Ту-160П «Белый лебедь» — истребитель сопровождения большой дальности, способный нести ракеты класса «воздух-воздух» большой и средней дальности.
  4. Серия 160ПП — это прототип самолета радиоэлектронной борьбы.
  5. Ту-160К — проект, входящий в разработку авиационного ракетного комплекса «Кречет». Его модернизация направлена ​​на повышение эффективности и разрушительной силы баллистических ракет в случае ядерного взрыва.

Модификации бомбардировщика

Разработка проекта Ту-160 после распада СССР фактически прекратилась. По этой причине у «Белого лебедя» не было модификаций новой серии.

Ту-160 с комплексом
Ту-160 с комплексом «Бурлак» подвешен под фюзеляжем

Пока что можно говорить только о некоторых экспериментальных вариантах машины:

  1. Ту-160М и Ту-160М2. Эти проекты предполагают оснащение самолета новыми системами бортового оборудования, в том числе станциями радиоэлектронной борьбы, средствами управления и навигационной системой. Также после модернизации «Белый лебедь» сможет использовать бомбы свободного падения и исправлять;
  2. Ту-160П. Проект по превращению самолета в тяжелый истребитель большой дальности, вооруженный ракетами «воздух-воздух» большой дальности. Вспомните американский проект B-1R;
  3. Ту-160ПП. Он существует как макет. Основная идея — превратить бомбардировщик в самолет, специализирующийся на радиоэлектронной борьбе;
  4. Ту-160К. Платформа для запуска баллистических ракет. Такой бомбардировщик существовал только в виде эскизного проекта;
  5. Ту-161. Экспериментальный самолет с водородной силовой установкой;
  6. Ту-160НК-74. От базовой версии отличается только двигателями. НК-74 экономичны и позволяют увеличить дальность полета.

Отдельного упоминания заслуживает Ту-160СК: самолет, на котором предполагалось разместить 20-тонную систему «Бурлак», предназначенную для вывода космических аппаратов на орбиту Земли. Первоначальное назначение этого комплекса, получившего название «Воздушный старт», — аварийное снабжение группы военных спутников, однако возможно и гражданское использование.

Управление

Единицей управляет экипаж из четырех человек. Длина и высота самолета позволяют членам экипажа стоять вертикально, на борту есть кухня и санузел. Спаренные силовые агрегаты в количестве четырех штук прижимаются к фюзеляжу. При включенном форсированном режиме скорость самолета White Swan может достигать 2300 километров в час. На взлете этот показатель составляет четыре тысячи метров в минуту, машина может взлететь с взлетно-посадочной полосы длиной не менее восьмисот метров и приземлиться на аналогичную платформу, длина которой составляет два и более километров.

Производство

Серийное производство «Белого лебедя» было запущено в 1984 году на базе Казанского авиационного производственного объединения. К 1994 году был выпущен 41 автомобиль. Затем производство было приостановлено до начала 2000-х годов.

Новые самолеты, выпущенные в 2000-х годах, оснащены модернизированными двигателями НК-32 для Ту-160. Новые двигатели отличаются более длительным сроком службы и повышенной надежностью.

В апреле 2008 года в Казани прошла церемония передачи нового самолета на вооружение ВВС РФ. Новый самолет был назван в честь Виталия Копылова (в честь бывшего директора КАПО) и вошел в состав 121-го тяжелого бомбардировочного полка Красного флага Севастопольской гвардии, базирующегося в Энгельсе.

В декабре 2021 года заместитель министра обороны РФ Алексей Криворучко объявил о начале производства на Казанском заводе ВВС первого модернизированного Ту-160М2. Ожидается, что первый из этих бомбардировщиков будет принят на вооружение в 2021 году.



Современное положение

На 2013 год на вооружении ВВС России находилось 16 боевых машин. 10 из них переведены на модернизацию. Обновленный стратегический бомбардировщик демонстрируют в аэропорту Куркачи в Татарстане: Ту-160 был первым из линейки М».

В 2016 году машины еще проходили испытания в аэропорту Борисоглебское, т.к специалисты восстановили оригинальные технологии. На 2017 год в распоряжении ВВС России было 16 машин.

Первый пуск опытной установки осуществлен на Казанском заводе ВВС. Ранее замминистра обороны Юрий Белоусов объявил об отправке первой модернизированной машины в 2018 году, о начале серийного производства в 2021-2023 годах.

Интересно знать! В декабре 2018 года Минобороны объявило, что новый стратегический авианосец присоединился к дальней авиации.

Вооружение

Несмотря на всю внешнюю красоту и изящество, Ту-160 — это, прежде всего, грозное боевое оружие, которое вполне способно организовать небольшой Армагеддон на другом конце света.

Изначально «Белый лебедь» задумывался как «чистый» ракетоносец, поэтому самым мощным оружием самолета являются стратегические крылатые ракеты Х-55. Несмотря на дозвуковую скорость, они летают на очень малых высотах, огибая землю, что затрудняет их перехват. Х-55 способен доставить ядерный заряд на расстояние до 3000 км. Ту-160 может нести до 12 ракет этого типа.

Ту-160 на трассе

Ракеты Х-15 предназначены для поражения целей на меньших дальностях. Это гиперзвуковые ракеты, которые после пуска движутся по аэробалистической траектории, выходя в стратосферу (высота до 40 км). Каждый бомбардировщик может нести до 24 таких ракет.

Грузовые отсеки Ту-160 также могут принимать обычные бомбы, поэтому «Белый лебедь» можно использовать и как обычный бомбардировщик, хотя, конечно, это не его основное предназначение.

В перспективе Ту-160 предполагается вооружить перспективными крылатыми ракетами Х-555 и Х-101. Они имеют большую дальность действия и могут использоваться для поражения как стратегических, так и тактических целей.

Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии