БМП-1: технические характеристики (ТТХ), модернизация, вооружение, калибр пушки, расход топлива, скорость

История создания и конструкция боевой машины

БМП-1 разрабатывалась в спецконструкторском бюро Челябинского завода под руководством конструктора Павла Исакова. Работы по его созданию начались в 1960 году. Это был легкий, мобильный, амфибийный автомобиль, с которого десант спускался бы только для преодоления подготовленной обороны. Внешний вид автомобиля сложился не сразу, поэтому первая версия плыла с помощью струи воды.

Боевая машина пехоты БМП-1

А один проект — «Объект 765» предусматривал встроенные пулеметные установки, из которых велась стрельба из мотострелков. Интересно, что позже аналогичная идея была подхвачена и на БМП-3. Официально БМП-1 была принята на вооружение в 1966 году, а через год впервые приняла участие в параде на Красной площади. Выпуск налажен на Курганском заводе.

Броня БМП-1 должна была обеспечивать защиту от снарядов 23-мм пушки в лобовой проекции и 7,62-мм пуль «по кругу». Лобовая броня не очень толстая — всего 19 мм, но расположена под значительными углами наклона, что увеличивает вероятность отскока пули.

Боковая броня машины имеет толщину 18 мм и толщину вверху 16 мм. Этого может быть недостаточно для защиты от современных 7,62-мм бронебойных снарядов, но когда-то этого было достаточно. Но БМП-1 не защищала от огня крупнокалиберных пулеметов. Толщина крыши и люков 6-7 мм.

Основным противотанковым оружием БМП-1 была управляемая ракета «Малютка», установленная над пушкой.

Внутри находились еще четыре ракеты. 73-мм гладкоствольная пушка «Гром» разработана на базе унифицированного с ней треножного гранатомета ЛНГ-9 по баллистике.

Основным боеприпасом был активно-реактивный кумулятивный выстрел ПГ-15, способный пробивать до 300 мм брони. Боекомплект — 40 патронов в носителе автомата заряжания. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 мм, боезапас до 2000 патронов. Приводы башни электромеханические, есть ручные резервные.

Когда боевое применение БМП-1 показало недостаточность противопехотных возможностей орудия, в 1974 году в боекомплект пистолета была включена осколочная граната ОГ-15В, снаряженная 735 граммами тротила. В отличие от кумулятивного выстрела, у него не было реактивного двигателя (а значит, и другая баллистика), и он не подходил к автомату заряжания, что заставляло заряжать его только вручную. Прицельная сетка шестого видоискателя в связи с этим получила новую направляющую шкалу.

Для использования стрелкового оружия по бокам имеется восемь бойниц, при этом две лобовые используются для стрельбы из пулеметов, а остальные шесть автоматические.

Еще одна прорезь для автоматического огня предусмотрена в кормовой двери. Пороховые газы при стрельбе необходимо отсасывать по системе трубопроводов.

Моторный отсек находится впереди, двигатель перемещен на правый борт, чтобы освободить место для отделения управления. В центре корпуса — башня, боевое отделение. Наконец, задняя часть машины занята площадкой для приземления. Также есть топливный бак с сидящими сзади мотострелками. Дополнительные баки расположены в кормовых дверях и не нуждаются в дозаправке в боевой обстановке.

Водитель сидит в носовой части автомобиля с левой стороны за трансмиссией. Управляйте БМП с помощью Т-образного руля и наблюдайте за ситуацией через три призматических перископа. Сразу за водителем — место командира машины. Помимо перископов на нем установлен прибор наблюдения ТКН-3Б с дневным и ночным каналами.

БМП-1 внутри

Американцы заметили, что инфракрасный прожектор командира над люком закрывает сектор стрельбы орудия. Башня одноместная, есть пост наводчика. Наконец, гости садятся на корму лицом в стороны. Также каждому стрелку предоставляется наблюдательный перископ.

Двигатель: шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 300 л.с. Умеет работать не только на дизельном топливе, но и на авиационном керосине. Интересной особенностью мотора является большой угол развала, что обеспечивает небольшую высоту агрегата.

Двигатель машины запускается пневматическим пуском, предусмотрен дополнительный электрический.

Есть предпусковой подогреватель. Коробка передач механическая, пятиступенчатая. Механизмы колебаний планетарные. Торсионная подвеска с гидроамортизаторами. Машина плывет, перематывая гусеницы.

Для защиты от оружия массового поражения БМП-1 оснащалась противорадиационным покрытием, фильтрующим блоком и уплотнительными средствами. Система работала автоматически, но также могла быть активирована вручную. Для тушения пожаров в энергетическом отделе предусмотрена автоматическая система пожаротушения.

BMP1 дизайн

Двигатель остановился, когда он был активирован. Пожар в боевом отделении пришлось тушить вручную с помощью углекислотного огнетушителя. Изначально БМП-1 могла ставить дымовую завесу, впрыскивая топливо в выхлопной тракт, на модификации БМП-1П появились дымовые гранатометы.

Тактико-технические данные в сравнении с зарубежными аналогами

Тот факт, что БМП-1 стала первой серийной боевой машиной пехоты, не означает, что советские конструкторы значительно опередили свое время. Немецкая БМП «Мардер» пошла в производство в 1969 году, а в начале 1970-х годов свою машину представили и французы.

БМП-1 «Мардер» АМХ-10П

Экипаж + высадка, чел 3 + 8 3 + 7 3 + 6
Масса, т 13 28,5 14,2
Длина, м 6,7 6,79 5,77
Высота, м 2.0 2,98 1,87
Максимальная скорость, км / ч 65 75 65
Вооружение 73-мм пушка, 7,62-мм пулемет, ПТУР «Малютка» 20-мм пушка, 2 7,62-мм пулемета, ПТУР «Милан» 20-мм пушка, 7,62-мм пулемет

Немецкая машина намного тяжелее своих «современников». Он стал родоначальником подкласса «тяжелых боевых машин пехоты» — не плавающих, а с более мощной защитой. Уже первые модификации «Мардера» должны были обеспечивать всестороннюю защиту от 14,5-мм пулеметов. Французская машина по безопасности была примерно такой же, как БМП-1. Примечательно, что изначально иностранные конструкторы вооружили БМП автоматическими пушками, которые в СССР появятся только на машине следующей серии — БМП-2.

Описание БМП-1

Двигатель этой машины находится спереди (справа), рядом с ним (слева) — отсек управления. Боевое отделение занимает центральную часть БМП, а в корме расположено десантное отделение, в котором могут разместиться восемь десантников.

Якорь состоит из катаных стальных пластин, установленных под крутым углом. По бокам БМП есть бойницы, которые закрываются специальными амортизаторами. Всю заднюю часть машины занимают посадочные двери, которые также служат топливными баками. Башня БМП литая, круглая. Он оснащен 73-мм пушкой Thunder и пулеметом. БМП также вооружена противотанковыми ракетами «Малютка».

БМП-1 умеет плавать. Благодаря форме корпуса и специальным закрылкам он может двигаться со скоростью 7 км / ч. Движение в воде осуществляется путем перемотки гусениц. Опорные колеса полые для улучшения плавучести автомобиля.

Машина оснащена шестицилиндровым дизельным двигателем, что придает ей высокую маневренность. Ниже приводится описание технических характеристик БМП-1.

Концепция БМП-1 и история ее создания

В середине 60-х годов прошлого века стало ясно, что бронемашина БТР-50П морально устарела и ей пришлось искать замену. Одновременно начали работать несколько советских конструкторских бюро. КБ Челябинского завода разработало новую боевую машину БМП-1. Она стала первой в мире БМП, запущенной в серийное производство. Исаков был главным дизайнером этого проекта. Челябинцы одновременно представили несколько вариантов будущего автомобиля.

В 1966 году БМП-1 была принята на вооружение, а в 1967 году ее впервые показали публике во время парада в Москве.

БМП-1, в отличие от бронетранспортера, должна была не только доставлять пехоту, но и поддерживать ее в бою. При проектировании машины были решены аналогичные задачи. БМП-1 оснащалась 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и ПТУР «Малютка». На машину установили очень удачный дизель В-2.

Надо сказать, что БМП обычно оснащаются более совершенными системами стабилизации вооружения, прицелами и системами управления огнем, чем бронетехника. На БМП часто устанавливают противопожарные системы и дымовые завесы. Хотя по броневой защите бронетранспортеры и боевые машины пехоты приравнены друг к другу. Бронемашина обычно вооружается пулеметом, а на БМП чаще всего устанавливается пушечное вооружение.

БМП-1

БМП-1 производились в СССР, Польше, Чехии и Индии. Производство этих машин было остановлено в 1988 году.

Создание и начало эксплуатации этой бронемашины пришлось на период бурного развития противотанкового оружия. Основные претензии к этой машине, в первую очередь, связаны со степенью безопасности.

Несколько стран НАТО приняли на вооружение новые подкалиберные снаряды, способные поражать лобовую броню БМП-1 на дальности до 1000 метров. Пушка Bushmaster, установленная на основной американской БМП Bradley, могла пробивать броню БМП-1 на максимальном расстоянии до 2000 метров.

Опыт войны в Афганистане и арабо-израильского конфликта показал, что боковая броня также может быть пробита пулей калибра 12,7 мм. Попадание противотанковой гранаты привело к возгоранию машины и взрыву боеприпасов.

БМП-1 состояла на вооружении нескольких десятков стран. В некоторых местах он до сих пор используется. Этот бронетранспортер участвовал в конфликтах в разных уголках мира. Было много попыток модернизировать автомобиль. Их главной целью было усиление оружия и улучшение броневой защиты. Нередко вместо гладкоствольного орудия Грома устанавливалась автоматическая пушка, гранатомет или противотанковый комплекс. В настоящее время известно около двух десятков различных модификаций БМП-1. Кроме того, на его основе был создан ряд машин, выполняющих различные специальные задачи. Чтобы их описать, потребуется много времени. Это машины личного состава, машины разведки, машины скорой помощи и даже машины, которые используются в народном хозяйстве в чисто мирных целях.

БМП-1

Модификациии боевое применение

Еще во время производства БМП-1 в производство пошла ее доработанная версия — БМП-1П. Его оснастили дымовыми гранатометами и усилили противотанковое вооружение, заменив ПТУР на более современный «Фагот». Командирские версии выпускались с дополнительными радиостанциями и специализированными командно-штабными машинами. На базе БМП-1 построено инженерное, ремонтное и эвакуационное оборудование. Позже различные компании предлагали модификации с современным вооружением и силовой броней.

Боеприпасы БМП-1

Боевое крещение БМП-1 стало четвертой арабо-израильской войной. Египетские и сирийские БМП-1 продемонстрировали впечатляющие противотанковые качества, но в целом низкий уровень подготовки арабских солдат пагубно сказался на ресурсе, они быстро вышли из строя из-за недостаточного ухода. С началом гражданской войны в постколониальной Анголе БМП-1 использовались там против южноафриканских войск и зарекомендовали себя как довольно мощная и надежная машина.

Когда советские войска вошли в Афганистан, производство БМП-1 уже подходило к завершению, но им удалось принять в нем участие вместе с более современной техникой. И они оказались не самыми подходящими для афганских условий. Углы прицеливания пушки «Гром» не позволяли вести огонь по целям на высоте, тонкая броня крыши иногда пробивалась даже при пулеметном огне.

Автомобиль также был защищен броневыми экранами, вооруженными автоматическими гранатометами.

После распада СССР БМП-1 использовалась во всех локальных войнах на постсоветском пространстве и до сих пор участвует в арабских и африканских гражданских войнах.

БМП-1 не стала «первым блинчиком», бугристым, будучи довольно эффективной машиной. Возможности машины несколько ограничивались неудачно подобранным комплексом вооружения. В 1970-х годах орудие «Гром» еще компенсировало недостаточные противопехотные возможности за счет высокой бронепробиваемости. Но он уже не мог поражать танки с реактивной броней и комбинированной броней.

Однако следующая боевая машина БМП-2 конструктивно не сильно отличается от предшественницы, а обновленные варианты БМП-1 не уступают по огневой мощи современным конкурентам. Это может означать только то, что идея и реализация были успешными.

Бронирование

Дополнительные топливные баки расположены в задних люках БМП-1

В требования ТТЗ входила защита машины от бронебойных снарядов калибра 23 мм с передовой линии огня на дистанции 500 метров и защита в круге 7,62 мм бронебойными снарядами с дистанции 75 метров. Лобовые броневые листы корпуса БМП-1, расположенные под большими углами наклона, выдерживают поражение снарядами полевой артиллерии, бронебойными снарядами стрелкового оружия и крупнокалиберными пулеметами калибра 12,7 мм, причем последние в секторе стрельбы под углом 60 градусов от нуля диапазон. В большинстве случаев лобовая броня не пробивала боеприпасы 20-мм автоматической пушки Oerlikon (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенно зависит от страны-производителя. Боковая броня, кормовая броня, а также крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от пуль 7,62-мм стрелкового оружия нулевой дальности и легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня из пулеметов калибра 12,7 мм с близкого расстояния и от тяжелых осколков пулеметов снаряды. Однако полевые испытания показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, устойчивы к повреждениям от стандартных 12,7-мм пуль. Во время боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из многоцелевых пулеметов (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м бронебойные снаряды калибра 7,62 мм в отдельных случаях пробивали кормовые двери и крышки люков. БМП-1.

Критика

Корпуса БМП-1 или БМП-2 (слева - корпус БМП-1).

За длительный период эксплуатации БМП-1 и БМП-2 новые «угрозы» защите машины появлялись неоднократно. Так, в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20 × 139 мм для пушек Hispano-Suiza HS 820, Rheinmetall RH 202 и M 693 (F2) с APDS-DM 63 (Германия) и OPTSOC (Франция), сухопутные войска из этих государств имеют возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дистанций 800-1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной американской БМП М2 «Брэдли» дают защиту брони БМП-1, при этом обеспечение бронепробиваемости 28 мм / 60 градусов / 1500 М. Во время первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой для бронебойных подкалиберных пуль 25-мм автоматических орудий. По данным испытаний, проведенных в США, на броню БМП-1 и БМП-2 действует подкалиберный бронебойный снаряд (БПС с отсеком) M791 25-мм пушки Bushmaster M242 на дальностях 1500-2000 м Allo При этом масштабных планов модернизации автомобилей в последние десятилетия для повышения их безопасности не было.

Опыт арабо-израильской войны 1973 г и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм снарядов в боковой проекции машины, а попадание противотанковой гранаты обычно приводило к Автомобиль загорелся, после чего произошел взрыв боеприпасов.

Защита и вооружение

БМП-1 Башня

Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольную пушку 2А28 «Гром», 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и противотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении навешивается и транспортируется противотанковый пулемет. — авиационный ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».

Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из катаной стальной брони повышенной твердости. В верхней лобовой части имеется большой люк, закрытый складывающейся ребристой броней из алюминиевого сплава, через которую открывается доступ к двигателю. Коническая башня. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационное покрытие. Из-за низкой подъемной силы ствола в Афганистане такие же экипажи были усилены на башне «Пламя» АГС-17, что улучшило боевые характеристики машины в горных условиях.

ТТХ БМП-1

Боевая масса, кг 12 600
Экипаж, чел 3 + 8
Габаритные размеры, мм
Длина 6460
Длина 2940
Рост 2068
Вооружение
73-мм пистолет «Гром», ПТУР «Малютка»
Механизм загрузки электромеханический
Указывающее устройство 1ПН22М1
ИК-осветитель ОУ-3ГА2
Средства для установки штор Tda
Мотор уТД-20 дизель
Максимальная мощность, л.с вместе с. 300
Количество цилиндров 6
Удельная мощность 23,8
Емкость топливного бака, л 462
Максимальная скорость, км / ч 65
Запас хода, км 600
Бронирование, мм 26 июня
Радио станция Р-123 М
Навигационное оборудование ГПК-59

Машины на базе

Вероятно, БМП-1КШ в плохом состоянии, Тольятти

БМП-1КШ — командно-штабная машина, без вооружения, неподвижной башни, телескопической антенны (высота антенны после развертывания 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 — 2 шт., Р-123, ТПУ Р-124, навигационным оборудованием, приборы химической и радиоактивной разведки, автономный бензиновый электрогенератор.

БРМ-1К — Боевая разведывательная машина

БРЭМ-2 — бронированная спасательная машина

Объект 680 — Опытная боевая машина пехоты

Объект 768 — Опытная боевая машина пехоты

ПРП-3 — мобильный пункт съемки

ПРП-4М — мобильный съемочный пункт

ПРП-4МУ — мобильный разведывательный пункт

БТЗ-3 — российский бронетранспортер

РМ-Г — российская гусеничная ремонтная машина

ЛПМ-2 — белорусская пожарная машина

Березина 1 — транспортная машина

Березина 1М — транспортная машина

Березина 1ТЛП — тягач-автовоз

Березина-2 — белорусский аварийно-транспортный автомобиль

ШМ vz.85 ПРАМ-С

BPzV — чехословацкая боевая разведывательная машина на базе BVP-1, выпускавшаяся в Детве с 1984 по 1987 год.

ШМ vz.85 ПРАМ-С — чехословацкий самоходный 120-мм миномет на базе БВП-1, выпускавшийся в 1980–1990 годах на заводах Тренчин и Дубница-над-Вагом.

AMB-S — чехословацкая скорая помощь.

VOV — чехословацкая командно-личная машина.

VPV — чехословацкая бронированная эвакуационная машина.

OT-R5 — чехословацкий командный пункт BEČVA.

ОТ-90 — чехословацкий бронетранспортер, созданный на базе БВП-1, на башне установлен ОТ-64-2А, вооруженный 14,5-мм пулеметом КПВТ.

VT-90 — Командный пункт чехословацких сил по оказанию помощи.

DTP-90 — Чехословацкая мастерская технической помощи.

MGC-14.5 — чешский бронетранспортер на базе BVP-1. Пусковая установка 9М14М «Малютка» демонтирована из башни, 73-мм пушка «Гром» 2А28 заменена на 14,5-мм пулемет КПВТ. Обновленная башня получила название MGC-14.5.

MGC-M1 — MGC-14.5 с дополнительной пассивной защитой (уровень противоминной защиты 2, уровень защиты от ударов 4 по STANAG 4569) и активными сетчатыми защитными щитами, реактивной броней ERA или NXRA на выстреле.

M89 — румынская самоходная артиллерийская установка. Созданный на шасси МЛИ-84, полностью изменили корпус, установили башню САУ 2С1 Гводика, вооруженную 122-мм гаубицей Д-32.

На Рубцовском машиностроительном заводе на базе агрегатов и групп БМП-1 разработаны и запущены в серийное производство гусеничные машины для народного хозяйства:

  • ГТ-ТМ — модернизированный гусеничный транспортер;
  • ГПЛ-520 — совещание по ремонту гусеничных путей;
  • изделие 521 представляет собой универсальное гусеничное шасси.
  • ЛПА-521 — отряд лесного пожаротушения;
  • МГШ-521М1 — универсальное гусеничное шасси;
  • МГП-522 — гусеничный легковой автомобиль;
  • СКБМ-523 — машина крановая специальная ;
  • ПГБМ-528 — буровая гусеничная;
  • МГТ-529 — автовоз.
Оцените статью
Блог про вооружение Российской Армии